Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия. Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования) Лучшая организация работы отделения профилактики семейного неблагополучия

Бюджетное учреждение Ханты – Мнсийского автономного круга – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна»

филиал в п.Мулымья

Отделение психолого – педагогической помощи семье и детям

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Экспертно-методический совет Директор БУ ХМАО-Югры

«__»_______________2016г. КЦСОН «Фортуна»

Н.В.Молокова

Программа

профилактики семейного неблагополучия на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям в п.Мулымья

«Семейная гавань»

Заместитель директора Зубцова Марина Сергеевна

«__»_________2016г.

п.Мулымья Кондинский район 2016г.

Информационная карта………………………………………………………….

пояснительная записка

1. Актуальность программы…………………………………………………….

2. ЦелЕВАЯ ГРУППА……………………………………………………..………..……

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………

4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ……………………………………

1.Этапы и сроки реализации программы………………………………….

3. Схема межведомственного взаимодействия………………………

4.РесурСЫ………………………………………………………………………………..

5.Контроль за реализацией программы…………………………………….

6. ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности…..

Список литературы …………………………………………………...……………

Информационная карта

Муниципальное образование

Кондинский район

Название программы

Программа профилактики семейного неблагополучия «Семейная гавань»

Составитель программы

Заведующий отделением психолого – педагогической помощи семье и детям Марина Сергеевна Зубцова

Улучшить и стабилизировать качество жизни неблагополучных семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании

1. Выявить основные причины, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми, с которыми семьи не могут справиться самостоятельно

2. Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг. Осуществить социально-правовое, психолого – педагогическое обслуживание семей в рамках индивидуального реабилитационного процесса

3. Осуществить мероприятия по социальному сопровождению семей на межведомственном уровне

4. Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития

5. Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско – родительские отношения; развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции

6. Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно – досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни

7. Провести профилактику обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность данной категории семей

8. Оценить эффективность мероприятий программы

Сроки реализации программы

2016 – 2018 г.г.

Ожидаемые результаты

1. Наличие информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий

8. Соответствие ожидаемых результатов полученным

Информационная карта

Пояснительная записка

1. Актуальность

2. Целевая группа

3. Цель программы

4. Задачи программы

1. Этапы и сроки реализации

2. Основное содержание программы

3. Схема межведомственного взаимодействия

4. Ресурсы

5. Контроль

4. Ожидаемые результаты, критерии эффективности

Приложение

Пояснительная записка

Актуальность программы

Настоящее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семей с детьми.

В рамках Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено признание семей с детьми, нуждающимися в социальном обслуживании по ряду причин: противоправное поведение родителей, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних, наличие внутрисемейных конфликтов, жестокое обращение с детьми, отсутствие у родителей средств к существованию, иные проблемы.

Актуальными остаются проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в силу неразвитой инфраструктуры сельской местности по организации досуга и занятости подрастающего поколения.

Проведенный специалистами отделения психолого – педагогической помощи семье и детям статистический анализ за период 2013 – 2015 годов показал, что этот период характеризуется ростом числа семей, в отношении которых вынесены Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав о проведении индивидуальной профилактической работы по причине ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, развитию детей (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Показатель

Состоят на учете КДН и ЗП семьи, осуществляющие ненадлежащее воспитание детей

Неблагополучие семей неразрывно связано с ростом неполных семей, где отсутствуют совместно проживающие родственники (чаще отец), обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивать помощь и уход (см.Таблицу 2):

Таблица 2

Количество неполных семей

В силу нестабильной экономической ситуации в стране, в регионе, а также в силу дефицита рабочих мест в муниципальном образовании «Сельское поселение Мулымья», за последние три года увеличилось количество семей, в которых у родителей отсутствует постоянная работа, нет стабильного дохода, средств к существованию (см. Таблицу 3):

Таблица 3

Показатель

Количество семей, где родители не имеют постоянной работы

Представленные данные свидетельствуют о наличии в семьях, проживающих на территории сп.Мулымья, социальных проблем, обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, с которыми самостоятельно семьи справиться не в состоянии.

На основе вышесказанного возникла необходимость разработки программы профилактики семейного неблагополучия на базе отделения психолого – педагогической помощи семье и детям филиала КЦСОН «Фортуна» в п.Мулымья «Семейная гавань», срок реализации которой составит три года (период 2016 – 2018г.г.).

Программа направлена на определение приоритетных направлений по предотвращению перехода семей с детьми из категории нуждающихся в социальном обслуживании в категорию социально опасную.

Реализация программы позволит преодолеть существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Позволит содействовать активизации внутренних резервов семьи, направленных на ликвидацию кризисной ситуации; профилактику жестокого обращения с детьми; развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого члена семьи; а также поддержку благоприятного психологического климата в семье, формирование интереса к здоровому образу жизни и культурному общению.

Целевая группа: Неблагополучные семьи с детьми, нуждающиеся в социальном обслуживании, проживающие на территории сельского поселения Мулымья, п.Половинка

Цель: Улучшить и стабилизировать качество жизни неблагополучных семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании

Задачи:

    Выявить основные причины, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми, с которыми семьи не могут справиться самостоятельно

    Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг. Осуществить социально-правовое, психолого – педагогическое обслуживание семей в рамках индивидуального реабилитационного процесса

    Осуществить мероприятия по социальному сопровождению семей на межведомственном уровне

    Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития

    Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско – родительские отношения; развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции

    Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно – досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни

    Провести профилактику обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность данной категории семей

    Оценить эффективность мероприятий программы

Формы, методы, технологии работы

Формы работы:

Тренинг

Занятие

Собеседование

Практикум

Ролевая игра

Методы:

Индивидуальное и групповое консультирование

Дискуссия

Анкетирование

Тестирование

Объяснение

Технологии:

Игровая, творческая терапия

Технология социальной диагностики семьи

Технология социального патронажа

Технология социального консультирования

Технология социальной реабилитации

Социокультурная технология

Этапы и сроки реализации программы:

I этап. Подготовительный (январь 2016 года)

Обновление методической, нормативно – правовой базы по работе с семьями и детьми, обеспечение оснащения мероприятий программы

Корректировка банка данных неблагополучных семей

Организация взаимодействия участников реализации программы

II этап. Организационный этап (до зачисления семей в отделение)

- Выявление неблагополучных семей

Содействие членам семьи в оформлении документов на признание их нуждающимися в социальном обслуживании

Постановка членов семей на учет в отделение

III этап. Основной (февраль 2015 года – ноябрь 2018 года)

Реализация всей системы социально – профилактических и реабилитационных мероприятий по направлениям:

Социально – правовое обслуживание

Психолого – педагогическое обслуживание

(Предоставление родителям, несовершеннолетним социальных услуг, согласно индивидуальным программам; экстренная детская помощь; информирование родителей, детей по проблемам семейного воспитания, образования, здравоохранения, социальной помощи, защите прав детства)

IV этап. Аналитический (декабрь 2018 года)

Анализ реализации программы

Оценка эффективности

Выводы о результатах работы, прогнозирование, планирование дальнейшей работы

Направления деятельности и их содержание

Направление деятельности, мероприятия

Срок

проведения

Исполнители

Ожидаемы результаты

1. Подготовительный этап

Обновление нормативно-правовой базы по работе с семьями и детьми

Заведующий отделением

Наличие обновленной нормативно-правовой базы

Обновление и укрепление методического и материально – технического оснащения мероприятий программы

Январь 2016г.

Заведующий отделением

Наличие методической базы и соответствующего требованиям материально-технического оснащения

Информирование населения о функционировании отделения психолого – педагогической помощи семье и детям

Январь 2016г.

Специалисты отделения

Информированность населения о работе отделения

Корректировка банка данных неблагополучных семей с детьми сп.Мулымья, п.Половинка

Наличие обновленной информации о семьях с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании

2. Организационный этап

Содействие родителям в составлении заявлений об оказании социальных услуг в отделении

В течение периода

Специалист по социальной работе

Наличие информации о поступивших заявлениях об оказании социальных услуг

Обследование условий проживания семьи, нуждающейся в социальном обслуживании

До зачисления в отделение

Специалист по социальной работе

Наличие информации об условиях проживания семьи, несовершеннолетнего

Выявление индивидуальной потребности родителей, несовершеннолетних в предоставлении социальных услуг

До зачисления в отделение

Специалист по социальной работе

Определение объема, вида, периодичности предоставления социальных услуг

Оформление документов для зачисления родителей, несовершеннолетних в отделение (оформление приказа о зачислении, заключение договора о предоставлении социальных услуг)

В течение периода

Заведующий отделением,

специалист по социальной работе

Постановка семей, несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, на учет в отделение

3. Основной этап

Социально – правовое обслуживание:

Межведомственные рейды в семьи, осуществляющие ненадлежащее воспитание детей

В течение периода

Специалист по социальной работе

Проведение профилактических мероприятий с семьей и детьми на межведомственном уровне

Социальный патронаж семьей, находящихся в отделении на обслуживании

В течение периода, согласно графику

Специалисты отделения

Контроль за ситуацией в семьях, выявление возникающих проблем, оказание помощи в их разрешении, реабилитационная и профилактическая работа в привычной для них среде

Информирование родителей, граждан по социально – правовым вопросам:

Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка)

Исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних детей (Семейный Кодекс РФ)

Правовая ответственность родителей за неисполнение, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних (Семейный кодекс РФ)

Во время патронажа

Специалист по социальной работе

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних

Консультирование на дому родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг)

В течение периода

Специалист по социальной работе

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан на законодательном уровне

Лекции для родителей по социально-правовым вопросам из цикла:

- «Быть родителем»

- «Моя семья»

- «Ребенок и закон»

Ежемесячно, в течение года:

Специалист по социальной работе

Повышение социально-правовой компетенции родителей в вопросах ответственного родительства, защиты прав семьи, правовой ответственности несовершеннолетних

Тематические занятия для несовершеннолетних из цикла:

- «Детский адвокат»

- «Я и закон»

- «Быть правым»

Ежемесячно, в течение года:

Специалист по социальной работе

Формирование правовой грамотности несовершеннолетних, установки на законопослушное поведение

Содействие взрослым членам семьи в трудоустройстве, лечении от алкогольной зависимости, восстановлении в родительских правах

По мере необходимости

Специалист по социальной работе

Восстановление, повышение социального статуса семьи, тенденция к уменьшению числа асоциальных семей

Работа службы «Экстренная детская помощь»

Еженедельно, согласно графику

Специалист по социальной работе, психолог

Экстренное оказание необходимой помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении, права и законные интересы которых нарушены

Организация мероприятий по социальному сопровождению семей

По мере необходимости

Специалист по социальной работе, специалисты иных учреждений

Комплексное решение проблем семьи на межведомственном уровне

Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от содержания, воспитания несовершеннолетних детей

По мере необходимости

Специалист по социальной работе

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Содействие в помещение детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в Дом ребенка, иные учреждения социального обслуживания г.Урай

По мере необходимости

Специалист по социальной работе

Социальная реабилитация детей, социально опасном положении

Содействие в получении членами семей мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ, ХМАО – Югры

По мере необходимости

Специалист по социальной работе

Улучшение материального положения семей с детьми

Оформление и обновление информационного стенда «Социально-правовая страничка»

В течение периода

Специалист по социальной работе

Информирование детей и родителей о действующем законодательстве РФ, ХМАО в сфере защиты прав семьи и детей

Психолого – педагогическое сопровождение:

Социально – психологический патронаж семей, состоящих на учете в отделении

В течение периода

Психолог

Проведение социально – психологических профилактических мероприятий с семьей и детьми на дому

Психологическая диагностика личности несовершеннолетних, родителей; внутрисемейных отношений

В течение периода

Психолог

Определение социально – психологических проблем внутрисемейных отношений, отдельных членов семьи

Индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних, родителей, семьи в целом по проблемам психологического характера

В течение периода

Психолог

Повышение социально – психологической компетенции родителей и детей. Расширение возможностей родителей понимания своего ребенка,

выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

В течение периода

Психолог

Стабилизация эмоционального состояния семьи, ее отдельных членов

Цикл бесед с детьми и родителями по профилактике суицидов среди детей и подростков

В течение периода

Психолог

Стабильное, уравновешенное состояние детей и взрослых, отсутствие случаев проявления суицидальных намерений среди несовершеннолетних

Цикл бесед с детьми и родителями по профилактике бродяжничества несовершеннолетних

В течение периода

Психолог

Уменьшение количества случаев уходов несовершеннолетних из семей, укрепление внутрисемейных отношений

Цикл бесед с подростками и родителями по профилактике алкоголизма и наркомании

В течение периода

Психолог

Уменьшение количества семей, ее отдельных членов, склонных к злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Увеличение числа пролечившихся от зависимостей

Цикл занятий с детьми «группы риска»:

- «Альтернатива»

- «Шаг на встречу»

Ежемесячно, в течение года:

Психолог

Психологическая поддержка детей «группы риска», уменьшения количества детей «группы риска»

Цикл игровых упражнений для несовершеннолетних:

- «Я живу в мире людей»

- «Я и общество»

- «Какой я есть»

Ежемесячно, в течение года:

Психолог

Формирование представления о нормах социального поведения

Практикум для родителей, имеющих проблемы в воспитании детей:

- «Диалог вдвоем»

- «Семейный очаг»

- «Моя семья»

Ежемесячно, в течение года:

Психолог

Гармонизация детско – родительских отношений

Цикл бесед с родителями, имеющими детей первого года жизни по профилактике младенческой смертности

В течение периода

Психолог

Сформированность установок ответственного родительства, надлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении малолетних детей

Психологическое просвещение родителей. Выступления на родительских собраниях в СОШ сельского поселения Мулымья

Ежеквартальнов течение

Психолог

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком. Решение проблем психологического характера

Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с детьми

В течение периода

Психолог

Коррекция психоэмоциональной сферы несовершеннолетних, коррекция поведения

Индивидуальная и групповая релаксация родителей, детей

В течение периода

Психолог

Укрепление психоэмоционального здоровья отдельных членов семьи, стабилизация эмоционального состояния, мобилизация внутренних сил на активную жизненную позицию

Выездной психолог. Проведение индивидуальной профилактической, психокоррекционной работы с несовершеннолетними «группы риска» в п.Ушья, п.Назарово, п.Чантырья, п.Шаим, п.Половинка

В течение периода

Психолог

Оказание экстренной психологической помощи несовершеннолетним, склонных к проявлениям девиантного поведения. Уменьшения количества таких несовершеннолетних

Культурно – развлекательные мероприятия для семей и детей, посвященные памятным и праздничным датам:

Праздничные мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества

Праздничные мероприятия, посвященные Дню семьи

Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей

Праздничное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности»

Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери

Праздничные мероприятия, посвященные Новому году

Ежегодно:

2016 – 2018 г.г.

Специалисты отделения

Укрепление детско – родительских, брачно – семейных отношений, пропаганда организованного семейного отдыха, восстановление воспитательного потенциала семьи, как важнейшего условия гармоничного развития семейных отношений

Семейные конкурсы:

Конкурс семейного мастерства «Золотые руки»

Конкурс семейного мастерства «Осенние фантазии»

Конкурс семейного мастерства «Снежные чудеса»

Ежегодно:

сентябрь

Специалисты отделения

Пропаганда лучших семейных традиций, выявление и поощрение семейных талантов

Организации занятости несовершеннолетних в каникулярное время

Ежегодно:

2016-2018 г.г.

Специалисты отделения

Приобщение несовершеннолетних к культурному отдыху,

профилактика правонарушений, бродяжничества

Организация летнего отдыха и оздоровления детей

Ежегодно:

июнь-август

2016-2018 г.г.

Специалисты отделения

Развитие творческих способностей детей, вовлечение их в активные формы отдыха, оздоровления, занятости

Мероприятия в рамках сотрудничества с Приходом храма Рождества Пресвятой Богородицы г.Урая

В течение периода

Специалисты отделения

Духовное просвещение родителей и детей, формирование основ духовно – нравственной культуры современной семьи

Оформление и обновление информационного стенда «Психолого – педагогическая страничка» для родителей и детей

В течение периода

Психолог

Информирование населения по психолого-педагогическим вопросам

4. Аналитический этап

Анализ реализации мероприятий программы, оценка эффективности

Ежегодно

Специалисты отделения

Обобщение всего материала, подведение итогов и результатов, оценка эффективности мероприятий программы, планирование дальнейшей работы с семьей и детьми

Оценка результатов воздействия программы на семью

Ежегодно

Заведующий отделением

Оформление отчетов

Ежегодно

Заведующий отделением

В течение периода

Специалисты отделения

Освещение результатов реализации программы через средства массовой информации

Ежегодно

Специалисты отделения

Схема межведомственного взаимодействия

«КЦСОН «Фортуна»

пгт. Междуреченский

Заведующий филиалом

«КЦСОН «Фортуна»

п. Мулымья

Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям


Управление социальной защиты населения Кондинского района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав, Подразделение по делам несовершеннолетних, Отдел Министерства внутренних дел России по Кондинскому району, Управление опеки и попечительства, Администрация с/п. Мулымья, п.Половинка, Окружной Дом ребенка г.Урая, КУ БУ ХМАО-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина» г.Урая, Учреждения образования (средние общеобразовательные школы п.Мулымья, д.Ушья, п.Чантырья, п.Половинка), Учреждения здравоохранения («Центр общей врачебной практики» п. Мулымья, фельдшерско-акушерские пункты д.Ушья, п.Назарово, п.Чантырья, Амбулатория п.Половинка), иные ведомства

Специалист по социальной работе

Семьи, дети, находящиеся на обслуживании в отделении в службе профилактики семейного неблагополучия

Психолог


Ресурсы

Кадровое обеспечение программы

Лектории для родителей и подростков по социально-правовым вопросам

Должность

Количество штатных единиц

Основные функции

Специалист по социальной работе

Пропагандирует лучшие семейные традиции, способствует укреплению института семьи;

Осуществляет правовую информированность родителей и детей; защищает права и законные интересы несовершеннолетних;

Проводит обследование условий жизни семьи, оформляет акт обследования по установленной форме;

Проводит оценку потребностей членов семьи в предоставлении социальных услуг, оформляет акт по установленной форме;

Участвует в патронаже семей, оформляет акт патронажа;

Проводит беседы, консультации, лектории с родителями и детьми по социально – правовым вопросам;

Осуществляет взаимодействие со специалистами отделения, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, администрациями сельских поселений, иными ведомствами;

Определяет характер и объем необходимых социальных услуг семье, содействует активизации потенциала собственных возможностей семьи;

Организует мероприятия по социальному сопровождению семей на межведомственном уровне;

Формирует личное дело семьи, иную документацию

Психолог

Проводит психодиагностику родителей, детей; взаимоотношений в семье;

Оказывает психологическую помощь детям и родителям;

Консультирует детей и родителей по вопросам психологического характера;

Проводит коррекционно-развивающие мероприятия, тренинги;

Проводит профилактику отклоняющегося и асоциального поведения;

Участвует в социально – психологическом патронаже семей;

Проводит психологический мониторинг;

Проводит работу по повышению психологической культуры детей и родителей

Выступает посредником между родителем, ребенком и образовательным учреждением;

Консультирует родителей по вопросам воспитания, обучения, организации досуга, учебной деятельности ребенка;

Консультирует детей и родителей по вопросам формирования навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;

Организует тематические, досуговые занятия с детьми и родителями;

Участвует в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков

Заведующий отделением

Координирует работу специалистов;

Осуществляет контроль за реализацией мероприятий программы

Взаимодействие с учреждениями образования по обучению детей

Диагностика

Коррекционно – развивающая работа


М

Социальный

педагог

атериально – технические ресурсы

Кабинеты

Оборудование, материалы имеющиеся в наличии

Требуется

Предполагаемое финансирование

Комната для развивающих занятий

Шкаф для принадлежностей, магнитная доска, графическая доска, полочки для игрушек, 4 журнальных стола, 10 стульчиков;

детские художественные книги, канцелярские принадлежности (краски, карандаши, альбомы, пластилин и т.д.), счетный материал, геометрические фигуры, раздаточный материал, природный материал для ручного труда

Детские столы для занятий-8 шт., стулья-8 шт.

1

Социально – педагогическое просвещение детей и замещающих родителей

Педагогическое консультирование родителей

5.000 руб.

Комната для двигательной активности

Малый сухой бассейн, мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические палки, конструктор, кубы, кубики

Сенсорная комната

Большой сухой бассейн

Оборудование

для сенсорной комнаты

Игровая комната

Детская мебель – «Гостиная», «Парикмахерская», «Столовая», шкафы для игрушек, игрушки, дидактические, настольные игры, коляски для кукол, другое.

2 большие куклы
2 большие машинки

Комната для психологической разгрузки

Мягкий уголок, цветы, панно «Водопад», релаксационное кресло, арома-лампа, арома-масла, музыкальный центр, компакт-диски

Релаксационные кресла

Музыкальный зал

Стулья, музыкальный центр, караоке

Спортивный зал

Скамейки

Информационные ресурсы

Изготовление информационных буклетов, листовок, брошюр, фотостенда о социальном обслуживании семей службы профилактики семейного неблагополучия, оформление информационного стенда для родителей и детей «Моя семья».

Методическое оснащение – нормативно – правовые документы по организации работы с семьями; методические разработки, материалы диагностик, тренингов, коррекционных, развивающих, досуговых, тематических занятий с детьми и родителями.

Контроль за реализацией программы

Контроль осуществляет заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям филиала БУ ХМАО – Югры «КЦСОН «Фортуна». Виды контроля:

1. Предварительный : обеспечение материально – техническими и методическими ресурсами

2. Текущий: контроль за своевременностью оказания необходимой социально – психолого – педагогической помощи семье и детям; контроль за качеством ведением личного дела семьи, текущей документации; контроль за качеством оказания социальных услуг семье и детям; контроль за выполнением индивидуальных программ предоставления социальных услуг; проверка подготовки специалистов к занятиям с родителями, детьми; проведением занятий по срокам, использование разнообразных форм и методов работы с детьми и родителями; создание психологического комфорта для членов семьи; соблюдение и выполнение правил техники безопасности, правил пожарной безопасности при организации реабилитационных мероприятий в учреждении

3.Заключительный: анализ эффективности данной программы

Ожидаемые результаты

и критерии оценки эффективности

Ожидаемый результат

Критерии оценки

качественные

количественные

1. Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий

Объективное видение сущности проблем, готовность членов семьи к мобилизации собственного потенциала для разрешения возникших трудностей

Данные проведенного обследования, диагностик семьи, детей

2. Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством обслуживания и доступностью предоставляемых социальных услуг

Необходимая помощь оказана своевременно, в полном объеме, что повлияло на улучшение ситуации в семье

Количество обслуженных граждан, количество оказанных услуг

3. Оказание помощи семье, несовершеннолетним на межведомственном уровне

Своевременное и качественное взаимодействие субъектов профилактики в комплексном решении проблем семьи

Количество задействованных специалистов: органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений

4. Повышение уровня социального статуса семьи

Положительная динамика в работе с семьей и детьми

Количество семей, справившихся с трудной жизненной ситуацией

5. Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, соматического и психического здоровья детей и взрослых

Положительные поведенческие стереотипы семьи, особенности восприятия родителями характера, личности и поступков ребенка;

преобладающий стиль общения – доброжелательный, стиль отношений – забота друг о друге

Данные теста детско – родительских отношений

6. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни

Активная жизненная позиция членов семьи

Количество семей, детей, количество проведенных мероприятий

7. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей

Улучшение и стабилизация ситуации в семьях; трудоустройство родителей, лечение от алкогольной зависимости, выполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей надлежащим образом

Количество семей, родителей, детей

8. Соответствие полученных результатов ожидаемым

Соответствие запланированных мероприятий полученным результатам

Мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий с семьей и детьми

Список литературы

    Бычков Д. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2009. – 50 с.

    Горина В.А. Алгоритм работы с семьями в преодолении трудных жизненных ситуаций.//Работник социальной службы.- М., 2010. - №8. – С. 61-71.

    Дерягина Ю.Ю. Психология неблагополучной семьи. – Екатеринбург, 2009.- 60с.

    Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями. – Ростов-н/Д, 2005. – 129с.

    Дорно И.В. Современный брак: Проблемы и гармония. – М., 1990.- 321с.

    Олифиренко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 207с.

    Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. / Под. ред. Е.А.Вороновой – С-Петербург, 2004. – 519с.

    Профилактика семейного неблагополучия. / Под ред. С-Петербургского центра научно – технической информации «Прогресс», С-Петербург, 2008.- 122с.

    Тараканова Т.А. Планирование деятельности центра социальной помощи семье и детям.// Работник социальной службы.- М., 2010. - №10.- С.32-37.

    Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов – н/Д, 2004, - 127с.

    Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005. – 63с.

Ирина Репенкова
Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов)

В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни , семейной политике . Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции : значительный рост семейного насилия , социального сиротства , одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей .

Исследователи приходят к выводу, что этому способствуют причины неумения родителей воспитывать собственных детей и у каждого они свои и разные. Более типичные случаи выделяет И. В. Крупина :

Однодетность семьи приводит к тому, что дети не вырабатывают навыков общения.

Не передаётся из поколения в поколение опыт по обучению и воспитанию детей.

Утрачиваются традиции народной педагогики , которые воспитывали бы здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.

Социальные и экономические трудности снижают уровень положительного внутрисемейного настроя и не способствуют созданию благоприятных условий для полноценного семейного воспитания и обучения детей.

Низкий уровень интереса родителей к психолого-педагогической литературе , их недостаточная информированность и педагогическая неподготовленность .

Этих и ряда других причин достаточно чтобы понять, что необходимы семейная политика , которая укрепляла бы положение семьи в обществе, обеспечивала социально -правовую защиту проблемных семей , помогала бы осознать ответственность родительства в воспитании детей, изменить отношение к собственному образу жизни, своему здоровью, и подготовленные кадры, способные квалифицированно и профессионально взаимодействовать с семьёй.

Успех в профилактике социального благополучия зависит от партнёрского взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.

Семья считается неблагополучной , если родители :

Не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

Не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей) ;

Отрицательно влияют на их поведение;

Жестоко обращаются со своими детьми;

Страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

Создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей) .

Неблагополучные семьи . К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения , что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации .

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений .

Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т . д.

Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает :

жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;

невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;

торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры ; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм , социальной морали , нравственности;

асоциальная семья , где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т. д.

Известный американский социолог У . Дж, Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства , нарушение структуры социальных ролей , когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У . Дж. Гуду :

неполная семейная группа , незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов : аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

семья как «пустая оболочка» , когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

семейный кризис , когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);

внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью :

эмоциональная близость;

физическая близость;

совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;

юридическая фиксация брака;

духовная близость и освещение брака церковью.

Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка» . Она отмечается у 60% всех семей , когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.

Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально- педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности , способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи :

Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

Выявление причин возникновения у учащихся

o проблем в обучении,

o проблем в поведении,

o правонарушений, и принятия мер по их устранению;

o оказание помощи и поддержки воспитанников и их семей , относящимся к различным категориям социальной незащищённости (из неблагополучных семей , воспитанник, находящиеся под опекой, воспитанник-инвалиды, малообеспеченных семей ).

Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям , которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса : учащимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами города .

Внутри ДОУ необходимо организовать совместную работу с администрацией, психологом. При необходимости с вопросами по социально- педагогической деятельности можно организовать выступления на педсовете. Одна из функций – быть посредником во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения с вкючением специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям :

Совместные рейды в неблагополучные семьи , при посещении которых проводятся профилактические беседы , разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально- педагогические меры не имеют положительного результата.

Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком :

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, тел. 5-32-91; ММО ПДН тел. 2-47-00, 02; МОУО тел. 2-42-93 (Торгашева Светлана Викторовна) ;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

Характеристика проблемы

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы : формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Задачи программы:

  • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
  • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
  • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
  • создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.

Целевые группы:

  • семьи с детьми;
  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
  • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
  • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Ожидаемые результаты:

  • Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
  • снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
  • увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
  • внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

№ п/п

Направления и формы работы

Дата проведения

Ответственные

Диагностика семейного неблагополучия.

Составление социально-психологических паспортов семей

Сентябрь

Соцпедагог

Анализ состояния здоровья детей

Сентябрь

Медработник

Анкетирование детей и родителей

Октябрь

Соцпедагог

Психологическое тестирование детей и родителей

Ноябрь

Педагог-психолог

Наблюдение специалистов лицея

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

Консультации и беседы специалистов

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Рейды в семью

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее)

Июнь-август

Соцпедагог

Кл. руководители

Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей

Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие»

По мере формирования группы

Педагог-психолог

Родительский лекторий:

  • Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка;
  • Безопасность ребенка;
  • Что значит любить своего ребенка;
  • Почему ребенок становиться «трудным»

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Проведение семейных праздников:

  • Наша дружная семья;
  • День матери;
  • Новый год;
  • День защитников Отечества;
  • День семьи.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Проведение спортивных мероприятий:

  • Мама, папа, я - спортивная семья;
  • Веселые старты;
  • Эстафета к 23 февраля «Мы сильные, смелые, ловкие»;
  • Туристический поход в лес.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Профилактика семейного неблагополучия.

Родительский всеобуч:

  • О поощрении и наказании;
  • Типы семей и стили семейного
    воспитания;
  • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка;
  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

В рамках родительских собраний

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. руководители

Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Просвещение педагогов (Приложения 1-5)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Семинары для педагогов:

  • Почему учиться трудно или причины школьной дезадаптации;
  • Причины детского и подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

Ноябрь

Март

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)

  • Я и мои друзья;
  • Я и моя семья;
  • Что такое ответственность?
  • Как справиться с плохим настроением?
  • Способы решения конфликтов с родителями.

Весь период

Кл. руководители

Список литературы:

  1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
  4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Хабаровск, 2004.
  6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
  7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
  8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
  9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. - Мн.: АПО, 2010.
  10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
  11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
  12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
  13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
  14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

Приложение 1

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители города;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. Дополнительные источники информации:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.

4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.

4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.

4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.

5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:

  • Консультирование родителей и детей;
  • Просвещение родителей и детей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Создание клубов по интересам;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помощь общественных организаций;
  • Административные штрафы;
  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;

Приложение 2

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

  • злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
  • излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
  • физическое насилие над супругом и/или над детьми;
  • неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
  • игнорирование эмоционального состояния детей;
  • суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
  • явное предпочтение одного ребенка другому;
  • постоянные споры и напряженность;
  • длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
  • родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
  • родители соревнуются друг с другом или с детьми;
  • один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

  • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
  • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
  • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
  • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
  • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
  • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
  • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
  • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Приложение 3

При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  7. Устранение чувства вины родителей за свою несостоятельность.

Приложение 4

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
  3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
  4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
  5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Приложение 5

Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)

3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)


Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и.т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но так как многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит», в социальные службы не обращаются и даже агрессивно относятся к какому либо вмешательству со стороны социальных работников.

Актуальна проблема ещё и тем, что растет число различных негативных тенденций: за последнее время очень остро стоит проблема детоубийства, детского суицида, детской проституции, дети лишенные заботы родителей, оказываются на улице. Безнадзорные и беспризорные дети попадают под негативное влияние и вовлекаются в различные правонарушения. По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, за последнее десятилетие число детей, пострадавших от рук собственных родителей, возросло в 1,7 раза: с 2269 человек в 2002 году до 4091 человека в 2011-м. По официальным данным МВД РФ, в течение 2010 – 2011 гг. матери убили 268 новорожденных (еще примерно столько же собственных детей родители убивают не сразу после рождения, а спустя какое-то время). И статистика по убийствам детей, по словам Астахова, демонстрирует страшную тенденцию: более половины таких преступлений совершаются близкими ребенку людьми. Россия в пятерке стран-лидеров по этому показателю, - вместе с Колумбией, ЮАР, Ямайкой и Венесуэлой.

Раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время. Если 10 лет назад была актуальна проблема материальной поддержки малообеспеченных семей, то сейчас по мере улучшения социальной ситуации, проблема материального обеспечения отходят на второй план и более актуальной становиться проблема профилактики семейных дисфункций. На данный момент нет определенных технологий для работы с семьей, в России так и не заработал механизм выявления семейного неблагополучия. Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. Большинство детоубийств и случаев детского суицида, считают психологи, обусловлены кризисными явлениями в семье и различными психическими расстройствами

Социальная поддержка семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, заключается в реабилитационной помощи семьям и детям, но она ориентирована на оказание адресной помощи, только тех, кто за ней обратился в заявительной форме, либо по предписанию других объектов профилактики. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с социальным паспортом и программой социальной реабилитации. Детей определяют в социально-реабилитационные центры. Предполагается, что за это время родители должны решить проблемы семьи, но чаще всего это безработные, страдающие алкоголизмом родители и их практически невозможно реабилитировать. Поэтому, часто приходиться прибегать к карательным мерам и лишать их родительских прав. И чем глубже степень семейного неблагополучия, тем больше семьи закрываются от внешнего мира, теряют коммуникативные связи, нарушается и поведение детей, разрушаются детско-родительские отношения.

Таким образом, нужны превентивные меры, которые позволят выявить случаи социального неблагополучия семей на ранних стадиях, когда реабилитационные меры помогут сохранить семью.

Неблагополучные семьи – это болезнь нашего общества, и очень важно не запустить эту болезнь до оперативного вмешательства, а на ранних стадиях предоставить комплекс необходимых мер направленных на сохранение семьи и её жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

  1. «Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социальном положении, в управлениях социальной поддержки населения муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия» Министерство труда и социального развития Республики Хакасия 2007г.
  2. По материалам Международная научно-практическая конференция на тему “Убийство родителями новорожденных детей: причины и профилактика”.
  3. Работа специалистов с неблагополучной семьёй Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей “группы риска”. Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева М.:Издательский центр “Академия”, 2010.
  4. Сайт Совета Федерации
  5. ФЗ №120 от 24.06.1999г « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования)

Основными направлениями деятельности Центра является профилактика детской безнадзорности, социального сиротства и семейного неблагополучия, работа с несовершеннолетними и семьями по восстановлению и сохранению утраченных семейных связей, оказание комплексной (социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской) помощи несовершеннолетним, членам их семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Важным отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия.

Для ранней профилактики семейного неблагополучия основными направлениями деятельности специалистов Центра является восстановление функций семьи, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, что обеспечивает нормальное воспитание и образование ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции.

Особую роль в этой системе целенаправленной профилактической деятельности специалистов Центра отводится следующим элементам:

Формирование у детей и подростков позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к обязанностям родителей;

Психолого-педагогическое сопровождение родительства на разных стадиях его становления;

Раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;

Пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

Специалисты Центра в работе с семьей руководствуются следующими принципами:

1. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры - лишения родительских прав.

2. Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь семье. Способствовать ее социальному благополучию, защищать права и интересы.

3. Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

4. Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи - настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми. Принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

5. Принцип интеграции усилий, комплексный подход - объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Специалистами Центра уделяется большое внимание раннему выявлению неблагополучных семей с целью изучения их условий жизни, оздоровления их морально - психологического климата, оказания реальной помощи и поддержки.

Эффективно работает “телефон доверия”. Кроме того, что оказывается консультативная и экстренная психологическая помощь, по сигналам, поступившим на его номер, специалисты часто выезжают на места для решения проблем, с которыми столкнулись ребенок и его семья.

В процессе исследования было проведено анкетирование 30-ти неблагополучных семей, которые дали количественные данные (неблагополучных семей, состоящих на учете в этом Центре).

В результате исследования было выявлено, что неблагополучные семьи, пользующиеся услугами Центра в основном - малообеспеченные (76%), и только 24% -с достатком. Из них только 30% это полные семьи, а остальные 70% неполные (рис.7)

Рис.7

Возраст матерей, чьи семьи пользуются услугами Центра в основном: 36-45 лет (62%),26-35 лет (20%),46-55 лет (12%) и 21-25 лет (6%). (рис.8)


Рис.8

В среднем в неблагополучных семьях по 2 ребенка (63%), 1 ребенок у 20% семей, реже встречаются многодетные семьи 17%. (рис.9)


Рис.9

Доброжелательность и уважение в атмосфере семьи присутствуют в 23% семей; бодрость, радостное настроение, юмор в 14% семей; спокойствие, уравновешенность в 10% семей; нервозность, отчужденность в 36% семей, в 17%семейпроявляетсяфизическая агрессия. (рис.10)


Рис.10

По мнению родителей, ребенок ждет от семьи, в которой живет, хорошей организации быта - 19%, радости и общения 44%, покоя и защищенности 37%. (рис.11)


Рис.11

Более всего заботит в семье родителей, здоровье детей- 49%, хорошая учеба детей - 13%, трудовое участие детей в жизни семьи - 13%, настроение детей и причины его изменения-25%. (рис.12)


Рис.12

Наиболее частые проблемы, с которыми обращаются в Центр семьи это:

Нетрудоспособность - 51%; зависимость(алкогольная)одного из супругов-35%; отсутствие пособий и выплат-4%; задолжность по ЖКХ-10%. (рис.13)


Рис.13

Из числа опрошенных семей только 5% знают, какие льготы им положены по закону, и пользуются ими, остальные не знают -53%, знают, но не пользуются -25%, и 17% затрудняются ответить. (рис.14)


Рис.14

Делая выводы, мы можем сказать, что в Центре уделяют внимание социальной профилактике с неблагополучными семьями, но их деятельность недостаточно направлена и эффективна. Из всего изложенного видно, что проблемы в социальной профилактике семейного неблагополучия есть и их нужно правильно решить. Для этого мы в результате исследования разработали практические рекомендации.

Вода в ванной начала потихоньку остывать, и я потянулся было отвернуть вентиль с горячей, но не получилось. Тело будто бы стало не моё. Лёжа на спине по горло в остывающей воде, я смотрел в потолок и видел твоё лицо вместо потолка. Ещё там были верхушки сосен, проносящийся над ними звёздный хоровод, месяц с острыми краями серпа, мигающий почти игрушечный самолёт, одинокий Меркурий, радостная Венера, Марс кирпичного цвета, твои слегка раскосые северные глаза, моя мечта о полярном круге, путешествие на оленях и бег по северному сиянию. На краю ванны стоит бутылка коньяка, и я стараюсь нашарить хотя бы её. Получается. Она покрылась потом. Нужно её подхватить и спрятаться от того, что тебя больше нет. Крепко ухватить бутылку у меня не получается, руки слушаются так себе. Коньяк закачался на краю ванны. Ну, не может же он ухнуть на пол - это будет несправедливо, лучше пусть ко мне в воду, тут я его быстренько выловлю. Но коньяк решение уже принял...

Ходить есть гамбургеры, мы с тобой не ходили. У тебя была к ним серьёзнейшая непереносимость. Теперь же я себе это позволяю. Беру сразу несколько, к ним кока-колы большой стакан и сажусь где-нибудь в центре зала. Вокруг все едят и не обращают на меня никакого внимания. Очень замечательно. А я слушаю их разговоры.

Короче, мы вчера до двух ночи болтали. Вот пристал ко мне сил нет. Всё чего-то предлагает, зовёт, цветы по одной штучке таскает.

А ты его чего?

Чего я его?! Я его контролирую. «Возбудим, но не дадим». Пусть мучается.

Переставляю стакан кока-колы с левой стороны стола на правую, перекладываю, обёртки от гамбургеров и сладкого пирожка туда же. Пристально изучаю края подноса, провожу по периметру пальцем, начинаю тыкать чего-то на мобильном.

А летом купаться мы на Карьеры песчаные ездим.

Ага, там лес такой замечательный. Сосновый. Обувь скидываешь и идёшь по песочку, иголки сосновые иногда легонько впиваются в ступни, но это ничего. Главное, до воды добраться, не наступив на мятые пивные банки, на упаковки от сухариков, кальмаров, на зубочистки, на шелуху от семечек, на колбасные ошмётки, на обёртки всяких сладостей и прочую муру.

Да мусор по всему берегу - это ерунда. Вот то, что через дорогу там большущее городское кладбище - это да. Трупный яд там всякий. Ты плаваешь, а он через кожу к тебе организм проникает.

Глупости. Полгорода на песчаных Карьерах купается и ничего, никаких эпидемий нет.

Тонут там люди часто. Есть даже легенда, что это особо шустрые покойники с кладбища до дна Карьеров дорываются и людей, купающихся за ноги хватают.

Ага, поэтому особо шустрых хоронят сразу с лопатой, чтоб дорываться им проще было. Сама видела. А тонут там, в основном, не самые трезвые. Заплывают, судорога и goodbye.

Почему ж, там и трезвые тонут на Карьерах на этих.



 

Возможно, будет полезно почитать: