Как объяснить ребенку правила ударения. Говори правильно! Лучшие способы обучения правильной постановке ударения. Игры в помощь

Фавзана Аюпова

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга» . Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог " (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).


Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Звуковое царство. Дворец гласных звуков.

Цель игры : продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.

Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.

Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!

Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!


Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.


В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.


Мастера Звуковых дел

Они научат детей выделять в словах ударные звуки.


У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.


Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)


Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»


Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.

Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

«Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Детям предлагаются пары слов:

ирис – ирис

гвоздики – гвоздики

замок – замок

мука – мука

кружки – кружки

стрелки – стрелки

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

Игра «Кастинг»

помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.


А теперь предлагаю игру

«Кастинг».

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.


Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

Скажи, как я

Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.

Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.

Угадай загадку

Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.

Позови друга

Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.

Повтори стишок

Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам.

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Игры в помощь

Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).

После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

  • «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
  • «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
  • «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
  • «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
  • «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
  • «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.

Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.

Вопрос о правильном произношении и ударении в слове начинает возникать тогда, когда малыш умеет говорить предложениями. Ребенок 2-3 лет еще нечетко говорит, пропуская буквы и некоторые слоги. Иногда сами родители подливают масла в огонь искажением слов, произнося их по-детски.

  • Как научить?
  • Отзывы и комментарии

После 3 лет необходимо, чтобы ребенок правильно ставил ударения в словах

В большинстве случаев проблема с ударениями появляется при подготовке ребенка к школе. Родители или воспитатели в садике учат малыша буквам, слогам, и именно в этот момент он начинает путаться с ударениями. Как же научить дитя справиться с этой непосильной задачей?

Как научить?

Кубики Зайцева отлично помогают малышу в обучении

На помощь в обучении вам придут речевые и ролевые игры:

  • «Попробуй позови»,
  • «Повтори за мной»,
  • «Угадай-ка загадку,
  • «Расскажем стишок»,
  • «Стучит молоточек»,
  • Кубики Зайцева.

Игра «Попробуй позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например, ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик. Для начала выбирайте слова с двумя слогами, потом можно переходить к более длинным. Используйте для игры привычные и знакомые для ребенка объекты: мама, трава, кукла, кубик.

В игре «Повтори за мной» называйте вашему чаду определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть малыш так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. Вспомните детскую кричалку «Ёжик», когда по очереди играющие увеличивают громкость произносимого слова. Экспериментируйте с другими словами.

В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА» — «собАка», «деревО» — «дЕрево». Можете задавать вопросы типа: «А где висит люстрА?».

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах - Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые

Как научить детей ставить ударение в словах. 89031326679 занятия с детьми 3 6 и 7 11 лет.Москва.

Занятия в группах"Ступени знаний" Детского цент

Как научить детей ставить ударение в словах. 89031326679 занятия с детьми 3 6 и 7 11 лет. Москва

Занятия с детьми в группах " Ступени знаний" и ин

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ // How to Put the Accent in Russian Words

А вы знаете, что большинство русских фраз мы говорим �

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги - Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ

Игра «Расскажем стишок» заключается в чтении или рассказывании мамой либо папой стихотворения, когда последнее слово (рифму) угадывает и произносит ребенок. Например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мЯчик».

В игре «Стучит молоточек» нужно простукивать слоги на колене, столе или другом месте. Но на слог, куда падает ударение, стучать надо сильнее. Таким образом ребенок будет чувствовать, где должно быть ударение в этом слове.

Последний способ занятия с ребенком на тему ударений включает использование кубиков Зайцева. Это кубики, содержащие не буквы, а готовые слоги. При построении слова из 2-3 или большего количества кубиков ребенок ставит сверху на слог, куда падает ударение, обычный кубик или кубик со знаком ударения.

Сколько заниматься и как часто?

Проводите обучение в форме игры

Конечно же, не стоит играть с ребенком одновременно во все игры. Выберите 1-2 и поиграйте утром, после обеда опять поиграйте, но уже в другие. Идете куда-то по дороге, поиграйте опять в какую-то из вышеперечисленных игр. И время проведете веселее, и малыш будет учиться ставить ударения.

Если у малыша не получается с одной игрой или она ему не нравится, пробуйте другую.

У него все обязательно получится, и ударение в словах со временем он будет ставить правильно. Ведь многие взрослые до сих пор некоторые слова произносят неправильно. Учитесь вместе с ребенком!

Во время родители нередко замечают, что их ребенок неправильно ставит ударение в словах. Исправить ситуацию можно достаточно быстро, использовав для этого веселые развивающие игры. В данной статье вы найдете несколько примеров упражнений, которые помогут ребенку освоить эту непростую задачу.

Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Научить ребенка правильно ставить ударение в словах помогут такие игры, как:

  1. «Попробуй позови!». Выберите названия животных, состоящие из двух слогов, - кошка, мышка, ежик и так далее. Предложите ребенку «позвать» зверушку, растягивая место с ударением, например, «ко-о-ошка». Чуть позже задание можно усложнить, выбирая слова из трех и более слогов. Именно это упражнение поможет научить ребенка определять ударение, как в двусложных, так и в многосложных словах.
  2. «Повтори!». Выберите любое слово и произнесите его спокойным тоном, а затем попросите свое чадо повторить. После этого прокричите это же наименование, а затем прошепчите его, и пусть кроха повторит ваши действия.
  3. «Корректор». Задавайте ребенку различные вопросы, преднамеренно выделяя голосом неправильное ударение, например, «Где висит лампА?». Ребенок должен не только ответить на вопрос, но и указать на допущенную ошибку.
  4. «Стук-стук». Вместе со своим чадом «простукивайте» слова по слогам маленьким молоточком, делая акцент в месте с ударением.

Кроме того, отличным тренажером для развития данного навыка являются На каждый из них нанесены слоги, из которых можно составлять различные слова. При этом в процессе занятий рекомендуется любым способом выделять кубик, на котором написан ударный слог. Так ребенок быстро научится ставить ударение в словах, и не будет путаться в дальнейшем.



 

Возможно, будет полезно почитать: