Что делать при заикании ребенка. Ребенок заикается: в чём причина и что делать? Что делать, если у малыша появилось заикание

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки “А”, “О”, “И”;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический – возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный – развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Заикание считается одним из самых стойких . Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

Заикание представляет собой речевой дефект , обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом» .

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным . В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:


Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым .

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания :

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет .

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Диагностика

В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;

Основные методы лечения и коррекции

Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия

Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально . Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

  1. «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  2. «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  3. «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой . Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:


Точечный массаж

Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения .

Компьютерные программы

Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы . Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

  • Демосфен;
  • Speak gentle;
  • Dr. Fluence.

Медикаменты

Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания . Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов :

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.


Особый подход при воспитании

При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша , но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила :

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).

Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Однозначно заикание, развившееся у детей к трем годам и старше - это проблема, знакомая и затрагиваемая очень многих родителей. Да собственно и самим малышам, по мере их взросления, заикание начинает приносить огромное количество неприятных моментов. Как правило в таких случаях начинает страдать и учеба, и социализация ребенка, часто снижается детская самооценка, более того в особо тяжелых запущенных случаях вполне возможным становится развитие сильнейшего комплекса неполноценности, который к сожалению может оставаться с ребенком в течение всей взрослой жизни.

Собственно поэтому такого рода проблемы ни в коем из случаев не рекомендуется пускать на самотек и оставлять без родительского и врачебного внимания. К нашему огромному сожалению, наиболее родители даже основных причин развития заикания у своих детей не считают нужным и пытаются отыскать, не говоря уж о начале полноценного лечения. А все от того что многие родители ошибочно полагают, что со временем все это пройдет самостоятельно. Тем не менее, справедливости ради, конечно же, следует отметить, что каких-то точных и 100%-но верных причин развития заикания до сих пор ученым со всего мира так и не удалось выявить, причем даже тем врачам-логопедам, которые посвятили свою жизнь данной науке.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Несомненно, лечение заикания, как и лечение иного заболевания у малышей должно быть исключительно комплексным и назначать такую терапию, конечно же, может только квалифицированный врач-логопед. Более того чем раньше будет начато такое лечение, тем собственно успешнее оно в конце концов окажется. Поэтому просто постарайтесь, как можно раньше заметить развитие проблемы и, конечно же, пораньше обратиться за квалифицированной помощью к врачу-логопеду. Любо го рода промедление в таких случаях может играть исключительно против вашего ребенка.

Заметим что как правило, последние из современных методик лечения заикания в большинстве своем позволяют избавить маленького ребенка даже от самого сильного и затяжного заикания. Однако следует так же понимать, что успешность исхода лечения очень во многом будет зависеть и от правильности поведения самих родителей. Поскольку сами родители так же должны будут максимально строго соблюдать целый ряд определенных правил и настоятельных рекомендаций от врача-логопеда или иных узких специалистов, с которыми возможно так же придется столкнуться.

Кстати сказать, о врачах логопедах, для успешного излечения заикания у своих детей родители в обязательном порядке должны будут довольно длительное время максимально тесно общаться и взаимодействовать с таким врачом. Собственно поэтому невероятно важным моментом оказывается в данном случае правильность подбора специалиста. Ведь в случае, когда родители не находят общего языка с доктором и не могут полностью доверять такому врачу, вряд ли вообще может заходить речь об успешности лечения, причем каким бы на самом деле высококлассным ни был специалист.

Правильный режим дня ребенка

Следует заметить, что в большинстве случаев, заикающийся ребенок бывает крайне подвижен и невероятно быстро возбудим. Собственно поэтому родители в обязательном порядке должны будут суметь правильно организовать строгий режим дня такого ребенка. Придется так же постоянно следить за неукоснительным соблюдением подобранного режима. А сейчас ближе к самому режиму.

  • Конечно же, особенное внимание родителям следует уделить именно сну ребенка. Как правило, ребенок в возрастной категории до семи лет в период ночного времени должен спать никак не меньше чем одиннадцать часов. При этом и дневной сон такому ребенку жизненно необходим - причем в обед продолжительность сна малыша должна составлять никак не меньше двух часов. Следует понимать, что дневной сон ребенка максимально положительным образом может влиять на состояние всей нервной системы малыша.

  • Повседневные игры малыша

    Ну, разумеется, в современных семьях именно мультики - это и есть самое популярное и самое любимое детьми времяпровождение. Однако вы как родители всегда должны следить за тем, чтобы ваш маленький ребенок не проводил излишне много времени перед экраном телевизора - поскольку это приводит к его излишней нервной возбудимости. И как следствие имеющееся заикание может стать только гораздо более сильным. Не стоит забывать и о том, что на сегодня существует невероятно много правильных и невероятно полезных развивающих игр для детей конкретного возраста.

  • Необходимость прогулок на воздухе

    Родители должны понимать что ни в коем случае, и даже, ни при каких обстоятельствах недопустимо игнорировать повседневные прогулки ребенка - ведь для детского организма именно гуляния на свежем воздухе просто жизненно необходимы. Старайтесь гулять с ребенком никак не менее чем два часа в сутки - ну, разумеется, только лишь в том случае, когда реальные погодные условия это будут вам позволять. Согласитесь мелкий дождик - вовсе не помеха прогулке, а вот штормовое предупреждение синоптиков - вполне реальный повод остаться дома.

Контроль над речью ребенка

Как вы понимаете, на специальных логопедических занятиях, полноценный контроль над правильностью речи ребенка осуществляется врачом. Однако сам врач не имеет возможности круглосуточно находиться в непосредственной близости с вашим ребенком, собственно, поэтому буквально все остальное время вам как родителям необходимо будет постоянно следить за правильностью речи ребенка. Если, к примеру, Вы смогли заметить, что ваш ребеночек снова произносит слово, либо же целую фразу, заикаясь, не стоит сразу делать ребенку замечаний ну и конечно тем более не стоит смеяться над ним. Для начала просто закончите прозвучавшее слово вместо ребенка или вместе с малышом, совершенно не акцентируя на проблеме внимание.

Заметим что в особо тяжелых случаях запущенного заикания детей, довольно часто опытные логопеды настоятельно рекомендуют использовать в семьях так называемый режим полного молчания. При таком режиме разговаривать ребенку позволительно только непосредственно на занятиях, естественно под 100%-ным контролем логопеда. А вот все остальное время в семье или на прогулках малыш должен стараться как можно дольше сохранять молчание. Естественно, что разговаривать ребенок, конечно же, может но только в случаях крайней на то необходимости и, конечно же, только шепотом.

Подобные требования логопедов могут быть объяснимы невероятно просто - непосредственно при помощи молчания часто удается полностью подавить рефлекс на заикание у малышей. Смотрите, во время периодических логопедических занятий за правильностью речи ребенка следят, и речь таковой и становится - правильной и без малейших запинок. А все остальное время малыш молчит, и значит, непосредственно на подсознательном уровне у крохи будет вырабатываться условный рефлекс, направленный исключительно на правильную речь. Сожалению подобное лечение, как правило, может длиться довольно долго, начиная от нескольких месяцев и вплоть до одного года.

Однозначно, малышу в возрасте 3 - 4-х лет крайне сложно объяснить такую необходимость. Тем не менее, для получения необходимого результата родителям, возможно, придется проявить поистине недюжинную фантазию, а все, потому что от выполнения требований врача очень во многом будет зависеть успех всего лечения. Помните если вы как родители просто и безосновательно запретите своему ребенку разговаривать, то это может крайне негативным образом в дальнейшем сказаться на его психике. Однозначно такое молчание следует превращать в некую увлекательную игру с бонусами и подарками за длительно соблюденное молчание.

Правильное поведение родителей

Ну и, конечно же, родители так же должны знать как им себя вести с малышом, лечащимся от заикания. Как уже ранее говорилось, для устранения развившегося заикания у ребеночка родители так же должны соблюдать строго определенный ряд важных и полезных правил.

А именно:

  • Обсуждение проблем заикания при ребенке

    Запомните - ни в коем случае родителям не следует обсуждать, причем с кем бы, то, ни было существующую у малыша проблему заикания при самом ребенке - ни со своими друзьями, ни с его друзьями, ни с родными или близкими людьми, в общем, ни с кем. Однозначно не стоит думать, что ваш ребенок, которому исполнилось 3 или 4года еще ничего не способен понимать. Помните - малыш и слышит и полностью понимает значительно больше, нежели мы, взрослые, уже привыкли думать. Более того такие дети невероятно болезненно воспринимает детальное обсуждение каких-то собственных недостатков принимая их как не любовь мамы.

  • Личные примеры взрослых

    Старайтесь максимально тщательно следить и за собственной речью а, особенно в присутствии вашего ребенка. Ваша речь как родителей должна быть максимально спокойной, совершенно неторопливой, желательно выразительной и, конечно же, правильной. Помните, именно Ваша правильно поставленная речь невероятно важна для правильного развития речи вашего ребенка.

  • Позитивность психологической обстановки дома

    Вы, вероятно, понимаете, что можно будет сколько угодно пытаться излечить заикание, причем самыми современными новейшими методиками, и дорогими препаратами, но так до конца и не вылечить его, в том неприятном случае если в семье, малыша будет окружать некая неблагоприятная болезненная нервозная атмосфера. Вне зависимости от возраста один год, два годика, три, или пять лет - поверьте, в любом возрасте малыш должен жить исключительно в атмосфере полного согласия и любви родителей. Постарайтесь, конечно же, свести к абсолютному минимуму всевозможные семейные конфликты или разногласия. Либо же, по крайней мере, старайтесь не выяснять отношений в присутствии своего ребенка. Ведь в противном случае такая болезнь как заикание может не пройти, или начаться даже у абсолютно здорового ранее крохи.

  • Некоторое ограничение круга общения малыша

    Следует сказать, что большинство логопедов категорически настаивают на том, чтобы во время лечения проблемы заикания не водить ребенка по гостям и даже не принимать большого количества гостей (малознакомых ребенку людей) у себя дома. И здесь все логично. Ну, во-первых, ребенок наверняка станет стесняться собственного заикания или собственной неполноценности. А во-вторых, как правило, для ребенка возраста 3-5 лет неожиданный приход большого количества гостей является более чем серьезным стрессом, пускай даже и положительным. Собственно именно поэтому вам вовсе ни к чему в очередной раз подвергать нервную систему собственного карапуза подобным психологическим нагрузкам.

И даже прогулок на наиболее шумных детских площадках вам также следует постараться избегать. В идеале желательно, чтобы такой ребенок общался и гулял с одним - максимум двумя относительно спокойными детьми - возможно ровесниками либо же немного младшего возраста. Поверьте, подобное общение сможет пойти вашему ребенку на пользу.

И последнее, заикание у малыша в возрасте 3-х, 5-ти лет - это явление крайне задевающее и неприятное. Тем не менее, родители однозначно не должны отчаиваться и слишком сильно переживать - ведь вылечить заикание более чем реально, опять же при помощи квалифицированного логопеда. Хотя, однозначно, определенных усилий родителям все же придется приложить, причем не так уж мало. И терпение таким родителям пригодится как никогда - поскольку подобное лечение, как правило, может занимать достаточно длительный по времени период времени. Однако помните, что в итоге у вас есть все шансы вырастить ребенка без данной проблемы!

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза - об этом и многом другом читайте в этой статье.

Логоневроз у детей — что это такое

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз - это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Причины возникновения логоневроза у детей

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Виды и типы заикания у детей

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психосоматика логоневроза у детей

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы - главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, - все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом - таков комплекс лечения.

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители - это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!



 

Возможно, будет полезно почитать: