Конспект проведения режимного момента завтрак младшей группой. Конспект режимных моментов в первой младшей группе детского сада. Подготовка к ужину, ужин

Пройди по дорожке (тропинке)

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель проводит по полу две параллельные линии (или кладёт две верёвки; длина 2,5 – 3м) на расстоянии 25 – 30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впередиидущего. Это упражнение хорошо проводить на участке. Осенью можно направлять дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клёна, что оживит игру.

Если игровое упражнение проводится в помещение, можно в конце дорожки разместить флажки, игрушки и дать задание принести их.

Пройди через ручеек.

Задачи. Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладёт через неё доску (длина 2,5 – 3 м, ширина 25 -30 см) – мостик.

«На этом берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберём их, — обращается воспитатель к детям. – Но сначала мы пройдём по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выполняются 2-3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».

Где звенит?

Задачи. Развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.

Описание игры. Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его», — обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

Кто тише?

Задачи. Упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.

Описание игры. Дети идут гурьбой вместе с воспитателем. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо – тихо, на носочках» — и показывает. Дети идут за воспитателем. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульях и по сигналу бегом дети должны вернуться назад.

Некоторые дети 2 – 3 лет при ходьбе на носках неестественно держат голову, втягивая её в плечи. Им кажется, что они в этом случае тише идут. Надо следить за этим, указывая на ошибки, и исправлять их. Ходьба на носках укрепляет свод стопы. Однако не следует утомлять детей чрезмерно длительным выполнением этого упражнения. Игра повторяется 3-4 раза.

Пузырь

Задачи. Закреплять у детей умение становится в круг, постепенно расширять и сужать его.

Описание игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют большой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по– прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося «ш-ш-ш». малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.

Произносить текст надо медленно, чётко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.

Самолёты

Задачи. Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолёта. Затем обращается к детям: «Встали, приготовились к полёту, завести моторы!». Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолёта) и бегают в разных направлениях по комнате, площадке. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.

Воспитатель сначала показывает движения, а затем всё игровое задание выполняет вместе с детьми.

Поезд

Задачи. Упражнять детей идти вперёд небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение точно по сигналу воспитателя.

Описание игры. Воспитатель помогает нескольким детям стать друг за другом и говорит: «Поиграем в поезд. Я буду паровоз, а вы вагончики», затем встаёт впереди детей. Паровоз даёт гудок, и поезд начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее. Воспитатель ведёт колонну детей в одном направлении, затем в другом, наконец останавливается и говорит: «Остановка». Через

Некоторое время паровоз вновь даёт гудок и поезд отправляется в путь.

Роль паровоза сначала выполняет воспитатель, лишь после нескольких повторений он привлекает к роли ведущего наиболее активного ребёнка. Паровоз двигается медленно, чтобы вагончики-дети не отставали друг от друга. Первое время каждый ребёнок держится за одежду впередистоящего, а затем дети свободно идут друг за другом и двигают руками, подражая движению колёс паровоза, в такт произносимых слов «чу-чу-чу». Дети могут строиться друг за другом произвольно. При неоднократном повторении игры малышам предлагают выйти на остановке: собрать ягоды, грибы, попрыгать, погулять. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Солнышко и дождик

Задачи. Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. Вначале при ознакомлении с игрой даётся упрощённый вариант. Дети сидят на стульях или гимнастической скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т.д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.

В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале – «дождик». Дети бегут к воспитателю прятаться под зонт.

После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и смотрят в окошко (в отверстие спинки), воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» игра повторяется.

Догони мяч

Задачи. Развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Описание игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон комнаты или площадки. «Догоните мяч»,- говорит воспитатель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны как можно дальше. Дети бегут за мячами, берут их (каждый один мяч), несут воспитателю и кладут в корзину. Игра повторяется.

В игре можно использовать разноцветные деревянные или пластмассовые шары. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их: «Вот как покатились шарики. Догоните их и положите в корзину». Воспитатель следит, чтобы каждый ребёнок старался догнать один шарик. Первое время игра проводится с небольшой группой детей, постепенно число играющих увеличивается.

Птички в гнёздышках

Задачи. Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.

Описание игры. С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каждый ребёнок стоит в своём обруче – это гнёздышко, в нём живёт птичка. По сигналу птички вылетают из гнёзд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиком пальцев по коленям – клюют корм. «Полетели птички в гнёзда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила – разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал «полетели птички в гнёзда» дети бегут, в каждый обруч встают 2 – 3 малышей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Воробышки и автомобиль

Задачи. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание игры. Дети садятся на стулья или скамейки с одной стороны комнаты или площадки – это воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель с обручем в руках. Он изображает автомобиль. По сигналу «полетели воробышки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками. Воспитатель говорит: «Автомобиль едет. Летите, воробышки, в свои гнёзда!» Выезжает автомобиль, воробышки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.

Предварительно воспитатель показывает, как летают воробышки, как они клюют зёрнышки. Все движения дети повторяют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений эту роль можно поручить наиболее активному ребёнку. Автомобиль движется спокойно, чтобы дать детям возможность найти своё место.

Лохматый пёс

Задачи. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. Ребёнок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, и воспитатель говорит:

Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что – то будет.

Собака просыпается, встаёт и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Затем роль собаки поручают другому ребёнку. Игра повторяется.

Курочка – хохлатка

Задачи. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увёртыванием.

Описание игры. Воспитатель выполняет роль курицы, дети – цыплят. Один ребёнок (более активный) – кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Вышла курочка – хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко – ко,
Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка, и игра повторяется.

Жуки

Задачи. Упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.

Описание игры. Игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка – дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног – жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.

Кошка и мышки

Задачи. Упражнять детей в пролезании (или подлезании), умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание игры. Игра проводится с подгруппой детей (8 – 10) в комнате (на ковре) или лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны отгорожено пространства – домик мышек. Выбирают кошку. Они садятся на стул или пенёк. Мышки сидят в норках, за лестницей. Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и бегают. Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите…

Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» — и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребёнку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

Мой весёлый звонкий мяч

Задачи. Приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишие и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово.

Описание игры. Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты или площадки. На некотором расстоянии перед ними – воспитатель, у него мяч. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговаривает:

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!

Затем воспитатель вызывает 2 – 3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его чтением четверостишия. После этого педагог быстро говорит: «Сейчас догоню!» малыши убегают, а воспитатель вызывает других детей. Постепенно в игру включаются все дети. Они – мячики.

Куры в огороде

Задачи. Упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. На середине комнаты ограничивают небольшую площадь – огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул – это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – дом для кур.

Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные – куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая: «кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.

Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя всё помещение.

Воздушный шар

Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.

С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили.
Будем шарик надувать,
Будем с шариком играть.

(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».)

Шар воздушный, надувайся!
Шар воздушный, надувайся!

(Идут назад маленькими шагами – надувают шар.)

Надувайся большой
Да не лопайся!

(Хлопают в ладоши.)

Шар воздушный улетел,
Да за дерево задел
И… лопнул!

Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш»

Ровным кругом

Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение.

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!

С окончанием этих слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например поворачиваются, наклоняются, приседают и т.п.

Давайте вместе с нами!

Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и показывает движения.

Давайте вместе с нами
(поднимают руки в стороны)
Потопаем ногами
(топают ногами, стоя на месте),
Похлопаем в ладоши
(хлопают в ладоши).
Сегодня день хороший!
(поднимают прямые руки вверх- в стороны.)

Это я!

Воспитатель показывает детям, как надо выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая взрослому.

Это глазки. Вот! Вот!
(показывают сначала левый, потом правый глаз.)
Это ушки. Вот! Вот!
(берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)
Это нос! Это рот!
(левой рукой показывают рот, правой – нос.)
Там спинка! Там живот!
(левую ладошку кладут на спину, правую на живот.)
Это ручки! Хлоп, хлоп!
(протягивают обе руки, два раза хлопают.)
Это ножки! Топ, топ!
(кладут ладони на бёдра, два раза топают.)
Ой, устали! Вытрем лоб.
(правой ладонью проводят по лбу.)

Ручки – ножки

Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова теста и показывает движения. Дети выполняют.
Все захлопали в ладоши
Дружнее, веселее!
(хлопают в ладоши.)
Застучали наши ножки
Громче и быстрее!
(стучат ногами.)
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише!
(хлопают по коленкам.)
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше!
(медленно поднимают руки.)
Завертелись наши ручки
(поворачивают кисти вправо – влево),
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились
(опускают руки).
Петушок стоит на ножке
И клюёт в саду горошки
(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюёт).
— Ой, устала ножка,
Похожу немножко
(ходьба на месте; то же другой ногой).
Мама — слониха топает тихо (шагает тихо),
А слонёнок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени).
Топает, пляшет (пляшут вприсядку),
Хоботочком машет (машут рукой).
Медведь весной проснулся (далее движения по тесту),
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).
Нарядился
И пошёл по лесу
Куролесить.
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идёт! (ходьба по – медвежьи.)

Глава 2. Занимательный материал по развитию представлений о времени

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вторая младшая группа

Беседы о личном, конкретном опыте детей

(краткие примеры)

1). Воспитатель: Послушайте, ребятки, загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

Кто готов отгадать? Правильно, Вова, это туфли.

А когда бывают туфли под кроватью?

(Ответ ребенка – ночью).

Послушайте стихотворение и скажите, когда это бывает?

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

Когда все спят, Коля? (Ночью). Правильно.

Есть хорошее стихотворение у А. Барто. Послушайте:

Жучка тявкнула во сне. В мягком кресле у окна

Хвостиком вильнула. Бабушка уснула.

Котик, серенький коток Мишка тоже стал зевать.

Спит у ножки стула. Не пора ли Маше спать?

2). Воспитатель: Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» что вы делаете утром?

Аня: Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в детский сад.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Глеб: Когда мама приведет утром. Когда все идут на работу.

Воспитатель: Что вы делаете утром в детском саду?

Дети: Играем, зарядку делаем, завтракаем.

Воспитатель: В детском саду мы каждый день делаем гимнастику, проводим игры в кругу, и садимся завтракать. Потом проводится занятие. Всё это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

3). У детей карточки с изображением временных отрезков времени (частей суток). Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Первый лучик солнышка

Заглянул в окошко.

И проснулся сразу же

Мальчуган Антошка.

Когда это бывает?

Затем предлагает сказать:

У кого на картинке это время суток, как называется оно и почему?

У кого на картинке вечер и почему?

А что вы делаете днем? Утром, когда приходите в детский сад?

Игра «День – ночь»

Цель: научить различать части суток: день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня (например, ребенок обедает) и ночи (ребенок спит).

Ознакомление со временем лучше начинать с конкретных отрезков: день – ночь. Характеристика временного отрезка должна быть убедительной для каждого ребенка.

Рассмотрите первую картинку: ребенок спит. За окном темно, светит луна. Задайте вопросы: когда это бывает – днем или ночью? Что ты делаешь ночью? Что делает ночью бабушка? Брат? Сестра?

Рассмотрите вторую иллюстрацию: «скорая помощь» едет по ночному городу. Кто работает ночью? Врачи, медицинские сестры, водители.

На третьей картинке ребенок обедает. Что он делает? Когда обедают дети: днем или ночью? Что делаете вы днем? Что делает днем мама?

В конце работы с картинками загадайте загадки:

Звезды на небе зажглись, Солнце в небе ярко светит,

Спать ребята улеглись. На прогулку вышли дети.

Вечер, день умчались прочь. Когда это бывает?

Им пришла на смену …(ночь ). (Днем)

Если дети не смогут отгадать загадку, подскажите им.

Игра «Утро – вечер»

Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением утра (например, «Петушок поет», мальчик умывается) и вечера (ребенок ложится спать).

Воспитатель предлагает посмотреть первую картинку, например, петушок поет:

Когда петушок всех будит: утром или вечером?

Когда ты встаешь?

Кто еще утром встает?

Показывает вторую картинку, на которой ребенок умывается.

После того как ребенок встал, что он еще делает утром?

Когда ребенок завтракает?

Что ты еще делаешь утром?

На третьей картинке ребенок смотрит по телевизору передачу «Спокойной ночи, малыши».

Когда идет эта передача, утром или вечером?

Что ты делаешь дома вечером?

Когда ты ложишься спать?

Загадайте загадки:

Когда петушок Стало за окном темнеть,

Раньше всех встает, Птицы стали тише петь.

Солнышко встречать зовет? Мама всех зовет на ужин.

(Утром) Когда это бывает? (Вечером)

Динамический этюд «Утреннее фото»

Цель: Обобщить знания детей о части суток - утро, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого:

Встань, как только солнце встанет

(тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет –

(тянут руки вперед)

Ты подставь скорей ладошку,

(подставляют ладошки к солнышку)

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

(проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!»

ети хором повторяют: «С добрым утром!»)

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

Птицам…

(широко разводят руки в стороны)

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

(улыбаются друг другу)

Игра «Петрушка»

Цель: формировать временные отношения, развивать образное мышление.

Материалы и оборудование: игровой персонаж – Петрушка (кукла), картинки с изображением мальчика, дяди, дедушки; иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

Например, в гости приходит Петрушка.

Воспитатель беседует с детьми от лица игрового персонажа. Выясняют, что Петрушка очень грустный. Воспитатель спрашивает детей: «Почему?» (ответы детей).

Петрушке нужно помочь навести порядок, так как все картинки у него перемешались.

Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность расположения картинок.

Игра «Раньше – позже»

Цель: формировать временные представления о настоящем, прошлом, будущем.

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки: два младенца, два малыша – мальчик и девочка, школьник и школьница, юноша и девушка, мама и папа, дедушка и бабушка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, на фланелеграфе находятся в беспорядке картинки. Нам нужно разобраться, какие мы были раньше, какие мы сейчас и какие будем потом, позже.

Дети раскладывают картинки так, чтобы было понятно, что было раньше, что потом.

Иллюстрации картинок с изображением постоянных видов деятельности

Части суток

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: формировать временные отношения и представления, умение соблюдать последовательность, развивать речь детей.

Материалы и оборудование: модели роста лука или карточки с изображением семечка, ростка, побега, бутона, цветка (плода); карточки посадки дерева и т.д.

Модели роста лука





1. Подготовка почвы, 2. Условия роста: вода, 3. Появление ростков и посадка лука тепло корешков


4. Зеленые ростки 5. Ростки еще длиннее 6. Пора срезать

длиннее, корешков и больше, корешки зеленые перышки

больше длинные и большие лука

На фланелеграфе воспитатель выставляет в беспорядке карточки или модели, которые можно упорядочивать по времени, например:

1. Дети несут саженец. 2. Копают землю. 3. Сажают дерево и поливают.

4. Дерево с маленькими листочками.

Дети должны разложить картинки в нужном порядке, объяснить, что

было сначала, а что потом. Составить небольшой рассказ.

Игра «Одежда для зимы (лета)

Цель: формировать временные представления о временах года.

Материалы и оборудование: наборы картинок летней и зимней одежды; иллюстрации пейзажей зимнего и летнего времен года (приложение 3).

Воспитатель: Дети, летом и зимой одежда одинаковая?

(ответы детей)

Давайте поиграем в игру:

С правой стороны стола – лето (иллюстрация летнего времени года), а

с левой – зима (положить иллюстрацию зимнего времени года).

Нужно разложить картинки с одеждой для лета в одну стопку,

картинки с одеждой для зимнего времени года – в другую.

Затем дети рассматривают, называют, объясняют свой выбор.

Словесная игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизировать словарь детей за счет слов – названий частей суток.

Воспитатель начинает игру:

«Мы завтракаем утром, а обедаем - …» (днем).

«Спим мы ночью, а делаем зарядку - …» (утром).

«Делаем зарядку мы утром, а выходим на прогулку - …» (днем).

«Солнышко светит днем, а луна - …» (ночью).

«В детский сад вас приводят утром, а забирают - …» (вечером).

«Ужинаем мы - …» (вечером).

(Дети дополняют пропущенное слово).

Игра «Распутай клубок»

Цель: формировать временные отношения, развивать речь,

мыслительные операции.

Материалы и оборудование: 3-4 картинки, объединенных единым сюжетом, которые следуют друг за другом в определенной последовательности (алгоритм посадки семян).

Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним

сюжетом, например:


  1. Бабушка вяжет, на полу лежит клубок. Рядом котенок.

  2. Бабушка спит. Котенок играет с клубком.

  3. Клубок стал заметно меньше.

  4. Бабушка проснулась. Котенок размотал весь клубок.
Можно использовать модели посадки семян (смотри ниже).

Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему,

по их мнению, порядок именно такой.





Игра «Путаница»

Цель: учить детей восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов «раньше», «позже», «сначала», « потом». Закреплять умение различать и называть последовательность времен года.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года.

Воспитатель: Дети, какие времена года вы знаете? (Ответы детей).

Читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Дима, как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Правильно, это стихотворение о весне. А вот наш Незнайка все времена года перепутал. (Прикрепляет на фланелеграф картинки с изображением времен года). Читает:

Перепутал все на свете

Наш Незнайка.

Говорит он:

- После лета (помещает картинку)

К нам придет зима (помещает картинку)

В шубу снежную одета,

Солнечным теплом согрета,

Дарит урожай она.

Зиму сменит осень, (помещает картинку)

Зашумит листва.

А на смену осени

Вновь придет весна. (помещает картинку)

Скажите, дети, прав ли Незнайка? Исправьте ошибки и перечислите еще раз времена года в правильной последовательности. (Дети перечисляют).

Воспитатель меняет расположение картин и при восстановлении последовательности использует слова «раньше», «позже», «сначала»,

«потом». Загадывает загадки:

Пусты поля, Снег на полях,

Молчит земля, Лед на реках,

День убывает. Вьюга гуляет…

Когда это бывает? Когда это бывает?

(Осень) (Зима)

Тает снежок, Солнце печет,

Ожил лужок, Липа цветет,

День прибывает, Золотится пшеница.

Когда это бывает? Рожь колосится,

(Весна) Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Лето)

Воспитатель вызывает четверых детей и просит отыскать картинку, изображающую определенное время года.

Вика, скажи, сколько всего времен года? (Ответ ребенка).

Игра «Сутки»

Цель: формировать понятие о частях суток.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор сюжетных картинок

(день, ночь, утро, вечер).

Воспитатель прикрепляет сюжетную картинку «Утро» и читает:

Утром петушок поет:

Солнце на небе встает!

Просыпайтесь, умывайтесь,

За работу принимайтесь.

Что мы делаем утром, дети? (Ответ)

Помещает картинку «Вечер» на фланелеграф:

Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Вечер наступает,

Каждый отдыхает.

Кто догадался, что наступил вечер? (Ответ детей)

Затем воспитатель прикрепляет справа от картинки «Вечер» картинку «Ночь» и читает:

Скоро ночь зажжет все звезды,

Сны придут к тебе, ко мне.

И луны фонарик желтый

Засияет в тишине.

Дети, обратите внимание на расположение карточек:

Разве после утра настает вечер? (Ответ детей)

Что после утра наступает, Кирилл? (День)

Правильно, наступает день. (Помещает картинку)

А теперь, Вика, назови по порядку части суток. (Называет)

Молодец, Вика. Теперь я хочу узнать, все ли дети запомнили части суток. Давайте поиграем:

Я буду называть в произвольном порядке части суток, а вы выполняйте действия, характерные для указанных частей суток.

Например, утро: дети умываются, причесываются, делают зарядку, завтракают и т.д. День: дети читают, рассматривают картинки, рисуют. Вечер: дети смотрят телевизор, умываются и т.д. Ночь: дети спят.

Игра «Ищи и найдешь»

Цель: различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; умение ориентироваться во времени.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор картинок с изображением временных отрезков.

Дети рассматривают картинки, приставляют их друг к другу, в зависимости от того, что на них изображено: утро, день, вечер или ночь.

Помогите им вопросами:

После того как пройдет утро, что наступит?

А затем?

Сколько всего частей суток? И т.д.

Игра «Стрелка, покружись»

Цель: знакомить детей с цветовой моделью частей суток, упражнять в назывании частей суток, их последовательностью.

Материал и оборудование: цветная модель частей суток,

картинки с изображением частей суток на каждого.

Воспитатель показывает цветную модель частей суток и говорит:

Стрелка, стрелка, покружись!

Время суток, покажись!

Стрелкой – указкой воспитатель показывает на модель и говорит:

Это утро, это вечер, это день, это ночь. Дети повторяют.

Модели частей суток


НОЧЬ
ВЕЧЕР

Дети раскладывают картинки – изображения частей суток перед собой. Воспитатель стрелкой – указкой показывает на цветовое обозначение и загадывает загадку:

Мы завтракаем утром, а обедаем …?

Утром встаем, а ложимся …?

Дети дополняют пропущенное слово и поднимают картинку с изображением частей суток.

Игра «Когда это бывает»

Цель: умение различать части суток, развивать речь.

Материал и оборудование: набор картинок с изображением временных отрезков.

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо временного отрезка.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается; ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку; занимается, играет со сверстниками; слушает бабушкину сказку, смотрит телепередачи, за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели.

Выбрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Цель: формировать представления детей о промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь).

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов.

Дети совместно с воспитателем дают определение цветным крышкам (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер, черная – ночь) и называют их в определенной последовательности. И в этой же последовательности нанизывают их на цветной шнурок (или пирамидку). Между сутками нанизывается прокладка из картона.

1 Сутки

2 Сутки

И т.д.

Дети нанизывают цветные крышечки и строят модель частей суток

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Средняя группа

Беседы по картинкам

с широким содержанием

Цель: формировать представления детей о последовательности частей суток, закрепить названия частей суток, углубить и расширить представления об этих отрезках времени.

В средней группе используют картинки с более широким содержанием, где изображается следующая деятельность: что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

Примеры картинок с широким содержанием:

Школьники утром идут в школу;

Салют на фоне вечернего города;

Люди выходят вечером из театра;

Дети уходят с родителями из детского сада;

Ребенок наблюдает вечернюю улицу с балкона;

Взрослые в походе у костра;

Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели;

Сторож у будки на дежурстве.

Машина «Скорой помощи» едет по ночному городу. И т.д.

Словесные игры – путешествия

в утро, день, вечер, ночь

Цель: закрепить навыки в определении частей суток и свободного включения в речь их названий.

Воспитатель начинает игру такими словами:

«Сегодня мы с вами как будто, пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой асфальтные дорожки. Кто это рано утром убрал улицы?» И т.д.

Работа с моделями «Положение солнца»

Цель: формировать временные представления, умение соотносить части суток с природными явлениями, познакомить с моделями «Положение солнца».

Во время прогулок необходимо сосредоточить внимание детей на объективные показатели, которые символизируют время – это положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.

Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба иногда сохраняется длительное время, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.


  • Утро – бледно-голубое небо, виден солнечный круг (восход солнца) светло-желтого цвета;

  • День – светлое голубовато-желтое небо, в верхней части яркий светло-желтый круг солнца;

  • Вечер – темное небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей (закат);

  • Ночь – темно-синее небо с месяцем и звездами.




Предложить детям рассмотреть модели, найти отличия. Можно использовать модели при рассматривании иллюстраций из приложения 3 «Пейзажи времен года в разные части суток» . Отметить изменения в природе - цвет неба и положение солнца в разное время суток, в разное время года.

Игра «Мой день»

Цель: развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

Материал и оборудование: картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, фланелеграф, карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»:

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сям,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улегся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все.

Спасибо мне!

Воспитатель: Дети, расскажите, как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать любое действие и рассказать, в какое время суток этим занимается.

Игра «Спать пора»

Цель: прививать детям положительные привычки и преодолевать дурные, воспитывать желание соблюдать режим дня.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, кукла «Ванька-встанька».

Воспитатель рассказывает детям о мальчике Ване, который совершенно не умеет просыпаться утром. Мама будит его, а он вместо того, чтобы спокойно встать и одеться, прячется с головой под одеяло, упирается, кричит. Мама каждое утро переживает, расстраивается. Она пытается объяснить Ване, как нужно себя вести, но мальчик не слушает ее. Он говорит, что все дети не хотят вставать утром и ведут себя, как он.

Педагог обсуждает с детьми поведение этого мальчика, задавая вопросы:

Как вы считаете, правильно думает Ваня или нет?

Вот видите, Ваня не прав, он ошибается.

А как вы ведете себя по утрам? Почему вам иногда трудно просыпаться?

(Дети рассказывают).

Давайте пригласим Ваню к нам в группу и поможем ему.

Дети образуют круг и выполняют движения вместе с воспитателем:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, (встают на носочки и возвращаются в исходное положение)

Приседай-ка, приседай-ка, (выполняют приседания)

Будь послушен, ишь какой! (грозят друг другу пальцем)

Нам не справиться с тобой.

После физкультминутки, педагог предлагает посоветовать Ване, как избавиться от лени, вставать по утрам. (Дети дают советы).

После беседы воспитатель предлагает послушать стихотворение

С. Михалкова «Не спать»:

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь –

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час!

Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

Педагог: Правильно ли думает мальчик? Хорошая ли это привычка – не ложится вовремя спать? К чему она приводит? Любите ли вы слово «спать»?

Сон нужен всем – и людям, и животным. Когда мы спим, все наше тело отдыхает, набирается сил. Вспомните, как трудно играть, смотреть книги, когда не выспался. Некоторые дети, после того, как лягут в постель, очень долго не могут заснуть. Почему так получается? Чаще всего потому, что перед сном они делают то, чего нельзя: играют в веселые, шумные игры; смотрят страшные фильмы; читают страшные истории. Все это мешает хорошему засыпанию. Постарайтесь полюбить слово «сон», и тогда вам легко будет вставать утром.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию «Мы спим».

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

Воспитатель: Мы будем рассказывать по порядку о том, что делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, садится на последний стул, а остальные все передвигаются.

Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель: Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом? (Передает камешек кому-либо из играющих).

Ребенок: Мы делали гимнастику.

Воспитатель: А что было потом? (кладет камешек перед другим ребенком и т.д.)

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут последнее – уход домой.

Игровое упражнение «Части суток»

Цель: формировать временные представления.

Материалы и оборудование: наборы картинок с изображением частей суток, иллюстрации из картотеки «Пейзажи времен года в разные части суток».

Воспитатель загадывает часть суток и называет характерные признаки.

Например, в это время все возвращаются домой, солнце прячется за горизонтом, на небе появляются звезды, по телевизору показывают передачу «Спокойной ночи, малыши» и т.д.

Дети находят картинку и показывают соответствующую часть суток, делают зарисовки в тетрадь.

Работа с моделями «Части суток»

Цветные знаки можно использовать как раздаточный материал.

Воспитатель показывает картинку или читает стих, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

Модели частей суток:

УТРО
ДЕНЬ
Игра «Назови соседей»

Цель: Закрепить знания о частях суток, умение устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета.

Материалы и оборудование: модели частей суток.

Ход игры:

Назови соседей утра.

У части суток – утро, соседи – ночь и день, потому что до наступления утра ночь, а после утра наступает день.

Назови соседей ночи.

Назови все части суток.

Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День – что дальше? (вечер, ночь, утро) и т.д.

Динамический этюд «Лето»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - лето, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Летней жаркою порой

Пойдем на речку мы с тобой!

(ходьба на месте)

Будем плавать, загорать.

(имитация плавания)

Землянику собирать.

(имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поет соловей,

(приставить правую ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей,

(приставить левую ладонь к левому уху)

Наблюдать, как возле водицы

(присесть на корточки)

Стрекоза со стрекозой резвится.

(соединить в горизонтальном положении два кулака, развести в разные стороны указательный и средний пальцы левой и правой рук)

Динамический этюд «Осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - осень, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Оранжевый, желтый и красный,

(указательным пальцем махнуть влево, посередине и вправо)

Листья осенние, вы так прекрасны!

(развести руками в стороны)

Ветер вас в танце кружит,

(руки поднять вверх и покружиться)

Дождик с вами дружит,

(пожать руку рядом стоящему)

Жаль только, птицы на юг улетают.

(махи руками)

И как красива осень,

(развести руки в стороны)

Грач с ласточкой не знают.

(помахать головой)

Динамический этюд «Зима»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - зима, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

На улице зима,

(руки в стороны)

И стало холоднее.

(обнять себя руками)

Теперь одежда нам

(движение указательным пальцем)

Нужна теплее.

Чьи варежки?

(показать ладони)


Чья шапочка?

(ладони на голову)
Чей шарфик?

(ладони на шею)
Пойдем гулять скорей с тобой.

(ходьба на месте)

Чтобы ножки не замерзли –

Мы потопаем.

(топать ногами)

Чтобы ручки отогрелись –

Мы похлопаем.

(хлопать в ладоши)

А чтоб было веселее,

(имитация лепки снежков)

Мы снежки лепить начнем.

Будем весело играть,

(«кидать» снежки)

Хорошо зимой гулять!

(руки в стороны)

Динамический этюд «Весна»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - весна, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Солнце засветило,

(руки через середину поднимаются вверх)

Сугробы растопило.

(руки через середину опускаются вниз)

Теплую погоду

Принесла весна.

(руки в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И ёж (руки прижать к груди, голову опустить)

С медведем (руки поднять вверх, чуть в стороны)

(указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться,

(потянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев.

Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время, и что делают люди.

Например, - я скажу – и положу камешек Андрею, Андрей быстро вспомнит и скажет, что бывает весной? (Весной тает снег).

Передает камешек другому, тот вспоминает еще, что- нибудь о весне.

Когда дети усвоят все правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Игровое упражнение

«Закончи предложение»

Цель: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра).

Материалы и оборудование: знаки-символы

(синий круг – вчера, желтый круг – сегодня, красный – завтра).


ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА

В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Воспитатель задает вопросы, дети, отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу. Дети дополняют предложения словами, подходящими по смыслу.

Например:

Сильный мороз не сегодня и не завтра, а … (вчера).

Мы играем в саду не завтра, не вчера, а … (сегодня).

Воскресенье не сегодня, а будет … (завтра).

Затем детям читают предложения, в которых допущена ошибка. Дети исправляют ответ, выбирают нужный знак-символ.

Например:

Вчера ты мне дашь свою куклу?

Завтра мы гуляли в парке? И т.д.

Игра «Прогноз погоды»

Цель: закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Материалы и оборудование: ширма в виде телевизора, картинки с погодными явлениями.

Воспитатель показывает детям волшебный телевизор и говорит, что звук у телевизора сломался, а изображение есть. Сейчас передают погоду, которая была вчера (которая будет завтра). Дети рассматривают картинки и определяют, какая погода была вчера (какая будет завтра). Потом детям предлагают самим придумать прогноз погоды на завтра и самостоятельно подобрать карточки.

Последний вопрос будет звучать так: «Какая погода сегодня?»


Облачно
Солнечный день

Молния


Гроза


Дождь
И т.д.

Игровое упражнение «Модель времени»

Цель: формировать у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели.

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов, прокладки из плотного картона, цветные шнурочки.

Дети самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер,

черная – ночь).

Между крышками – «сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель суток, недели, месяца.

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает детям грязное полотенце и читает стихи.

Воспитатель. Ну-ка, дети покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он, это оказывается Хрюша. Хрюша испачкал наше полотенце.

Дети, сегодня мы научим Хрюшу мыться чисто, с мылом. Что нам для этого надо? (вода, мыло, полотенце). Где это все у нас находится? (в умывальной комнате). Воспитатель берет куклу Хрюшу и идет вместе с детьми в умывальную комнату.

Воспитатель. Куда мы привели Хрюшу? (в умывальную комнату)

Воспитатель. Зачем мы сюда пришли? (для умывания рук).

Хрюша: « А я сам умею умываться»

Воспитатель. Ну, умойся (Хрюша сильно открывает кран с водой).

Воспитатель. Дети, разве так открывают кран (нет.)

А почему брызги летят на пол, на детей? (ответы детей)

Правильно. Надо кран открывать так, чтобы вода текла маленькой струйкой.

Вот так. (Воспитатель показывает). Открой, Даня кран, чтобы вода текла маленькой струйкой. Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? (Закатать рукава, чтобы не намочить платье, рубашку).

Воспитатель. Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.

Хрюша, ты тоже закатывай рукава. Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Хрюше, как надо мыть руки. Вот так. Круговыми движениями. Одна ладошка гладит другую (дети показывают). Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы дети, смотрите, правильно ли он все делает. Что сейчас делает Хрюша (мылит руки мылом). Теперь, что надо ему делать? (смыть мыло водой). Хрюша смыл мыло. Что ему делать дальше? (отжать капельки воды и вытираться полотенцем сухо-сухо), отжал Хрюша, капельки. Иди бери полотенце, расправь и вытирай сухо-сухо, каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так, повесь полотенце на место, закрой кран. Дети, каким теперь стал Хрюша? (чистым).

Воспитатель. Дети, теперь у Хрюши полотенце всегда будет чистым.

Правда, Хрюша? Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем все по порядку. Расскажи Вика. (Закатываем рукава, открываем кран, чтобы вода текла маленькой струйкой, смачиваем руки водой, берем мыло, намыливаем руки мылом, до « белых перчаток», моем ладошка-ладошку круговыми движениями, смываем мыло, берем полотенце, расправляем его, вытираем руки сухо-сухо, вешаем полотенце на место, закрываем кран).

Воспитатель. Молодцы. Дети, теперь у всех руки чистые. Пройдемте в группу и сядем на свои места.

Воспитатель. Что мы сегодня с Вами делали? (Учили Хрюшу правильно умываться).Воспитатель. Верно. Все помогали Хрюше, сами чисто вымыли руки.

Показ режимного момента "Подготовка к завтраку" в группе раннего возраста. План-конспект открытого показа режимных моментов «Подготовка к завтраку, завтрак» в группе раннего возраста Подготовил: воспитатель Самохвалова А.А. Тема: «Каша – матушка наша» Цель: Закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культурного поведения за столом во время приёма пищи. Формировать первичные представления о культуре питания. Задачи: Учить детей самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, насухо вытирать своим полотенцем и вешать на своё место. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой), бумажной салфеткой (по мере необходимости), есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережёвывая пищу. Воспитывать самостоятельность при самообслуживании за столом. Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания. знание о полезных злаках, из которых делают и варят каши (например, гречневую, рисовую, пшённую). Интеграции образовательных областей: 1. Социально - коммуникативная: свободное общение с взрослыми, стимулировать внимание. 2. Развитие речи: обогащать словарь детей («каша», «гречневая», «пшённая», «рисовая»). 3. Познание: расширение кругозора детей. 4.Художественно- эстетическая: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. 5. Физическая: развивать мелкую моторику рук, профилактика правильной посадки во время приёма пищи за столом. Ход режимного момента Воспитатель: Ребята к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем. Приветствуем всех, кто время нашел. И в дружную нашу группу пришел! Зима давно стучит в окно, А в группе у нас тепло и светло! Ребята послушайте о чём я вам расскажу. Слушайте внимательно. Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают, Ставят на плиту вариться, И что тут может получиться? Дети: каша! Воспитатель: Я так люблю кашу, она такая сладкая, молочная, вкусная, полезная. Вы ведь тоже любите кашу? Я вам предлагаю сегодня самим сварить кашу. Ну, что пойдемте варить кашу! Я приглашаю вас на кухню. (дети садятся на стульчики во круг стола в игровой зоне:«Кухня». Воспитатель: Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: Каша – матушка наша. Каша – любимое кушанье среди русских людей. А вы знаете, из чего варят каши? Каши варят из круп. Кашу будем варить мы с вами в кастрюле!? Вот наша кастрюля. Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят, Кто съест – похвалит. Это- гречневая каша. (Ребёнок высыпает в кастрюлю гречневую крупу.) Она богата витаминами. Молодец. Из нее готовят кашу для ума. Умными хотите быть всегда? Тогда вам нужна - пшенная каша. (Ребенок сыпет в кастрюлю пшённую крупу.) Умница. Белая каша есть у меня, Зернышки белые плавают в ней, Станет вся кожа наша белей. Это – рисовая каша. (Ребенок высыпай в кастрюлю рисовую крупу.) Хорошо. Все крупы вы узнали и правильно назвали. Вы и дальше не зевайте теперь каши называйте. Дидактическая игра«Скажи правильно». Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы: каша из гречневой крупы- гречневая каша, каша из пшённой крупы- пшенная каша, каша из рисовой крупы- рисовая каша. Ребята в кастрюле у меня три вида круп. Поэтому кашу нашу назовем «Дружба». Помогите мне подобрать ещё продукты необходимые для варки каши. Вот -молоко, необходимо оно? (Правильно, каша будет молочная.) Вот- соль, нужна? (Правильно! Для вкуса.) Вот -сахар, потребуется? (Правильно, чтобы каша наша была сладкая) Вот- масло, нужно? (Да, нужно. Есть пословица«Кашу маслом не испортишь») Вот- колбаса, нужна? (Нет, конечно. Кашу молочную с колбасой не варят, а вот орешки или ягодки кладут. Она станет еще полезнее и вкуснее.) Ставим кастрюлю на плиту. В каше много витаминов Каша нам всегда нужна В каждом доме, в каждой кухне, Каша быть всегда должна! Сюрпризный момент. Стук в дверь. Забегает сказочный герой котёнок с грязными лапками. Котёнок: Ой, как у вас вкусно пахнет! Что это у вас? (грязными лапами лезет в кастрюлю.) Воспитатель: Усатый -полосатый, ты почему с нами не поздоровался? Котёнок: Простите меня. Мяу. Здравствуйте! Дети: здрав-ствуй-те! Котенок (снова лезет в кастрюлю.) Ой, это у вас что вариться и так вкусненько пахнет? Мяу. Воспитатель: Мы с ребятами варим кашу «Дружбу». Всех за стол приглашаем, да только с грязными руками и лапами не пускаем. Правильно ребята? Дети: Да. Воспитатель: Посмотри, какие у тебя лапки грязные. Ты на улице гулял, лапки сильно намарал. Ребята выходите, научим котика, как нужно мыть ручки. Водичка, водичка! Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Что-то наша каша долго вариться? Поможем ей побыстрее свариться и ты котик помогай. Пальчиковая игра«Варись каша» Варись, варись каша! Варись поскорее! (Водим одним указательным пальцем одной руки по другой ладони) Будем кушать кашу, (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки) Станем мы сильнее. Пых-пых! Пых-пых! (Понимаем-опускаем кулачки) Станем мы сильнее. Угостим мы кашей (Выставляем ручки вперед по очереди) Котика Тимошу. Да, да! Да, да! (4 хлопка) И кота Тимошку (Выставляем руки вперёд) Кушай на здоровье! (Руки в стороны) Вот и каша наша «Дружба» готова. Отдадим кашку нашу Инне Александровне, она нам разложит по тарелочкам. А мы с вами отправляемся на паровозике мыть ручки. И ты котик с нами иди. (По дороге с потешкой:) Все болезни у ребят От микробов говорят. Чтоб всегда здоровым быть, Надо руки с мылом мыть! В туалетной комнате моем ручки, вытираем своим полотенцем, вешаем на своё место. Воспитатель: Закатаем рукава, Открываем кран – вода. Моем глазки, моем щёчки, Моем уши и ладошки! Посмотрите крошки! На свои ладошки! Ах какие ладошки! Чистые ладошки! Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи водица, Мы пришли умыться. Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку. Льётся чистая водица Ты умой нас чисто- чисто, Ручки, ручки умывай Ничего не забывай. Мойся, мойся, умывайся Грязь скорее вся смывайся. Одеваем нагрудники деткам и присаживаемся за столы. Воспитатель: Котик-коток присаживайся за стол с детками, отведай нашу кашу с пылу, с жару. Каша «Дружба» вкусная, сладкая, молочная. Все ровненько сидят, Ножки вместе стоят, Глазки на тарелку глядят, Локти убраны со стола, Тихо кушает детвора. Приятного аппетита! Дети: Спа-си-бо. Воспитатель: У котёнка в чашке Было много кашки. Две тетери прилетели, Две тетери кашку съели. И кричат они котёнку: -Ротозей ты Ротозей! Если дали тебе кашку, Нужно съесть её скорей! А у нас есть ложки, Волшебные немножко. Вот- тарелка, вот- еда, Не оставим и следа. Умница Настенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Кушай кашку, девочка, Девочка- припевочка, Кушай кашку, подрастай, Всем на радость выростай!

План-конспект

открытого показа режимных моментов

«Подготовка к завтраку, завтрак»

во второй младшей группе «Пчелка»

Подготовил:

Воспитатель

первой квалификационной категории

Райкунова А.О.

г.Маркс 2015 г.

Тема: «В кафе».

Цель: Формировать умение культурно - гигиеническим навыкам, навыку культурного поведения за столом. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами, бумажной салфеткой. Воспитывать самостоятельность при самообслуживании за столом. Формировать у детей знание о полезном злаке – пшенице, из которой делают и варят каши (например, манную, пшеничную). Расширить представления детей о пользе продуктов.

Ход режимного момента

После проведения утренней гимнастики дети и воспитатель возвращаются в группу. Младший воспитатель накрывает столы. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята, наша неделя посвященная разным домам и зданиям продолжается. Вспомните, вчера мы говорили о домах, у которых есть много этажей. Как такие дома называются?

Дети : Многоэтажные.

Воспитатель: Мы побывали в многоэтажном торговом комплексе, многоквартирном доме. А сегодня мы с вами поговорим о других зданиях.

(Показ картинок: спортивный комплекс, цирк, зоопарк)

Воспитатель: Посмотрите – это спортивный комплекс, там люди занимаются спортом: цирк – сюда люди приходят посмотреть представление с животными.

Ребята, а какие здания вы знаете?

Дети : Театр, кафе.

Воспитатель : Вот посмотрите здания кафе – когда люди проголодаются, они приходят сюда подкрепиться, поесть что-нибудь вкусное.

И сегодня ребята я хочу пригласить вас в одно из таких кафе. Посмотрите, у меня даже есть пригласительный билет от шеф-повара. Хотите пойти?

Дети : Да. Хотим.

Воспитатель : А давайте посмотрим чем же сегодня нас будут угощать!

Каша ……..

Батон с маслом

Какао на молоке

(Если столы будут не накрыты, и остается время, то проводится игра «Полезное, неполезное»)

Воспитатель : Сколько полезных продуктов содержится в этих блюдах. А давайте поиграем в игру «Полезное, неполезное» (если полезно хлопаем в ладоши, если неполезный продукт – топаем ножками).

Воспитатель : Ну что тогда пойдемте мыть руки. Сначала пойдут девочки, ставя стульчики за стол, а мальчики как настоящие джентельмены, пока подождут.

Все болезни у ребят

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

(Воспитатель смотрит, чтобы дети тщательно мыли руки с мылом, не обливались и не распрыскивали воду, чтобы насухо вытирали руки, вежливо и спокойно общались, проводит индивидуальную работу ).

(Включается музыка)

Воспитатель : Ребята, все ровненько сели за столик, спинка прямая, ложку держим правильно в правой руке.

Приятного аппетита!

Ребята, вы знаете каша очень полезная. В ней много витаминов. Они полезны для ногтей, волос.

А в батоне – есть витамин В, он нужен для правильной работы животиков.

Молоко – полезно для костей и зубов.

(Во время приема пищи воспитатель контролирует осанку детей, при необходимости показывает (на иллюстрациях или на дополнительных приборах) как правильно нужно держать ложку, поощряет аккуратность и внимание к сверстникам во время еды, употребление в речи вежливых слов: пожалуйста, большое спасибо; проводит индивидуальную работу по формированию навыков культурного поведения за столом (Кирилл, Алиса, Руслан)

Надо постараться скушать все, что приготовил повар. Потому что, у нас впереди длинный день, и нам понадобиться много сил и энергии.

Не забываем о том, когда вы покушали вытереть ротик салфеткой и положить ее на стол. Не забываем говорить спасибо за вкусный завтрак.

Воспитатель: - Ребята, за каким столом будут самые чистые тарелки, тот стол получает вот такое солнышко (изготовлено на подставке яркое улыбающееся солнышко).

Помощник воспитателя своевременно убирает использованную посуду, следит за чистотой столов, хвалит детей за успехи во время завтрака.




 

Возможно, будет полезно почитать: