Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения? Результаты опросов Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения

Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения?

Читайте также:
  1. I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.
  2. IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи
  3. NB! Каждый больной с неясной лихорадкой более 5 дней должен быть обследован на БТ!
  4. Quidquid te mihi ex quacumque causa dare facere oportet... - Все, что ты мне должен по какому бы то ни было основанию...
  5. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" Л. Толстой.
  6. Анализ и управление дебиторской задолженностью предприятия.
  7. Арендодатель должен предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК).
  8. Атмосфера семьи, типы семей и стили семейного воспитания. Особенности их влияния на формирование личности ребёнка.
  9. Аттестация рабочих мест по условиям труда(продолжение)

Результаты исследования фиксируют существенную дифференциацию в представлениях о распределении семейных ролей среди жителей различных типов поселений. При этом, как и следовало ожидать, традиционных представлений о семейном устройстве чаще придерживаются жители села, среди которых почти половина опрошенных (46%) разделяет точку зрения о том, что главой семьи должен быть представитель старшего поколения, в первую очередь мужчина (если его нет, старшая в семье женщина). Жители же мегаполисов, наоборот, более склонны придерживаться более «современной» позиции, полагая, что главы семьи быть не должно – важные решения должны приниматься совместно. Такой позиции придерживается 43% жителей мегаполисов.

Обращает на себя внимание и то, что традиционных, по сути патриархальных, представлений о семейном устройстве более склонны придерживаться респонденты низко доходных групп, среди которых также, почти половина опрошенных (48%) убеждены в том, что главой семьи должен быть старший в семье мужчина (см. таблицу).

Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения?, %

В целом население России Уровень среднедушевых доходов, руб.
До 1500 1500-3000 3001-5000 Свыше 5000
Старший в семье мужчина (если его нет, старшая в семье женщина)
Тот, кто является основным кормильцем, добытчиком денег в семье
Тот, кто лучше ориентируется в современной ситуации и может принять эффективное для семьи решение
Главы семьи вообще не должно быть – важные решения должны приниматься совместно всеми, а мелкие – в соответствии с существующим разделением обязанностей
Затруднились ответить


Одновременно с этим такие семейные функции как ведение домашнего хозяйства и распоряжение текущими расходами не воспринимаются россиянами как функции, раз и навсегда закрепленные за одним из членов семьи. Так, большинство опрошенных (65%) разделяют точку зрения о том, что деньгами в семье распоряжается тот, кто ведет хозяйство. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения более чем в два раза меньше (28%). При этом результаты проса практически не фиксируют значимых различий в оценках представителей различных социально-демографических групп. По всей видимости, это можно объяснить тем, что распределение функций, связанных с распоряжением фактически текущих расходов, в значительной степени обусловлено не столько представлениями о типе семейного устройства, сколько действием «внешних» экономических факторов, в соответствии с которыми каждая семья выбирает наиболее рациональную стратегию экономического и социального поведения, при которой функции «зарабатывания» денег и их расходования, что называется, «разведены» между разными членами семьи.



Не столь однозначной выглядит и позиция россиян в отношении того, кто принимает решения о крупных тратах в семье. Так, доля тех, кто считает, что решения о крупных тратах должен принимать мужчина, практически равна доли тех, кто допускает возможность принятие такие решений женщиной, даже если деньги в семье зарабатывает муж. Соотношение этих оценок составляет 50%:47%. При этом с первой точкой зрения в большей степени согласны респонденты, материально обеспеченных групп.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Также подавляющее большинство опрошенных (67%) разделяет точку зрения о том, что ведение домашнего хозяйства - тяжелая работа, которую супруги должны делить поровну. Исключительно как «женскую» функцию, ее склонны рассматривать треть респондентов (32%).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Причем в отношении этого суждения наблюдается существенная дифференциация среди респондентов с различным уровнем материального положения и жителей различных типов поселений. При этом, традиционного взгляда на распределение семейных ролей, то есть ведение хозяйства, как исключительно «женскую» обязанность, в большей степени склонны придерживаться респонденты, с уровнем среднедушевых доходов свыше 5000 рублей, а также жители мегаполисов (см. таблицу).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Об отходе от традиционной (патриархальной) формы семейного устройства свидетельствуют также перемены в семье, связанные с изменением экономического и культурного статуса женщин. Причем, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, это в определенной степени находит отражение в массовых представлениях о профессиональной самореализации женщин. Так, более половины опрошенных (54%) разделяют точку зрения, согласно которой карьера жены также важна, как и карьера мужа. Впрочем, доля тех, кто полагает, что помимо работы, женщины должны выполнять обязанности по дому, также велика и составляет 43%.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Тем не менее, в отношении представлений о распределении семейных ролей, предполагающую «двойную нагрузку» на женщину, действительно можно говорить как об уходящей тенденции. Об этом свидетельствует то, что значительно реже этой точки зрения придерживаются респонденты молодежных и средних возрастных групп. Наоборот, представители этих возрастных групп, более склонны полагать, что карьера жены, также важна, как и карьера мужа (см. таблицу).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Вторая центральная ось семьи, по определению, приведенному выше, отношение родители - дети. Следует отметить, что на рубеже 19-20 вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на результаты своего труда. Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи – детоцентристская. Этому типу семьи присуще возвышение роли частной жизни, интимности, ценности детей. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели, с одной стороны, к возникновению устойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества в целом, а, с другой – к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима исключительно к репродуктивной функции.

Эти тенденции иллюстрируют данные настоящего исследования об отношении россиян к супружеской измене. Немалая часть опрошенных склонны оправдывать измену, если отношения в семье не складываются. Так, почти треть респондентов (30%) считают, что плохие отношения в семье вполне оправдывают супружескую измену. Еще чуть более трети (34%) полагают, что это вполне допустимо, если о таких отношениях не известно в ближайшем окружении.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

В целом население России Возрастные группы, лет
18-24 25-34 35-44 45-59 >60
На наличие любовника или любовницы у одного из супругов другой супруг может закрыть глаза, если это не стало известно в обществе
Факт измены мужа и жены должен однозначно приводить к разводу
Затруднились ответить
Плохие отношения в семье оправдывают супружескую измену
Даже не очень хорошие отношения в семье не оправдывают супружескую измену
Затруднились ответить

Следует отметить, что оправдывать супружескую измену в больше степени склонны представители молодежных возрастных групп (18-24 лет), среди которых этой точки зрения придерживается 39% опрошенных.

В определенной степени такая позиция связана, прежде всего с тем, что среди респондентов этой возрастной группы существенно чаще распространена точка зрения, согласно которой «основа брака не сексуальные отношения, а уважение к другу». То есть иными словами, создание семьи, регистрация брака является по сути, достижением определенного материального и социального положения, при котором сексуальные отношения в определенном смысле «отходят» на второй план. Здесь следует отметить, что это не значит, что сексуальные отношения для этой возрастной группы не важно, это означает, прежде всего, изменение качества семейных отношений, которое в начале раздела охарактеризовано как, автономизация брачности, сексуальности и прокреации.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Существующие изменения качества семейных отношений формирует стратегии семейного поведения, когда решение о количестве детей принимают преимущественно сами супруги, а возможность внешнего давления, как показала практика демографической политики, предельно мала. При этом 90% респондентов убеждены, что супруги обязательно должны иметь детей. Не согласны с этим утверждением лишь 6% опрошенных.

Желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности. Об этом достаточно отчетливо свидетельствуют результаты проведенного исследования. Так, по мнению абсолютного большинства опрошенных (92%) долг родителей – сделать все для детей. Лишь 6% респондентов не согласились с этой точкой зрения. А отвечая на вопрос о том, что важнее всего для несовершеннолетних детей в семье, большинство опрошенных (67%) указали – любовь родителей.

Часть 1.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.



В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Часть 2. Работа с диаграммами

Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

А)

1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.

2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.

3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.

4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.

5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.

В)

1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.

2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3)Большинство опрошенных не состоят в браке.

4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.

Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.

3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.

4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.

5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.

В) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.

2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.

5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.

Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.

2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.

3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи

4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.

5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.

    1)). Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и


1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.


2) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения. 2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации. 3)Большинство опрошенных не состоят в браке. 4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z. 5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
    3)) Учёные изучали мнение жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Опрошенные признали наличие различных влияний на поведение человека. 2)Большинство опрошенных считают отклоняющееся поведение случайным стечением обстоятельств. 3)Люди не любят признавать свою вину за плохие поступки. 4)Общество может негативно влиять на человека, подталкивая его
        к отклоняющемуся поведению. 5)Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с личными качествами человека, а не социальными факторами.

4)) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой компании». 2)Процент тех, кто считает, что влияние «плохой компании» определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин. 3)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера. 4)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека. 5)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
    задание части С Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

(Назовите две основные причины, указанные автором.)

С 2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

С 3. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

С 4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным.

С 5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.

С 6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Мне 29 лет, я не замужем и в ближайшее десятилетие семью не планирую. Вместо этого я осваиваю новую профессию и ищу свое место в жизни. "Молодёжь…", - вздыхают мои старшие родственники, когда пытаются наставлять меня, что "семья есть суть и остов". На самом деле в глазах тех, кого принято считать молодёжью, - парней и девушек от 19 до 25 лет, я безнадёжная старая дева. Мои младшие сестрёнки и братишки все как один после университета в первую очередь планируют обзавестись семьями, а уже потом - всё остальное.

Хотя средний возраст вступления в брак по стране с 2014 года увеличился на два года (с 27 лет до 29 у мужчин, и с 24 до 26 у женщин), два разных исследования казахстанской молодёжи показывают, что брак для сегодняшних молодых людей важнее, чем образование. Это не что-то из ряда вон выходящее и вполне вписывается в наше представление о казахстанском обществе. Но одно дело - наши собственные эмпирические заключения, а другое - подкреплённые цифрами исследования. Есть и другая за 10 лет казахстанцы заключили полтора миллиона браков, но 500 000 из них распались. Что с этой тенденцией будет позже, пока неизвестно.

В октябре директор Молодёжной информационной службы Казахстана Ирина Медникова презентовала исследование городской молодёжи от 14 до 25 лет (ещё не опубликовано), в том числе казахстанской, основанное на разговорах с экспертами, работающими с молодёжью, (30 человек) и фокус-группах (в общем 100 человек из "столиц"). Исследователи проводили с ними глубинные интервью, этим и объясняется небольшое количество опрошенных. По данным Медниковой, главной ценностью нашей молодёжи является семья. "Более того, - говорит Медникова, - рассуждая о важности семьи, молодые люди отмечали, что важно слушать родителей, так как они всё равно окажутся правы, важно радовать родителей и оправдать их ожидание". Исследование также проводилось в Армении, Кыргызстане, России и Украине. Молодёжь этих стран от нашей отличается тем, что главная ценность для них - качественное образование.

Важность семьи в глазах молодёжи подтверждают и другие количественные исследования, например фонда им. Фридриха Эберта "Молодёжь Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), опубликованные в 2016-2017 годах. Эти исследования проводились в 2014-2015 годах, в них участвовало 1000 казахстанцев от 14 до 29 лет (14-19 лет - 30,5%, 19-24 лет - 36,5%, 25-29 лет - 33%) из 16 регионов Казахстана По его итогам, один из главных приоритетов казахстанской молодёжи - состоять в браке (для 75,9%), - это чуть важнее, чем получить высшее образование (72,9%), и важнее, чем сделать карьеру (для 67,2%). При этом молодые казахстанцы стремятся к независимости меньше, чем их сверстники из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Исследователи узнавали мнение молодёжи и о многожёнстве: полностью согласных с многожёнством оказалось 4,7%, скорее согласных - 11,9%. Несогласных с многожёнством - 61,4%, в то время как в Таджикистане несогласных - 62,6%, Кыргызстане - 64,1%, а в Узбекистане - 73,2%. Судя по всему, в Центральной Азии наиболее лояльно к многожёнству относятся казахстанские молодые люди. Но при этом 36,5% считают, что мужчина и женщина делят сферы влияния в семье и имеют равные права, а 32,2% придерживаются патриархальной модели: мужчина выполняет функции главы семьи, а женщина подчиняется его решениям. Ещё стоит отметить, что 30,5% причиной своего высшего образования называют желание своих родителей.

Как молодые относятся к своему здоровью? 56% из них не курят, 61,5% - не употребляют алкоголь, но вряд ли это характеризует молодых людей как сторонников здорового образа жизни: 73,3% респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы. В отказе от сигарет и алкоголя у молодых людей присутствует мотив религиозности: "Я месяца два назад бросил курить и пить. К алкоголю отношусь хорошо, положительно. Не то чтобы так очень положительно, но я не считаю его таким большим грехом, как сигарета, например" (пример из комментариев респондентов, молодой человек, 26 лет, работает). Ребята также сообщали, что алкоголь и табак сегодня заменяются слабоалкогольными коктейлями и кальяном.

К слову, атеистов среди опрошенных оказалось всего 2% (20 человек из 1000), хотя и религиозных оказалось не так много - 6,5%. 73,5% обозначили себя как верующих, но не участвующих в религиозной жизни. 66% всех, кто не отнёс себя к атеистам, были мусульманами, и 30,7% - православными христианами.

На вопрос "Интересуетесь ли вы политическими событиями?" 45,9% ответили, что интересуются лишь иногда, а 33,6% не интересуются вообще. Зато, по мнению молодёжи, более заинтересованы в текущих политических вопросах их родители - 30,5%. При этом только у 7,1% молодых людей политические взгляды не совпадают с политическими взглядами родителей. Получается, остальные молодые люди солидарны со своим родителями в вопросах политической ориентации. Интересно, но традиционным источником информации о политике для молодых остаётся телевидение (для 90%), а интернет - на втором месте. Кроме того, молодые люди ближайшим союзником Казахстана считают Россию - 72%, а вот за США проголосовало 18,3%. Надо ли говорить, что высок уровень гомофобии (57,8% относятся к гомосексуальным людям отрицательно и крайне отрицательно), которая косвенно свидетельствует и о высокой ксенофобии в целом.

"Второе, что отметила и сама молодёжь, и эксперты, работающие с ней долгие годы, - что молодежь апатична, не уверена в себе, сильно зависит от мнения взрослых", - говорит Медникова. Кроме того, эксперты исследования отметили, у нынешних молодых низкий эмоциональный интеллект. "Если пять лет назад молодёжь очень легко могла описать свои ощущения и эмоции, то сейчас она хорошо анализирует, но если её спросить о чувствах, то молодые люди отвечают со скрежетом". В работе, по мнению экспертов исследования, молодые соискатели стали слабее. Они хорошо проходят интервью, но потом не оправдывают надежд: по мнению представителей самой молодёжи, они слабо мотивированы.

Если городская молодёжь ищет мотивацию для работы, то сельская молодёжь, особенно казахоязычная, занята выживанием, не в последнюю очередь из-за плохого качества образования. В 2012 году по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) успеваемость казахстанского ученика городской школы с русским языком обучения и ученика сельской казахоязычной школы отличается, разрыв между учениками составляет почти три года не в пользу второго.

Исследователи фонда им. Фридриха Эберта считают, что желание улучшить уровень жизни и большие возможности для трудоустройства - две основные причины, из-за которых молодежь переезжает в большие города. Понятно, что из-за уровня образования приезжая молодёжь в большинстве своём не способна конкурировать с городской, отсюда и низкий уровень жизни. Но существуют и другие причины. Традиционно сельские семьи гораздо более патриархальны, и выросшие в них дети являются единственными кормильцами родителей и многочисленной родни. Это прямым образом отражается на благосостоянии молодёжи, приехавшей за заработками в города.

Неподвижность и консервативность - главные качества молодых людей страны. Такие выводы ожидаемы, ведь государство во все периоды независимости транслирует в общество идеи стабильности и монументальности. Как и в любых патриархальных обществах, отношения между поколениями здесь строятся на повиновении. В этом легко убедиться на примере государственных образовательных учреждений: отношения между учителем и учеником базируются на послушании и авторитете учителя. Послушание ставится выше, чем индивидуальность ребёнка. Недалеко ушли и вузы, которые используют студентов для массовок на официальных мероприятиях.

Живя в крупных городах и работая в креативных или научных сферах можно посчитать, что молодые люди страны - это свободные и открытые миру юноши и девушки. Однако цифры говорят об обратном. С другой стороны, нельзя сказать, что консервативность молодёжи - что-то неизменное. Те, кому во время проведения исследования было 14-20 лет, возможно, в будущем кардинально изменят свои взгляды.

Интересно и то, что 2019 год в Казахстане станет годом молодёжи. Об этом сказал Нурсултан Назарбаев. Сейчас в стране действуют 30 программ для молодых людей, в том числе и государственных. Полный список обещает опубликовать в ближайшее время Молодежная информационная служба Казахстана. Возможно, в 2019-м их станет ещё больше, и это сможет повлиять на ценности тех, кто будет отвечать за будущее страны.



 

Возможно, будет полезно почитать: