Эксперимент: кем станет Ваш ребёнок. Детская психология: как определить призвание ребенка Кем же станут ваши дети в будущем

Наверняка все родители задумываются, кем в будущем станет их малыш. Разумеется, пока ребенок еще мал, рано говорить о возможном выборе профессии. Но все же можно выявить некоторые особенности, которые так или иначе предопределят выбор ребенка. Мы предлагаем вашему вниманию следующий тест, с помощью которого вы можете лучше узнать своего сына или дочь.

Предлагаются два утверждения, ребенок должен выбрать одно.

1. а) мне нравится бывать в разных местах, путешествовать;

б) мне не нравится бывать в разных местах, путешествовать.

2. а) я люблю гулять под дождем;

б) Когда на улице дождь, мне больше нравится сидеть дома.

3. а) мне нравится играть с животными;

б) я не люблю играть с животными.

4. а) Мне бы хотелось стать участником интересного приключения;

б) меня пугает сама возможность каких-либо приключений.

5. а) я бы хотел, чтобы у всех исполнялись все желания;

б) я понимаю, что все желания людей исполнится не могут.

6. а) я не люблю быстро ездить.

б) Я люблю быстро ездить.

7. а) когда я вырасту, я бы не хотел(а) стать начальником;

б) когда я вырасту, я мечтаю стать начальником.

8. а) я не люблю спорить с другими;

б) я не боюсь спорить, потому что это бывает очень интересно.

9. а) я иногда не понимаю взрослых людей;

б) я всегда понимаю взрослых.

10. а) я бы не хотел(а) попасть в сказку;

б) я бы хотел(а) попасть в сказку.

11. а) я бы хотел(а), чтобы жизнь была веселой,

б) я бы хотел(а), чтобы моя жизнь была спокойной.

12. а) я медленно вхожу в холодную воду, когда купаюсь в море или в реке,

б) я стараюсь как можно быстрее прыгнуть в холодную воду.

13. а) я не очень люблю музыку;,

б) я очень люблю музыку.

14. а) я считаю, что быть невоспитанным и грубым плохо,

б) я считаю, что плохо быть скучным и занудным человеком.

15. а) я люблю веселых людей,

б) я люблю спокойных людей.

16. а) мне было бы страшно полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом,

б) я с удовольствием попробовал(а) бы полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом.

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, сверьтесь с ключом.

1) а. 5) б. 9) а 13) б.

2) а. 6) б. 10) б. 14) б.

3) б. 7) б. 11) а. 15) а.

4) б. 8) б. 12) б. 16) б.

Если ответ совпадает с ключом, то поставьте один балл. Потом подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от 11 до 16 баллов – он всегда стремится к новым впечатлениям. Повседневная, рутинная, однообразная жизнь его не устраивает. Соответственно, профессия, требующая монотонной работы, вряд ли покажется ему привлекательной. Ваш ребенок склонен к риску, он может прекрасно проявить себя в творческой сфере. Старайтесь по мере взросления предлагать ему такие занятия, которые связаны с частой сменой впечатлений.

Если ваш ребенок набрал от 6 до 10 баллов – он прекрасно умеет контролировать себя. Его, несомненно, привлекает новая информация. Но он никогда не позволит себе рисковать. Ваш ребенок сдержан и рассудителен. Ему прекрасно подойдет сфера деятельности, требующая вдумчивости и спокойного поведения. Ребенок может решиться на рискованный поступок, но прежде он как следует все обдумает. Ему может подойти практически любая сфера деятельности (разумеется, в зависимости от его собственных интересов). Он сможет преуспеть в таких профессиях, для которых требуется смена впечатлений, и в тех, которые связаны с монотонной упорядоченной работой.

Если ваш ребенок набрал от 0 до 5 баллов – он очень осторожен и предусмотрителен. Он не стремится к новому, новизна пугает его. Ему противопоказаны сферы деятельности, связанные с частой сменой впечатлений. Ваш ребенок сможет преуспеть там, где нужна усидчивость, вдумчивость и внимательное отношение к процессу деятельности.

Детская психология помогает выявить уникальные способности ребенка. Откуда появляются талантливые и до безумия влюбленные в свою работу музыканты, врачи, спортсмены, писатели, артисты ? Они рождаются такими, или увлеченность возникает уже в процессе жизненного пути?

Ответы на все эти вопросы - в нашем материале.

Семейная традиция

В актерских, музыкальных или медицинских династиях выбор жизненного пути ребенка зачастую предопределен семьей, в которой они родились и воспитывались.

Помните о детях актеров или певцов, выросших, по словам их родителей, за кулисами? Желание стать кем-то как папа или мама возникает не специально, а из-за невероятной увлеченности своей профессией родителями.

Психофизиолог Вадим Ротенберг рассказывает : «Некоторые способности ребенка, такие как абсолютный слух или математическая одаренность могут передаваться в генах, но не существует гена врача или актера. Все дело в детской психологии и потребности ребенка подражать. И если ребенку повезло расти в окружении талантливых и увлеченных взрослых - его профессиональный выбор становится более определенным».

Вторая сторона данного вопроса - родители, которым не повезло самореализоваться, и они начинают активно навязывать свои несбывшиеся мечты и желания собственным детям. Если в возрасте 4-6 лет ребенок столкнется с негативной реакцией родителей на собственный выбор, он перестанет открыто говорить о своих мечтах.

Вместо того чтобы прислушаться к тому, чем хочет заниматься сам ребенок, взрослые начинают активно «помогать», вмешиваться и направлять. Такие дети, конечно, чтобы не расстраивать мам и пап, заканчивают музыкальную школу или медицинский институт, становятся юристами или экономистами, но очень редко бывают счастливы, так как знают, что это - не их путь, а профессия, навязанная родителями.

Личные успехи

Если у ребенка есть склонности или решению и его первые шаги в этих областях будут успешными - это уже 50% успеха. Ведь каждому нравится делать то, что у него получается хорошо.

Важный момент : очень важно чтобы первые детские успехи не были омрачены негативом со стороны взрослых. Поддерживайте своего ребенка в его робких начинаниях или хотя бы, если его выбор вам не совсем по душе - сохраняйте доброжелательный нейтралитет. Только тогда у него в душе может зародиться ощущение, что это - действительно его дело.

Особые впечатления

В это трудно поверить, но внезапно и навсегда изменить судьбу ребенка могут однажды увиденный спектакль, случайная встреча или прочитанная книга. Именно так случилось с Анной Павловой, которая поняла свое призвание еще восьмилетней девочкой, первый раз попав в Мариинский театр на «Спящую красавицу».

Психолог Юлия Гиппенрейтер рассказывает : «Дети очень чутко воспринимают все, что происходит вокруг. Если среди впечатлений детства есть особые яркие переживания, волнение, восторг, удивление - в такие моменты ребенок открывает для себя что-то очень важное, даже сокровенное».

Не каждый ребенок отважится доверить свои личные мысли и переживания взрослым, они становятся его мечтой и смыслом жизни.

Конечно, детские увлечения могут меняться: только вчера дочь собиралась стать учителем, и вот он уже хочет быть фигуристкой. Сын готовился идти в летчики, и вот уже думает о профессии гонщика. Значит, выбор еще не сделан.

Дети, действительно нашедшие свое призвание, занимаются любимым делом без устали, порой наперекор обстоятельствам или воле родителей.

Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он чувствует и отстаивает свой путь. И тем сильнее нуждается в понимании и поддержке родителей.

Как компенсация

Становясь старше, ребенок осознает свои достоинства и недостатки и бессознательно пытается компенсировать свое несовершенство, выбирая определенный стиль поведения.

Психолог Альфред Адлер рассказывает : «Каждый из нас с самого раннего возраста обладает способностью концентрировать внимание на своих уязвимых местах и находить внутренние ресурсы, чтобы их компенсировать».

И с его выводом сложно поспорить, достаточно лишь вспомнить Демосфена, заику с тихим голосом, который стал выдающимся оратором Древней Греции. Или Арнольда Шварценеггера, слабого болезненного ребенка, который работал над собой до тех пор, пока не стал тем, кого все мы прекрасно знаем.

Психотерапевт и философ Джеймс Хиллман утверждает, что еще до рождения каждый из нас несет в себе образ своей личности и свое предназначение, а вот после рождения мы просто забываем о своей судьбе. Может быть, он и прав…

Не стоит отмахиваться от детских мечтаний и желаний, ведь именно в детстве, еще не обремененные различными жизненными сложностями и обстоятельствами, ребенок может осознать все то, что присуще именно ему.

И сделает правильный выбор, о котором никогда не станет жалеть!

У славян была такая интересная традиция. Когда ребёнку исполнялся годик, ему проводили обряд «Пострижины». Волосики, которые до года малышу категорически было запрещено стричь, в этот день обрезали особым способом освящёнными ножницами и сжигали как-то по-особенному. Оставшуюся шевелюру тоже срезали, уже налысо, заворачивали в белое полотенце и сжигали в печи. В этот же день с малышом проводили обряд, который предсказывал будущее ребёнка. Вот на нём-то я и остановлюсь.

В те времена у славян в обществе было четыре сословия: труженики, веси, воины и ведуны. Сегодня эти сословия можно расшифровать так: труженики – это простые рабочие, трудяги; веси – это бизнесмены, «хозяева», люди, которые вертят деньгами, дают рабочие места труженикам; воины – это управленцы, чиновники, в старину воины руководили государством; ведуны – это мудрецы, люди искусства, учёные, ведающие люди. Надеюсь, в целом всё понятно. Так вот: очень важно было с ранних лет определить, к какому сословию принадлежит родившийся ребёнок (т.к. ребёнок мог быть по призванию другого сословия, нежели его родители). Потому что в зависимости от того, какого сословия ребёнок, те навыки и нужно было родителям развивать в своём малыше. А не так, как сейчас: родители врачи и ребёнка толкают в мединститут, хотя у него к этому делу не лежит душа, либо родители бизнесмены, и своё чадо они видят как продолжателя семейного дела, а у чада-то совсем другое призвание… Из-за того, что человек не выполняет своё истинное предназначение, он может чувствовать себя несчастным всю свою жизнь. Словом, мудро очень поступали с детьми наши предки. Как же они в годик узнавали, кем станет их кроха?

Перед малышом ставились четыре предмета, каждый предмет олицетворял одно сословие. Инструмент, например, молоток (труженики), деньги (веси), оружие, например, нож (воины), книга (ведуны). Тот предмет, который малютка взял первым, и показывал родителям его миссию.

Я ещё в школе слышала о том, что всего несколько веков назад ещё бытовал такой интересный обряд у людей. Причём точно помню, что его обязательно проводили для детей господарей. Не так давно от друзей-родноверов я подробно узнала о славянской традиции определения будущего ребёнка и решила провести данный обряд для своего сына. Правда, я немного опоздала: Серафиму было на тот момент два года и месяц. Я разложила перед мальчиком четыре заветных предмета…

Вообще-то у меня были предположения, что он может выбрать. С рождения он любит книги, да и папины инструменты с года из рук не выпускает, и деньги ему в последнее время тоже понравились. Разве что к оружию я не замечала у него тяги.

Результат эксперимента стал для меня полнейшей неожиданностью. Серафим выбрал нож! То, о чём я никогда бы не подумала. Он так уверенно к нему потянулся. Причём было видно, что он взял не первое попавшееся в руки. В общем, у нас растёт воин. Поживём – проверим.

Эксперимент: кем станет Ваш ребёнок was last modified: Сентябрь 25th, 2017 by admin

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.



 

Возможно, будет полезно почитать: