10 семья как малая социальная группа. Презентация на тему "семья как малая группа". Курганский международный университет

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).

Семья возникла в конце первобытнообщинного строя сначала в виде полигамии (от греч. многобрачие, групповой брак), а позже в виде моногамии (от греч. единобрачие, супружеские пары). В первобытном обществе семья могла принимать форму матриархата (от греч. власть матери), характеризующегося главенством матери – основательницы рода в управлении родовой общиной, регулировании отношений, ведении хозяйства. Другим видом первобытной семьи был патриархат (от греч. власть отца), характеризующийся главенством отца-прародителя в хозяйственной (охота, рыболовство) и социальной жизни общины (управление делами, выполнение религиозных обрядов).

Функции семьи:

Воспроизводственная (репродукция) – биологическое воспроизводство, рождение детей;

Культурная (духовная) – передача от старших поколений к младшим культурных традиций, духовных ценностей, нравственно-эстетическое развитие детей;

Воспитательная – воспитание поколений, обеспечение преемственности, обучение элементарным навыкам и умениям, необходимым для жизни в обществе, оказание влияния на нравственное и физическое развитие детей;

Хозяйственно-бытовая – организация личного быта, труд в домашнем и подсобном хозяйстве;

Экономическая – совместное формирование, ведение и расходование семейного бюджета;

Духовного общения – общение членов семьи между собой;

Эмоционально-позитивная – взаимная поддержка, одобрение действий и мнений;

Досуговая – совместное проведение свободного времени, совместная деятельность, занятия спортом;

Социально-статусная – предоставление члену семьи определенного социального статуса, принадлежности к социальной группе.

Фазы жизненного цикла семьи:

Вступление в брак, образование семьи;

Деторождение, рождение первого ребенка;

«пустое гнездо» – вступление в брак и создание семьи последним ребенком;

Прекращение существования семьи по причинам смерти одного из супругов или развода.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Прага автора Георгиевская Евгения Борисовна

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской автора Феськов Виталий Иванович

Эволюция в сфере семьи и брака находит отражение в изменении социального веса функций, выполняемых ими на разных этапах исторического пути. Брак, прежде игравший роль экономического института, в наши дни все быстрее превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Значение семьи как малой группы, где индивиды получают убежище, защиту и поддержку, возрастает.

При анализе семьи как малой группы особое внимание уделяют:

  • 1) характеристике ее внутренних связей и структуры в целом (ее целям, составу, степени сплоченности, ролевым отношениям и распределению власти);
  • 2) характеристике ее взаимодействия с более широкими социальными образованиями в рамках социальной структуры общества (с группами и общностями, социальными институтами и системами ценностей).

Для социологического анализа семейной группы первостепенное значение имеет именно внутренний аспект – структура и ролевое взаимодействие семьи . Их реальное соотношение образует своеобразную микросреду развития и самореализации личности. Основные параметры этой микросреды могут быть сгруппированы следующим образом:

предметно-материальные, связанные с условиями жизни семьи, состоянием жилья и вещной среды;

поло-демографические, фиксирующие половую принадлежность и возрастную (поколенческую) структуру семейной группы;

психоэмоциональные, характеризующие степень открытости, доверия между членами группы, готовность оказать взаимную поддержку;

параметры социального окружения, отражающие круг родственников, близких, друзей либо, наоборот, недругов и недоброжелателей, с которыми устанавливаются и поддерживаются контакты определенного рода;

параметры культуры, предполагающие учет образовательного уровня, предпочтений и запросов в духовной сфере, потребления информации и т.п.

Существуют различные подходы к типологии семьи как малой группы (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, т.е. количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи: а) многодетные (от четырех детей и более); б) среднедетные (два-три ребенка); в) однодетные; г) бездетные. Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых стран является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и т.д.).

Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

1. Традиционный (авторитарный) тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример – Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже – жены. Данный тип отношений характерен для доиндустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня се образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отмстить, что в последнее время как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

2. Демократический (эгалитарный) тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном тине отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

Критерий распределения обязанностей {ролей ). Опыт развития семейно-брачных отношений в большинстве индустриальных стран показывает, что по мере демократизации отношений внутри нуклеарной семьи данный критерий выходит на первое место. Этот аспект находит отражение в теории супружеских ролей.

В частности, Толкотт Парсонс считал, что при переходе к современной семье прежнее разделение супружеских ролей сменяется их общностью. Однако подобно всем функционалистам он интерпретировал эту новую ситуацию следующим образом: в интересах семьи как целого супругам целесообразно выполнять те функции, которые предопределены биологическими различиями между полами. Поэтому роль женщины он рассматривал как "выразительную", связанную преимущественно с воспитанием детей, а мужчине отводил "инструментальную" роль, обусловленную необходимостью материального обеспечения жены и детей.

В функционализме утверждается мысль о росте равноправия между мужчинами и женщинами, которое постепенно распространяется из сферы публично-правовых и общественных отношений на структуру внутрисемейных связей в целом. Исходя из указанной посылки, обычно выделяют сегрегированный (от лат. segregatio – отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и т.д.

Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и т.п. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей. Степень разделения между сферами компетенции мужа и жены в семейных делах, автономия их индивидуальных интересов может быть столь велика, что для их определения вводится понятие "обособленные супружеские роли".

На практике обособление ролей мужа и жены сочетается с авторитарным типом распределения власти в семье. Как свидетельствует Энтони Гидденс, даже в семьях, где работой вне дома заняты оба супруга, продолжает сохраняться подразделение вопросов семейной жизни на "очень важные" и "просто важные". Первые, например финансовые, мужчины по традиции склонны решать единолично; вторые, таки как воспитание детей, покупка мебели, ремонт квартиры, – совместно с женой.

Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

Сохраняющееся в целом в разных формах разделение семейных ролей послужило основанием для выдвижения в рамках феминистской мысли тезиса о том, что женщины эксплуатируются мужчинами, а институт современной нуклеарной семьи служит закреплению социального неравенства в положении женщины.

Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

  • 1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;
  • 2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;
  • 3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры. Данная ситуация позволила Д. Попеное сделать вывод, что "культурный идеал" традиционной американской семьи, при котором женщины являются домохозяйками-женами, а мужья – кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

Отношения, возникающие между членами семьи по поводу ожидания от них определенного ролевого поведения и выполнения ими на практике ролевых обязанностей, характеризуются двумя формами:

ролевым согласием, которое возникает при взаимодополнительности и совместности в исполнении добровольно принятых на себя ролей и благодаря согласованности представлений о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером;

ролевым конфликтом, который может быть трех типов:

1. Конфликт ролевых образов , когда у одного или нескольких членов семьи складывается неправильное представление о возникающих у них в рамках семейной группы обязанностях и сфере ответственности; aналогичным об разом формируется неадекватный образ должного поведения, накладываемый на поведение других членов семьи. Результатом такого положения оказывается несовпадение ролевых представлений и как следствие – конфликт.

2. Межролевой конфликт , при котором противоречие порождается ожиданиями, которые обусловливаются необходимостью сочетать одновременно ряд противоположных ролей, например, в сложных семьях, где родители детей сами одновременно выступают в роли детей по отношению к представителям третьего, старшего поколения.

3. Внутриролевой конфликт , который предполагает, что к одной и той же рол и предъявляются самые противоречивые требования. Именно в такую ситуацию попадает современная женщина, от которой ожидают, что она будет сочетать занятость в общественном производстве с традиционной для нее ролью обеспечения и налаживания домашнего быта.

Ролевой конфликт есть проявление более общего семейного конфликта, который возникает в результате распределения власти в семье, определения семейных целей и задач на каждом из этапов жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным системам ценностей членов семьи. Такого рода конфликт воспринимается и переживается членами семьи как взаимное столкновение целей, интересов, потребностей.

Многие родители разных возрастов признают необходимость пополнения своих психолого-педагогических знаний для выстраивания внутрисемейных отношений как с детьми, так и со взрослыми. Не все осознают множественность функций семьи и глубину воспитательного потенциала. У них нет представлений о том, какими воспитательными возможностями обладает социум.

«Семь Я»

С точки зрения социологии семья — это объединение малой группы людей, связанных не только кровными родственными и материальными отношениями, но и взаимной моральной ответственностью. Трудность совместного сосуществования состоит прежде всего в том, что каждый из отличается от другого не только возрастом и полом, но и характером, жизненными установками, целями, представлениями о морали и долге по отношению друг к другу. Размер материального вклада в семейные дела также существенно различается, что иногда приводит к конфликтам.

То есть это объединение неидентичных 7 «Я». Несмотря на общие цели ячейки общества (ведение хозяйства, воспитание детей и др.), мировоззрение, интересы, устремления ее членов могут отличаться. Семья — это малая социальная группа, в которой каждый имеет определенные права и обязанности по отношению друг к другу. Их нарушение влечет за собой ее распад и различного рода трудновосполнимые потери для каждого члена семьи.

Функции семьи

Семья — это малая группа людей, однако анализ ее функций показывает, что, решая собственные задачи, семья решает и общесоциальные.

К относятся:

  • Репродуктивная, то есть функция численного воспроизводства населения.
  • Функция социализации личности — обучение нравственно-этическим правилам поведения в обществе.
  • Экономическая или хозяйственно-бытовая. Семья заботится о своем материальном положении, занимается полезным трудом, удовлетворяя таким образом свои бытовые и хозяйственные нужды (приобретение и обиход жилья, одежды, бытовых приборов и предметов, техники, покупка или выращивание продуктов питания и пр.).
  • Воспитательная — воспитание детей в соответствии с общественными, национальными, религиозными традициями. При этом каждая семья сохраняет собственные педагогические традиции и создает новые в духе современных ей социальных перемен и требований.
  • Рекреационная, психотерапевтическая — обеспечивает человеку разнообразную помощь (материальную, психологическую) и защиту от внешних негативных воздействий. Человек должен осознавать, что степень такой помощи и защиты со стороны семьи будет максимальной, даже если он совершил серьезные ошибки и проступки.

Задачи функционирования семьи решаются комплексно, в противном случае ее частные проблемы могут стать проблемами общественного масштаба. Наркомания, алкоголизм, преступность, безнравственность, безыдейность, иждивенчество — проявления асоциального образа жизни, которые требуют вмешательства во внутренний мир семьи со стороны общественных и государственных институтов.

Семья как основной социальный институт обеспечивает безопасность и благополучие страны в целом.

Типы семейных отношений

Как малой группы близких людей зависит от того, какой тип отношений между ними установлен.

  1. Сотрудничество — высокоорганизованная семья имеет общие задачи и цели, стремится к их достижению, объединяя свои возможности и силы. В полном смысле это семейный коллектив, где учитываются индивидуальные запросы и возможности.
  2. Невмешательство, мирное сосуществование — родители сознательно предоставляют детям полную свободу действий, избегая какого-либо давления на них. В одних случаях это продиктовано убеждениями в том, что только при таком стиле отношений дети вырастут свободными и самостоятельными. В других — это эгоистические проявления пассивности и безразличия взрослых, нежелание выполнять родительские функции.
  3. Опека — родители полностью ограждают ребенка не только от материальных, но и от моральных и психологических трудностей, забот, принятия решений. В результате вырастают эгоистичные, безынициативные, неприспособленные к общественным отношениям личности.
  4. Диктат — основан на безусловном подчинении всех членов семьи требованиям одного из них. Понятие семьи как малой группы близких людей отсутствует. Добиваясь от других признания своего превосходства над ними, диктатор может использовать такие меры, как насилие, угрозы, игнорирование потребностей, унижение чувства собственного достоинства.

Разные могут сочетаться. Например, диктат с равнодушием к другим членам семьи.

Воспитательные возможности семьи

Педагогический потенциал «ячейки общества» огромен, поскольку семья — это малая группа людей с глубокими внутренними связями. В разных семьях одни и те же факторы воспитания выражаются больше, в других — меньше. Могут преобладать материальные, культурные, духовные, гражданские или иные цели и мотивы воспитания детей.

Социально-экономический фактор характеризует материальное положение семьи: сколько родители заняты на работе и могут ли достаточно уделять времени воспитанию детей, хватает ли заработанных средств на оплату насущных и культурно-образовательных запросов взрослых и детей.

Удобная и красивая, безопасная для жизни и здоровья среда обитания — технико-гигиенический фактор — оказывает положительное влияние на формирование чувств, воображения, мышления ребенка.

Состав семьи, то есть демографический фактор, непременно оказывает влияние на личность ребенка (сложная или простая семья, полная или неполная, однодетная или многодетная и пр.).

Семейный микроклимат во многом зависит от культуры и гражданской позиции родителей, то есть от того, насколько глубоко они осознают свою ответственность перед обществом за результаты воспитания собственных детей. Их цель - 7 "Я" должны стать прочным коллективом близких по духу людей.

Принципы семейного воспитания

Принципы семейного воспитания, разработанные А. С. Макаренко, не утратили своей актуальности и в наши дни.

    Правильное воспитание убережет от громадных затрат родительской энергии, сил и терпения на перевоспитание неправильных поведенческих и моральных установок ребенка.

  1. Семья — это малая группа равноправных ее членов, но главные в ней — родители - пример для детей, взявшие на себя нелегкую ответственность за все аспекты существования семьи.
  2. Только воспитание в многодетной семье дает возможность ребенку потренироваться в участии в самых разных видах социальных отношений.
  3. Родители должны иметь четкие цели воспитания детей как будущих граждан страны, а не как средства удовлетворения собственных родительских амбиций.
  4. Личный пример поведения — основной метод воспитания ребенка.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (А. С. Макаренко)

Педагогические принципы реализуются через методы воспитания необходимых качеств личности ребенка.

Методы семейного воспитания

Выбор методов воспитания детей диктуется уровнем психолого-педагогической образованности родителей, семейными воспитательными традициями. Он должен основываться на любви к ребенку, на понимании его внутренних и внешних потребностей, на учете конкретной ситуации события. Преобладающим является пример взрослого, демонстрация ребенку доверия к нему, открытости, готовности к обсуждению, сопереживанию.

  • Показ способов действий и реакций на ситуацию (проявил неловкость: рассердиться или посмеяться и исправиться?).
  • Поручение — должно быть посильным, с последующим анализом результатов выполнения и поощрением или терпеливым объяснением причин неудачи.
  • Разумный и достаточный контроль действий, состояний ума и души.
  • Юмор. Помогает увидеть ситуацию со смешной стороны, снять напряжение и выбрать адекватные меры воздействия.
  • Поощрение — словесное (похвала) или материальное. Недооценка и переоценивание действий ребенка одинаково нежелательны. В первом случае теряется стимул к полезным поступкам, в другом — формируются зазнайство, чувство превосходства над другими.
  • Наказание — соразмерное проступку. Недопустимы физическое и моральное унижение как негуманные, приводящие к деформации личности, к отчуждению от других членов семьи.

При выборе методов воспитания учитывается возраст детей, их психофизиологическое состояние. Они должны стимулировать стремление ребенка стать лучше во всех отношениях, быть полезным, отвечать оптимистичным ожиданиям взрослых. Неправильно выбранные методы формируют у детей разного рода комплексы, невротические состояния, отказ от саморазвития и жизненного целеполагания.

Кто поможет?

Несмотря на то что семья - это малая группа, внутри нее могут возникнуть немалые проблемы материального, психологического или иного характера.

Не всякая из них может быть преодолена силами самих ее членов. Система помощи семье выглядит так.

По инициативе членов семьи или общественности специалисты право- и здравоохранительных органов, соцслужбы, психолого-педагогической службы детского образовательного учреждения изучают суть проблем семьи, их источники и причины.

Координируются содержание, сроки, формы и методы оказания индивидуальной или групповой поддержки. Назначаются ответственные за выполнение намеченных планов помощи.

Осуществляется систематический контроль результатов и качества оказываемой помощи до разрешения семейной проблемы.

Многие родители не хотят огласки своих трудностей, боятся стороннего вмешательства, надеясь на собственные силы. Специалисты компетентных органов должны находить возможности для разъяснительной работы с родительским контингентом, чтобы снять этот барьер недоверия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции: половое регулирование; воспроизводство населения, которое осуществляет семья; социализация; удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании; экономическая, бытовая функции.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же, как и здоровье семьи от общества.

1. Понятие семьи и брака, их исторические типы

Один из наиболее важных разделов социологии - исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи.

Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.

Брак можно определить, как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные .

Моногамия - тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке.

Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой мужчина может быть женат более чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. В большинстве обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигиническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса.

Во многих традиционных обществах преобладали следующие формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией.

Что касается правил выбора местожительства, то в обществах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них . Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин. В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками, и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа. В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены . семья родство брак проблема

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней родословной. Она является общепринятой в 40 % мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.

2. Проблемы семьи в современном обществе

Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур - семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного - развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы .

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма - функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это - те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах .

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

Поскольку структурные функционалисты обычно анализируют общество с точки зрения влияния его отдельных частей на функционирование единого целого, то и семья исследовалась ими с точки зрения её функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. В частности, У. Огборн придаёт особое значение изменению функций семьи, происходивших на протяжении двух последних столетий, утверждая, что большинство из них в указанный период семьёй было утрачено. "Перехват" семейных функций бюрократическими и коммерческими службами приводит, по его мнению, к разрушению семьи.

Т. Парсонс, признавая частичную утрату семьёй присущих ей функций, таких как экономическая, социально-статусная, обеспечения социального благосостояния и др. (т.е. неспецифических по А.Г. Харчеву), не считает это признаком разрушения её как социального института. По его мнению, семья становится лишь более специализированным институтом, реализующим, главным образом, функцию социализации детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение. Современная семья, таким образом, по сравнению с традиционной играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых.

Различия (главным образом между западными и отечественными исследователями) - лишь в оценке, интерпретации этих перемен, конкретным выражением которых являются следующие характерные для любого современного общества, в том числе российского, тенденции в изменении структуры семьи:

Массовая нуклеаризация семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трёх поколений, увеличение доли престарелых одиночек вследствие ухода из семей их взрослых детей;

Снижение брачности, увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли "осколочных" семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков и семей, где один из родителей не является для детей родным, увеличение доли семей, где имеются дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

Массовая малодетность семей.

Отношение к семье как к социальному институту, ответственному за воспроизводство детей в количестве, необходимом хотя бы для простого замещения поколений, а к сокращению рождаемости ниже уровня простого воспроизводства как к деградации этого института, предполагает поиск причин, её вызвавших. Самой общей причиной такой деградации является модернизация традиционного общества с присущими этому процессу индустриализацией, дифференциацией и специализацией функций и институтов, урбанизацией и т.д. Существенными моментами в этом процессе являются во-первых, развитие и дифференциация институтов, специализирующихся именно на поддержании существующих поколений, а не воспроизводстве новых, а во-вторых, усиление ценностей индивидуализма и выдвижение их на первый план по сравнению с ценностями семейными.

Однако здесь возникают два вопроса. Первый - действительно ли процесс индустриализации и развития институтов, специализирующихся на поддержании уже имеющихся членов общества с неизбежностью влечёт деградацию института воспроизводства новых поколений или возможно одновременное эффективное функционирование институтов, ответственных и за поддержание, и за воспроизводство в условиях индустриальной и постиндустриальной цивилизации? Второй - являются ли ценности индивидуализма и ценности семейные, в частности репродуктивные, в самом деле взаимно исключающими друг друга?

Говоря об изменениях института семьи, результатом которых явилась деградация его репродуктивной социальной функции, а, следовательно, деградация семьи как института воспроизводства населения, следует прежде всего рассматривать эволюцию репродуктивных ценностных ориентаций индивидов, поскольку именно на их основе осуществляются соответствующие реальные акты поведения.

Разделение брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения людей произошло в результате разделения потребностей в браке, в брачном партнёре, физиологической сексуальной и нефизиологической репродуктивной потребности (потребности в детях). Именно в этом заключаются важнейшие изменения семьи как института воспроизводства населения, происходящие в процессе модернизации традиционного общества. Традиционное общество, таким образом, характеризуется, помимо всего прочего, недифференцированностью и неразвитостью потребностей, что соответствует неразвитости личности, её подчинённости обществу, а также недифференцированности мышления и деятельности индивидов (и, в конце концов, неразвитости и недифференцированности социальных институтов).

Переход к современному обществу способствовал осознанию и разделению названных выше потребностей, а главное - выделению, обособлению репродуктивной потребности и превращению её в терминальную, т.е. осознанию само ценности детей. Результатом же эволюции собственно репродуктивной потребности явилось снижение её величины до уровня, не обеспечивающего даже простое воспроизводство населения. Наряду с эволюцией репродуктивной потребности происходила эволюция системы социального контроля в сфере пред брачного, брачно-семейного, репродуктивного и сексуального поведения индивидов. Если в традиционном обществе социальный контроль проявляется экзогенно, то в современном - как правило, эндогенно, хотя и невозможно в отдельно взятом конкретном обществе в чистом виде выделить тот или иной тип социального контроля, поскольку всегда будут присутствовать и внешняя, и внутренняя его составляющие. Можно с уверенностью говорить лишь о преобладании внешней составляющей в традиционных обществах, внутренней - в современных (за исключением тоталитарных государств) .

Гораздо сложнее обстоит дело с функцией социального контроля в указанных сферах в современном обществе, поскольку подход к её рассмотрению и оценке целиком зависит от подхода к рассмотрению семьи. В частности, с точки зрения идеологии модернизации данная функция в любой из индустриально развитых западных стран эффективно выполняется по крайней мере институтом государства, поскольку социальная политика последнего, как уже говорилось, ориентирована на подчинение общих интересов частным, стимулирование максимальной нуклеаризации семей, уменьшения их размера, поддержку всевозможных "адаптивных" форм семей и т.д.

В результате все эти меры способствуют превращению семьи в институт с каким угодно набором функций, только не в институт полноценного количественного воспроизводства поколений. Но поскольку такие изменения оцениваются положительно, то и функция социального контроля в том виде, в каком она реализуется в современных западных обществах, может быть оценена только положительно.

Главным стимулом репродуктивного поведения индивида выступает потребность в детях, которая выражается в том, что "без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации". "Подобающее" число детей во все времена в традиционных обществах превышало требуемое для простого воспроизводства населения, что элементарно подтверждается постоянно растущей его численностью на протяжении всей истории человечества.

Естественно, в значительной степени высокий уровень рождаемости в традиционных обществах был обусловлен неразрывностью актов брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения индивидов. Это выражалось в однозначной последовательности их вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей и прямо предписывалось традиционными социальными нормами. Были неотделимы друг от друга потребность в браке и брачном партнёре, физиологическая сексуальная и социальная (в смысле: не физиологическая) репродуктивная потребность (что к тому же способствовало высокой прочности заключаемых браков).

Однако очевидно, что без наличия индивидуальной потребности в значительном числе детей (то есть не физиологического, а социального компонента единой брачно-сексуально-репродуктивной потребности) у большинства населения и соответствующих социальных норм детности, господствовавших в традиционных обществах, невозможно было бы поддержание высокого уровня рождаемости на протяжении тысячелетий. Последнее подтверждается, например, прямой зависимостью социального статуса главы семьи от её размеров и общей выраженной ориентацией традиционных социальных норм на большое число детей в семье.

В современном обществе произошло разделение потребности в браке и брачном партнёре, потребности в детях и сексуальной потребности. Потребность в брачном партнёре и сексуальная потребность остались на прежнем высоком уровне, величина же потребности в браке и потребности в детях снизилась до уровня, когда примерно половина заключаемых браков распадается в первые несколько лет совместной жизни, а рождаемость находится на уровне, который почти в 2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Социальные нормы в указанных сферах в современном обществе либо соответствуют текущим индивидуальным потребностям большинства населения, либо вообще отсутствуют. То есть "подобающее" число детей по современным социальным нормам, как правило, является таким, при следовании которому большинства семей не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.

Получается, что индивид в современном обществе при рождении у него троих и более детей (т.е. в количестве, выходящем за рамки "подобающего" их числа) испытывает "затруднения в своей личностной самореализации", проще говоря, ощущает себя неполноценным. Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них. Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а, следовательно, семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе.

На вопрос, почему так происходит, можно ответить, обратившись к уже рассмотренной эволюции потребностей личности и системы социального контроля. Эволюция личностных потребностей заключается в их развитии, дифференциации и специализации по мере модернизации общества, а длительное существование социального института предполагает частичный переход от экзогенной формы социального контроля к эндогенной. Развитие и дифференциация потребностей способствовали не только выделению и обособлению репродуктивной потребности, но и появлению многих других потребностей, не присущих традиционному обществу (преимущественно материального характера).

В то же время, система социального контроля, прямо навязывая индивиду в традиционном обществе многодетное репродуктивное поведение, в современном - неявно и опосредованно способствует обратному, выдвигая на первый план ценности благосостояния, индивидуального бытового комфорта, материальных благ. Названные ценности в современных западных обществах провозглашаются в качестве приоритетных при активном и целенаправленном содействии государства - основного института социального контроля в любом обществе. Личность же в процессе социализации всего лишь усваивает господствующие в обществе нормы, ценности, образцы и стереотипы мышления и поведения, результатом чего является массовое стремление к материальным благам в ущерб всему остальному .

В принципе, в современном обществе относительно любой потребности, кроме чисто физиологических, можно сказать, что это - "устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без…" к примеру, наличия чего-то в подобающем количестве, объёме или качестве, в подобающем месте, в подобающее время или в подобающих обстоятельствах и т.д. "…он испытывает затруднения в своей личностной самореализации". Поэтому подавляющим большинством населения в современном обществе реализуется следующая "идеальная" модель: материальный достаток (как он понимается в конкретной общности или субкультуре) и один-два ребёнка, причём потребность в детях (даже в одном или двух) имеет шанс быть полностью реализованной только, если удовлетворена потребность в материальном достатке.

3. Тенденции развития современной семьи

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы .

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка. Однодетность негативно влияет на характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей, рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970 каждый 10 новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение - вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания - отец. Высокая доля внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70 % молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья - конкубинат. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин - брак.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализмами семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца - ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализмами семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети .

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65 % опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26 % назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей.

Заключение

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени - это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат.

Список используемой литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. C. 304.

2. Ощепкова А.П. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности. - Томск, 1996.

3. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. C. 344.

4. Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. C. 342.

5. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И. - М., 1990. C. 127.

6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. C. 114.

7. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005. C. 640.

8. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. C. 512.

9. Семья и общество/ Отв. ред. А. Харчев. - М.: Наука, 1992.

10. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. - М.: Мысль, 1990. С. 281.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института. Существенные признаки семьи: брачные или кровно-родственные связи, совместное проживание в одном помещении, общий семейный бюджет. Cовременные тенденции развития семьи.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Понятие и типы социального института. Сущность и структура семьи, ее функции и роль в процессе социализации личности. Формы и исторические типы семьи. Основные тенденции и природа семейного конфликта. Тенденции развития современной семьи и ее кризис.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Проблема определения понятия "семья" в социологии семьи и демографии. Семья как социальный институт и малая группа: субъект физического и социального воспроизводства поколений. Специфические и неспецифические, индивидуальные и социальные функции семьи.

Слайд 2

План урока.

Особенность семьи как малой группы.

Функция семьи.

Гендерное поведение.

Воспитание в семье.

Слайд 3

Особенности семьи как малой группы.

Вопрос классу:

1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?

2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

Слайд 4

1. Особенности семьи как малой группы.

Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Слайд 5

Особенности семьи как малой группы

  • Слайд 6

    Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

    первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)

    парная демократическая \ патриархальная традиционная

    Слайд 7

    Типы семейных структур:а) моногамная и полигамная

    Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

    Слайд 8

    Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

    Слайд 9

    Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи

    В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,

    в матрилинеальных - по матери;

    Слайд 10

    В) Патриархальные и матриархальные семьи

    В патриархальных семьях главой является отец,

    Слайд 11

    Г) Гомогенные и гетерогенные семьи

    В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты,

    в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

    Слайд 12

    Д) По количеству детей:

    малодетные (1-2 ребенка),

    среднедетные (3-4 ребенка)

    многодетные семьи (5 и более детей).

    Слайд 13

    Е) Полные и неполные семьи

    Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

    Слайд 14

    Традиционная или патриархальная семья

    предполагает главенство мужчины.

    Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.

    Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

    Слайд 15

    Современные семьи: нуклеарные и расширенные

    нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.

    Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).

    Слайд 16

    Партнерская или эгалитарная семья

    (Семьи равных) можно отнести:

    справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,

    взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

    Слайд 17

    Задания для закрепления:

    Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.

    К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.

    Слайд 18

    2. Функции семьи

    Вопрос классу:

    Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

    Слайд 19

    Функции семьи

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

    Слайд 20

    Репродуктивная

    функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

    Слайд 21

    воспитательная функция

    новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

    Слайд 22

    Хозяйственно-экономическая функция

    охватывает различные аспекты семейных отношений:

    ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;

    организацию семейного потребления

    проблему распределения домашнего труда;

    поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

    Слайд 23

    Эмоционально-психологическая функция -

    семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,

    создает чувство безопасности и психологического комфорта,

    обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

    Слайд 24

    Рекреационная функция

    включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

    Слайд 25

    Социально-статусная функция

    семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

    Слайд 26

    Проблемы современной семьи

    Задание классу:

    Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.

    Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

    Слайд 27

    Кризис семьи проявляется:

    в росте числа разводов;

    в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

    во взаимном отчуждении членов семьи;

    в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

    в увеличении числа неполных семей.

    Слайд 28

    Гражданский брак:

    Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

    Обсуждение проблемы по вопросам:

    Кто и почему вступает в гражданский брак?

    Когда такой брак уместен?

    Каковы издержки такой формы брачного союза?

    Слайд 29

    Гражданский брак: за или против?

    Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

    Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

    Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

    Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

    Отрицательные стороны гражданского брака

    Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

    Они лишены определенного социального статуса.

    Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

    Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

    В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

    Слайд 30

    3. Гендерное поведение

    Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род):

    во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),

    во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

    Слайд 31

    Гендерное поведение

    Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли,

    т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.

    Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

    Слайд 32

    Вопросы классу:

    Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).

    Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

    Слайд 33

    4. Стили воспитания

  • Слайд 34

    Стили воспитания

    Диктат в семье характеризуется:

    стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.

    Инициатива детей всячески пресекается.

    Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.

    Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

    Слайд 35

    Опека в семье - это система отношений, при которых:

    родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,

    ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

    родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.

    Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

    Слайд 36

    Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

    признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

    Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

    Слайд 37

    Сотрудничество характеризуется:

    стремлением старших установить теплые отношения с младшими,

    привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ятельность.

    Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;

    в младших ценится как послушание, так и независимость.

    Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

    Слайд 38

    Вопросы для закрепления:

    Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?

    Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

    Слайд 39

    Домашнее задание: §37

  • Слайд 40

    Литература:

    Боголюбов Л.Н.

    Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.

    Сорокина Е.Н.

    Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

    Посмотреть все слайды



     

    Возможно, будет полезно почитать: