Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям Младенцы от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.

    Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

    Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

    1. От рождения до трех месяцев.
    2. От трех до шести месяцев.
    3. От шести до девяти месяцев.
    4. От девяти месяцев до года.

    Первый период

    Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

    • засыпать на улице без пустышки;
    • держать головку;
    • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
    • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
    • засыпать без укачивания;
    • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

    Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

    Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

    Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

    Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

    Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

    • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
    • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
    • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
    • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
    • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
    • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

    Второй период

    Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

    Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

    Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

    В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

    Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

    Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

    • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
    • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
    • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
    • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
    • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

    • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
    • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

    Третий период

    Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

    Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

    Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

    Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

    На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку –

    Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

    Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

    Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

    После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

    Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

    На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

    На счет слова “нельзя” , посмотрите в видео:

    Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

    Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

    Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

    • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
    • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
    • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
    • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
    • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
    • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

    Четвертый период

    Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

    Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

    Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

    Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

    Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

    Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

    Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

    Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

    Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

    В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

    • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
    • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
    • Заводные игрушки;
    • Матрешки;
    • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
    • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
    • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
    • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

    Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

    Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

    • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
    • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
    • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
    • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
    • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
    • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
    • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
    • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

    “Важные мелочи” для воспитания

    Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

    • Уверенность
    • Грудное вскармливание

    С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

    “С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.”

    Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

    • Откладывание

    У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

    Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно “разбаловать” ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках – вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

    Решает мама

    Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

    Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

    Поведение родителей

    В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


    Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

    Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

    Проблема бабушек и дедушек

    К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

    Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

    Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года – участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

    1. Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

      Как наказывать ребенка

    Занятия с грудничками у многих родителей вызывают недоумение: «Ребенку всего пару недель, какие могут быть занятия? Главное, чтоб ребенок нормально рос, не болел, вес набирал, а заниматься можно начать и позже». Однако, давно доказано, что период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для восприятия информации, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

    О больших возможностях новорожденных свидетельствуют и психолого-педагогические исследования. Специалисты считают, что если с младенцем заниматься специально, то он будет развиваться с заметным опережением. Наблюдения также показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, свободно двигаясь, познавали окружающий мир.

    Следовательно, первый этап в формировании способностей – активное физическое развитие малыша . В первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна . В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный пусковой механизм двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Тугое пеленание малыша во время сна препятствует такому движению.

    Несколько советов : как увеличить двигательную активность младенца

    Дело в том, что новорожденный большую часть информации воспринимает через кожу, вкус и движение. Чем больше вы будете дотрагиваться до его тельца, гладить его, делать легкий массаж, а также, чем чаще и разнообразнее вы будете делать с ним различную зарядку, двигая его ручками, ножками, беря его на руки, прикладывая к своему телу, тем больше информации от мира ребенок получит. Такое взаимодействие напрямую развивает интеллект ребенка. Считается, что новорожденный обладает множеством способностей. Наша с вами задача – чтобы он не утратил их, не забыл, чтобы мы их не подавили. Гимнастика, массаж, поглаживания, а также ранние занятия плаванием помогают этому. Через кожу и движение вы развиваете своего малыша.

    Существуют специальные занятия по динамической гимнастике, по плаванию, которыми имеет смысл заняться. Ваш новорожденный уже многое умеет. Посмотрите, кроме дыхательного, сосательного и выделительного рефлексов у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания. Поскольку ваш малыш 9 месяцев жил и развивался в воде, то он просто не умеет тонуть . При погружении в воду с головой малыш автоматически задерживает дыхание и не начинает дышать, пока не вынырнет. Причем он способен задерживать дыхание без труда больше минуты! Куда нам до него! Хочется только обратить внимание на температуру воды. По нашему мнению, она не должна превышать 32 – 34 градусов даже при первых купаниях, так как более теплая вода снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности.

    Это еще не все. Наш малыш умеет ходить ! У него есть ходильный рефлекс. Если ребенка поддерживать в вертикальном положении (важно при этом поддерживать голову, т.к. он еще сам ее не держит, а голова рождается тяжелой) так, чтобы его пяточки и ступни касались поверхности, малыш сам делает шаги. Это упражнение очень полезно и способствует тому, что он быстрее научится ходить. На самом деле, ему надо научиться только управлять своим центром тяжести, так как в его прежней жизни условия гравитации были иными.

    Новорожденный умеет ползать! И если вы не пеленаете его, то следите за тем, чтобы он не уполз за край кровати. Ползают малыши задом.

    У новорожденного развит хватательный рефлекс . Если ему в ладошки вложить наши указательные пальцы, то он тут же их сожмет и будет долго держаться так цепко, что его можно плавно приподнять так, чтобы он повисел в воздухе и даже покачать. Малыш будет держаться, словно маленькая обезьянка. Это тоже замечательное упражнение, которое дети любят.

    Самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, распеленав ребенка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур . Поначалу, у физиологически незрелого ребенка, этот период не превышает 5 – 10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

    Вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяточек, пальчиков, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность. Рефлексы угасают недели через три, если малыш лежит спеленутым неподвижно, и с ним обращаются как с куклой. Тогда все навыки и умения малыша оказываются невостребованными, он получает первый опыт, что то, что у него есть, миру не нужно – очень горький опыт, который в зрелом возрасте переходит в апатию и усталость от жизни.

    С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое , включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции. «Занятия» в этом направлении тоже можно начать с самого рождения.

    Новорожденный ребенок воспринимает мир не так, как видим его мы. Известно, что зрение малыша еще очень несовершенно, он может различать еще только яркие контрастные крупные объекты, которые находятся в непосредственной близости от него (25-30 см). Поэтому с самого рождения для малыша наиболее интересный объект для рассматривания – лицо матери. Малыш видит, как мама улыбается, разговаривает, как у нее двигаются губы, мамино лицо всегда несет с собой радость и спокойствие. Оно то склоняется над малышом, то удаляется от него, что доставляет малышу различные эмоции.

    Чтобы помочь малышу развить зрение , уже в возрасте 7-10 дней можно предложить черно-белые абстрактные картинки. Черно-белая раскраска первых картинок выбрана потому, что сочетание черного и белого цветов наиболее контрастно. Через 2-3 дня, после того как малыш потеряет к ней интерес, сменить. Основой познавательного развития малыша является реакция на новизну. Дайте волю фантазии, ведь картинки совсем не сложно сделать самой! Например, в программе Word найти спецсимволы: спираль, круги, концентрические… Сделать максимальным шрифтом, распечатать на А4 – один символ (картинка) – на лист и готово!

    К 3-м неделям кроха уже начинает различать цвета и может сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете. Таким предметом может стать, например, сделанный вами кубик, который поможет развить умение фокусировать взгляд . Рекомендуем его распечатать, вырезать и склеить – в общем, все просто! Кубик можно повесить над кроваткой малыша на расстоянии 25-30 см от глаз. Время от времени привлекать к нему внимание младенца, пошевелив или подвигав его.

    С 2-х месяцев картинки можно усложнять. В этом возрасте малыш начинает различать не только цвета, но и формы. Поэтому предложите ему картинки, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету и, наоборот, картинки одинакового цвета, но разные по содержанию.

    Необходимо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Значит, уже с рождения малышу необходимы игрушки , только всегда надо помнить об их безопасности, любимые «обнимашки», обилие ткани которых позволяет «пропитать их мамой» и безопасно спать (сначала мама носит на себе, затем дает ребенку). Мамин запах успокаивает и радует малыша.

    Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки.

    Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками, и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом.

    Уже с 3-х месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы.

    Рассматривание человеческого лица тоже можно превратить в развивающее занятие! Погримасничайте со своим малышом, наденьте очки, состройте веселую рожицу, завяжите на голове бантик. Подойдите с крохой к зеркалу. Он еще себя, конечно, не узнает, но будет очень внимательно разглядывать. Покажите ему – где у мамы носик, где глазки (и т.д.) и поищите все это у малыша.

    Вместе с тем возникает вопрос: стоит ли спешить? Обратимся к мнению ученых. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, а особенно «учебной среды», в конечном итоге атрофируются». Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта работы с детьми. Он назвал это явление НУВЭРС – необратимое! угасание возможностей эффективного развития способностей. Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребенка

    Новорождённый ребёнок очень беспомощный и нуждается в постоянной заботе и внимании взрослых. Во время ухода за малышом постоянно занимайтесь с ним двигательными упражнениями , чтобы способствовать его правильному физическому развитию.

    В конце месяца грудничок уже может приподнимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.

    Когда малыш лежит на спине, можно без усилий сгибать и разгибать его ножки, похлопать по ступням.

    Укладывая на спину и живот, побуждать удерживать голову. Можно имитировать движение "велосипед" , приговаривая:"Мы едем, едем, едем..."

    Удерживая малыша на руках в горизонтальном положении, поворачивайте его то в одну, то в другую сторону, то лицом к себе, то спиной к себе.

    Перекатывание на мягкой поверхности. Возьмите за лодыжку и бедро и положите одну ножку на другую. Бедра и верхняя часть туловища перевернутся сами. Повторите движение в другую сторону.

    Можно пытаться вызывать у малыша движение отталкивания ногами, при этом взрослый разговаривает с ребёнком, улыбается ему, старается вызвать ответное оживление.

    Когда малышу будет уже один месяц, поиграйте с ним, давая ему свой палец, затем убирая, а ребёнок будет за него хвататься. Можно с малышом на руках танцевать под спокойную музыку, начиная с одного месяца.

    Общение.

    Общаться с младенцем нужно спокойно, ласково, напевая его имя на разные лады, хорошо петь колыбельные песенки.

    Общаясь с ребёнком, старайтесь вызвать ответную реакцию на своё присутствие, на свою улыбку.

    Ребёнок должен отыскивать глазами маму, поворачивать голову на её голос. Со второго месяца младенец может рассматривать лицо взрослого.

    А к трём месяцам малыш уже оживляется при виде близкого родственника.

    Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать следующим требованиям:

    1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день , на протяжении всего первого года жизни.

    3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.

    4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха 21°С.

    5. Все упражнения повторяются по 3 раза.

    6. Продолжительность процедур около 15 минут.

    7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.

    8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!

    9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев ребенка, при котором кожа не собирается в складки.

    10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

    11. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок правильно развивался, не жалейте времени с ним. Помните, что всё нужно делать вовремя, навёрстывать упущенное всегда сложнее.

    Детей одна задача - хорошо питаться и расти. Именно кормления и стоит взять за основу режима дня. Детям, находящимся на грудном вскармливании, несколько сложнее. Мама не может точно знать, сколько молока было выпито малышом и когда он захочет есть в следующий раз. Поэтому часто мамы практикуют кормление «по требованию», но в этом случае установить режим достаточно сложно. Однако можно попробовать вести дневник кормлений, взвешивая ребенка всякий раз до и после того, как он был приложен к груди. С помощью электронных весов получится узнать, сколько молока было выпито. Соотнеся эти данные, мама поймет, когда малыш пьет больше, когда меньше. И научится высчитывать временные промежутки между сном и едой. Это и положит начало составлению режима дня.

    Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввести режим проще. По количеству смеси, оставшейся в бутылочке, сразу видно, наелся малыш или нет. И через какое время он опять захочет перекусить. Хотя некоторые педиатры рекомендуют придерживаться графика кормлений, соблюдая определенные промежутки. А между ними допаивать малыша водой. Что делать в каждом конкретном случае, можно выяснить только опытным путем. Не стоит слепо следовать советам врачей, тем более, их мнения часто бывают противоположными. Важно наблюдать за поведением ребенка и прислушиваться к собственным ощущениям. Только тогда можно выстроить наиболее комфортный для мамы и режим.

    Режим дня - что входит кроме сна и кормления

    Кроме сна и кормления в режим дня новорожденного нужно добавить ежевечерние купания, массаж, упражнения на устранение колик, прогулку. Примерный день мамы и младенца первого месяца жизни выглядит так:

    07-00 - подъем и кормление малыша;
    07-20 - умывание ребенка, смена подгузника, проведение гигиенических процедур - смазывание кожи кремом или использование присыпки;
    08-40 - кормление;
    09-00 - сон;
    11-00 - кормление;
    11-20 - гигиенические процедуры, смена подгузника;
    11-30 - прогулка;
    13-00 - возвращение домой, кормление, сон;
    15-00 - кормление;
    15-20 - гимнастика на устранение колик;
    15-30 - гигиенические процедуры;
    15-40 - прогулка;
    17-00 - возвращение домой, кормление, сон;
    19-00 - кормление;
    20-00 - массаж;
    20-30 - купание, гигиенические процедуры;
    22-00 - сон;
    00-00 - кормление;
    00-20 - сон;
    04-00 - кормление;
    04-20 - сон.

    Конечно, малыш будет вносить свои коррективы в этот график. Но примерный режим дня понятен, и можно постараться подстроиться под него. По мере взросления количество часов сна в день будет сокращаться, как и количество кормлений с последовательным увеличением порций. К трем месяцам малыш спит чаще всего два-три раза в день, реже ест и больше времени бодрствует. Он начинает узнавать родителей, улыбаться, произносить первые звуки. Для мамы начинается самое интересное время, она видит реакцию малыша на собственные действия, учится находить контакт с ребенком и с каждым днем любит и понимает его все больше.



     

    Возможно, будет полезно почитать: