Пасха – самый радостный день в году. Пасха – обычаи и традиции Когда отмечают пасху

Пасха - это "праздник праздников и торжество торжеств". Именно так называют верующие день Воскресения Христова. Какое значение имеет Пасха, история возникновения праздника, его традиции и символика - обо всем этом тебе расскажет .

Пасха: история возникновения праздника

Свою историю христианская Пасха начинает с древнееврейской ветхозаветной Пасхи, именуемой "Песах". Само название "Пасха" в переводе с иврита означает "пройти, миновать", и в это понятие вложено воспоминание о том, как Божья кара миновала всех евреев, и произошло их освобождение из египетского рабства.

Позже у христиан в название праздника был вложен несколько иной смысл - это "переход от смерти к жизни, от земли к небу". Хотя сам праздник базируется на понятии Песаха: "Как Бог вывел евреев из рабства египтян, так и христианин освободится от рабства греха через смерть и воскресение Иисуса Христа".

В память об этих событиях евреи должны были совершать ритуальное заклание молодого ягненка, которого следовало испечь на огне и съесть с пресным хлебом мацой и специями в семейном кругу в течение пасхальной ночи.

После появления Иисуса Христа подобный ритуал, схожий с иудейской Пасхой, начали совершать и христиане во время Тайной Вечери. Старозаветное празднование Пасхи приобрело новый смысл: победа над смертью и Воскресения Христа. А образ жертвенного ягненка Иисус Христос перенес на себя: "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира".

Что означает праздник Пасха

По библейскому сюжету, Воскресение Иисуса Христа произошло на третий день после его распятия и смерти на кресте. На рассвете три женщины-мироносицы пришли к пещере, где покоился Иисус, но увидели отваленный камень и пустой гроб. Тогда перед женщинами явился ангел и возвестил о великом чуде Воскресения Господня.

Воскресение Иисуса Христа - это одно из самых значимых событий, описанных в книгах Нового Завета. Именно вера в воскресение из мертвых Иисуса считается главной доктриной, на которой базируется христианство как религия. Таким образом, Пасха - это первый и самый главный христианский праздник в году, обуславливающий богослужебный устав Церкви.

Пасха: традиции праздника

Подготовка к Пасхе длится семь недель в течение Великого поста , когда Иисус Христос находился в пустыне. В это время очищается тело и душа. Наиболее строгой является последняя неделя перед Пасхой - Страстная Седмица.

На Чистый Четверг православные должны омыться и причаститься в память о Тайной Вечере, на которой Христос установил Таинство Евхаристии. В церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история Христовых страданий в последние дни.

В Страстную Пятницу , самый скорбный день казни Христа, из церкви выносят плащаницу, в которую было завернуто тело Иисуса после снятия с креста. Соблюдается самый строгий пост.

Великая Суббота посвящена воспоминанию пребывания тела Христа во гробе, а также приготовлениям к Пасхе. Вечером в храмах начинается Пасхальное богослужение, сначала траурное, а затем праздничное, которое длится всю ночь.

Воскресенье - это праздник Пасхи. В полночь священник оповещает "Христос воскресе!", на что прихожане отвечают "Воистину воскресе!" Затем происходит крестный ход и освящение обрядовых угощений: пасхальных куличей, творожных пасок, крашеных яиц, колбас, хлеба, вина и др.

По завершению церковной службы люди идут по домам и начинают "разговляться" после Великого поста. За праздничным столом собирается вся семья. Затем ходят друг к другу в гости, поздравляются, христосуются, носят гостинцы, а также соревнуются, чья писанка окажется крепче всех и разобьется последней.

Пасхальные символы

Пасхальный огонь символизирует Свет Божий, который просвещает народы. Люди ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня, который распространяется священниками по храмам городов, а оттуда прихожане зажигают свечи и приносят его домой в лампадках. Это всеми ожидаемое чудо символизирует очищение от грехов.

Обычай начинать празднование Пасхи писанками издавна бытует в Украине. Яйцо ассоциируется с Гробом Господним и началом новой жизни.

Интересное предание сохранилось до наших дней, объясняющее, почему на Пасху красят яйца. Прибывшая в Рим последовательница Христа Мария Магдалина в честь праздника Пасхи подарила императору Тиберию куриное яйцо со словами "Христос воскресе!" На примере яйца она объяснила, что Иисус победил смерть и восстал из гроба, как цыпленок пробивается наружу из яйца. На что император возразил, невозможно, чтобы мертвый воскрес, разве что яйцо сейчас из белого станет красным. И в то же миг у всех на глазах яичная скорлупа покраснела, символизируя кровь, пролитую Христом.

Другие ритуальные угощения на Пасху, которые обязательно должны быть на праздничном столе - это пасхальный кулич, символизирующий тело Христа, и творожная пасха, олицетворяющая Небесный Сион - Господень город без храма, счастливый и радостный, куда стремится попасть каждый верующий.

Празднование Пасхи длится 40 дней до самого Вознесения Господня, когда заканчиваются пасхальные торжества. Считается, что с начала Пасхи до Вознесения по земле в нищенских рубищах странствует сам Иисус Христос в сопровождении апостола - так они проверяют людей, награждая милосердных и наказывая злых.

А каталоге Данцеза.ру

Пасха или Воскресенье Христово – древнейший христианский праздник и самый радостный день в году. В этот день повсюду зажигаются лампады, в церквях звонят колокола, а люди идут в храм. Единственно возможное приветствие в этот день – «Христос Воскрес!», а ответ обязательно «Воистину Воскрес!». Отмечают праздник даже те, кто мало знает о его истинной сути. Так с чего же возник Светлый праздник Воскресенья Христова, какова его история и традиции?

Праздник Пасхи очень древний. Евреи много тысяч лет назад начали праздновать Пасху как день освобождения от египетского плена. Иудейские племена отмечали этот праздник весной, как день отела скота, позже связывали его с началом жатвы. А спустя много веков родился Иисус Христос, воскрешение которого и прославляют все христиане в день Пасхи. Пасха – это история последних дней Иисуса в Иерусалиме до его смерти. Это печальная и в то же время счастливая история. Иисус был убит, но вернулся к жизни, чтобы показать Божье чудо. Потом он вернулся на небеса, чтобы быть с Богом, его отцом. Великий пост, 40-дневный период, ведущий к воскресенью Пасхи, является временем для размышления и покаяния и представляет 40 дней, что Иисус провел в одиночестве в пустыне, прежде чем начать свое служение. За это время, как предполагают христиане, его искушал дьявол, перед которым он устоял. Неделя перед Пасхой является Страстной неделей и включает в себя Великий Четверг, который ознаменовывает последний ужин Иисуса с учениками (Тайная вечеря); Страстную пятницу - день, в который Иисус был распят, и Воскресенье - день, когда Иисус вернулся к жизни.

Когда отмечают пасху?

Пасха - подвижный праздник, потому что не имеет установленной даты каждый год, как большинство других. Христианские церкви празднуют Пасху в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия 21 марта. Таким образом, Пасха наблюдается где-то между 22 марта и 25 апреля каждого года. Как правило, православные христиане и католики отмечают праздник Воскресения Господнего в разные дни. Однако в 2014 году и православная, и католическая Пасхи будут праздноваться в один день - 20 апреля.

Как празднуют? Традиции и обряды

Тот факт, что Пасха приходится всегда на начало весны и первого тепла, а также окончание сорокадневного поста и воздержания, делает её особенно любимой и радостной и для взрослых, и для детей. На протяжении многих веков складывались различные народные обряды и традиции, которые на сегодняшний день стали стандартной частью этого святого праздника.

Cемейная трапеза

Первая и самая главная традиция – семейная трапеза. Стол в этот день обязательно должен быть богатым, а кушанья сытными и разнообразными. Но основные, обязательные блюда – куличи, крашенные Пасхальные яйца и творожные пасхи. Естественно, кушанья должны быть освящены в церкви. По древней традиции перед тем, как приступить к трапезе, девушки для сохранения своей красоты умывались водой, в которую перед этим опускали Пасхальное яйцо. Обед всегда начинают с пасхи – она в этот день считается священной, поэтому даже крошки выбрасывать строго-настрого запрещается. Много традиций связано с Пасхальными яйцами. Их нужно обязательно предварительно красить, а в воскресенье дарить друг другу. В гости приходили с крашеными яйцами и обменивались ими с хозяевами.

Битки

Обязательная забава в этот день – битки. Заключается она в том, что каждый выбирает себе Пасхальное яичко и соревнуется с соседом, стуча ими одно об другое. Чье яйцо первым разбилось, тот и проиграл. Дальше игра продолжается среди выигравших и так до победного конца.

Катание яиц

Еще одной веселой игрой традиционно считается катание яиц. Соорудив из чего-нибудь покатую поверхность (внизу стелили что-то мягкое, например одеяло), все собравшееся по очереди скатывали яйца. Чьё яйцо ударит скатившееся ранее, тот и выиграл. Главное - правильно выбрать направление движения яйца.

Прятки

На Пасху обычная игра в прятки приобретает немного другой смысл. Вместо того, чтобы самим прятаться и искать друг друга, гости ищут яйца, предварительно спрятанные хозяйкой дома в самых разных местах. Кто найдет больше всех яиц, тот победитель. В эту игру можно играть по одному (каждый сам за себя) или разделиться на команды – так будет даже веселей.

Эстафета с яйцом

Есть много вариантов такой игры. Главное условие – все гости разделяются на две команды и бегут с яйцом в ложке к финишу, возвращаясь, передают ложку следующему игроку. И так до тех пор, пока не прибежит последний игрок из команды. Чья команда прибежала первой – тот выиграл.

Как выглядеть?

Если вы хотите достойно и оригинально отпраздновать Пасху, основное, что нужно для этого сделать – правильно одеться. И единственно возможный способ это сделать – одеться нужно не просто красиво, а соответственно. А что может более соответствовать такому важному народному празднику, как народная одежда? Итак, начнем с головного убора. Для женщин это повязка или кокошник, можно также в придачу к такому головному убору использовать парик в виде косы. А для мужчин – картуз.

Повязка – это древний ленточный головной убор, который представляет собой полоску ткани, закрывающей лоб. Полоска может быть из шёлка, парчи, бархата или шерсти. Лента украшена золотой вышивкой, бисером и тесьмой. Основные цвета, которые обычно используются для создания повязки: синий, красный и зеленый.

Кокошник – сделанный в виде полумесяца женский головной убор, на твердой основе. Сзади завязывается атласными лентами. Может быть красный, зеленый или синий. Декорируется бусами, парчёй, пайетками или бисером. Картуз – это русский народный головной убор для мужчин. Он всегда черного цвета, обычно украшенный лакированным козырьком и красным цветком.

Основной элемент русского народного женского костюма – сарафан. Обычно он красный или синий, сделанный из атласа или хлопка, расшитый тесьмой. Под него одевается блузка из такого же материала, тоже расшитая тесьмой. Основной элемент мужского народного костюма – рубаха или косоворотка. Она может быть белой, красной или синей, расшитая позолоченной тесьмой. Сделанная из хлопка или атласа, она отличается свободным кроем. Носится навыпуск и подвязывается поясом в цвет.

Грим

Для того, чтобы полностью соответствовать образу, обязательно нужно позаботиться и о макияже. Лучше всего подойдет для этого театральный грим. С его помощью вы создадите себе нужный народный образ. Театральный грим продается в отдельных баночках. Обычно в комплект входят такие цвета: желтый, зеленый, коричневый, серый, серебряный, голубой. Сделанный на жирной основе из натуральных компонентов, он легко наносится с помощью спонжа или кисти. Удалять такой грим рекомендуется специальным средством или косметическим молочком. Можно использовать грим Snazaroo. Он сделан на водной основе в соответствии с новейшими европейскими стандартами EU&FDA. Легко наносится и смывается, а также не имеет запаха, поэтому его можно применять как взрослым, так и детям. Существует огромный ассортимент цветов грима Snazaroo. Существует прессованный и жидкий цветной аквагрим Kryolan. Он сделан на глицериновой или водной основе, поэтому не требует закрепления пудрой, а его цвета хорошо смешиваются. К тому же он быстро высыхает и не оставляет следов на одежде. Для снятия такого грима достаточно воды.

На сегодняшний день церковь считает христианскими пасхальные символы. Но в былые времена и колбасы, и крашеные яйца и пасхи были ею запрещены, так как считались непристойными атрибутами языческой веры. Как и когда произошла такая перемена?

Задолго до рождения Христа язычники почитали собственного воскресшего Бога. Они праздновали его чудесное воскресение каждую весну: устраивали эротические ритуалы, в которых раскрашенными яйцами оплодотворяли женщин, пекли пасхи, которые приносили в жертву божеству…. Что должно было произойти для того, чтобы церковь приняла эти атрибуты язычества?

Мы празднуем Пасху сегодня в память о воскрешении Иисуса Христа, в чистый четверг убираемся в доме, целуем плащаницу в страстную пятницу. Идем в церковь, чтобы освятить пасхальные корзины с субботы на воскресение, и приветствуем словами «Христос Воскрес!» своих знакомых и родственников, а потом завтракаем торжественно освященной едой. Но мы не догадываемся о том, что еще четыре столетия назад наши прапрадеды вместо всего вышеописанного чтили смерть Христову, вкушая пресный хлеб и запивая его виноградным соком.

Все евреи, и сам Иисус праздновали совсем иную Пасху – это был день независимости евреев. История этого праздника такова: во времена, когда евреи находились в рабстве у египетского фараона, Моисей неоднократно просил освободить народ, но тщетно. И тогда десять наказаний было послано Богом Яхве на Египет. Жители пережили нашествие мух, жаб и саранчи, пережили язвы град и мрак. И фараон наконец отпустил евреев, но только отказался отдавать их домашний скот. Тогда Бог наслал на египтян десятую кару, последнюю – смерть первенцев. Чтобы эта кара не коснулась избранного народа, Моисей велел заколоть жертвенных агнцев, и этой кровью пометить двери. И случилось так, что умерли тысячи детей во всех домах, где не было кровавого знака, умер даже сын фараона. На следующий день напуганный фараон отпустил всех евреев с их скотом. Моисей повелел каждый год отмечать Пасху в память о дне освобождения от рабства.

И именно так Иисус Христос отпраздновал в последний раз Пасху в 33 году нашей эры. Стол был скромным: вино, как символ крови жертвенного ягненка, пресный хлеб и горькие травы в знак памяти о горечи бывшего рабства. Это и был последний ужин Иисуса и апостолов. Однако, в Библии говориться, что накануне ареста Иисус изменил значение праздничных блюд. В Библии говориться: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.” Лук. 22:19,20.

Таким образом, Иисус предрек свою смерть, но так или иначе Он не велел Своим ученикам отмечать Пасху в честь Его воскресения. В Библии нет ни единого упоминания об этом.

Апостолы и первые христиане отмечали Пасху как воспоминание о смерти Иисуса на человеческие грехи. Это была скорбная вечеря, на которой ели пресный хлеб и пили виноградный сок.

Но проходит 200 лет, и в мире начинают отмечать этот день весело – в память не о смерти, а о воскресении с поцелуями, песнями и застольем.

Дело в том, что задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Атису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Атис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти. И в честь этого удивительного воскрешения люди устраивали каждую весну ритуал: рубили дерево, к нему привязывали статую юноши и несли его на площадь города с плачем. Затем начинали танцевать под музыку, и вскоре впадали в транс: доставали ножи, резали свое тело, и этой кровью кропили дерево со статуей. Таким образом римляне прощались с Атисом. Важно заметить, что они придерживались поста вплоть до праздника воскрешения.

Когда наступал день весеннего равноденствия, римский жрец сообщал торжественно: «Чудо случилось – Бог воскрес!». И люди устраивали в честь этого гуляния и карнавалы, это был день радости. Невероятно, но праздник воскрешения Атиса отмечался аж до IV века одновременно с иудейской Пасхой и с воскресением Иисуса Христа. И каждый – христиане, иудеи и язычники считали свой праздник главным.

Этот религиозный спор был решен императором Константином. В IV веке он сделал государственной религией христианство. В 325 году христианская Пасха была отделена от иудейской. Но тогда на столах не было ни крашеных яиц, ни пасок ни колбас – откуда же взялись эти символы?

У Православной церкви есть официальная версия: когда Иисус воскрес, Мария Магдалина понесла эту весть по всему свету, и дошла до императора Тиберия. Была такая традиция, что каждый посетитель должен принести подарок своему кесарю. Так как Мария была бедной женщиной, она принесла лишь обычное яйцо. Тиберий, услышав новость сказал: «Христос воскреснуть не мог так же, как и это яйцо не может стать красного цвета…» И вдруг произошло чудо – яйцо стало красным в руках императора. И после этого случая появилась традиция красить яйца на Пасху. Только в Библии нет упоминания об этом.

Эта версия возникла тогда, когда надо было скрыть другое, совсем не христианское происхождение пасхальных символов.

В 988 году Владимир Великий крестит Русь, и начинает бороться с языческими праздниками по совету византийских монахов. Но тогда для русичей христианство было чужой и непонятной религией, и если бы власть начала открыто бороться с язычеством – народ бы взбунтовался. Поэтому была выбрана тактика несколько другая: не силой, а хитростью.

Каждому языческому празднику постепенно давалось новое, христианское значение, также христианским святым были приписаны привычные для русичей признаки языческих богов. Таким образом, «Коляда», древний праздник зимнего солнцестояния, стал рождеством Христовым. «Купайло», летнее солнцестояние переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она совпала с очень особенным русским праздником, который назывался «Великдень». Этот праздник был языческим Новым Годом, и его праздновали в день весеннего равноденствия, когда оживала вся природа.

Наши предки, готовясь к Великодню, разрисовывали яйца и пекли пасхи. Но вот только значения этих символов совсем не были похожи на христианские. Когда впервые византийские монахи увидели, как люди отмечают этот праздник, они объявили его страшным грехом, и стали бороться с этим.

Была такая игра, которая называлась «красное яичко». Мужчины брали раскрашенные яйца и бились ними друг с другом. Выигрывал тот, кто разобьет больше всего чужих яиц при этом не разбив своего. Это делалось для того, чтобы привлечь женщин, так как считалось, что чья крашанка победит, тот мужчина и будет самым крепким и лучшим.

У женщин был такой же ритуал – они бились крашеными яйцами. Но делали это с другой целью: таким образом они символично оплодотворяли друг друга, так как яйцо у многих народов мира считалось издавна символом весеннего возрождения и новой жизни.

Эти ритуалы проводили не только для своих нужд, но и для того, чтобы задобрить богиню плодородия Макошь. Наши предки относились к этим ритуалам серьезно, так как знали что от этого зависит жизнь всей общины: если как следует не задобрить Макошь, она может разгневаться, лишить урожая, не будет тогда скот размножаться, и не будут рождаться дети.

Наши современные хозяйки пекут пасхи в субботу, и считают при этом, что обычай этот происходит от еврейского пасхального хлеба, который называется маца. Говориться, что Сам Иисус разламывал хлеб и угощал им апостолов на тайной вечере, но этот хлеб был плоским и пресным. А пасху делают рыхлой, с изюмом, и посыпают сверху глазурью, а потом меряются – чья выше выросла.

Удивительно, но эта традиция возникла задолго до того, как христианство пришло на Русь. Наши предки поклонялись солнцу и верили, что Даждьбог каждую зиму умирает, и рождается заново весной. И в честь нового солнечного рождения в те времена каждая женщина должна была выпечь свою пасху и исполнить над ней родильный ритуал. Выпекая пасху, женщины поднимали подол, имитируя беременность. То есть, когда пасху ставили в печь (печь – это символ женского лона), женщины поднимали подол, имитируя беременность. После этого обряда оплодотворения пасха рождалась и считалась символом новой жизни.

Можно догадаться, что эта выпечка, имеющая цилиндрическую форму, покрытая белой глазурью и посыпанная семенами не что иное, как эрегированный мужской фаллос. Предки относились к таким ассоциациям спокойно, потому что для них было главным, чтобы земля урожай давала и женщины рожали. Поэтому после того, как пасху доставали из печи, на ней рисовали крест, который был символом бога солнца. Даждьбог отвечал за плодовитость женщин и за плодородие нивы, и именно он управлял двенадцатью знаками зодиака.

Эти сходства Даждьбога с Иисусом Христом невероятны: воскресение и главный символ – крест. Поэтому не удивительно, что эти два образа слились после крещения Руси. Таким образом пасха стала символом христианства.

Но колбасам долгое время церковь запрещала появляться на праздничном столе. В отличие от пасхи наши предки круглый год ели колбасы, независимо от праздников. Но раз в году мясными блюдами угощали не простых гостей, а покойников. Монах Данила Заточный в XIII веке с ужасом пересказывал этот страшный языческий ритуал, который назывался «Радуницы» .

Люди собирались на кладбищах в четверг, перед Великоднем. Они приносили в корзинах еду, раскладывали ее на могилах, и потом начинали громко и протяжно звать своих умерших, просить, чтобы те вернулись в мир живых, и попробовали вкусную еду. Язычники верили, что именно в четверг перед Великоднем предки выходили из земли и оставались рядом с живыми людьми до следующего воскресенья после праздника. В это время нельзя их называть покойниками, потому, что они слышат все, о чем говорят, и могут обидеться. Люди тщательно готовились к «встрече» с родственниками: задабривали домовых небольшими жертвами, вешали новые обереги, и убирались в домах. На сегодняшний день этот жуткий праздник поделился на два радостных: в чистый четверг мы моемся и убираемся в доме, а в проводное воскресенье идем на могилки и несем кусочки пасхи своим умершим родственникам.

Но такая перемена произошла не сразу. С языческими ритуалами довольно жестко боролись, и в XVI веке к этой борьбе присоединился сам Иван Грозный. У царя было множество претензий к церкви: он гневался за то, что священники не принимали никаких мер, чтобы избавиться от двоеверия. И чтобы исполнить указ Ивана Грозного, священники начали присматривать за религиозным порядком, иногда даже шпионить. Но это не помогло. Люди не хотели отказываться от своих традиций, и как и прежде в домах продолжали исполнять языческие ритуалы, а на глазах ходили в церковь. И церковь сдалась. В XVIII веке языческие символы были объявлены христианскими, им было даже придумано божественное происхождение. Так символом Христового воскресения стали яйца плодородия, а хлеб Даждьбога превратился в символ Иисуса Христа.

Тогда церковь и придумала легенду о Марии Магдалине, принесшей яйцо Тиберию. В Иерусалиме в храме Марии Магдалины даже нарисовали этот сюжет.

Но произошло что-то невероятное после того, как языческие мифы вышли из подполья. О них стали придумывать новые мифы. Например казаки твердо верили в то, что когда Мария оплакивала своего сына, ее слезы падали в корзину с яйцами, и таким образом появились писанки. А в Карпатах и до сих пор верят в то, что в горах прикован цепями сатана, и только люди, которые рисуют писанки перед Пасхой, не дают порваться этим цепям.

Это конечно же, легенды. Но существуют и такие вещи, которые тяжело списать на выдумки. Когда в церковь попали древние символы, во время Пасхи стали происходить чудеса. И на сегодняшний день писанкарки утверждают, что их писанки имеют магическую силу.

Пасхальные символы во времена наших предков были очень сильными языческими оберегами.

Церковь их пыталась запретить много веков, но так и не смогла. И когда писанки и пасхи объявили христианскими символами, их стали святить в церквях. Но древняя магия языческих символов не исчезла.

На Украине живет одна женщина, которая исследует магическую силу писанки уже 20 дет, ее зовут Татьяна Пирус. Она рассказывает, что своими глазами видела, как писанки исцеляли больных, решали профессиональные проблемы и даже соединяли пары. Но для того, чтобы яйцо обрело магическую силу, его недостаточно разрисовать. Настоящий магический оберег, которым наши предки пользуются уже 2000 лет, сделать достаточно сложно, нельзя допустить ни одной ошибки.

Женщина, рисующая писанку, должна придерживаться определенных запретов и правил. Если она их нарушит, то писанка не будет иметь силы. Главное правило: этим делом должны заниматься только женщины, и только после весеннего равноденствия. Для оберега нужно выбирать только оплодотворенное яйцо, и расписывать его ночью, когда никто не видит. Если во время работы женщину отвлекут, писанка потеряет магическую силу. Женщине нельзя делать оберег во время критических дней. Но самое главное, что женщина должна понимать смысл каждого нарисованного ней знака и рисунка, уметь их правильно соединять, и знать специальный заговор для каждой писанки.

Для того, чтобы писанка подействовала, необходимо с самого начала делать ее для кого-то, и думать, что бы вы хотели пожелать этому человеку. От этого зависит выбор цвета и магических знаков. Когда вы дарите писанку человеку, нужно проговорить вслух то, что вы хотите пожелать ему, а не просто дать в руки яйцо и уйти. Тогда магическая сила начнет действовать, и довольно сильно. Правильно сделанный оберег может даже спасти жизнь человеку.

Магия пасхальных символов – не христианская. Но Татьяна Пирус говорит, что в этом нет ничего плохого, ведь эти символы используются только для добра. А церковное благословение только усиливает добрую силу древних оберегов.

Люди верят в разные версии происхождения пасхальных символов: священники считают их христианскими, а исследователи языческими. Но и те и другие признают, что главное не происхождение, а то, что эти символы несут в дом свет и добро.

Суть Светлого Воскресения, его важное значение для православной веры помогают понять и раскрыть атрибуты Пасхи. Именно они символизируют свет веры Божьей, победу над смертью, возрождение к новой жизни. Празднование Воскресения Господня имеет свои обычаи и традиции. Для православных исполнение их напоминает о блаженной Вечности, постоянном присутствии Бога на земле и в бытии человека.

Большое значение придается символу Божьего Света, Пасхальному огню, просвещающего все народы. Для того, чтобы зажечь в честь праздника пасхальные свечи, в православных церквях стараются использовать лампады с частицей Благодатного огня, полученного из иерусалимского Храма гроба Господня. Зажжённая от него пасхальная свеча имеет глубокую символику: считается, что Христос от христианской Пасхи до Вознесения незримо пребывает на земле, и сорок дней не должна угасать частица Благословенного огня. Во время службы в храме принято держать зажжённую свечу в руках, её нужно донести до дома, не загасив пламени, читая молитвы, обойти всё жилище, словно благословляя его, и поставить перед образом Спасителя.

Неотъемлемые, самые известные, всеми православными почитаемые символы Христова Дня:

  • крашеные яйца;
  • куличи;
  • пасха.

Традиции праздника наделяют почитаемые символы важным смысловым значением.

Пасхальное яйцо как отражение возрождения

Обычай красить к Воскресению Христову яйца в различные цвета у православных возник в конце Х века вместе с введением пасхального празднования. Древнейшие обряды, в которых яйцо олицетворяло жизнь, теперь прошли освящение Светом Христовым. Православные традиции наделяют цвета, в которые окрашены пасхальные яйца, символическими значениями:

Хотя каноны не воспрещают использование всех этих тонов, а также роспись яиц и украшение их, например, бисером, кружевом, преобладающим цветом считается красный. Он ассоциируется с кровью Христа, пролитой на распятии, с его саном Царя Небесного, любовью Божьей к роду человеческому. Он связан с древним преданием, рассказывающим, как скорлупа яйца, принесённого римскому тирану Марией Магдалиной, стала красного цвета, знаменуя истинность христианской веры.

Согласно веками установившейся традиции принято, что освященные в храме яйца, как символы Пасхи, должны стать первой вкушаемой пищей после 40-дневного поста. В день Светлого Воскресения их дарят друг другу близкие и знакомые, как подаяние приносят в храм, раздают нищим. Считается, что освящённое яйцо обладает чудотворными, целебными силами. Магическими свойствами наделяли также его скорлупу и крошки от разговенья: их собирали, добавляли к «четверговой» соли, оставшейся от приготовления пищи в Чистый Четверг, и хранили рядом с зерном для будущего посева.

Благодаря обычаю украшать пасхальные яйца появились течения в народных промыслах, и даже возникли художественные традиции изготовления этих символов из ювелирных металлов и драгоценных камней.

Кулич - пасхальный хлеб

Пасхальные куличи отождествляются с артосом: религиозно-обрядовой пищей, представляющей собой круглый высокий хлеб, выпеченный из дрожжевого теста, с изображениями креста и тернового венца. Он символизирует вкушение хлеба воскресшего Христа с апостолами. К Пасхе артос выпекают в Чистый Четверг, чтобы в ночь с субботы на воскресенье освятить в храме. Готовят его из сдобного теста, украшая глазурью, цукатами, миндалём, орехами, шоколадной крошкой, мелким драже - фантазии нет предела. И это неудивительно: считается, что после благословения и освящения куличи становятся для верующих символом духовного единения и семейного благополучия.

Приготовленные по старинным рецептам, пасхальные куличи сохраняют свежесть 40 дней, до праздника Вознесения. В прежние времена частицу освященного кулича наделяли целительными свойствами. Во время всей Светлой седмицы в храмах кулич ставят на самое видное место рядом с образом Воскресения Господня.

В монастырях на Светлой неделе артос ежедневно приносят в трапезную, оставляя его на особом столе. Во все дни после службы совершается торжественный крестный ход с куличом вокруг храма. По окончании празднования Воскресения Христова он раздаётся прихожанам.

Творожная пасха - символ Воскресения

Ещё один из атрибутов Светлого Воскресения - пасха (паска). Это творог со сметаной, сформированный в виде четырёхгранной усечённой пирамидки. Раньше творогом на Руси называлось кислое молоко. В ожидании праздника, не вкушая скоромную пищу, его собирали в течение всего Великого поста. За это время простокваша выстаивалась и уплотнялась без воздействия температуры. Из получившегося таким образом творога паска была особенно нежной, воздушной.

Одновременно символизирует гроб Господень и Его Воскресение: на боковых её сторонах изображаются крест и буквы «ХВ». В то же время она замещает во время праздничной трапезы ягнёнка, напоминая, что сегодняшние традиции отличаются от ветхозаветных, доапостольских. Нарядная, украшенная засахаренными фруктами, орехами, ягодами, кокосовой стружкой и другими декоративными элементами, она занимает на праздничном столе не менее почётное место, чем кулич.

Разумеется, невозможно представить традиции пасхальных празднований без цветов: ведь они так же, как и Воскресение Христово, обозначают возрождение новой жизни. Венки подвесные, настенные или настольные, обрамляющие куличи и пасхи, олицетворяют бесконечность вечной жизни, дарованной жертвой Спасителя.

Пасха - слово еврейское, переводится оно как “переход”. Для христиан Пасха - переход от смерти к жизни, от греховного, порочного существования к жизни благочестивой, исполненной согласия и любви. .

Пасха - очищение людей, соединение с Богом. Очищение физическое постом и духовное поступками, понимание и осознание того, что можно внутренне пробудиться независимо от возраста и состояния физического, как природа пробуждается весной!

Пасха - величайшая Любовь Бога к людям. Любовь стучится в истерзанное сердце каждого героя : в сердце от родных “Зачем все они терзают меня своей любовью!”, получает ее через заботу , от кроткой . Принимают ли эту Любовь наши герои?

Да не оскудеет рука дающего! Переполнены любовью сердца терпеливых трепетных Мари, Лизы..
В рассказе Н.А.Тэффи “Чудо весны” …”Пасха была ранняя”...”И это ярко раскрашенное небо, и обещающие жизнь розовеющие цветочки, и то, что она так по-молодому, легкомысленно, выбежала в одном платье, - все это вдруг ударило Лизу весенним вином прямо в сердце“. Неслучайно автор подчеркивает розовый цвет: он обладает аурой невинности и любви, это также цвет чувствительности, обновления, возрождения и весны. Ведь Пасха приходится на весенний период.

Символ "весеннего вина" неслучаен. На Тайной Вечере (Учитель в последний раз был со своими учениками в земной жизни)... "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов "...(Мф.26:26-28)

На “светлый праздник “ принято дарить крашеное яйцо, которое напоминает о воскресении из мертвых. Возьмешь яичко в руки - оно похоже на камушек, словно неживое, а в нем - жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из яйца …”Лиза взглянула на розового зайца, несущего в лапках синее яйцо с золотыми буквами “Х.В.”...

Традиция дарить яйца берет начало в Древнем Риме, когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию после того, как произошло Воскресение Господне. Поскольку у нее не было ничего с собой, кроме яйца, именно его она и преподнесла императору со словами: "Христос Воскрес!" Усомнившись в сказанном, император ответил, что как не может куриное яйцо сделаться красным, так и человек не может воскреснуть. Не успел Тиберий это произнести, как яйцо начало менять цвет.
По другой версии семь иудеев после смерти Иисуса сидели за столом. Трапезой были вареные яйца и жареная курица. Вспомнив про распятого Христа, один из присутствующих сказал, что Иисус должен воскреснуть, как наступит третий день. Однако хозяин этого дома, не поверив, возразил: "Только если приготовленная курица оживет, а яйца изменят цвет. " И, о чудо, курица ожила, а белые яйца стали красными. Так пасхальное яйцо стало знаком Воскресения Господа и символом Пасхи.

Известно, что пасхальное яйцо и пасхальный заяц пользовались популярностью до возникновения христианства. Пасха - по-немецки "Ostern"- восходит к имени богини весны Остары (Ostara), символизирующей рождение новой жизни, начало нового цикла. А заяц, как животное необыкновенно плодовитое, подходит для этого праздника. Легенда о пасхальном зайце впервые была документально упомянута в 17 веке. В 1680 году был опубликован первый рассказ о зайце, откладывающем яйца и прячущем их в саду. Праздник "Osterhase"считался одной из "величайших радостей детства". Лиза в рассказе, как дитя, радуется этому дню.
Недаром в рассказе яйцо, изображенное на открытке, синего цвета - это чистота, любовь к Богу. Синий цвет символизирует покорность Божьей воле и смирение, выражает идею самопожертвования. Этот цвет ассоциируется с добротой, надеждой, любовью к ближнему.
Однажды ученик спросил у Иисуса Христа: ”Какая наибольшая заповедь в законе?” Иисус ответил: ”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.” (Мф.22:36-40)

Н.А. Тэффи верит,что произойдет чудо: не только природа преобразится, но и люди станут исполнять заповедь Божию: жить в мире, согласии, любви.
Природа радуется воскресшему Христу, и вместе с ней - Лиза, которой в сердце "ударило весенним вином ", она получает открытку с зайцем, несущим в лапках синее яйцо с золотыми буквами "Х.В."

Испокон веков принято в светлое Христово Воскресение приглашать к накрытому столу всех желающих, привечать нищих, убогих, больных. Особенностью праздника считалось искреннее совершение добрых дел, собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. И это для каждого, наверное, было спасением.



 

Возможно, будет полезно почитать: