Каких костей нет у младенца. Скелет и его возрастные особенности. Особенности строения костной ткани новорожденного малыша


Формирование костного скелета, который словно прочный каркас удерживает все тело, представляет очень длительный процесс. Его эффективность зависит от таких факторов, как функционирование внутренних органов, содержания определенных химических веществ в крови и общего состояния организма ребенка. И все же самым важным условием нормального и полноценного развития костей является правильное функционирование фосфорно-кальциевого обмена. Не менее важен для формирования скелета витамин D.
Кости начинают формироваться во внутриутробном развитии на первых неделях беременности и к концу 15-й недели организм будущего ребенка и его костный аппарат уже полностью сформирован. Но продолжается этот процесс достаточно длительное время, вплоть до полового созревания в подростковом периоде. Поэтому очень важное внимание необходимо уделять достаточному поступлению кальция, фосфора и витамина D уже в период беременности.

О роли кальция в организме:

Кальций - это элемент, который в достаточном количестве присутствует в организме человека. Кости состоят из кальция на 99%. Кроме этого, он отвечает за нормальное функционирование нервов, мышц и участвует в регуляции свертывания крови. Также кальций чрезвычайно важен для правильного формирования и роста зубов у ребенка.

Внутрь организма кальций попадает преимущественно с пищей - молоком и молочными продуктами.

Важно! Суточная потребность в кальции составляет:

У детей от 0 до 6 месяцев 400 мг в сутки;
- У детей грудного возраста от 6 месяцев до 1 года - 50 мг на 1 кг массы тела. Так, малыш во втором полугодии жизни должен получать в сутки около 600 мг кальция. Необходимо учитывать, что в 100 мл грудного молока содержится 30 мг кальция,   а в 100мл коровьего молока – 120 мг кальция;
- От 1 года до 10 лет – 800 мг кальция в сутки;
- Детям в возрасте от 11 до 25 лет – 1200мг в сутки.

О роли фосфора:

Фосфор составляет не более 1% от массы тела человека. Около 85% его сосредоточено в костях, а остальное количество в мышцах и тканях в виде соединений. Продукты, богатые фосфором - мясо и молоко. Чрезвычайно важный элемент для формирования костно-мышечной ткани и зубов.

Важно! Суточная потребность детей в фосфоре составляет:

От 0 до 1 месяца – 120 мг;
- От 1 до 6 месяцев – 400мг;
- От 7 до 12 месяцев – 500мг;
- От 1 до 3 лет – 800мг;
- От 4 до 7 лет – 1450мг.

Важно понимать, что при грудном вскармливании потребность малыша в фосфоре полностью удовлетворяется с молоком матери.

Особенности формирования костей:

Усваивание фосфора и кальция происходит в кишечнике. От нормального функционирования слизистой оболочки пищеварительной системы зависит успешность и полнота всасывания. Сквозь стенки кишечника фосфор и кальций транспортируется при помощи определенных химических соединений -витамина D3 или паратгормона, вырабатываемого паращитовидными железами.

Важно! В первую очередь для поддержания нормального уровня кальция и фосфора в организме важна диета. Оптимальное соотношение кальция и фосфора в потребляемой пище должно быть 2:1 соответственно. То есть кальция должно поступать в 2 раза больше, чем фосфора.

Необходимо учитывать, что при большом количестве кальция может развиться гиперкальциемия. Это состояние опасно тем, что на фоне увеличения количества кальция развивается острая нехватка фосфора, а также происходит обызвествление внутренних органов.
При избытке фосфора развивается гипокальцемия. На ранних сроках такого заболевания организм может справляться самостоятельно, но при затяжном течении возникает нарушение минерализации костей и их искривление.
Очень сильно влияет на формирование костного скелета и процесс усвоения жиров. В результате заболеваний печени, поджелудочной железы увеличивается вероятность нарушений в формировании костного скелета.
Немаловажным фактором, который мешает нормальному усвоению кальция, является так называемая алкализация пищеварительного тракта. Такое явление возникает при приеме обволакивающих лекарств, чрезмерного увеличения количества кишечной палочки. Такими нарушениями чаще всего страдают дети, которые находятся на искусственном вскармливании смесями на основе коровьего молока. Это легко объясняется тем, что при кормлении смесью кальций попадает в организм в виде нерастворимых солей и очень быстро выводится.
Фосфор значительно хуже всасывается при повышенной кислотности кишечника, а также при имеющемся избытке в организме кальция и магния.

Депо кальция и фосфора:

После всасывания кальций и фосфор распространяются по всему организму, в том числе и к костям. Там кальций откладывается в двух формах: легковыводимые и трудновыводимые отложения. Из легкорастворимых соединений кальций легко возвращается обратно в кров при возникновении гипокальцемии или при повышенной кислотности жидкостей внутри организма.

Важно! Повышенная кислотность крови развивается при длительных недомоганиях ребенка, например, при поносе. Это приводит к значительному уменьшению содержания кальция и фосфора в костной ткани малыша. Благодаря такому процессу в организме существует возможность в короткие сроки нормализовать уровень рН. Запасы израсходованных микроэлементов обязательно необходимо восстановить продуктами питания малыша.

У малышей, страдающих хроническими заболеваниями, при которых существенно нарушается уровень рН в крови (заболевания желудочно-кишечного тракта, почек) развиваются очень опасные нарушения такого механизма регуляции. В результате возникают серьезные нарушения фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к значительному замедлению роста ребенка из-за чрезмерного вымывания кальция и фосфора из костной ткани.

Механизм выведения фосфора и кальция:

Конечное звено фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка – почки. В них происходит фильтрация из крови жизненно важных элементов, в том числе кальция и фосфора. Они, в зависимости от потребностей организма либо возвращаются в кровь, либо выводятся с мочой из организма.

Важно! Факторы, которые обеспечивают бесперебойную работу этой системы – это достаточное количество витамина D3 и паратгормона, а также правильное функционирование почек. При нарушении в одном из этих трех факторов развивается достаточно сильное нарушение обмена фосфора и кальция.

У маленьких детей главными проявлениями таких нарушений являются размягчение затылочных костей и излишняя потливость.

О витамине D:

Под воздействием ультрафиолетовых лучей 7-дегидрохолестерол, содержащийся в коже человека, превращается в активную форму – холекальциферол (при этом на коже появляется легкий ожог, который мы именуем как загар). Это самая лучшая для организма форма витамина D3.

Важно! Искусственным образом невозможно воспроизвести холекальциферол. Принимаемый в составе поливитаминов или в монокомпонентых средствах он неактивен и в большинстве своем откладывается в жировой и мышечной тканях.

Одна часть витамина D3 метаболизируется в печени и ее излишек выводится с желчью или почками из организма. Другая часть метаболизируется в почках. Именно такая форма является активной и оказывает прямое воздействие на органы, которые участвуют в фосфорно-кальциевом обмене. Почечный метаболит витамина D3 ответственен за правильное всасывание в кишечнике кальция и фосфора и других веществ и закрепление их в костной ткани.
При избытке витамина D3 часть его откладывается в мышцах в неактивной форме.

Важно! При значительном возрастании содержания в организме витамина D3 развивается отравление ребенка. Существуют малыши, которые испытывают признаки отравления и при нормальном количестве витамина D3. Это связано с такими их особенностями и предрасположенностью. Таким детям требуется меньшее количество холекальциферола.

Симптомы нарушения фосфорно-кальциевого обмена:

Независимо от причин таких нарушений в начальной стадии они проходят практически бессимптомно.

Симптомы нарушения обмена фосфора и кальция в организме следующие:

Повышенное потоотделение в затылочной или других частях головы. Это самый первый признак, который может указывать на нарушения в обмене фосфора и кальция. Таким образом, организм начинает интенсивнее выводить из организма ионы хлора как с мочой, так и с потом, с целью компенсации дисбаланса;
Затылок малыша становится плоским и мягким на ощупь. Если наблюдаются такие симптомы, то уже с уверенностью говорить о наличии сбоя обмена кальция и фосфора в организме малыша;
Деформация костей. Развивается, как правило, если не было принято никаких мер по устранению нарушений обмена;
Переломы костей. Это очень серьезное и опасное осложнение заболевания, которое требует достаточно длительного или пожизненного лечения.

Признаки повышенного содержания витамина D3 в организме:

Сильная жажда. Соответственно, ребенок очень часто просится на горшок или мочится на пеленку;
- Повышенное отделение мочи;
- Отсутствие аппетита;
- Повышенное беспокойство малыша;
- Нарушения сна;
- Срыгивания;
- Рвота;
- Понижение тонуса мышц;
- Отсутствие увеличения массы тела;
- Скрытые симптомы: обызвествление почек, камни в почках, повышенное артериальное давление.

Диагностика:

Очень важно, чтобы доктор как можно раньше установил точную причину нарушения фосфорно-кальциевого обмена у ребенка. Это даст возможность назначить своевременное и правильное лечение.
При сборе анамнеза доктор обязательно уточняет у родителей, чем питается малыш. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то уточняется рацион матери.
Далее, выясняется, имеются ли у малыша проблемы с пищеварительным трактом, поскольку это может приводить к нарушению всасывания жизненно важных микроэлементов. В результате будет нарушено формирование костей у малыша.

Кроме опроса, доктор назначает ряд анализов, среди которых весьма информативными считаются такие:

Исследования кала;
Мазки для бактериологического исследования;
Анализ мочи на выявление выведенного из организма кальция. Для этого анализа мочу собирают утром натощак. На основании результатов этого анализа доктор делает заключение о наличии гиперкальциурии, которая связана в очень высоким содержанием витамина D3 в организме;
Анализ крови, который заключается в определении уровня содержания в плазме кальция, фосфора и щелочной фосфатазы – энзима, который говорит о нарастании новых клеток в костной ткани малыша). Благодаря такому анализу удается также установить правильность функционирования печени и почек;
Анализы крови и мочи на выявление правильности функционирования паращитовидной железы;
Определение уровня витамина D3 и его метаболитов. Этот анализ не является обязательным. Но может понадобиться, если никак не удается установить причину нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка. Этот анализ является очень сложным и требует ультрасовременного оборудования.

Лечение:

Важно! Никогда не давайте малышу по собственному желанию капли, содержащие витамин D3, поскольку его избыток в организме очень опасен. Любое лечение должен назначать только врач после предварительного обследования.

Основные направления лечения любого нарушения обмена кальция и фосфора сводятся к следующему:

Правильная диета. В зависимости от проблемы, доктор порекомендует продукты, которым необходимо отдать предпочтение, а от каких стоит отказаться или ограничить их употребление;
-         Кальций в больших количествах содержится в таких продуктах: свежие овощи (свекла, сельдерей, морковь, огурцы), фрукты и ягоды (смородина, виноград, земляника, клубника, абрикосы, вишни, ананасы, апельсины, персики), орехи, мясо, печень, морепродукты, молочные продукты.

Фосфором богаты такие продукты, как сыр, творог, печень, мясо, бобовые, цветная капуста, огурцы, орехи, яйца, морепродукты
- Дополнительный прием витамина D3 в составе лекарственных препаратов (монокомпонентных или комплексных поливитаминных) при установленном дефиците;
- Дополнительный прием препаратов, содержащих суточные или повышенные дозы кальция и фосфора;
- Средства для лечения патологий, которые являются причинами нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме малыша.

Потребности в витамине D3:

Очень важное значение для маленького ребенка имеет то количество витамина D, которое получала мама при беременности, в особенности в третьем триместре.

Важно! Доношенные здоровые малыши, мамы которых принимали достаточное количество витамина D, как правило, не требуют дополнительного его количества с пищей.

Малыши, которые находятся на грудном вскармливании, чаще всего не испытывают проблем с дефицитом кальция. Ведь тот кальций, который содержится в грудном молоке, всасывается в организме новорожденного малыша лучше всего.
Дети, находящиеся на полном или частичном искусственном вскармливании, получают дополнительное количество витамина D с молочными смесями. Его концентрация в них, как правило, около 400МЕ. То есть в одном литре смеси содержится суточная норма витамина D.
Витамин D3, который присутствует в коже ребенка покрывает суточную потребность на 30%. В тех местностях, где отмечается очень большое количество солнечных дней, возможно такое покрытие до 100%.

Важно! Обязательно необходимо следить за количеством витамина D3, которое малыша получает с пищей. При недостатке обязательно компенсируйте его.

Важно! Капли для приема внутрь содержат 300МЕ витамина D3.

Заботьтесь о здоровье своих малышей! Они у вас самые лучшие!


Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.


Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.


Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.


Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.


Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.


Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).


Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.


Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.


Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!


Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.


Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!


Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!


– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Костная система человека образует прочный каркас, который служит вместилищем внутренних органов и головного мозга, опорой для мышц и нервной системы. Она участвует в поддержании минерального состава крови, а также в процессах кроветворения благодаря содержащемусяв костях красному костному мозгу. Именно поэтому формирование костной системы новорожденного малыша заслуживает особого внимания.

С чего все начинается?

Закладка скелета начинается с первых дней внутриутробного развития плода. Со вторых суток после оплодотворения проходит образование группы клеток (эктодермы), которая впоследствии станет основой развития костной ткани и самого скелета. Это развитие происходит стремительно: масса костной ткани увеличивается день ото дня, потребляя достаточно большое количество кальция из запасов материнского организма.

К моменту завершения внутриутробного периода жизни человека костная система во многом уже сформирована, однако в это же время она имеет ряд особенностей.

Практически все кости проходят хрящевую стадию развития. Они формируются из соединительной ткани, которая постепенно преобразуется в хрящевую ткань. Эту стадию минуют кости черепа и ключицы. Остальные кости к концу периода внутриутробного развития имеют так называемые ядра окостенения. Эти точки впоследствии станут зонами роста кости.

Лицевые кости и кости свода черепа имеют плотную структуру уже к моменту рождения (при условии зрелости новорожденного). Но если кости лица соединены между собой прочно, то кости свода черепа имеют щелевидные швы, состоящие из соединительной ткани, и роднички (ромбовидный большой и треугольный малый). За счет наличия этих родничков и швов осуществляется рост костей черепа на первом году жизни ребенка. По их размерам можно косвенно судить о степени зрелости новорожденного (чем более зрелым является ребенок, тем плотнее кости черепа) и о состоянии его нервной системы.

Кости состоят из неорганических веществ: кальций, фосфор, магний и в гораздо меньших количествах из алюминия, фтора, селена, цинка, меди. Все они необходимы для нормального развития скелета плода, поэтому рацион будущей матери должен содержать эти микроэлементы.

Как «сделан» скелет новорожденного?

Некоторые особенности строения костной системы сохраняются у малыша на протяжении первого месяца жизни; они позволяют избежать чрезмерных нагрузок во время родового акта. В частности, кости плода содержат гораздо меньше плотных веществ и больше жидкости, чем в старшем возрасте. Это необходимо для поддержания необходимой эластичности и упругости скелета, который при прохождении по родовым путям матери подвергается деформирующим воздействиям. В процессе родов самая крупная часть тела плода - голова - принимает форму родовых путей матери за счет наличия соединительнотканных швов и родничков, которые позволяют костям черепа находить одна на другую: это предотвращает повреждение и костей черепа, и головного мозга. Грудная клетка изменяет свою форму за счет эластичности ребер. Кроме того, эластичность и мягкость костной ткани необходимы для обеспечения того колоссального темпа роста, который отмечается на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Другой важной особенностью скелета новорожденного является то, что его позвоночник не имеет обычных для взрослого человека изгибов, обеспечивающих амортизацию. Формирование изгибов позвоночника начинается в двух- трехмесячном возрасте, когда ребенок начинает удерживать головку в вертикальном положении. К этому возрасту шейный отдел претерпевает ряд изменений, в ходе которых меняется угол между позвоночными отростками и становится возможным вертикальное положение головы. Но и после этого важно помнить о том, что головка удерживается еще не совсем надежно: ребенок может периодически как бы «ронять» ее. Поэтому до трех месяцев желательно поддерживать малышу шею и голову в вертикальном положении.

Между шестым и седьмым месяцами жизни у ребенка начинает формироваться второй изгиб позвоночника - грудной. Поскольку формирование изгибов позвоночника и укрепление мышц туловища идут параллельно, малыш начинает самостоятельно садиться к тому моменту, когда и его скелет, и его мышечная система готовы к этому. Если начать высаживать ребенка раньшеэтого момента, его позвоночник, не имея еще физиологических изгибов, искривляется, что впоследствии становится привычным. К моменту начала ходьбы формируется последний, поясничный, изгиб позвоночника.

Грудная клетка новорожденного имеет форму конуса, в отличие от грудной клетки взрослого человека, которая имеет цилиндрическую форму. Ребра новорожденного, так же как и остальные трубчатые кости, мягкие,эластичные.Расположеныони практически горизонтально. Межреберные мышцы, обеспечивающие вместе с диафрагмой (мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной) дыхательные движения, еще слабые. Тот факт, что ребра расположены горизонтально, межреберные мышцы не развиты, а дыхание осуществляется в основном за счет диафрагмы, делает дыхание поверхностным и частым, а это, в свою очередь, одна из предпосылок для возникновения заболеваний органов дыхания.

Чтобы кости формировались правильно…

К костной системе маленького человека предъявляются особенно высокие требования: малыш очень быстро растет, костная массастремительно увеличивается. Для обеспечения таких высоких темпов роста костной ткани новорожденного ребенка необходимо достаточное поступление кальция. Основным источником кальция является материнское молоко или его заменители. Поступая в кишечник, молоко расщепляется, и происходит высвобождение кальция, для усвоения которого необходимо соблюдение некоторых условий.Во-первых,нормальному усвоению кальция в кишечнике способствует витамин D, а во-вторых, здоровая микрофлора кишечника. Кроме обеспечения усвоения кальция, витамин D способствует его распределению в организме, что способствует нормальной работе нервной системы, внутренних органов.

Витамин D образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Также тот витамин может поступать в организм с некоторыми продуктами питания (рыбий жир,молочные продукты, желток яйца). Если организм ребенка испытывает дефицит витамина D, то происходит нарушение усвоения кальция в кишечнике и, как следствие - нарушение обмена кальция и фосфора. Это состояние становится причиной развития одного из самых «детских» заболеваний - рахита, проявляющегося в нарушенииформированиякостнойткани. При этом заболевании происходит размягчение костей и деформация их.

Риск развития рахита повышается в то время года, когда количество солнечных лучей, попадающих на кожу ребенка, снижается. Особенно это касается заполярных регионов, где на протяжении полугода солнца нет вообще. Поэтому для поддержания концентрациикальцияв кровина должном уровне на протяжении осеннее-зимних и весенних месяцев необходимо проводить профилактику рахита витамином D. Кроме витамина D, для нормального развития костей необходим витамин А (при его недостатке страдают сосуды, питающие надкостницу, в результате чего кость перестает расти) и витамин С (при его недостатке нарушается формирование костной ткани). Для поддержания нормального развития костной системы новорожденного не менее важен правильный режим дня. В любое время года и при любой погоде малышу необходимы прогулки на свежем воздухе, как минимум на протяжении 1,5 - 2 часов ежедневно. Комната, в которой спит новорожденный, должна быть достаточно светлой, хорошо проветриваемой. Очень важно с первого месяца жизни ребенка приучать его к воздушным ваннам и общеукрепляющей гимнастике - это и эффективные закаливающие меры, и меры, способствующие улучшению обменных процессов в организме, а значит, и улучшающие развитие костной системы. Особенно хочется сказать о выкладывании ребенка на животик при проведении воздушных ванн. Находясь в этом положении, малыш напрягает мышцы задней части спины, что положительно сказывается на кровообращении в шейном отделе позвоночника и способствует его укреплению.

Спрофилактическойцелью витамин D назначается по двум схемам. Первая - это ежедневный прием 500 ME витамина D (как правило, это соответствует 1 капле водного раствора витамина D3) или однократный прием курсовой дозы, которая назначается один раз в полгода. Принимать витамин D надо по схеме, которую назначит педиатр. Но к общим правилам приема относятся систематичность и регулярность. Витамин D3 необходимо давать малышу в небольшом количестве воды (примерно 1 чайная ложка) начиная с трех недель жизни до трех лет постоянно, за исключениемлетнихмесяцев (май, июнь, июль и август).

Все эти факторы в сочетании с приемом витамина D способствуют профилактике рахита, а следовательно, полноценному развитию скелета новорожденного.

Скелет - это каркас тела, состоящий из 206 костей, которые служат рычагами для мышц и создают им противотягу, тем самым, обеспечивая движение. Скелет является жестким сооружением, которое поддерживает и защищает тело, окружая и отгораживая жизненно важные органы в голове, грудной клетке и брюшной полости. Скелет новорожденного состоит в основном из хрящей - мягкой, волокнистой и эластичной ткани, из которой вместе с костями образуется зрелый скелет.

Твердая наружная часть кости состоит из клеток, расположенных в виде тысяч цилиндриков, которые помогают равномерно распределить сипы, действующие на кость. В костном мозге, находящемся в середине кости, образуется большинство лейкоцитов (белых кровяных клеток) и все эритроциты (красные кровяные клетки) У маленьких детей все кости содержат кроветворный костный мозг (у взрослых костный мозг функционирует только в костях туловища). Кости содержат соли, главным образом кальция и фосфора, которые способствуют их прочности и жесткости.

Как развиваются кости

В детстве на определенных этапах развития, включая подростковый период, хрящевая ткань превращается в костную, и тогда скелет формируется окончательно.

Кость представляет собой живую, но твердую ткань, которая растет, развивается и обновляется. Старые костные клетки постоянно рассасываются, и на их месте образуются новые. В детском возрасте происходит непрерывная реконструкция скелета и его упрочнение. Трубчатые кости растут в основном в области эпифиза, или в "зоне роста" кости. Травма этой области может нарушить рост. Развитие здоровых костей зависит как от физических упражнений, так и от достаточного поступления с пищей витаминов (особенно витамина D), солей (в первую очередь кальция) и белка.

Не рентгенограммах видно, что происходит с костями по мере их формирования При рождении каждая кость имеет присущие ей очертания. Кости детской руки состоят из хрящевой (не видимой на рентгенограмме) и костной (в виде плотных областей) тканей. По мере развития ребенка хрящ превращается в кость. В юношеском возрасте это превращение завершается.

Признаки заболевания

В детском возрасте наиболее распространены переломы костей, вывихи суставов и растяжения мышц. У детей чаще встречаются небольшие травмы; воспаления и опухоли костей редки. Иногда происходит искривление позвоночника, называемое сколиозом, для успешного лечения которого необходима ранняя диагностика. Если ребенок лежит неподвижно или отказывается пошевелить ушибленной конечностью, он скорее всего получил тяжелую травму: если же ребенок продолжает пользоваться ушибленной кистью или рукой во время игры, повреждение у него вряд ли серьезное.

Мышцы

Все движения тела и внутренних органов осуществляются с помощью мышц. Мышцы состоят из тысяч отдельных волокон, которые, сокращаясь, вызывают движение. Существуют два вида мышц: произвольные, выполняющие движения самого тела, и непроизвольные, производящие движения внутренних органов (например, пищеварительного тракта, мышцы которого ритмически сокращаются, чтобы продвинуть пищу). От работы мышцы "расцветают" - физические упражнения улучшают их кровообращение, увеличивают массу и повышают работоспособность.

Ребенок рождается с определенными инстинктивными реакциями, которые называются рефлекторными движениями. Постепенно, по мере развития центральной нервной системы и мышц, они исчезают, что позволяет малышу все увереннее управлять своим телом.

Как растут мышцы

Еще будучи в утробе, ребенок энергично двигается и продолжает это делать после рождения, используя все группы мышц. Однако на этой стадии мышцы еще неразвиты и для их полноценного созревания требуются питательные вещества, физическая нагрузка и гормоны. В подростковом периоде мужские гормоны способствуют увеличению силы и размеров мускулатуры мальчиков. Для правильного развития мышц крайне необходимы физические упражнения; без них мышцы практически увядают. У физически активных детей мускулатура становится более сильной и хорошо координированной.

Признаки заболевания

Малотренированные или перетренированные мышцы более восприимчивы к повреждению. При недостаточной нагрузке мышцы усыхают и становятся дряблыми. Дальнейшая бездеятельность приводит к мышечной атрофии и слабости Избыточная нагрузка обычно вызывает боль, затвердение, а иногда воспаление и опухание мышц. Слабость и боли в мышцах могут возникнуть также вследствие вирусной инфекции.

Читайте другие статьи в разделе

Имеет около 300-350 костей. По мере взросления некоторые кости срастаются и их количество уменьшается. Костная ткань в возрасте 25 лет. В этот период прекращается основной рост тела. Скелет 25-летнего человека состоит из 206 костей, и это количество остается неизменным до конца жизни.

Скелет человека весит всего лишь одну пятую часть от всего веса тела.

Почему же у на 90 с лишним костей больше? Дело в том, что у некоторые кости по структуре скорее напоминают хрящ. По мере роста хрящи оссифицируются, т.е. костенеют, и их структура меняется. В процессе оссификации кости срастаются, формируя скелет человека. Это касается не только скелета тела. Череп новорожденного также разделен на отдельные кости, обеспечивающие прохождение головы по родовым путям. В течение первых двух лет жизни кости черепа интенсивно растут, обрастая соединительной тканью, хотя швы между костями остаются открытыми до 20 лет.

У некоторых людей количество костей может отличаться от нормы из-за различных наростов, дополнительных пальцев или ребер.

Обеспечение роста костей

Кости состоят из четырех типов ткани: надкостницы, компактной кости, губчатой кости и костного мозга. Надкостница - это верхний слой кости; в ней расположены нервы и кровяные сосуды, доставляющие в костную ткань питательные вещества. Этот твердый слой защищает костный мозг от повреждений. Чтобы кости правильно срастались, ребенок должен получать все необходимые микро- и макроэлементы, вести подвижный образ жизни. Полезны физические упражнения. Для здоровья костей необходимы фрукты и овощи и кальцийсодержащие продукты. Солнечный свет обеспечивает организм витамином Д, который способствует усвоению кальция в организме. Без солнечного света, костная ткань не будет здоровой и крепкой.

Важно предотвратить какие-либо травмы костей, а особенно переломы, в детском возрасте. Родители должны следить за тем, чтобы дети носили средства защиты при катании на велосипеде или роликах. При занятиях подвижными видами спорта также необходимо обеспечить ребенка надлежащей формой, наколенниками и прочей защитной экипировкой, так как в детском возрасте риск получения травм достаточно высок. Детские кости быстро растут, поэтому процесс заживления идет быстрее, чем у взрослого. Однако именно до 20 лет идет формирования скелета, который будет служить человеку всю оставшуюся жизнь.



 

Возможно, будет полезно почитать: