День водителя правильное название праздника. Когда день работников автомобильного транспорта. Кто это - автомобилист

Профессиональный праздник водителей автомобилей давно превратился в народный. Своим днём его считают не только водители-профессионалы, но и простые автолюбители. Тем более, что в наше время эта грань становится всё более и более призрачной. Напомним, какого числа празднуется День автомобилиста в России в 2019 году, когда и как был образован этот праздник, как менялось его название с годами.

Какого числа День автомобилиста 2019 года в России

Дата Дня шофёра (праздник частенько называют именно так) не является постоянной. Как и многие другие профессиональные праздники, он привязан к одному из выходных дней года. День водителя по давней традиции датируется последним воскресеньем октября.

Эта дата – последний воскресный день октября – была выбрана для Дня автомобилиста изначально. Сам праздник появился ещё в 1976 году, 43 года назад. Тогда он назывался Днём работников автомобильного транспорта . Праздник советских шофёров был образован в ответ на просьбы самих тогдашних водителей. Профессия их была достаточно престижной и значимой, и государство дополнительно подчеркнуло это введением нового праздничного дня.

Дальнейшая история праздника никогда не касалась его даты. Он мог менять название и даже круг профессий, к которым имел отношение. Но дата – последнее воскресенье октября – всегда сохранялась.

Как менялся праздник с годами

Уже в 1980 году название праздника сократили до Дня автомобилиста . Распад СССР никак не затронул День водителя в России. Праздник был упразднён в некоторых бывших республиках Союза, но в нашей стране он сохранился.

В 1996 году этот профессиональный праздничный день ждала небольшая реформа. Государство решило объединить праздник водителей и дорожных работников. То есть, тех, кто строит дороги и тех, кто их непосредственно использует. Официальное название этот дня стало звучать довольно громоздко – День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства .

Совмещённый праздник водителей и дорожников так и не прижился. Уже четыре года спустя, в 2000 году, его разделили на два отдельных праздничных дня. Водителям оставили исторически сложившуюся дату, а дорожным работникам отдали того же месяца, октября. Таким образом, два праздника в зависимости от года может разделять одна или две недели.

Последняя на сегодня реформа Дня водителя случилась в 2012 году. Теперь кроме водителей автотранспорта этот праздник имеют полное основание считать своим и те, кто управляет городским общественным транспортом. Речь прежде всего о водителях троллейбусов и трамваев, а также кондукторах и всех, кто обслуживает такой транспорт. Официальное название праздника на сегодня – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта .

Как отмечается День водителя в России

Этот праздник, как и многие другие, имеет две стороны – официальную и неофициальную. Официально сам этот праздничный день имеет отношение только к профессионалам – тем, для кого управление транспортным средством является основным видом работы и главным средством заработка. А также тем, кто занимается обслуживанием и ремонтом транспортных средств. День автомобилиста на этом уровне отмечается праздничными концертами и торжествами на автопредприятиях. Работникам вручаются премии, ведомственные награды и т.д.

При этом в современной России немалая часть водителей-профессионалов ни к каким автопредприятиям отношения не имеет. Автомобиль принадлежит лично им, а работают они как предприниматели. Это могут быть как таксисты, так и дальнобойщики, которые водят большие тяжёлые фуры. Понятно, что они могут принимать поздравления в этот день только от своих коллег и попутчиков.

Что уж говорить об огромной армии автолюбителей. Они также имеют полное право считать этот день своим, даже если автомобиль для них – просто средство передвижения по личным делам.

В конце концов, все автомобилисты пользуются одними и теми же дорогами. Безопасность и даже жизнь каждого водителя зависит от внимательности и профессионализма всех остальных его коллег. Поэтому профессионалом, так или иначе, должен быть каждый. А взаимовыручка и вовсе является одной из основ отношений между водителями на дороге. При этом никто не делит друг друга на любителей и профессионалов. А значит, и праздник этот, День автомобилиста – общий для всех современных водителей.

Дата в 2019 году: в октябре 27 числа, воскресенье.

Каждый день миллионы автомобилей спешат по делам человека. Везут машины грузы, опасные и обыденные, спешат доставить врача к больному, а работников в свои уютные офисы или шумные заводы. И неустанно крутят баранки водители – люди, частью жизни которых стали дороги, где они чувствуют себя настоящими героями. Не забудьте поздравить водителей в конце октября, в воскресенье, когда в России и других странах отмечают День шофера.

С чего начинается утро? Со щебета птиц и шелеста листвы? А может с музыки ручьев и песен ветра? О такой идиллии житель мегаполиса может только мечтать. Ежедневный рев моторов и крики клаксонов, гул автомобильного потока и визг тормозов – вот привычное звуковое сопровождение современных городов. Наши улицы просто заполонил транспорт. Да и в глубинке через первозданную тишину прорываются все признаки цивилизации. Ведь человеческая деятельность уже давно стала зависимой от автомобилей. С ростом количества транспорта увеличивается и число водителей, профессиональных и любителей. И все они будут в конце октября отмечать День автомобилиста.

Кто отмечает праздник?

Профессия водитель, ставшая для нас привычной и обыденной, буквально полтора столетия назад была редкостью. Ведь если разобраться, изобретение, перевернувшее всю экономику планеты, было воплощено в жизнь по историческим меркам не так и давно.

А все начиналось все с самого глобальной выдумки человечества – обычного колеса. Колеса, которое символизирует бесконечность, и стремление к движению, то есть жизни.

Долгое время человека устраивал транспорт в виде телег, повозок, карет, где тяговой силовой оставалась обычная лошадь. Но постоянное стремление к скорости стало толчком для изобретения двигателя внутреннего сгорания, что и стало предопределяющим факторов в развитии будущей автомобильной промышленности.

И уже в XIX веке горожан пугали и удивляли чудаковатые кареты, которые передвигались по улицам без лошади. В отличие от других необычных решений конструкторов, встречающих нередко стойкое сопротивление общества, именно этому изобретению суждено было стать ключевым в дальнейшей судьбе всего человечества.

До определенного момента частный транспорт был действительно роскошью. И предназначение машин было связано исключительно с транспортировкой важных грузов, высокопоставленных личностей. Нашли автомобили свое место и в военном направлении, и в промышленном, и в сельскохозяйственном. Скоростное перемещение грузов, информации, людей неимоверным образом отразилось на развитии экономики.

Конечно, автомобиль – не карета, и лошадь ему не нужна. Но для управления такой уникальной машиной все равно нужен человек. Первые шоферы были энтузиасты, полные любопытства и даже героизма.

В дальнейшем за баранку садятся даже женщины, которые удивляют своей выносливостью и трудовыми подвигами за рулем.

Немаловажную роль водители сыграли в борьбе с фашизмом. Они героически сновали на своих грузовиках или легковушках под градом пуль, доставляя боеприпасы или важные депеши. Сколько раненных они спасли, вывозя бойцов с поля боя. Сколько жизней сохранили, доставляя в блокадные города жизненно необходимые продукты.

Именно благодаря самоотверженному труду водителей были сохранены уникальные культурные ценности и оборудование промышленных предприятий, вывезенных в эвакуацию в более спокойные регионы.

Послевоенные годы связаны с восстановлением промышленности, жилых объектов, дорог, коммуникаций, и везде нужен был транспорт и, однозначно, водители.

С каждым годом количество транспорта увеличивается в разы. Современная экономика предъявляет высокие требования к скорости перемещения грузов, к логистике, к обеспечению промышленности.

Грузовые и пассажирские перевозки стали отдельным сектором экономики со своими особенностями, требованиями и законами. Люди, задействованные в управлении автомобильным транспортом – первые претенденты на поздравления с профессиональным праздником шофера. Ведь любой день водителя, когда идет снег или льется дождь, печет солнце или иссушает зной, проходит за баранкой, а перед глазами мелькают или километры незнакомых трасс, красивейших полей и родных лесов, или знакомые и ставшие привычными улочки, остановки и дома.

Ждут в День автомобилиста 2019 поздравлений и люди, чей труд связан с созданием, обслуживанием, ремонтом автомобилей. Ведь именно благодаря их работе и знанию своего дела, современные машины бегают по дорогам с огромными скоростями, не угрожая жизни пассажиров и пешеходов.

И, конечно, все любители, к которым, наверное, можно отнести каждого второго жителя городов и пятого сельских районов, не забудут поднять бокалы в День шофера в 2019 году – какого числа, подскажет праздничный календарь и история торжества.

История праздника

Несмотря на относительную молодость профессии, сам праздник День автомобилиста имеет довольно интересную историю. Многие источники сообщают, что исторические корни праздник берет в 80-м году. Такую информацию можно встретить на многих ресурсах.

Но в действительности впервые о важности водительского труда на государственном уровне заговорили еще в СССР в 70-е годы.

Предпосылкой стало обращение трудящихся, в котором заострялось внимание на отсутствие соответствующего праздника. И решение было принято. Президиумом Верховного Совета учреждается праздничная дата в декабре 1976 года. Первое название водительского дня звучало, как «День работников автомобильного транспорта».

Праздник действительно распространялся только на людей, чей труд был задействован в автомобильной сфере, не важно в грузовой или в пассажирской. Любители этот профессиональный праздник не отмечали. Идею быстро подхватили и руководители предприятий, и сами водители. Не отставали и журналисты, полиграфические предприятия и даже почта. Во всех календарях, ежедневниках и даже на конвертах появились отметки о новом празднике.

А непосредственно в 1980 году праздник был переименован, и получил более привычное название День автомобилиста. Основанием для таких изменений стал Указ, подписанный в октябре 1980 годом, которым регламентируется большинство праздничных, а также памятных дат. Но день празднования остался неизменным – последнее октябрьское воскресенье.

С распадом Союза даты многих праздников изменились. В каждой новой стране принимались свои законы и Указы, на основании которых учреждались новые и переносились старые. Интересно, но водительский профессиональный праздник в большинстве постсоветских стран остался неизменным касательно даты празднования. А вот названия можно встретить совершенно разные. Когда будут отмечать День автомобилиста в 2019 году, какого числа, зависит и от страны.

Так, День автомобилиста в России разбивается на более профильные праздники, которые отмечают люди разных профессий. Непосредственно «День работника автомобильного и городского транспорта» учреждается в 2012 году, но дата празднования сохраняется. а переносится в 2000 году на третье воскресенье. Таким способом были разделены праздники непосредственно водителей и людей, отвечающих за состояние и содержание дорог. В 2000 году рождается новый праздник, касающийся водителей. Инициатором выступило министерство обороны. Всех военных водителей принято поздравлять 29 мая. Дата связана с историческим событием – образованием первой автомобильной роты в 1910 году.

В Украине праздник сохраняется под названием «День автомобилиста и дорожника», что подтверждается Указом первого президента Кравчука, который был подписан в 1993 году, 13 октября. Дата водительского дня остается также неизменной – последнее октябрьское воскресенье. Но, что в дальнейшем будет с просоветскими праздниками в стране неизвестно, и, возможно, шоферы будут привыкать к новой дате.

Белоруссия также не стала придумывать новых дат и праздников. Указом президента утверждается праздник День автомобилиста в октябре 1995 года с неизменным названием и датой.

А вот в Казахстане от классического водительского праздника отказываются. Вместо него учреждается в 1998 году на основании Указа президента День работников транспорта. Торжественные мероприятия, посвященные транспортникам, проходят не в октябре, а в августе, в первое воскресенье.

О профессии водителя

Водитель – интересная, но в тоже время очень ответственная профессия. Подобный род профессиональной деятельности на сегодня очень востребован. Несмотря на появление новых, более скоростных видов транспорта, автомобильные перевозки все также остаются актуальными и востребованы. Люди этой профессии трудятся в государственных, частных, ведомственных организациях и предприятиях.

В их обязанности входит не только управление пассажирским или грузовым, специальным или ведомственным транспортом, но и ответственность за техническое состояние транспорта.

Именно водитель обязан принять экстренное решение, чтобы избежать опасных и аварийных ситуаций на дороге. Он должен хорошо знать устройство автомобиля и, в случае необходимости, устранить поломки, случившиеся в пути.

В зависимости от специфики и рода деятельности организации, где трудится шофер, он может дополнительно исполнять роль охранника, телохранителя, экспедитора, грузчика, курьера, таксиста, международника. Однозначно, шофер отвечает за сохранность груза, а также комфорт и безопасность пассажиров.

Несомненно, стать водителем невозможно без наличия водительских прав определенной категории. Но этого мало. Профессионал идеально знает правила дорожного движения, улучшает свою квалификацию и постоянно знакомится с обновлениями законодательной базы, касающейся его труда.

Управлять автомобилем не так уж и сложно, и практически у каждого второго обывателя имеются подобные навыки. Но вот стать хорошим водителем дано не каждому. Человек, решивший посвятить свою жизнь такому делу, должен быть готовым к многочасовым переездам без отдыха, к монотонности длительных поездок, к нервным перенапряжениям, связанных с ездой на заполненных транспортом дорогах, к работе в не комфортных условиях.

Поздравления водителям

Сегодня твой праздник, водитель. И мы говорим тебе спасибо за ответственность и выдержку, за внимание и терпение. Пусть твои дороги будут гладкими и без крутых виражей, пусть родной автомобиль не подведет во время спешки, пусть глаза не устают от однообразности, а сердце всегда радует хороший настрой.

Для тех, кому на четырех колесах намного комфортнее, чем на своих двоих, говорим слова поздравлений. Желаем шоферу разнообразных будней и полноценного отдыха, крепкого здоровья и стойкости духа. И не забудьте поднять бокал, если завтра не ждет дорога и бесценный автомобиль.

Я знаю, он не видит смысла,

Без своего руля.

Поэтому в день автомобилиста

Его поздравлю я.

И пусть его не испугают,

Ухабы, грязь и лед.

И глаза его сияют

От скорости на взлет.

Километры покажет счетчик,

Навигатор укажет путь.

Будь уверен, дальнобойщик,

В праздник родные тебя ждут.

Пусть твой ангел тебе поможет

Безопасно работать всегда,

Пусть тебя затронуть не сможет

Ни печаль, ни грусть, ни беда.

Лариса , 14 августа 2016 .

День автомобилиста 2018 отмечают ежегодно в последнее воскресенье октября. Официальное название профессионального праздника – «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта». Какого числа будут чествовать представителей отрасли в этом году? Праздник выпадает на 28 октября. Установлена дата была указом президента РФ от 26.06.2012.

Как появился праздник

Впервые он был установлен указом ПВС СССР от 15.01.1976 и называли его тогда «День работников автомобильного транспорта». Через 20 лет его стали отмечать как «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства». Затем в 2000 у работников дорожного хозяйства появился свой праздник, а с 2012 года к автомобилистам присовокупили всех работников городского пассажирского транспорта.

Праздник отмечают:

  • водители;
  • инженерно-технические работники;
  • рабочие автотранспортных предприятий;
  • сотрудники учебных заведений.

Транспорт в России

Страна использует все современные виды транспорта. На автотранспорт приходится 8.6% общего грузооборота, 56% объема перевозок грузов и 44% коммерческих перевозок. Доля автобусных перевозок в пассажирских перевозках составляет 61%, а в общей структуре пассажирооборота автотранспорт занимает 28%.

Городской общественный транспорт – основной элемент транспортной системы. Он включает: трамвай, скоростной трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, монорельсовые дороги, обеспечивая порядка 80% поездок населения.

Праздничные мероприятия

Как правило, накануне Дня автомобилиста в Минтрансе РФ проводят заседание Оргкомитета, где обсуждается регламент проведения и праздничные мероприятия.

Торжественная часть праздника включает:

  • поздравления и награждение представителей отрасли;
  • чествование ветеранов отрасли;
  • вручение призов участникам конкурсов профессионального мастерства;
  • большой праздничный концерт.

Благодаря автомобилистам работают заводы и фабрики, торговые центры пополняются товарами, люди свободно перемещаются внутри и между городами. Поэтому День автомобилиста смело можно назвать всенародным днем.

Автомобильный транспорт

Это самый молодой вид транспорта, ведь первые автомобили появились лишь в конце XIX в. Сейчас автомобильные перевозки успешно конкурируют с железнодорожными и водными, перевозя практически все виды грузов. Автотранспорт универсален, надежен и удобен. Его основное преимущество – транспортировка «от дверей до дверей». Автомобильный транспорт – первый конкурент железнодорожного. Он эффективен для перевозки грузов на короткие и дальние расстояния. В общественном автотранспорте используют троллейбусы и автобусы. Автобусы повышенной комфортности стали незаменимы в индустрии туризма.

Однако не все так радужно. Автомобили и автобусы нуждаются в хороших дорогах, транспортных развязках. Строительство новых трасс, реконструкция старых – долгий и затратный процесс. А пока автотранспорт вынужден по полдня простаивать в пробках, нанося экологический вред.

Личный или общественный

Общественный транспорт стал развиваться с начала XX в. Но уже с середины века с ним начали конкурировать личные автомобили. В некоторых странах Европы на волне автомобилемании был полностью ликвидирован трамвай. Понятно, что личное авто – это и скорость, и удобство, и возможность поездки «от двери до двери». Но следует учитывать, что города буквально страдают от перегрузки улиц, а недостаток парковочных мест раздражает не только самих автомобилистов, но и пешеходов, вынужденных маневрировать между машинами, стоящими вкривь и вкось и частично перекрывающими тротуары. Платный въезд в центральную часть города и улучшение качества общественного транспорта должны помочь решить проблему.

"Впервые День работников автомобильного транспорта появился по указу Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1976 года. Его ежегодно отмечали каждое последнее воскресенье октября вплоть до 1996 года, когда праздник работников автомобильного транспорта совместили с днем работников дорожного хозяйства. Таким образом, в последнее воскресенье октября ежегодно праздновался уже «День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»."(с сайта)

«День автомобилиста » - профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который отмечается в Российской Федерации ежегодно в последнее воскресенье октября.


"История этого профессионального праздника начинается 1 октября 1980 года, когда Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик издал Указ N 3018-Х «О праздничных и памятных днях », который, в числе прочего, предписывал учредить в СССР в последнее воскресенье октября «День автомобилиста» (который был более известен, как «День водителя »). 1 ноября 1988 года ВС СССР издал ещё один Указ N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях », однако внесённые изменения никак не коснулись данного праздника." (википедия)


"День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта" (учрежден Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 897) и отмечается повсеместно в последнее воскресенье октября."



В последнее воскресенье октября в России, Украине и Беларуси отмечают День автомобилиста.

Современная жизнь отличается скоростью, нужно все успевать и никуда не опаздывать! В условиях городской жизни это возможно только благодаря наличию транспорта, с помощью которого осуществляются быстрые перемещения без особых физических затрат .

Наш коммент:

Это часто приводит, к сожалению, ко многим болезням, вызванными , поэтому мы советуем во всём меру, тогда и пробок будет меньше.

Автомобилисты - любители и водители - профессионалы - относятся к своим «железным лошадкам» трепетно и заботятся о них , как о членах семьи! Автомобили нуждаются в уходе и ремонте.

Наш коммент:

Поэтому иногда забывают про то, что есть и иная жизнь за пределами авто. Без фанатизма. И лучше иметь доступные для всех по цене станции техобслуживания, тогда и аварий будет поменьше, и времени побольше, и безопасности, но пока это только мечта.


Если есть профессия, то должен быть и праздник!

Наш коммент:

Важно, чтобы он не окончился трагично. К сожалению, пока это не редкость, тем более, что праздник приходится как раз на время начала сезона гололёда, и он частенько становится "днём жестянщика ", или того хуже. Не забывайте о том, что в РФ на дорогах ежегодно погибает и травмируется огромное количество людей. Это сотни тысяч от самых разных причин, и помнить об этом стоит всегда, когда садишься за руль. Поэтому прежде, чем отметить день автомобилиста, стоит отметить .

Все мы хотим безопастности для себя и своих близких.

В этом общественном признании, конечно же, нет ничего удивительного, ведь дороги соединяют города и села, а водители являются непосредственными участниками движения, и без них автомобили просто не сдвинутся с места! Без автотранспорта не выжить и экономике, ведь автомобильные и проселочные дороги есть везде и даже там, где никогда не будет трамваев и троллейбусов, куда не ходят электрички и поезда, и, конечно, не летают самолеты!

В этот праздничный день поздравляем всех тех, кто связан с работой автомобильного транспорта. Наши самые добрые пожелания для водителей, автомехаников, инженеров, конструкторов, испытателей, автомобилестроителей и работников автосервиса. Поздравляем и автомобилистов - любителей и преподавателей автошкол и тех, кто работает диспетчерами и организовывает транспортные перевозки. Поздравляем всех сотрудников троллейбусных депо и автобусных парков, всех таксистов и дальнобойщиков, водителей скорой помощи и сотрудников самых разных автослужб во многих сферах экономики.

Всем, кто дружен с автомобильным транспортом, желаем безопасного движения, исправных машин, отличных дорог и замечательных попутчиков! Пусть автомобиль будет надежным помощником и никогда не подводит своего владельца!


Наш коммент:

И внимательных пешеходов, качественных дорог, справедливых автоинспекторов, адекватных дорожных знаков, грамотных городских логистиков, которые умеют разрабатывать оптимальные схемы движения в существующих условиях и создают новые (если такие есть, а если нет, то пусть появятся новые дорожные сети и регулировки для )




Удачи, позитива и счастливого пути! С Днем автомобилиста!" (с сайта)



1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.



 

Возможно, будет полезно почитать: