Литературно-музыкальная композиция ко дню Матери. Чудо материнской любви. Методические материалы ко Дню матери

Цель: воспитать у школьников любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней.

Подготовительная работа .

  • Оформление стенда «О, как прекрасно это слово - мама!»;
  • Фотовыставка «Наши мамы»;
  • Выпуск праздничной телепередачи, в которой расскажут о мамах, их трудовых биографиях, выразят им благодарность за любовь, заботу, труд;
  • Подготовка концерта;
  • Сочинения о мамах.

Актовый зал школы празднично украшен цветами и детскими рисунками «Портрет мамы». Над входом в него плакаты «Пусть всегда-будет мама!», «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать».

Дети и приглашенные родители проходят в зал под музыку.

Хор исполняет песню «Мама» (сл. А. Шульгиной, муз. В. Гаврилина).

Ведущий 1:

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем говорить о празднике, который имеет отношение и к хрупким и нежным девушкам, и к милым, ласковым мамам, и к любящим и любимым бабушкам. Очень приятно, что к нам в гости пришли самые красивые, ласковые, добрые и любимые мамы, бабушки.

Ведущий 2:

Дорогие мамы и бабушки! Мы пригласили вас на праздник, чтобы выразить вам свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность.

Ведущий 1:

Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней.

Ведущий 2:

О мамах сказано немало слов, много невысказанного живет в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать.

Отрывок из поэмы «Слово о матери» Расула Гамзатова.

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братье
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите себя,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте дети ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!

Ведущий 1: Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству. Этот праздник является объединяющим все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери, достойной этого имени.

Ведущий 2: Об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола.

Ведущий 1: По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. Постепенно этот праздник приобрел другое значение - чествовать стали не матерей, а «Матерь Церковь», так что праздник стал отчасти церковным.

Ученик 1: В Австралии День матери отмечают с удовольствием. Впрочем, разве может быть иначе? Австралийский День матери совпадает с американским – второе воскресенье мая – и празднуется очень похоже. Этот день австралийцы используют для того, чтобы выразить искреннюю благодарность и признательность своим матерям. Взрослые дарят серьезные подарки, малыши – цветы и открытки. Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Цветная гвоздика означает, что мать человека жива – здорова, белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.

Ученик 2: В Бразилии распространены большие семьи, с тремя-четырьмя детьми, поэтому нетрудно представить, каким сердечным и важным стал такой день.

Ученик 3: В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.

Матери, смелые женщины, которые знают, когда замолчать, а когда поддержать и дать необходимый совет, которые любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были… В этот день они по праву – Королевы и все цветы, все подарки, все добрые слова - все к их ногам!

Ученик 4: По популярности у американцев День матери находится на пятом месте после Дня св. Валентина, Дня отцов, Пасхи и Рождества. В этот день всем сыновьям, независимо от их отношений с родителями, надлежит навестить маму, преподнести ей символический подарок, побыть с ней какое-то время.

Ученик 5: В Древней Греции день матери праздновался в середине марта в честь Реи – матери великого Зевса.

Ученик 6: В Англии впервые провозгласил материнский день король Генрих III (1216 – 1239) в 3 воскресенье марта. В этот день нельзя было работать, нужно было обязательно посетить родителей.

Ученик 7: Впервые день матери в Германии был отмечен в 1923 году, как национальный праздник отмечается с 1933 года.

Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за все будем Вам благодарны».

Ученик 8: Жители Эстонии в этот день украшают дома флагами.

Ученик 9: Во второе воскресенье мая в Финляндии поднимается государственный флаг. Это официальный выходной.

Ученик 10: «Мама, ты вязала мне варежки. Вязала без устали долгими холодными вечерами. Прилетит ко мне весточка из родных краев, а в ней – запах домашнего очага...».

Строчки этой старой и доброй «Маминой песни».

(1958 год) знают все японцы. 13 мая она, конечно же, будет звучать во многих домах, напоминая о большой материнской любви и заботе.

Долгое время в стране существовала традиция в День матери прикалывать на грудь гвоздику – символ любви матери к ребенку. Красной гвоздикой украшали одежду дети, чьи матери живы, а белой – дети, лишившиеся матерей. Я спрашивала у японцев старшего поколения помнят ли они эти красные и белые гвоздики. Да, все помнят, как на общем красно-гвоздичном фоне выделялись одноклассники с белыми цветками. Все помнят, как вместе печалились и подбадривали друг друга. В 60-е годы белую гвоздику упразднили по этическим причинам, а красная гвоздика сопровождает День матери в Японии и по сей день. Но какие бы стереотипы, представляющие японское общество и положение в нем женщины, не существовали бы в мире, японцы очень ценят и любят своих матерей. Каждый японец знает, что «центром японской семьи является женщина-мать». Мужчинам невероятно комфортно и обнадеживающе спокойно от такого сознания. И разве это не прекрасно?

Ведущий 1:

Безусловно, День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.

1-й ребёнок :

Воспеваю то, что вечно ново
И, хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.

2-й ребёнок:

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.

3-й ребёнок:

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего. Ему – конца нет.
Я произношу его: «Мама».

Ведущий 2:

Жизнь матери - это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели.

  • «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
  • «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни».
  • «Когда человек может назвать мать свою и по духу родной - это редкое счастье». (А. М. Горький).
  • «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» (Ю. А. Яковлев).
  • «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать» (М. Джалиль).

Эти слова о матери звучат как гимн самой жизни.

Звучит песня «Свет материнских глаз» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова).

Ведущий 1:

О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк.

Ученики:

В городке над самой кручей
Знаю всех наперечет,
Для меня нет места лучше
Мама здесь моя живет!
К ней приду я с неудачей
Все обсудим до утра,
И предстанет жизнь иначе
На свету ее добра.
Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добросвет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то...
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Все от мамы - все она!
А когда в морском тумане
Протрубят суда отход,
То махну рукою маме
На прощанье у ворот.
Повторю, как заклинанья,
Про себя сто раз слова:
«Мама, мама... До свиданья!
Золотая, будь жива!»
Весть из отчего предела
Отодвинет все дела...
Только б мама не болела,
Долго-долго бы жила!

(В. Петров).

Ведущий 2:

Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Они нередко видят в ней человека, который варит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Но мать - это и тот человек, которому можно довериться: рассказать, как тебя подвел друг, какую нелепую ошибку ты допустил в контрольной работе, как гложет тебя раскаяние за совершенный проступок. Мама все поймет.

Ведущий 1:

Дети порой обижаются на мать. Известный грузинский педагог Ш. А. Амонашвили вспоминает: «Не раз в детстве я обижался на мать, и этого хотелось и того. Однако мама, которая заменяла мне и отца, погибшего на фронте, далеко не все мои желания исполняла. Она не позволяла долго играть во дворе, слоняться без дела, винила только меня, когда я ссорился с товарищами, требовала, чтобы я предупреждал, куда и надолго ли ухожу, и мне порой казалось, что мама чрезмерно строга, сердита, слишком требовательна, шагу мне не дает ступить.

Сейчас я думаю: допустим, я бы следовал своим желаниям, уклонялся от разумных советов матери, что тогда? Не знаю, что бы произошло, но думаю, из меня не вышло бы ничего путного.

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите ее, не причиняйте матери боли своими словами и поступками. Отблагодарите ее за труды и заботу о вас, будьте добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет от вас мама».

Ученица:

Наши любящие, заботливые мамы - прекрасные труженицы на производстве. Среди них есть и педагоги, и врачи, и ткачихи, и бухгалтера, и ученые. Но есть у миллионов женщин еще одна важная и ответственная обязанность - быть душой семьи, нести свет и тепло детям.

Ученик:

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин.
Женщина с ребенком на руках.

А теперь послушайте песню «Мамин вальс» (ел. Л. Дербенева и В. Крючкова, муз. Ю. Чичкова).

Ведущий 2:

Я прочитаю отрывок из воспоминаний писателя А.Алексина.

«Я очнулся в телега на сене. Я не испытывал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дыма. Я сгорал от жажды.

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня,- мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо - рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать.

Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. Я из последних сил шептал незабываемое слово - мамочка. Я звал ее. Уповал на нее, как не бога, богоматерь, человекоматерь, мать. Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос;

Сынок! Сынок, родненький...

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнал ее руку, ее голос. Я ожил от ее милосердия. Губы разжались, и я прошептал:

Мама, мамочка...

Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, у его изголовья становится другая.

Мама. Мамочка...

На Пискаревском кладбище зеленеет трава. На Пискаревском кладбище большие могилы. большие, общие, заполненные народным горем. Здесь похоронена моя мать.

Документов нет. Очевидцев нет. Но вечная сыновняя любовь определила - тут. И я склонился к земле. Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

(Из книги «Мама». М.; Молодая гвардия, 1975).

Ведущий 1:

«Не желая, того мы часто обижаем матерей. Пренебрегаем советами, не уважаем их привычек, вкусов. За советом идут к другим, за утешением к матери. Да, мать всегда разделит горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Ребенок должен научиться уважать мать с раннего детства.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы - здоровы? «Если ответите «да» собеседник скажёт: «Оказывается, ты самый богатый на белом свете».

Хор исполняет песню «Мама, милая мама, как тебя я люблю».

Ведущий 2:

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.

Берегите матерей.

(Отрывок из поэмы).

Воспеваю то, что вечно ново
Хотя совсем не гимн пою,
И в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.

И, моей не подчиняясь воле,
Рвётся к звездам, ширится окрест...
Музыкою радости и боли
Он гремит - души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,
Это слово - Чудо. Слово - Свет,-
Встаньте, люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо, на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя:
Сохраненное во всей красе;
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу - ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет...
Встаньте!.. Я произношу его:

Р. Гамзатов.

Ведущий 1:

Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно – от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.

Ведущий 2:

В этот день мы от всей души поздравляем дорогих мам с их праздником. Пусть светом и добром отзываются в душах детей ваши бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность.

Литературно-музыкальная композиция "Славим женщину, чьё имя Мать..."

В. 1 Здравствуйте, дорогие наши мамы, бабушки, педагоги и все присутствующие в этом зале. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить замечательный праздник – День Матери.

Чтец.
День матери - праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно, -
Все, кто рождён под счастливой звездой
И мамы опекой сердечной!

Чтец
Мы в диких бегах суеты
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьёз увлекаясь делами...

Чтец.
А мама нас ждёт и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто -
«Ах, как они там?» - и сердце болит,
И стонет, и рвётся на части...

Чтец.
Я в праздник пришёл тебя навестить,
Хоть можно почаще, конечно...
Желаю тебе не болеть, не грустить,
Люблю я тебя бесконечно!
В.2.Слово “мама” - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы.
Юрченко Ю.
Мама – это лучшее слово,
Мама – это лучшее имя,
Мама – повторяю я снова
Жизни и мира во имя.

Чтец
Мама – это солнце земное,
Мама – это свет среди ночи,
Мама – это счастье большое
Всех сыновей и всех дочек!

Чтец
Чтоб не случилось со мною,
Стань моей славной судьбою.
В любви материнской ты вечна,
А мудрость твоя бесконечна!
В.1 Многие ли из нас говорят в этот день теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни?

Чтец
Это слово звучит одинаково
На различных земных языках.
Шепчет - мама! - младенец обласканный
Задремав у неё на руках.

Первый шаг - и падение первое,
И сквозь слёзы он маму зовёт.
Мама - это спасение верное.
Только мама от боли спасёт.

Станем взрослыми. Станем упрямыми.
В круговерти событий и дней
Мы хранимы молитвою маминой,
Но подчас забываем о ней.

Мы за призрачным счастьем гоняемся
Всё нам некогда, всё недосуг.
Но во сне в дом родной возвращаемся
Прикоснуться к теплу её рук.

Чтец.
У писателя Александра Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери – «Я помню руки твои…» (на фоне «Лунной сонаты»)
(1)…Мама, мама! (2) Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.(3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.(4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.
(5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
(6)Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела- пела только для себя и для меня. (7)Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!
(8)Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. (9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.(10)Я целую чистые, святые руки твои!
(11)Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? (12)А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
(13)Мама, мама!...(14)Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
В.2 И сегодня мы хотим поздравить самых родных, самых дорогих и любимых мам.
В.1 Сегодня все стихи и песни будут звучать только для Вас.
В.2 Сегодня в нашем зале удивительные гости, о которых вы сами догадаетесь после небольшого блиц-интервью.
В.1 Итак, легенда гласит, что ОНИ созданы из ребра Адама.
В.2 Говорят, что от НИХ произошли все люди на земле?
В.1 Правда ли, что ОНИ хранительницы домашнего очага?
В.2 Говорят, ОНИ прекрасные актрисы, способные к самым невероятным перевоплощениям.
В.1 Правда ли, что ОНИ могут одним только взглядом вознести мужчину к высотам блаженства и повергнуть его в бездну?
В.2 Верно ли утверждение, что ОНИ – самая большая тайна, ключ к которой ищут все мужчины, но дано найти не всем?
В.1 Я вижу, вы все уже догадались, что имя нашей героини – ее величество Женщина, а точнее Женщины, потому что все выше сказанное можно отнести ко всем женщинам.
В2. И эта прекрасная песня в исполнении вокальной группы «Казачок» для Вас, очаровательная половина человечества.

Чтец.
Воспевают то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…

Чтец.
Слово это – звон и заклинанье.
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья.
Резвая улыбка малыша.

Чтец
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Слово мама – нет, теплей его!

В.2. Мы приготовили для вас музыкальный подарок.
В.1. Любовь к своей матери – это первая любовь. Ее необходимо пронести через всю жизнь. Мама любит вас мудро и терпеливо. Мама становится мудрым другом и наставником.
В.2 Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Мы предлагаем вам посмотреть сценку “Три мамы»

На сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками.

(Купить – испечь?)
Ведущий.
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня.
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,

Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Входит мама, садится на стул около Тани.
Мама.
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Тут бабушка – мамина мама – пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садиться на третий стул.
Бабушка.
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все вместе.
Ох, как же не просто быть мамами!
В.1 Праздник надо продолжать, наших милых поздравлять.
В.2 И кому теперь поздравленье?
В.1 Ну, конечно, тем, кто варит нам варенье!

Выходят юноши.

1. В трудную минуту приголубит, всей душой она нас крепко любит!
Кто же это? Кто такая?
Наша бабушка родная!
2. Без палочки шагает бабушка моя, очков не надевает бабушка моя.
И вовсе не седая, а очень молодая бабушка моя.
3. Я, ребята, бабушке не грублю, потому что бабушку я люблю.
4. Помогаю бабушке (я уже большой), улыбнулась бабушка и стала молодой.
5. Терехов А. – «Молодая бабушка» - люди говорят. Я за свою бабушку очень рад. Она ведь тоже Мама – моего отца, и пожелать хочу я ей света и тепла.

Чтец
Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.

Чтец
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».

Чтец
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, сомненья и муки!
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.

Чтец.
Пусть за шалость накажет нестрого,
Только ей никогда вы не лгите.
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.

Чтец
Не оставьте их без участья!
Сей наказ вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.

В.2 Вас, дорогие бабушки и мамы, поздравляет________________ с песней_________________

В.1 Материнская любовь – основа и источник жизни на земле. Быть матерью – это огромное счастье, но и огромная ответственность.
В.2 Проходят годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

В.1 Но в мире всегда неспокойно, и в разных концах планеты возникают «горячие точки». И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура Матери.

В.2 Нам никогда не забыть трагические страницы нашей истории – войны в Афганистане и Чечне. Они оказались намного длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни и бросали в ад.

В.1 Сколько горя принесла эта война матерям, потерявших своих сыновей. Но даже перенося жестокие удары судьбы, сердце матери и ласковые, не знающие устали материнские руки остаются символом всего самого дорого, что есть у нас на Земле. Вслушайтесь, как звучит рассказ матери из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (на фоне мелодии из кинофильма «Профессионал»- музыка)

Монолог читает педагог
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два кило¬грамма, рос маленький. Обниму:
- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают... Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. - И назад в карман запихивает.
- Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепят на себя и марширует по дому.
-Я солдат... солдат...
- Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
- Я - солдат... Я - солдат...
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи - он в нем тонет.
- Мое ты солнышко.
Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришли все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю...».
Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».
- Мое ты солнышко... Наша броня надежная... Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата:
- Крепись, мать…
Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:
- Моё ты солнышко!..- Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
-Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный…А он такой маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучалась в гроб:
-Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
- Моё ты солнышко!...»

Чтец.
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то.
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.
Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

В.2.Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу.
Для вас, дорогие, звучит эта песня.

В.1. В нашем зале сегодня мы чествуем Матерей, но есть среди Вас Матери в квадрате. Их и дома зовут мамой, и в школе зачастую называют - «наша вторая мама». Вы, конечно же догадались, о ком пойдет речь.

Чтец.
Труд педагога – труд материнский,
Требует много вниманья и сил.
Хочется нам, чтобы он непременно
Радости больше бы вам приносил.
Пусть ваша доброта принесет тепло в сердца окружающих вас людей.
Пусть в вашем доме всегда звучит музыка, музыка любви и доброты.

В.1 Мама! Какое это доброе и ласковое слово! Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет… Но, к сожалению, мамы тоже не вечны, как бы тяжело и больно это ни звучало…

В.2 Это стихотворение написала моя мама, и посвящается оно всем Матерям, которых уже нет с нами.
Чтец_Медведь Н. (Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)
К тебе прижмусь, возьму чуть-чуть тепла,
С тобой вдвоем мы можем помолчать.
Как благодарна я, что ты смогла
Все горести мои развеять и прогнать.

Мне мама моя подарила
Самое ценное – жизнь.
Мне мама с улыбкой сказала:
«Всегда на меня положись!»

И если мне будет несладко,
И если пурга иль дожди,
Я знаю, что с мамой украдкой
Решу я проблемы свои.

Я голову маме на плечи
Смогу без стыда положить,
И мама всегда мне подскажет,
Как стоит по совести жить.

Милая, добрая мама,
Спасибо тебе за тепло,
Спасибо тебе за улыбку,
За нежность, за сердце твое.

Ведь сколько бывает, порою,
Несладких и трудных минут,
Но мамы всегда нам помогут,
От бед и невзгод сберегут.

Песня в исполнении группы «Доминанта» «Мама» (муз и слова О.Газманова)

Обещания детей (начальные классы)
1. Обещаем, обещаем:
Перво-наперво пятёрки
На уроках получать.
2. Аккуратно ездить с горки
Брюки новые не рвать.
3. И не драться, не ругаться.
4. Стёкла шайбами не бить.
5. На чердак не забираться.
6. Кашу кушать – так и быть.
7. Вы уж, мамы, нас поймите
Вы, уж, мамы, нас простите
Мы такой народ–мальчишки
Трудно перестроиться,
Но не надо так о нас
Сильно беспокоиться!
8. Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем,
Мы вас очень, очень любим.
Будем добрыми расти
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести!
Частушки (исполняют ученики начальных классов
1. Дорогие и родные
Мы частушки вам споём
Поздравляем с праздником
И привет вам шлём.
2. Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
3. Поленился утром Витя
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова–
Причесала языком.
4. Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот
Вот пришла с работы мама
Было много ей хлопот.
5. В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.
6. Вова пол натёр до блеска
Приготовил винегрет
Ищет мама, что же делать:
Никакой работы нет.
7. На столе лежит журнал
Ну, а в нем пятёрочки
Потому что в нашем классе
Умные девчоночки.
8. У Настюши и Сашули
Нет совсем терпения
Полчетвёрки получили
За полстихотворения.
9. Ой, спасибо тебе, мама,
Что такую родила!
Озорную, боевую
И Алиной назвала.
10. Утром маме наша Алла
Две конфетки подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
10. Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
"Слушать вас всегда во всём
Утром, вечером и днём".
В.1 Дорогие, любимые наши мамы примите ещё раз поздравления от ваших детей.

Чтец.
Пусть день твой будет
Солнечным, прекрасным.
И розами твой будет устлан путь.
И каждый вечер – звездным,
Чистым, ясным.
О, женщина!
Всегда счастливой будь!

Чтец.
Когда, играя первозданной силой,
Творила этот мир природа-мать,
Она в тебе, о женщина, вместила
Всю красоту свою и благодать!

Чтец.
В тебе порыв грозы, зари сиянье,
Великолепье гор и норов рек,
Отрада глаз, души очарованье,
Тобою вечны мир и человек.

Чтец.
В тебе природа всё своё искусство
Запечатлела, чтоб сказать: «Хвала!»
И для тебя потом в порыве чувства
Влюблённого мужчину создала!
Заключительная часть
В.2 Мы все в долгу перед Матерью. Прежде всего, День Матери – семейный праздник.
В.1 Пусть этот день станет своеобразным днем благодарения нашим дорогим и любимым мамочкам, за их неоценимый труд, за их всемогущую любовь.
В.2 Здоровья Вам, уважаемые мамы, и благополучия.
На сцену выходят все участники концерта и произносят клятву
Дети:
– Мы низко кланяемся Вам за великое терпенье.
– Мы кланяемся Вам за бессонные ночи.
– Мы кланяемся Вам, вскормившим нас грудью.
– Мы кланяемся Вам, великие труженицы Земли, отдающие всё и не требующие ничего взамен.
– Кланяемся тебе – Матери, имя которой – Женщина.
Все вместе:
– Мира и счастья дому твоему, семье твоей!
Мира и счастья земле, по которой ты идёшь – Женщина! МАТЬ! (Кланяются.)

Звучит песня о маме
В.2.На этом наш праздник заканчивается. И мы еще раз поздравляем Вас, милые женщины! И пусть не покидает вас терпение, которое так необходимо сейчас вам всем.
В.1 И пусть все восхищаются вашей красотой. Ведь вы - самое прекрасное, что есть. Вы – самый красивый, нежный и благоуханный цветок в мире. До свидания!

светлана волегова
Сценарий музыкально-литературной композиции к Дню Матери

(На экране презентация о маме, на фоне тихой музыки ведущие читают слова.)

1 Вед : «Мама, мамочка…Это слово весело журчит, как весенний ручеёк, ласково греет, как тёплое солнышко, наполняет сердце радостью, добром и любовью.

2 Вед : Мама, мамочка…Это её нежный голос пел тебе колыбельные песни, это её ласковые руки мазали зелёнкой твои синяки и шишки, это её доброе сердце прощало тебе всё на свете.

1 вед : Мама, мамочка…Её глаза сияли счастьем, если у тебя в жизни складывалось всё удачно. Её сердце разрывалось от боли и тоски, если тебе было плохо. Это она не спала ночами, сидя у твоей кроватки, когда тебе было больно.

2 Вед : Мама, мамочка! Спасибо тебе, что ты есть! Сегодня твой праздник! Самый добрый, самый весёлый, самый прекрасный праздник на свете!

1 Вед : Да потому, что все эти слова так или иначе связаны с женщиной, с мамой!

Самая добрая и заботливая – мама!

Самая нежная, ласковая, красивая - мама!

Самая любящая – мама!

2 Вед : Дорогие мамы! Сегодня мы поздравляем вас с праздником – днём Матери !

И вместе с вами вас хотят поздравить ваши дети. Ничто так не согревает душу матери , как ласковые и добрые слова детей. Ведь мать и дитя – это две неразрывные нити и в беде, в радости. Предоставляем слово вашим детям. Встречайте! Дети из группы «Радуга» (7)

(Стихи о маме. Песня «К нам гости пришли» )

1 Вед : Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

2 Вед : В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям , которые дарят любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам! И пусть каждой из вас по чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

1 Вед : А сейчас солистки из группы «Медвежата» исполнят песню «Осень наступила»

(Солистки Ева и Настя)

2 Вед : Сегодня мы от всей души поздравляем дорогих мам с их праздником. Пусть светом и добром отзываются в душах детей ваши бесконечные заботы, любовь и преданность.

1 Вед : А вот некоторые девочки у нас в детском саду уже мечтают тоже стать мамой.

Об этом вам прочтёт стихотворение Поля из группы «Медвежата»

(Стихотворение «Все мамы скучно так живут» В. Егорова)

1 Вед : Вот такие у нас растут девочки!

2 Вед : Как хорошо, что наших мам мы можем поздравить два раза в год. И весной, и почти зимой. И для вас сейчас прозвучит песня «Белый снег»

(Песня «Белый снег» - 11гр.)

1 Вед : Руки мамы качали детей в колыбели, когда они были маленькими. Это мама согревала их своим дыханием и убаюкивала своей песней. Дети растут, на глазах взрослеют и радуют мам своими творческими способностями. Встречайте, дети из группы «Смешарики» .

(Стихи о маме. Песня «Самая хорошая» ).

2 Вед : Сейчас я приглашаю к нам на сцену трёх подружек из группы «» , они исполнят для вас песню «Милая мама» .

(Песня «Милая мама» - 6 гр.)

1 Вед : Где песня льётся, там весело живётся.

В этот праздничный день мы не могли оставить без внимания наших дорогих бабушек! Ведь они тоже мамы! Свою любовь и ласку они продолжают дарить и своим детям, и внукам!

2 Вед : Обычно на каждый большой праздник приглашают артистов, и у нас тоже для вас есть сюрприз. Встречайте! Мальчишки из группы «Пчёлки»

(Инсценировка «Бабушки-старушки» )

1 Вед : Всем нужны мамы! Не только ребятам, а даже зверятам. И дети из группы «Пчелки» исполнят песню про козлёнка, который потерял маму.

(Песня «Про козлика» - 6 гр.)

2 Вед : Мамы и бабушки! А вы читаете своим детям и внукам сказки? Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.

Вопросы :

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (мышка)

2 Вед : Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети. (семеро козлят)

1 Вед : Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из сказки «По щучьему веленью» )

2 Вед : Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (скатерть – самобранка)

1 Вед : Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад

Перья светятся огнём

И светло вокруг, как днём. (Жар птица)

2 Вед : Знает утка, знает птица.

Где кащея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай дружок скорей ответ. (игла)

1 Вед : Как у бабы у яги

Нет совсем одной ноги

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой? (ступа)

2 Вед : Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

1 Вед : И зайчонок, и волчица-

Все бегут ко мне лечиться. (Айболит)

2 Вед : В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

1 Вед : У золушки с ножки

Свалилось случайно

Была не простою она,

А хрустальной. (Туфелька)

2 Вед : А сейчас вашему вниманию сценка от детей группы «Колокольчики» , в которой дети рассказывают, почему именно его мама самая лучшая. И это так складно получается, что заслушаешься.

(Сценка «Чья мама лучше» - 10 гр.)

1 Вед : Кто не хотел в детстве быть рядом с мамой, слушать её голос, засыпать под её песни, слушать стихи и сказки. Для вас, дорогие мамы, дети группы «Колокольчики» исполнят песню «Мамочка моя» .

(Песня «Мамочка моя» гр. 10)

2 Вед : На этом наш праздничный концерт заканчивается, и мы ещё раз поздравляем вас с праздником. Милые женщины, улыбка на ваших лицах привносила в атмосферу нашего праздниках много тепла и света. Я хочу, чтобы вы улыбались так всегда, а не только в праздник.

1 Вед : Пусть ваша доброта принесёт тепло в сердца окружающих вас людей. Пусть в вашем доме всегда звучит музыка , музыка любви и доброты .

2 Вед : Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на земле есть Вы!

1998 года вышел Указ Президента РФ, которым устанавливалось, что отныне в последнее воскресенье ноября в нашей стране будет отмечаться праздник – День матери.

Этот праздник не так популярен у нас, как Международный женский день. Ведь в этом году мы будем отмечать его в девятый раз, а не все о нем знают.

Приближение этого праздника рождает противоречивые чувства. С одной стороны нельзя не порадоваться за то, что государство, утверждая его, тем самым признает высокое звание материнства. А с другой – заставляет задуматься, как мало у нас ценится женщина-мать.

Инициаторами празднования Дня матери в России стали: Комитет по делам женщин, семьи и молодежи государственной Думы, президентская комиссия по делам женщин, семьи и демографии, министерства труда и социального развития . Они надеялись, что новый праздник обратит внимание руководства страны на проблему материнства, побудит выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.

Праздник этот нужен. Хотя бы для того, чтобы лишний раз сказать правду. Чтобы поклониться тем, кто возвысил свой голос в защиту матерей и детей. И, наконец, чтобы потребовать конкретных дел от всех тех, от кого зависит принятие решений. Вместо организации дорогостоящих торжеств и произнесения красивых речей.

Для проведении мероприятий, посвященных этому празднику можно использовать различные формы работы: тематический вечер (утренник), вечер поэзии, встреча в литературной гостиной, литературный вечер, литературно-музыкальный вечер, поэтический альбом, разговор о сокровенном, вечер-портрет и др. При проведении этих мероприятий мы должны донести до читателей мысль о том, что место матери в нашей жизни – особое, исключительное.

Для проведения мероприятий, посвященных Дню матери предлагаем вашему вниманию следующие материалы: беседу «Святой любви великая раба», подборку стихов о матери, рекомендательный список сборников стихов о матери, имеющихся в нашей библиотеке и рекомендательный список сценариев, посвященных Дню матери, высказывания и афоризмы .

«Святой любви великая раба»

(Материалы для беседы, тематического вечера.)

Мама! Мамочка! Представь ее на мгновение самую дорогую и красивую, нежную и заботливую, всегда в суете неотложных дел свою милую мать. Представь ее открытые, все видящие глаза и сеточку морщин, набежавших на лицо. Часто ли ты думаешь о матери? О матери, давшей тебе великое право на жизнь, вскормившей своим молоком. Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым материнским теплом и светом материнского взгляда.

Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к малышу своему для нее также естественно, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.

Мать дитя с своей груди

Не отдаст без бою!

Заслонит средь всех тревог,

Всей душой своею

Жизни чудный огонек,

Что затеплен ею!

(А. Майков).

У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Мамины руки чудотворны. Едва лишь она прижмет к себе, погладит, приголубит - и вот уже боль наполовину меньше, а то и совсем пропала. В кольце материнских рук, как в лукошке, сидит малыш, доверчиво глядит на мир. Эту материнскую теплоту и защиту он будет ощущать во все годы своей жизни. Он знает, что пусть мир отступится от него, он у матери найдет веру в себя.

Монолог «Мама»

«Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ту еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы».

«Мама – это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. (М. Максимов).

Материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением и нельзя ее потерять, согрешив. Материнская любовь – это милосердие и сострадание.

Святость материнской любви в том, что ее свет проникает в сердца, оживляя его, даже если оно давно очерствело

Материнская любовь прозорливо угадывает будущее своего дитя. И, если не может уберечь его от страданий, сама страдает с ним рядом. Недаром, когда нам плохо, мы зовем «Мама!», сколько бы ни было нам лет.

Молитва матери

В комнате матери нет иконы,

Она не бьет никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном

Не отвешивает поклоны.

Но светлую эту молитву

Мы видим в ее глазах,

Денно и нощно.

Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе,

Руки крепкие, незлобивые-

Очень трудно матерью быть!

Не власти прошу,

Не за деньги стою

Вдохни, сердобольная, в грудь мою

Столько любви и силы,

Чтоб до могилы

На всю семью-

На мужа, на сына, на дочерь мою,-

На все их сомнения

И смятения,

На спотыкания и причуды,

На завихрения

И увлечения,

На заблуждения

И остуды.

Только любовь раскрывает сердца,

Лишь перед ней отступает гора.

Мне нужно очень много любви.

Ты – мать,

Ты меня понимаешь…

(Е. Евтушенко)

Все мы до седых волос, до конца, чтобы с нами не случилось,- остаемся детьми своих матерей. Какими бы взрослыми, сильными, умными и красивыми не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родимого корова, мама всегда останется всегда для нас мамой, а мы ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто не сумеет пожалеть и пожурить лучше, чем мама.

А мы часто огорчаем своих матерей резкими словами, своевольными поступками, не часто говорим им добрые слова, которые матери ждут, скупимся на ласку, и почти никогда не просим у них прощения, если в чем-то виноваты, редко о них думаем, иногда даже забываем об их существовании.

Вот мы одни сегодня в доме,

Я боли в сердце не таю

И на твои клоню ладони

Седую голову свою

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь по шумной карусели,

Куда – то мчусь, но вдруг опять

Сожмется сердце: «Неужели

Я начал маму забывать?!»

(Р. Гамзатов «Матери»)

К сожалению, чем старше мы становимся, тем больше отдаляемся от мамы.

Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча через все годы ее жизни. Эта любовь оберегала нас, когда мы были беззащитны и беспомощны, эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик.

Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные у нашей кроватки, кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год и столь не заметный труд матери по дому, по хозяйству. А ведь она при этом поставлена в необходимость – работать, а значит, и вставать раньше нас и ложиться позже, при этом все успевать – завтрак собрать, постирать, приготовить чистую одежду.

Воздать маме мы не сможем достойно ничем – только благодарностью и вниманием.

Чем старше будет становиться мама, тем больше внимания мы должны уделять ей. Для того она и лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь – нашим здоровьем. Любовь к матери еще никого не унизила, наоборот сделала благородными и достойными уважения.

Наши матери всегда будут в наших сердцах, но не всегда они будут рядом с нами. Надо любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце, связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти.

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом понуро виновато,

С болью, вспоминая жизнь свою,

Все чем огорчал тебя когда-то…

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать оружьем ту,

что к тебе с косою подступала.

(Р. Гамзатов)

Образ матери в русской поэзии

Есть святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому, не очерствевшему сердцу, любой, не потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это стихи о матери.

Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, ее нежностью, заботливостью, сердечной теплотой.

Никто так не выразил роль матери в жизни человека сильнее и задушевнее, чем русские поэты.

Образ русской матери почти всегда драматичен, она несет на себе печаль вечной страдалицы. А если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира.

Образ матери в русской поэзии стал эталоном женских достоинств.

Руки матери

Л. Ирсетская

Эти руки, легкие в работе,

Руки матери в твоей судьбе,

Быстрокрылые в любой работе,

Искрометные в любом труде,

Дети мира! Бесконечность жизни

Движется отвагой матерей

Солнца луч весною ярче брызжет,

Сердце матери – весенний свет лучей.

Сколько б мы не прожили на свете,

Сколько б ни измерили дорог,

Отчий дом в пути всегда нам светит

И зовет к себе родной порог.

Солнца луч, тепло, родник бессмертья

В имени едином, в слове Мать.

С каждым поколением, поверьте,

Нам сильнее это понимать.

Не обижайте матерей

Виктор Гин

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Мать

Александр Яшин

Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

Все постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!-

Села в угол, зарыдала-

И просить прощенья стала

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Не волнуйся, успокойся,

Вот тебе вода-

За нас не бойся-

Подрастает семья.

Ну прибила. Что ж такого!

Не со зла ведь,

Не чужого

И зачем же слезы снова,

Добрая моя!

Уходят матери

Е. Евтушенко

Уходят матери от нас,

Уходят потихонечку, на цыпочках,

А мы спокойно спим, едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу нет,-

Нам только кажется, что сразу,

Они уходят медленно и странно.

Шагами маленькими по ступням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой–то год,

Им отмечаем шумно дни рожденья,

Но это запоздалое раденье

Ни их, ни наши души не спасет.

Все удаляются, все удаляются.

К ним тянется, очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются –

В нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера в нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ – вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет»,-

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И - не крикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной,

Вот только мы то не всегда

Оправдаем их надежды.

Мама

Ярослав Смеляков

Добра моя мать. Добра сердечна.

Приди к ней – увенчанный и увечный-

Делиться удачей, печаль скрывать-

Чайник согреет, обед поставит,

Выслушивает, ночевать оставит:

Сама – на сундук, а гостям – кровать

Старенькая. Ведь видала виды,

Знала обманы, хулу, обиды.

Но не пошло ей ученье впрок.

Окна погасли. Фонарь погашен.

Только до позднего в комнате нашей

Теплится радостный огонек.

Это она над письмом склонилась

Не позабыла, не поленилась –

Пишет ответы во все края:

Кого – пожалеет, кого поздравит,

Кого – подбодрит, а кого - поправит.

Совесть людская. Мама моя.

Долго сидит она над тетрадкой,

Отодвигая седую прядку

(дельная – рано ей на покой),

Глаз утомленных не закрывая

Ближних и дальних обогревая

Своею лучистою добротой.

Всех бы приветила, всех сдружила,

Всех бы знакомых переженила.

Всех бы людей за столом собрать,

А самой оказаться – как будто! – лишней,

Сесть в уголок и оттуда неслышно

За шумным праздником наблюдать.

Мне бы с тобою все время ладить,

Все бы морщинки твои разгладить.

Может, затем и стихи пишу

Что, сознавая мужскую силу,

Так, как у сердца меня носила

В сердце своем я тебя ношу.

Мама

Любовь Ташлыцкая

Добрая, единственная, милая,

На земле одна, неповторимая,

Мама, мама, мамочка любимая,

Никогда, никем незаменимая.

Руки твои теплые и нежные

Обнимают с верою, с надеждою,

Сердце твое ласкою согретое,

И недаром песнями воспетое.

Я люблю глаза твои красивые,

Волосы густые с сединой,

Все ты можешь, мамочка любимая,

И всех дел твоих не перечесть,

И нигде ни в чем ты несравнимая,

Все в тебе от Бога, мама, сеть.

Я люблю тебя, моя хорошая,

Пусть тебя сейчас со мною нет,

Ты дала мне жизнь и все хорошее,

Для меня ты солнце, жизнь и свет.

Годы пролетают, и мы старимся,

Но в моей душе и навсегда

Мамин образ в сердце жить останется,

Помнить маму буду я всегда.

Памяти матери

Евг. Долматовский

Мы с мамой не были нежны,

Вдвоем – строги и одиноки,

Но мне сегодня так нужны

Ее укоры и упреки.

А жизнь идет – отлет, прилет.

И ясный день, и непогода…

Мне так ее недостает,

Топчусь я у чужих дверей

И мучаю друзей словами:

Лелейте ваших матерей,

Пока они на свете, с вами.

Мать

(отрывок из поэмы)

Фазу Алиева

Мама! Родная, любимая! Слушай!

Прости меня, мама, за горькие муки,

Прости за усталые черные руки,

За то, что твой сон по утрам отнимала,

За то, что болела я в детстве немало…

Беру твои руки в морщинках глубоких,

Глаза твои теплые в губы беру.

И катятся – льются прозрачные строки,

И слово за слово припало к перу.

Израненный страданьем вечным

Всематеринский разум их

Бросает вызов

человечеству:

«Мой сын жив-вее

всех жи-вых!»

Не забыть им

тех наивных

И вечно юных сыновей,

Как не поднять

плакучей иве

Своих заплаканных ветвей.

Не убогие старухи

Слезами кормят злую грусть,

поднявшись из разрухи,

Живая мать –

святая Русь!

Афоризмы и высказывания о матери.

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Бальзак

«Грудь материнская – надежнейший приют».

«Мать – единственное на земле божество – не знающее атеистов ». Э. Легуве

«Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем».

Н. Некрасов

«Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости».

В. Шукшин

«Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – мать».

М. Джалиль

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери».

Ю. Яковлев

Пословицы и поговорки о матери

Русские

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет».

«Мамонька родная – свеча неугасимая, мамонька неродная – похлебка холодная».

Матери все дети равны – одинаково сердце болит».

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает».

«Материнские глаза слепы».

«Мать высоко замахивается, да не больно бьет».

«Мать приветливая – ограда каменная».

«Сердце матери – вещун».

Восточные

«Для матери хоть яичницу на ладони изжарь – все равно будешь в долгу».

«Мать – опора дома».

«Гнев матери – как снег: выпадает много, но тает быстро».

«Мать кормит дитя, как земля человека».

«Язык ребенка хорошо понимает его мать».

«Мать с дочкой – как халва с орехом».

«Мать – божество, отец – богатство дома».

«Тот, кто доверится матери, и тот, кто доверится земле – не прогадает».

Сценарии ко Дню матери

1. 8 Марта: Сценарий к празднику/ //Праздники в средней школе . – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2001. – с. 15-20.

Сценарий можно использовать ко Дню матери, но не весь, а стихотворения, слова ведущего, частушки. Сценарий для младшего школьного возраста.

2. Ярославцев 8 Марта: Сценарий // Школьные годы: стихи, песни, сценарии о школе. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1999. – с. 90-101.

Для среднего школьного возраста в стихотворной форме.

3. Празднование 8 Марта / //Первоклашки в гостях у сказки: Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов, викторин для 1-х классов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 106-115

Очень хорошая подборка стихов о матери. Конкурс «Знаете ли вы качества, присущие маме?»

4. «Весны центробежная сила»…: Литературно – поэтическая композиция // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №1. – с. 71-76

5. Земесова всегда будет мама!// Читаем, учимся, играем. – 1999, №4. – с. 97-101

Урок доброты для младших школьников. Этот урок посвящен маме. Ребята, по замыслу составителя, не просто слушатели. Они участвуют в разговоре, отвечают на вопросы, заранее пишут письма своей маме «Ласковое письмо моей маме».

6. Залкина светоч материнства: Музыкально-художественная композиция //Читаем, учимся, играем. – 2001. - №8. – с. 63-69

Композиция посвящена образу богоматери в изобразительном искусстве.

Конспект открытого урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
село Иглино, Иглинскогорайона Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Венские композиторы классики.
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композитора-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления, слух и память. Уметь сопоставлять факты, события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на3команды(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
(Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист:Портрет композитора
Краткие сведения из биографии(без указания фамилии и имени)
Перечень наиболее выдающихся произведений.
Высказывания композитора об искусстве.
Оценка творчества композитора.
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
Портрет Вольфганга Амадея
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал
- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
5.Гайдн сказал о нем: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»
1.Портрет Йозефа Гайдна
2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены.Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи. Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня, я стар и слаб»
5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Портрет Людвига ван Бетховена
2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи.В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо, чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая).
4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства, Братства»
6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.
В конце урока подводятся итоги, выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.


Приложенные файлы



 

Возможно, будет полезно почитать: