Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления. Данные лекции. Характеристика на трудного ученика. Шаблон психолого-педагогической характеристики


Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.

В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях .

Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств - важнейшая задача психологии.

Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают .

В каких-то случаях агрессивность может проявляться, как симптом нервно-психического заболевания, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было говорить о биологической предопределенности агрессивности у детей. На наш взгляд, определяющее значение для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности.

Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте .

Опыт работы с агрессивными детьми дошкольного возраста позволил выделить психологам две группы детей, агрессивность которых имеет различную природу .

Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимаются ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют конфликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка подвергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего поколения) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не занимается. Отношение же матери к ребенку отличается неприятием его как личности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его неумелости, нетактичности. За любые, даже незначительные, проступки ребенка строго наказывают.



О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их высказывания и рисунки. Как правило, у таких детей завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. В желаниях детей, которые выяснялись нами с помощью методики мотивационных предпочтений, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Все дети из этой группы выражали желание иметь друзей. Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсутствие любви и признания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности, как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают недостатка в любви и признании со стороны родителей. Характерной особенностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. При этом, как показывает наш опыт работы, такой тип воспитания способствует развитию агрессивности только у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивными девочками, родители которых придерживались таких жизненных ценностей .



Для воспитательной позиции родителей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Родители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стремление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают "приемам". Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.

У детей рассматриваемой группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажется, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной. В ответах детей не встретилось ни одного высказывания, касающегося желания иметь друзей.

Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией родителей или других членов семьи, отличающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие ценности и установки впитываются, усваиваются ребенком и переносятся им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.

Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответствующих ценностей и установок, агрессивных форм поведения .

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада.

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивных фантазий.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки и оскорбления.

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая, ужас и слезы ее владельца).

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений, у некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме . Итак, теили иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников - агрессивных и неагрессивных - показывает: по большинству из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровень развития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. У многих зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже .

Агрессивные дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств. Характерно, что переживанияэти, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало, чем отличаются от других - среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств .

Еще более существенные различия проявляются в процессе реального взаимодействия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотивацией: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание полагать, что главная отличительная черта агрессивных детей - их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них - противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера .

Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы .

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию - прямую или косвенную - в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника - готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группы значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта - как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности - не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.

Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель - избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому - самоцель.Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы - более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным .

В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме - проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) - от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие иустойчивые по форме. В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их .

Почему же проявляется агрессивное поведение в столь юном возрасте?

Вот несколько психических травм и их последствия, которые в дальнейшем могут вызвать агрессию со стороны ребенка.

1. Развод родителей

Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям . Решению родителей развестись часто предшествует растянувшийся на несколько лет период жизни, который формирует неуверенность ребенка и резко ограничивает процесс непрерывности его развития, что может привести к значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка и к тягостным переменам в отношениях родителей и детей. Вместе с тем такие изменения в жизни семьи могут способствовать развитию ребенка, формированию большей самостоятельности и независимости и достижению зрелости. Они также дают возможность установить более удовлетворительные, конструктивные отношения через развод. Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Дети младшего возраста реагируют на случившееся волнением и горем, которые очень часто парализуют и дезорганизуют их поведение.

Однако за демонстрацией самообладания и силы духа, за отрицанием случившегося, бравадой, поисками поддержки у других, гиперактивностью стоит попытка справиться с ощущениями потери, беспомощности и одиночества, охватившими детей в этот жизненный период. Другие дети одновременно участвуют в двух процессах: с одной стороны, они усиленно пытаются овладеть ситуацией, а с другой – предаются мукам душевной боли. Такая стратегия помогает заглушить и уменьшить душевную боль, сделать ее терпимой и иметь возможность, не останавливаясь в развитии, более или менее успешно адаптироваться к кризисной ситуации развода. Третьи дети поддаются горю более полно и постепенно. Страдания этих детей обусловлены не только сиюминутной болью из-за распада семьи – в них обычно выражаются и горе от того, что утеряна привычная до сих пор структура семьи, и страх перед неопределенном будущим, которое ожидает их семью, недавно уменьшившуюся на одного человека. И, наконец, стремление справиться с душевной мукой иногда может сочетаться у детей с попытками скрыть ее от стороннего наблюдателя из-за острого чувства стыда. Эти дети стыдятся развода родителей и разрыва отношений в своей семье. Часто зная, насколько обыденное явление – развод, они, тем не менее, стыдятся родителей и их поведения и могут лгать из преданности им, чтобы скрыть случившееся. Им стыдно признаться, что уход отца из семьи подразумевает его отказ от них, а это, с их точки зрения, означает, что они недостойны любви. Стремясь избежать позора и сохранить верность родителям, некоторые дети лгут достаточно самоотверженно, и всякая попытка уличить их во лжи вызывает бурю негодования и агрессию. И чем младше дети, тем меньше у них обнаруживается чувства стыда за «разводную» ситуацию в семье .

Как бы ни переживали дети ситуацию развода в семье, реагируют они на нее по-разному.

Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей, - осознанный, сильный гнев. Решающим моментом для его проявления является стремление временно сгладить или хотя бы затушевать страдание как более болезненную реакцию на развод родителей. Если у детей дошкольного возраста после развода родителей наблюдается возрастание агрессивности и раздражительности, то у детей старшего возраста гнев отличается четкой направленностью и способностью выразить словами свое раздражение.

Одни дети могут злиться на своих матерей, другие – на отцов, но многое и таких, кто злиться на обоих родителей. Значительная часть детей сердится на того родителя, который, по их мнению, был инициатором развода, и в своей оценке они редко ошибаются.

У некоторых детей агрессивность на родителей сочетается с моральным негодованием и возмущением, что родитель, который наказывал их за плохое поведение, теперь сам поступает аморально и безответственно. Однако такого рода эстетическими принципами обычно руководствуются дети более старшего возраста.

2. Смерть родителей

Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Тем не менее, реакции детей все же проявляются иначе и часто отличаются от тех, которых ожидают от них взрослые. Мнение, что дети не переживают так сильно, как взрослые, во многом ошибочно. Этому способствует неправильное представление взрослых о детях, будто бы не обладающих опытом горя и эмоциональной болью. Такое мнение, на первый взгляд небезосновательно. Действительно, дети часто смешивают переживания чувств и мыслей. Они испытывают значительные затруднения, чтобы выразить их. Но, несмотря на то, что маленькие дети не в состоянии свои чувства выразить, им свойственны такие же сильные чувства и мысли, какие бывают у взрослых.

Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом. То, как дети переживают несчастье, зависит от их личности и возраста. Вопреки представлениям некоторых людей, не существует никакого нижнего возраста предела детскому переживанию горя. Для ребенка, еще недостаточно владеющего речью, но уже потерявшего кого-то из близких, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер, становится опытом дословесным. Ребенок не может преодолеть свою беду, выговариваясь: у него нет ни своих, ни «чужих» слов. Утрата и горе в раннем возрасте разрушает душу изнутри, например, физическим переживанием, не затрагивая интеллекта, даже когда ребенок позже, став старше, научился ради преодоления своих проблем пользоваться логикой и речью. Совсем маленький ребенок, переживая горе, как бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой для ребенка личности оставляет в нем психологическую пустоту .

3. Дети из семей алкоголиков

Развитие детей в семьях, где отцы и/или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень – обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным синдром плода, когда причиной задержки психического развития оказывается интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода. Во вторую очередь это касается так называемых «педагогически запущенных детей», внутриутробное развитие которых протекало нормально, а рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией. Низкий уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве.

4. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку:

а) сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;

б) использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;

в) сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения с взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

Итак, при сексуальном насилии или оскорблении ребенок служит средством забавы и утешения родителей либо других близких взрослых и часто используется в качестве объекта сексуального комфорта и получения сексуального удовольствия.

Как только совершается надругательство, и сексуальный барьер переступается, жизнь ребенка меняется необратимо. Он или, что более часто, она может не понимать того, что случилось. Мужской пенис неприятен ребенку и может его испугать. Сперма кажется ему в чем-то сходной с мочой, а само событие может причинить боль и привести к кровотечению. Девочке при этом могли угрожать тем, что, если она кому-либо расскажет о случившемся, ее выгонят из дома, изобьют, ее мать убьют, а отца посадят в тюрьму.

В результате дети хранят все в строжайшем секрете месяцами и годами. Они ощущают ужас от того, что, рассказав, они нарушат некий негласный семейный обычай секретности. Их сдерживают сильное чувство лояльности к отцу или матери, а также страх пойти против запретов отца и перед угрозами наказания в случае, если они кому-либо расскажут о происшедшем. Дети желают знать, случилось ли это на самом деле или все это показалось? Ведь родители ведут себя так, будто ничего не произошло, и ребенок ждет, обмирая, повториться ли это снова. Он перестает верить самому себе, своему собственному опыту и рассудку .

В то время, когда над ребенком совершается надругательство, ему велят сдерживать свои эмоции, не плакать, обеспечивая совратителю некоторое ощущение триумфа. Ребенок вынужден молчать и подавлять боль и гнев. Желание девочки, например, рассказать о случившемся матери, скорее всего, встретит недоверие и упреки за «взор, который она несет». Более того, ребенок не знает порой даже слов, которыми возможно описать произошедшее, поскольку все это находится как бы по ту сторону его повседневного опыта.

Сексуальная травматизация ребенка может начинаться очень рано – между тремя и шестью годами, то есть гораздо раньше, чем он способен запомнить это. По мере достижением ребенком подросткового возраста возможен переход от прикосновений, несущих оттенок сексуальности, к развернутому оральному, вагинальному или анальному сношению. Ребенок привыкает к повторяющемуся надругательству. Он боится отходить ко сну, может страдать от ночных кошмаров, энуреза, испытывать трудности в общении, иметь поведенческие нарушения. При этом у него преждевременно пробуждается сексуальность. Девочка может стать молчаливой, замкнутой, отстраненной и слезливой, неожиданно отворачивается от родственника, с которым прежде была весела и игрива .

С такими детьми очень трудно вступить в контакт, так как они не хотят ворошить свои тягостные воспоминания, сопряженные с невыносимой душевной болью, и боятся вызвать у окружающих неодобрение, отвержение и отвращение.

Еще такие дети могут отличаться агрессивностью, асоциальностью, неконтролируемым поведением. Они могут иметь большой опыт побегов из дома. Бродяжничая или присоединяясь к делинквентным группам подростков, они часто вовлекаются в злоупотребление алкоголем, наркотиками, занятием проституции.

5. Дети, подвергшиеся физическому насилию

Каждый день по причинам несчастных случаев из-за жестокого обращения с детьми или отсутствие должной заботы о них погибают три ребенка. Более чем в половине всех случаев нанесение детям телесных повреждений они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в четыре раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходиться на детей в возрасте до трех лет.

Многие дети, подвергающиеся насилию, воспринимаются родителями как трудные, с задержкой развития или умственной отсталостью, плохие, эгоистичные и не подчиняющиеся дисциплине. Детей с гиперактивностью наиболее часто наказывают физически, особенно если их родители не способны правильно ухаживать за ребенком .

В избиении ребенка обычно виновата женщина, а не мужчина. Один из родителей бывает инициатором применения силы, а другой пассивно мирится с этим. Средний возраст матерей, злоупотребляющих своей властью над детьми, – 26 лет, средний возраст отцов – 30 лет.

В большинстве случаев физические наказания детей имеют место в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Физическое насилие – это насильственные и другие умышленные непозволительные человеческие действия, которые причиняют ребенку физическую или душевную боль и страдания, а также наносят ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности. Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах. Поведение детей подвергшихся физическому насилию часто сопровождается агрессивными и деструктивными действиями и поступками дома и детском саду. Оно отличается задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам. Проблема детей связана, с одной стороны, с недостаточным контролем над импульсами, с другой – базируются на идентификации с их родителями, склонными к насилию («идентификация с агрессором»), как основной защите против чувства тревоги и беспомощности. Часто этих детей вовлекают в преступные и антисоциальные действия.

6. Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям

Пренебрежительное отношение (родительская небрежность, детская запущенность) – это умышленное ограничение биологических потребностей ребенка или создание неблагоприятных условий для их удовлетворения, а также недопустимые человеческие действия, наносящие ущерб развитию и жизнедеятельности ребенка.

Плохое обращение с ребенком существует в контексте межличностных отношений, и эти отношения психологически оскорбительны: манипулятивные, отвергающие или унижающие. Такие психологические травмы могут оказаться не менее серьезными, чем физические страдания ребенка.

Эмоциональное или психологическое насилие – преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказания за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за самоуважительное отношение к себе и потребности, необходимое для установления нормальных социальных взаимоотношений. От кого бы ни исходило психологическое обращение с ребенком – от родителей, воспитателей, братьев, сестер или сверстников – в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Психологически жестокое обращение с ребенком принимает шесть основных форм.

1) Отвержение. Активное отвержение – это отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

2) Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежеланий или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.

3) Унижение. Прилюдно унижение ребенка или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ. Самооценка и самоуважение ребенка снижаются частыми нападками на его достоинство, знания или умственные способности.

4) Запугивание. Принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилия к нему самому. Ребенок, слышащий угрозы тина: «Будешь плохо себя вести, голову оторву!», - удерживается взрослыми в состоянии постоянного страха. Более хитрая форма запугивания, когда родители оставляют расшалившегося ребенка на улице, где он оказывается незащищенным от опасности.

5) Изоляция. Запрещать ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях – одна из форм психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка, в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и как запугивание.

6) Эксплуатация – предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих возрасту требований, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидный пример эксплуатации – сексуальное насилие). Под воздействием травматических переживаний (например, дети не могут шага ступить без ожидания унижений, оскорблений, наказаний и воспринимают ближнего как врага, как основной источник опасности) у детей развиваются пессимизм, безнадежность. Они часто сохраняют это представление на всю жизнь, не верят в себя, становятся нерешительными .

Такие дети пытаются неутомимо завоевать авторитет, будучи ничем, стать всем. В результате соответствующего воспитания и постоянных наказаний от любви к родным не остается ничего, кроме ее видимости или привычки. Но часто нет даже этого, и дети действуют против общепринятых правил. В жизни они играют роль людей, которым недостает чувства солидарности. У них не сложились отношения с окружающими, и они видят в ближних что-то враждебное. Они все время начеку, чтобы кто-нибудь другой их не обманул. Очень часто эти дети становятся агрессивными и от них можно услышать, что они готовы «растерзать» своих обидчиков.

Для того чтобы оказать квалифицированную психологическую помощь агрессивно-настроенным детям, пережившим некое психотравмирующее событие либо имеющим определенные трудности адаптации вследствие нарушений личностного развития и поведения необходима разработка программы, включающей по крайней мере два блока: психодиагностический и психокоррекционный. Первый – необходим для того, чтобы определить симптомокомплексы нарушений и наметить «цели» для психологического вмешательства, второй – для изменения негативных переживаний и состояний, а также неадаптивных моделей поведения.

Таким образом, детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Фамилия, имя _____________________
Дата рождения _____________________
Общее физическое развитие _________________
Состояние здоровья _____________________
Состав семьи ______________________

Поступил в ДОУ ______________________

Детский сад посещает с августа 20__ года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье . Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности : ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении : У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов : Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие : Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.

Психолог МДОУ №___: __________________

Заведующая дошкольным
учреждением №___: ___________________

1.В дневнике должна получить свое отражение вся работа студента-практиканта в ДОУ.

2.Оформляется план работ воспитателя на текущий период и индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики , текущее планирование по неделям и на предстоящий день.

3.Отражаются задания руководителя практики.

4.Проводится анализ посещенных занятий и мероприятий, диагностических процедур.

5. Дневник должен заполняться ежедневно, студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время работы в ДОУ.

Характеристика детей с ярко выраженными агрессивными тенденциями.

Из гр. №1 к таким детям можно отнести Сашу М. и Максима С. Рассматривая поведение этих мальчиков в сравнении, я хочу обратить внимание на особенности их агрессивных проявлений, а заодно и объяснить причины их агрессивного поведения. При проявлении своей агрессии по отношению к сверстникам, они действуют, совместно, образуя своеобразный тандем (причем один из них Максим С. является, главным образом инициатором, а Саша М. - исполнителем).

Саша М. - является единственным ребенком в семье и живет с мамой и папой. Родители имеют высшее образование: мама - бухгалтер, отец - экономист. Бытовые условия хорошие (отдельная двухкомнатная квартира). Дошкольное учреждение посещает с трех лет. Очень дружен с Максимом С. Саша М. - рослый, хорошо физически развит, разговорчивый, очень подвижный ребенок. Симпатичная внешность, на лице вечная улыбка, смех громкий, но по многим признакам можно судить, что ребенок в семье заброшен, и там очень, неблагоприятный психологический климат. Бабушки и дедушки живут в другом городе. В глаза бросается его неухоженность, неряшливость в одежде, мятая рубашка, носки в дырках. Не всегда есть сменная одежда на физкультуру. В результате бесед с Сашей и наблюдений за ним выявлено, что речь Саши больше соответствует речи и рассуждениям взрослого мужчины. Например, во время индивидуальной беседы с экспериментатором подошедшей девочке заметил пренебрежительно: “- Ну, как сгинь отсюда, бабе здесь делать нечего!” Практически всегда мальчика в сад приводит отец, и очень часто забирает из сада тоже он, притом вечером бывает в нетрезвом состоянии. Когда Саша одевается, отец, разговаривая с ним как со взрослым, “учит его жизни” и часто тема их разговора далека от детской, скорее напоминает разговор двух взрослых мужчин. Саша М. - самый конфликтный, неуживчивый ребенок в группе. Часто проявляет агрессивные выпады по отношению к сверстникам, используя свое физическое превосходство. Саша без исключения агрессивен одинаково ко всем детям - как к мальчикам, так и к девочкам. Единственный ребенок в группе, который почти не подвержен агрессии Саши - его друг - Максим С., но и ему иногда достается. Саша совершенно игнорирует замечания воспитателей, всегда находит оправдание своим действиям: “Пусть не стоит на дороге”, “Я первый взял” и т.д. Воспитатели отмечают плохие способности к занятиям у Саши, он ничего не доводит до конца, за исключением конструирования.

Анализируя причины агрессивных проявлений Саши М., можно полагать, что корни их лежат в особенностях семейного воспитания, заброшенности ребенка при всем материальном благополучии семьи. Мальчик, вне сада постоянно находится в обществе нетрезвого отца, предоставлен самому себе. Мама с воспитателями вообще не общается и никогда не справляется об успехах или поведении сына. Также на лицо и применение физических наказаний, когда у воспитателя кончается терпение и она грузно выговаривает мальчику, тот весь сжимается и непроизвольно закрывается руками. К чужой боли мальчик равнодушен, если наказывают другого хихикает и дразнится.

В группе его все боятся, в игре “Секрет” он не получил ни одного положительного выбора, только его друг Максим без колебаний отдал ему свой выбор.

Максим С. (экспер. гр. № 1) живет с мамой и папой, в семье из четырех человек, имеет еще маленькую сестренку Кристину, которая ходит в младшую группу.

Бытовые условия хорошие. У папы высшее образование, мама по профессии секретарь, но в данный момент домохозяйка. Папа работает в фирме - экономистом и учится заочно в институте (получает второе высшее образование). Бабушка и дедушка со стороны мамы живут в соседнем доме. Семья Максима живет в трехкомнатной квартире, которую два года назад родители купили. Внешне Максим среднего роста, привлекательной внешности. Аккуратный, опрятно одет. Максим менее активный ребенок, чем Саша - иногда медлителен, но очень хитрый и сообразительный. Папу в саду никогда не видят. Воспитанием детей занимается мама. Успехами сына интересуется всегда. А о поведении (предвидя жалобы) старается не спрашивать. Надо сказать, что воспитатели на поведение Максима жалуются не часто, а если и жалуются то в шутливой форме, т.к. родители Максима никогда не отказываются помочь саду материально и в виде добровольной помощи помыть окна, убрать группу и т.д. Максим очень искусно этим пользуется и когда К.П. ему делает замечание, у него тут-же ответ: “Я больше не буду”. Но, на музыкальных занятиях, он даст выход своей энергии в полную силу: дурачась, корча рожи... Этим он провоцирует на подобное поведение своего друга Сашу М. Чувствуется забота мамы и о внешности Максима, вещи чистые и отглаженные. Игрушки у мальчика дорогие, пользующиеся большой популярностью в группе, но играть ими разрешается только Саше М. Мальчики при всей своей непохожести дружат. Что же их объединяет? Наблюдая за поведением этих детей удалось установить, что в этом “дуэте” Максим - выступает как “мозговой центр”. Он руководит всеми кознями и драками, направляя Сашу, для достижения своих целей самоутверждения. Притом сам Максим чаще всего остается в тени, а если его за что-то и ругают, то он с ангельской улыбкой и чистыми глазами тут же произносит: “Я больше не буду”. На этом инцидент обычно и заканчивается. Больше достается Саше М., он прощения не просит, просто упрямо смотрит в пол, за что бывает и стоит в углу или сидит на стуле по целому часу. И если у Саши агрессия принимает больше физическую форму, то у Максима больше идут в ход оскорбления в адрес других детей (“дурак”, “балда”, “псих”, “сволочь”, “пошел на фиг”).

Оценивая интеллектуальные способности мальчика, воспитатели отмечают хорошие способности к занятиям у Максима. Из выше сказанного можно судить, что агрессивные проявления Максима С., носят косвенный, целенаправленный характер и причины кроются в желании самоутвердиться в группе детского сада.

Андрей К. (экспер. гр. № 2) живет с мамой, отцом и двумя сестрами. Андрей - третий ребенок в семье. Бытовые условия семьи - ниже среднего (семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры). Мама Андрея работает в детском саду нянечкой, отец - строитель. Дошкольное учреждение посещает с двух лет. Дружит с Ваней И. и Сашей П. Мальчик очень нервный, обидчивый, неадекватно относится к действиям других детей. Первая реакция на обиду - стукнуть, толкнуть, чтоб было больно, тому, кто его раздражает. При появлении взрослого, сразу меняется, начинает заискивать, лебезить. Очень боится отца, по собственному признанию ребенка, папа бьет его и очень больно ремнем. Запуган. К матери относится хорошо (“она добрая, не ругает”). Физически мальчик развит хорошо. Агрессия Андрея носит избирательный характер и в основном направлена на мальчиков, соперников по игре. С девочками играть сторонится. По оценке воспитателей интеллектуальный уровень Андрея К. - ниже среднего. Мальчик не может сосредоточиться, отвлекается, нервно хихикает. Можно полагать, что главная причина агрессивного поведения - жесткое обращение отца. По словам воспитателей мальчик не редко приходит в сад в синяках. В агрессивном поведении Андрея преобладает чисто физическая агрессия, она носит аффективный, непроизвольный характер. По данным экспериментальной игры “Секрет” Андрей получил больше всех отрицательных выборов - 8 и 2 положительных от своих друзей. Дети экспериментальной группы мотивировали свои отрицательные выборы Андрею так: “Он всех бьет”, “Он отбирает у меня игрушки”. Причины агрессии Андрея К. кроются в жестоких физических наказаниях в семье со стороны отца. Мальчик получает наглядный пример жестокости.

Кристина Н. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой и бабушкой. Единственный ребенок в семье. Бытовые условия средние, по признанию родителей Кристины, материальное положение семьи ниже среднего. Мама - воспитатель детского сада, имеет высшее образование, отец - безработный, образование среднее. В данной группе девочка находится 2 года. Девочка рослая, высокая, физически развита хорошо, опрятно одета, аккуратно причесана. Мама Кристины следит за внешним видом дочери. Интеллектуально девочка развита хорошо. Так воспитатели отмечают ее успехи на занятиях по математике, родному языку. Девочка умная, речь развита хорошо, но вместе с тем и очень хитрая - при оправдании своих агрессивных поступков, запутает любого так, что сложно выявить ее виновность - настолько активно и убедительно она доказывает свою невиновность и правоту. Кристина Н. сложная по характеру, но с ней легче договорится, как со взрослой. Дружит Кристина в основном с мальчиками, ее друзья Коля Г., и Вова Г. Кристина Н. очень агрессивна, непослушна, упряма, настойчива в достижении цели. Не смотрит, кто стоит перед ней, мальчик или девочка - бьет, толкает, обзывает, кричит на детей. Никогда не признается в содеянном. Характерен эпизод, когда у Андрея К. пропал солдатик и он, заподозрив Кристину стал ее обыскивать. Реакция Кристины была мгновенной. Размахнувшись, она ударила очень сильно Андрея К. не смотря, что он выше и сильнее ее, и закричала: “- Ну, что пристал! - Я тебе дам обыскивать. Пошел вон, балбес!” Практически все дети не желают связываться с Кристиной. В проведенной игре “Секрет” Кристина получила
7 отрицательных выборов и ни одного положительного. Дети отметили, что Кристина: “- Дерется”, “- Всех обзывает”, “- Хитрая, отнимает игрушки”, и т.д. Сама же Кристина отдала предпочтение в игре “Секрет” исключительно мальчикам и один выбор дала Маше П. В основном Кристина использует средства физической агрессии. Но часто физические и вербальные средства при агрессии используются Кристиной Н. одновременно. В поведении Кристины преобладают такие виды агрессии как инструментальная, произвольная, реактивная.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что в семье девочки применяются все меры воздействия на ребенка, включая и физические наказания. Причины агрессивного поведения Кристины кроются в примере жестокого обращения матери и вспыльчивости девочки. Мама Кристины очень властная женщина и является главой семьи. Она также громко разговаривает как дочь, кричит на Кристину, не обращая внимания на окружающих людей, иногда может “наподдать” девочке при всех. Кристина следует примеру матери во всем, она подавляет детей своей властью и агрессией.

Вадим Т. (экспер. гр. №2). Живет с мамой и папой. Бытовые условия хорошие, материальное положение стабильное. Вадим Т. - единственный ребенок в семье. Папа имеет высшее, мама средне-специальное образование. Детский сад посещает с 3 лет. Внешне мальчик приятный, невысокий, но крепко сложен. Физически развит хорошо. Всегда опрятно одет. “Интересная личность” - так характеризуют его воспитатели. У мальчика хорошие математические способности, всем интересуется, любит книги. Добросовестно относится к поручениям, но дети не любят его за то, что он “хитрый”. С Андреем К. не уживается, постоянно выясняют отношения. Вадим Т. очень болезненно относится к наказаниям взрослым, хотя физическое наказание в семье не применяется, обидчив. Любое несправедливое обвинение вызывает слезы. Дружит с Андреем Б. и Колей Г. Причина агрессивного поведения, по всей видимости, в повышенной обидчивости, чувствительности ребенка лаже к самым безобидным действиям, словам детей группы. Мальчик неуживчивый, неадекватно реагирующий на ситуации. В его поведении преобладает физические средства агрессии. Мимико-пантомимические агрессивные средства - отсутствуют. Преобладает агрессия аффективная, враждебная, инициативная, прямая, но мальчика отличает большая отходчивость, в игре “Секрет” Вадим Т. получил 4 отрицательных выбора и 2 положительных.

Саша П. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой, старшим братом, бытовые условия средние, материальное условие удовлетворительное (по признанию родителей Саши П.). Образование родителей среднее. Внешне мальчик не очень привлекателен: угрюмый, плаксивый, медлителен в движениях. Физически плохо развит, неуклюжий. Интеллектуальнее развитие ниже среднего, часто не понимает, о чем его спрашивают. Семейное воспитание не предусматривает наличие в доме книг, развивающих игрушек. Мальчик плохо рисует, конструирует, но очень любит играть с машинами, песком.

Агрессивность Саши П. проявляется только “втихаря”, то есть в тех случаях, когда воспитатель не видит. Как правило, использует физические средства агрессии. Мимико-пантомимическую агрессию не использует. В игре “Секрет” Саше П. отрицательный выбор, так мотивируют свой выборы: “- Я не хочу с ним играть. Он все время мешает”. “- С ним не интересно.” “- Он дерется и всех обижает.” Саша П. может не только ударить, толкнуть сверстника, но и погрозить кулаком, но так, чтобы взрослые не увидели. Причины агрессивного поведения Саши П., как можно полагать, в отношениях между Сашей и его старшим братом, который падает пример жестокого обращения. В силу своего возраста и физического превосходства брат Саши П. подавляет его, нередко сопровождая “свое воспитание” физическими мерами воздействия. Саша П. свою накопившуюся агрессию, которую он не может применить по отношению к старшему брату, как более сильному, вымещает в группе детского сада, используя тот же метод физического воздействия на сверстников. Таким образом агрессивная энергия передается как бы по цепной реакции от сильного к слабым, беззащитным, не умеющим дать отпор детям. Родители Саши П. отмечают, что не всегда могут проконтролировать взаимоотношения между братьями и часто достается обоим. Воспитательным воздействием в семье считаются физическое наказание и эту роль, как правило, выполняет отец Саши П., являясь тем самым и примером для подражания, своим сыновьям. Преобладают такие виды агрессии у Саши П. как аффективная, инициативная, прямая и непроизвольная. Дополнительным отрицательным фактором на агрессивность мальчики является эмоциональное неблагополучие в семье и в группе детского сада среди сверстников - у него низкий уровень игровых навыков и умений, и не владение другими видами детской деятельности.

Алина Я. (экспер. гр. №3) живет с мамой и папой, является единственным ребенком в семье. Бытовые условия хорошие (отдельная квартира). Материальное положение выше среднего (ребенок посещает коммерческую группу, так называемый “Бизнес-класс”). Родители имеют: средне-техническое образование. Дошкольное учреждение Алина Я. посещает с 3 лет. Алина Я. очень маленькая, худенькая девочка. В группе из всех девочек она самая маленькая и хрупкая, но с очень серьезным выражением глаз. Алина всегда очень опрятна, на голове бант или заколка. для волос. Для нее характерен особый интерес к разговорам взрослых. Она внимательно прислушивается к тому, о чем говорят взрослые и всегда старается находиться от них недалеко, чтоб быть в курсе всех дел. Алина Я. любит подслушивать не только чужие разговоры, но и активны и бесцеремонно в них вмешиваться. Девочка очень разговорчива. Ее речь и тон больше соответствуют речи взрослого, где в изобилии слова и фразы, услышанные от старших. Например, на комплимент экспериментатора по поводу ее нарядной одежды, Алина Я. ответила: “- Да. Все просто сходят с ума от меня!”- и кокетливо засмеялась. Возможно она копирует поведение и слова матери. По поводу прошедшего спектакля в детском саду, где были заняты в ролях дети группы, она заметила: “- Да, все очень миленько было!” Алина Я. очень надоедлива, пытается с помощью назойливости и настойчивости быть лидером в игре, но дети не хотят с ней играть и стараются быть от Алины всегда подальше. Несмотря на свой маленький рост, Алина Я. обладает очень зычным голосом. Она любит покрикивать на детей и постоянно жаловаться воспитателям, по поводу того, что с ней не хотят играть. Алина Я. - симпатичная, веселая, жизнерадостная девочки без каких-либо комплексов, самооценка завышенная. Вместе с тем наряду с положительными качествами ей присуща лживость. Алина Я. часто говорит неправду, не всегда поступает честно. В играх конфликтна, но вину перекладывает на других детей. Алина Я. удивительно правдоподобно может убедить взрослого в своей невиновности, при этом она будет смотреть преданно в глаза обеими руками держать ваши руки в своих. Говорит Алина Я, быстро и уверенно, сочиняя на ходу убедительные оправдания. Алина постоянно забирает у детей привлекательные для нее игрушки, без объяснения выталкивает ребенка с понравившегося ей места. На занятиях она всегда старается выкрикнуть ответ первой, даже если этот ответ неправильный и даже если спрашивают не ее. Агрессия ее чаще всего инструментальная - (мотив захватить лучшую игрушку, первую роль), целенаправленная, иногда косвенная, когда она действует обходным путем. Семья у Алины Я. добрая, девочке ни в чем не отказывают. Дома у Алины очень много дорогих игрушек и игр. “Слишком много их”- говорит она, на просьбу перечислить какие игрушки у нее есть. Кроме того она указывает на то, что у нее есть компьютер и много книг, которые ей читает мама. Приводит Алину в детский сад и забирает всегда мама. Алина, копирует свою маму во всем, но только тогда, когда мамы нет рядом. Если мама и Алина вместе, Алину не узнать. Авторитарное воспитание мамы, превращает Алину во всеугодливо-послушного ребенка. При общении с мамой говорит только мама, а Алина является внимательным слушателем, который не может, вернее не успевает, вставить и пол-слова в разговор.старшем дошкольном возрасте... Комплектование детского сада (ДОУ № 22 «Калинка») Количество групп в детском саду – 9. Количество детей : в группах от...

  • Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология

    ... Старшая группа детского сада представляет собой развитую социально-психологическую единицу, это группа детей ... эмоциональных проявлений : ... детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения ... а иногда к агрессивности . Результаты проведенного...

  • Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология

    ... проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста. Объект исследования – особенности проявлений агрессивного поведения у детей ... для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады , вспомогательные...

  • Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    Своих интересах и агрессивно -негативная (психо­патическая... Во-вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду . В-третьих, ... Изучив особенности проявления капризов и упрямства в данной группе , ... действительно можете быть в стар­шей группе . Я подарю вам...

  • имя обучается в школе с 1 класса по УМК «_________». За время обучения показал средние способности. Школу посещает регулярно, болеет редко.

    Третий класс закончил на «3». С начала 4 класса трудности в обучении стали расти. По итогам 1 и 2 четверти является неуспевающим. Желания работать на уроках не проявляет.

    Сформированность учебных навыков

    Русский язык. Орфографический навык не сформирован. Под диктовку и при списывании делает много ошибок, часть их по невнимательности. К рекомендациям учителя проверить работу не прислушивается. Грамматические задания не выполняет. Письменные работы выполняет на уроках редко, чаще ограничивается несколькими строчками. Пройденный материал не усвоен.

    Чтение. Техника чтения ниже нормы. Читает мало, выполнить пересказ текста затрудняется. Наизусть учит хорошо. По словам мамы, к устным предметам готовится, но на уроке не пересказывает, знаний не показывает.

    Математика. Таблица умножения усвоена частично. В связи с этим письменные приемы умножения и деления выполняет с трудом. С решением задач не справляется. Не прикладывает усилий вчитаться в задачу, разобраться в её содержании. Работает на уроке редко, с контрольными работами не справляется. Задания, требующие мыслительных действий, не выполняет. Пробелы в знаниях не ликвидируются.

    Физкультура. На уроках часто не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину, не занимается, технику безопасности не соблюдает.

    К урокам труда и изобразительного искусства готов не всегда. Работу до конца никогда не доводит. Работы делает дома с мамой.

    Тетради ведёт небрежно. К учебным принадлежностям относится неаккуратно. Часто ломает ручки, мнёт тетради, рвет обложки.

    Домашние задания выполняет под контролем мамы, самостоятельно не работает. Подготовка к урокам занимает очень много времени, так как усидчивости нет, постоянно находит предлог для отдыха.

    На данный период не успевает по русскому языку, математике, английскому языку. На уроках не работает. Сосредоточиться на изучаемом материале не может. Интереса к уроку не проявляет. Если работает, то очень быстро устает.

    Эмоционально-поведенческие особенности:

    Ребёнок легко возбудим, неуравновешен. Самостоятельно контролировать свое поведение может с трудом. Постоянно нарушает дисциплину. Каждый урок кричит, разговаривает, хохочет, орёт, выкрикивает неприятные для окружающих слова, создаёт шум любыми средствами. Своим поведением старается привлечь к себе внимание других детей. Сидеть спокойно на стуле не может. Либо качается на стуле, либо на нём ездит, либо лежит на парте. Может ползать по полу. На каждом уроке просится выйти. Вести уроки не дает. В 3 классе и в начале учебного года немного успокаивался и начинал работать, если учитель стоял рядом с ним. Сейчас не успокаивается совсем. Ни на какие замечания не реагирует. Проведенные с ним беседы администрации на имя не действуют, результата не дают.

    Особенности коммуникации: имя общается с отдельными ребятами класса. Несмотря на неадекватное поведение, дети имя не отвергают, берут его в свои игры. Во время может не контролировать свои поступки, ударить, толкнуть. На переменах нарушает нормы поведения.

    Мальчик воспитывается в неполной семье. С педагогом мама сотрудничает постоянно, старается выполнить рекомендации учителя.

    Обучение в обычном коллективе не даёт возможности усваивать изучаемый материал в полном объёме. Ребёнку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе.

    Вторая характеристика

    имя поступила в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № __» в 200_ году во второй класс. До этого жила у бабушки и училась в сельской школе в _________ области. Из характеристики 1 класса: девочка своенравна, капризна, не всегда занимается в полную силу.

    За время обучения показала средние способности. Труднее девочке даются математика, английский язык. Особая сложность возникает с задачами. Техника чтения выше нормы. имя с удовольствием читает, хорошо пересказывает и учит наизусть. На уроках труда и рисования несдержанна. Если что-то в своей работе не понравилось, девочка её может выбросить и не доделать. На занятия физической культуры всегда опаздывает, так как одевается со звонком, не реагируя перед этим на предупреждение учителя об опоздании.

    На уроках бывает невнимательна. Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если имя что-то не понравилось или непонятно, она может устроить истерику: кричать, топать ногами, бросать учебные предметы, визжать. Замечания со стороны педагогов никакого влияния на неё не оказывают, пока она сама не успокоится. Часто требует к себе особого внимания. имя считает, что её специально не спрашивает учитель. Может на уроке отвлекать разговором других учащихся, кричать, встать с места, чтобы ударить ребенка, который сказал что-то непонравившееся ей.

    Письменные работы неаккуратны, небрежны, часто перечёркивает все. Тетради, дневник порваны, в изобилии посторонние рисунки.

    Домашнее задание выполняет, но не всегда полностью. Уроки делает дома, реже на группе продленного дня.

    С детьми общается, чаще с девочками. Но нередко у имя с ребятами возникают конфликты. Часто обзывает детей, может ударить, толкнуть. Свою вину никогда не признаёт. Частые беседы учителя с ребенком о нарушении правил поведения результата практически не дают, девочка считает это нормой.

    В общении со взрослыми некорректна. имя разговаривает с учителями, как со своими сверстниками, но не оскорбляет учителя при диалоге с ним.

    С желанием участвует во всех играх, конкурсах, но при этом хочет быть лидером, победителем, капитаном команды, первой. Если этого не происходит, девочка ведет себя агрессивно: уходит с криками, садится на землю, хлопает дверьми и т.п. С мнением одноклассников, учителя не считается. имя эгоистична, упряма, капризна, своенравна. Критики в свой адрес не терпит.

    Воспитывается в полной семье. Родители проверяют готовность к учебным занятиям, но не всегда, успеваемость контролируют. Девочка всегда одета в чистую и красивую одежду. Мама ежедневно приводит её в школу и забирает. имя считает, что её никто не любит, дома ей не помогают, не уделяют внимания, занимаются только младшим братом, то, что хочется делать ей, не дают. Часто в приступах агрессии девочка кричит, что она не любит никого, все ей надоели (как дома, так и в школе), что она убьет сама себя. При этом может чем-либо наносить себе удары по голове, выражать нежелание идти домой. Хочет быть только с бабушкой, которая одна её любит. Беседы с мамой по проблемам поведения её дочери проводились неоднократно. Совместные усилия школы и семьи положительных результатов не приносят.

    имя необходима помощь специалиста.


    Полный текст материала Характеристика ученика с девиантным поведением смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.

    Елена Москалёва
    Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

    Агрессия – мотивированное деструктивное поведение , противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

    Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам) . Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Агрессивный ребенок приносит массу проблем окружающим и самому себе.

    Устойчивая агрессия деформирует его личностное развитие, снижает коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится изгоем в кругу сверстников, объектом раздражения взрослых.

    Виды агрессии .

    Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.

    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) .

    Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта, вызывающего раздражение. И проявляется в виде угроз, хамства и применение силы.

    Косвенная агрессия – действия , которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу).

    Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели.

    Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии .

    Как агрессивность проявляется у детей ?

    Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста : не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

    Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению , то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности : нытье, непослушание, упрямство и др.

    Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя» .

    Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста . Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций , чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

    В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек : оскорбление, дразнилки, соперничество.

    У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань) .

    Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста .

    Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность , эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

    На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний , которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия : либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

    Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей , вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность , которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию .

    Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало . Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

    Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.

    Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.

    Р. Кэмпбелл.

    Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности .

    1. Семейные факторы :

    Безразличие или враждебность со стороны родителей - очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;

    Разрушение эмоциональных связей в семье - когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;

    Неуважение к личности ребенка - агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;

    Чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей - чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека) . Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;

    Ограничение физической и эмоциональной активности - если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно;

    Скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки) ;

    Грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний : бокса, боев без правил и т. п. ;

    Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы : «А ты тоже его ударь» , «И ты сломай» , «А ты что, отнять не можешь!» ;

    Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

    Косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.) .

    2. Личные факторы :

    Подсознательное ожидание опасности - чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет;

    Неуверенность в собственной безопасности - когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;

    Эмоциональная нестабильность - до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.

    Недовольство собой - отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно

    Повышенная раздражительность из-за чувства вины.

    3. Ситуативные факторы :

    Плохое самочувствие, переутомление - чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни , когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;

    Влияние продуктов питания - доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью ;

    Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

    4. Тип темперамента :

    Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.

    Характерные особенности агрессивного поведения ребенка .

    Отказывается от коллективной игры.

    Слишком говорлив.

    Чрезмерно подвижен.

    Не понимает чувств и переживаний других детей .

    Часто ругается со взрослыми.

    Создает конфликтные ситуации.

    Перекладывает вину на других.

    Суетлив.

    Импульсивен.

    Часто дерется.

    Не может адекватно оценить свое поведение .

    Имеет мускульное напряжение.

    Часто специально раздражает взрослых.

    Мало и беспокойно спит

    Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей .

    Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в следующих направлениях :

    В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.

    Психогимнастика

    Релаксация

    Проектное рисование.

    Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

    Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.



     

    Возможно, будет полезно почитать: