Конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень. «Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Ознакомление с окружающим подготовительная группа тема осень

Любовь Алексеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе

Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью.

Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

Актуализация и активизация знаний по теме «Осень. Деревья осенью»;

Систематизировать и закреплять знания детей об осени;(ОО «Познавательное развитие»)

Расширять словарь детей по теме. (ОО «Познавательное развитие)

Развивающие:

Развивать личностные качества ребёнка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;

Формировать навыки коммуникативного общения (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);

Развитие связной речи, дыхания, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. (ОО «Речевое развитие»).

Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к природе (ОО «Социально-коммуникативное») ;

Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).

Здоровьесберегающие:

Развивать общую и мелкую моторику;

Активизировать двигательную активность детей во время проведения НОД;

Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе во время проведения НОД.

Основная ОО: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое».

Предварительная работа.

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе: за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулке в осеннем парке.

Слушание и обсуждение Пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»,разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья».

Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью».

Рассматривание картин А. Грицая «После дождя. Осень», А. Лентулов «Осень», В. Попков «Поздняя oсень».

Заучивание стихов А. Плещеев «Скучная картина», А. С. Пушкин «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1. Вводная часть.

Мотивационный момент.

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». Над головами детей кружатся осенние листья, подвешенные на ниточках. На полу стоит ваза с букетом осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение Аполлона Майкова

Кроет уж лист золотой С холоду щёки горят

Влажную землю в лесу Любо в лесу мне бежать,

Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат,

Вешнего леса красу. Листья ногой загребать.

Так писал об осени русский поэт А. Майков.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и понюхать, чем пахнет.

Дети определяют, что пахнет опавшими листьями, последними цветами, осенью.

2. Основная часть.

1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Повторение последовательности месяцев осени.

Определение периодов осени – ранняя, золотая и поздняя осень.

2. Упражнение «Периоды осени».

Дети рассматривают картины и определяют,к какому периоду осени относится картина. приходят к общему мнению, что

На картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена –ранняя осень,

на картине А. Лентулова «Осень» - золотая осень,

а картина В. Попкова «Поздняя осень»

3. Упражнение «Подбери стихи»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени, подобрать стихи к каждой из картин.

К картине А. Грицая подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».

К картине А. Лентулова «Осень»-стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

К картине В. Попкова «Поздняя осень» стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …».

4. Упражнение «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер листики считал. руками.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер с листьями дружил. руками.

Вот дубовый, Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилёг. Сидят лицом в круг и загибают по одному

Вот дубовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки Ложатся на спину, расслабляются,

Тихо дремлет на тропинке. Закрывают глаза

5. Игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель обращает внимание детей на листья на полу. Предлагает поднять понравившейся листок. Задаёт вопросы. В ходе игры образуются пары слов:

На клёне – кленовые,

на осине – осиновые,

на рябине – рябиновые,

на дубе – дубовые и т. д.

6. Упражнение «Узнай на ощупь»

Предлагается детям рассмотреть плашки с наклеенными кусочками коры деревьев. Дети ощупывают плашки и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена.

7. Упражнение «Осенние листья».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Воспитатель предлагает детям бросить листики в бассейн и подуть на них так, чтобы они поплыли по воде. (Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки).

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Дети обводят любой листок и вырезают его. Украшают ими группу.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Дети делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают, что узнали нового.

Воспитатель угощает детей яблоками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду. Тема: «Осень» Цель: Закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Осень золото роняет» "Осень золото роняет". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Программные задачи: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Краски осени» Конспект совместной деятельности педогога и воспитанников в младшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

4 Воспитывать любовь к природе.

Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима!

(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).

Посмотрим от кого же это письмо?(читает)

Детский сад №4. Детям подготовительной группы

Заячья поляна пригородного леса

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »

Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.

Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»

Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)

Какая погода бывает осенью?

Когда идет дождь- дождливая,

Когда дует ветер – ветренная,

Холодно – холодная,

Пасмурно – пасмурная,

Сыро – сырая,

Хмуро – хмурая,

Ясно – ясная.

Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)

Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?

ФИЗМИНУТКА

«Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

« Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре- теплая осень.

Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

Когда гусь улетает – снег выпадает.»

Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.

А сейчас мы с вами поиграем

Игра «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

« Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?

(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)

Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?

А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

« Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые)

Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.

А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень»(дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили?(ответы)

У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)

Уточнить технику и последовательность рисования.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,

Работа детей (музыка)

А теперь все листья можно объединить в один букет.

Выставка «Осенний букет».


Ванина Елена Владимировна

Цель : создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы : показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе ) : Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев?

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

Цель : создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы : показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе ) : Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д.

Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев?

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

II этап - изучение нового материала

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети : Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?

Дети: Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? Вот полянка, а ней несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитаем весточки осени. Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени: Паутина стелется по растениям - к теплу. В сентябре гром - это к тёплой осени. Рябины в лесу много - осень дождливая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети: Медведь готовится к спячке.

Воспитатель: Заяц.

Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель: Еж.

Дети: Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети: Белка делает запасы.

Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски. Сбор опавших листьев необходим в дальнейшем для работы с природным материалом.

III этап – закрепление.

Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?

Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?

Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.


По познавательному развитию

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Осень золотая»

Пилипенко Марина Владимировна, воспитатель
МБДОУ №41 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край

Задачи: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.) ; обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей) , о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. п.) ; развития умений по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Заучивание стихов об осени.

Рассматривание пейзажных картин художников.

Составление гербария из осенних листьев и др.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения «Приметы осени»:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит, наступила ОСЕНЬ.

2. Беседа по стихотворению.

Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

Что вам больше всего понравилось в стихотворении?

А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный...)

Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?

3. Эмоциональный этюд

Закройте глаза и представьте свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная...) .

Как вы будете себя вести: одежда, отдых, правила поведения в экстремальных условиях (дождь, туман...) ?

Дети рассказывают о своих ощущениях и приспособленности к погодным условиям.

4. Игра «Улетают - не улетают».

Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет - приседают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

5. Составление рассказа об осени с опорой на план:

  • осенние месяцы;
  • приметы ранней или поздней осени;
  • животный мир (подготовка к зиме) ;
  • осенние работы людей.

6. Загадки.

Летел пан, на воду пал.

Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

7. Составление и рассказывание детьми рассказов-загадок о любимом дереве, животном, растении, но обязательно о приспособлении их к сезонным изменениям.

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле (Роль солнца). Задачи: закрепить знания детей об осенних месяцах, о периодах осени; расширять знания о приметах осени; познакомить с различными народными приметами; воспитывать любовь к родному краю; развивать умение делать выводы. Интеграция ОО: познавательно развитие, Художественно-эстетическое, физическое развитие. Материал: запись хороводной песни «Осень по садочку ходила», глобус, картинки осени разных этапов, запись П.И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь», фонарик, свеча.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели: Краски осени

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» (О, Меремьянина, стр16, РК)

Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле (Роль солнца).

Задачи: закрепить знания детей об осенних месяцах, о периодах осени; расширять знания о приметах осени; познакомить с различными народными приметами; воспитывать любовь к родному краю; развивать умение делать выводы.

Интеграция ОО: познавательно развитие, Художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал: запись хороводной песни «Осень по садочку ходила», глобус, картинки осени разных этапов, запись П.И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь», фонарик, свеча.

Ход НОД:

  1. Вводная часть. Разминка.

Хоровод «Осень по садочку ходила»

После хоровода, воспитатель приглашает детей присесть на стулья.

Ребята, мы не зря водили хоровод. В нем спрятано название нашей сегодня беседы. Как вы думаете, какая это тема?

2. Основная часть.

Д/И. «Кто больше расскажет об осени» (приметы, признаки)

Когда приходит осень?

Какие вы знаете осенние месяцы?

Каким становиться день?

Погода?

Почему становиться прохладнее? (отношение солнца и земли)

Какие осадки характерны для осени?

Какие явления природы мы наблюдаем в осенние месяцы? (туман, перепады температуры, осадки, заморозки)

Какие периоды осени вы знаете?

Какой из периодов вам нравится? Почему?

Показ картинок трех периодов.

Д/У «Три периода Осени»

Дети, посмотрите на эти картинки. Рассмотрите их. Я расположила их по очереди, но я сомневаюсь, правильно ли.

Беседа «Почему лето летом, а осень осенью…»

Как вы думаете, почему лето не длиться всегда, почему приходит осень, затем сменяется зимой…

Откуда она приходит?

Для начала вспомним, какую форму имеет планета?

Вы помните с того года, что наша земля вращается вокруг своей оси как волчок. Поэтому происходит смена дня.

Опыт с глобусом и фонариком.

А в космосе, земля еще и вращается вокруг солнца, по своей дороге – орбите.

Опыт с фонариком и свечой.

На глобусе точка – это я обозначила где мы живем. Зажигаем настольную свечу – это солнце. Вокруг свечи вращается шар. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то у нас тепло – это лето. Если лучи падают под углом, то на земле весна или осень. Чем дальше относим от солнца (свечи), тем меньше света на него попадает, на земле наступает зима.

Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то у нас осень.

Физминутка «Осенью»

Вокруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет капать

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дорогах

Поднимай повыше ноги!

«Приметы осени»

Как может меняться погода осень в течении дня?

Что людям помогает определить погоду?

А можно ли предугадать погоду без приборов?

Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.

Приметы

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Гром в сентябре – к теплой осени.

Облака идут низко – к дождю и холоду.

Беседа «Почему листья желтеют?»

В листьях находятся невидимые нашему глазу желтые и зеленые зернышки – заводики.

Зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. Осень, когда солнца мало, зеленые зернышки тают и остаются только желтые и размножаются.

  1. Итог.

– Что нового узнали? Что хотели бы узнать.

В конце педагог предлагает прослушать запись из отрывка симфонии П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»




 

Возможно, будет полезно почитать: