30 х годах прошлого столетия. Заметнее и загадочнее

Эти старые черно-белые снимки немного расскажут о том, как жили граждане молодого Советского государства в 20 - 30-е годы.

Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели "Ясная поляна", Киевская область. 1935 г.



Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М.Альперт. 1939 г.

Передвижная редакция и типография газеты "Колхозник". 1930 г.

Колхозное собрание в поле. 1929 г.

Сбор мерзлой картошки, Донецкая область. 1930 г.

Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография - "Работа с оркестром", Александр Родченко. 1933 г.

Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

ГТО - Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

Фото И. Шагина. 1936 г.

Медкомиссия. 1935 г.

Первые ясли в деревне. "Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку". Фотография - Arkadii Shaikhet, "The First Village Creche". 1928 г.

Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

Торговая палатка "Махорка". Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б.Игнатовича.. 1939 г.

Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 - это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

Москва, Зубовский бульвар, 1930-1935 гг.
ОРУД - структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1961 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

Очередь в Мавзолей. Около 1935 г.

Снятую с той же крыши Нирензее, но спустя какой-то срок ("Известия" уже выросли), на которой и знаменитая "Аптека", и "Дом Фамусова" видны почетче. Но добавил ради хорошо здесь прорисованного здесь строения с надписью "Госиздат". Вот что про него имею:
Для мытья стаканов "приходилось ходить за водой в уборную, помещавшуюся в подвале трамвайной станции.
Это была тоже в своем роде достопримечательность Страстной площади.
Если смотреть от монастыря, станция находилась как раз напротив старинного дома с аптекой. В уборной меня сразу же удивило обилие толпившихся там девиц. Кто пудрился, кто красился, кто просто сидел в проходе на ступеньках лестницы. Во второй мой заход в туалет - та же самая картина. И вдруг меня осенило! Да это же персонажи из купринской "Ямы", именно - это они! При всей своей наивности, я твердо поняла, чем именно занимаются все эти "девушки". И даже стала "гадать", в каком доме они проживают и кто их хозяйка.
Позже я пригляделась к этим "падшим созданьям", или "шарадам", как мы их называли. С некоторыми даже познакомилась. У меня иногда пила нарзан девушка примерно моих лет, с приятной внешностью, скромно одетая. Ничто не подчеркивало ее профессии. Мы с ней здоровались и дружелюбно разговаривали. Однажды она принесла бутылку красного вина и попросила дать два пустых стакана. Я протянула ей один стакан, сама разделить с ней компанию отказалась. Девушка выпила всю бутылку одна и при этом все расхваливала преимущества своей "работы". И с полной убежденностью уговаривала меня бросить киоск и заняться более "выгодным" делом. Но я с трудом поддаюсь на любую агитацию, своей работы не поменяла и на целых семь лет застряла в киоске. Кроме "шарад", на Страстной площади околачивалось еше много разного нетрудового элемента - жуликов, бандитов, беспризорников. Со многими из них я также была знакома, некоторых даже пыталась "просвещать", мелюзгу старалась "воспитывать" и "направлять", но все педагогические пробы кончались полным крахом. Мы часто подолгу беседовали с одним совсем большим парнем лет 15-16, с умными глазами. Он был довольно начитан, я его снабжала книгами, а потом мы обменивались мнениями, причем у него был хороший литературный вкус. Он не скрывал своего "темного прошлого", но обещал начать работать. И вдруг он исчез. Оказалось, что он был замешан в крупном бандитском налете с убийством и его посадили. Еще помню хорошо одного мальчугана лет восьми по прозвищу "Колька занюханный". Этот Колька был очень худой, с совершенно белым личиком. Днем он сидел на приступочке киоска, сжавшись в комочек, и просил милостыню. А вечером ходил по притонам и нюхал кокаин. Еще один мальчишечка лет девяти хвастался мне своей изобретательностью. Он ходил в совершенно немыслимых отрепьях - рваное, грязное, заплатанное одеяние. Но это было оригинальное, выворотное пальто. Вечером он выворачивал его на другую сторону и становился вполне приличным, чистеньким мальчиком и отправлялся проматывать собранную днем милостыню.
Но, пожалуйста, не думайте, что Тверской бульвар являлся лишь очагом разврата, беспризорничества и прочей гадости. Нет! Страстная площадь и Тверской бульвар были, в основном, центром культурной жизни Москвы. Здесь помещались редакции многих газет и журналов. На Тверском бульваре устраивались книжные базары. Кругом жили многие выдающиеся люди того времени. Так, например, в те годы, что мы здесь работали, совсем рядышком, на Тверском бульваре жила первая народная артистка Мария Николаевна Ермолова (тогда мы об этом не знали). В живых я ее не видела, ни на сцене, нигде. Только когда хоронили Ермолову (это было в 1928 году), я встретила похоронную процессию. Масса людей шла за гробом великой артистки. Среди наших покупателей мы узнавали многих знаменитых поэтов, писателей. Так, например, у нас пили нарзан Сергей Есенин, Пантелеймон Романов и многие другие.
Киоск поставили на очень удачном месте, на очень людном месте. Про него можно бы сказать: все дороги ведут к киоску. В те годы единственным видом транспорта в Москве был трамвай. Около самого киоска с трех сторон Тверского бульвара находились три многолюдных трамвайных остановки. Возвращаясь с работы или приезжая на Страстную площадь вечером развлечься, все обязательно подходили к киоску выпить целебной воды. Недалеко от киоска был знаменитый ресторан "Крыша", а в переулочке, в том самом здании, где сейчас помещается театральная студия имени Луначарского, тогда находился очень модный кабачок "Летучая мышь". Наши покупатели были и артисты, и музыканты, и писатели, но, конечно, мы не узнавали почти никого, так как нам некогда было приглядываться к клиентуре при нашей бешеной работе.
Впрочем, нет. Некоторые исключения допускали и мы. Кое-кому мы мыли стаканы добросовестно, не жалея воды. В число таких, "избранных", входили Борис Ефимов и Михаил Кольцов. Они были нашими постоянными покупателями с первых дней существования киоска. Подходили они всегда втроем, их спутницей была молоденькая Зиночка. Кольцов симпатизировал нашей Зое (примечание: одна из трех сестер рассказчицы), а мы все четверо симпатизировали неразлучной тройке и всегда давали безупречной чистоты стаканы.
Зато "рядовые" клиенты нашего киоска - бедные, бедные! Из каких недомытых стаканов они пили лечебные воды! Если и лежит на моей совести темное пятно, так это экономия водопроводной воды. Правда, при темпах нашей работы некогда было лишний раз оторваться и сбегать в уборную за ведром воды, хотя каждый поход туда всегда сулил какое-нибудь интересное, "экзотическое" зрелище. То какая-нибудь молодая шарада ковыряет стену, за неимением пудры белит себе лицо известкой. То услышишь какую-нибудь пикантную историйку. Один раз я была свидетельницей следующей сценки. Вбегает в туалет совсем маленькая девчушка, лет девяти-десяти. Она показывает своим подружкам зажатые в кулачке деньги и, захлебываясь от восторга, рассказывает, как ей удалось заполучить эти деньги. Оказывается, она договорилась с каким-то взрослым мерзавцем доставить ему известную радость, только попросила отдать ей "заработок" заранее. "А то я маленькая, ты меня, дяденька, еще обманешь". Дяденька отдал деньги, а хитрая плутовка от него убежала, да еще оглянувшись крикнула: "Не догоняй, я сейчас на тебя пожалуюсь, что совращаешь малолетних!" Вот на какие хитрости пускались иногда юные прелестницы.
Время от времени в уборной устраивались облавы. Входили милиционеры, запирали входную дверь и забирали всех "шарад" в милицию. Я несколько раз попадала в такую облаву, но, к чести милиционеров, надо сказать, что меня никогда не задерживали, сразу вежливо выпускали, даже не проверяли, где я работаю. Остальных же всех посетительниц уборной после громких препирательств с их стороны выводили и под конвоем вели по Тверской...Облавы устраивались не только в уборной, но и непосредственно на "рабочих местах". Я очень много раз наблюдала из окна киоска, как их забирали. Подходили с двух сторон, хватали за руки и уводили. Некоторые "шарады" яростно сопротивлялись, плевались, ругались, вырывались. Но их все-таки изгнали. И нашу дружную "четверку Страстных барышень" тоже скоро перевели в более тихие киоски, на менее людные и более спокойные площади. Видимо, начальство наше, хоть и поздновато, но спохватилось, что не слишком-то пристали нам эти "злачные" места. Так что два последних сезона из семи нашей нарзанной деятельности мы работали уже в нормальной обстановке.
А Страстным "шарадам" через несколько лет воздвигли весьма выразительный памятник. В тридцатых годах на углу Тверского бульвара и Тверской улицы был построен большой дом с высокой башней на углу. На верхушке башни красовалась белая статуя девушки с поднятыми руками. Москвичи, естественно, острили по поводу этой статуи, несколько двусмысленной. Она как бы являлась символом Страстной площади. Очень скоро статую девушки сняли с пьедестала, и мало кто из москвичей даже
помнит о ней."

Вот и закончились съемки "Пуаро", но расставаться с ним ужасно не хочется, ведь это был не просто хороший криминальный сериал или талантливая экранизация, а редкое в кино явление - тщательное воссоздание эпохи: от интерьера до костюма и грима.

Я уже не раз вам рассказывала, что в Англии имеются прекрасные костюмерные базы с подлинной одеждой и аксессуарами, которыми пользуются художники кино. Поэтому не стоит удивляться, что шляпки, перчатки, сумочки в таких сериалах, как "Аббатство Даунтон", "Мисс Марпл" и "Пуаро" - настоящие, винтажные. Художником по костюмам сериала "Пуаро" с 2005 года была Шина Напье, она имеет номинацию на Оскар 1993 года за "Колдовской апрель", она же - художник по костюмам сериала "Марпл". И еще - Шина недавно выиграла премию БАФТА в номинации "Лучший дизайн костюмов" за сериал "Конец парада".

кадр из сериала "Конец парада" Стиль самого Пуаро мы с вами уже разобрали по косточкам, сегодня смотрим на милые детали из последнего сезона. 1. Клипсы для платья. Помните, я писала и о них ? И вот, пожалуйста - у Ариадны Оливер на платье клипсы из модного пластика.

клипсы для платья 30-х гг

2. Из этой же серии, брошки-дуэтки на пояске

легким движением руки клипсы для платья превращаются в элегантную брошь-"дуэтку"

3. Сумочка-пудренница "а-ля инро".

Сумочка из целлулоида 30-е гг. Такие сумочки в японском стиле были очень популярны в 20-х и 30-х годах ХХ века. Инро - коробочка для хранения мелких предметов. Так как в традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, личные вещи часто подвешивались на поясе.

An inlaid gold and lacquer three case inro with Daikoku, Kappa and Ebisu. Late 19th century. From a European private collection of inro. Dimensions (height): 8.3 cm, 3.3 in. Photo courtesy Malcolm Fairley Ltd В Европе в 20-е и 30-е гг такие сумочки делали как из драгоценных металлов, так и из целлулоида. Там мало, что умещалось: пудра, помада, пуховка, зеркальце, но с другой стороны, много ли надо было женщине тех лет?

Dragon vanity case, 1923. Yellow gold, platinum, enamels, jade, diamonds. Van Cleef & Arpels Collection. Photo courtesy of Van Cleef & Arpels/ Bowers Museum.

AN ART DECO GOLD, ENAMEL AND ONYX VANITY CASE, BY CARTIER

A FINE ART DECO JADE, ONYX AND DIAMOND VANITY CASE, BY CHAUMET

4. Браслет с чармами.

браслет 30-х гг Такие браслеты с амулетами были известны еще древним людям, египетским фараонам и средневековым рыцарям. В 19 веке их популяризировала королева Виктория, которая носила браслет с чармами-сердечками, внутри которых лежали локоны ее детей.

Madame Moitessier by Jean-Auguste Dominique Ingres (деталь)

В 30-е гг любовь к браслетам с чармами возобновилась благодаря звездам Голливуда.

Late Art Deco Sterling Silver Charm Bracelet

статуэтка Ар деко 6. Бусы из полудрагоценных камней. Я уже писала в посте про фильм "Чай с Муссолини" , что в 20-е годы было повальное увлечение египетскими раскопками, в связи с чем, стали популярны всевозможные бусы, амулеты из полудрагоценных камней. Древние египтяне ценили их больше, чем алмазы - сапфиры, и приписывали им магические свойства. Они идеально вписались в стиль подружки Пуаро писательницы Ариадны Оливер, в характере которой явно прослеживаются автобиографичные черты самой Агаты Кристи, большой поклонницы спиритизма.

Ожерелье 30-х гг из жадеита

jade, onyx & diamond bracelet "Я много работала с Шиной, художником по костюмам, над стилем Ариадны, и мы решили, что он должен быть забавным. Мы веселились, выбирая все эти правильные браслеты, ожерелья, серьги и ткани", - рассказывала в интервью исполнительница роли Ариадны Оливер актриса Зоэ Уонамейкер. 7. Нефрит и жадеит. Коль пошла речь о полудрагоценных камнях, то хочу обратить ваше внимание на украшения Ариадны из жадеита и нефрита - камней, очень популярных в то время.

серьги 30-х гг из жадеита

кулон 30-х гг 8. Круглые очки. Тоже - очень характерная деталь 30-х. Кстати, такие очки сегодня снова в моде.

подлинные очки 30-х гг

ретро

Изменения, происходившие в обществе всегда влияли на моду, а особенно, это касается тех периодов, которые были ознаменованы грандиозными трагедиями и мировым переустройством. Менялись потребности, предъявляемые к одежде, менялись фасоны и цвета, менялось само отношение к вещам. Мода 20х — 30х годов прошлого столетия , была заявлена новыми именами, которые предлагали новаторские подходы к внешнему образу женщины и свою философию. Период между двумя мировыми войнами считают «золотым веком французской моды «. Это время больших перемен, замены колясок на автомобили, принцы и принцессы потеряли свои венцы, а известные кутюрье нашли новых клиентов среди киноактрис, американских наследниц, жен и дочерей богатых промышленников.

Вскоре после Первой мировой войны в мире моды произошли радикальные изменения. На смену пышным прическам пришли короткие стрижки, платья со шлейфами заменили юбки по колено, были заброшены, а женщины все больше стали заимствовать . Многие кутюрье отрицательно относились к вновь появившемуся андрогинному стилю. Но, жизненный уклад диктовал свои условия, женщины занимали все более активную жизненную позицию и многие молодые дамы 20 — х годов предпочитали стиль «гарсон», отказавшись от рюшей, и драгоценных аксессуаров. В моду вошли женщины практически мальчиковой внешности и комплекции с маленькой, почти плоской грудью и худыми ногами. Некоторые дамы специально перетягивали грудь и активно занимались спортом. Известные женщины того времени с энтузиазмом подхватили новый стиль и стали его ярыми поклонницами. Например, киноактриса Марлен Дитрих практически полностью переоделась в мужской костюм, шляпы и пиджаки. Но, как ни странно это не убавило ей женственности и шарма. А широкие брюки до сих пор называют в честь этой знаменитой актрисы » а-ля Марлен Дитрих «.

Одной из ведущих и значимых фигур мира моды того времени была Коко Шанель. Она полностью поддерживала новый стиль и считала, что элементы, заимствованные из мужского гардероба придадут женщинам еще больше сексуальности. В молодости она не умея шить обратилась к мужскому мастеру, для того, чтобы он сшил ей брюки для верховой езды и практически стала законодательницей андрогинного направления в женской одежде. Для 20 — х годов ее прогрессивные конструкции выглядели практично, модно и одновременно шикарно. Шанель популяризировала прическу «боб «, придумала маленькое черное платье, ввела в моду одежду из джерси, и определенные аксессуары, отличавшие ее стиль от других: большое количество бижутерии и нитки жемчуга. дано стал классикой и остается на пике популярности многие десятилетия.

Силуэт 20- х годов похож в сущности на мешок. Это были модели прямого покроя, без акцента на талии и груди. В моду проникли силуэты с заниженной талией, которые нивелировали особенности фигуры. Длина юбки поднималась все выше и выше. В России в те годы, в связи в нехваткой тканей, выдающийся модельер Надежда Ламанова стала экспериментировать с холщовыми, домоткаными материалами, льняными полотенцами и даже с одеялами, украшая их народными . Она устроила модный пролетарский показ в ЦУМе, манекенщицами на котором были Эльза Триоле, Лиля Брик, Ольга Хохлова. Она делала одежду на основе народов севера, которую полностью закупили заграничные представители. Она шила коллекцию пролетарской одежды из полотенец для всемирной выставки в Париже в 1925 году и получила за нее гран — при. И никто не заметил, что бусы на моделях были из хлебного мякиша.

Не менее яркими представителями французской моды 20-х годов были Жанна Ланвин и Жан Пату. Жанна Ланвин начинала свою карьеру как модистка, училась шляпному мастерству и к 18 — ти годам уже продавала свои шляпы в розничных магазинах. Красивые наряды, которые она шила для своей дочери Маргариты, привлекли внимание других женщин и вскоре она уже принимала заказы от других дам. Ее имя становится известным приблизительно с 1901 года, а в 20-е годы она достигла пика своей популярности. При изготовлении шляпок использовались сложные отделки, ослепительные вышивки и . Поле деятельности Ланвин не ограничивалось одеждой. Были открыты магазины, посвященные домашнему декору, мехам, белью и мужской одежде. А также одним из направлений стали парфюмы.

Стиль Жана Пату был не менее оригинальным, но одежда его более походила на спортивную, была удобной и практичной. Направлена она была в основном на американских потребителей. Ровные линии, геометрические мотивы кубизма, смесь роскоши и практичности были разработаны для удовлетворения нового веяния моды жить на природе и стремлении к естественности и натурализму. Пату считают создателем теннисной юбки, а самой известной поклонницей его стиля была легендарная чемпионка по теннисуСюзан Ленглен.

В начале 30 — х годов стали ощущаться последствия мирового кризиса и время для экспериментов в моде было не самое лучшее. Мода стала более компрометирующей и пыталась сохранить завоевания феминизма, но, не смотря на это проглядывало стремление к элегантности и изысканности. В целом одежда была немного мрачная и скромная, отражающая социально — экономическую ситуацию десятилетия. Женская мода немного отошла от дерзкого стиля 20 — х годов и становилась более женственной и . Талия вернулась на прежнее место и вновь стали популярны платья с оголенной спиной из мягких, тонких тканей.

Два самых ярких и влиятельных модельера 30-х годов были Эльза Скиапарелли и Мадлен Вионне. Скиапарелли показала свою первую коллекцию в 1929 году и сразу была провозглашена «одной из редких новаторов». Благодаря её интересным и изобретательным проектам считали, что она не столько совершила революцию в моде, а и разрушила сами основы. Каждая её последующая коллекция становилась более заметной. Близкими друзьями Скиапарелли были Жан Кокто и Сальвадор Дали, который разработал мотивы для вышивания в виде большого омара или платья с мухами.

Эльза была очень неординарным человеком и фантазия ее не имела границ. Она не знала, что такое «невозможно», поэтому в ее голове рождались идеи, которые впоследствии воплощались в реальность и шокировали публику. Таблетка аспирина превращалась в шляпку, высушенные насекомые становились частью ожерелья, на перчатках вырастали ногти, на платье мог появиться скелет в виде выпуклых ребер и позвоночника… Со своими единомышленниками Дали и Кокто, Эльза создавала коллекции украшений из бумаги, ластика, остатков карандашей, леденцов, шляпки в виде перевернутой туфельки…

Шокирование и эпатаж были главными компонентами творчества Скиапарелли. Изначально она не была модельером, она была художником. Поэтому занявшись дизайном одежды она использовала этот талант в полной мере. Наряды были украшены всевозможными необычными рисунками, что делало её одежду абсолютно не похожей на все остальное. Все, вплоть до деталей было сделано в фантазией и озорством. — так называли стиль Эльзы Скиапарелли. В 1935 году она первая из всех парижских кутюрье использовала застежку- молнию для своих нарядов.

Мадлен Вионне находила вдохновение в древних статуях, создавая вечные и красивые платья. «Королева разреза смещения», она резала продольные нити по диагонали, создавая вечерние наряды, используя плавные и элегантные линии. Ее идеальные драпировки из шифона, марокканского крепа и шелка создавали сбалансированный и чувственный эффект. Успех сопутствовал ей вплоть до выхода на пенсию в 1939 году.

Mainbocher, первый американский дизайнер, который жил и работал в Париже. Он также оказал влияние на модные тенденции своим в высшей степени элегантным дизайном, в котором он часто использовал «разрез смещения», продолжая технику Мадлен Вионне. В начале 30 — х годов он популяризировал молнию, а к концу десятилетия внес в женскую моду широкоплечий и внушительный силуэт. Одним из известных нарядов Mainbocher стал свадебный костюм, сшитый для Уоллис Симпсон, когда она выходила замуж за герцога Виндзорского в 1937 году. Простой костюм с длинной юбкой, драпированным лифом и рядом пуговиц. Оттенок голубого полностью подходил к глазам Симпсон.

Мода 20х — 30х годов прошлого столетия была очень насыщенна и разнообразна. На модном небосклоне появились имена, которые остались в истории моды навсегда. И если стало периодом кардинальных перемен, то их продолжение было поиском тенденций, отвечающих запросам современных женщин. Начало Второй мировой войны изменило облик модной индустрии. для мира моды. Для Домов мод настали сложные времена и многие из них вынуждены были закрыться…



 

Возможно, будет полезно почитать: