Целью создания шкалы бине симона явилась. Шкала умственного развития Бине—Симона. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест…

Средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты: каждая задача данной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его возраст умственный.


  • - см. Бине-Симона психический возраст...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Бине-Симона...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Тест Бине - Симона - средство для диагностики развития интеллекта - , предложенное в 1905 г. А.Бине - и Т.Симоном - . Сначала тест состоял из 30 ...

    Психологический словарь

  • - Один из первых тестов для исследования интеллектуального уровня детей. Путем сопоставления "интеллектуального" и фактического возрастов выводится так называемый "интеллектуальный коэффициент" ...
  • Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Определение интеллектуального уровня ребенка по соотнесению результатов, получаемых при тестировании со среднестатистическими результатами, полученными при стандартизированном исследовании определенных...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - ж., устар. То же, что Зец-бине. - Руды на шлам-грабене промываются следующим образом: на бине насыпают от 16 до осьмнадцати коробов истолченной руды...
  • - ж., устар...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - уровень умственного развития ребенка, определяемый на основании результатов его экспериментально-психологического обследования с помощью тестов Бине-Симона, выраженный в виде возраста той группы детей,...

    Большой медицинский словарь

  • - тесты, используемые для экспериментально-психологического обследования умственного развития детей, представляющие собой специальные задачи, решение которых доступно детям определенной возрастной группы при...

    Большой медицинский словарь

  • - Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...
  • - Бине, Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский психолог. Труды по экспериментальному изучению высших психических функций, диагностике умственного развития ребенка. Разработал серию тестов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - СИМОНА ы, ж. Simone. Французское женское имя. Симона де Бовуар - одна из знаковых фигур эмансипации женщин во Франции. Кое-что раздражает меня в произведениях Азольского. Ну, например: "....

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Сим"...

    Русский орфографический словарь

  • - Симона послушная...

    Словарь синонимов

"тест Бине-Симона" в книгах

А. Бине (1857–1911)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Бине (1857–1911) В истории психологии известно немало примеров того, когда имя выдающегося ученого и мыслителя оказалось прочно связано с созданным им исследовательским или диагностическим методом, хотя этот метод был лишь одной из его конкретных разработок, служащей для

БИНЕ АЛЬФРЕД.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест…

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест… Одним из методов набора людей является сокращенный этап набора методом тестирования. Суть его заключается в том, что при обращении к вам подходящего соискателя просите его выполнить тестовые задания. Желательно это

Реєстр нагороджених хрестом Симона Петлюри за участь у збройній боротьбі за державність України під проводом головного отамана Симона Петлюри 1917–1921 рр

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Бине Альфред

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Альфред Бине: выявление способностей к обучению

автора Стернберг Роберт

Альфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед

Тесты, основанные на теории Бине

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя

Из книги Антисемитизм: концептуальная ненависть автора Альтман Илья

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя Г-н Президент, уважаемые гости, для меня высокая честь, быть гостем Музея мира и толерантности в

лат. scala - лестница] - тест интеллекта, являющийся родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б. -С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. Б.-С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли решить задания за пределами определенного уровня сложности. На этой основе и проводиласьдифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоретическими положениями был сделан акцент на «сложные интеллектуальные процессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался. В 1908 г. Б.-С. у. р. ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена стандартизационная выборка. В этом варианте теста авторами ставилась более широкая задача - помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Тестызадания группировались по возрастным уровням,вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста было заменено термином «умственный возраст».

Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.

В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации ("забегания" восприятия вперед).


Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод,который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции - психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Любой личностный опросник, как правило, содержит определен­ный перечень вопросов, на которые испытуемый должен дать ответ.

Эти ответы он либо формулирует сам (открытый вариант), либо вы­бирает один из предлагаемых ответов (закрытый вариант).Наиболее известным примером личностного опросника яв­ляется Многостадийный личностный опросник штата Минне­сота (MMPI). Этот тест не только один из самых употребляемых личностных опросников, но и источник обширного потока исследова­ний. На сегодняшний день по MMPI опубликовано свыше" 3500 работ, значительная часть которых посвящена факторному анализу шкал MMPI и влиянию стиля ответов на тестовые показатели.

Обычно проективные методики являются также методиками за­маскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подоз­ревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдель­ных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обна­ружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однознач­ны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции.

Одна из самых популярных проективных методик исследо­вания личности связана с использованием чернильных пятен Роршаха. Разработанная швейцарским психиатром Германом Рорша-хом, эта методика впервые была описана в 1921 г. Хотя стандарти­зированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диаг­ностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В ре­зультате подобных клинических наблюдений те характеристики от-ЦВ ветов, которые можно было соотнести с различными психическими»! заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей.»;

Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью! дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных»! людей, художников, ученых и других лиц с известными психологи-1 ческими характеристиками.

В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из кото-,| рых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен вы- i полнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные-! штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой | сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит, что. могло бы изображать пятно. Помимо дословной записи ответов ис­пытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время! ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие из-. менения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. По­сле предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определен­ной системе опрашивает испытуемого относительно частей и осо­бенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или до­полнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих включае­мых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерми­нанты, содержание.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, ка­кая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или j какая-то комбинация белого и темного участков. .1

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и | «движение». Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как дви­жущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих катего­рий проводится более подробная дифференциация. Например, дви­жение человека, движение животного, а также абстрактное или не­одушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, тек­стуру, неопределенную форму, скажем, облако или серо-белое вос­произведение цвета. |

Содержание. Трактовка содержания меняется в зависимости от j системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются чело­веческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести не­одушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы. Показатель популярности часто определяется на основе относи­тельной частоты различных ответов среди людей вообще.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей теста Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) - проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности - внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) - это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.

Рисованный апперцептивный тест в силу большей лаконичности и простоты нашел применение в семейном консультировании, при оказании социально-психологической помощи пресуицидентам, а также в клинике неврозов и судебно-психиатрической экспертизе.

Начало схоже с зарубежной психодиагностикой. Основа - экспериментальная психология, которая у нас была материалистична в своей основе. У истоков экспериментальной психологии два великих физиолога - Сеченов и Павлов.
У Сеченова - материалистический субстрат деятельности (мозг).
У Павлова - теория условных рефлексов. Доказал психику физиологическими методами.
Бехтерев - его рефлексология является реализацией рефлекторной теории Сеченова и условных рефлексов Павлова.
Связь психических явлений с деятельностью мозга. Любое психическое явление связано с мозгом.
Психику Бехтерев назвал невропсихикой.
Психологию нужно переставить на объективные рельсы.
Бехтерев - создатель психоневрологического института. Инициировал создание первой в России лаборатории экспериментальной психологии в 1885 году при Казанском университете. Затем в Харькове, Санкт-Петербурге...
Первая экспериментальная лаборатория в Москве - 1895 год - Корсаков открыл на базе клиники нервных болезней Московского университета.
Единственная лаборатория при филологическом факультете в Новороссийске. Изучали объективные проявления психики.
В конце 19 века появилась экспериментальная психология.
В 1909 году при МГУ Г.И.Россолимо выполнил отечественную психодиагностическую работу. "Методика индивидуального психологического профиля". Методика, направленная на выявление умственной отсталости. С ее помощью можно оценить 11 психических процессов по 10-ти бальной системе.
Психические процессы разделил на 3 группы:
1. внимание и воля
2. точность и прочность восприятия
3. ассоциативная деятельность (мышление)
По результатам обследования строил систему координат, по горизонтали - 11 психических процессов, по вертикали - 10 баллов.
Результаты диагностики наносил на систему координат. Соединив точки можно оценить уровень выраженности психических процессов.
По форме профиля можно определить умственное развитие (отсталость) испытуемых.

Психодиагностический метод тестов развивался в педологии - наука о детях (комплексная наука - информация от педагогов, психологов, медиков).

На практике, уделялось большое внимание методу тестов для распределения детей по разным типам школ (для умственно отсталых детей, уровень интеллекта детей в обычных школах).

Результаты тестов интерпретировались неверно (интеллектуальные тесты говорят о врожденных свойствах интеллекта). Обследование с помощью тестов показало, что дети рабочих и крестьян - более низкие уровни интеллекта, что связано с разными традициями воспитания.

Трактовка ошибочная - плохая наследственность, поэтому педология была запрещена с 4 июля 1936 года. Следовательно, запрещено использование тестов в рамках педологии и как следствие запрет психодиагностики.

Слово "тест" - стало антинаучным, вредоносным.

До конца 60-х годов продолжался запрет на педологию и психодиагностику. Психодиагностика отсутствовала на нашей стране. Вплоть до 80-х ее не было как учебной дисциплины в ведущих вузах России.

Сейчас в области психодиагностики поголовная безграмотность. Уровень развития очень низкий по сравнению с зарубежными стандартами.

В своей работе в общеобразовательном учреждении психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна - следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип ненанесения ущерба. Принцип ненанесения ущерба - один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

"Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта ;

в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности .

Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен удовлетворять каждый тест.

Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из сырой шкалы в стандартную. Эта процедура называется стандартизация тестового балла.

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).

Тест Бине-Симона - наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития способностей.

Истоия появления

​Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

Модификации теста

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США); созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства

подобных методик, позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке психологического диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.

В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.

Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.

Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.

Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.

Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.

Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.

Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.

Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).

Внимание! Перед прохождением теста, рекомендуется провести интеллектуальную разминку: сосчитать вслух от ста до единицы, задом наперед, или, как можно быстрее, вспомнить и назвать 20 экзотических мужских и женских имен. После такой разминки Вы почувствуете, что готовы к решению и более сложных задач.



 

Возможно, будет полезно почитать: