Какой период соответствует средней тяжести адаптации. Детский сад, и все, что с ним связано. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторые малыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себя чувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, они находятся в подавленном состоянии, при этом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и в домашних условиях.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакции.

При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, "тени" под глазами, "пылающие" щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье, последствия токсикоза беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет. Адаптация такой тяжести проявляется чаще всего у детей с трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств, психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам, а также у часто болеющих детей, из семей с гиперопекой. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные биологические факторы - патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии плода и новорожденного. В результате тяжелой адаптации может наступить как физическое, так и психическое истощение организма ребенка, что указывает на его дезадаптацию и исключает возможность посещения дошкольного образовательного учреждения. Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога в таком случае специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в ДОУ, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более крепкой.

Подводя итоги, можно сказать, что неблагоприятное течение адаптации к дошкольному образовательному учреждению ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, т.е. к ухудшению психического здоровья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Социальная адаптация ребенка

Введение

1. Понятие социальной адаптации

2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

3. Социальная адаптация ребенка к школе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи. социальный адаптация ребенок школа дошкольный

1 . Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания -- рыбы живут в воде, птицы -- в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т.е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации?

В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка -- яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -- кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

2 . Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7--10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями -- отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием. Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях -- переход из яслей в детский сад, поступление в школу -- дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу. Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10--11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него неминуемо возникает состояние эмоционального стресса и как следствие -- либо заболевание, либо проявление тяжелой адаптации.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможность не формируется сама но себе. Это качество требует определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребенка с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его надо нее равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Эго вначале проявляется в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами и т. и.), но именно на таких мелочах формируются те качества, которые мы объединяем термином «социальная зрелость», включая сюда и возможности к социальной адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, здоровых, с хорошим физическим и нервно-психическим распитием, имеющих дома оптимальные воспитательные воздействия и поступающих в дошкольное учреждение после полутора лет жизни.

Адаптация по типу средней тяжести наблюдается либо у здоровых детей ил хороших условий развития, но поступающих и дошкольное учреждение и наименее благоприятном возрасте (от 1.0--II до 13--15 месяцев жизни), либо у детей любого возраста, по имевших дефекты воспитания в семье или неблагополучие в биологическом анамнезе.

Тяжелая адаптация (частые повторные заболевания) обычно встречается у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте 10--15 месяцев с неблагополучным биологическим анамнезом и некоторыми исходными отклонениями в состоянии здоровья. Тяжелая адаптация (длительное извращение поведенческих реакций, депрессии) наблюдается у детей старше полутора лет при неблагополучии и в биологическом, и социальном анамнезе.

Таким образом, неправильно было бы думать, что ребенка следует охранять от всякого проявления социальной адаптации. Задача заключается не том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

3 . Социальная адаптация ребенка к школе

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенные, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи. Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка. Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом». Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший. А в школе - плохой», или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка. Это надо понимать, прежде всего, родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства - необходимая в жизни настойчивость, из капризов - гибкость переживания, из потребности в похвале - желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.

Таким образом, поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Заключение

Адаптация - это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация - это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды - внутренняя и внешняя - остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом. В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию. Главным педагогическим условием успешной адаптации ребёнка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнаёт об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках. Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований. Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований.

Итак, социальная адаптация ребенка связана, прежде всего, с рождением, когда он попадает в социум и начинает адаптироваться в нем, затем важными периодами социальной адаптации становятся поступление в дошкольное учреждение и школу.

Использованная литература:

1. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.- 470с.

2. Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 30 - 35.

3. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. - СПб.: Питер, 2007.- 390с.

4. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ.- №20.- С. 74-79.

5. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. - М.: Владос, 2004.- 520с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические трудности ребенка при поступлении в дошкольное учреждение. Понятие социальной адаптации ученика. Особенности, главные факторы и виды адаптации детей к дошкольному учреждению. Социальная адаптация ребенка к школе в первый год обучения.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие адаптации и ее основные характеристики. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2011

    Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема. Сущность понятия "одаренность". Влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию. Преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, трудности адаптации.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Психолого-педагогические условия организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия "адаптация", и факторы влияющие на неё. Формы работы по организации процесса успешной адаптации ребенка к новым условиям.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2009

    Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на нее. Особенности поведения детей в период адаптации. Условия успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2015

    Определение понятия "адаптация". Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего года жизни. Анализ направлений совместной деятельности воспитателей и родителей по адаптации детей.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2014

    Понятие адаптации и фазы адаптационного процесса. Привязанность ребенка к матери. Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольного учреждения. Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детсада. Формы общения со взрослыми.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2009

    Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на нее, особенности поведения детей в данный период, формы работы по организации. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Проблема адаптации ребенка к школе: психологический и физиологический аспекты. Влияние семейных условий на формирование личности ребенка. Праздник как возможность проявления личностных качеств. Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Типы внутрисемейных взаимоотношений; их влияние на развитие воспитанников. Особенности приспособления ребенка к учебной нагрузке. Характеристика индивидуальных и групповых форм взаимодействия школы и семьи как факторов успешной адаптации детей к школе.

Классификация адаптации по степени тяжести.

Характер и особенность течения позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течении месяца, у дошкольников 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течении 10 дней объем съедаемой пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течении 20 – 30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течении 2 – 4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8 – 9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом , хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше, чем через 20 – 30 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30 – 40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается незначительное снижение двигательной активности на протяжении 30 – 35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнения. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей запущенных. свои признаки.


При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью относительно невелико (8 – 9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5 – 2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонение в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше, чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течении 30 – 40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной.

Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1 – 2 квартала.

Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 – х лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологические – патология беременности и родов у матери, приводящие к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные – нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночного, нарушение методики кормления, вследствие чего происходит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и т. д.

Тяжелая адаптация в силу обуславливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состояние его здоровья, которые которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6- ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.

Лёгкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушается, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроки не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально - возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) - в течение полтора- двух недель.

Тяжёлая степень адаптации

Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально - возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности, речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Что такое «период адаптации к детскому учреждению»?

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста - это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.

В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Понятно, что хотя бы один такой ребенок может «парализовать» работу всей группы.

Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Особен н ости адаптационного периода:

1. Эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться, часто плакать. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными.

2. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

3. При этом меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

4. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

5. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования, что приводит к частым болезням.

Степени адаптации

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Период легкой адаптации длится 1–2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации . Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Тихо плачущий и безучастный, равнодушный ко всему ребенок, прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, не реагирующий на предложения воспитателей и сверстников, или, наоборот, ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный - таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно - в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.

Факторы влияющие на успешность привыкания ребенка к детскому учреждению?

1. Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию.

Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие этого, - заболевание.

2. Возраст ребенка как фактор, влияющий на адаптацию.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых аффективно-личностных связей с близкими, особенно с матерью.

В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном в положительных эмоциях, особенной радости ребенка при появлении мамы. В 7 месяцев ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли рано отдавать его в ясли. В 8 месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Происходит дальнейшая дифференциация социального мира. В нём появляются «другие».Обычно страх перед другими длится недолго, до 1 года 2–4 месяцев. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них. Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи - в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Часто существует невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, которая во многом объясняется тревожностью близких.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

3. Степень сформированности общения и предметной деятельности.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

Каким образом ведущая деятельность и общение отражаются на характере взаимоотношений ребенка с другими людьми, в том числе посторонними? Как они могут повлиять на характер адаптации к детскому учреждению?

В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью, которые имеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно - легче общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками делового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, общение и предметная деятельность оказываются разобщенными. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра развивается в основном без участия партнеров. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми взрослыми.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы или капризы.

4. Отношение ребенка к ровесникам.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

5. Характер взаимоотношений в семье.

Следует принять во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - всё это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?

Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателями семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях, налаживание контактов с родителями. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском учреждении.

Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ребенком на территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить ребенка с воспитателем, помочь педагогу организовать совместную игру. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным.

Главное - заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и обстановкой.

Правила поведения для мам в период адаптации ребенка к детскому учреждению.

  1. Поддерживайте инициативу воспитателя и сотрудничайте с ним во всём.
  2. Активно играйте не только со своим ребенком, но и с другими детьми.
  3. Если вы поиграли с малышом, соберите игрушки и поставьте их на место, чтобы и другие могли поиграть.
  4. Предоставьте выбор игры ребенку. Взрослый следует за ребенком, поддерживает его интерес, становится партнером по игре.
  5. Взаимодействуя с ребенком, старайтесь держаться на уровне его глаз.
  6. Активно радуйтесь удачам малыша.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Список использованной литературы:

  1. Галигузова Л. Н. Ступени общения от года до семи лет. / Л. Н, Галигузова, Е. О.Смирнова. М.: Просвещени, 1992. 143 с.
  2. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. М.: ВЛАДОС, 2007. 301 с.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер, 2009. (Серия «Мастера психологии».)
  4. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. М.: Мозаика- Синтез, 2007.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления.М.: Мозаика-Синтез, 2003
  6. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник. Питер, 2009


 

Возможно, будет полезно почитать: