Формирование личности ребенка. Формирование личности в различных видах деятельности Развитие личности детей в различных видах деятельности

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская . К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все .

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в . На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели , так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по .

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок , тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши . Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: .

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Взрослые и сверстники влияют на ребенка в процессе деятельности, в которой она имеет разные отношения, испытывает свои возможности и умения, оценивает себя, развивается как личность, приобретает навыков взаимодействия

Важнейшее значение для развития личности ребенка имеет игра. Выполняя роль взрослых, воспроизводя их-ню деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, я которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, общении между собой. Например, выполняя роль врача, ребенок пытается воспроизвести его заботливость и внимательность к больному тощщо.

Игра захватывает детей, заставляет их испытывать чувство других персонажей: сочувствовать больным, симпатизировать детям, уважать старших и т.д.. Интерес к игре, желание сыграть определенную роль побуждает детей выполнять неприглядные действия. Она является способом вхождения в реальную жизнь взрослых. Любое вмешательство взрослого в игру ребенка лишает его творческой силы, поэтому взрослым следует помочь ребенку создать условия для гргри.

Действия и отношения, которые дети разыгрывают соответствии с ролями, помогают им лучше понять мотивы поведения, поступки и чувства взрослых, но еще не обеспечивают их усвоение. В процессе взаимоотношений, открываю ются по поводу игры, при обсуждении ее содержания, распределения ролей, игрового материала и т.д. дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, поступаться своими интересами, работать ради и общего дела. Часто между ними возникают конфликты по поводу организации и проведения игры, вызванные неумением согласовывать свои планы и действия. В таких случаях им должен помогать воспитателюель.

Сложность игры, количество ее участников и согласованность между их действиями формируют требования к поведению детей, их взаимоотношений. Поэтому с усложнением игры повышается и их значение в развитии личности млад ей.

В большинстве игр роли детей неравноценны, среди них есть главные (воспитатель, врач, продавец) и второстепенные (няня, ребенок, медсестра, покупатель). Главные роли привлекательны для ребенка, поэтому, играя с л куклами, она обязательно исполняет главную роль в каждой группе есть дети, которые придумывают и организуют игры, распределяют роли, подсказывают другим нужны действия. Они, как правило, исполняют главные роли, х оч могут и уступить ими в пользу других детей. От них зависит и специфика взаимоотношений между всеми детьми в игре. Признание их сверстниками не вызывает никаких сомнений относительно их слов, действий и не создает ко нфликтних ситуаций. Иногда возможны проявления несогласия, борьба за лидерство, выяснение отношений с помощью силю сили.

Сила и содержание положительного влияния игры на развитие личности детей зависят от воспитателя, который при необходимости должен подсказать детям ее содержание, проследить распределение ролей, согласованность действий. При этом важ ливо, чтобы дети постепенно переходили к играм, которые требуют тесного взаимодействия участников, умение учитывать мнения друг друга. Особого внимания воспитателя требуют лидеры детских игр, использование доц ильних способов регулирования их поведения относительно других младей.

В продуктивных видах деятельности, при исполнении трудовых и учебных задач формируется направленность ребенка на получение результата, одобренного взрослыми и сверстниками. Этим результатом могут быть и рисунок, конструкция, убранное помещение, вскопанная грядка, решения арифметической задачи тощо.

Необходимость достижения результата приучает ребенка планировать свои действия, руководить ими, развивает ее волю, умение контролировать свое поведение на основе результата деятельности ребенок сравнивает свои умения и старания умеющего и стараниями ровесников. Сначала такое сравнение используют взрослые, позже, овладевая навыками самооценки, осознания собственных качеств и достижений, его выполняет младенцевна.

У дошкольников формируются новые мотивы поведения: выполнение, например, учебных задач способствует развитию познавательных мотивов (любознательность, стремление познать новое, интересы к различным отраслям деятельно ости т.п.), создают условия для развития их общих и специальных способностей.

Направленность на результат деятельности развивает трудолюбие ребенка, без которой невозможно достичь успеха. Стремление к признанию побуждает ее к новым достижениям, формирует внутреннюю настроенность на определенный в вид деятельностиі.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотноше­ниями и действиями изображаемых людей, предъявляют опреде­ленные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешать возникающие в ходе деятель­ности затруднения и конфликты. Только выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные взаимоотношения, составляющие основу детского общества и способствующие развитию личности его членов.

Игра - школа социальных отношений. Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведе­ния, которыми руководствуются взрослые в трудовой и обще­ственной деятельности, в общении между собой. Так, выполняя роль рабочего в мастерской, ребенок старается воспроизвести его ответственное отношение к своему делу, выполняя роль врача - заботливость и внимательность по отношению к больному и т. п.

Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему пережи­вать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи,- симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используе­мым в игре.

Интерес к игре, желание хорошо сыграть роль настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны, непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу дела других желаний. Изображая учеников, дошкольники длительно и старательно занимаются скучным, однообразным делом - многократным выписыванием одних и тех же букв. Играя роль буфетчицы на железной дороге, пятилетняя девочка сама не ест находящееся в ее распоряжении печенье, поскольку это противоре­чит интересам пассажиров.

Однако не следует думать, что достигнутые в игре успехи могут быть непосредственно перенесены детьми в другие условия, в их


повседневное поведение. Нередко можно видеть, как мальчик, только что проявлявший в роли доктора заботу о заболевшей девочке, через несколько минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает у той же девочки игрушки, не обращая внимания на ее

Те действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры,- при обсуждении содержа­ния игры, распределении ролей, игрового материала и т. п.- дети учатся на самом деле.учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело. Нередко между детьми возникают конфликты по поводу тех или других моментов организации или проведения игры. Причиной таких конфликтов обычно служит неумение согласовать свои планы и действия. На помощь в этих случаях приходит воспитатель.


На ковре со строительным материалом играет Ира. Ира начинает строить пароход, к ней присоединяется Владек. Строят вместе, не сговариваясь, молча. Прикладывая кирпич к кирпичу, вытягивают длинный остов парохода (обычное начало для постройки пароходов в данной группе, знакомое обоим детям).

Подходит Валя, начинает делать из кирпичей в середине парохода какую-то башенку.

Не надо,- говорит Владек. Валя продолжает строить.

Не надо так,- раздраженно говорит Владек,- здесь люди сидеть будут, не

надо так делать...

Он не так делает. Здесь люди будут сидеть, Ю. А.,- обращается он
к воспитательнице,- нам Валя играть мешает.

Воспитательница подходит к ковру, садится возле него на низенький стул и спрашивает:

Владек, чем тебе Валя мешает?

У нас тут люди на пароходе ехать будут, а он строит.

А где же у них капитанская рубка? Где? Разве пароход без капитанской
рубки бывает?

Конечно, не бывает. Ты бы, Валечка, с самого начала рассказал Владеку,
что на пароходе бывает капитанская рубка. Владек бы и не сердился, что ты
строишь. Правда, Владек? - обращается к мальчикам воспитательница.

Владек молча кивает головой.

Ну, а теперь где же люди сидеть будут, пассажиры ваши на пароходе где
поместятся? - спрашивает Ю. А. у Вали.

Вот здесь мы, стулья поставим для пассажиров. Очень просто, вот здесь
поставим,- весело отвечает за Валю уже сам Владек, нашедший выход из
положения.- Правда, Валя?

Валя заканчивает постройку башни и вместе с Владеком и Ирой ставит стулья внутри остова парохода. (Из наблюдений В. А. Горбачевой.)

Чем сложнее игра, чем большее количество участников она включает и чем более тесную зависимость между их действиями предполагает ее содержание, тем значительнее и требования, предъявляемые ею к поведению детей, их взаимоотношениям, согласованности их действий. Поэтому с усложнением игр

увеличивается и их значение для развития личности детей-дошкольников.

В большинстве игр роли, выполняемые разными детьми, неравноценны. Имеются роли главные (капитана, доктора, воспи­тательницы) и второстепенные (матросов и пассажиров, медсестер, санитарок и больных, няни и детей). Поскольку главные роли наделены наибольшим авторитетом, они обычно наиболее привле­кательны для детей. Когда ребенок играет один, а остальных персонажей изображают куклы, он обязательно берет на себя главную роль. Когда же в игре участвует несколько детей, все они, естественно, не могут претендовать на главную роль. Обычно в группе детского сада выделяются дети, которые придумывают и организуют игры, руководят распределением ролей, подсказыва­ют другим детям нужные действия. Они же, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку ту роль, которую он хочет взять.

Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенно­стей поведения таких «вожаков», от того, какими путями они добиваются выполнения своих требований. В одних случаях это могут быть дети, пользующиеся в группе наибольшей популярно­стью, любовью, умеющие договориться со сверстниками, учесть их желания, уладить возникшее недоразумение. В других случаях в качестве «вожаков» выступают дети, подавляющие других, стремящиеся командовать, распоряжаться, прибегая к физическим воздействиям.

Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное влияние на развитие личности детей, зависит от воспитателя. В случае необходимости воспита­тель должен подсказать детям содержание игры, проследить за распределением ролей (иногда просто необходимо тактично вмешаться), пронаблюдать за тем, чтобы дети действовали согласованно. Важно, чтобы дети постепенно переходили к играм, требующим все более тесного взаимодействия.участников и, следовательно, заставляющим их все больше считаться друг с другом. Особого внимания воспитателя требуют «вожаки» детских игр, регулирование их поведения по отношению к другим детям.

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие способностей ребенка. Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приве­денное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д.

Необходимость добиться хорошего результата приучает ре­бенка планировать свои действия, управлять ими и, таким


образом, ведет к развитию воли, умения управлять своим поведе­нием. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то впоследствии его начинает выполнять и сам ребенок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений.

Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую- они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом).

Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов - любознательности, желания узнать новое, а также интересов к познанию отдельных областей действи­тельности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения.

Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. На­правленность на результат деятельности развивает трудоспо-" собность - один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельно­сти, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижени­ям. Таким, образом формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности. Включение ребенка в про­дуктивные виды деятельности - условие развития способностей.


Воспитание при проведении режимных процессов
Ребенку первых лет жизни интересны все предметы, попадающие в поле его зрения, и действия взрослого с ними. Он во всем хочет походить на взрослых, поэтому демонстрируемые ими действия малыш старается выполнять точно так же, с интересом и желанием включаясь в выполнение режимных процессов.
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, гигиенические процедуры) занимают довольно много времени на протяжении каждого из отрезков бодрствования малышей. Ухаживая за младенцем, взрослый одновременно формирует у него положительное отношение к этим процессам. Ближе к одному году, удовлетворяя врожденную активность малыша, взрослый предлагает ему принимать участие в совместных действиях . В 8 месяцев ребенок держит в руке хлеб и учится держать чашку во время еды, с удовольствием подставляет руки под струю воды во время умывания. К году он спокойно относится к высаживанию на горшок, пытается самостоятельно есть, засовывая руки в тарелку, отнимает у взрослого ложку и выражает недовольство, когда его останавливают. Во время одевания ребенок пытается сам натягивать трусы, колготки и т. п. На втором году жизни активность ребенка возрастает. Он требует: «Я сам!» -и отказывается от помощи взрослого.
Существуют особые периоды в развитии ребенка (их называют сен-зитивными периодами), когда он направляет свою энергию в русло какой-либо деятельности. Для детей раннего возраста сензитивным является период начиная с конца первого - начала второго года жизни, когда они стремятся к самостоятельности при выполнении действий по самообслуживанию. Однако действия малышей еще неуклюжи, деятельность растянута по времени, желания приходят в несоответствие с возможностями, в результате наступает разочарование. Поэтому взрослый должен быть всегда рядом, чтобы вовремя помочь, научить, ободрить.

Обучение действиям по самообслуживанию - трудоемкий процесс, который занимает не одну неделю и даже не один месяц. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и др. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, интерес к действиям по самообслуживанию угасает, уступая место другим интересам. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребенку, так и взрослому Зная это, следует с конца первого года жизни приучать ребенка к самообслуживанию, способствуя формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность.


Заботясь в первую очередь о здоровье детей , воспитатель дошкольного учреждения должен, не выходя за рамки режима, четко проводить режимные процессы, обслуживая малышей в возрасте 1-3 лет и одновременно обучая их необходимым умениям.

Для того чтобы детям было комфортно, следует создать соответствующую среду:


  • подобрать оборудование, соответствующее ростовым показателям, и предусмотреть свободный доступ к нему (к полотенцу, к шкафчику с верхней одеждой и т.п.);

  • в приемной поставить низкие широкие скамейки (не стулья), чтобы малыши могли сидеть, не мешая другим, свободно раскладывать свою верхнюю одежду; закрепить определенное место для подготовки ко сну (в спальне или игровой комнате), иначе дети возбуждаются и не могут заснуть;
обеспечить простор для передвижения детей;

  • предметы, находящиеся в личном пользовании ребенка (шкафчик для одежды, полотенце и т.п.), пометить одинаковыми картинками;

  • активизировать зрительное и слуховое восприятие, что способствует закреплению у детей положительного эмоционального состояния. Так, во время обеда можно включить спокойную музыку, тем самым создавая комфортную обстановку во время приема пищи. При засыпании детей следует поставить для прослушивания колыбельную, шум дождя и т.д.; при сборах на прогулку - веселые песни, ритмические мелодии и т. п.

Поведение детей носит непроизвольный характер. Например, если в небольшое помещение приемной вывести сразу всех детей, им будет дискомфортно, так как они не выносят скученности. Одни малыши начнут громко смеяться, толкать товарищей, другие будут с интересом, а кто и с настороженностью оглядываться по сторонам, не слыша и не видя взрослого. Очень трудно успокоить всех детей сразу. В связи с этим в работе с детьми первых лет жизни используется принцип постепенности, когда к какому-либо режимному процессу воспитатель привлекает небольшую группу малышей. В этом случае взрослый видит каждого ребенка и может уделить ему максимум внимания. Дети заняты делом, спокойны, слушают взрослого, осваивают необходимые навыки, получают новые знания. Подгруппы детей воспитатель формирует по определенному принципу, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень сформированности умений. Поработав с одной подгруппой, педагог приглашает следующую.


Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил:

  • предложение педагога должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и др.). Так у малыша вырабатывается положительное отношение к побуждениям взрослого;

  • к выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (остальные малыши в это время заняты игрой);

  • постепенно, с увеличением объема необходимых умений, следует усложнять требования к выполнению определенных действий (осуществляя индивидуальный подход), что поддерживает интерес малышей к ним. Так, научившись частично раздеваться, дети начинают осваивать умение самостоятельно одеваться и т.п.;

  • не одно достижение ребенка не следует оставлять без внимания, нужно обязательно похвалить малыша, сообщить об этом родителям, вместе порадоваться успехам;

  • необходимо предъявлять к ребенку единые требования со стороны воспитателей и родителей;

  • взрослые не должны делать за малыша то, что он может сделать сам.

До 1 года 6 месяцев у детей преобладают активные приспособительные движения: подставляют руки под струю воды, наклоняют голову при надевании свитера и т.п. Вместе с тем ребенок начинает испытывать чувство удовлетворения, когда ему самому удается стянуть носок, шапку, снять с вешалки полотенце и др. Так зарождаются ростки результативного, ценного практического действия. Необходимо бережно развивать это приобретение, поддерживать самостоятельность, активность, инициативу малыша, предусмотрительно помогать в трудные моменты, развязав ему косынку, подвязав салфетку и т. п. К концу второго года жизни дети демонстрируют немало самостоятельных умений: самостоятельно едят густую и жидкую пишу ложкой, раздеваются с небольшой помощью взрослого (снимают ботинки, шапку), надевают некоторые предметы одежды (рейтузы, валенки, свитер).


Обучая малышей навыкам самообслуживания, важно соблюдать следующие условия:

Необходима предварительная установка на предстоящий процесс («Заканчивай игру, скоро будем собираться на прогулку!»), так как дети пока не в состоянии быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;


  • предлагаемые действия по самообслуживанию должны быть посильны ребенку. Если предлагаемое незнакомо малышу, он или откажется от совместных со взрослым действий или молча отойдет, потеряв интерес к происходящему;

  • следует индивидуально подходить к каждому ребенку, своевременно осуществляя контроль за его действиями;

  • необходимо терпеливо, по нескольку раз в день, обучать каждого воспитанника одним и тем же действиям, поскольку процесс усвоения ребенком инструкций взрослого еще не совершенен в силу слабого развития речи , произвольности;

  • следует объяснять детям значимость того или иного режимного процесса, тогда малыши будут активно включаться в его выполнение. Например, вернувшись с прогулки, малыши стремятся приступить к игре.
Воспитатель напоминает, что сначала надо вымыть руки (спрашивает: для чего? - идет процесс обучения) и только потом можно идти играть.

Каждый режимный процесс - это определенного вида ритуал, цепочка необходимых действий, которые должны проводиться одно за другим в четкой последовательности, иначе нельзя достичь результата. Например, чтобы вымыть руки, ребенок с помощью взрослого засучивает рукава, затем подставляет руки под струю воды, учится намыливать их. Воспитатель показывает, как круговыми движениями намыливать руки мылом, а потом тщательно смывать его.


Затем ребенок под контролем взрослого снимает с крючка свое полотенце , с помощью воспитателя учится насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Так воспитывается самостоятельность и аккуратность малышей.

Взрослый учит ребенка опрятности: останавливает малыша у зеркала, вместе с ним поправляет одежду, причесывает волосы. После того как малыш убедится, что в его внешнем виде все в порядке, он выходит из ванной комнаты.

Многократные повторения одних и тех же действий в строго определенном порядке помогают малышу запомнить последовательность их выполнения, вырабатывают динамический стереотип, который со временем позволит ребенку выполнять эти действия автоматически.

В процессе взаимодействия со взрослым ребенок учится владеть собой, управлять собственным поведением, то есть тренирует собственную произвольность, хотя не всегда справляется со спонтанными импульсами. Начиная мыть руки, он может забыть, зачем это делает, и перевести свои действия в план игровых (пытается брызгать воду на соседа, энергично трет язык).


Взрослый старается предотвратить нежелательные действия малыша, перевести их в русло продуктивных, следит за правильностью их выполнения. Недопустимо раздражаться по поводу отвлечения, медлительности ребенка, чтобы не закрепить у него отрицательного отношения к режимному процессу.

Частые напоминания взрослого о необходимости следить за чистотой рук и лица, посещать туалетную комнату, пользоваться личным полотенцем, расческой, носовым платком способствуют формированию у детей опрятности и аккуратности.

Эффективность обучения детей напрямую зависит от слаженной работы воспитателя и его помощника. Воспитатель объясняет, показывает новые действия, а помощник закрепляет их с детьми. Малыши одинаково относятся к предложениям взрослых, им безразлично - воспитатель перед ними или его помощник.
Проиллюстрируем сказанное примерами.

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
Особенности развития и воспитания детей от рождения до трех лет
Вхождение ребенка в социум
Показатели развития ребенка первого года жизни

В этой статье:

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимо знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими - первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому . Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода . Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример - взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как
пользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранном виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в
деятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба .

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность .

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир , отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по
принципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована. Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень. Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения - скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на формирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать .
Манипулятивная деятельность - это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в
руки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет . Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность . Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра - это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы.
Роль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры .

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба . Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое :

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее ;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели ;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители
ругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает .

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.



 

Возможно, будет полезно почитать: