Как развивать мозг ребенка. Как развивается мозг ребенка и почему кризис двух лет надо просто переждать Развитие мозга в детском возрасте

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек, развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию. Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.


С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.
«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство - это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 - период детства; до 4 лет - раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии - всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна - «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания - удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте - до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными - они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

А знаете ли вы, что 70% развития мозга ребёнка приходится на внутриутробный период? 15% - на период младенчества и ещё 15% - на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребёнка.

В первый год жизни малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.


Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека, а к двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в него заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными, они растут подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!

Помните, что для гармоничного развития головного мозга малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Всё это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Адепты идей «раннего развития» – интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, т.н. «умные липиды». К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA), которые должны входить в состав ежедневного рациона для «гения».

Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так как их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA (за счет высокого потребления морепродуктов), в то время как в молоке американских мам концентрация DHA очень низка.

Источниками «Умных липидов» в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

Закладка мозгового вещества ребенка начинается уже на первых неделях беременности. В это время активно происходит зарождение нейронов. После 2 месяца мозг малыша делится на несколько частей, а уже на 35 неделе его кору по структуре можно сравнить с корой взрослого. За девять месяцев внутриутробного развития ребенка мозг успевает созреть на 70 %, остальные 30 % приходятся на младенчество (15%) и дошкольные годы (15%). В связи с этим полноценное развитие головного мозга у детей напрямую зависит от рациона матери, который должен быть идеально сбалансирован как в период беременности, начиная с первых недель, так и во время грудного вскармливания.

Родителям на заметку

Малыш в первые месяцы жизни продолжает активно расти и набирать вес. До года показатели его роста удваиваются, а веса – утраиваются. Так же быстро происходит и развитие его мозга.

Особенности развития головного мозга ребенка

Немного фактов

Нейроны:

  • являются важным строительным материалом для мозга малыша;
  • образуют различные по функционалу участки мозга;
  • обмениваются различной информацией, в результате чего происходит развитие мозга.

Синапсы:

  • связывают между собой нейроны (каждый нейрон может быть окружен тысячами синапсов). Всего насчитывается около 86 миллиардов. Нейронов, каждый из которых имеет примерно 40 тысяч связей (синапсов).

Миелин:

  • покрывает волокна зрелых нейронов;
  • требуется для передачи электрических импульсов;
  • способствует повышению эффективности связей между нейронами в три тысячи раз.

В течение всего первого года развития малыша идет активное формирование структуры полушарий. Нейронные связи (синапсы) на момент рождения отсутствуют. Первое время, а точнее – первые три года жизни малыша они активно формируются, после чего их количество становится постоянным и таковым сохраняется до конца жизни. Скорость этого процесса просто поражает: в секунду образуется до 700 синапсов. По мере роста и развития ребенка нейронные связи укрепляются и становятся все более сложными.
Исследования развития детского мозга, проводимые в течение нескольких десятков лет, доказали, что именно ранние годы (от 12 месяцев до 3–4 лет) – наиболее важные для дальнейшей социальной, эмоциональной и познавательной сфер жизни. В первые три года наблюдается наивысшая активность головного мозга. По достижению 3 лет головной мозг ребенка составляет порядка 80 % объема от мозга взрослых. Его размер увеличивается благодаря образованию и укреплению нейронных связей, а также глиальным клеткам, которые поддерживают метаболические процессы нейронов и обеспечивают условия для передачи нервных импульсов. По достижении трех лет развитие мозга начинает замедляться. Примерно в 6 лет формирование полушарий можно считать законченным. Теоретически теперь способности малыша в большинстве своем соответствуют возможностям взрослого.
Раннее развитие маленьких гениев Чтобы развитие мозга ребенка по годам было гармоничным, общение с ним должно быть наполнено исключительно положительными эмоциями. Ему необходимы новые впечатления. Это активирует мозг малыша, и развитие пойдет быстрее. Для формирования различных навыков и мышления ребенок постоянно должен контактировать с игрушками, видеть изображения, ощущать разные запахи и звуки. Они будут стимулами, необходимыми для его дальнейшего развития. Так как мозг ребенка активно развивается в первые три года его жизни, были выдвинуты различные идеи по раннему развитию, которые очень быстро нашли своих сторонников и последователей среди молодых родителей. Они считают, что малышей необходимо начинать знакомить с различными занятиями – рисованием, лепкой, музыкой, а также развивать их речь как можно раньше. Обо всех правилах развития мозга вашего ребенка вам расскажет специалист.

Это может быть интересно

День мамы наполнен радостями и волнующими открытиями, но часто ей приходится переживать за своего малыша. Каждое его действие подвергается подсознательному анализу и, если оно не укладывается в общепр...

Никакие знания о свойствах центральной нервной системы не дают возможности видеть процессы, происходящие в головном мозге только что появившегося на свет младенца. В тот момент, когда впервые мама и малыш встречаются взглядами, образуется связь между нейроном сетчатки ребенка и тем нейроном в коре головного мозга, что отвечает за зрительную функцию. Соединение нейронов подобно вспышке, а в результате лицо мамы навсегда отпечатывается в детской памяти. Мы не можем наблюдать за такими преобразованиями, но важно понимать, что еще много лет будет длиться этот процесс роста, развития, создания новых узлов связи, обеспечивающих маленькому человеку способность чувствовать и мыслить, запоминать и учиться делать все, чего никогда не делал раньше.

Мозг ребенка нужно развивать

Только недавние исследования убедили ученых в том, что полноценная мозговая деятельность определяется не врожденными особенностями ребенка, а теми впечатлениями, знаниями, опытом, которые малыш получает уже после своего рождения. Формирование главных сложнейших нейронных схем, от которых зависят будущие способности малыша, происходит именно в период активного роста. Родители должны знать, как развивать умственные способности у ребенка, чтобы своевременно и правильно начать процесс обучения разным навыкам, стимулировать познавательный интерес крохи. Упражнения для развития мозга ребенка нужны обязательно, ведь без них невозможно создание синапсов (нейронных узлов). Как выученное стихотворение, если его не повторять время от времени, может через какое-то время забыться, так и не нашедшие применения синапсы ослабевают, а со временем и вовсе не смогут быть восстановлены. На деятельность головного мозга ребенка в возрасте до 10 лет затрачивается очень много энергии – намного больше, чем нужно для работы мозга взрослого человека. При такой активности гимнастику для головного мозга детей нужно проводить как можно чаще. С этой целью лучше использовать рядовые жизненные ситуации, включать обучающие моменты в игру, поскольку просто изложенная информация никогда не будет воспринята ребенком так глубоко, как преподнесенная в контексте переживаемых эмоций.

Какие упражнения использовать?

Поскольку мозг человека состоит из двух полушарий и наиболее эффективно функционирует при условии синхронной работы обеих половинок органа, главная задача обучения – это развитие полушарий мозга у детей. Существует много упражнений для развития мозга ребенка. Приведем некоторые из них:
  1. Визуализация (игра с воображением). В процессе такого занятия малыш может создавать в уме определенные картинки, сюжеты, изменять цвет предметов, их форму. В общем-то, каких-либо границ применения фантазии не существует.
  2. Ухо – нос. Деткам такая игра очень нравится. Нужно, чтобы малыш взялся левой рукой за кончик носа, а правую руку положил на левое ухо. Затем нужно сделать хлопок в ладоши и быстро поменять положение рук на противоположное (теперь за нос держится правая рука, а левая должна лежать на правом ушке).
  3. Колечко. Это зарядка для пальчиков, которая положительно влияет на мелкую моторику рук и одновременно активирует соответствующие центры в коре головного мозга. Нужно по очереди соединять в колечко большой палец с указательным, потом со средним, безымянным и, наконец, с мизинчиком. Сначала можно проделать упражнение одной рукой, затем другой, а затем одновременно двумя руками и пытаться перебирать пальчиками как можно быстрее.
  4. Зеркальное рисование. Упражнение выполняется двумя руками – нужно одновременно рисовать симметричные знаки, рисунки, буквы. Во время рисования происходит гармонизация работы полушарий, и значительно повышается эффективность умственной деятельности.

Метод «Соробан»

Существует методика, которая объединяет в себе разные упражнения, полезные для развития у детей мышления. Она позволяет раскрыть потенциал детских интеллектуальных способностей, талантов, кроме того она является одним из лучших способов, как научить ребенка быстро считать в уме. Методика «Соробан» пришла к нам из Японии – страны, которая признана одной из наиболее интеллектуально развитых в мире. Обучение устному счету основано на работе с японскими счетами «абакус». Почему мы проводим параллель между методом «Соробан» и специальными развивающими упражнениями?
  1. Использование двух рук. Малыши производят вычисления на счетах сразу двумя руками, что позволяет не только развивать каждое полушарие, но и оптимизировать их взаимодействие.
  2. Визуализация. Постепенно реальный счетный инструмент заменяется его невидимым аналогом в детском воображении. Малыши представляют числовые примеры не в виде цифровых знаков, а в виде изображений с определенным положением костяшек на воображаемых счетах.
  3. Пальцематика. Пальчики рук используются даже тогда, когда ребенок начинает считать в уме. С их помощью малыш передвигает невидимые счетные костяшки.
  4. Умение управлять своим мозгом. Ребятишки, которые осваивают устный счет в школе «Соробан» могут одновременно выполнять математические упражнения в уме, совершать действие пальцами рук и использовать свои творческие способности (рисовать, читать с выражением стихи).
Регулярные правильно организованные занятия развивают креативное и логическое мышление, способности к познанию, коммуникативные качества. У детей развивается феноменальная память, наблюдательность, гибкость ума, способность концентрироваться, анализировать и оценивать, делать выводы, быстро принимать решения. С такими данными легко учиться, добиваться поставленных целей. Детский мозг готов развиваться, но мы должны ему в этом помочь, поскольку упущение даже самой незначительной доли способностей становится безвозвратной потерей для интеллекта.

 

Возможно, будет полезно почитать: