Какие существуют обычаи сватовства. Очень интересно проходит Калмыцкая свадьба Свадебные калмыцкие обряды

В свадебной обрядности калмыков сватовству предшествовал предварительный сговор. До начала XX в. этот процесс занимал довольно продолжительный период и состоял из нескольких поездок родных жениха к родным невесты. Они не предавались широкой огласке на случай, если одна из сторон решит расторгнуть сговор, при котором ни одна из сторон не несла никаких материальных потерь. Если же расторжение сговора происходило после сватовства, то отказавшая сторона должна была возместить все потраченные средства пострадавшей стороне.

Сватовство проводилось примерно через месяц, во время третьего визита родных жениха, и носило название «три бортхи». Число сватов могло достигать 9 человек (обязательно нечетное количество). В набор привозимых с собой продуктов входили три бортхи водки, связки борцоков, сладости для детей, туша свежезабитого барана вместе с овчиной. Сваренная голова привезенного барана вместе с другой пищей подносилась в качестве жертвоприношения родовым божествам в доме отца невесты. Особую обрядовую символику имели предметы, привозимые сватами: белый платок с завязанными в него серебряными монетами и клей. Белый платок символизировал чистоту помыслов, клей означал неразрывность брачного союза, а серебряные монеты – символ богатства, счастья, долголетия. Обряд сватовства у калмыков обязательно включал в себя обмен подарками. Состоятельные семьи в качестве подарка родителям невесты привозили дорогие шубы и приводили коня. В малообеспеченных семьях ограничивалось дарением наплечной одежды, платков, поясов и т.п. Прибывших со стороны жениха гостей, в свою очередь, должна одарить сторона невесты. Между сватовством и проведением основных свадебных церемоний нередко проходило несколько лет, и для обеих семей это связано с большой хозяйственной подготовкой.

В структуре традиционной свадебной обрядности калмыков четвертый визит носил название смотрины жениха. На смотрины приезжал сам жених с большой группой родственников и друзей численностью до 30 человек. Они привозили спиртное в обязательных четырех кожаных сосудах бортх, кумыс, сладости, чай, сваренное мясо нескольких баранов. Главное содержание обрядовых действий – знакомство жениха с родными невесты.

Одним из заключительных этапов подготовки сторон к свадьбе были кройка и шитье постельных принадлежностей и одежды. Эти обрядовые действия совершаются во время пятого визита родных жениха к невесте.

Свадьба – переломный момент в жизни каждого человека. Несомненно, что в первую очередь она имела социализирующее значение. По бытовавшему у калмыков мнению, человек только после свадьбы становится человеком. Близкие родственники обеих сторон оказывали посильную финансовую и материальную помощь в сборе необходимых средств для проведения основных свадебных церемоний. Традиционная калмыцкая свадьба состояла из следующих обрядов: выезд свадебного поезда со стороны жениха, встреча гостей родными невесты, обряды проводов и увоза невесты, встреча свадебного поезда стороной жениха, поклонение невесты и обряды вхождения в новую семью.

Для проведения основных свадебных церемоний сторона жениха определяла благоприятный день и оповещала родных невесты. У калмыков за невестой ездил сам жених в сопровождении большого количества друзей, мужчин-родственников по отцовской линии, двух замужних женщин.

По традиции свадебный поезд не подъезжает сразу к дому невесты. Сначала они получали разрешение от родственников невесты. Для этой цели отправляли в дом невесты специального вестового, верхом на лошади. С собой он вез угощения в виде молочного продукта, водки, сладостей и масла. Затем родные невесты разрешали въезд свадебного поезда жениха.

Свадебное пиршество продолжалось до утра. Калмыцкая свадьба – не только шумное пиршество с обильным угощением, танцами и песнями, но и своеобразное состязание между двумя родами: в мастерстве исполнения песен и танцев, в умении использовать в дискуссиях образцы устного народного творчества. Суть свадебной игры – противоборство двух роднящихся сторон, желание каждой стороны показать остроту ума, находчивость, умение вести полемику, стремление показать свое превосходство.

Точное время увоза невесты указывал монах-астролог, который присутствовал на пиру. Увозили невесту обычно на рассвете. По знаку астролога один из родственников жениха пробирался к невесте и касался ее рукой, что служило началом обряда увоза невесты и отделения от родного сообщества. Прощание невесты сопровождалось протяжными песнями в пределах дома. По традиции она угощала своих родных, поднося им напитки с песнями, в которых выражалась скорбь по утраченной девичьей свободе, любовь к родителям, печаль по поводу разлуки с родным домом, подругами. Прощание сопровождалось плачем невесты. Считалось, что чем горше будут рыдания, тем благополучнее будет ее новая жизнь.

Жениха и невесту со свитой встречали его представители на большом расстоянии от дома. Одного из возвращающихся домой высылали в качестве вестового в хотон жениха. Участники свадебного поезда и представители встречались на некотором расстоянии от хотона жениха, где совершали возлияние духам – хозяевам местности и угощались сами. Невеста должна была въехать в хотон жениха верхом на лошади. Прибыв на место, сразу начинали собирать кибитку молодых.

Во второй половине дня исполнялся обряд принятия невесты в род мужа. Перед обрядом бракосочетания происходило поклонение невесты новым родственникам, родителям мужа и семейному очагу. Невеста совершала на пороге троекратные поклоны солнцу как источнику света, тепла, жизни; большой берцовой кости овцы – просила о даровании ей сына; семейному очагу как символу семьи; духам предков; отцу и матери мужа.

До заката солнца проводили обряд бракосочетания, который совершал священнослужитель в кибитке родителей жениха. Молодым вручали обрядовую берцовую кость: жених держал ее левой рукой, а невеста правой. После слушания молитв, молодые совершали троекратные поклоны на пороге и у семейного алтаря. Завернув в ткань берцовую кость, символ брачного союза, помещали за изображения божеств и хранили там постоянно. Перед брачной ночью производилась смена одежды и прически у невесты. Заменив одежду, заплетали две косы, на которые надевали чехлы для кос из черного атласа, бархата или сатина. На конце чехлов прикрепляли серебряные подвески в виде стрелы.

Свадебное гуляние у калмыков длилось до трех суток. По окончании свадьбы родные невесты уезжали домой, одаренные подарками. Обряды принятия в род мужа завершались на следующий день после свадьбы. Утром невестка шла в кибитку родителей жениха варить первый свой чай в семье мужа, на который собирались самые близкие родственники.

К числу послесвадебных обрядов относятся посещение родных невесты и ее приезд к родителям, завершавшие свадебный цикл. Родители невесты посещали ее примерно через месяц после свадьбы. Мать невесты давала ей последние наставления как вести себя в семье мужа, делала подарки. Очередная встреча происходила примерно через год, когда молодая приезжала домой погостить. Обычно это происходило после рождения первенца. Молодую женщину сопровождали два-три близких родственника мужа. У калмыков по качеству и количеству подарков после посещения родных судили о состоятельности всего рода новобрачной. Этим объясняются богатые подарки, в число которых входили отары овец в несколько тысяч голов или десяток лошадей.

За последнее столетие структура свадебной обрядности претерпела значительные изменения, вызванные переходом от кочевого образа жизни к оседлому, иноэтничным окружением, периодом депортации калмыков в Сибирь и т.д. Из структуры калмыцкой свадьбы полностью исчезли многие этапы. Современная калмыцкая свадьба состоит из следующих этапов: знакомство, сватовство, свадьба, приезд родных невесты к родственникам жениха после свадьбы, знакомство новобрачных с родственниками обеих сторон. В настоящее время в основном свадебная церемония проводится за один день. Практика дарения наплечной одежды частично утрачена. При проведении обрядов на стороне невесты символически шьют новую подушку, что, вероятно, заменило собой бытовавший в прошлом ритуал шитья постельных принадлежностей молодым. Символические черты имеет и ритуал битья родных жениха при выносе приданого невесты. Прежде чем войти в дом жениха, невеста совершает поклоны на пороге. Вместо войлочной подстилки используют специально привезенный небольшой матрас. Сохраняется практика подношения родовым божествам, подношения сакральных цветовых маркеров. В наше время сложился своеобразный ритуал: после бракосочетания молодые в сопровождении родных обходят (объезжают) главные достопримечательности города. В число таких мест входит: скульптура Будды Шакьямуни, Пагода Семи дней в центре города, главный хурульный комплекс, а также памятник жертвам депортации «Исход и возвращение». Городское население активно практикует проведение свадебного вечера совместно двумя семьями, что диктуется экономическими причинами. Накануне брачной ночи невесте символически делят волосы на две половины, хотя с современными короткими прическами это сделать бывает сложно. По желанию родителей мужа по традиции невесте символически дают новое имя.

Заключение

Калмыки – монголоязычный народ, и это обусловило общность их культуры с культурой бурят и монголов. Генетическое родство, контакты, сходный характер хозяйства определили общность традиционных представлений, верований, обрядов, культов. Но уже на самых ранних этапах западные монголы – ойраты – являлись самостоятельным объединением племен с характерными для них особенностями культуры. Дальнейшая история ойратов и калмыков, их уход с исконных мест кочевий, изолированность от монголоязычного и буддийского мира, контакты с новыми соседями в приволжских степях, формирование различных этнотерриториальных групп внутри калмыцкого народа обусловили своеобразие буддизма в Калмыкии, специфическими чертами которого являются:

Определенный консерватизм, сочетающийся с возникающими в смлу ряда причин нововведениями;

Возможное на раннем этапе сосуществование традиций двух тибетских буддийских школ: Сакьяпа и Гелугпа, но официально признаваема была только Гелугпа – в сфере вероучения действова ли ее канонические установки;

Прямые связи с Тибетом в XVII – первой половине XVIII в.;

Полный контроль со стороны царской администрации в XIX – начале XX в. за состоянием дел буддийской калмыцкой церкви;

Деление хурулов на большие и малые, произведенное искусственным путем;

Ограниченная структура должностной иерархии хурулов;

Наличие у хурулов крепостных – шабинеров;

Отсутствие института перерожденчества.

Самостоятельностью обладала календарная обрядность калмыков, обусловленная хозяйственно-культурным укладом жизни их предков – ойратов, сочетавших скотоводство с земледелием, в отличие от монголов и бурят, чья традиционная обрядность – чисто скотоводческая.

В собственно храмовой обрядности калмыцких хурулов отмечается терпимость к нововведениям: это и введение новых дат службы, заимствование обрядов у других буддийских народов, установление собственно калмыцких канонов.

Исследователями отмечалась и такая специфическая черта, как утрата культа «ова» родовых признаков: на курганах «ова» калмыки поклонялись не конкретным родовым покровителям, а общенациональному покровителю Цаган аав.

Обряды жизненного цикла также обладают чертами, отличающими калмыцкую ритуальность от традиций родственных народов – буддистов.

Все эти специфические черты калмыцкого буддизма формировались в течение долгого времени. Истоки их уходят вглубь, к периоду сложения сначала ойратского, а затем калмыцкого народа.

Ничто не остается постоянным. Традиции всегда оспариваются, появляются новые. Эти две тенденции переплетены и взаимосвязаны. На наших глазах исконно калмыцкие традиции претерпевают изменения, входят в нашу жизнь в обновленном виде. Пример тому – вновь открытый хурул, где обрядность переживает такое видоизменение. Пока храмовая обрядность не только ведется на тибетском языке, но и не отличается от монгольской и бурятской. Многое зависит от новых кадров буддийского монашества, от их связей с последними носителями традиций. Верится, что со временем продолжится дело, начатое Зая-пандитой, и буддийские тексты как некогда прозвучат на подлинно калмыцком языке.

Но как ни обстояли дела с обновлением обрядности, старое – это наше наследие. И не растерять его, помнить о нем – наша задача, так как это часть этнической, духовной культуры ойратов и калмыков.

Список использованной литературы

  1. Авляев Г. О., Происхождение калмыцкого народа, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
  2. Бакаева Э. Б., Буддизм в Калмыкии, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1994г.
  3. Бакаева Э. Б., Жуковская Н.Л., Калмыки, Москва, Наука, 2010г.
  4. Катушов К. Л., Навеки вместе, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1989г.
  5. Митиров А. Г., Истоки, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
  6. Ользеева С. А., Калмыцкие народные традиции, Элиста, «Джангар», 2007г.
  7. Эрдниев У. Э., Калмыки,Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1985г.
  8. Статья: Правительство России утвердило оргкомитет по празднованию юбилея – газета «Известия Калмыкии» от 10.02.2006г.

Семейные обряды народов Поволжья. Свадьба.

Рис. 1.

Самый важный обряд у всех народов – свадьба. Ей обязательно предшествуют встречи и знакомства во время сельскохозяйственных работ и на вечёрках. Время свадеб у разных народов наступало не одновременно. Например, русские играли свадьбу осенью, когда заканчивались работы в поле и было много продуктов. Чуваши играли свадьбы в июне, после сева. Решение о вступлении в брак принимали родители, ценились в будущей жене не красота, а трудолюбие и душевные качества. При этом не исключались любовь и взаимность молодых.

Запрещались браки близких родственников, а у калмыков до 10, а порой до 49 колена! Это значит, что у калмыков тщательно велись семейные родословные.

Обязательными этапами свадьбы у всех народов были сватовство, сговор, во время которого определяются время свадебного пира, расходы семей и размер приданого, девичник и свадьба. Сама свадьба представляла собой сложный спектакль, который длился несколько дней.

Начинался обряд сватовства. Ближайшие родственники жениха, а у русских – женщина-сваха приезжали в дом невесты. Сватов усаживали на почетное место (у русских – под иконы, у мордвы – под главную потолочную балку-матицу). Начинался иносказательный разговор о товаре и купце, у чувашей во время сватовства шел разговор о поисках потерявшейся стрелы.

Необычным было сватовство у древней мордвы. Накануне сватовства отец жениха привозил к дому девушки хлеб с медом, клал его на воротный столб, стучал в окно и уезжал. Если девушку еще не хотели выдавать замуж, то устраивали погоню и должны были возвратить хлеб. Такой обычай имел смысл, когда дочь сватали в бедный дом. В том случае, когда свата не догнали, то давали согласие на брак. В мордовском свадебном обряде присутствовало три сватовства, после второго свадьбу еще можно было отменить. В ряде мест у мордвы и у русских существовал обычай «дом глядеть», когда родственники невесты знакомились с хозяйством жениха.

Просватанная девушка уже не ходила на посиделки, а занималась приготовлением приданого, подарков жениху и его родне. Она уходила в чужой дом и поэтому несколько вечеров (у мордвы до пятнадцати вечеров) причитала и плакала. У калмыков выданная замуж женщина никогда не заходила в родной дом и меняла имя. В ходе сватовства договаривались о плате за невесту. У русских эти деньги называли кладкой, у мордвы, чувашей и татар, калмыков – калымом. Калым мог иметь не только денежное выражение, он мог быть представлен продуктами. Размеры калыма зависели от степени зажиточности семьи жениха. Бедные семьи платили несколько рублей, среднезажиточные – 100-200 рублей.

У чувашей калым зависел от приданного. Например, если за невесту давали 15 мужских рубах, отрез ткани и женское головное полотенце-сурпан, то калым представлял собой 30 фунтов (1 фунт = 400 граммов) меда и 3 четверти водки. У калмыков в калым входили: шуба отцу девушки, лошадь с седлом – брату. Самым большим калымом отличались татары. Наиболее зажиточные из них платили несколько тысяч рублей. Девушка с момента свадьбы переходила в другое хозяйство и всю жизнь работала на новую семью. Этот обычай означал продажу рабочих рук невесты. Порой жених увозил невесту самовольно (умыкал), чтобы не платить большой калым. Свадьбу все равно играли, но более скромную. Порой родители девушки знали о готовящемся похищении.
Приданое готовили все девушки. В него входила одежда. У калмыков в приданое требовались принадлежности кибитки, а богатые давали еще и скот.

У всех поволжских народов перед свадьбой устраивался девичник, на котором исполнялись песни, невеста дарила подругам подарки. У калмыков подарки получала и невеста.

Приглашались на свадьбу все родственники. Будущие гости получали у чувашей специальные свадебные хлебцы. С этого начиналась чувашская свадьба. Несколько дней жених и невеста ездили каждый по своим родственникам, развозили хлебцы получали угощение. Ночевали они в гостях. Наконец, в последний день, жениха одевали в свадебную одежду, совершали моления духам и ехали в дом к невесте. Сначала жених выкупал ворота, при этом происходило настоящее состязание в песнях и плясках. Невеста в это время сидела за печкой и плакала. Жених увозил ее в свой дом, здесь покрытая платком невеста усаживалась в углу. Родственники жениха заглядували под покрывало и рассматривали невесту. Потом начинался обряд «хождение по кругу», во время которого невеста растапливала печь, варила кашу, показывая родственницам жениха свои способности в области хозяйства. Затем молодежь плясала, гости пировали и ехали в церковь.

У русских и мордвы в свадебном обряде много общего. Сначала происходило венчание в церкви. Во время обряда невесте меняли прическу (заплетали две косы вместо одной) и надевали женский головной убор. После венчания все гости ехали в дом жениха на свадебный пир. Здесь родители встречали новую семейную пару хлебом-солью и осыпали хмелем. У мордвы невесте предстояло испытание – ей под ноги ставили сковородку с хмелем, девушка должна была ее оттолкнуть как можно дальше и перевернуть. На мордовской свадьбе подавались особый пирог «лукш» с 7-12 начинками и пирог с творогом. На дно сундука невесты, где хранилось приданое, клали ритуальный хлеб «здоровье». На второй день у русских и мордвы проходила шутовская свадьба или «потешный день». Во время этого обряда гости наряжались кто во что и шумели, били в горшки. Цель такого обычая – разогнать нечистую силу, которая могла проникнуть в дом вместе с гостями. В этот же день молодую заставляли мести пол. Гости в это время бросали мусор и деньги, они шли в пользу женщины. В этот же день молодая жена ходила по воду и по дороге ее обрызгивали водой. Такой обряд имел древний магический смысл. У мордвы на второй день свадьбы молодую жену называли новым именем, в зависимости от того, женой которого сына она была. Например, жену старшего сына во всех домах звали Мезява, жену среднего сына – Сернява, жену младшего сына – Вежава.

У калмыков и татар обряд заключения брака проходил дома. У этих народов невеста избегала встречи с женихом до свадьбы.

Татарская свадьба отличается рядом особенностей. Жених и невеста могли не увидеться друг с другом до свадьбы, а узнавали о суженом только будучи мужем и женой. На самой процедуре заключения брака они не присутствовали, невеста сидела в соседней комнате, а жених – у себя дома. Мулла (священник) делал запись о браке в специальную книгу. О желании вступить в брак молодые сообщали через доверенных лиц. У татар проходило несколько свадебных пиров. Главный пир – мужской – в доме невесты. Он продолжался несколько дней. Здесь обязательно подавали мед и масло, а также сладкий напиток шербет. Через несколько дней совершался женский пир. Он назывался «смотреть подарки». Угощение на этом пиру на самом деле сопровождалось рассматриванием подарков для молодых. Через несколько дней или недель молодой муж впервые приезжал в дом к жене и жил в ее доме 3 дня. Затем он навещал супругу раз в неделю, по четвергам. Так могло продолжаться довольно долго. Наконец, жена переезжала в дом к мужу. По этому поводу совершался третий пир. На нем обязательно подавали большое пирожное «коктыш». Каждый гость забирал с собой кусочек.

Очень сложен калмыцкий свадебный обряд. Во-первых, проходило 3 сватовства, каждый приезд сватов сопровождался вручением подарков невесте и детям. После третьего сватовства девушка считалась обрученной. Калмыцкая свадьба была очень дорогой, поэтому родные нередко оттягивали срок свадьбы, порой от года до 3 лет.
Свадебный обряд начинался с поездки жениха с целой тушей барана, пир при этом длился всю ночь. Затем жених приезжал еще трижды, во время третьей поездки жених забирал невесту с собой. При въезде в селение жениха невесту закрывали голубой тканью. Перед кибиткой молодых вскрывали тюки с приданым и вносили вещи в дом, невеста с родственницами усаживались за пологом, на кошме.
Начиналось предварительное угощение. Затем начиналась подготовка к обряду приема молодой в род мужа, он проходил возле кибитки родителей мужа. Молодая садилась перед порогом кибитки, на улице. Она по три раза кланялась очагу, предкам и божествам. После поклонов родителям мужа молодая считалась принятой в род мужа. Ставропольские калмыки соблюдали народные обряды, но при этом соблюдали христианские и венчались в церкви.

Народы Поволжья.
Т. А. Якимова. Малая музейная энциклопедия. Тольяттинский краеведческий музей 2006 г.
(приводится в сокращении)

20.01.2013 13:15

В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось до неузнаваемости, даже время измеряется иными мерками, оно бежит, не давая порой людям опомниться. А вместе с ним меняются и обычаи.Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то нынче сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелюнгом, он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек (целвг), конфеты, печенье. Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию.

В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш плохой* сын и ваша плохая* дочь решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку, мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья И благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости».

Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. Те, отведав вкусных яств, Не скрывают удовольствия, что дает право старшему свату со стороны жениха произнести следующую речь: «Нам приятно видеть, что наше угощение пришлось вам по вкусу, полагаем, что такое выражение удовольствия можно принять за знак согласия. И по такому случаю позвольте произнести йорял:

Күндтя худнр!
Кезә чигн иигҗ
Кен негән медлцҗ
Амн үгән келлцҗ
Амр-тавар бәәҗ
Татҗ тасршго элгн-садн болҗ
Нег-негндән түшг болҗ
Нәр-наадан кеҗ
Амрч, җирһҗ бәәцхәй!

Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты собственно и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в олгц; о выкупе за невесту, в частности, об угощении; о приданом; о подарках (омскул) для сватов; о подушке.

Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - омскулин ця, потому что одновременно гостям дарят омскул - подарки: мужчинам рубашки, женщинам - отрез на платье или платок. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой.

Свадьбу нынче тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек.

За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним должны exать две женщины, жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца, И качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), баранье мясо, живого барана, чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье).

Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке и вначале сумку с гостинцами для невесток (берячудт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом. Кстати, среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: Первым садится старший сват, за ним женщина постарше, за ней молодая женщина, и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит йорял. Во время йоряля на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда дееж, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, ставят варить, расчленив его по суставам ножом. Этим мясом угощают внуков и племянников со стороны матери.

Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню:

«Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг»

(Если дождь идет, то пройдет время и он перестанет, Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет, Если гости в доме, то пора им и честь знать...)

Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока тс произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят поря л с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину. Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома. Этот платок невеста не имеет права никому отдавать. Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха.

Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица.

В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йорял, одаривают подарками (омскул). Для них поется протяжная песня (ут дун). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок.

Свадебное веселье в доме жениха, между тем, продолжается. Наконец, гости разошлись, все успокоились. Но остается соблюсти еще некоторые ритуалы. Во-первых, еще до полуночи разделить волосы (в старину девушки носили косы) девушки надвое. Во-вторых, перед очагом (сейчас печей в доме нет, поэтому молится невеста перед бурханом), где стелется войлок (коврик, привезенный невестой из дома), невеста должна встать на колени и помолиться богу. Невеста должна переодеться в одежду, приготовленную для нее в доме жениха. За спиной невесты в это время должен встать молодой парень, который наклоняет голову невесты вперед семь раз, но наклонять следует каждый раз после того, как кто-либо из пожилых родственников произнесет имя предка, называя их по очереди до семи поколений. Есть поверье, что невеста кланяется предку по его повелению.

После соблюдения этих ритуалов сварить калмыцкий чай и преподнести его родителям жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем.

Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя нынче этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Дочь, войдя после замужества в родительский дом, посыпает перед собой дорогу белой мукой, то есть прокладывает себе белую дорогу. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов.

Так проходит свадьба у калмыков в наши дни.

Максаева Мария Сергеевна

Этнография. Национальные традиции калмыцкого народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Сарульская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Бичкн Төрскм»

Номинация «Этнография»

Тема работы «Соблюдение национальных традиций в современных калмыцких свадьбах»

Подготовила: Максаева Булгун Сергеевна

ученица 9 класса

Руководитель : Максаева Эльза Николаевна

Учитель информатики

п.Сарул, 2017 год

Введение………………………………………………………………………….2-3

Современная калмыцкая свадьба…………………………………………....4-10

1 глава. Сватовство………………………………………………………………4-5

  1. Встреча гостей..………………………………………………………………4
  2. Договор сватов……………………………………………………………….5

2 глава. Свадьба……………………………………….………………………..6-10

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. ……………….………………..……6-7

2.2. Проводы невесты………………………………………………………………8

2.3. Свадебные обряды в доме жениха……………………………………….9-10

Заключение…………………………………………………………………..…11-12

Список источников и литературы ……………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………….…14-16

Опросный лист…………………………………………………………………….17

Введение

Актуальность темы исследования. У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают жить, потому что праздники - это сердце народа.

Калмыцкие народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, чем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и заканчивая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Калмыцкая пословица гласит: «Человек, не знающий и не понимающий своего языка, словно забывший свою родную мать»

В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.

До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

На всех этапах своего развития человек был тесно связан обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения. В настоящее время теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре. Многие из моих знакомых не знают важные традиции, обычаев калмыцкого народа. А ведь значение обычаев и традиций являются очень важными. Объект моей исследовательской работы: изучение свадебного обряда калмыков, проживающего на территории Черноземельского района Республики Калмыкия.

Цель моей исследовательской работы является сохранение и развитие народных традиций и обычаев калмыков.

Предмет исследования . Мы хотим понять, насколько сохранены традиции национальной свадьбы в нашем районе. Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколения к поколению обычаев, обрядов, культуры своего народа. В наше время в свадебную культуру привнесено много европейского: продажа туфелек невесты, проведение свадеб в ресторанах, сама церемония бракосочетания, блюда на свадебном столе, продажа свадебного торта, собирание денег в ползунки…А наши калмыцкие традиции забываются.

Задачи:

1. Исследовать свадебные обычаи калмыков.

2. Выявить факт сохранения особенностей обычаев и обрядов в современных калмыцких..свадьбах.

Материалы исследования . При написании работы использовались:

1. Русско-калмыцкий словарь. М., 1965. С.161.

2. Русско-калмыцкий словарь М. С.181.

3. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков. Элиста, 1982. С.16.

4. Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста, 1989. С.8.

Устные источники: Респонденты из п.Кумской – семья Дорджиевых, из п.Ачинеры – семья Эрдниевых, Мукабеновых, из п.Сарул – семьи Максаевых, Таскировых, Спиридоновых.

Современная калмыцкая свадьба

I глава. Сватовство

Мною были опрошены респонденты из 6 семей: 3 семьи из посёлка Сарул, 2 семьи из посёлка Ачинеры и одна семья из посёлка Кумской. Проанализировав полученную информацию, можно сделать вывод, что в свадебных обычаях и обрядах прослеживается общее. Можно описать типичную современную свадьбу следующим образом:

1.1. Встреча гостей. В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось до неузнаваемости, даже время измеряется иными мерками, оно бежит, не давая порой людям опомниться. А вместе с ним меняются и обычаи. Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то в наше время сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелүнгом (служитель), он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек, конфеты, печенье . Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию.

В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш «плохой» сын и ваша «плохая» дочь решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья и благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости».

1.2. Договор сватов. Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. Те, отведав вкусных яств, не скрывают удовольствия, что дает право старшему свату со стороны жениха произнести следующую речь: «Нам приятно видеть, что наше угощение пришлось вам по вкусу, полагаем, что такое выражение удовольствия можно принять за знак согласия. И по такому случаю произносится благопожелание.

Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в өлгц (ткань белого цвета, куда заворачиваются нитки или ленты цветов, являющимися культовыми для рода невесты; в этой цветовой гамме, как правило, исключается чёрный и жёлтый цвета); Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - өмскүлин цә, потому что одновременно гостям дарят өмскүл - подарки: мужчинам рубашки на правое плечо, женщинам - отрез на платье или платок на левое плечо. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой.

II глава. Свадьба

Свадьбу в наше время тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек.

За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним две женщины (эмгн, бер), жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца, и в качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), сваренное баранье мясо, живого барана (И менно баран или овца выступает знаковым символом принадлежности женщины сразу двум родам: с выходом замуж женщина у калмыков считается новым членом рода мужа, но не порывает полностью отношений со своими родными. Её родные должны совершить обряд жертвоприношения огню и «завершить» переход родственницы в новый род на сакральном уровне.), чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье).

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке: вначале сумку с гостинцами для невесток (берәчүдт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом (приложение № 1). Среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения и кисломолочный «цаһан идән» и «өлгц» расценивались как подношение жениха роду невесты, поэтому именно с этими предметами он входил последним в дом невесты . В наши дни эту функцию выполняет самый младший член свадебной делегации. О выкупе за невесту, об угощении; о приданом; о подарках (өмскүл) для сватов; о подушке. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: первым садится старший сват, за ним женщина постарше (эмгн), за ней молодая женщина (бер), и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит благопожелание. Во время благопожелания (йөрәл) на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда для подношения к алтарю, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, расчленив его по суставам ножом, угощают внуков и племянников со стороны матери .

Улучшив подходящий момент, представительницы свадебной делегации (эмгн, бер) приступают к обряду кройки и шитья наволочки для подушки, идентифицируемой в наше время со всеми постельными принадлежностями. В работе используется новая подушка, инструменты и материя, привезённые мастерицами с собой. Приготовленное изделие, четыре угла которого смазываются маслом или молоком, выставляется на всеобщее обозрение и благословение (Приложение №1). Изготовившие подушку женщины выставляют на стол своё угощение (водку, борцоки, сладости, чай). Обряд называется «дер йөрәлһн» (благословение подушки). Все присутствующие произносят йөрәл, в которых выражаются традиционные для данного обряда пожелания: «чтобы изделие долго служило тем, кому оно предназначено, а адресаты жили долго и счастливо и оставили большое потомство». Произносящие йөрәл, как правило, подкрепляют свои добрые пожелания деньгами, которые кладутся на подушку. Собравшиеся деньги вместе с подушкой, наставлениями и благопожеланиями эмгн, бер передают молодожёнам по возвращению домой. Готовое изделие забирают (раньше умыкали) представители невесты, прячут его и обговаривают между собой размеры выкупа.

Она выкупается стороной жениха накануне вывода невесты.

2.2. Проводы невесты. Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню:

«Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг»

(Если дождь идет, то пройдет время, и он перестанет, Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет, Если гости в доме, то пора им и честь знать...)

Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока те произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят йөрәл с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину (Приложение №2). Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, и отпивает молоко у алтаря. Накануне свадьбы у невесты срезают часть ногтей и волос, это делается символически, для того чтобы невеста «не забрала с собой счастье семьи, из которой она уходит» . (Стоит заметить, что этот обычай соблюли лишь несколько респондентов) Затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома (Приложение №2). (Обряд соблюдался у торгоутов) Этот платок невеста не имеет права никому отдавать.

В некоторых опрошенных семьях бабушки пели протяжные песни, которые должны были вызвать слезы на глазах у невесты.

Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов (Приложение №2). Но у торгоутов невесту выводит старший (ахлачи) мужчина. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха.

2.3. Свадебные обряды в доме жениха. Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица.

Прежде чем войти в дом своего жениха, невеста обязана соблюсти еще некоторые ритуалы. Во-первых, перед очагом (сейчас печей в доме нет, поэтому молится невеста перед бурханом (Приложение № 3), а в некоторых семьях прямо у порога), где стелется войлок (коврик или матрац, привезенный невестой из дома), невеста должна стать на колени и помолиться (Приложение №3). Невеста должна переодеться в одежду, приготовленную для нее в доме жениха. За спиной невесты в это время должен встать молодой парень, который наклоняет голову невесты вперед семь раз, но наклонять следует каждый раз после того, как кто-либо из пожилых родственников произнесет имя предка, называя их по очереди до семи поколений. Есть поверье, что невеста кланяется предку по его повелению. И во время этого обряда кидают кусочки жира в родственников жениха. Во-вторых, разделить волосы (в старину девушки носили косы) девушки надвое .

В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йөрәл, одаривают подарками (өмскүл). Для них поется протяжная песня (ут дун). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок.

Особым подарком вознаграждалась свекровь, ей привозили белые шаровары (шалвр), в честь признания её материнских достоинств, в знак благодарности чреву матери. В этих шароварах она должна станцевать для гостей.

Свадебное веселье в доме жениха заканчивается. Утром невеста варит калмыцкий чай и преподносит его родителям жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем.

Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя в наше время этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов.

Веками сложившийся устойчивый комплекс свадебных обрядов калмыцкого народа в наше время стараются во многом соблюдать.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями поселка мы пришли к выводу , что:

Калмыцкий народ имеет богатое культурное наследие, которое старшее поколение старается передать последующему;

Калмыки всегда трепетно и ответственно относились к соблюдению своих традиций, это и уважение к старшим, забота о младших, поддерживание родственных отношений, знание истории своего народа.

Как выяснилось, многие молодые жители нашего поселка убеждены, что знания обычаев и соблюдение их во многом являются залогом благополучной семейной жизни. Эти знания помогают быть уверенными в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая.

В нашей школе ведётся активная работа по изучению культуры калмыцкого народа, проводятся экскурсии в музеи, встреча со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом и на себя. Мы ощущаем себя представителями малочисленного, но богатого уникальным наследием калмыцкого народа. Миссия молодых людей - сберечь, сохранить родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. В то же время мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас, подрастающее поколение. С каждым годом все меньше остается представителей нашего старшего поколения – тех, кто в совершенстве владеет родным языком, для кого традиции и обычаи являются не просто формальностью, но неотъемлемой частью нашей жизни, его духовной составляющей – всем тем, что и делает наш немногочисленный народ таким уникальным, самобытным. И наш долг сохранить наш язык, наш фольклор, наши замечательные традиции, веками передававшиеся от поколения к поколению, вобравшие в себя мудрость наших предков, их надежды и чаяния, лучшие качества нашего маленького народа. Забыв все это, мы просто перестанем существовать как нация.

Мне очень хотелось бы внести свою лепту в это большое дело. Когда я буду выходить замуж, я очень постараюсь, чтобы моя свадьба была сыграна как настоящая калмыцкая свадьба.

Фото взяты из семейного архива.

Очень интересно проходит Калмыцкая свадьба. Она начинается со сватовства, когда родители жениха едут к невесте с ящиком водки, сваренной тушкой мяса, борцоками, сладостями. Все это на калмыцком называется "Кʏʏкнд əрк зɵɵлhн". Едут сватать от 5 до 8 человек. "Кʏʏкнд əрк орулна", отец, мать, дяди, тети со стороны жениха. Будущие сваты стараются их встретить очень хорошо. Накрывают на стол, зовут самых близких родственников, гостей. Будущие сваты угощают своих гостей привезенным мясом, кроме кyзyн. Кyзyн остается дома, по обычаям калмыцкого народа должен съесть сам хозяин со своей семьей. Кузунəс отделяют сеер, его преподносят на алтарь для божества. На алтарь также преподносят хальмг цə дееҗ, мясо, сладости, также на алтарь обязательно следует положить монетки «шар, цаhан шаальг шуульг» Среди гостинцев которые нужно будет повезти на сватовство следует положить толhа (верхнюю часть) хойр шиир, хотта цусн, нег бɵɵр, зyркн, элкн. Обязательно везти ЗYРМ. Он делается из следующих наименований «ɵрч махн», «хотрха»(ирдг), «сəн-сəнгрцг». Все это нарезается в длину, обматывается тонкой кишкой и варится отдельно. Когда сварится «ууц» у него срезают «хальмнь», это такая тонкая пленка на мясе. Делают и пекут много боорцг, тоhш, хавтха затем их нанизывают на нитку. На сватовстве решают какие цвета нитки должна привезти на свадьбу жениха невеста- «ɵлгц». Вместе с названными цветами нитки привозят белую рубашку. «ɵлгц» завязывается с несколькими монетками на кончике белого материала. «ɵлгц» остается и хранится дома у родителей жениха, а белцю рубашку отдают в хурул. СВАДЬБА. Сторона жениха едет за невестой. За невестой едет целая делегация. АХЛАЧ-главный человек в делегации. Им может быть родной дядя жениха, или близкий родственник. Нельзя отправлять главным дядю со стороны мамы. Родственники и дяди со стороны мамы могут ехать только седьмыми или восьмыми в делегации. В составе делегации могут ехать только две женщины- ЭМГН и БЕР. Их миссия заключается в том, что они шьют наволочку для подушки, которую привозят с собой. Подушку можно выкрасть и спрятать для получения выкупа со стороны жениха. Прежде чем начать шить наволочку АХЛАЧ руками немного рвет краешек материи, после этого ЭМГН или БЕР приступают к шитью наволочки. После того как сошьют наволочку БЕР йовhар биилəд дер hадртнь əмтнəр йɵрəлhʏлнə. Когда свадьба собирается домой, начинают грузить приданное невесты. К тем кто выносит и грузит мебель на машину полагается прикоснуться (чаще всего бьют). Пока таскают мебель, АХЛАЧ заходит и прикасается к правому плечу невесты. Это означает, что невеста принадлежит стороне жениха. Зулдан мɵргəд невеста прощается с родителями, братьями, сестрами, родственниками и с женихом выходят на улицу. Ев в машину невестка не должна оглядываться. На ту машину, которую грузят приданным нужно завязать с правой стороны большой, красивый платок. На кончике платка следует завязать 2-3 монетки. По приезду машины к стороне жениха, платок снимают и отдают самой молодой снохе. Прежде чем завести в дом невесту, с ней проводят особенный обряд поклонения «Бер мɵргʏлhн». На самое почетное место садятся родители, родственники жениха. Один мужчина стоит с чашкой с кусочками жира, а второй наклоняет голову невестки, которая на коленях стоит на матраце и при каждом слове «мɵргвə» наклоняет голову. Первые куски жира кидают сказав «окн тенгрт», «шар нарнд», «эк-эцктнь», «авhднь», «авh-бергнднь»



 

Возможно, будет полезно почитать: