Конспект открытого занятия по тестопластике в средней группе. Конспект занятия по тестопластике "поляна сказок" по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Конспекты занятий по тестопластике в средней группе

Вера Кукавко
Конспект занятия по тестопластике в старшей группе на тему «Чудо-цветы».

Программное содержание :

Увлечь детей тестопластикой , её возможностями. Научить детей наносить рисунок на подготовленные пластины, по раннее нарисованному рисунку делать рельеф, накладывая на рисунок кусочки теста . Научить работать аккуратно, примазывать изображение к пластине пальцами или стекой. Развивать творчество и воображение. Закреплять умение композиционно правильно размещать предметы на пластине. Воспитывать любовь к природе, формировать основы бережного отношения к ней.

Материалы и инструменты :

Пластинка из дерева на каждого ребёнка, тесто , стеки, салфетки.

Зрительный ряд :

Готовое панно, игрушки, изготовленные из теста , королева Фантазия (нарисованная, дворец (нарисованный) .

Музыкальный ряд :

Произведение П. И. Чайковского из балета "Щелкунчик" "Вальс цветов".

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир сказок. А вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Хорошо. А теперь давайте посмотрим на постановку рисунков. Какие сказки вы узнали в этих рисунках? Молодцы!

А сегодня я расскажу вам новую сказку, подойдите сюда поближе и послушайте её (включаю музыку) .

В далёкой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нём люди, которые славятся своим мастерством лепить игрушки из теста . Готовые игрушки они дарят детям. Этот город называется Умей – город. Правит им королева Фантазия. Она такая выдумщица! Её поделками восхищаются все жители города. А ещё она учит всех наслаждаться тишиной леса, пением птиц.

Недавно королева Фантазия объявила о том, что скоро устроит в Умей – городе выставку цветов. Принять участие в выставке она пригласила детей – умельцев из дружных царств – государств, что бы все смогли полюбоваться красотой и неповторимостью их чудо – цветов .

А вы ребята хотели бы принять участие в выставке чудо – цветов ?

Хорошо, тогда королева Фантазия волшебным прикосновением превратит вас в детей – умельцев. (дотрагиваюсь до каждого ребёнка королевой, выключаю музыку)

А теперь, умельцы, занимайте свои места и внимательно послушайте, как мы начнём работу. У каждого из вас на столе деревянные пластинки для панно, все они разного цвета и на них заранее нарисованы цветы. Именно на эту заготовку мы и будем лепить цветы из теста .

С лепкой из теста мы с вами уже немного знакомы. Тесто – мягкое и эластичное, любит тепла рук. Сначала приготовим основу для цветочков, для этого мы берём кусочек теста и катаем шар , слегка расплющиваем его пальцами и прикладываем его к контуру, слегка расплющивая и прижимая. Затем стекой делаем надрезы либо вдавливания по краям. Нижний ряд лепестков готов.

Теперь берём поменьше теста . Катаем вновь шарик, так - же расплющиваем его слегка и накладываем сверху первого кружочка, так - же стекой делаем надрезы либо вдавливаем, нам осталось сделать серединку. Листочки будем делать таким - же методом, но раскатываем колбаски, накладываем на контур и слегка растягиваем и прижимаем, стекой по краю делаем надрезы. Стебельки разные по длине, поэтому заготавливаем их разной длины, прикладываем по контуру, лишнее тесто убираем стекой . Такая техника лепки называется рельефной. А теперь приступаем к работе. (индивидуальная помощь, включаю музыку)

Анализ :

А теперь давайте покажем свои работы королеве Фантазии. Ей понравились ваши цветы. Саша, а какое панно тебе больше всего понравилось? Почему? Настя, а как ты думаешь каким цветом ты закрасила бы цветы на этом панно? Почему? А мне, ребята, понравилась эта работа, посмотрите, работа выполнена очень аккуратно, а цветы получились все разные, здесь и астры, и ромашки.

Молодцы, ребята!

А какие больше всего цветы понравились королеве Фантазии, она скажет нам после того, как вы их раскрасите, это будет на следующем занятии .

Физкультминутка.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весеннем раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегративного логопедического занятия в старшей группе на тему «Цветы»Цель:уточнить и расширить знания детей по лексической.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.

Конспект открытого занятия по рисованию в технике «батик» в старшей группе «Весенние цветы» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - Учить рисовать цветы в технике «батик»; - Осваивать навык нанесения краски на ткань; - Учить переносить набросок.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Цветы»

1. Лексическая тема: "Цветы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического.

ЦЕЛЬ:Научить детей работать в нетрадиционной технике. ЗАДАЧИ: - развивать концентрацию внимания, фантазию, воображение, чувство композиции,.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чудо Рождества» Цель: - формировать представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа; - воспитывать любовь, милосердие.

Конспект занятия по тестопластике. Тема: «Чудо дерево»

Задачи :
Изобразительная:
Учить детей лепить разнообразные виды одежды конструктивным способом из двух-трёх частей (рукава у курточки, пальто; помпон у шапочки; штанишки). Учить изображать предметы в их взаимосвязи для создания пространственной композиции.
Техническая:
Закреплять технические приёмы работы с пластичным материалом - солёным тестом: раскатывание шара и сплющивать в диск (использование способов прищипывания, оттягивает и сгибания для придания диску определенной формы одежды: варежки, шапочки, колпачки); раскатывание цилиндра (столбика) и сплющивать его в ленту, опредмечивание - шарфик (использование способа сгибания ленты для получения определенной формы одежды: туфельки, сапожки). Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность и аккуратность.
Творческая:
Вынести на самостоятельной выбор ребёнка предмета одежды или обуви, изготавливаемого в технике тестопластики. Предоставить детям возможность выбора цвета и элементов украшения (бусины, бисер). Развивать фантазию, воображение.

Предварительная работа :
Беседа об одежде, обуви, рассматривают предметов одежды, обуви и их деталей в свободной деятельности и во время режимных моментов. Рассматривают динамических картин, альбомов «Одежда», «Обувь». Сюжетно-ролевые игры с куклами, одевание их на прогулку. Дидактические игры: «Угадай, чего не стало?», «Назови правильно», «Угадай по описанию». Рассматривают деревьев на участке детского сада.

Материалы, инструменты, оборудование :
Солёное тесто разного цвета в контейнерах на каждый стол, доски для лепки на каждого ребёнка, палочки-стеки, салфетки, бусины, бисер. Панно: «Дерево», выполненное в технике - лепка из солёного теста.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре или диване, воспитатель обращает внимание на книгу и предлагает послушать стихотворения К.И. Чуковского «Чудо - дерево».)
Воспитатель : В этой книге, которую написал К.И. Чуковский, есть стихотворения с необычным название «Чудо - дерево», хотите я вам его прочитаю?
(Воспитатель читает).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? А почему автор назвал дерево чудесным? Почему оно необычное, не такое, как на улице? Что на нём выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы в нашей группе тоже появилось «Чудо - дерево»?
Ответы детей.
(Воспитатель выносит панно, на котором изображено дерево «голое» без листочков).
Воспитатель: Ребята! А что может расти на «Чудо - дереве»?
Ответы детей.
Воспитатель: Автор стихотворения придумал такое «Чудо - дерево», на котором росли чулки, башмаки, ботинки.
Воспитатель: А мы можем придумать совсем другое «Чудо - дерево». Ведь скоро зима и всем ребятам понадобится тёплая, зимняя одежда. Давайте вспомним, а что мы носим зимой? Какую одежду, обувь?
Дети: пальто, тёплые штаны и шапки, сапоги, шарфы и варежки.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать из цветного, солёного теста все эти предметы зимней одежды, которые вы назвали! А потом мы сможем украсить ими наше «Чудо - дерево». (Воспитатель предлагает выбрать понравившийся цвет теста и слепить шапочку или пальто, тёплые куртку пуховик).
Воспитатель: Чтобы сделать пальто или курточку понадобятся 3 шарика из теса: один побольше, а два поменьше. Чтобы сделать шапочку с помпончиками понадобится 2 шарика из теста: один побольше, а другой поменьше. Чтобы сделать пальто надо немного оттянуть краешки ту каждой из трёх деталей и прикрепить две меньшие детали к большей по краям. Принимаем крепко, но аккуратно. Получается пальто с рукавами. Если вы задумали сделать шапочку, то возьмите большую лепёшечку и прижмите её у пальчики, чтобы она выгнулась, а затем прикрепите сверху маленькую лепёшечку, это - помпон. Из лепёшечки легко можно сделать варежку, если сбоку немного оттянуть кусочек теста, у варежки это место для пальчика. Так же можно сделать шапочку-колпачок. Если вы хотите сделать шарфик, то скатайте колбаску из теста(цилиндр). Потом её надо сплющить пальчиками и получится как будто ленточка. Это и есть шарфик. Если раскатать две толстые колбаски, расплатиться их и потом аккуратно прижать друг к другу, то получаются штанишки. Из двух колбасок потоньше можно сделать сапожки. Надо также расплющить колбаски и загнуть с одного края.
(Дети начинают лепить задуманное, воспитатель подходит и помогает с выбором поделки и способом выполнения).
(Когда воспитатель видит необходимость, он проводит пальчиковую игру).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они продолжат
И лепить, и украшать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и развиваются кулаки. Упражнение можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Я вижу, вы быстро справились и теперь можно украсить предметы одежды, выполненные из теста. Для этого я дам вам бусинки, бисер. Можно украсить поделку по краям, можно сделать пуговки или просто украсить бусинами, как горошками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что сделал! Несите досочки со своими работами сюда.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы)
Воспитатель: Вы все молодцы, но сейчас мы не можем повесить одежду и обувь на дерево. Тесто ещё мягкое(сырое), поделки надо высушить. Завтра мы ещё раз поговорим о нашем «Чудо - дереве» и нарядим его

Екатерина Нечуева
Занятие по тестопластике в подготовительной группе «Новогодняя поляна»

Тема : «Новогодняя поляна »

Задачи :

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста ; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики - подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа :

Разучивание стихов о Новом Годе , беседы на новогоднюю тему ;

Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом ;

Изготовление зверей из солёного теста .

Раздаточный материал :

фартуки, миски с тестом , стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал :

макет поляны , фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне , новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке ?

(Входим в группу , на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери ?

(Из-за двери слышится голос : Я злой волшебник, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник . Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну . Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже ) .

Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание , конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков :

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс : (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей) .

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну ).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает , а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи .

Кто знает?

Какая замечательная поляна у нас получилась .

Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу ? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня. А про злого волшебника мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ технологий «Поляна сказок» Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме. Задачи: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать желание.

Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Новогодняя ёлка» Программное содержание: Учить детей лепить елку из шаров, путем вдавливания.

Цель: Прививать детям интерес к народному творчеству и традициям через тестопластику, воспитывать бережное отношение к народному искусству.

Конспект занятия: Оберег «Подкова на счастье»

Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, дать знания о символике подковы и цветка подсолнечника, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста; Изготовить оберег «подкову на счастье», в технике тестопластика.
2. Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес.
3.Воспитательная:
воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: Комбинированное.
Материально – техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, наглядное пособие, технологическая карта. Доски для лепки, стеки, стаканчики, кисточки, скалки, готовое солёное тесто, шаблоны, фартуки, влажные салфетки.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физ.- минутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закрепляем умения и навыки работы в технике «тестопластика» и продолжим знакомиться с народным искусством и научимся изготавливать оберег «Подкова на счастье»».
Девизом нашего занятия будет пословица: «Рукам работа, а – душе праздник!»
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Ребята, а что вы знаете о солёном тесте? (Ответы детей)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются наши руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше вам дадут возможность лепить, тем лучше развиваются ваши навыки владения собственными руками.
А когда вы поймёте, что из одного комка вы сможете создать неисчислимое количество образов - лепка станет любимым занятием на долгие годы....
А кто-нибудь знает, что такое «Тестопластика»? (Ответы детей)
Действительно, техника Тестопластики – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. (Приложение№1)(Слайд № 1 -3)
А, Аня Д. нам расскажет об истории возникновения лепки из солёного теста
Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста.
Классический рецепт: мука, соль, вода.
Современный рецепт: мука, соль, вода, растительное масло, клей ПВА.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок оберег «Подкова на счастье». Подкова - это один из самых древнейших оберегов, она приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (говорил великий изобретатель Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Но прежде чем, мы приступим к работе, послушайте сообщения, которые подготовили старшие ученики: о подкове нам расскажет С. Карина
(Приложение№2)(Слайд № 4 -7)
Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. А своими знаниями о подсолнечнике с нами поделится У. Света. (Приложение №3) (Слайд № 8)
Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега. Физ. - минутка:
Я предлагаю поработать в двух командах: дети и педагоги, устроим небольшой конкурс.
Чья поделка окажется лучше?
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним
технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом:
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот, в него добавляется клей, можно отравиться.
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется:
Готовое солёное тесто, шаблоны, трафареты, стек, скалка, доска для лепки или клеёнка, кисть, стакан с водой, и семена подсолнечника.
Практическая работа:
Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова счастья».
1.Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3.Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4.Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5.Декорируем нашу подкову листиками. . Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6.Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Лепестки формируем, для начала возьмем немного теста размером с мандарин и тщательно разомнем его в ладошках. Чувствуете, как наше тесто разогревается, становиться мягким. Разделим его на 9-11 равных частей. Это - наши будущие лепестки. Затем возьмем немного теста размером с грецкий орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к изготовлению лепестков. Раскатываем небольшие лепешки и заостряем их, придавая форму лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем его с помощью воды. Также лепим следующие лепестки. Нужно стараться работать аккуратно, но в, то время быстро (чтобы тесто не засохло). Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол).
(Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:
Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.
А теперь начинаем наше соревнование.
Работа по группам педагоги и учащиеся. Работа по образцу. Изготовление подковы, при помощи шаблона. Выполнение цветка подсолнуха при помощи трафарета. Подкова готова.
Анализ изделия:
Вот и готова наша подкова счастья, и теперь нам нужно хорошенько просушить её на открытом воздухе, до полного высыхания. А после сушки мы с вами раскрасим нашу подкову.
Рефлексия занятия:
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста? (Ответы детей)
Что было сложнее всего? (Ответы детей)

Обоснование использования данной технологии.

Личность ребена является центральной фигурой образовательного процесса.

С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих “присвоению” ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания.Сенсомоторное развитиедошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ . Наблюдение за насекомыми в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых. Игры на прогулке: «Раз, два, три к дереву беги», «От какого дерева лист?»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: – организационная часть: беседа о божьей коровке;

физкультминутка «Жук»;

практическая часть: лепка божьей коровки;

физкультминутка «Листочки»;

практическая часть: лепка листа;

заключительная часть:

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую

присказку: « полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка – симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой

окраской не съедобны. Но иногда и божьей коровке угрожает опасность. Как вы думаете, какая? Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, для божьих коровок угрозу представляют дети, которые их ловят. Нельзя обижать этих милых и красивых жучков, в неволе они погибают. Дети, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? Где прячутся зимой от холода? Ответы детей.

Воспитатель. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы не забыли, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика – это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Сейчас немножко отдохнём и лист лепить начнём. Дети, выберите по одному трафарету осеннего листа и скажите, от какого дерева лист вы выбрали.

Физкультминутка «Листочки».

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. (Присели.) Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели (Покачивание руками.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели (Покружились и побежали.) И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к лепке осеннего листа. Из солёного теста скатайте шарик размером с ваш кулачок. На доску посыпьте немного муки, затем разомните руками шарик из теста в лепёшку толщиной в 5 мм. Приложите к лепёшке трафарет выбранного вами листа. Стекой обрежьте лишнее тесто. Лист готов, переложите его на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы, теперь частичка осени всегда будет у вас перед глазами, и за зиму вы не забудете, как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

После просушки божью коровку и лист дети в свободной деятельности раскрашивают гуашью и склеивают клеем ПВА.

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика )

для детей старшей группы

Тема: «Декоративное панно»

Подготовила: Лялина Виктория Владимировна

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/C №40 «ЖУРАВЛИК»

Воскресенск 2012

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов – раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Материал: разноцветное соленое тесто трех цветов для розы (розовый цвет), лепестков (зеленый цвет), декоративной тарелочки (фиолетовый цвет). Стеки на каждого ребенка, тряпочки для рук, дощечки для лепки.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, декоративных панно, открыток и картинок с изображениями цветов, композиций с розами, бутонами. Активный словарь: тестопластика, тесто, панно,обряды, поделки, стека, прожилки, пластичное, податливое.

Ход занятия:

Под салфеткой находится готовое соленое тесто.

Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Вы знаете, что такое обряды? Какие вы знаете обряды?

Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами (праздниками) весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Изделия изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей. Рассматриваем иллюстрации.

Вот как мы много с вами узнали, посмотрели интересные картинки, узнали, как жили и чем занимались наши прабабушки и как много интересных поделок можно сделать не только из глины, пластилина, но и из соленого теста.

Послушайте загадку.

На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Т ех, кто рвёт их. Это?… (отве т- розы)

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста декоративный цветок, розу.

Что есть у розы? Лепестки, листики, верно.

Давайте разрежем вот эту часть цветного теста (фиолетовая), из которого лепится тарелочка на куски. Раздать детям. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы его сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, тарелочку для нашего цветка, для розы.

Из следующего куска будем лепить розу. Скатать кусок в шарик, потом раскатать между ладонями колбаску (жгутик). Положить его на доску для лепки. Расплющить, скатать дорожку (полоску) так, как мы делали улитку. Предложить детям, которые быстро сделали одну розочку сделать еще несколько.



 

Возможно, будет полезно почитать: