Когда дети начинают держать голову лежа. Когда ребенок начинает уверенно держать голову. Когда в норме младенец начинает держать голову

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца? Организм каждого крохи индивидуален: то, что для одного будет отклонением, для другого – нормой. Однако в любом случае, если его развитие вызывает у родителей сомнения, беспокойство, следует обратиться к врачу.

Как развивается малыш до 3 месяцев

Новорожденный еще не умеет контролировать свое тело. Все его движения хаотичны, беспорядочны, осуществляются рефлекторно. При положении животиком вверх его головка поворачивается вправо или влево. Если потянуть его вверх за руки, – отклонится назад. Если прикоснуться своими пальцами к его ладошкам, он их сожмет рефлекторно.

Но постепенно у крохи начинает получаться контролировать тело, мышцы его крепнут. К 3-4 месяцам он уже многое умеет. Лежа на спине, вперед и по сторонам. Ручки и ножки располагает так, как надо ему, рассматривает, играет ими, пробует «на зубок». Это тот период, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно при любом положении. Лежа спинкой вверх, малыш может опираться на предплечья.

Также к 3-4 месяцам чадо учится хватать, брать предметы ручками. Это период, когда уже осознанно, любые эмоции отражаются на его лице. Лежа на спине, он может самостоятельно .

Если что-то из перечисленного отсутствует, родители начинают переживать. Особенное беспокойство возникает, если есть проблемы с головкой. Переживания вполне понятны. Однако есть повод для беспокойства или нет, точно может сказать только врач.

Как и когда малыш начинает фиксировать голову

Нет четкого стандартного возраста, . Однако у всех здоровых ребятишек развитие этого навыка происходит примерно по одной и той же схеме:
1
Первые попытки приподнять головку грудничок делает уже в 2-3 недели жизни , если его положить на живот. Это естественный рефлекс, чтобы не задохнуться.

В 3 месяца малыши уже достигают первых успехов, но подстраховка головы им еще нужна

2
Ребенок в месяц не держит голову вертикально, но уже пытается. Лежа на животе, 1-1,5-месячный младенец умеет приподнимать головку под острым углом и удерживать ее до минуты.
3
В 2-месячном возрасте , если потянуть кроху за ручки, его уже не будет. Лежа животиком вверх, грудничок изо всех сил пытается зафиксировать ее в вертикальном положении. Если ребенок в 2 месяца не держит голову, это пока еще не повод для паники.

Гульба О.В., педиатр, Частная клиника «Первая», г. Томск

3-месячного ребенка, даже при нормальном развитии, нужно показать невропатологу. Если не держит голову, проблему можно довольно легко решить курсом массажа, физиопроцедур.

Массаж мама может делать и сама в домашней обстановке – так малышу будет даже спокойнее.

4
В 3-месячном возрасте грудничок обычно старается фиксировать голову при любом положении. Однако мышцы еще недостаточно крепкие. Поэтому, когда он находится в вертикальном положении, лучше поддерживать шейку.
5
4 месяца – тот возраст, во сколько ребенок начинает держать голову уверенно . Он не только закрепляет ее при любом положении, но и поворачивает во все стороны, изучая окружающий мир. Опираясь животиком, малыш спокойно приподнимает на ручках верхнюю часть туловища.

Расхождение с такой схемой на несколько недель не страшно. Но если вдруг ребенок и в 4 месяца плохо держит голову, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Что еще должен уметь ребенок в 4 месяца, читайте .

Почему возникает проблема

Бывает, что ребёнок в 3 месяца не держит голову вообще. И даже не делает попыток. Это повод обратиться к врачу. Причина такого отклонения – не контролирует мышцы шеи. На это влияют такие факторы:

  • низкая масса тела;
  • слабый тонус мышц;
  • родовые травмы.

Обычно для решения этих проблем достаточно простых процедур – специальной гимнастики, массажа . При низкой массе тела рекомендуется вводить докорм. Только в тяжелых случаях, например, вызванных родовой травмой, могут понадобиться физиотерапевтические процедуры или даже хирургическое вмешательство.

Чем раньше родители заподозрят неладное и обратятся к врачу, тем лучше. На ранних стадиях обычно проблема решается достаточно легко. О гимнастике для ребенка в 3 месяца читайте .

Часто гордость и восторг родителей вызывает раннее развитие чада, способность поднимать головку в месяц-полтора. Так как ребенок не должен держать голову в месяц, это тоже повод обратиться к врачу. Слишком раннее развитие может быть вызвано гипертонусом мышц или высоким внутричерепным давлением.

Как помочь малышу

Прежде всего, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца, следует обратиться к педиатру. Педиатр подскажет, что делать, либо направит к нужному специалисту. Так, при недоношенности, родовых травмах может понадобиться обследование детского невропатолога . Если же грудничок имеет проблемы с питанием, набором веса, стоит проконсультироваться со специалистом по вскармливанию. Чаще всего для исправления ситуации достаточно упражнений, массажа.

Упражнения на фитболе также благоприятно сказываются на пищеварительной системе малыша и избавляют от колик

Вот какие упражнения способствуют укреплению шейных мышц:

  1. Положить кроху животом на ладони взрослого человека так, чтобы одна рука оказалась под его грудью, вторая под бедрами. Поднимать-опускать его вертикально.
  2. Класть на ладони лицом вниз, покачивать, приподнимая попеременно то голову, то попу.
  3. Положить на большой мяч (фитбол). Один взрослый должен фиксировать кроху за бедра, второй – за ручки. Плавно раскачивать на мяче. Другие упражнения на фитболе для детей можно посмотреть .

Еременко В.Н., невролог, Медицинский холдинг «Медика», г. Санкт-Петербург

До полугода большинство проблем такого характера решаются физиопроцедурами, массажем, гимнастикой. Лекарства назначаются при серьезных неврологических отклонениях.

Поэтому при сомнении в целесообразности назначенного лечения стоит проконсультироваться у другого врача.

Кроме того, нужно обязательно ежедневно, по несколько раз в день, ненадолго класть грудничка животом вниз. Полезно будет . Под водой крохе будет проще удерживать головку, а мышцы быстрее окрепнут.

Не стоит класть младенца животиком вниз сразу после еды или во время болезни. Если малыш капризничает, можно отвлечь его внимание яркими игрушками, пением, ласковыми интонациями, поглаживаниями.

Голову держит, но неправильно

Случается, когда ребенок держит голову, но неправильно. В этом случае он склоняет или поворачивает ее на одну сторону.

3 причины неправильного удерживания головки:
1
При таком нарушении следует проконсультироваться у ортопеда. Неправильное удержание головки может быть симптомом пареза мышечных отделов шеи. Говоря простым языком – . Эта патология встречается не часто, возникает впоследствии родовой травмы либо во время беременности, протекающей с осложнениями.

Для избавления от кривошеи могут быть назначены физиотерапевтические процедуры либо оперативное вмешательство. Иногда может понадобиться , с которой младенец будет спать.
2
Когда ребенок плохо держит голову в 3 месяца, склоняет ее, но кривошея исключена, причиной может быть . Тогда врач назначит легкий домашний массаж (и покажет, как его проводить), упражнения под водой.
3
Если же грудничок держит голову неправильно время от времени, но при этом умеет удерживать ее как надо – это, тем более, не повод для паники. Ему может быть просто так удобно. А когда малыш все время держал голову как надо, а потом вдруг перешел на неправильное положение, стоит спросить совета врача.

3 способа профилактики

Чтобы новорожденный с самого момента появления на свет развивался правильно, гармонично, необходимо с ним заниматься. Это не только общение, любовь родителей, но и массаж, гимнастика, развивающие игры.

Все занятия с крохой лучше проводить в утреннее время, после кормления через 1-1,5 ч

Задаваясь вопросом, как научить ребенка держать голову, важно понимать, что всему свое время. Не получится научить делать что-то, если время еще не пришло . Слишком рьяно стараясь, можно даже навредить.

Поэтому вся гимнастика, все упражнения, направленные на развитие шейных мышц, должны быть прежде всего веселой игрой, доставлять удовольствие:

  1. Для укрепления шейных мышц, нужно начинать укладывать крошку ненадолго животиком вниз уже в первые недели его жизни, когда заживет пупочная ранка. Если делать это перед кормлением, то простое упражнение поможет еще уменьшить количество кишечных газов.
  2. Для предотвращения проблем с шейкой, ее искривления, нужно избегать положений, когда голова запрокидывается назад или вбок. Мышцы до 3-4 месяцев еще слабые. Поэтому, чтобы не навредить, нужно придерживать голову младенца, поднимая его на руки.
  3. Хорошей профилактикой и способом укрепить шейные мышцы будут ежедневные занятия с большим мячом – , а также упражнения в воде. Для этого не обязательно использовать бассейн. До полугода будет достаточно глубокой детской ванночки или обычной ванны.

Валиева А.А., детский невролог, Клиническая больница ОАО «РЖД», г. Тверь

Класть на животик нужно как можно чаще. Лучше – перед каждым кормлением. Если грудничок плачет на твердой поверхности, можно начать с мягких, класть на живот к родителям. Постепенно он привыкнет.

Такое положение стимулирует развитие мышц спины и шеи, развивает двигательные способности крошки.

Заключение

Нельзя наверняка сказать, когда ребенок начинает держать голову. Кто-то уже в 2 месяца может поднимать ее уверенно, и это не будет признаком гипертонуса. Другой же – в 4 месяца только учится. Однако это не значит, что родителям следует пускать все на самотек, объясняя отклонения развития индивидуальными особенностями.

Всегда лучше лишний раз спросить у врача, чем потом пожалеть. И, конечно, с грудничком необходимо заниматься – с самого рождения. Делать это с хорошим настроением и улыбкой, чтобы даже простое упражнение стало игрой и доставило радость ему и его родителям.

Вконтакте

Каждый малыш до года должен пройти определённые этапы развития. И первое достижение ребёнка - он начинает держать голову самостоятельно. Появляется такой навык по прошествии 2–4 месяцев после рождения, когда довольно сильные мышцы позволяют грудничку зафиксировать голову в нужном положении на некоторое время. До этого момента мама и остальные члены семьи должны помогать малышу справляться с такой пока ещё непростой для него задачей.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Неокрепшие мышцы шеи и спины не дают новорождённому возможности удерживать тяжёлую головку. Поэтому когда мама берёт ребёнка на руки, она непременно поддерживает его в удобном положении и не позволяет голове запрокидываться. Часто при кормлении, купании, гулянии ребёнок располагается на руке у матери. При этом грудничок лежит на предплечье, головка находится на локтевом сгибе, а попка и ножки придерживаются ладонью.

Спустя 2–3 недели после рождения малыш уже способен повернуть головку в сторону, находясь на руках или в кроватке. А к концу первого месяца ребёнок может немного приподнять головку и даже удержать её несколько секунд из положения лёжа на животе. В два месяца малыш реагирует на громкий звук поворотом головы. Будучи на животике, он поднимает голову и может продержать её в таком положении до 10 секунд. Но так как мышцы шеи окрепли ещё недостаточно, даётся это ему с трудом и неуверенно. Самостоятельно удерживать и поворачивать при этом головку в нужном направлении грудничок способен ближе к третьему месяцу жизни. Следующий шаг - малыш приподнимается на предплечьях, удерживая головку в вертикальном положении довольно длительное время.

Все временные промежутки, описанные выше, весьма условны и могут быть только примерным ориентиром для родителей. Некоторые детки овладевают этим навыком на месяц раньше, некоторые на месяц позже - это часто вписывается в рамки индивидуального развития и не является поводом для беспокойства. Но так как таким срокам могут способствовать и другие объективные причины, проконсультироваться с врачом (прежде всего с невропатологом) будет нелишне.

Если ребёнок после 3 месяцев не может самостоятельно удерживать головку, необходимо показать малыша специалисту.

Отклонения от нормы: причины и должная коррекция

Кто-то держит головку сразу после рождения, кто-то только на 6 месяце, есть детки, которым это даётся особенно трудно. А иногда мама замечает, что грудничок держит голову на одну сторону или набок. Существует ряд причин, мешающих малышу овладеть необходимым навыком в полной мере и своевременно:

  1. Гипотонус. Мышцы крохи могут быть ещё недостаточно сильными, чтобы справиться с задачей.
  2. Недоношенность. Если малыш родился слишком рано, то он может естественно отставать от своих сверстников в физическом развитии.
  3. Небольшой вес ребёнка. Это бывает как вследствие недоношенности, так и по другим причинам, связанным с питанием либо каким-то заболеванием.
  4. Редкое выкладывание на живот. Если грудничок большую часть времени находится на спине, у него нет возможности самостоятельно тренировать мышцы и поднимать головку.
  5. Неврологические причины. Они могут возникнуть в результате патологической беременности или родов, травм ребёнка во время и после рождения.

Ребёнок наклоняет голову набок в одну сторону

Когда родители замечают, что малыш склоняет голову в одну и ту же сторону, они должны проконсультироваться с врачом. Основные причины - врождённая мышечная кривошея либо гипертонус мышц. А также возможна установочная кривошея. Чтобы отличить одно от другого, нужно понаблюдать за ребёнком.

  • Врождённая мышечная кривошея. Головка чуть запрокинута назад и наклонена к плечу, лицо при этом повёрнуто в противоположную сторону. Затылок немного скошен, одно плечо ниже другого. Наблюдается небольшая асимметрия лица. Иногда у ребёнка можно заметить отставание в психомоторном развитии. Симптомы проявляются сразу после рождения. ВМК возникает из-за внутриутробного недоразвития грудино-ключично-сосцевидной мышцы либо после травм, полученных в процессе родов.
  • Гипертонус мышц (ложная кривошея). Повышенный тонус довольно частое явление у младенцев. Он может способствовать напряжению мышц шеи, в результате чего малыш держит головку неровно. Заметен гипертонус с рождения. Определить его можно, посмотрев на другие группы мышц ребёнка. Ручки и ножки будут согнуты, кулачки сжаты даже во время сна. По мере взросления грудничка, гипертонус уходит, и мышцы расслабляются.
  • Установочная кривошея. Неправильное положение головы может быть приобретённой проблемой. Когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, игрушки располагаются только справа или слева, малышу нет стимула смотреть в другом направлении. В результате этого у него может сформироваться привычный наклон головы на один бок.

Поставить верный диагноз и назначить терапию может только врач. Немедикаментозные принципы лечения всех видов кривошеи одинаковы: лечебная физкультура, в том числе лечение положением (специальные укладки головы), массаж.

Новорождённый держит голову слишком рано

Если грудничок начинает держать головку с рождения, врачи часто ставят диагноз «гипертонус мышц». Для снятия напряжения и для укрепления мышечного корсета обычно рекомендуют массаж и гимнастику.

Мышечный тонус нередко наблюдается у новорождённых и детей первого года жизни. Не стоит пугаться, поскольку на первых порах это нормальное состояние, обусловленное привыканием малыша к новому положению тела после позы эмбриона. Нарушения тонуса требуют наблюдения у невролога и коррекции.

Делать ли массаж при гипертонусе - Доктор Комаровский - видео

Малыш перестал держать голову после первого месяца

Бывает, малыш хорошо держал голову в течение первого месяца, а потом перестал это делать или стал держать головку неуверенно. Скорее всего, это произошло в результате исчезновения гипертонуса. Так как мышцы более не находятся в постоянном напряжении, малыш должен потренировать их и научиться поднимать головку сам. Если ребёнок прекратил держать голову в более старшем возрасте - это может быть неприятным симптомом какого-либо заболевания или травмы.

В любом случае, если грудничок перестал удерживать головку самостоятельно, это повод обратиться к невропатологу.

Как понять, что ребёнок начал уверенно держать голову

К 3–4 месяцам каждая мама может заметить результаты долгого и упорного труда по поднятию головки. Родители видят, что этот этап развития уже пройден «на отлично», если:

  • ребёнок поднимает головку и уверенно держит её какое-то время, будучи лёжа на животе;
  • находясь на руках у мамы, малыш не запрокидывает голову без поддержки;
  • при смене положения тела мышцы шеи не дают головке упасть;
  • грудничок может быстро повернуть голову к источнику звука (либо следя за игрушкой) в любую сторону.

Но если достижения малыша кажутся сомнительными, можно внимательно понаблюдать за ним, предлагая ребёнку конкретные задачи.

  1. Когда ребёнок лежит на спине, мама вкладывает свои большие пальцы в его ладони, а свободными пальцами обхватывает кисть малыша. Затем осторожно присаживает его. Если в процессе присаживания грудничок удерживает головку на линии позвоночника более 3 секунд - это хороший показатель развития навыка.
  2. Ребёнок находится на руках у мамы в вертикальном положении. При этом он уверенно держит головку от 30 секунд, что соответствует норме.
  3. Когда малыша кладут на животик, он настойчиво пытается приподнять головку и удержать её несколько секунд.

Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время. Главное - начало положено.

Как помочь ребёнку научиться фиксировать головку вертикально

Чтобы малыш рос здоровым, активным и физически развитым, родителям необходимо каждый день выполнять несложные правила и упражнения.

  1. Во время бодрствования необходимо почаще выкладывать грудничка на животик. В результате у ребёнка появится стимул поднимать головку, ведь вокруг так много интересного происходит. Делать это можно сразу после рождения.
  2. Так как в норме после 2 месяцев малыш поворачивает голову к источнику звука и следит за перемещающейся игрушкой, это можно использовать для тренировки мышц шеи.
  3. Как только ребёнок начнёт немного удерживать головку, можно брать его на руки «столбиком» и позволять ему совершенствовать новый навык в течение нескольких секунд без поддержки. В зависимости от успехов грудничка время такой тренировки постепенно увеличивается.
  4. Многие родители купают детей в больших ваннах или даже плавают с ними в бассейне. При этом вода оказывает своё положительное влияние на мышцы ребёнка.
  5. Массаж и гимнастика также способствуют правильному развитию малыша.

Если у ребёнка нет сопутствующих заболеваний, массаж спины и воротниковой зоны может проводить сама мама. Во всех остальных случаях необходима консультация и помощь специалиста.

Основной приём массажа до 3 месяцев - поглаживание. Гладить можно в любом направлении. На четвёртом месяце добавляется растирание (поглаживание с небольшим усилием). Сильно тереть нельзя. От шеи движения идут вниз к подмышечным впадинам, от поясницы вверх к ним же. Область позвоночника не затрагивается.

Лечебная гимнастика для поддержки головы

После массажа выполняются упражнения для укрепления мышц спины и шеи:

  1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Вложить свои большие пальцы в ладони ребёнка и, обхватив его кисти, слегка потянуть грудничка за руки. Когда плечи немного приподнимутся, малыш постарается удержать головку. Далее, вернуться в исходное положение и повторить. Сажать малыша запрещается.
  2. На фитболе. Ребёнок лежит на мяче. Покачивать малыша так, чтобы у него появлялась возможность удерживать головку самостоятельно. Необходимо обеспечить безопасность ребёнка. Это упражнение выполняется как из положения лёжа на животе, так и лёжа на спине.
  3. «Самолётик». Положить свою руку под живот и грудь ребёнка, другой рукой фиксировать ножки. Приподнять малыша на несколько секунд. При этом он начинает удерживать головку и спинку.
  4. Лёжа на животе. Грудничка положить на живот, его ручки должны быть под грудью, ладони вниз. Можно придерживать малыша за плечи.

Необходимо стимулировать ребёнка к активности, заставить двигаться, сколько ему угодно, выкладывая его на животик, заинтересовывая разными звуками и предметами, поощрять самостоятельные попытки малыша по удержанию головки. Игрушки не должны всегда находиться только с одной стороны. А самого ребёнка можно перекладывать в кроватке, чтобы предотвратить развитие установочного поворота головы.

Учимся держать головку: упражнения - видео

Как только у малыша появляется возможность удерживать головку, мир вокруг становиться более интересен и понятен. Поэтому многие детки не хотят лежать на спине после приобретения такого важного навыка. Задача родителей - помочь ребёнку, научить, если у него что-то не получается, и помнить, что большое начинается с малого.

Когда новоиспечённой мамочке в роддоме впервые приносят малыша, она стремится понять, когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, поскольку боится навредить ему своими неосторожными движениями. Ведь неокрепшие мышцы шеи ещё не совсем способны удерживать головку младенца.

Необходимо понять, в какие сроки формируется данный навык, чтобы вовремя обнаружить вероятные проблемы, проконсультироваться с доктором и подумать над тем, как можно помочь маленькому человечку укрепить соответствующие мышцы шеи.

Одним из первых признаков правильного развития детей является умение самостоятельно держать головку. И даётся это умение вашему крохе совсем непросто. Ведь для выполнения элементарного, по мнению взрослых, действия приходится затрачивать колоссальное количество энергии.

Первые позывы самостоятельно удержать головку происходят ещё на третьей или четвёртой неделе после рождения, но длится этот процесс всего несколько секунд. Хотя родителей радует уже сам факт того, что освоение нового навыка началось, и с каждым днём будут заметны его улучшения.

Примерно в 2-3 месяца новорождённый может сам удерживать голову лёжа на животике, но происходит это около 1 минуты, дальше малыш кладёт голову обратно, давая ещё не до конца окрепшей шее отдохнуть.

Около трёх месяцев после рождения ребёнок может сам держать головку, когда его держат в вертикальном положении.

К четырём месяцам ребёнок уже должен сам уверенно держать голову, поворачивая её в стороны, чтобы рассмотреть всё вокруг. Когда малыш лежит на животе, он должен стараться приподнимать голову и плечи, опираясь на ручки.

Если ребенок недоношенный, тогда к данному возрасту нужно прибавить такое количество недель, которое он должен был провести в утробе матери и пересчитать данные сроки.

Как проверить уровень развития навыка

Родители, впервые беря ребёночка на руки, должны постоянно создавать опору для головки, это может быть локтевой сгиб, плечо или ладошка, главное — не допускать запрокидывания головы. Когда ребёнок начнёт держать её самостоятельно, риск навредить крохе резко снижается.

В 3-4 месяца малыши обычно уверенно держат головку. Если при этом происходят лёгкие покачивания головой, это вполне допустимо. Но не стоит забывать о некоторой подстраховке малыша, ведь управлять верхней частью туловища, как взрослый, он ещё не может.

Если же кроха в данном возрасте совсем не умеет держать голову, можно пройти несложный тест, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

  1. Уложите ребёнка на спину на кровати или , затем потихоньку подтяните его за ручки, усаживая на попу.
  2. Когда малыш сидит, его голова должна остаться в прямом положении около 30-40 секунд. Допускаются лёгкие покачивания головой.
  3. Положите малыша обратно на спину, а затем снова подтяните за ручки, дав зависнуть ему в наполовину сидячем положении.
  4. Если ребёнок удерживает свою голову на уровне линии хребта хотя бы несколько секунд, это также вариант нормы.

Если проделывать данные манипуляции в течение дня, то через пару дней родители заметят явные улучшения в умении малыша держать головку.

Многие родители задаются вопросом, когда ребёнок должен уже точно держать голову сам. Большинство специалистов считают, что в возрасте 4 месяцев грудничок уже должен овладеть этим навыком, но при условии, что он полностью доношен и не родился раньше времени.

Если ребёнок к этому возрасту совсем не умеет самостоятельно держать голову и происходит её запрокидывание, немедленно обратитесь к педиатру за консультацией для установления причины. Скорее всего, после осмотра педиатр перенаправит вас к неврологу.

Причин, по которым ребёнок не способен самостоятельно удерживать голову, довольно много. Рассмотрим самые распространённые.

Кривошея

Заметить кривошею у ребёнка родителям не всегда удаётся. Если же ваш малыш постоянно поворачивает головку только в одну сторону, а при смене положения головы начинает капризничать и сопротивляться, возможно, у ребёнка именно эта патология. В таком случае нужно незамедлительно обратиться к неврологу, он проведет осмотр и скажет, что нужно делать дальше.

Причинами кривошеи становятся врождённые аномалии, какая-либо родовая травма, сон только на одном боку, развитие других неврологических заболеваний на фоне данной патологии.

Лечение болезни таково.

  1. Массаж. Чем раньше у ребёнка обнаружили кривошею, тем быстрее и проще пройдёт период восстановления мышц шеи при лечении массажем.
  2. Физиопроцедурный метод лечения (парафинотерапия, электрофорез).
  3. Сон на . Сделайте так, чтобы ребенок не поворачивал голову во сне на одну сторону, лучше пусть головка смотри прямо.
  4. Плавание. Занятия и упражнения в воде – прекрасный способ не только расслабить шею, но и оптимизировать тонус всех групп мышц ребёнка.

Гипертонус

При гипертонусе ребенок мало и плохо спит, много и часто срыгивает, капризничает при появлении каких-либо раздражителей. Кроме этого, ноги и руки сильно прижаты к телу, а чтобы выпрямить их, необходимо приложить много усилий.

Невролог проверяет выраженность гипертонуса по рефлекторным тестам, и если диагноз подтверждается, назначается терапию. Обычным лечением считается массаж, плавание, электрофорез, но в самых крайних случаях врач может назначить медицинские препараты, которые расслабляют мышцы.

Гипотонус

Это заболевание также диагностируется неврологом, но и сами родители, возможно, заметят, что мышцы ребенка сильно расслаблены. При разведении ручек и ножек в разные стороны малыш не будет оказывать никакого сопротивления.

Редкое выкладывание ребёнка на живот и чрезмерная опека

При постоянном лежании на спине у ребёнка отсутствует тренировка шейных мышц и шейного отдела позвоночника, вследствие этого он поздно научится самостоятельно удерживать голову прямо.

Также не стоит постоянно поддерживать головку крохи, дайте ему возможность самому держать голову, а вы только страхуйте его.

Обязательно нужно помогать малышу навыку удержания головки.

Остаётся понять, как же научить ребёнка держать голову.

Сделать это довольно просто, так как заниматься этим можно, одновременно играя с малышом.

Выкладывайте ребенка на живот до кормления или через час после него.

Начинать нужно уже с 2-3-й недели жизни.

Продолжительность таких сеансов начинается с 1 минуты, затем родители увеличивают это время по мере взросления крохи.

Мама должна тщательно следить за грудничком, иначе он может случайно скатиться и упасть на пол.

При этом не стоит волноваться, что ребёнок может случайно задохнуться, – здоровый малыш обязательно повернет голову на бок, ведь это инстинкт самосохранения.

Если малыш капризничает при такой процедуре, попробуйте отвлечь его внимание яркой погремушкой, также можно спеть ему весёлую песенку или погладить спинку, ручки и ножки.

Нужно обязательно проводить сеансы массажа, для этого необязательно ехать в поликлинику, мама может делать поглаживания самостоятельно. Предварительно следует посоветоваться со специалистом, который даст советы и рекомендации. В сети также есть множество подробных видео-уроков этой полезной процедуры.

Также не лишним будет приобрести гимнастический мяч (фитбол). При выкладывании на мяч животом вниз ребёнок будет ощущать определённый дискомфорт и инстинктивно начнёт поднимать голову вверх.

Заключение

Помогая своему ребенку укреплять мышцы, вы избегаете многих проблем впоследствии. Когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, вы можете пробовать высаживать его на подушки, в положении полулежа. Теперь уже можно перестать тревожиться, что кроха будет запрокидывать головку на бок или «клевать» носом.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.



 

Возможно, будет полезно почитать: