Презентация для воспитателей младшего возраста про адаптацию. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «детский сад Мастерок» Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Выполнила: педагог-психолог Пастухова И.В

2 слайд

Описание слайда:

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.

3 слайд

Описание слайда:

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно опираясь на положения ФГОС, ДОУ должно вести работу по трем направлениям: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; 2. Работа с родителями; 3. Правильная организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона.

4 слайд

Описание слайда:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке

5 слайд

Описание слайда:

Важна изодеятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

6 слайд

Описание слайда:

Игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период. «мыльные пузыри», «обнималки»-телесная терапия, «Солнечный зайчик»-релаксационное упражнение. «капустка»-пальчиковая игра, «божья коровка» «Солнышко и тучка»-релаксационное упражнение. «я люблю сказки»-сказкотерапия

7 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры в период адаптации используемые психологом Адаптационная юбка

8 слайд

Описание слайда:

Ласковое обращение Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.Я сама использую и рекомендую воспитателям чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей

9 слайд

Описание слайда:

Песочная терапия-песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. «Найди игрушку в песке», «Где же наши ручки, ножки» «

10 слайд

Описание слайда:

2. Работа с родителями Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и сотрудников дет. сада. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета для родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад». Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период? (Да, Нет, Затрудняюсь ответить). Нужное подчеркнуть. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации? (Да, Нет, Затрудняюсь ответить). Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?______________________ Легко ли Ваш ребенок просыпается утром?_________________________________________________ Соблюдается ли режим дня в семье для ребенка?_________________________________________________ Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? Если да, то какие__________________________________ Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?________________________ _________________________________________________ Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?_________________________________________________ Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?________________________________________ Спасибо за ответы!

12 слайд

Описание слайда:

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду» Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, аттракционы и др.). Будьте терпимее к его капризам. «Не пугайте», не наказывайте детским садом. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом. Удачи!

13 слайд

Описание слайда:

Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром Выберите в семье гаранта позитивного расставания Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь С ребенком обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине Разработайте ритуал прощания Выберите удобные точки отсчета Найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой. И улыбнитесь друг другу!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

3.организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона. Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптация детей к дошкольному учреждению Педагог-психолог МАДОУ д /с № 5 Анголенко Оксана Владимировна

Особенности социально-психологической адаптации детей к ДОУ С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Одна из важнейших задач, стоящих перед психологом, связана адаптацией детей к детскому саду. Для того, чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее. Во время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком, психолог формирует первичное представление о готовности ребенка к детскому саду и дает родителям соответствующие рекомендации.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение Прогноз адаптации (по среднему числу баллов): 2,6 – 3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение; 2 – 2,5 балла – условно готов; 1 – 1,9 балла – не готов.

Работа психолога протекает в тесном союзе с педагогами и родителями. Как только ребенок поступает в детский сад, воспитатель совместно с психологом начинают наблюдать за протеканием его адаптации. Заполняется лист адаптации по результатам наблюдения за поведением ребенка.

Признаки успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.

Адаптация детей к дошкольному учреждению: легкая адаптация ограничивается 20 днями пребывания в детском саду, средняя – 30 дней, тяжелая занимает более 30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания психолога.

Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения можно предложить заполнить анкету.

В ряде случаев сложности адаптации связаны с особенностями семейного окружения ребенка: чрезмерная опека (дома ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду от него требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми); в присутствии ребенка родители ругают воспитателей или нелестно отзываются о дошкольном учреждении (такие ситуации недопустимы, так как родитель является безусловным авторитетом); родители считают, что ребенок слишком маленький и не демонстрируют пример нужного социального поведения.

Советы родителям в адаптационный период в дошкольном учреждении: готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми; обучайте элементарным навыкам самообслуживания; приучайте ребенка к детскому саду постепенно; приблизьте домашний режим к режиму дня детского сада; создавайте положительный образ воспитателя и детского сада; не поддавайтесь на провокации со стороны ребенка, будьте последовательны и уверенны в том, что делаете; дайте ребенку в садик его любимую игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках....

Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении

Данный материал разработан по сетке непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми подготовительной к школе группы с учетом регионального компонента и дополнительно образовательной де...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год...


«Адаптация детей к условиям детского сада»


Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления или привыкания организма к новой обстановке, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Объект: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет: использование комплекса мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.

Главная цель: создать благоприятные условия, способствующие комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях.
  • Оказание родителям практической и консультативной помощи и убеждение их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
  • Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
  • Окружение ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

Период привыкания ребенка делится на три этапа:

  • Острая фаза, или дезадаптация , сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Фаза длится в среднем один месяц.
  • Подострая фаза, или адаптация , характеризуется адекватным поведением ребенка. Фаза длится 3-5 месяцев.
  • Фаза компенсации, или адаптированности , характеризуется убыстрением темпа развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация адаптация средней тяжести тяжелая адаптация
  • легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Характеристики адаптационных групп детей

Группа

адаптации

Характеристика

Первая группа

Эмоциональное состояние

Вторая группа

Слёзы, плачь

Деятельность

Третья группа

Отношения с взрослыми и детьми

Ребёнок неуравновешен, заплачет, если рядом нет взрослого

Отсутствует

Речь

Отрицательные (ребёнок не воспринимает просьбы воспитателя, с детьми не играет)

Подражание взрослым

Состояние ребёнка спокойное, уравновешенное

Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра

Положительное отношение по просьбе воспитателя или детей

Отсутствует или связана с воспоминанием о близких

Потребность в общении

Положительное по инициативе ребёнка

Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых)

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе

Инициативная (сам обращается к взрослым и детям)

Потребность в общении с взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении сведений от них об окружающем

Потребность в общении с взрослыми и самостоятельных действиях


Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок – педагог – родитель».

Принципы работы с детьми :

  • Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
  • Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • беседы с родителями;
  • консультации;
  • папки-передвижки;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры;
  • родительские собрания для знакомства родителей вновь поступивших детей с другими родителями.

  • любите детей и относитесь к ним как своим;
  • помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
  • приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
  • необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
  • проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку.

  • Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.
  • Педагоги стремятся к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка.
  • С июля 2012 года по март 2015 года в мою младшую группу поступило 25 детей. Из них в возрасте от 1,5 до 2 лет – 18 человек (72 %). От 2 до 3 лет – 5 человек (20 %). Старше 3-х лет – 2 человека (8 %).
  • Из них 15 детей (60 %) с лёгкой степенью адаптации; 10 детей (40 %) со средней степенью тяжести; с особо тяжёлой степенью не наблюдается. Но по моим наблюдениям выявлены дети, которые всё-таки испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптация детей к ДОУ

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация (приспособление)

Степени адаптации Адаптация Легкая Средней тяжести Тяжёлая

При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной - двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции. Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении.

Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду. Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду. Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду. Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно со взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь. Эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных.

Признаки психоэмоционального напряжения: Трудность засыпания и беспокойный сон. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность. Рассеянность, невнимательность. Беспокойство, непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним. Проявление упрямства. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита). Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия). Игра с половыми органами. Подергивание плечами, качание головой, дрожание. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения. Повышенная тревожность. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Памятка для родителей: Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия). Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.

Давайте простые, понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?" На вопрос: "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет. Каждый день читайте малышу. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте... Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь вашему малышу!

Уважаемые родители! Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаем вам несколько советов, как наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе: скажите ребенку уверенным доброжелательным тоном, что вам пора идти; поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь; продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему со словами типа: "Я вижу, у вас сегодня ожидается веселый день"; скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны; попрощавшись, уходите не оборачиваясь. Вы обязательно заметите уже через несколько дней, как снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком. Удачи вам! Педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с № 51 «Росток» г. Ставрополя Кулинская Светлана Владимировна


Адаптация – что это?АДАПТАЦИЯ – ЧТО ЭТО?
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) -
способность организма приспосабливаться к различным
условиям внешней среды.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в
коллектив сверстников (социальную группу), принятие
норм, правил поведения в обществе, приспособление к
условиям пребывания в процессе которого формируется
самосознание и ролевое поведение, способность к
самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с
окружающим.

Факторы, влияющие на процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС
АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ:
достигнутый уровень психического и физического развития,
состояние здоровья ребенка,
возраст ребенка,
уровень развития навыков самообслуживания (КГН),
навыков коммуникативного общения со взрослыми и
сверстниками,
навыков предметной и игровой деятельности;
характеристика нервной системы;
количество детей и форма воспитания в семье,
здоровье родителей.

Основные критерии адаптации к условиям ДОУ:

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ К
УСЛОВИЯМ ДОУ:
поведенческие реакции,
уровень нервно-психического развития,
заболеваемость и течение болезни,
антропометрические показатели физического
развития.

РАЗЛИЧАЮТ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

САДУ:
Легкая адаптация:
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10
дней);
аппетита (норма по истечении 10 дней);
неадекватные эмоциональные реакции (капризы,
замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.),
изменения в речевой, ориентировочной и игровой
активности приходит в норму за 20-30 дней;
характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная
активность практически не изменяются;
функциональные нарушения практически не выражены,
нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3
недели нормативно).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

РАЗЛИЧАЮТ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ
САДУ:
Средняя адаптация: все нарушения выражены более и
длительно:
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней,
речевая активность (30-40 дней),
эмоциональное состояние (30 дней),
двигательная активность, претерпевающая значительные
изменения, приходит в норму за 30-35 дней,
взаимодействие со взрослыми и сверстниками не
нарушается,
функциональные изменения отчетливо выражены,
фиксируются заболевания (например, острая респираторная
инфекция).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

РАЗЛИЧАЮТ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ
САДУ:
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается
грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),
резким нарушением сна,
ребенок нередко избегает контактов со сверстниками,

Пытается
уединиться,
отмечается проявление агрессии,
подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок
плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена
настроения),
обычно видимые изменения происходят в речевой и
двигательной активности, возможна временная задержка в
психическом развитии,
при тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в
течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в
течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОЖНО

I этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в
детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие
стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему
безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и
делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную
систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков
самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно
одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать
себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно
скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя
игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на
некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОЖНО
УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА НЕСКОЛЬКО
ЭТАПОВ:
II этап – основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного
образа воспитателя. Родители должны понимать важность
этого этапа и стараться установить с воспитателем
доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут
найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а
ребенок в свое время начнет доверять воспитателю,
испытывая при этом чувство физической и психической
защиты.

Адаптационный период можно условно разделить на 3 этапа:

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОЖНО
УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ЭТАПА:
III этап – заключительный
Чтобы
привыкание к ДОУ
было максимально
нужно сделать его
ребенка
проходит
безболезненным для ребёнка,
постепенным

каждого
индивидуально);
В течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 2
часа, затем время увеличивают на 1,5-2 часа.
Следует помнить, что в процессе привыкания в первую
очередь нормализуются настроение, самочувствие
ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

объективные показатели окончания периода адаптации:

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ
ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ:
глубокий сон,
хороший аппетит,
бодрое эмоциональное состояние,
активное поведение ребенка,
соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым
условиям у детей сначала восстанавливается аппетит,
труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех
месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения
эмоционального состояния.
Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает
нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у
ребенка пониженный эмоциональный тонус.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
При ярко выраженных отрицательных эмоциональных
состояниях ребёнка целесообразно воздержаться от
посещения детского сада на 2-3 дня;
Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что
вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец. Ведь он
теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу. В
детском саду тебе будет интересно, ты познакомишься и
подружишься с другими ребятами и взрослыми. Утром я тебя
отведу в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь,
что у тебя было интересного, что ты узнал нового.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как помочь ребенку на этом этапе?

1. Следует создать спокойный психологический климат для него в
семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не
увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, ­ на время
прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить
просмотр
телевизионных
передач.
2. Стараться не реагировать (особенно негативно) на выходки и не
наказывать
за
капризы.
3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю
водите его на 1­2 часа, постепенно время увеличивайте до 3–4 часов,
до
5–6
часов
(оставляйте
на
дневной
сон).
4. Обменяйтесь с воспитателями телефонами, чтобы в любой момент
он мог связаться с вами. Не уходите далеко от дома, чтобы вы могли
прийти
в
сад
в
случае
необходимости
пораньше.
5. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где
одна из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта
игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и
попробуйте решить ситуацию вашего ребенка через нее, ориентируя
игру
на
положительные
результаты.
6. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад.
Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от
вас, хотя и всего на несколько часов.

7. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу. Если есть возможность, то лучше, чтобы ребенка отводил в садик кто-то из

7. ? ?????? ??? ????????? ?????? ?? ?????????? ??????? ?????? ?????. ???? ???? ???????????, ?? ?????, ????? ??????? ??????? ? ????? ???­??
?? ???????, ? ??? ?? ????? ??????????. ?, ???????????, ?? ???????? ????????, ??? ?????????? ????????? ?? ???. ?? ????????? ?????????
???????? ???, ??? ?? ??? ??????.
8. ????? ?? ??????? - ????????????? ? ???????? ????? ? ??????. ??????? ??, ?? ???????????? ? ???, ??? ????? ?????? ??????? ? ???????
????, ?? ?????? ???????? ? ????????????? ?????????? ????, ? ??????? ??????? ???????, ??? ? ??? ????? ????? ???­?? ????????, ? ?? ????? ??
????? ??? ?????????. ?????????? ???????? – ???????? ??? ??????????? (??????? ????, ??????? ? ?????, «????, ????? ????????») ??? ???????,
?? ????????? ????????????? ?????? ???????? ?????? ?????????????? ???????? (???? ?????? ???????? ?? ????. ????? ??????? : «????, ?????
????????!»)
9. ?????????? ???????????? ? ? ???????? ????? ?? ????? ???, ??? ? ? ??????? ????!
10. ?? ?????? ???????, ? ??????? ??? ???, ??? ?????????? ? ???????????? ? ???????????? ? ??????.
11. ?? ?????????? ?????? ? ?? ??????? ????????? ? ????????? ?????? - ???????? ???? ?? ?????? ?? ??????? ?????? ?????????????? ? ??????,
?? ? ???????????????? ???, ??? ???? ? ?????? ???????, ???????? ????? ????? ?????? ??????????.
?? ????? ???????? ????????? ??????? ? ???????? ???? ?????? ??????????? ? ??????? ? ???????.
ПОМНИТЕ!
? ????? ?? ?? ??? ??????? ??????? ???, ?? ?????????? ???????????? ?????? - ?? ????????, ??? ?? ???????? ?????.

От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребёнка:

ОТ РОДИТЕЛЕЙ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ РЕБЁНКА:
В период адаптации будьте терпимы к
изменившемуся поведению ребёнка.
Вы же взрослый человек и понимаете, что он
капризничает не потому что «плохой», а из-за
того, что ему очень трудно привыкнуть к
новому помещению, детям, воспитателю
режиму. По утрам когда собираетесь в
детский сад, старайтесь создавать
спокойную, жизнерадостную атмосферу, с
позитивным настроем обсуждайте
предстоящий день. Тогда он точно будет
удачным и для вас и для ребенка.

 

Возможно, будет полезно почитать: