Свадебные обычаи и традиции русского народа. Свадебные традиции и обычаи в россии Сообщение о русской свадьбе

Постепенно исконно русские свадебные традиции возвращаются в жизнь современных людей – кто-то стремится быть поближе к своим предкам, другие следуют за модой, третьи просто интересуются историей своего народа.

Русская культура богата на свадебные традиции и обычаи – в давние времена бракосочетание было грандиозным событием, которое проходило по заранее намеченному плану, соблюдавшемуся всеми парами.

Некоторые из этих обрядов забылись, другие видоизменились, но есть и те, которые дошли в первозданном виде. Будущие молодожены могут удивить своих гостей, применив часть из этих традиций на собственной свадьбе.

Суть обрядов

Практически во всех культурах мира есть предписания по поводу свадьбы. Веками вырабатывались и русские свадебные традиции и обычаи, которые предписывали будущим молодоженам правильно одеваться и вести себя во время бракосочетания. При этом практически ни у кого из молодых людей не возникало даже мысли противоречить народной мудрости, и все принятые этапы свадьбы неукоснительно выполнялись каждой парой.

Сейчас отголоски такого послушания встречаются лишь у немногих народов, при этом большинство традиций претерпели изменения – стали менее жесткими и безоговорочными. Жених и невеста вольны самостоятельно решать, как будет проходить их свадьба, а про женитьбу по указу родителей все и вовсе забыли, как про страшный сон.


Русские свадебные традиции соблюдаются на бракосочетании в большинстве своем, как дань прошлому.
Невесты надевают белоснежное платье, а женихи проходят испытания от подружек своей возлюбленной, потому что так принято. Конечно, и от этих традиций бывают отступления, но все же часто можно встретить именно такой расклад событий.

В других случаях обычаи применяются для свадьбы, если она организуется в конкретном стиле. Пары стали серьезней подходить к сценарию своего бракосочетания, поэтому нередко устраивается тематическое торжество. Если оно проводится, например, в английском, французском, мексиканском, индийском или итальянском стиле, то можно перенять и некоторые традиции этих народов, чтобы создать яркий антураж.

В большинстве же своем каждая современная свадьба оказывается сотканной из обычаев разных стран. Какие-то этапы бракосочетания, например, обмен обручальными кольцами, существуют еще с древних времен, другие появились всего несколько столетий назад. Если раньше свадьба проходила в замкнутом мирке конкретного народа, то теперь границы праздника расширяются.

Какие есть обычаи

На Руси свадьба праздновалась не меньше недели, а в подготовке к ней участвовала вся деревня. Каждый человек знал, какая роль ему отведена, и в итоге получалась слаженная работа без заминок и суеты. Сейчас такое уже не встречается, поскольку каждое торжество проходит на свой манер, а раньше сценарий был одним для всех.


Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство.
Жених вместе со своими друзьями и семьей приходил в дом к невесте и спрашивал благословения на свадьбу у родителей девушки. Ее саму о желании выйти замуж никто не спрашивал – ей надлежало только продемонстрировать свои хозяйские способности и принять волю матери и отца.

Сватовство

На сватовство жених приходил не с пустыми руками – он приносил помолвочное кольцо. Считалось, что если невеста примет его, то свадьбе быть, но на самом деле все уже заранее было решено главами семейств. Если жених приходил без кольца, это заставляло семью девушки задуматься по поводу того, что он сможет обеспечить их дочь.


Если брак планировался с предварительной договоренности семей, то это был лишь символический этап события.
Если же девушка и юноша сами принимали решение о женитьбе, то могли получить и отказ в благословении. В этом случае у них было два варианта – либо повиноваться воле родителей, либо ослушаться их, за чем обычно следовал полный разрыв отношений с семьей.

Наряд невесты

Подвенечный наряд невесты был особенным. Сейчас принято видеть виновницу торжества в белоснежном платье, но это европейская традиция, на Руси облачались в красное.

Свадебный распорядитель

Раньше на Руси все невесты облачались в сарафан красного цвета, который символизировал счастье и плодородие. А вот белый цвет считался символом траура и печали.

Елена Соколова

Предсказательница


Считалось, что сколы, рельеф и трещины на обручальных кольцах привлекут несчастья и неурядицы в семейную жизнь молодоженов.

Тамара Солнцева

Фату могли надевать только те девушки, которые выходили замуж впервые, поскольку этот атрибут считался символом непорочности. Еще раньше фату заменяли почти непрозрачной шалью. Невеста надевала ее при выходе из родительского дома и не снимала до самого замужества, поскольку считалось, что в этот период она остается без защиты и уязвима перед злыми духами, а под шалью они не смогут ее отыскать.


Обручальные кольца

К обручальным кольцам тоже предъявлялись особые требования. Они могли быть из любого материала, но неизменным оставалось одно – поверхность должна быть гладкой, без рельефа, камней, сколов или царапин.

В период с момента сватовства и до свадьбы у невесты было много забот. В первую очередь ей нужно было расшить рушник, который будет использоваться во время благословения, а затем останется в семье молодоженов, как оберег от горя и несчастья. Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу.

Заботы жениха

У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная – ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом.

Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию.

На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп.

Венчание

Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога.

Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном – овсом, ячменем, просо и т.д. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл.

Застолье

Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе – это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов.

Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких – совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины.

Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Православие не предусматривает возможности развода, поэтому женились люди лишь один раз. И хотя наша религия продвигает целомудрие и воспевает непорочность, во время празднования молодежи разрешались некоторые веселые вольности.

В дохристианскую эпоху обряд женитьбы символизировал расцвет природы и плодородие. После Крещения Руси некоторые языческие элементы сохранились, к ним добавились новые традиции. И в богатых семьях, и у простых крестьян, решение важного вопроса выбора спутника жизни главы семейств оставляли за собой. Но не все было так плохо. Молодые понимали сложившийся порядок и находили свои способы склонить отца к выбору полюбившегося суженного или суженой.

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения. Основные этапы:

  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадебный поезд
  • «Покупка» невесты
  • Гуляние и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Русский свадебный обряд в деталях

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

Обручение в русской традиции

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе )

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянья, пир и второй день свадьбы

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей.

Сегодня свадьба считается прежде всего семейным событием, происходящим в тесном кругу близких людей. В старину, когда деревни в основном состояли из родственников , участниками торжества становились практически все жители. Свадьба обычно продолжалась в течение нескольких дней. Недаром тогда говорили – не «справлять», а «играть свадьбу» . Свадьбу действительно играли, как своеобразное театрализованное представление.

Свадьба состояла из многих эпизодов, в каждом из которых были свои участники, выполнявшие строго определенные роли. Любое действие или событие свадебного ритуала имело особый смысл и повторялось из поколения в поколение . Считалось, что отступление от установившегося порядка навлечет большую беду не только на новобрачных, но и на других участников свадьбы.

Отличаясь большим разнообразием и множеством региональных особенностей, русская свадьба сохраняла обязательную, общую для всех мест структуру. Основными эпизодами свадебного обряда считались:

  1. сватовство,
  2. рукобитье,
  3. сговор,
  4. девичник,
  5. мальчишник,
  6. баня,
  7. утро перед венчанием,
  8. венчание,
  9. встреча молодых,
  10. свадебные столы.

Свадьба начиналась со сватовства. В дом родителей невесты приходили сваты и договаривались о будущем бракосочетании. Если стороны достигали соглашения, устанавливался день смотрин . Тогда в дом невесты приезжали родители жениха. Их угощали и приветствовали как будущих родственников.

Родители жениха приносили в дом невесты особый пряник округлой формы (аналог солнца), на котором с помощью вырезанных из дерева досок оттискивали символические узоры – квадраты с точкой посередине, круги, волнистые и прямые линии (древние знаки плодородия).

Сговорный пряник представлял собой символическое напутствие невесте – она должна была стать хорошей хозяйкой и плодовитой матерью. Первоначально вместо пряника подносили хлебный каравай, специально испеченный к дню сговора. Постепенно каравай заменили пряником, который дольше сохранял свежесть. Пряником угощали гостей и после свадьбы.

Кроме сговорного пряника родители жениха также готовили к сговору всевозможные печеные изделия – хлебы, блины, кулебяки. Родители невесты обязательно подавали к столу курник – закрытый пирог с начинкой из куриного мяса. Он символизировал богатство и чистоту невесты, ведь в исполняемых во время сговора песнях девушку сравнивали с курочкой.

Невеста не принимала участия в пиршестве. Она выходила к гостям несколько раз (обычно от трех до пяти), причем каждый раз меняла наряды. Только после этого она могла сесть со всеми за стол. Смотрины завершались особым ритуалом – рукобитьем . Отцы жениха и невесты соединяли руки новобрачных и ударяли по ним рукавицей.

Иногда во время рукобитья отцы жениха и невесты били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам в знак нерушимости сговора. Затем сваха трижды обносила вокруг рук жениха и невесты хлеб с солью и икону . Она как бы благословляла будущий союз от имени сил неба и земли.

С этого времени семьи жениха и невесты составляли одну семью, все расходы по подготовке к свадьбе делились пополам. После взаимного угощения свадьбу уже нельзя было отменить. Обычно во время сговора определяли дату венчания в церкви.

После совершения ритуала рукобитья девушку, становившуюся невестой, называли сговоренкой . Став невестой, девушка переодевалась в особый наряд, так называемую «печальную» одежду. Она надевала черную или белую рубаху, не украшенную вышивкой, повязывала на голову простой белый или темный платок. Обычно он завязывался «кукушкой» (в нахмурочку), так, чтобы закрывалась верхняя часть лица.

Невеста должна была носить платок до самого дня венчания, нередко не снимая его даже во время сна.

До дня свадьбы невеста, как правило, не появлялась на людях. Вместе с подругами она занималась подготовкой приданого. Обычно приданое шили задолго до свадьбы , теперь его готовили к переезду, украшали вышивкой и упаковывали в сундуки. В приданое входили вещи, которые женщина должна была носить в первые годы после замужества. Невестка приносила в дом мужа постельные принадлежности, несколько скатертей, полотенца, покрывала на сундуки. В приданое включали и отрезы материи, из которых впоследствии шилась одежда для детей.

Во время работы невеста и ее подруги причитали. Хором или сменяя друг друга, они произносили причеты или пели песни. Причеты помогали выразить сложную гамму чувств и справиться с естественным волнением.

Благослови Боже,
Господи, Матерь Божья, Богородица,
Мне запеть молодешеньке,
Невеселую песенку,
Не с веселья, со радости,
Со печали, со великия,
Со причетом, со жалостным,
Со слезами горючими.

В первом причитании невеста просила отца не выдавать ее замуж . Она говорила, что родители рано отдают ее в чужую семью, что ей будет плохо на чужой сторонушке. Обычно дом жениха сравнивался с темным лесом, а его родные – со зверями. Во время причитания невеста садилась около печного столба, на границе мужской и женской частей избы, поскольку поочередно обращалась то к отцу, то к матери:

Не засвечивай да свечки Божией,
Ты родимый батюшка,
Не ходи к дубову столу,
Не принимай золотой чары,
Ты не пей зелена вина.
Не вино ты пьешь зеленое,
Ты мои.то пьешь горючи слезы,
Пропиваешь мою буйну головушку
Со хорошей девьей красотой.

Ну Господь же с тобой матушка,
И родимая моя матушка,
И соколики братцы желанные.
И голубушки невестушки!
Не послушались наказу крепкого –
Запоручили вы красну девицу
За поруки-то за крепкие,
За письма-то вековечные.

Отец никогда не отвечал на причитания, а мать произносила свой ответный причет . В нем она успокаивала свою дочь, говорила, что никогда не забудет ее и будет помогать после замужества:

Ты родимо мое дитятко,
У нас дело-то все сделано,
По рукам дело ударено.
Во субботу-то девичничек,
В воскресение – разлучный день:
Разлучат тебя с подруженьками,
Задушевными голубками.

Материнское причитание всегда завершалось своеобразным напутствием. Мать подсказывала невесте, как уважать свекровь и свекра , как следует относиться к мужу. В материнских причитаниях свекровь всегда выступала как злодейка, с которой следовало обращаться почтительно и даже осторожно. В последних строках причитания содержался совет невесте быть тихой и смирной .

Почти каждый день после рукобитья невесту навещали родственники и жених. Невеста принимала их в куте, небольшом помещении за печкой. Каждого приходящего она встречала причетом, ей отвечали только женщины, произнося ответный причет. Если у нее не было родителей, она обращалась к брату:

Уж как братец, мой, сокол,
Уж ты сходи-ка в село Павлово,
Уж ты скажи церковному сторожу,
Как ударил бы в большой колокол,
Да раздробил бы мать-сыру землю,
Разбудил бы родиму маменьку!

Будущие родственники говорили, что примут девушку как родную. Жених сравнивался с соколом, нежно кружащимся вокруг своей голубки. Молодой преподносил невесте разные лакомства . Принимая угощение, невеста отдавала его своим подругам и, в свою очередь передавала будущим родственникам пирог с инициалами жениха.

Обычно вместе с приданым невеста с подругами готовила дары, которые она должна была поднести всем членам семьи жениха . Работа не прекращалась до самой свадьбы. Когда дары и само приданое были готовы, в доме невесты устраивали девичник. Он проходил накануне свадьбы. После девичника невесту начинали называть молодухой .

Кульминационным моментом девичника являлся ритуал потери красоты (воли). Он начинался после завершения девичника, когда с невестой оставались только самые близкие подруги. Они усаживали невесту посредине избы на пустую квашню, покрытую шубой.

Исполняя протяжную песню, девушки снимали с невесты платок, надетый во время сговора, и расплетали девичью косу. Русские девушки традиционно заплетали волосы в одну длинную косу. Замужняя женщина носила более сложную прическу , состоящую из двух кос, которые укладывала в пучок на затылке.

Расплетая косу, подруги вынимали из волос «волю» – ленту , которая символизировала девичью красоту и свободу. Чаще всего после завершения обряда лента передавалась младшей сестре невесты. Если же у девушки не было сестры, воля переходила к ближайшей незамужней подруге невесты.

После расплетения косы и снятия воли невеста шла вместе с подругами в заранее истопленную баню. Девушку приглашали туда особой песней:

Ты пойдем, милая подруженька,
Ты посмой красу девичью,
Что свою.то волю-волюшку.

Чтобы защитить невесту от нечистой силы, подруги несли перед ней украшенный лентами веник. Иногда веник расплетали, а вынутые из него прутья втыкали вдоль дорожки, по которой невеста шла в баню. Подходя к бане, невеста обязательно обращалась к ней с особым причетом. Она просила, чтобы баня не смывала с нее красоту . Перед тем как войти в баню или сразу же после мытья, невеста гадала, чтобы узнать будущее. Обычно она бросала веник через плечо, иногда закидывала его на крышу. Если веник падал прутьями к невесте, то считалось, что она удачно выйдет замуж.

Вышедшую из бани невесту у дверей дома встречали отец с матерью . Отец держал в руках икону, которой благословлял дочь. Одновременно он желал ей удачного замужества. В ответном причете дочь благодарила отца и подруг, в конце причета она вновь обращалась к бане, благодаря ее за то, что она не смыла девичью красоту.

Войдя в дом, невеста вновь садилась на пустую квашню. Девушки начинали расчесывать волосы невесте. Теперь косу уже не заплетали, а только готовили несколько прядей. Согласно обычаю невеста должна была идти под венец с распущенными волосами . Только приехав в дом жениха, она уходила в комнату, где ей заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор.

Расчесывание волос сопровождалось своеобразным диалогом. Невеста обращалась к своим подругам, родителям, умершим предкам. Мотивы расставания и страха перед будущим постепенно уступали место другим просьбам. В них невеста просила пожелать ей всяческого благополучия, умоляла предков защитить ее и обещала почитать их после свадьбы.

Подруги также отвечали невесте причетами и песнями, в которых сожалели о расставании, просили невесту не забывать их. Они также напутствовали невесту: умоляли ее оставаться такой же красивой и доброй, любить своего будущего мужа .

Расчесав невесте волосы, подруги усаживали ее за стол, где было приготовлено угощение. Обычно в это время приезжал жених. Он привозил подарки невесте, ее родителям и подругам . В свою очередь невеста передавала заранее приготовленные дары жениху и его родне. Когда жених уезжал, девушки прощались с невестой и пели ей последнюю песню.
На следующее утро невеста одевалась к свадьбе, но не заплетала волосы, оставляя расчесанные пряди. Настроение невесты отразилось в песне:

Не поет ли пташечка рано по заре,
Не плачет ли девица об русой косе,
Вечор ее косыньку девушки плели,
Да девушки плели!
Разделили косыньку на шесть на долей,
Да на шесть на долей!
Клали ее косыньку да поверх головы,
Вот тебе, да косынька, да до веку лежать,
А тебе подруженька, в девках не бывать.

Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-нибудь из родных жениха, обычно его старший брат. Он привозил подарок и уезжал с ответным даром. Только после этого за невестой приезжал жених. Он останавливался перед запертыми воротами. Подруги невесты отказывались отпереть ворота и требовали подарков . Жених передавал одной из девушек деньги, и ворота открывались. Иногда вместо жениха разговор с подругами невесты вел дружка.

Получив шуточный выкуп, невесту показывали жениху, и они садились в свадебный поезд. Он состоял из нескольких повозок, украшенных лентами и колокольчиками. В свадебные повозки никогда не запрягали кобыл. Считалось, что новобрачных могут везти только кони – животные, символизирующие стихийную силу природы.

В первой повозке всегда ехали дружки, во второй – невеста с крестной матерью или свахой. В третьей повозке находился жених, за ним следовали все остальные родственники и гости.

В церкви священник проводил обряд венчания. Обряд не происходил во время постов, святок, пасхальной недели, а также во вторник, четверг и субботу.

В течение долгого времени в христианской церкви вообще не было брачного обряда. Видимо, слишком отчетливая связь брака с «плотской» стороной человеческой жизни препятствовала тому, чтобы его заключение стало предметом соответствующего таинства. Только когда численность членов христианских общин увеличилась, была составлена соответствующая служба. Образцом для нее послужил обряд крещения.

Традиционно обряд венчания состоит из двух частей – обручения и собственно венчания. Во время обручения священник спрашивает жениха и невесту, готовы ли они вступить в брак. Получив утвердительные ответы, он надевает им заранее освященные кольца, которыми жених с невестой троекратно меняются.

Обряд венчания начинается с того, что в руки молодых священник вкладывает венчальные свечи . Они должны гореть, пока совершается таинство. Жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат, расстеленный перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие. Священник снова спрашивает о намерениях брачующихся. Получив подтверждение намерения вступить в брак, священник с благословением возлагает на головы жениху и невесте венцы.

Затем венчающиеся пьют из одной чаши вино, под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. Венцы снимаются, и над молодыми читают завершающие молитвы. Как и все таинства, венчание завершалось совместным принятием святого причастия .

После венчания невеста едет вместе с женихом. Приехав из церкви в дом жениха, гости занимали места за свадебным столом. Молодых сажали в красном углу, под иконами . Они принимают поздравления и приветствия, но не могут участвовать в общем пиршестве.

Через некоторое время молодые уходят в горницу или в кут, где для них была приготовлена специальная еда. Чаще всего им подавали два пирога, один из которых пекли в доме невесты, а другой – в доме жениха. Молодой кормил жену пирогом, привезенным из своего дома, а она кормила мужа своим пирогом.

Поев, невеста уходила в свою комнату и переодевалась в женский наряд. Она надевала рубаху, поверх нее сарафан с широкими лямками, подруги заплетали ей две косы и укладывали их на голове. В заключение невесте надевали кику и накрывали ее платком – головным убором замужней женщины.

Потом невеста выходила к гостям и вместе с женихом садилась за общий стол. Вначале молодоженам подавали кашу и хлеб, а также стакан с молоком. Они должны были пить из одного стакана, есть одной ложкой из одного блюда, откусывать от одного куска хлеба или пирога. Предполагалось, что общая еда навеки соединит молодых . Затем молодые принимали участие в общем веселье. Центральной фигурой на пире был дружка, он поддерживал произносивших тосты и заполнял паузы собственными шутками и прибаутками.

Во время пира жену с мужем сажали в красном углу. Остальные родственники рассаживались двумя рядами, причем с одной стороны мужчины, с другой – женщины . К столу подносили угощение, обычно свадебный пирог, который раздавал дружка. Потом подавались горячие и жареные блюда. Считалось, что свежеприготовленная горячая пища передает молодым плодородящую силу огня.

Подруги невесты и женщины пели величальные песни , в которых молодых называли князем и княгиней, солнцем и голубкой, месяцем и солнышком. Сначала обращались к жениху:

Князь-то у нас хорошенький,
Князь-то у нас пригоженький,
Что Иван-то Васильевич,
Ты не во саду сидишь,
Ты не во зеленоем –
За столом дубовыим,
За скатертям браныим,
За рисом сахарныим.
Все не соловьи поют.
Тут поют все девицы,
Души красные певицы,
От тебя даров хотят,
От тебя великиих.

Потом пели величание не. весте:

И сколь хороша, и сколь хороша,
Лицо-то у ей, лицо-то у ей,
Будто белый снег, будто белый снег,
Щечки-то у ей, щечки-то у ей,
Будто алый цвет, будто алый цвет,
Брови-то у ей, брови-то у ей,
У черна соболя, у черна соболя,
Очи-то у ей, очи-то у ей,
У ясна сокола, у ясна сокола,
Славна-то была, славна-то была,
У Никифора дочь, у Никифора дочь,
У Леонтьевича, у Леонтьевича.

После молодых величали их родителей и других родственников, в том числе и дружку. Когда пир заканчивался, молодых провожали в спальню с пением подблюдных песен (например, «Эй, Настасья, эй, Настасья, отворяй-ка ворота»).

Утром молодых будили громкими окриками, ударами в дверь , даже выстрелами их ружья. Иногда перед их дверью разбивали горшки. Так появилось со временем выражение «посуда бьется к счастью».

Основной пир – красный стол начинался на следующий день. Еду для него готовили только замужние женщины. Им помогала молодая.

На третий день невеста выходила к гостям в обычной будничной одежде. Когда молодая входила в комнату, на пол бросали соломы, сор, иногда и деньги. Она должна была мести пол, причем по направлению от двери к печке . В старину верили, что обряд предохранит новую семью от враждебных действий со стороны домового .

Во время завтрака устраивался «мягкий стол». Мать жениха выносила горшок с кашей и притворно причитала: «Ой жарко, жарко!» Невеста должна была взять горшок у нее из рук, подуть на него и подарить свекрови платок , чтобы та могла взять горшок в руки. С этого момента невестка считалась полноправным членом семьи и принимала участие во всех домашних хлопотах.

Обычно на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща выходила встречать зятя с блинами. Он должен был откусить кусочек верхнего блина и подарить теще подарок за проявленную заботу.

Свадебный ритуал нередко завершался обсидками – ритуальным пиром . Замужние женщины деревни принимали молодуху в свое общество. Они угощали ее вином и студнем.

Рида Хасанова

Считается, что соблюдение некоторых свадебных примет дарят тепло и счастье в семейных взаимоотношениях . Вековые традиции не подлежат сомнению и обсуждению, поскольку передаются от родителей к детям. Зачастую именно ближайшие родственники отвечают за обычаи, без которых свадебное мероприятие оказывается неполноценным. Бесспорно, многим молодоженам приходится искать компромисс.

Фото свадебной церемонии

Современные традиции на свадьбе

Традиционная свадебная церемония в России начинается со встречи . Обычно она проходит с . Пуд соли на свадьбу для молодых подготавливает, как правило, мама жениха. Со времен СССР к хлебу прибавили шампанское, хотя в некоторых регионах по старинке наливают водку.

Данные традиции очень субъективны в зависимости от ценностей семьи невесты и жениха

Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.

Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом . По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце (жених) и земля (невеста).

Славянские свадебные обычаи

Еще один свадебный славянский ритуал на Руси - обряд вокруг печки . Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, - кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.

Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть.

Как и пояс, кольцо имело форму круга и означало отсутствие начало и конца. И то, и другое считалось символом верности, опоясыванием зла, инстинктов или хаоса

Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.

В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, . Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой.

В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное - несотворенного мира.

Свадьба в старославянском стиле

Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.

Свадьба без традиций - интересные и необычные свадебные идеи

Самая популярная церемония - : жених с невестой пересыпают черный и белый песок из сосудов в одну емкость, обещая тем самым друг другу, что отныне они будут являться одним целым и никогда не смогут разлучиться. Рисунок, который получается при смешении песка разных цветов, всегда получается индивидуальным, как и судьбы у людей.

Песочная церемония на свадьбе

Следующая трогательная церемония начинается с того, что молодожены перед свадьбой пишут два письма друг другу . В них молодые угадывают первые 10 лет супружеской жизни. Можно указать следующие положения :

  • каких совместных целей они придерживаются;
  • какие чувства они испытывают в ночь перед свадьбой;
  • как они ждут этот день;
  • кто будет больше всех пить на празднике;
  • кто станцует самый зажигательный танец;
  • кто скажет самый длинный тост;
  • кто подарит самый большой букет;
  • в чем они клянутся друг другу.

Кроме того, послания можно дополнить :

  • вложить дополнительно письма будущим детям;
  • добавить рисунки;
  • изложить чувства в стихах.

Чем длиннее получается письмо, тем интереснее его будет читать на 10-й годовщине свадьбы. Далее необходимо приобрести любимый напиток, который не испортится за такой срок. Он кладется в короб вместе с письмами. Стык крышки запечатывается сургучной свечей и, соответственно, печатью.

Винная церемония

Если произойдет такое, что молодожены через несколько лет не смогут справиться с какой-либо жизненной ситуацией, этот короб можно открыть раньше срока. Достав любимый напиток и вспомнив свои чувства, наладить отношения. Данная идея называется церемонией забивания ящика и даже рекомендована психологами.

Сено или деревянная стружка, а также ленты, сделают короб изящнее. Закрыть его можно с помощью замка или гвоздей

Красивую винную церемонию на свадьбе лучше проводить во время регистрации. Так бракосочетание будет более завершенным. Капсула времени может стать семейной реликвией, напоминающей об этом дне, и хорошим предметом интерьера.

Как сделать свадебные обряды наиболее актуальными

При составлении списка гостей молодожены зачастую знают, кто из них придет с парой, а кто одинок. Передача свадебной эстафеты - излюбленная история. Для успешного проведения соревнования можно посчитать холостых подруг и друзей, а затем разыграть их номера на аукционе.

Кроме атрибута невесты, такого как подвязка, гостям бросают и кусочек галстука, выступающий в роли анти-подвязки. Тот, кто ее поймает, по традиции за год не успеет жениться. Особенно востребован такой обряд будет среди холостых мужчин с хорошим чувством юмора.

От первого танца молодых не стоит отказываться даже при отсутствии навыков, ведь помощь можно получить от профессионала. Хореограф или режиссер добавит к любительским движениям профессиональные. Особый антураж номеру дарит коллектив или яркий реквизит.

Первый свадебный танец молодых

Еще один вариант - исполнение песни дуэтом. Первый свадебный живой клип не запрещается осуществлять под фонограмму. Гости вряд ли этого ждут, поэтому радостно удивляться в любом случае.

Какие свадебные обычаи для родителей жениха и невесты?

Как уже говорилось, родители могут поставить рогатку на свадьбе, но существует еще ряд объединяющих церемоний. Первое, что должны делать родители невесты, - дать благословение на брак . Для этого отец ведет невесту к жениху, стоящему у алтаря, а на банкете танцует с ней.

Родители на свадьбе

Классические традиции на свадьбе для родителей жениха включают в себя его танец с родной и крестной мамой. Хорошая идея - оформить эти танцы одним или несколькими из следующих способов:

  • слайд-шоу из детских фотографий;
  • бенгальские огни;
  • свечи;
  • конфетти.

Обряд породнения семей принято называть церемонией семейного очага , хотя участвовать в нем могут все гости

Для этого всем женатым и замужним раздают свечи, чтобы каждый мог передать частичку своего семейного очага и тепла молодоженам. Новобрачные задувают огни и загадывают желания в честь первого дня рождения семьи.

Последними свечи вручают родители, они как бы дарят . Издавна в церемонии участвовали только мама невесты. Она передавала дочери уголек из своей печи, чтобы та впервые приготовила ужин в новом доме. В современности к этому приобщается и мама жениха.

Зажигание семейного очага

Участие родителей на свадьбе сына в основном происходит в банкетной части мероприятия. Кроме привычных тостов с историями из жизни они могут спеть , вписавшись тем самым и в рамки европейской свадьбы.

Таким образом родители и гости выражают печаль об уходе из жизни холостяка. По русским традициям приглашенные должны встретить невесту в доме жениха или невесты, а не у ресторана. , каждая семья решает по-своему. Можно прислушаться к , а можно просто от чистого сердца пожелать молодым доброго пути в новой семейной жизни.

Родители провожают жениха и невесту

Задаваясь вопросом, кто должен оплачивать свадьбу по традиции, необходимо обратиться к славянскому правилу о приданом. Так как о бракосочетании родители договаривались сами, то и платили за гуляние они. В зависимости от стоимости нажитого невестой с родителей жениха взималась плата. На сегодняшний день в данном вопросе все индивидуально.

Традиции на второй и третий день свадьбы

Второй день свадьбы обычно проводят на природе, в кафе или сауне в послеполуденное время. Продолжительность отдыха обычно составляет 6 часов, но это не предел. Сценарий на этот день продумывается заранее. Небольшая стилизация и тематические действия украшают продолжение торжества лучше всего.

По традиции муж с женой готовят блины на свадьбе во второй день, чтобы их продавать. Считается, кто больше съест, тот весь год будет удачлив. Заменить их можно многоуровневым готовым тортом.

Свадебный торт

Если молодые катаются в этот день по городу, традиция перекрывать дорогу на свадьбе обязывает дать вкусные гостинцы. Если дать угощение тем, кто смог , то пара сможет таким образом откупиться от невезений. На третий день молодожены открывают подарки , рассматривают фотографии и отправляют открытки гостям. Некоторые отправляются к местному мосту и вешают как символ вечной любви.

Свадебные традиции мира

Любое бракосочетание подразумевает брачный договор, в котором могут обговаривать права и обязанности молодоженов

Восточные свадьбы начинаются с заключения свидетельства родителями в мечети, чтобы придать обряду священность. В Арабских странах без данной бумаги молодых даже не заселяют в одну комнату вместе.

После деловой части два человека, которые создают семью, издавна обязаны трижды дать свое согласие вслух. Кроме того, если у молодоженов обнаруживаются неискренние намерения по поводу свадьбы, их брак считается недействительным.

Поэтому самые крепкие узы, как правило, создаются на востоке. Но в Российской Федерации обговоренный брачный договор не имеет юридической силы, пока его не зарегистрируются в ЗАГСе. В остальном мусульманская свадьба в России ничем не отличается от традиционной исламской.

Свадебных традиций очень много. Их вариаций - еще больше. Они делают свадьбу более торжественной. Но вместе с тем большее количество традиций утяжеляют ее восприятие, ведь фактически так остается меньше времени на общение, игры и танцы.

Еще одна интересная традиция – это соединение семей молодых. Видео обряда породнения на свадьбе можно посмотреть тут:

30 августа 2018, 19:37

Старинные русские свадьбы, конечно же, отличались от современных, в них заключался особый смысл. Соединение двух людей в семью сопровождалось различными обрядами, которые были предназначены сделать семейную жизнь счастливой. Традиции русской свадьбы строго соблюдались. Каждый этап торжества включал в себя ряд мероприятий, которые подчинялись своему сценарию.

Смотрины – первый шаг к замужеству

Со смотрин всегда начиналась подготовка к будущему замужеству. Невесту или жениха выбирали родители, поэтому они старались найти для своего ребенка наиболее подходящую пару. Здесь больше всего учитывались физические данные. Важно, чтобы будущие супруги обладали крепким здоровьем, от чего зависит возможность прокормить семью и достойно хранить свой семейный очаг. Девушка должна была быть трудолюбивой и сильна духом. На благосостояние мало обращали внимание. Считалось, что молодые наживут свое богатство сами.

Родители молодоженов находили подходящую пару. И если девушка и парень одобряли этот выбор, то начиналась подготовка к следующему действию. Но, конечно, мнение девушки учитывалось редко, часто ее выдавали замуж без согласия. В маленьких селах, где все люди знали друг друга, смотрины можно было не проводить.

Прежде чем начать процесс сватовства в доме устраивался семейный совет, где все представители семейства высказывали свое за и против. Жених и невеста в данном совете не участвовали, их оповещали после этого. Довольно часто молодым о предстоящей свадьбе сообщали лишь накануне, и они могли не видеть до этого друг друга вовсе.

Сватовство – сближение будущих родственников

Представители двух членов семейства должны были познакомиться друг с другом, так как родственные связи имели огромное значение. Родители жениха шли в дом невесты. В качестве представителей выбирали людей разговорчивых и с достатком, чтобы преподнести свой род в выгодном свете. Придя в дом, сваты крестились на иконы и спрашивали разрешение сесть на стул.

Родители невесты накрывали стол всякими угощениями и приглашали сватов к столу как требовали того русские свадебные традиции и обычаи. Считалось, что сватов надо хорошо накормить, так как это принесет в дом удачу, даже если жених не очень нравился. И только в конце ужина они говорили, что у них «товар еще не поспел» и невеста не готова к будущей свадьбе. Также они могли попросить подождать, если совсем не знали жениха. Родители говорили, что отдать невесту замуж – это не так быстро, как испечь пирог. Ведь растить дите – это долгий процесс и вот так сразу отдать замуж довольно тяжело.


Сватовство должно было происходить при свечах, после сумерек, чтобы все члены семьи были дома. Свататься можно было только по определенным дням – вторник, четверг, суббота, так как они считались наиболее легкими. Невеста необходимо было выйти к сватам и преподнести им какое-либо угощение, а жених – принести кольцо. Во время сватовства не обсуждалась будущая жизнь молодоженов, для этого существовал другой обряд.

Сговор – нет пути обратно

Родители жениха и невесты вновь собирались, чтобы обсудить все материально-бытовой вопросы будущего празднества и жизни молодых. Они должны были все обговорить. И если все заканчивалось положительно, то родители пировали и выпивали чарку водки в честь удачного сговора.

Во время сговора разговаривали также о приданом невесты, в зажиточных семьях этот договор скрепляли подписью на бумаге. После того, как все вопросы были обсуждены, отцы били друг друга по рукам. Этот обряд назывался рукобитье. Затем жених и невеста брались за руки – таким образом, показывая, что между ними заключен союз. После сговора нельзя было отказываться от предстоящей свадьбы ни под каким предлогом. Отказ означал смертный грех и тот, кто отказался должен был выплатить компенсацию второй стороне. После нарушения сговора нужно было носить траурную одежду.


После проведения данного обряда невесте было не положено до самой свадьбы заниматься хозяйственными работами. Она должна была ходить по деревне и причитать. Считалось, что чем больше она причитала, тем счастливее будет складываться ее семейная жизнь. Жених, напротив, до свадьбы должен был весело гулять с друзьями, чтобы попрощаться со своей молодецкой жизнью. Каждый вечер ему полагалось давать своей будущей жене и ее подругам какое-либо угощение.

Девичник и мальчишник

Девичник невесты длился до дня свадьбы. Она с подругами пела грустные песни где-нибудь на лавке у дома. Подруги заплетали ей косу, вплетая в нее цветы, украшали ее голову венками. Затем коса расплеталась. Коса считалась символом девичества и когда она расплеталась, то это означало, что невеста готова стать женой. Перед свадьбой невеста шла с подругами в баню, чтобы попрощаться со своей прежней жизнью. Но прежде ей необходимо было одеть венок из цветов, который ей сплетали подружки.

В бане невесте помогали мыться подружки, ее должны были долго парить березовым веником. Считалось, что та подружка, которая парилась этим веником после невесты, также вскоре выйдет замуж. Жених перед свадьбой должен был собрать в своем доме пир, куда приходили родственники и друзья.


Благословение – путь к счастью в браке

Всегда свадебные традиции в России включали благословение родителей, без него молодые не могли пожениться. Они должны были получить согласие свои родителей на брак. Обряд благословения проводился в церкви, родители невесты держали в руках хлеб, соль с рушником. Считалось, что без этого молодые не могли быть счастливы в браке.

Для благословения выпекался специальный хлеб с узорами. Огромное значение уделялось его приготовлению. Такой хлеб могла готовить только счастливая в браке плодовитая женщина, чтобы передать свой счастливый опыт в браке. Перед тем, как замешивать тесто, она мылась, надевала чистое платье и с молитвой принималась за дело.

Хлеб ставил в печь ее муж, также с молитвой. Невесту и жениха всегда встречали таким караваем, им необходимо было первыми откусить от него, а потом хлеб раздавался гостям по кусочкам. Пару встречали словами поздравления, которые должен был произносить самый уважаемый человек в семье.


Убранство молодоженов

Невеста всегда соблюдала русские свадебные обряды, которые требовали того, чтобы она встала ранним утром и надела траурное платье. Это означало, что ее девичество закончено. Подружки должны были заплести ей косу в последний раз. Затем невеста переодевалась в праздничную одежду. Наряд невесты тех времен состоял из сарафана и рубахи, которая могла быть белой, но чаще всего красной. Сарафан по этому поводу вышивался золотыми нитями и украшался мехами, драгоценностями. Часто подвенечные платья передавались по наследству от матери к дочери. Их бережно хранили всю жизнь. Под сарафан одевались нижние юбки, чтобы придать пышность наряду.


На голову надевали венок и оставляли волосы распущенным, при этом их могли украшать драгоценностями. После свадьбы волосы заплетали в косу и косы оборачивали вокруг головы. Женщина должна была после этого надеть кокошник или платок невесты. Рубаха жениха и невесты обязательно должны были быть с длинными руками, чтобы они до венчания не касались друг друга. Жених одевал шапку, где был прикреплен цветок. Одежда подпоясывалась рушником. Белое платье с фатой невесты стали одевать лишь в 19 веке.

Свадебный поезд или испытания для жениха

Перед началом торжества русские свадебные обычаи требовали, чтобы жених выкупил невесту. Это древний обряд, которому следовали неукоснительно. Жених и несколько его друзей шли в дом невесты. По дороге к своей будущей жене ему всячески преграждали путь. Жених и его друзья должны были перепрыгнуть через мостик, пройти сквозь костер и показать свою храбрость.

Подружки невесты не пускали его в дом, прося у него деньги или требуя отгадать загадку. Молодой человек также должен был откупаться от подружек конфетами, пряниками, деньгами. Существовало поверье, чем больше препятствий у жениха будет на пути к невесте в дом, тем крепче будет их союз. Когда жених все-таки прорывался к своей возлюбленной, он надевал ей кольцо и целовал ее. Их осыпали зерном и хмелем. Считалось, что так брак будет счастливым. Для друзей накрывался стол, но жених и невеста не ели, так как перед венчанием нужно было очиститься от всего земного.


Венчание как важный этап замужества

После испытания жениха молодожены должны были идти в церковь, чтобы повенчаться. Ехали они в разных повозках. Повозки украшались бубенчиками и колокольчиками, дабы возвещать о том, что они направляются в церковь на венчание. Лошади должны были быть хорошо вычищены, сани застелены мягкими подушками и коврами.

Венчание в те времена имело юридическую силу, поэтому проведение обряда фиксировалось в книге священника. Обряд сопровождался чтением молитв. Над женихом и невестой на протяжении всей церемонии должны были держать венцы. Священник давал молодым наставления о будущей супружеской жизни. На венчании обычно не присутствовали родители, они должны были оставаться дома, чтобы готовить праздничные блюда и накрывать столы.

Жених и невеста брали с собой свидетелей, которые обязаны были быть духовными наставниками их брака. Во время обряда они помогали священнику, подавали различные вещи и держали венцы на головами молодой пары.


Княжий стол молодоженов

И после обряда венчания свадебный поезд направлялся на брачный пир – княжий стол, который проводился в доме родителей жениха. Жениха и невесту сажали в передний угол дома, около них – ближайших родственников. Столы расставлялись в форме буквы «Г». Жениха величали как князь молодой, а невесту – княгиня молодая.

На свадебный пир могли прийти любые знакомые жениха и невесты. Подавалось множество блюд и напитков, нельзя было подавать нечетное количество блюд на свадебное пиршество. Столы покрывались белыми скатертями. Жених и невеста опять ничего не должны были есть из того, что стоит на праздничном столе. Им подавали ужин в конце свадебного пира в специальном помещении.

После того, как они поели там, начиналась вторая часть под названием « горний стол». В это время было принято дарить подарки. Каждый дарил им что-то – это мог быть пряник или деньги. После окончания пиршества молодые уходили под веселые песни гостей, чтобы провести свою первую брачную ночь.


Брачная ночь

Свою первую ночь молодожены проводили в доме жениха. Им стелили ложе в холодном помещении- к примеру, чулане, а иногда даже в овчарне. Невеста должна была принести из своего приданного красивую, выглаженную простынь и одеяло. На то место, где будут спать молодые, клали перину.

Процесс стеления брачного одра любви был особым обрядом. Под него необходимо было положить кочергу, мешки с мукой и поленья. Мешки с мукой означали достаток, а поленья – будущих детей. Важно, чтобы в помещении была ветка рябины или можжевельника, которые втыкалась в стену, дабы оградить молодых от нечистых духов.

Снаружи молодых охраняли друзья жениха, чтобы им не помешали пьяные гости. Невеста должна была снять с жениха сапоги, чем показывала свое смирение, а жених попросить, можно ли лечь в постель с ней.

Наутро к молодым стучались гости, дабы проверить, невинна ли была невеста. И если нет, то родителям на шею надевали тяжелый хомут. В те давние времена считалось, что девушка может потерять свою девственность только после совершения обрядов и став женой.


Хлебины – завершающий этап обрядов

На второй день свадьбы происходило завершение обрядов. В доме невесты опять устраивали застолье. Теща для зятя должна была приготовить блины, яичницу и угостить его. Если зять ел то, что она приготовила, значит, невеста была невинной, а если отказывался, то нет. Таким образом, он выказывал претензию родителя, что они не доглядели за своей дочерью.

Современные свадьбы значительно отличаются от старинных, но многие пары хотели бы соблюсти некоторые русские свадебные традиции. Ведь многие из них таят в себе мудрость наших предков и делают свадебное торжество красивым и душевным.



 

Возможно, будет полезно почитать: