Всемирный день моря: история праздника, цели и задачи. Всемирный день моря. Интересные факты

Конспект: «На морском дне»

Вход - общий танец

Вос-ль: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское.

29 сентября отмечают Всемирный День Моря - один из международных дней в системе Организации Объединенных Наций.

Море - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Всем известно, как необдуманная деятельность человека и его ошибки влияют на море и его обитателей. А порой, ошибки эти дорогого стоят. Цель этого праздника - привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление, а также загрязнение нефтью.

Напомнить о необходимости бережного отношения к водным ресурсам планеты и соблюдении мер безопасности на водах.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, как образовалось море? (ответы детей).

Песня «Капли в море»

Вос-ль: - Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, …)

Кто знает стихи о море?

Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.

А ещё оно манящее. Оно манит нас к себе. Нам так и хочется побывать там. Давайте все вместе отправимся в море, но для этого нам нужно знать, кто живёт в море, и что в нём растёт.

Ребята, кто живёт в море? (рыбы, дельфины, раки, крабы, кальмары …)

(Рассматривание предметов- фигурок морских обитателей). .(Детям показывается слайды обитателей моря)

А что растёт в море? (морские растения) (Слайд )

Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить? (дети предлагают варианты ответов)
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.
(Первый раз восп-ль произносит слова сам, затем дети вместе).

Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!

Восп-ль . Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Какая вода в море? Соленая. Можно ли пить морскую воду? Нельзя, потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду. Воду, которую мы пьем какая (пресная)

Восп-ль. Вы просто молодцы! В море живёт множество обитателей, которые совсем не похожи на тех, кто живёт на суше.

(По ходу рассказов детей показываются слайды)

Рассказы детей.

1.Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: "чудо-юдо".
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).

2. про эту рыбу К.Чуковский писал: "…- каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны". (Акулы)

3. Морской конек - это зверь с лошадиной головой, похож на игрушку. Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей.

4.Морская звезда – любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде передвигаться.

5.Осьминог- это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень крепко держать все, за что он уцепится. В задней части осьминога находится воронкообразная камера, в которую поступает вода. С помощью воды он дышит, как рыбы, с помощью камеры он передвигается. Он выпускает оттуда воду с такой силой, что его тело перемещается весьма стремительно. Когда осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.

Восп-ль. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного поиграть.

Игра «Дорисуй линии»

Восп-ль: В нашем подводном царстве случилось настоящее бедствие: большая волна набежала на берег и буквально смыла наших морских друзей. Посмотрите, что осталось (обращает внимание детей на элементы фигур). Давайте поможем нашим глубинным обитателям. Возьмите в руки наши волшебные палочки и смело приступайте к делу (Воспитатель рисует первый элемент, подсказывая детям, что можно изменять, дополнять.)

Восп-ль. Вы у меня настоящие художники! Всех спасли. Все морские обитатели стали прежними.

Мы с вами узнали много нового, интересного и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Вос-ль : Ребята, послушайте, чайки заволновались (крик чаек).

ТАНЕЦ ЧАЕК

Наверное, в море беда. Посмотрите, дельфин, и как будто жалуется на что-то.

Море в опасности. Киты стали реже встречаться, меньше попадает рыбы в рыболовные сети, исчезают стада дельфинов. И мы с вами сегодня поможем дельфину, очистим море от мусора.

Игра « Очистим море от мусора»

Вос-ль. Вот и ожило наше море, а вместе с нашим дельфином приплыла целая стая его друзей.

Кто помнит стихотворение про дельфина?

Дельфины – жонглеры, певцы, акробаты,

Дельфины – смешные очень ребята.

Дельфины – считают, дельфины играют

И даже детишек на спинках катают.

(Дети раздают подарки, сделанные своими руками из соленого теста - дельфинов)

Песня « Земля – наш общий дом»

Вос-ль : Вот и закончилось наше с вами морское путешествие. Давайте вспомним что нового, интересного мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей.)

Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов нефти. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? Устраивают морские заповедники, «морские дворики». Корабли мусорщики, корабли - нефтесборщики помогают очищать морские глубины, сохраняя их для будущих поколений. Море - это украшение нашей земли.

Предварительная работа: познакомить детей с морскими обитателями (внести плакаты, картинки рыб и водорослей). Дети дома готовят свой рассказ об одном из обитателей моря. Чтение детям рассказов из энциклопедии. Ознакомление с произведениями художественно-познавательной литературы о морских обитателях. Изготовление дельфинов из соленого теста.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, художественное творчество.

Задачи: расширять представления детей об обитателях морских глубин, учить сохранять чистоту окружающей среды, уточнить представления о значении моря в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т.д.), развивать связную речь, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, формировать музыкально-ритмические способности, воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность, инициативность.

Оборудование: мольберт, CD с записью звуков моря и морских обитателей, маркеры, ткань для имитации моря (танец чаек, сбор мусора), слайды и видеоролики на тему море и его обитатели.

Альметьевское Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 54 « Белоснежка»

Мероприятие в рамках городского смотра – конкурса « Эколидер»

Море-море, мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных...
Над тобой встают как зори
Над тобой встают как зори
Нашей юности надежды.

Припев из песни Юрия Антонова «Море»



Достаточное количество граждан нашей страны ежегодно в любое время года посещают морские курорты: кто-то – отечественные, а кто-то заграничные. Это уже стало привычкой, и надо заметить, очень полезной для здоровья. Морской воздух и морская вода дают отличное сочетание, оказывающее на организм и настроение человека исключительно положительное влияние. А созерцание бесконечных водных просторов наводит на мысли о вечности, о космосе и пронизывает иной раз душу романтическими нотами.

Огромное число людей по всей планете любит море. Не будь этого чувства, не существовал бы сегодня праздник, посвященный величественным водоемам. 26 сентября 2019-го года мы отмечаем вместе с другими народами, населяющими земной шар, Всемирный день моря.

Сведения о празднике


Праздник Всемирный день моря, о котором пойдет речь в данной статье, существует вот уже 38 лет. Учредили его в рамках 10-й сессии Ассамблеи Международной морской ассоциации, сокращенно – IMO.


Это событие относится к концу 70-х гг. прошлого века. Всемирный день моря является одним из международных и всемирных дней Организации Объединенных Наций.

Вплоть до 1980-го года праздник Всемирный день моря выпадал ежегодно на 17 марта. После дату торжества подкорректировали: выделили для Всемирного дня моря день черверг на завершающей сентябрь полной неделе - каждый раз он разный. Целями World Maritime Day (английское наименование акции) считаются акцентирование внимания сообщества планеты на специфических проблемах, не теряющих своей актуальности на протяжении многих лет. Прежде всего, имеется в виду необходимость сохранения морских ресурсов, а именно рекреационных и биологических, дабы ими, по крайней мере, в обозримом будущем могли беспрепятственно пользоваться новые поколения. Кроме того, не менее важными вопросами являются таковые безопасности водной транспортировки, браконьерства, частые загрязнения морского пространства разливами нефти, развитие морского туризма и т.п.


Каждый год Всемирный день моря посвящен конкретной теме . В 2015-м году такой темой стал следующий тезис: «Профессиональная подготовка в морской сфере». В этом девизе содержался призыв к повышению качества образования и подготовки кадров для работы указанной области, ведь от того, насколько компетентны в своей профессии моряки, зависит во многом безопасность функционирования судоходной отрасли.

В рамках акции World Maritime Day организаторы проводят всевозможные природоохранные мероприятия, демонстрации, экологические акции и пр. Основное празднество происходит, конечно же, в штаб-квартире ассоциации IMO, располагающейся в британской столице.


Что мы, простые обыватели, знаем о водоемах, волнующих наше воображение бесконечностью вод, а иной раз - размерами волн? Исчерпывающей информации в этой области владеют только ученые, да может еще увлеченные, заядлые любители моря. Пора исправить положение и пополнить багаж знаний соответствующими фактами.

В любой области чему-то или кому-то можно присудить звание самого-самого. Морская тематика – не исключение.

Самую большую площадь на планете имеет Саргассово море. Воды данного водоема занимают территорию в 7 млн. квадратных километров. Антиподом его является Белое море, площадь поверхности которого всего-то 90 тыс. км2.

Самым мелким на земном шаре морем можно назвать Желтое море. Глубина его не превышает ста метров, однако данный факт не расценен специалистами в качестве причины, по которой указанный водоем следовало бы именовать озером. В противовес Желтому морю Филлипинское море – самое глубокое. 10 тыс. 265 м – именно такие цифры зафиксировали исследователи, изучая его глубину.


Есть на нашей планете мало кому известное море Уэдделла. Оно выделяется из всех существующих ныне водоемов подобного толка тем, что воды его прозрачные, кристально чистые и имеют химический состав, весьма похожий на таковой дистиллированной воды. Располагается море Уэдделла не где-нибудь, а близ берегов ледяного континента – Антарктиды. Надо заметить, что прозрачностью может похвастаться и другое море – Средиземное, а еще такой необычный водоем, как Гвианская котловина Атлантики.

Наиболее соленым морем в мире является Красное море. Имеются у него и другие титулы, например, «самое грязное» и «самое теплое». Но вот что касается непосредственно содержания солей, то Красное море по этому показателю побило все рекорды, перещеголяв даже океаны. Еще одна интересная особенность водоема: отсутствие каких-либо впадающих в него рек. По уровню же соли с Красным морем сравниться может разве что Мексиканский залив, соленость которого выше в 10 раз (на глубине 0,150 км), чем средний показатель воды в морях по всей планете. Самым же пресноводным на Земле ученые называют Балтийское море. И хотя этот водоем находится в «хвосте» рейтинга по содержанию морской соли в водах, по количеству золота он занимает самые высокие позиции.

Наиболее холодным в мире морем является Восточно-Сибирское. Данный водоем входит в состав Северного-Ледовитого океана, чем и объясняются низкие температуры его вод. Поверхность Восточно-Сибирского моря практически постоянно представляет собой ледяную корку. В южных районах даже летом столбик термометра не поднимается выше +5ºС.

О том, какое море специалисты именуют самым теплым, уже упоминалось выше. Стоит повториться: речь идет о Красном море. Находится оно между африканским континентом и Аравийским полуостровом. В летнюю пору воды Красного моря прогреваются до +27°С, а в холодное время года – до +20º. Вот почему туристов словно магнитом тянет на побережье этого водоема.



Вы наверняка будете удивлены следующему факту: ни один ученый в мире не сможет ответить на ваш вопрос о том, сколько же всего морей имеется на земном шаре. Объясняется это наличием большого количества водоемов, которых нет никакой возможности однозначно идентифицировать как море, залив или же озеро. На этот счет у каждого имеется свое собственное мнение, и навязать его окружающим просто нереально.

И все-таки существуют официальные данные, согласно которому на поверхности нашей планеты существует 63 моря. Так постановили считать представители Международной гидрологической организации. Едва ли можно на 100% верить этой информации, но если придерживаться такого мнения, мы увидим следующую картину: в акватории Южного океана располагается 13 морей, в акватории Индийского – 6, в Северном-Ледовитом – 11, в Тихом – 30. Количество морей Атлантического океана до сих пор вызывает у исследователей вопросы и колеблется по разным данным от 16-ти до 30-ти.


Если вы любите море, проведите праздник, ему посвященный, на морском побережье. Нет такой возможности – посмотрите художественный или документальный фильм или прочтите книгу соответствующей тематики. И не забудьте поздравить с праздником всех своих неравнодушных к морю знакомых! А таких знакомых у каждого человека огромное множество.

Праздник "Всемирный день моря" для детей старшей группы ДОУ

Автор : Салимова Евгения Игоревна, воспитатель МБДОУ детский сад №65 г. Орёл.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада. В этой работе ребята познакомяться с удивительным праздником, который отмечается в нашей стране в последнюю неделю сентября, Всемирный День Моря. В процессе знакомства с задачами этого праздника, мы познакомимся с морскими обитателями и растительным миром моря.
Актуальность темы : интерес к морским обитателям вызывают у детей положительные эмоции. А если ещё к эмоциям добавить праздничное настроение, то получится удивительное мероприятие, которое останется в памяти детей. Таким образом ребёнок лучше усваивает материал.
Цель : Знакомство детей с праздником << Всемирный День Моря>>.
Задачи :
Развивающая : познакомить детей с целью данного праздника. Формировать предствавление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.
Обучающая : Расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна.
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение морей и их биоресурсов.
Предварительная работа: Изготовление различных рыб, кораллов, водорослей для имитации морского дна, беседы на морские темы, изготовление масок на данную тему, чтение художественной литературы, наблюдение на карте и знакомство с различными морями.
Материал к работе : декоративные рыбки, водоросли, кораллы, ракушки, карнавальные маски, звуковое сопровождение(можно выбрать любую музыку), игрушка Краб.

Ход мероприятия :
Воспитатель: Здравствуйте, ребятами. Сегодня я хочу поздравить вас с удивительным праздником - "Всемирный день моря". Этот праздник отмечается в нашей стране с 1978 года. Его празднуют в последнюю неделю сентября. Как вы думаете, какие цели преследует этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель : Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Скажите, как вы считатете, чем нам полезны моря и океаны?
Ответы детей.
Воспитатель:
В их водах человек вылавливает рыбу, которую потом употребляет в пищу. Некоторые водоросли, например ламинария(морская капуста), полезна нашему организму. В ней большое содержание витаминов и минеральных веществ. Одна из древнейших японских легенд рассказывает нам о мудром правителе Шань Гине. На грани гибели от жестоких завоевателей он воззвал к богам. И боги принесли чудесный напиток, дарящий силу, стойкость, бесстрашие и долголетие. Чтобы доставить напиток ко всем островам государства, дочь правителя красавица Юи выпила его и бросилась в море. Боги превратили Юи в ламинарию, вобравшую в себя всю силу божественного напитка. Водоросли быстро распространились вокруг островов. Попробовав их, истощённые жители обрели стойкость и силу, и неприятель был разбит…


Во время рассказа демонстрируется изображение ламинарии.
Воспитатель : Достаточно часто общественные организации отмечают этот праздник уборкой публичных пляжей, а также митингами и шествиями в защиту морей. А что мы можем сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправится на морское дно и посмотреть какие обитатели там живут.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель : Теперь мы можем погрузится на морское дно. Посмотрите вокруг, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте познакомимся с некоторыми обитателями. Смотрите, вот под камнем спрятался краб. Здравствуйте, дедушка Краб.
Дети приветствуют Краба .
Краб: Здравствуйте, здравствуйте! Кто же это к нам в гости пожаловал?
Воспитатель : К вам в гости пришли ребята из детского сада. Они хотят познакомится с обитателями морского дна.
Краб : Это хорошо! Я очень люблю загадки, вот послушайте:
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!
Ответ: Дельфины
Автор: Леонов В.А.


Воспитатель : А что вы знаете о дельфинах?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дельфины очень умные и удивительно развитые млекопитающие. Ничем не объяснимая любовь к людям, удивительный процесс сна – эти и многие другие загадки про дельфинов постоянно изучаются и подтверждаются всё новыми фактами. Вроде, кажется, что дельфин похож на акулу, но это совсем не так. Хотя у них есть плавник и внушительные зубки – они совсем не хищники и даже, строго говоря, не являются рыбами. Вы говорили о том, как дельфины любят детей. Некоторых детей специально приводят к дельфинам, дают им поплавать в бассейне вместе. Ребенок выходит из воды абсолютно новым человеком. Объясняют это тем, что дельфин словно видит человека насквозь и если у нас что-то болит, он это чувствует и может помочь. Находясь рядом с ними, мы успокаиваемся и настраиваемся на оптимистичный лад, получаем новые силы, легкость и радость. Не будем забывать и то, что дельфины относятся к нам всегда с бескорыстной любовью и нежностью, такому отношению стоит поучиться любому человеку.
Краб :
Через море-океан
Плывет огромный великан.
(кит)


Воспитатель : Киты – самые большие животные на Земле. Это чудесные создания, и совсем не злые обитатели океанов. Имя киты получили от старого греческого слова ketos (морское чудовище). С виду немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. И хоть даже внешне они – огромные рыбы, внутри они совсем не такие как остальные обитатели океанов. Кит не может ничего прожевать и ему приходится глотать целиком свой обед. Ученые часто рассказывают о необыкновенной способности китов общаться между собой. Они подают сигналы на своей частоте и могут рассказывать сородичам о беспокойстве или страхе, даже пожаловаться на боль. Кит – семейное животное, предпочитающее держаться большими компаниями. Киты находятся на грани вымирания, и мы должны заботиться о них и проявлять уважение к этим огромным созданиям природы.
Краб : а каких ещё обитателей морей и океанов вы знаете?
Ответы детей.
Краб:
Какие вы молодцы! Посмотрите, вы видете?
В океане острова
Из живого вещества.
И полипы твердые,
Очень-очень гордые –
Без камней и без земли
Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)
Воспитатель : На рифах живут рыбы, давайте посмотрим какие они.
Дети и воспитатель рассматривают риф, возле которого собралось множество разных рыб.
Воспитатель: А давайте немного поиграем.
Подвижная игра <<Море волнуется>>.
Краб :
Голова и много ног,
А характер очень строг:
Если гость ко мне не зван,
Поступаю мило -
Выпускаю в океан
Черные чернила.(Осьминог)


Воспитатель : В мире насчитывается 200 видов осьминогов. Если присмотреться повнимательнее, то под глазами можно увидеть отверстие или короткую трубочку - это сифон. Сифон ведет в мантийную полость, в которую осьминог набирает воду. Сокращая мускулы мантии он с силой выдавливает воду из мантийной полости, тем самым создавая реактивную струю, которая толкает его тело вперед. Вот только получается при этом, что плавает осьминог задом наперед. У этих животных целых три сердца. Кровь у осьминогов… голубая! У осьминогов есть особый чернильный мешок, в котором накапливается красящее вещество для защиты. Окрашены осьминоги чаще в бурый, красный, желтоватый цвет, но они могут менять окраску не хуже хамелеонов. Осьминоги живут поодиночке и очень привязаны к своему участку. Активны эти животные в темное время суток, спят они с открытыми глазами (только сужают зрачки), во сне осьминоги желтеют.
Краб : Я вижу, вы ребята очень любознательные! А знаете ли вы, что сегодня у нас на рифах карнавал, в честь Дня моря! Я хотел бы вас пригласить.
Воспитатель : Спасибо тебе, дедушка Краб. Мы с ребятами как раз захватили с собой маски для карнавала.
Воспитатель достаёт маски. Дети одевают. Включаются звуки океана+ мелодичная музыка. Дети веселятся а рядом с ними плавают рыбки(рыбок можно подвесить на леску, таким образом создаётся эффект, что они на морском дне).

Сценарий

внеклассного мероприятия,

посвященного празднованию

Всемирного Дня моря

Подготовила: Ефремова В. А.

Учитель: Сегодня, в прекрасный осенний день, я хотела бы поговорить о том, что напоминает нам о лете.

«Утро. Солнце ещё не поднялось, только показался из-за гор оранжевый ореол. Вода «парует» лёгким йодистым туманцем. Море спокойно как никогда. Гладкое такое, как зеленоватая стеклянная поверхность. Кажется, что прямо с гальки можно ступать по этой поверхности, и она удержит. Но нет, воду чувствую на теле всё выше.
И вот уже плыву, слегка раздвигая воду руками, вдыхая благодатные испарения. Вода прозрачная, серебристая, можно рассмотреть камни, покрытые водорослями. Отплываю подальше и оборачиваюсь посмотреть на горы во всей красе. Кажется, что они наступают на море. А оно пятится, унося меня с собой. Лежу на спине… Это назвать блаженством – не сказать ничего. И вот, наконец, медленно выползает сонное солнце, улыбаясь разливается, заполняет собою всё пространство. Слепит…»

Грация Весенняя

Как вы уже поняли, сегодняшнее мероприятие посвящено празднованию Всемирного Дня моря. Отмечается он в последнюю полную неделю сентября. Учрежден этот праздник был 1978 году 10-й сессией Ассамблеи межправительственной морской консультативной организации. День моря призван напомнить об опасности, угрожающей внутренним и внешним морям, исходящую в основном от людей.

Ведущий 1: Поздравляем мы сейчас весь мир, Ведь всемирный день сегодня моря. Пусть господствует на море штиль. Счастья всем, любви, добра, здоровья!

Ведущий 2: Море! Красотой своей манишь. Пенных волн твой шелест бесконечен. Смысл жизни ты для моряка. Кто влюблен в тебя - твой раб навечно!

Ведущий 3: У моря много разных лиц: Шторма и штили по соседству… Оно не ведает границ, Ему не чуждо лицедейство. Под толщиной тяжёлых вод Загадок спрятано немало… С днём моря всех, кто им живёт! Кому оно Вселенной стало!

Учитель: Планету, на которой мы живем, с большим правом можно назвать «планета-океан», чем «планета-земля». Ведь площадь Мирового океана более чем в 2 раза превышает площадь всей суши. Если все континенты покрыть водой Мирового океана, то образовался бы слой толщиной в 9 км ! В океанах находится 1370 млн. км 3 воды!

Термин «Мировой океан» ввел крупный советский географ и океанограф Ю. М. Шокальский. Под этим названием он подразумевал «совокупность той водной оболочки земного шара, главная особенность которой – соленость».

Мо́ре - часть , обособленная или возвышениями подводного . Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлению водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью.

В настоящее время принято разделять Мировой океан на 4 отдельных океана и 75 морей, включая крупные заливы и проливы.

Как вы думаете, каково значение морей в природе и жизни человека?

(ответы учащихся)

Ведущий 1: Моря играют решающую роль в сохранении среды, влияют на климат земного шара и обеспечивают баланс мировой гидрологической системы;

Ведущий 2: Моря – главный поставщик кислорода, вырабатываемого фитопланктоном;

Ведущий 3: Если бы моря не обладали способностью удерживать тепло, большая часть Земли была бы необитаемой;

Ведущий 1: Море - арена трудовой деятельности для миллионов человек. Чтобы снарядить в плавание одного моряка или рыбака, 20 человек трудятся на суше и в портах: на судостроительных заводах, сетевязальных и канатных фабриках и других предприятиях. Больше 100 млн. человек, жителей побережий, так или иначе связаны с морем.

Ведущий 2: С древнейших времен океаны и моря - это дорога, связывающая разные страны. И в наши дни морской транспорт играет огромную роль в хозяйственной и культурной жизни народов. Более 65% мирового транспортного грузооборота приходится на морской флот.

Ведущий 3: Морская вода - неиссякаемое хранилище разнообразного химического минерального сырья. В ней растворены все химические элементы периодической системы Менделеева, даже золото и радиоактивные элементы. Вода - прекрасный растворитель. В среднем в 1 т морской воды растворено 35 кг различных солей, но добывают их пока сравнительно немного. Это дело будущего.

Ведущий 4: Океан содержит огромные запасы рыбы, съедобных моллюсков, ракообразных и водорослей. Общий мировой улов составляет в год 45 млн. т (по данным ООН). Из них в пресных водах добывают только 10%, остальное - в морях и океанах. Первое место в промысле занимают рыбы - 85%, затем киты - 6%, моллюски и ракообразные - 8% и водоросли - 1%.

Ведущий 5: Моря таят в себе громадные запасы энергии. Как известно, под действием сил притяжения, идущих от Солнца и Луны, на Земле возникают морские приливы и отливы. Вода дважды или один раз в сутки подходит к берегу, затопляя часто обширные пространства. Уровень воды в отдельных местах поднимается на несколько метров. Такое регулярное движение воды таит в себе огромные запасы энергии. Сейчас эта энергия океана понемногу начинает использоваться.

Ведущий 6: С поверхности Мирового океана испаряется ежегодно 448 тыс. км 3 воды. Из них 107 тыс. км 3 выпадает над сушей. Так океан увлажняет земли, находящиеся далеко от его берегов. Напоенная им, зеленеет земля, созревают хлеба на полях, овощи в огородах, фрукты в садах. И как бы далеко от берега моря ни находилось место, где мы живем, всюду мы получаем дары океана. Они лежат на полках магазинов в виде пакетов соли, бочек рыбы, аккуратных банок консервов и многих других продуктов. Вы идете по улице и любуетесь облицовкой домов: белыми известковыми плитами. «Родина» известняка - морская пучина. Высоко в небе летит самолет. В сплав металла, из которого он построен, входит магний, добытый из морской воды. Всюду есть частицы великого Мирового океана.

Ведущий 7: Очень многими его богатствами уже пользуется человек, но они не составляют и тысячной доли того, что можно извлечь из его глубин. Настанет время, когда человек, вооруженный совершенной техникой, овладеет всеми богатствами подводного мира.

Учитель: Вы прослушали сообщения ваших старших товарищей о значении морей в природе. А теперь мы хотим проверить ваши знания. Предлагаю вам поучаствовать в викторине и отгадать загадки:

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода. (Медуза)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг … (Морской конёк)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан. (Кит)

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …(Акула)

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?… (Осьминог)

От врагов спасаясь сильных,

Пятясь головой назад,

Маскируясь я в чернильный

Разлохмаченный халат. (Каракатица)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж)

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей к тому же. (Дельфин)

Что за звери это все же?

Средь дельфинов и китов

Впрямь похожи-препохожи

На кусты густых цветов. (Актинии)

Далеко на самом юге,

Где лишь лёд, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак. (Пингвин)

В Черном море знаменит я

Тем, что возле дна хожу

И с собою ядовитый

Костяной кинжал ношу. (Скат)

Возле скал под ветром влажным,

Кто, скажите, из зверей

На своих песчаных пляжах

Загорает у морей? (Тюлень)

В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет.

Много у нее иголок,

Как у ежиков и елок. (Рыба Ёж)

Есть у нас один работник -

На все руки мастер-плотник.

Хоть в воде его пила –

Не ржавеет никогда! (Рыба-пила)

На спине полоски носит.

Это зебра? – кто-то спросит.

Нет, она в воде плывет,

Плавники она несет. (Рыба полосатая, Рыба-клоун)

Ползет в море паук –

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах – испуг. (Краб)

Она отлично всем знакома.

Она всегда и всюду дома.

Нет дома для неё родней -

Дом постоянно вместе с ней.

С такой защитой нет и страха.

Кто – эта крепость? (Черепаха)

На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдёт задом наперёд. (Рак)

Обжил реки и моря,

Длинный он, но не змея. (Угорь)

Будет страшно, если голод

Одолеет рыбу-… (Рыба-молот)

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (Море)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (Волны)

Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали? (Маяк)

Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал. (Якорь)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет-тут и пропадет. (Волна на море)

Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (Море)

Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом. (Ледокол)

Бела вата плывет куда-то. (Пена на море)

Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. (Нептун)

Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком? (Водолаз)

Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это - … (Леска)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море … (Шторм)

Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Поднимается волна
И закроет берег вскоре.
Это спутник наш Луна
Так притягивает море. (Прилив)

Вы такие молодцы. Давайте поаплодируем всем, кто участвовал в викторине. Ваша награда – сладкое угощение, которое вы сможете обменять на жетоны у наших ведущих по окончанию мероприятия.

Ведущий 1. Наша страна – Россия - морское государство. Берега ее омывают воды трех океанов и 12 морей.

Ведущий 2: Общая протяжённость береговой линии морей составляет 60 985 км;

Ведущий 3: Общая площадь акватории, находящейся под юрисдикцией России, составляет 8,6 миллионов км кв.;

Ведущий 4: Моря, входящие в состав Атлантического океана – Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское;

Ведущий 5: Моря, входящие в состав Северного Ледовитого океана- Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;

Ведущий 6: Моря, входящие в состав Тихого океана – Берингово море, Охотское, Японское.

Учитель: Азовское море самое мелкое в мире, его глубина не превышает 13,5м

Особенность Балтийского моря является избыток пресной воды. Баренцево море имеет большое значения для транспорта и рыболовства. Белое море одно из самых маленьких среди морей России. Берингово море названо в честь исследователя Витуса Беринга, под руководством которого оно исследовалось в 1725-1743 годах. Восточно-Сибирское море почти весь год покрыто льдом. Одно из самых холодных морей. Температура даже летом редко поднимается выше 0 градусов. Самое большое на Земле бессточное озеро, названое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Море Лаптевых названо в честь полярных исследователей двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. Черное море – один из крупнейших курортов Евразии. Через акваторию Чукотского моря проходит линии перемены дат. Охотское море - источник очень ценных ресурсов. И далеко не только рыбных. На его шельфе уже разведаны достаточно крупные месторождения нефти и газа. Японское море на первом месте в РФ по множеству рыб и разнообразию видов.

Биологическое разнообразие морей, омывающих Россию, максимально на юге Тихоокеанского бассейна и постепенно снижается на север. Минимальным биологическим разнообразием отличается Черное море с его глубинным сероводородным горизонтом.

Обитатели моря - несколько сотен разновидностей животных, растений и одноклеточных организмов, чье существование неразрывно связано с морской стихией. Открытое море – место, где резвятся дельфины и без компаса находят дорогу морские черепахи. Спустившись под воду можно обнаружить микроскопически маленькие одноклеточные водоросли, тучи крошечных рачков, стаи рыб и кальмаров, а также целый комплекс обитателей моря, живущих в приповерхностных слоях воды.

Сейчас мы представим вашему вниманию десятку самых необычных обитателей морей.

Ведущий 7: Осьминог Дамбо - такое название это животное получило благодаря ухоподобным образованиям, выступающим из верхней части его головы, которые напоминают уши диснеевского слоненка Дамбо. Эти симпатичные существа живут на глубинах от 3000 до 4000 метров и являются одними из самых редких осьминогов. Крупнейшие особи этого рода составляли 1,8 метра в длину и весили около 6 кг. Большую часть времени эти осьминоги плавают над морским дном в поисках пищи - многощетинковых червей и различных ракообразных. К слову, в отличие от других осьминогов эти глотают свою добычу целиком.

Ведущий 1: Нетопырь короткорылый - эта рыба привлекает внимание, прежде всего, своим необычным внешним видом, а именно ярко-красными губами на передней части тела. Как считалось ранее, они необходимы для привлечения морских обитателей, которыми питается нетопырь. Однако вскоре удалось выяснить, что эту функцию выполняет небольшое образование на голове рыбы, называемое эской. Оно выделяет специфический запах, который привлекает червей, рачков и мелкую рыбу. Необыкновенный «образ» нетопыря дополняет не менее удивительный способ его передвижения в воде. Будучи плохим пловцом, он ходит по дну на грудных плавниках. Нетопырь короткорылый - глубоководная рыба, и обитает в водах близ .

Ведущий 2: Ветвистые офиуры - Эти глубоководные морские животные обладают множеством разветвленных лучей. Причем, каждый из лучей может быть в 4-5 раз больше, чем тело этих офиур. С помощью них животное ловит зоопланктон и другую пищу. Как и у других иглокожих, у ветвистых офиур отсутствует кровь, и газообмен осуществляется с помощью специальной воднососудистой системы. Обычно ветвистые офиуры весят около 5 кг, их лучи могут достигать 70 см в длину.

Ведущий 3: Трубкорыл-арлекин - Это один из самых малоизученных видов, умеющих при необходимости сливаться с дном или имитировать веточку водоросли. Именно рядом с зарослями подводного леса на глубине от 2 до 12 метров эти существа стараются держаться, чтобы в опасной ситуации они смогли приобрести окраску грунта или ближайшего растения. В «спокойное» для арлекинов время они неспешно плавают вниз головой в поисках пищи. Глядя на фотографию трубкорыла арлекина, несложно догадаться, что они находятся в родстве с морскими коньками и иглами. Впрочем, они заметно отличаются по внешнему виду: например, у арлекина более длинные плавники. К слову, такая форма плавников помогает рыбе-призраку вынашивать потомство. С помощью удлиненных брюшных плавников, покрытых с внутренней стороны нитевидными выростами, самка арлекина образует специальную сумку, в которой и вынашивает икру.

Ведущий 4: Краб-йети - В 2005 году экспедиция, исследовавшая Тихий океан, обнаружила на глубине 2 400 метров крайне необычных крабов, которые были покрыты «мехом». Из-за этой особенности (а также окраски) их назвали «крабы-йети». Впрочем, это был не мех в прямом смысле этого слова, а длинные перистые щетинки, покрывающие грудь и конечности ракообразных. По словам ученых, в щетинках живет множество нитчатых бактерий. Эти бактерии очищают воду от ядовитых веществ, выбрасываемых гидротермальными источниками, рядом с которыми обитают «крабы-йети». А также существует предположение, что эти же бактерии служат для крабов пищей.

Ведущий 5: Губка-лира - Она является одним из видов плотоядных глубоководных губок, и впервые была обнаружена у калифорнийского побережья на глубине 3300-3500 метров в 2012 году. Губка-лира получила свое название благодаря своему внешнему виду, напоминающему арфу или лиру. Так, это животное удерживается на морском дне при помощи ризоидов, корнеподобных образований. Из их верхней части тянется от 1 до 6 горизонтальных столонов, а на них на равном расстоянии друг от друга расположены вертикальные «ветви» с лопатообразными структурами на конце.

Ведущий 6: Клоуновые рыбы - Обитающие почти во всех тропических и субтропических морях и океанах рыбы из семейства клоуновых - одни из самых быстрых хищников на планете. Ведь они способны поймать добычу меньше чем за секунду! Так, увидев потенциальную жертву, «клоун» будет выслеживать её, оставаясь неподвижным. Безусловно, добыча не заметит его, ведь рыбы этого семейства своим внешним видом обычно напоминают растение или безобидное животное. В некоторых случаях, когда жертва подходит ближе, хищник начинает двигать эской, отростком переднего спинного плавника, который напоминает «удочку», чем заставляет жертву ещё больше приблизиться. И как только рыба или другое морское животное окажется достаточно близко к «клоуну», он внезапно откроет свой рот и проглотит добычу, потратив на это всего 6 миллисекунд! Такая атака настолько молниеносна, что её невозможно увидеть без замедленной съемки. Кстати, объем ротовой полости рыбы во время ловли жертвы зачастую увеличивается в 12 раз.

Ведущий 7: Рак- богомол - Обитающие на небольшой глубине в тропических и субтропических морях раки-богомолы обладают самыми сложными глазами в мире. Если человек может различать 3 основных цвета, то рак-богомол - 12. Также эти животные воспринимают ультрафиолетовый и инфракрасный свет. Такие глаза дают возможность ракам-богомолам распознавать различные типы кораллов, своих жертв и хищников. Кроме того, во время охоты раку важно наносить точные удары своими заостренными хватательными ногами, в чем также ему помогают глаза. К слову, справиться с жертвой или хищником, которые могут быть значительно больше по размеру, ракам-богомолам помогают и острые, зазубренные членики на хватательных ногах. Так, во время атаки рак-богомол делает несколько быстрых ударов своими ногами, чем наносит серьезные повреждения жертве или убивает ее.

Ведущий 1: Удильщик, морской черт, рыба–рыболов - Это глубоководное чудовище может с легкостью стать ночным кошмаром любого дайвера и по праву считается самой уродливой рыбой на планете Земля. Будто бы стыдясь своего уродства, удильщики обитают на морских глубинах, куда не проникают солнечные лучи. Глубины, на которых обитают эти существа, поистине поражают воображение: так в 2006 году женская особь морского черта была обнаружена в Средиземном океане на глубине 1.86 км.Большую часть своей жизни рыбы-рыболовы проводят на самом дне, где зарываются в ил или песок. Вследствие глубоководного обитания кожа этих рыбы имеет темно-серый или темно-коричневый цвет, что делало бы их невзрачными, если бы не огромная плоская голова, усеянная шипами и гигантская ротовая щель. На нёбе и челюстях имеется несколько рядов острых как бритва и загнутых вовнутрь зубов. Некоторые рыбы-рыболовы могут достигать 2 метров в длину и весить до 28 килограммов.

Ведущий 2: Рыба-капля - Эта рыбка чем-то напоминает человека с несчастным выражением лица, огорченного своим уродством. Обитает она в основном, у берегов Тасмании на глубине 800 метров и питается моллюсками и морскими ежами. У рыбы – капли нет воздушного пузыря, а тело состоит из желеподобного вещества, немного плотнее воды, что позволяет ей легко передвигаться по морскому дну.

Учитель: Несмотря на то, что вода занимает 70% поверхности нашей планеты, моря и океаны так и остаются для человека загадкой. Исследовано не более 5% мирового океана, остальная его часть находится за пределами знаний людей. Но всем известно, как необдуманная деятельность человека и его ошибки влияют на море и его обитателей. А порой, ошибки эти дорогого стоят.
Моря и океаны, их многочисленные обитатели находятся в опасности по вине человека, который загрязняет воды отравляющими веществами, пластмассовыми отходами, нефтепродуктами. Кроме этого, очень остро стоит проблема браконьерства и неконтролируемого улова рыбы. Многие виды морских животных уже изчезли по вине человека, еще больше находится под угрозой вымирания.По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны. Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год.

Мы должны помнить, что человек – это лишь часть природы. Уничтожая среду от которой зависим, мы ведем себя к гибели.

Давайте сохраним нашу планету!

Несмотря на то, что наша планета называется Земля, на большую часть она состоит из воды. Но переименовывать Землю в Воду никто не собирается, даже если моря покрывают нашу планету на 70%.

День моря имеет статус международного и был учрежден ООН в 1978 году. Его главная задача состоит в привлечении общественности к многочисленным проблемам моря. Среди главных задач – сохранение морских ресурсов, искусственно сокращающихся в результате жизнедеятельности человека. Происходит это из-за бесконтрольного отлова рыбы, уничтожения морских обитателей в результате загрязнения морской среды.

Учреждая Всемирный день моря, ООН преследовала перед собой одну из главных задач – значительно сократить ущерб наносимый морю в связи с разработкой новых подводных месторождений нефти. Только по официально статистике ООН, количество тунца, трески или марлина, за последние 100 лет, уничтожили почти на 90% от общей численности. По той же печальной статистике человек каждый год сбрасывает в моря до 20 миллионов баррелей нефти. В некоторых частях мирового океана, водная поверхность и вовсе превратилась в гигантские свалки, равные по размерам небольшим странам.

Ежегодно отходы производства и жизнедеятельности человека убивают до 100 тысяч морских млекопитающих и рыб. Также в связи с глобальным потеплением ежегодно растет уровень мирового океана. За 100 лет воды прибавилось на 25 см.

Когда отмечают Всемирный День моря?

Всемирный день моря в 2019 году решено отмечать 26 сентября. Официальная же дата праздника по решению ООН – любой день последней полной недели сентября.



 

Возможно, будет полезно почитать: