Кто занимался поиском философского камня. Философский камень, что это? Тайны тайн о философском камне

Bсю свою историю человечество что-то искало, и чаще всего не находило. Самыми популярными предметами поиска были истина, любовь и вера. А также ад, рай, богатство, знания, смысл жизни, вечный двигатель, Атлантида и инопланетяне. Но лидером в этом списке вечного поиска можно смело назвать философский камень! Ничто другое не пытались найти с таким маниакальным упорством. Ради его поисков даже возникла отдельная наука - алхимия, и поколения алхимиков посвящали всю свою жизнь единственной цели - попытке найти философский камень. Годами они сидели в лабораториях, склонясь над колбами и ретортами, в надежде однажды увидеть на дне сосуда маленький кроваво-красный камень. Чем же он так манил их? О! Причин было много...

История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.

Принято считать, что человеком, впервые поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - «Гермес Триждывеличайший». Мы, увы, не знаем, жил ли такой человек на самом деле. Вероятнее всего, Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. «Изумрудной скрижали Гермеса» - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Таким образом, рецепт философского камня теряется в веках. Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Теперь же пару слов о самом предмете поисков. Философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.

Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен - достаточно получить сплав нужного цвета!

К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни):

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови.»

Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.

Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня, используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем, так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.

От Средневековья вплоть до конца XVII века так называемый философский камень был заветной целью алхимиков - ученых, создавших базу знаний для современной химии.

Что такое «философский камень»?

Согласно легенде, философский камень был субстанцией, способной превращать простые металлы, такие как медь, цинк, олово и железо, в драгоценные - золото и серебро. Кроме того, с помощью философского камня можно было добиться эликсира вечной молодости, способного излечить от любой болезни, вернуть потерянную юность и даже даровать бессмертие своему счастливому обладателю.

Алхимики только в самом становлении своей «науки» считали философский камень именно камнем, дальнейшие поиски характеризовали его и как порошок, и как эликсир. В период Высокого Возрождения принято было называть философский камень «первоматерией» (materia prima). Именно в этот период алхимия сильно смешалась с философией.

В своих непрестанных поисках этого всемогущего «камня» алхимики изучали всевозможные природные и химические элементы, проводили опыты и синтезировали новые вещества и сплавы, создавая прочную основу для возникновения химии, фармакологии и металлургии.

Чем же увенчались поиски?

Многие из европейских гениев стремились найти этот уникальный элемент, среди них были Роджер Бойл - прародитель химии, Иоганн Конрад Диппель, ставший прототипом Виктора Франкенштейна в романе Мэри Шелли, и даже сам Исаак Ньютон, чье тайное увлечение алхимией сегодня широко известно.

Однако задолго до Ньютона французский писарь, нотариус, меценат и алхимик Николя Фламель якобы раскрыл секрет философского камня. В его книжную лавку попала древняя иудейская книга с каббалистическими таинствами, для перевода которой Фламель отправился в Испанию, после чего поползли слухи о создании алхимиком магического элемента. Невероятно долгая жизнь Фламеля и его супруги и внезапно обретенное богатство только способствовало распространению этих слухов.

Николя Фламель хорошо известен поклонникам романов о Гарри Поттере. В первой книге серии Джоан Роулинг упоминает Фламеля и его успешную находку - книга вышла в печать под названием «Гарри Поттер и философский камень».

Первым человеком, рассказавшим о невероятных свойствах философского камня, был египетский алхимик Гермес Трисмегист. Рецепт изготовления он записал в своих книгах, но большинство из них сгорели на пожаре, а местонахождение оставшихся неизвестно. До нас дошли лишь переводы. В начале первого тысячелетия алхимия была под запретом смертной казни. И только в 700-х года н.э. возобновила свое учение. Великим деятелем алхимии того времени был Абу Мусса Джабир ибн Хайян. Он положил в основу металлов философские ртуть и серу, никак не связанные с обычными ртутью и серой.

Обычная ртуть и сера лишь свидетельствуют о существовании философских ртути и серы как духовных принципов. Металл ртуть – принцип металличность (философская ртуть), содержащий принцип горючести (философская сера). Сухие вещества Земли дают философскую сера, а мокрые – философскую ртуть. Тогда считалось, что действие огня упрощает свойства всех металлов. И поэтому при соединении в различных пропорциях двух принципов с помощью высокой температуры образуются 7 металлов: золото, серебро, свинец, медь, олово и железо. Причем, золото получается только при соединении в идеальной последовательности чистой философской серы и чистой философской ртути. То есть алхимики считают, что в золоте сера здоровая – красная, в серебре – белая, в меди – испорченная красная, в свинце – испорченная черная. То есть свинец – это испорченное золото и его можно вылечить. Земля тоже может образовывать золото, но только очень медленно. Можно ускорить процесс с помощью определенного эликсира. И раз плотность ртути больше плотности золота, то считалось, что этот эликсир должен быть очень плотным. Позднее его стали называть философским камнем. Помимо превращения металлов в золото философский камень бает обладателю бессмертие, вечную молодость и абсолютное знание. Деятельность алхимиков покрыта мистикой и тайной. Считалось, что получить философский камень может только избранный, поэтому учебников по этой науке не было, знания передавались от учителя к ученику. Ходило много разговоров, что кому то из алхимиков удалось получить философский камень, но рецепт его так по сей день и неизвестен, а поэтому поиски продолжаются.

Заслуги алхимиков

Благодаря деятельности алхимиков были проведены хорошие эксперименты и именно алхимиками получены полезные вещества: порох, лекарство, многие соли и кислоты, селитра. Также были описаны свойства этих веществ. К тому же очень важной их заслугой является открытие процесса выплавки металла из руды, а также фильтрование, кристаллизация и перекристаллизация. Были созданы аппараты для дистилляции жидкости и сублимации твердых веществ. Алхимиками изобретены приборы и посуда для проведения химических опытов. Уже в 10 веке н.э. алхимик Авиценн умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, а так же гидроксиды калия и натрия.

Алхимиками было придумано несколько способов добычи золота из бедной породы: отделяли от песка, ртути и прочих примесей.

Алхимики-шарлатаны

Большое количество шарлатанов было при дворах коронованных особ. Одним из таких был Иоганн фон Рихтгаузен, который был при дворе короля Германии Фердинанда III. Он превратил в присутствии короля ртуть в золото. Но потом выяснилось, что он заранее растворил золото в ртути, а затем лишь испарил ртуть при помощи нагревания.

Еще один алхимик-шарлатан был при дворе Леопольда I. Он якобы превращал в золото цинк. Из этого золота даже чеканили монеты, но ни одной монеты так и не дошло до нашего времени.

Но самым известным придворным алхимиком, творившим невероятные вещи, считается Зайлер. Он на глазах Леопольда I и его придворных провел превращение ртути в золота в своей лаборатории. Опыт проходил так: Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, которого он назвал философским камнем. Бросил эту щепотку и кипящую ртуть, затем перемешал толстой деревянной палкой. Затем повалил дым, всем пришлось отвернуться. Зайлер еще сильнее раздул огонь, бросил в ртуть угли, которые тут же сгорели. Затем остатки ртути перелил в плоскую чашку и все увидели, что металл стал желтым. Ювелир подтвердил, что это золото, причем очень чистое. Зайлера тут же возвели в рыцари. Но рецепт этого фокуса все таки был раскрыт. Палка, которой он перемешивал состав была полая и в нее был засыпан порошок золота, а отверстие залеплено воском. Угли тоже были полыми и золотым порошком внутри. Порошок быстро расплавился в ртути, затем ртуть испаряется под действием температуры и в чаше осталось чистое золото. А философским камнем был всего лишь оксид ртути.

В 20 веке было доказано, что ртуть всегда содержит небольшую примесь золота. Поэтому алхимики 20 века возобновили свои эксперименты, но уже с помощью электричества, пытаясь отделить золото от ртути. Получилось произвести золото в ядерных реакторах из изотопа ртути в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути, но количество золота было ничтожно мало

Эликсир долголетия

Все тот же Джабир ибн Хайян был самым ярым алхимиком, искавшим возможность жить вечно. Его рецепт был прост: «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке». Это была, конечно, ирония. Так он подчеркивал нереальность своего рецепта. Но в отличие от самого Хайяна, его учения и идеи стали бессмертными.

Сама легенда о бессмертии берет свое начало в Шумерском царстве около 2000 лет до н.э. По легенде сын богини Нинсун Гильгамеш захотел стать бессмертным и узнал, что для этого нужно съесть траву жизни, которая находится на морском дне. Он добыл траву, но по дороге домой захотел искупаться. Траву оставил на берегу. Змея нашла траву, пока он плавал, и съела ее, став бессмертной, а Гильгамеш умер.

Яков Брюс

Алхимики средневековья пытались найти эликсир долголетия, чтобы жить тысячу лет. Так врач Людовика 13 алхимик Давид Кампи рекомендовал пить раствор золота в воде, аргументируя это тем, что золото – это семя земли. А врач и алхимик Парацельс уже утверждал, что элексир долголетия удлиняет жизнь уже на 600 лет.

В России эликсир долголетия получал Яков Брюс, один из самых умнейших людей России времен Петра I. Его лаборатория находилась в Сухаревской башне в Москве. Люди обходили эту башню стороной, считая его колдуном и чернокнижником. Говорят, что Брюсу все таки удалось получить живую и мертвую воду. Он завещал слугам оживить себя после смерти. Но удалось ему оживить себя или нет – неизвестно. Хотя его после смерти похоронили, но могила была разграблена и тела не нашли.

В истории существует также много невероятных историй, когда найденные эликсиры бессмертия убивали людей, которые отважились их принять. Яркий тому пример произошел в России в средние века. Один монах-алхимик Василий Валентин решил добавлять в пищу себе и монахам в своем приходе оксид сурьмы. Многие умерли в страшных муках. С тех пор второе название сурьмы антимониум, то есть в переводе противомонашеский.

Универсальный растворитель

Также вместе с эликсиром бессмертия и философским камнем алхимики искали универсальный растворитель, с помощью которого можно было бы выделить из других веществ сам философский камень, ведь этим растворителем нельзя растворить только его. И этим растворителем осадить драгоценные металлы. Его найти как раз почти удалось. В 1270 году алхимик Бонавентура соединил сильно концентрированные соляную и азотную кислоты, затем полил порошок золота – золото исчезло. Обрадованный Бонавентура назвал этот раствор царской водкой за умение растворить царя металлов. Тут же приступил к выделению философского камня. Потратил на это 10 лет, но так и не достиг результатов. Царская водка не действует на стекло, керамику, песок, олово и многие другие вещества, а значит не универсальна. Бонавентура бросил это дело и занялся изготовлением лекарств. Но практически универсальный растворитель оказался полезной находкой.

Легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить , и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное - непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

Ответы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

Почему камень - «философский»?

Итак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было "всего-навсего" вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

"Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[...]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму".

«Едва ли кто при этом выживал», - вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь - это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им -

https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/s_st_m-150x150.jpg

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах,...

Раздумывая над названием блога, я уже знал, что там будет присутствовать что-то философическое, но еще не знал, что камень. Первой ассоциацией с камнем была твердость, второй - христианский Петр-Кифа, и только в третью очередь я подумал об алхимии. Забавно, что в Интернете на словосочетание «философский камень» все время вылезал Гарри Поттер.

Но давайте заглянем в Википедию: философский камень (ребис) — в описаниях средневековых алхимиков некоторый химический реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (так называемой трансмутации) металлов в золото. Философский камень — это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления согласно степени своего совершенства, но в сущности имеющий два цвета: белый и красный. Считалось, что на первом этапе алхимик должен был достичь получения твердых белых камешков, далее этот материал постепенно должен был приобрести красный цвет, а сам Философский Камень должен был быть красновато-коричневым (или кроваво-красным). Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:

. Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют,
. Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
. Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.

Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик.

Ни один из тех, кому молва приписывала открытие Философского Камня, не употреблял его для достижения личного обогащения, а тратил огромные деньги исключительно на благотворительность. Таким образом, красноватый порошок, способный любой металл превратить в золото, излечивать все болезни и продлевать жизнь, есть не что иное, как материальное подтверждение великих духовных истин. Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог сыграл для читателя роль, подобную философскому камню, превращая неблагородное внутри него в благородное. Сам Мефистофель, как будто обращаясь к гостям блога, предупреждал:

«Им не понять, как детям малым
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им -
Философа недостаёт!»

Продолжим, однако, дальше экскурс в алхимию и древние предания. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - Гермес Триждывеличайший. Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (его астрологическая планета - Меркурий, ртуть). Если рассматривать «образ» Камня в символическом значении, можно вспомнить, что для алхимиков Философский Камень — еще и квадратура круга (противопоставление круга квадрату, т. е. слияние двух противоположностей: Неба и Земли, вечности и материи и т. д.) — символ соединения противоположностей путем очищения и трансформации вещества. Символ Философского Камня - перевернутое зеркальце Венеры или анкх, ключ от дверей рая.

Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Золото - совершенный металл - образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух - то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.
. Ртуть - душа - то, что соединяет тело и дух
. Соль - тело - то материальное что остается после обжига.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. Первовещество - это (мужское) вещество, становящееся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы. Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени, что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его бесполезным и избавляется от него, хотя для философов это наивысшая ценность. Первовещество - это не однородная субстанция, оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал, содержащий ртуть. Это определение достаточно универсально, и для изучения мистической алхимии оно вполне самодостаточно. Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог читался при полном забвении пола. Как известно, гендера не существует ни у маленьких детей, ни у ангелов (известно же, что ангел лишь посланник Бога, не более того, и потому ему даны крылья, подобно тому, как Гермес обладал крылатыми сандалиями для донесения вестей от греческих богов).

В шутку рецепт от Гермеса-алхимика.

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся. Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и тотчас, приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное. Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови».

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог превратил прагматиков в немного мистиков, а мистиков в немного прагматиков, и чтобы сухость рационального начала читателя чуть-чуть растворилась в растворе теплой мироощутительной интуиции, будучи подвержена неопалимому мистическому пламени.



 

Возможно, будет полезно почитать: