Семья и семейный быт ингушей. Русская и ингуш

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство.

Старинные традиции гостеприимства

Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. По укоренившемуся мнению, кто не привечает гостей, того и Бог не полюбит. В одной из народных песен запечатлено древнее предание, как нельзя лучше раскрывающее суть этой национальной традиции. Ее главный герой поставлен перед сложным выбором между необходимостью как должно принять под своей крышей кунаков погибшего отца, возможностью рассчитаться с его убийцей и спасением собственного личного счастья: ведь его невесту в ту самую ночь должны были выдать за другого. Молодой человек внял совету матери, убедившей его, что чему суждено сбыться, то обязательно сбудется, невзирая на преграды. Лишь выполнив свой долг по отношению к гостям и уложив их спать, отправился молодой ингуш осуществлять кровную месть и отвоевывать невесту. И враг был повержен, и любимая стала его женой, и все дела были улажены миром.

Испокон веков обычай гостеприимства настолько главенствовал в жизни ингушей, что даже обладал способностью прекратить на время действие другого обычая – кровной мести. Встретившись в чужом доме, враги не имели права дать волю чувствам, поэтому предпочитали делать вид, что не видят друг друга. Иначе им приходилось удаляться из-под гостеприимного крова. В каждом доме гостю предназначалась лучшая комната, а зажиточные люди даже возводили специальное, отдельно стоящее строение. Называлось оно кунацкой и никогда не закрывалось, чтобы у странника была возможность обрести приют в любое время дня и ночи. Но в то же время радушие ингуша никогда не потакало иждивенческим настроениям: долг гостеприимства традиционно ограничивался тремя днями. После же гостям приходилось погружаться в семейный быт и разделять с хозяевами повседневные труды и заботы.

Особый церемониал в традиции гостеприимства – это угощение каждого оказавшегося на пороге. После омовения рук в комнате появлялся уже накрытый для трапезы стол. Впрочем, накрытый только закусками, предлагаемыми в ожидании главного кушанья – баранины. Раньше барана резали специально для кунака и подавали ему по мере готовности «почетные» куски туши: разрезанную пополам голову, грудь и курдюк, налитый салом. По окончании принятия пищи стол исчезал так же незаметно, как и появлялся, а всем сидящим за ним опять подавалась предназначенная для мытья рук вода.

Уже не строятся кунацкие, уже выросли на территории республики базы отдыха и гостиницы для путешествующих, уже меняется под влиянием современных реалий мировосприятие каждого конкретного человека. Но не исчезают старинные традиции. И если раньше обычай имел под собой социальную базу, то сегодня это удивительно благородная и теплая, трепетно хранимая черта национальной культуры, отличающая многие кавказские народы и бережно передаваемая по наследству.

А эта свадьба…

В первую очередь создание новой семьи в ингушской традиции – решение, требующее большой ответственности, а уж только потом достойное бурной радости праздничное событие. Строгость традиций, предписывающих главенство мужа и его фамилии («тейпа»), считающих позором для всего клана разрушение семьи и запрещающих матери в случае развода воспитывать собственных детей, предписывает молодежи относиться к предстоящему бракосочетанию со всей серьезностью. Да и выбор невесты – не легкое дело для юноши. Обычай запрещает ему брать в жены представительниц фамилий не только отца и матери, но и бабушек и прабабушек до трех поколений включительно. Достойная забота о генетическом развитии нации становится ощутимой преградой на пути построения семейного счастья. Но даже при соблюдении указанных условий гарантии, что невеста будет одобрена почитаемыми родственниками, у молодого ингуша нет. Традиция принимать во внимание все достоинства и недостатки того или иного фамильного рода сохраняется и по сей день.

Зато когда все трудности выбора позади, начинается изумительно красивое, но и своеобразное действо. Первый его этап – сватовство. Сватают невесту многочисленные достойные родственники жениха в присутствии его отца. Сам ритуал сватовства повторяется трижды, и лишь тогда отец избранницы дает окончательный ответ, берет в случае согласия выкуп за дочь и определяет день торжества.

В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха, теперь нарядно украшенные автомобили под предводительством одного из уважаемых мужчин рода. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.

Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу. Эти предметы призваны символизировать любовь и целомудрие в отношениях будущей супружеской пары. Далее самый близкий родственник жениха, заплатив женщинам, стерегущим невесту, положенный выкуп, выводит невесту во двор. После трогательного прощания «поезд» отправляется в обратный путь и, объехав по дороге всех односельчан, дабы оповестить их о предстоящем счастье молодых, привозит девушку к дверям ее нового дома.

Переступив порог, девушка откладывает в сторону «подкинутый» ей свекровью веник и проходит в кухню или в столовую. Там ей обязательно с пожеланиями плодовитости дают на некоторое время в руки малыша. Если в доме есть еще невестки, то они поздравляют молодую. Танцуя, они произносят ей пожелания, общий смысл которых сводится к следующему: быть хорошей хозяйкой и примерной женой, но не затмевать других снох своими добродетелями, дабы свекровь относилась ко всем одинаково.

Обряд венчания происходит в отсутствие жениха: ему все три дня свадебного торжества приходится скрываться у своих друзей. По окончании празднеств хозяин дома, приютивший новоиспеченного мужа, жарит бараньи почки. Блюдо преподносится новобрачной перед долгожданным визитом супруга. Съедают угощение молодые вместе, и, наконец-то, они могут остаться наедине. Но ненадолго: утром жених опять исчезает на две-три недели, а невесте предстоит пройти еще один обязательный обряд. Где-то через неделю после свадьбы ее выводят за водой к какому-нибудь далекому источнику. Там она наполняет кувшины всем находящимся рядом женщинам, а в сам источник обязательно кидают иглу и яйцо. И лишь по возвращении невеста уже признается полноправным членом семьи.

С заботой о подрастающем поколении…

Ингушское воспитание целиком и полностью подчинено главной цели – подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Мальчик с раннего детства должен понимать, что ему предстоит стать главой семьи, ее защитой и опорой. Именно поэтому уже с семи лет сыновей воспитывают мужчины. С малых лет ребенка в ингушских семьях приобщают к труду. Вначале это носит характер игры, а уже с 12 лет подростки активно участвуют в работах вместе со взрослыми. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, послушание и чувство коллективизма, выдержка и терпение. Огромное значение ингуши придают и военно-спортивному воспитанию. Немаловажную роль в нем играют традиционные праздники с многочисленными состязаниями, в том числе в верховой езде и метании копья. Среди мальчишеских игр особой популярностью раньше считались «война» и «скачки с обрыва». А древний обычай, своеобразное признание совершеннолетия юноши, выглядел следующим образом. Молодой человек приносил подарок дяде – родственнику по материнской линии, который в ответ должен был также одарить его, например конем. Так дядя соглашался, что племянник уже достоин зваться мужчиной.

В целом среди методов воспитания основными в ингушской семье являются собственный пример и наставление. Ребенка не принято было ни наказывать, ни ласкать в присутствии посторонних. А чтобы дети считали главной ценностью семейное согласие, отцу запрещалось ругать жену при детях. Мальчики должны обладать самоотверженностью и выдержкой, а девочки – верностью и терпеливостью. Ценностные ориентации народа отражены и в его песенном творчестве. У ингушей всегда культивировались честность и скромность, верность обычаям и уважение к старшим.

…И с уважением к ушедшим

Как только в семье умирает один из ее членов, сразу же начинается подготовка к похоронам, во все концы летят родственникам вести о случившемся. Поэтому в скором времени в доме покойного собирается вся огромная семья. Каждый ее член обязательно оставляет родным небольшую сумму денег и принимает активное участие в общих заботах. Кто-то занимается могилой на кладбище, кто-то подготавливает умершего к погребению, а кто-то разводит костер. На нем в большом чане будет вариться угощение: ведь накормить необходимо каждого пришедшего в дом с соболезнованиями.

Подготовка к погребению не является у ингушей долгой церемонией, все проходит достаточно быстро. Тело обмывают, потом, если это мужчина, оборачивают вначале в саван, затем в ковер и выносят во двор для прощания. Там о покойном и его добрых делах свидетельствует кто-то из старших, и каждый из мужчин произносит обязательную погребальную молитву.

Дальше умерший доставляется на кладбище, где уже ждет подготовленная могила. Как правило, готово и надгробие: на заготовке просто выбивается имя покойного и даты рождения и смерти. В могилу тело укладывается определенным образом, и все присутствующие мужчины поочередно берут в руки лопаты и закапывают его. Потом совершают установленные религиозными правилами действия: произносят молитвы и читают Коран. Женщины на кладбище не допускаются.

Тем временем в доме покойного родня принимает многочисленных гостей, каждый из которых обязательно надевает головной убор. Находиться здесь с непокрытой головой нельзя ни мужчинам, ни женщинам. Угощают всех соболезнующих на протяжении трех дней.

Доброго времени суток! Хочу рассказать свою историю.

В 21 год познакомилась с ингушом, он младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.Помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей (я ему сама об этом сразу сказала), да мы переспали с ним,говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я очень его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне было все равно, я была счастливой. Как он мне потом рассказал, я была у него первой. Были в наших отношениях сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Да и отношениями это трудно было назвать, он служил в армии, а я приезжала к нему, иногда ему давали увольнительную. Скажу сразу меня всегда тянуло к Кавказу,когда смотрю как танцуют лезгинку меня переполняют эмоции, наверно в прошлой жизни была ингушкой))))) Он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: " Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем". Я сказала ему спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике, потом сменила номер и стала забывать его. Начала встречаться с молодым человеком. Так нет, мой ингуш, нашел меня в одноклассниках и опять мы начали общаться. Говорил,что не знал что мне его друг наговорил и что это все не правда. После этого он уже с этим другом не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом звонил и говорил: " Пытаюсь, но не могу тебя забыть". В 2011 году чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю: " Женись уже и забудь меня", а он лишь спрашивает люблю ли я его. Я то люблю его очень, да только вру ему и говорю, что уже люблю его только как друга. Рассказываю ему о своей жизни, говорю про парней, знаю ему очень больно это слышать, но я должна сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла, но не складывается. Много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, нет в них того, что есть в моем ингуше. А он тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т. к. понимаю, что не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию. Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Через неделю собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. А судьба все не дает мне выйти замуж, очень жду его приезда, ведь не видела его уже 3,5 года, а с другой стороны понимаю, что не надо ему приезжать и пора уже закончить эту историю.

Спасибо всем за советы) Но уже все само прояснилось. Русские девочки скажу вам одно - прежде чем встречаться с кавказцем хорошенько подумайте!!! Мне ингуш 4 года морочил голову в итоге выяснилось, что он альфонс и морочит уже голову женщине 42 лет из своего родного города, а та ему деньги дает, заправляет... уж не знаю за какие такие услуги)))) Меня разыскала эта женщина, написала много гадостей в мой адрес, я позвонила ингушу, хотела услышать правду, а он лишь в ответ назвал меня тупой русской шлюхой. Вот так вот продаются за деньги))), а та женщина как выяснилось очень обеспеченная и без мужа. Я простила его, удалив все номера, сменив номер и навсегда вычеркнув его. Спасибо Всевышнему, что открыл мне глаза и, что я не совершила ошибки и не уехала на Кавказ. А еще я поняла, что кавказские женщины очень злые..... и что они ненавидят русских девушек. Дорогие мои, мне нафиг не нужны ваши мужчины, теперь я буду обходить их стороной, я то думала они настоящие мужчины, а оказалось наоборот. Всем счастья! Я рада, что моя история закончилось, хоть боли она мне принесла достаточно.

Цитирую Стелла:

Ингушки выходят поздно замуж.


В среднем по России женщина выходит замуж в 25 лет и рожает первого ребенка в 27 лет. Вы хотите сказать, что ингушки выходят замуж и рожают детей примерно в том же возрасте? Почему тогда Ингушетия занимает третье место в России и второе на Кавказе (после Чечни) по количеству детей, в среднем рождаемых одной женщиной? Причем с двукратной разницей со среднероссийским уровнем: в среднем по России женщина рождает 1,5 ребенка, а в Ингушетии - 3.
Вот отрывок из статьи, посвященной ранним бракам на Кавказе:
"Крайне мало надежных количественных исследований, показывающих, что действительно типично для современной северокавказской семьи, а что перекочевало в массовые представления о Кавказе из русской литературы XIX века или других не менее старинных источников. В Чечне даже обычных полевых наблюдений по этой тематике, не претендующих на статистическую надежность, проводилось мало. Я буду основываться на фрагментарных количественных исследованиях, которые мы с коллегами проводим в отдельных селах соседних с Чечней регионов. Более полных данных, свободных от изъянов официальной северокавказской статистики, пока нет.
Уместнее всего посмотреть на данные по районам Дагестана, географически примыкающим к Чечне. Ожидать, что в самой Чечне все совершенно так же, было бы некорректно, хотя бы потому, что семейное устройство может довольно сильно различаться у разных народов Северного Кавказа (правда, среди жителей приграничной с Чечней части Дагестана есть один из субэтносов чеченского народа - чеченцы-аккинцы). Тем не менее общение между регионами, прежде всего торговое (а оно активно), и наличие «трансграничных» браков позволяет предположить, что различия вряд ли носят слишком резкий характер.
Ранние браки - вещь действительно довольно распространенная в этой части Северного Кавказа. Например, в одном из обследованных нами сел среди выпускниц средней школы 2011 года по состоянию на апрель 2015 года замужем было 65%. Во всех обследованных селах средний возраст матери при рождении первого ребенка меньше, чем по России в целом. Это - при крайне низком проценте в селах рождений у одиноких матерей - также говорит о практике ранних браков.
«Прямое» свидетельство их числа в виде статистики загса здесь не поможет, потому что многие браки регистрируются не сразу после их заключения. Впрочем, и официальная статистика, при всей проблематичности ее использования, намекает на рост числа ранних браков в последние годы: например, в Дагестане с 2005 по 2012 год среднее число рожденных детей быстрее всего росло для женщин до 20 лет." - http://daily.rbc.ru/opinions/society/18/05/2015/5555fefb9a79471871430dc0

В статье приводится в пример Дагестан, но едва ли в Ингушетии ситуация отличается коренным образом, к тому же Ингушетия превосходит Дагестан по показателю рождаемости в среднем на одну женщину.

МВД России предпринимает экстренные меры по восстановлению правопорядка в Ингушетии. Поводом стали кровавые события июля: обстрелы российских военных, здания УФСБ, убийство советника президента республики. А расправа с семьей учительницы Людмилы Терехиной и теракт на ее похоронах повергли жителей республики в шок своей циничностью. Во вторник неизвестные снова напали на отряд милиционеров. Один убит, несколько человек ранены. Чего добиваются террористы? За ответом в Ингушетию отправился корреспондент "Известий".

Кто-то хотел, чтобы всем было больно

Жарадат Даутаева из станицы Орджоникидзевской арбузница. Торгует за воротами своего дома на улице Грозненской, по соседству с опустевшим двором Терехиных. Место удобное, как раз напротив рынка. Здесь мы с ней и познакомились.

Сына Люды, Вадика, я видела накануне трагедии, - рассказывает Жарадат. - Он, вероятно, только что приехал домой. Учился в технологической академии в Черкесске. Поздоровался и спросил по-ингушски: "Ца могаш яц хьо?" (Не болеешь?) Мы с Терехиными были как одна семья. Моих пятеро и трое детей Люды росли вместе. 10 лет назад у нее умер муж, она одна поднимала ребятишек. А моего старшего, Беслана, она сынулькой называла. Беслан с Вадиком одногодки, были дружны - не разлей вода.

Жарадат вспоминает: на следующее утро встретила у своего дома милиционеров. Подумала: опять пришли проверять арбузников. Но ее огорошили вопросом: не знает ли Жарадат, кто убил ночью Терехиных?

От этого известия я до сих пор в себя прийти не могу, - Жарадат с трудом сдерживает слезы. - Тот, кто поднял руку на них, хотел, чтобы всем было больно.

Терехиных расстреляли в их доме 15 июля около полуночи. Подробности того вечера известны благодаря выжившему свидетелю. За ужином собралась почти вся семья. Недоставало старшей дочери Ани, которая учится на психолога в Краснодаре. По пути домой Аня заглянула к подруге на Кубани, там и задержалась.

Терехины после ужина раньше обычного легли спать. Утром Людмиле предстояла поездка в Назрань. Там принимают вступительные экзамены у ингушской молодежи, мечтающей поступить в российские вузы. Терехина, заслуженный учитель России, экзаменовала их по математике.

Убийцы забрались в дом через окно. Они хорошо знали расположение комнат. Иначе могли бы перепутать и оказаться у соседей-ингушей, проживающих в другой половине коттеджа. Действовали абсолютно хладнокровно. Первые пули достались спавшим уже 19-летнему Вадиму и 56-летней Людмиле. А следующая - 23-летней Маше, которая после ужина убиралась на кухне.

Из пистолета с глушителем стрелял профессионал: пули попали в головы. Он словно в насмешку оставил в живых одного домочадца - слепого 50-летнего брата Людмилы Сергея. Позднее он и расскажет жуткие детали своего пробуждения. Сквозь сон инвалид услышал два негромких хлопка и всхлипывания умирающей Людмилы. Встревоженный Сергей поднялся с постели, и его руки нащупали на соседней кровати холодеющее тело, а рядом липкую кровь. Минутой позже в соседней комнате под раскрытым окном обезумевший от ужаса инвалид обнаружил труп Вадима, а по пути на кухню споткнулся о бездыханное тело Маши. И принялся кричать.

Предполагали, что Терехиных хотели банально ограбить. Говорили, что Людмила продала свою половину дома и получила за это деньги. Но эта версия отпала быстро. Небольшие сбережения, которые тратились на обучение детей, окажутся нетронутыми. Вещи тоже на месте.

Терехины столько не зарабатывали, чтобы убивать их из-за денег, - убеждена знавшая семью менеджер здешнего салона "Евросеть" Зарина Ужахова. - Учительские зарплаты известны. Поэтому Маша после университета лишь чуть-чуть попреподавала в школе, а затем пришла с красным дипломом учителя математики к нам. Поработала кассиром полгода. У нее даже парня не было. Оно и понятно - очень умная девушка, ответственная, неконфликтная. Без нее нам очень плохо.

Бомба для похоронной процессии

О том, что у Терехиных не было конфликтов с соседями, говорит тот факт, что проститься с русской семьей пришло едва ли не полстаницы. А там живут свыше 60 тысяч человек. Людмила, проработавшая 30 лет в школе, учила многих. Ее отец был школьным директором. У ее детей тоже было немало друзей. Эта семья не отделяла себя от большинства. Все ее члены владели ингушским. Людмила даже настаивала, чтобы ее двор местная администрация не фиксировала как славянский. Терехины жили со всеми в мире. Но кто-то этот мир разбил.

На церемонии прощания у дома плакали не только немногочисленные русские станичники, рыдали ингуши. Но на христианском кладбище преступники мерзким образом напомнили о себе. И подтвердили: убийство уважаемой русской семьи - акция лишь на первый взгляд немотивированная.

Взрыв произошел после того, как закончился прощальный митинг, - вспоминает медсестра Ольга Кузьмина. - Первыми к могиле пошли девочки с цветами, затем понесли кресты, а за ними двинулись мы с дочерью - несли одну из крышек гробов. И вдруг слышим сзади хлопок, крики. Поднялась паника. Я хотела бежать в больницу, но милиционеры не пустили, боялись, что и в других местах кладбище заминировано. Мужчины, несмотря на это, как-то улизнули. Мне пришлось помогать опускать гробы, больше некому было.

Пострадавшими от взрыва оказались десять человек. Самые тяжелые ранения - у учителей Раисы Беручевой, которой ампутировали ногу, и у Азы Далаковой, получившей серьезное повреждение глаз. Вероятно, адскую бомбу пронесли в толпе во время похорон. Сделать это раньше было сложнее - на погосте находились военные.

Для меня бесспорно: за расстрелом Терехиных и взрывом стоят одни и те же заказчики, - утверждает глава Сунженского района Ахмет Накастоев. - Это те, кто пытается нанести удар по программе возвращения сюда русских. Но люди вернутся.

Зачем республике Иваны?

Верит ли сам Накастоев в душе в возвращение нынешних переселенцев? Как знать. Но ясно одно: он понимает, что русские нужны Ингушетии как воздух. Упомянутая им программа возвращения русских - явление уникальное для современной России.

Как известно, парад суверенитетов на Северном Кавказе в начале 90-х обернулся массовым исходом из горских республик славянского населения. Особенно масштабным этот процесс был в Чечне, Ингушетии, Дагестане, где из русских остались сегодня большей частью старики, которым попросту некуда уезжать.

В нашей станице 16 лет назад проживало около десяти тысяч человек, - вспоминает глава станицы Троицкой Сунженского района Тагир Латыров. - Большинство были русские. Ингуши жили лишь в 12 домах. А сегодня население выросло в два с половиной раза. Русских осталось чуть больше трех сотен человек.

До поры до времени эту статистику лишь констатировали. Далеко идущие выводы сделали недавно: "У мононациональной республики нет будущего", - заявил президент Ингушетии Мурат Зязиков.

Возвращенцев заманивают жильем, его республика готова купить им. Деньги выделяются небольшие - по 4 млн рублей в год. Их хватало на покупку десятка квартир. Кого-то это и правда сподвигло вернуться.

Я 16 лет прожила на Украине, но мечтала вернуться в Ингушетию, на свою малую родину, - признается Надежда Семисинова, директор школы в Троицкой. - Мне снились удивительные сны об этих местах. Последний - про нашу речку, от которой я никак не могла подняться на крутой глинистый берег, раскисший от дождей. Но затем обнаружила песчаную тропинку, которая вывела меня к уютному домику. Такой домик и стал моим первым пристанищем здесь, когда я с дочкой вернулась 6 лет назад. Мы здесь снова прочно обосновались.

За последние четыре года в республику вернулись свыше 600 русских. Осели в основном в Сунженском районе, который традиционно считался славянским. Несмотря на обещанное бесплатное жилье, многие из них пока снимают квартиры или ютятся у родственников. Накастоев объясняет, зачем ему нужны русские.

Среди ингушей полно юристов, пищевиков, строителей, - констатирует он. - А вот технарей нам катастрофически не хватает: инженеров, механизаторов, связистов. Таких кадров много у русских. А сейчас они особенно нужны. В районе возводятся предприятия стройиндустрии, сельхозпереработки, которые нуждаются в специалистах. А "наши русские", те, что помимо профессии знают и ингушский язык, здесь просто незаменимы.

Простые ингушские семьи, далекие от политики и межнациональных отношений, имеют свой интерес. Их дети уже не знают русского языка. А без него - проблемы с получением высшего образования, ограниченные возможности карьерного роста.

Многие родители просили, чтобы их ребенка посадили за одну парту с русской девочкой, - делится наблюдениями замглавы района Антонина Хасиева, в недавнем прошлом педагог. - А к русским учителям образовался конкурс из учеников.

Разумеется, Восток, как говаривал известный киногерой, - дело тонкое. Широкий жест местной власти в отношении русских - это еще и ход в сложной политической комбинации, призванной ускорить решение болезненной проблемы - возвращения ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. В окружении президента Ингушетии не скрывают, что программа возвращения русских должна была стать козырем для Зязикова. Раз, дескать, мы вернули русских на малую родину, надо, чтобы и Осетия вернула на малую родину ингушей. Месяц назад местные власти решили даже, что на покупку жилья для славян в текущем году отпустят денег вчетверо больше.

Может, ответ на решение вернуть "русских ингушей" и прозвучал в доме Терехиных и на кладбище?

Мы работаем над расследованием дела Терехиных, - заявил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. - Вышли на подозреваемого. Этот человек находится в розыске за совершение других преступлений.

Турыгин считает, что расстрел Терехиных не направлен против русских, проживающих в Ингушетии. Но большинство наших собеседников в республике считают иначе.

Я хорошо знал Терехиных, - говорит Алихан Оздоев, промышляющий частным извозом. - Их мог убить только безбожник, без флага, без родины. Но убил не просто так. А в назидание другим. Если здесь убивают русских, ты не поедешь сюда жить.

Хорошая мина при плохой игре

Череда июльских вооруженных нападений в Ингушетии вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по наведению порядка в республике. Объявлено о проведении операции, которая призвана покончить с бандами, с остатками экстремистского подполья. О результатах говорить рано. Но в станицах все равно опасаются новых расправ над славянским населением. В Троицкой, например, станичный актив при поддержке милиционеров стал совершать вечерние объезды домов, в которых проживают русские.

Таких домов у нас около сотни, - говорит глава станицы Тагир Латыров. - В каждый стараемся заглянуть, проверить, все ли в порядке.

А власти республики уверяют, что трагедия в Орджоникидзевской не сократит очередь русских, желающих переехать в Ингушетию.

У меня на приеме только что была женщина из Иркутска, - демонстрирует оптимизм Ахмет Накастоев. - Сибирячка, а тоже мечтает перебраться к нам.

На самом деле основная часть покинувших Ингушетию в 90-е русских живет не в Сибири, а поблизости - на Ставрополье и Кубани. В Ставропольском крае, например, даже есть станица Сунженская, которую основали 15 лет назад вынужденные переселенцы из Ингушетии. Собираются ли они туда возвращаться?

Ни за какие деньги, - категорично настроена фельдшер Наталья Сиденко. - Мы здесь спокойно спим. Дети ходят куда хотят. Всех шестерых своих сыновей и дочерей мы с мужем здесь вырастили, выучили. 16 лет назад, когда в Троицкой стали убивать русских, наша улица Розы Люксембург выехала вся. С тех пор я там ни разу не была. Посмотреть на родные места, конечно, хотелось бы, но боязно.
Подобные настроения и у других станичников, даже у тех, кто едва сводит концы с концами, зарабатывая продажей лекарственных трав. Последние события укрепили их во мнении, что путь на родину заказан.

Наша родина теперь - этот край, его столица - Ставрополь, - заявил фермер Анатолий Старков. - И другого не будет.

Арбузница Жарадат с грустью признала, что Терехины были последними русскими на улице Грозненской. Формально в доме N 76 еще числятся дочь Людмилы Аня и брат Сергей. Их сразу после трагедии забрала к себе на Ставрополье родственница. Говорят, они в Ингушетию не вернутся.

Значит ли это, что убийцы их родных добились своего?

http://www.izvestia.ru/investigation/article3106732/

I. Как - то у нас на первом курсе в институте всеобщим вниманием были окружены две персоны - это первокурсница филологического факультета Лиана С. и первокурсник математического факультета Назир К. по национальности - ингуш. Всем было интересно, чем закончится роман русской девушки и горячего кавказского парня - ответ был единогласным: нагло и подло бросит, а если и полюбил всерьез и надолго, то (чему никто верить и думать не хотел) увезет к себе в Ингушетию в горы в свой аул и пропала красивая девушка. Но обо всем по порядку.
Лиана - девушка видная, заглядывались многие, но она лишь презрительно хмыкала в ответ и воротила голову. Уже в самом начале курса, в сентябре, она увидела гордо и одиноко шагающего по институту, высокого молодого человека. Сказать, что он внешностью похож на русского - нагло соврать, либо не сказать ничего. Видно было, что не русской крови он. Нос и черты лица даже говорили за него - чужие, не русские. Волосы густые, черные, как смола, а вот глаза были светлые. Сказать, что пленило ее в нем, то глаза - вот его основа покорения женских сердец. Они были у него огромные, светло - зеленого цвета. И вот тогда, тот первый взгляд на него и покорил ее. Он прошел мимо нее, даже не взглянув и не покосившись. И появилась у Лианы цель разузнать об этом молодом человеке, а в идеале познакомиться. Ее намерения осуществились буквально на следующей неделе, когда она узнала от однокурсниц, что он живет с ними в общежитии на одном этаже. Одна из однокурсниц пообещала, что познакомиться с ним и все про него расспросит. Узнав, что по национальности он - ингуш, мусульманин, живет по совсем другим традициям и обычаям, это нисколько не огорчило Лиану, а наоборот, появился некий интерес, узнать его лучше, узнать о его традициях и о том, как они живут там. Но однокурсница оказалась хитрой и не спешила знакомить Лиану с Назиром. Тогда она поняла в сотый раз, что рассчитывать нужно только на себя и на свои силы.

II. Столовая в институте - место встреч и основное скопление, и сборище студентов. Вот там - то Лиана, спустя две недели и смогла на свое неописуемое счастье увидеть одиноко сидевшего молодого человека за крайним столом. Темные волосы, светлые глаза – это был Назир. Включив все свое обаяние и красноречие, она с румянцем на щеках спросила его мягким голосом, может ли она присесть к нему за стол. Он, не поднимая глаз, одобрительно кивнул. За все время сидения за одним столом, друг напротив друга, он ни разу на нее не взглянул. Для нее это была паника, такой удачный момент и его коту под хвост. Она начала его потихоньку выводить на беседу. Нехотя, он отвечал ей, но поднять - то глаза поднял, и интерес в них появился, а вот как собеседник слова связать не мог. Дело не в том, что он плохо говорил по-русски, наоборот, никакого акцента, понятная речь, а вот предложения и смысл между ними не мог связать. Его речь не была красивой или хотя бы грамотной. Отвечал односложно, без интереса. Но на тот момент из-за своей влюбленности к нему Лиана не придала этому значения. Затем он, молча, встал и ушел. Женская интуиция - вещь такая, что ее надо иногда слушать. А интуиция Лиане подсказывала, что она заинтересовала Назира. Она была рада. Но потом, ни на следующий день, ни через неделю он больше не показывался в столовой. А отступать от своей цели она не собиралась. Обладая вспыльчивым и упрямым характером она, во что бы то ни стало, захотела видеть его рядом с собой. Она пошла на уловку, распустила слух, что у нее большие проблемы с высшей математикой и ей нужна помощь. Зная, что он учится на физмате, то для него не составило бы трудов решить пару номеров для Лианы. Попросив через посредников, чтобы до него дошла ее просьба, он не заставил себя долго ждать с помощью. Она со счастливым блеском в глазах и лучезарной улыбкой пришла к нему в общежитие с одной тетрадкой по математике. Заранее попросив друзей, чтобы в комнате никого не было - они сидели над горящей лампой одни. С того самого момента все у них и закрутилось, как в бразильском сериале. Потратив целый час не на решения логарифмических задач, а на страстные обнимания и поцелуи, они вышли из общежития парой. Тетрадь по математике так и осталась без решения.

III. Подруга Лианы сначала приняла за шутку, за некий нелогичный розыгрыш, узнав новость о том, что та встречается с ингушом. Но, увидев серьезное выражение лица Лианы та, в свою очередь, все поняла. Общалась подруга с ним с улыбкой, сдерживая презрение и неприязнь. Общалась с ним только ради подруги. Лиана и Назир стали вместе ходить по институту за руки, целоваться по углам. Лиана стала частой гостьей в общежитие, заслужив неодобрение комендантш и вахтерш. Назир рассказал ей про свою семью, про отца, про мать, про двух младших сестер и старшего брата. Что он женится на девушке своей национальности и будет жить с ней и со своими родителями в одном доме. Эти слова больно ударяли Лиану, как хлыстом, но она не показывала виду. Она влюбилась в него так, что захотела уехать летом за ним к нему на родину, в его семью. Она осторожно спрашивала, можно ли им жениться на христианках?
- Можно, мой дядя женат на русской. Но, если я и выйду за тебя, то ты должна принять ислам.
Тут она и поутихла, здравый смысл еще не до конца ее покинул. Она знала, что будущего с ним нет, но цеплялась за него, как утопающий за соломинку. Ей так хотелось быть с ним, быть его, а он, чтобы был ее. Она старалась не возвращаться к этой теме, но душа ее была уже повержена. Романтики в их отношениях не было, свидания настоящего не было, посиделки в общежитие, а затем мятая рубашка и брюки от страстного обнимания. Близкого контакта со своим телом она ему еще не позволяла. Она тянулась к нему, хотела его, но в определенный момент тело сопротивлялось, и она отстранялась от него. Он не давил на нее. Она была благодарна ему за это и просила подождать, для нее это был ответственный и серьезный шаг. Она была еще девственна, и ей не хотелось запомнить свой первый сексуальный опыт в окружении стен общежития. Они начали искать квартиру для интимной встречи, дома у Лианы тоже не получалось, дедушка все время дома и отсюда проблема остаться наедине. Затем стали происходить нелепые и на пустом месте возникшие ссоры. Его гордый и горячий характер боролся с ее упрямством и несдержанностью. Ссора за ссорой, обида за обидой. Подруги Лианы стали смеяться над ней и над ее «пластмассовыми» отношениями. Они говорили, чтобы она его бросила и забыла. Лиана была непреклонна.
- Пожалеешь потом.
Она лишь с гордо поднятой головой разворачивалась и уходила от них к Назиру.

IV. До Лианы стали доходить сведения, что Назир прогуливает пары и у него большие проблемы со сдачей сессии. Затем она стала замечать, как искусно он врет, и все его слова никак не соответствовали его делам. Но самое ужасное, что она поняла, заметила, увидела, что он любитель девушек, да еще активный любитель. Почти весь этаж в общежитие состоял из его подруг. А какие функции выполняли подруги - оставалось только гадать. Как-то он прямо в лицо сказал Лиане, что любит женское общество и себя он изменить не сможет. Глядя ему в глаза, она лишь произнесла, что не завидует его будущей жене. Стало много трудностей из-за различия менталитета. Ссоры текли и накрывали волной. А однажды в порыве злости он оскорбил Лиану самыми гнусными выражениями. Затем извинялся, но она позволила себе дать ему пару пощечин. Он лишь улыбался и говорил, чтобы она сильнее его била. Отношения эти тянули в рутину, и в один момент Назир просто бросил ее и все. Она никогда не забудет, как он выдернул свою руку из ее руки, как отвернулся и сказал, что знать ее не хочет.
- Я не хочу с тобой иметь ничего общего.
Месяц. Месяц в себя приходила Лиана. Отчасти ей очень помогла новая влюбленность. Она влюбилась в симпатичного парня, ногтя которого Назир даже не стоит. Клин клином вышибают. Жизненная поговорка. Но душевные терзания – это очень больно. Это как без наркоза по телу скальпелем. Но, собрав всю волю, и силу в кулак она собралась с духом и смогла отпустить из сердца и мыслей его образ, выплюнув в спину образа свою любовь к нему.

V. Назира отчислили в начале второго курса за долги по летней и зимней сессии. Даже приплаченные взятки в деканат до этого не спасли его положение. Весь сентябрь второго курса он на глазах у всех и у Лианы, в том числе, обнимал и целовал направо и налево всех своих подруг. Кроме презрения в душе у нее не осталось к этому человеку – ни-че-го. Если вспомнить какие это были отношения? Никакие. Какой он? Никакой. Заговорит ли она с ним снова когда-нибудь? Никогда. Она радовалась в душе, что все-таки не он стал ее первым мужчиной. Вспоминать потом его, как своего первого полового партнера – это выше ее сил. В начале октября он уехал в Ингушетию и больше о нем она не слышала. Что осталось на душе после него? Ощущение чего-то грязного, липкого, немытого. Вроде бы ты съел мороженое и испачкался. Вкусно было, но пробовать больше уже не хочется.



 

Возможно, будет полезно почитать: