Любовь не превозносится. О таинстве венчания. Любовь все переносит

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. - 1 Коринфянам 13:4–7, KJV

Павел продолжает перечислять характеристики любви-agape и называет ещё четыре её качества. Он объясняет коринфянам (и нам), что любовь-agape «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Одиннадцатым пунктом этого замечательного текста Павел говорит, что любовь «всё покрывает». Греческое слово stego - «покрывать», также переводится накрывать , как, например, крыша накрывает дом. Но слово stego ещё передаёт значение защиты , как крыша защищает и укрывает жителей дома от ненастной погоды, ветра, урагана, дождя, града, снега, жары. Крыша необходима, чтобы человек не замёрз до смерти или не умер от солнечного удара.

Используя слово stego , апостол Павел хотел, чтобы мы поняли: жизнь состоит из разных периодов, и не все они приятны. А некоторые даже очень тяжелы. Бывают моменты, когда на нас чтото обрушивается. И если у нас нет укрытия, которое спрятало бы нас от этих «штормов», то нам гораздо труднее пережить эту «непогоду».

Павел говорит, что укрытием, защитой служит вам любовь-agape . Как крыша дома, так и друг, который относится к вам с любовью-agape , будет рядом с вами и в трудные времена. Он укроет вас от жизненного шторма. Он не будет выставлять вас и ваши недостатки на всеобщее обозрение, он будет скрывать, покрывать, защищать вас, потому что любовь-agape побуждает его всегда быть рядом с вами и помогать в трудный час.

Фразу «всё покрывает» можно перевести так:

«Любовь защищает, укрывает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения…»

Павел называет двенадцатую характеристику любви-agape : она «всему верит». Греческое слово elpidzo , переведённое здесь как верит, на самом деле переводится надеяться . Грамматическая форма этого слова подчёркивает, что это постоянная, неослабевающая надежда на то, что всё обернётся наилучшим образом. Фразу «всему верит» можно перевести с греческого так: любовь «в каждой ситуации верит в лучшее».

Не поймите неправильно: любовь-agape не глупа и не слепа. Она видит всё: и хорошее, и плохое. Но поскольку любовь-agape полна надежды, она смотрит поверх расстраивающей, тревожной, негативной действительности. Это не значит, что она игнорирует проблемы и трудности. Просто она предпочитает смотреть не на проблемы, а на потенциал, который заложен в человеке. Скажем, у ваших детей сейчас какие-то неприятности или они поступили так, как не должны были, но вы всё равно надеетесь на лучшее. Каждый новый день вы верите, что всё обернётся к лучшему. Может быть, ваше прошлое было сплошной чёрной полосой, но будущее может быть прекрасным. Любовь-agape полна надежды, что человек будет цел, здоров, праведен, успешен и будет исполнять Божью волю.

Любовь-agape не знает, что такое поражение и отступление. Она держится, даже когда тучи сгущаются. Не взирая ни на что, она продолжает верить в лучшее. Сегодня я призываю вас честно посмотреть на себя: проявляете ли вы любовь-agape ? Верите ли вы в лучшее в людях или придираетесь к ним и тычете пальцем на каждый их недостаток или слабость? Вы относитесь к ним с любовью или только критикуете? Никогда не забывайте: любовь верит в лучшее !

Фразу «всему верит» можно перевести так:

«…Любовь всеми силами верит в самое лучшее в каждой ситуации…»

Далее Павел называет тринадцатый пункт: любовь «всего надеется». Греческое слово elpidzo - «надеяться», подразумевает ожидать чего-то хорошего . Божья любовь-agape не считает человека неудачником и не отмахивается от него, она верит в лучшее в нём. Она не только надеется, она ожидает и предвкушает, как осуществится то, на что она надеялась.

Фраза «всего надеется» означает следующее:

«… Любовь всегда надеется на лучшее в других и на лучшее для других и предвкушает осуществление этого…»

Четырнадцатая характеристика любви-agape : «всё переносит». Слово hupomeno - «переносить», мы уже не раз рассматривали в этой книге. Оно составное: hupo переводится под; meno - оставаться, пребывать . Целиком слово hupomeno описывает человека, который находится в стеснённых обстоятельствах, но отказывается поддаться им или сдаться, потому что знает: он на своём месте. Поскольку этот человек уверен: он там, где и должен быть, он решил твёрдо стоять на месте и шагу не ступить, несмотря ни на какое противостояние.

Это значит, что любовь-agape никогда не опускает руки. Она говорит: «Я останусь здесь, с тобой, и буду держаться до конца, чего бы мне это ни стоило и сколько бы времени ни потребовало. Я никуда не уйду». Такой вид любви противоположен человеческой природе. Мы говорим: «Я сделал всё, что мог, больше я не трачу на это время. Я закончил, и я ухожу!»

Современный перевод фразы «всё переносит» такой:

«…Любовь никогда не оставляет, никогда не опускает руки и никогда не сдаётся».

Глядя в зеркало Божьего Слова и читая характеристики любви-agape , можете ли вы сказать, что проявляете к людям такую любовь? Могут ли они сказать, что вы были для них «крышей» - защищали их, укрывали и берегли во время трудностей? Могут ли они сказать, что вы верили в лучшее в них, или вы придирались к ним? Вы решили оставаться рядом с ними, сколько бы времени это ни потребовало?

Соединив значения греческих фраз и слов, получаем такой расширенный перевод: «Любовь защищает, укрывает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения; любовь всеми силами верит в самое лучшее в каждой ситуации; любовь всегда надеется на лучшее в других и на лучшее для других и предвкушает осуществление этого; любовь никогда не оставляет, никогда не опускает руки и никогда не сдаётся».

Сегодня я призываю вас учиться проявлять к людям Божью любовь-agape . Это будет очень правильный шаг. Божья любовь уже излилась в ваше сердце Духом Святым, вам нужно лишь открыть своё сердце и позволить этой реке Божьей любви течь от вас к другим. Сделаете ли вы так? Выбор за вами .


Моя молитва на сегодня.

Господь, помоги мне проявлять к людям любовь-agape, способную изменить их жизнь. Пожалуйста, помоги мне перестать осуждать тех, у кого проблемы, а думать о том, как я могу помочь им и защитить их в трудный час. Святой Дух, помоги мне верить лучшему в них. Я также прошу Тебя укрепить меня, чтобы я мог оставаться рядом с ними до победного конца. Господь, помоги мне стать таким, каким Ты хочешь меня видеть, и делать то, чего Ты от меня ожидаешь.

Во имя Иисуса. Аминь.


Мое исповедание на этот день.

Я стараюсь проявлять к людям Божью любовь-agape, а поэтому защищаю людей, охраняю их, укрываю. Эта любовь заставляет меня всегда верить в лучшее в каждом человеке и в каждой ситуации. Божья любовь, которая излилась в моё сердце, никогда не оставляет других в беде и не сдаётся. Я всё покрываю, всему верю, на всё надеюсь, всё переношу.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.


Поразмышляйте над этими вопросами.

    Кто-нибудь верил в лучшее в вас, хотя вы и не подавали надежд на то, что хоть что-то в вашей жизни изменится в лучшую сторону?

    Кто-нибудь защищал вас, охранял, оберегал во время трудностей? Что это значило для вас? Вы поблагодарили этого человека за помощь и поддержку в трудное время?

    А сейчас рядом с вами есть такой человек, в жизни которого, по вашему убеждению, произойдут большие перемены? Сколько времени вы ежедневно уделяете молитве за него?

В 1 Послании к Коринфянам 13:4-7 нам дается наиболее подробное описание того, чем является любовь и чем она не является. Мы читаем:

1 Коринфянам 13:4-7

Ниже мы постараемся более подробно рассмотреть каждое из качеств, что свойственно любви, а что - нет.

i) «Любовь долготерпит» (1 Коринфянам 14:4)

Выражение «долготерпит» является греческим глаголом «makrothumeo», состоящего из слова «macros», что означает «долго», и «thumos», что означает «гнев», «ярость». Другими словами, «makrothumeo» означает «быть медленным на гнев» и является антонимом к слову «вспыльчивый». «Makrothumeo», скорее, более употребляется по отношению к людям, чем к ситуациям. Для передачи значения «быть терпеливым в каких-либо ситуациях» существует другое греческое слово, которое используется далее в том же самом отрывке 1 Послания к Коринфянам. Поэтому любви свойственно не моментальное раздражение (или вспыльчивость) по отношению к людям, а терпение.

ii) «Любовь милосердствует» (1 Коринфянам 14:4)

Другим свойством, характеризующим любовь, является то, что она милосердствует. Греческим эквивалентом слова «милосердствует» является глагол «chresteuomai», который используется только в Новом Завете. Однако, он используется лишь несколько раз в двух других формах. Одна – это прилагательное «chrestos», в то время как другая – существительное «chrestotes». «Chrestos» означает «добрый, мягкий, благосклонный, милостивый; благодеятельный, несмотря на неблагодарность». Соответственно, «chresteuomai» означает являть себя «chrestos» т.е., быть добрым, хорошим, милостивым, несмотря на возможную неблагодарность, оказанную взамен.

iii) «Любовь не завидует» (1 Коринфянам 14:4)

Слово «завидует», которое употребляется в данном отрывке, - греческий глагол «zeloo». Соответствующее ему существительное – «zelos». Слова «Zeloo» и «zelos» оба используются в положительном и отрицательном смыслах. В положительном смысле они используются со значением «усердие», «рвение». Так, например, в 1 Коринфянам 14:1 нас призывают достигать любви и ревновать о духовных дарах. Однако, чаще всего «zelos» и zeloo» используются в отрицательном смысле. В этом смысле «zelos» означает «зависть», «ревность». В Иакова 3:14-16 разъясняются последствия ревности и ее источник:

Иакова 3:14-16
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Источником зависти и ревности является плоть, ветхая природа (см. также Галатам 5:20). Под влиянием зависти вы радуетесь, когда я страдаю, и страдаете, когда я радуюсь - совершенная противоположность тому, что заповедует Слово Божье (1 Коринфянам 12:26). И наоборот, так как любовь не завидует, когда вы любите, вы радуетесь, когда радуюсь я, и страдаете вместе со мной, когда я страдаю.

iv) «Любовь не превозносится» (1 Коринфянам 14:4)

Слово, переведенное здесь как «превозносится», - греческий глагол «perpereuomai», означающий «выставлять себя хвастуном или бахвалом». Это такое поведение, когда постоянно говорят: «Я делал, у меня есть, я совершил… и т. д.». Такой человек очень часто употребляет слово «я». Будучи верующими, мы иногда поступаем также. Мы говорим: «Я делал для Господа это и это…», «я так много молился», «я так много времени провел сегодня, изучая Библию», « я знаю из Библии то и то…», имея в виду: «я более значим, чем ты, так как ты, скорее всего, не «так много» сделал». Но когда мы любим по-настоящему, мы не хвалимся, ибо сознаем, что нет ничего, что бы отличало нас от любого другого брата или сестры в теле Христовом. Как говорится в 1 Коринфянам 4:7:

1 Коринфянам 4:7
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

Все, что у нас есть, было дано нам Господом. Это не наши достижения. Поэтому у нас нет права хвалиться чем-либо или кем-либо, кроме Господа. В 1 Коринфянам 1:31 нам говорится:

1 Коринфянам 1:31
«ХВАЛЯЩИЙСЯ ХВАЛИСЬ ГОСПОДОМ».

Поэтому, будем ли мы хвалиться собственными способностями, значимостью или даже посвящением? Если любим, мы не будем этого делать. Потому что, если мы любим, то будем хвалиться Господом и только Им одним.

v) «Любовь не гордится» (1 Коринфянам 14:4)

Еще одно свойство, не присущее любви, - это гордость. Греческим эквивалентом слова «гордиться» является глагол «fusioo», что буквально означает «надуваться, раздуваться, вспучиваться». В Новом Завете он используется семь раз, шесть из которых в 1 Послании Коринфянам . Во всех этих случаях он используется в метафорическом смысле со значением гордости. Характерное употребление данного слова встречается в 1 Коринфянам 8:1, где мы читаем:

1 Коринфянам 8:1-3
«О идоложертвенных [яствах – прим. авт.] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает , а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него».

Умственное знание надмевает. Мы изучаем Библию не с тем, чтобы приобрести знание для ума, но чтобы познать Бога, Который открывает Себя в Нем. Как сказано в 1 Иоанна 4:8: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Без любви мы не познаем Бога, даже если будем знать все Писание. Более того, если умственное знание останется лишь умственным знанием и не будет сопровождаться любовью, это приведет к надменности, гордости, что полностью противоположно качествам любви.

vi) «Любовь не бесчинствует» (1 Коринфянам 14:5)

Еще одно свойство, которым любовь не обладает, это «бесчинство». Слово «бесчинствовать» является греческим глаголом «aschemoneo», что означает «поступать неподобающим образом… действовать аморально» Так, например, в Римлянам 1:27 греховное гомосексуальное поведение названо «aschemosune» (производное от «aschemoneo»). Поэтому, любовь не поступает аморально или непристойно, и когда наблюдается подобное поведение, оно имеет лишь один источник: ветхого человека.

vii) «Любовь не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)

Еще немного о том, как любовь не поступает – она не ищет своего. Выражение «своего» соответствует греческому притяжательному местоимению «eautou». В Библии всего лишь несколько мест, которые наставляют нас не искать своего. В Римлянам 15:1-3 говорится:

Римлянам 15:1-3
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня».

Также 1 Коринфянам 10:23-24 :
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого».

Когда мы наполнены любовью, мы не ищем того, чтобы угождать себе, ставя себя во главу угла (индивидуализм). Напротив, служа Богу в любви, мы ищем того, чтобы угождать другим, благословлять их. Так поступал Иисус. Он служил Богу в любви и не искал того, чтобы угождать себе. Поэтому Он пошел на Крест. Как сказано в Филиппийцам 2:7-11:

Филиппийцам 2:7-11
«…но [Иисус] уничижил Себя Самого [Греч.: «опустошил Себя»], приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему [как результат – прим. авт.] и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Из-за Своей любви к нам Иисус отдал все, всю свою жизнь и пошел за нас на Крест. Но был ли Его поступок напрасным и потерпел ли Он лично поражение? НЕТ. Наоборот, из-за того, что ОН совершил, Бог ПРОСЛАВИЛ Его. Подобно и мы, когда любим, то откладываем собственные, личные интересы и отдаем свой приоритет и внимание Богу и своим братьям и сестрам во Христе. Здесь необходимо пояснить: когда я говорю о «личных интересах», я не имею в виду личные обязательства или то, что является частью нашей жизни и о чем мы должны заботиться. Наоборот, я говорю, скорее, о том, когда мы тратим собственное время на личные предприятия и хобби, которые не приносят славу Богу, а лишь потакают плоти, ветхому человеку.

Отдавая приоритет не себе, а Богу и Его народу, мы, в результате, не потерпим поражение, но получим большую награду здесь и на небесах. Как сказал Христос в Иоанна 12:25-26:

Иоанна 12:25-26
«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ».

Также в Марка 10:29-30
«Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ, среди гонений, ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, А В ВЕКЕ ГРЯДУЩЕМ жизни вечной».

Какие из известных вам вложений приносят НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ того, что было затрачено? Кроме того, когда мы перестаем искать своего и начинаем искать Божьего и стараться ради блага других братьев и сестер в теле Христовом, – других я не знаю. В завершение этой части хочу добавить: мы или становимся индивидуалистами, потакая плоти и ее интересам, и теряем все, или любим и, вместо того, чтобы прежде позаботиться о себе, мы заботимся о Боге и о других верующих в теле Христовом. В этом случае мы получим взамен «во сто крат более» плюс честь от Самого Бога.

viii) «Любовь не раздражается» (1 Коринфянам 14:5)

Слово, переведенное как «раздражается», соответствует греческому глаголу «paroxuno», что буквально означает «заострять путем трения; затачивать; обострять; подстрекать; раздражать». Ему соответствует существительное «paroxusmos», от которого в русском языке было заимствовано слово «пароксизм» . Как явствует, раздражение и гнев не могут никоим образом сосуществовать одновременно с искренней любовью, ибо они ей противоположны.

ix) «Любовь не мыслит зла»(1 Коринфянам 14:5)

Слово «мыслит» здесь является эквивалентом греческого глагола «logizomai», что означает «рассматривать, принимать в расчет». В буквальном смысле оно означает: «вычислять в разуме; заниматься размышлениями и подсчетами» . Более точный перевод приводится в русском переводе Нового Завета «Слово Жизни», где написано: «…не помнит зла», т.е. быстро и навсегда забывает то зло, которое ей, возможно, причинили. Иногда люди в мире годами строят планы, как бы отомстить кому-то, кто им навредил. Но когда мы живем, облекшись в новую природу, когда пребываем в любви, тогда мы не помним причиненного нам зла и забываем его.

x) «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Коринфянам 14:6)

Слово «неправда» соответствует греческому слову «adikia». Оно имеет следующее значение: «то, что не соответствует правильному; чего не должно быть; то, чего не должно быть в результате открывшейся истины ; следовательно, являющееся злом, неправедностью». Все, выступающее против истины, является неправедностью. И, поскольку мы знаем из Иоанна 17:17, что истина – это Слово Божье, все, что противится этому Слову, есть «adikia», неправедность. Так, согласно данному отрывку, любовь радуется истине, Слову Божьему, а не тому, что противится Ему и является неправедностью.

xi) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)

Слово «переносит» является греческим глаголом «stego». Характерное употребление этого слова мы встречаем в 1 Коринфянам 9:12, где написано о том, как Павел и Его собратья, несмотря на свои великие полномочия, предпочли не пользоваться своим правом «жить от благовествования» (1 Коринфянам 9:14): «…но все переносим , дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Коринфянам 9:12). Они переносили все ради Евангелия Христова, и мотивом их была любовь, потому что любовь все терпит, все переносит.

xii) «Любовь всему верит» (1 Коринфянам 14:7)

Слово «верит» является греческим глаголом «pisteuo», который в Новом Завете встречается 246 раз. По-библейски, верить означает верить тому, что Бог открыл в Своем Слове или через проявления Своего Духа (что, однако, должно быть в соответствии с написанным Божьим Словом). Поэтому любовь верит всему, что говорит Бог и в Своем Слове, и через проявления Духа.

xiii) «Любовь всего надеется» (1 Коринфянам 14:7)

Еще одно качество любви, о котором говорится нам в Слове Божьем, - это, что, что любовь на все надеется. И опять, выражение «всего» должно рассматриваться в более широком контексте Божьего Слова. С надеждой, как и с верой, точкой отсчета для «всего», является то, о чем говорится в Писании. Поэтому любовь надеется на все, что определено Богом в качестве будущей реальности, то, на что мы должны надеяться. Конечно же, самым очевидным из всего этого является пришествие нашего Господа Иисуса Христа.

xiv) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)

И наконец, мы узнали, что любовь «все» переносит. Слово «переносит» здесь является эквивалентом глагола «hupomeno». Его значение подобно значению глагола «makrothumeo» («долготерпеть»), который мы изучили ранее. Различие между ними в том, что если «hupomeno» передает реакцию кого-либо на какие-либо обстоятельства, означая «выносливость», «стойкость в трудностях», то «makrothumeo» передает чью-либо реакцию на людей, означая «терпимость и снисходительность к ошибкам и даже раздражению других, без того, чтобы отплатить им тем же ». Поэтому любовь, помимо терпеливого отношения к людям («makrothumeo»), очень терпелива к обстоятельствам («hupomeno»). Она терпеливо ждет и в трудностях не ослабевает.

В завершение данной статьи, давайте опять прочтем из 1 Послания Коринфянам 13:4-7:

1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

И, как говорится нам в Колоссянам 3:12-14 :
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства ».

Примечания

См.: E.W.Bullinger: "A critical lexicon and concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, Grand Rapids, 1975, p. 464. Все определения, встречающиеся в этом исследовании, приводятся из данного источника, за исключением особо обозначенных случаев.

Он встречается в I Коринфянам 4:6, 18, 19, 5:2, 8:1, 13:4, и во II Коринфянам 2:18

«Пароксизм» - приступ, припадок болезни, или сильной страсти – прим. пер.

См. Dimitrakou: "The Great Lexicon of the Greek Language". Domi Publishers, Athens, 1964, p. 4,362.

То, что Бог говорит в Духе, если это действительно исходит от Бога, всегда соответствует написанному Слову Божьему.

См. S. Zodhiates, The Complete Word Study Dictionary, AMG Publishers, p. 1424

Спрашивает Татьяна
Отвечает Александра Ланц, 09.05.2010


Вопрос : Скажите, пожалуйста, что значит любовь все покрывает? Что она покрывает? И что значит всему верит? Если человек не верит всему подряд, значит, в нем нет любви? Любовь... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Мир сердцу вашему, Татьяна!

В апостол Павел говорит не о той любви, которая в ходу у нас, падших людей, а о небесной любви, которая правит вселенной и на которой держится справедливость (=закон) и Жизнь, о той любви, которую имел ввиду Иисус, когда в ответ на вопрос фарисеев «какая заповедь наибольшая?» сказал:

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

Трудно полностью правильно понять слова Павла, если пока ещё не знаешь, что именно в Иисусе в бесконечно совершенной мере воплощена любовь Вседержителя. Иисус воплотил в Себе все грани того, о чём говорит Павел.

Любовь... всё покрывает. Прочитайте описание любви ещё раз и вы увидите нечто странное: Павел не говорит о том, что любовь всё прощает. А ведь мы, рассуждая о Христе, привыкли к мысли о том, что Он всё прощает, не так ли? Но небесная любовь поступает не так... она всё покрывает и в этом её большое отличие от нашей земной любви.

«грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ()

Бог, прощая человека, Сам исполняет работу по изглаживанию его преступлений. Как? Едиственным по-настоящему справедливым способом: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем...Господь возложил на Него грехи всех нас» ().

Бог сделал два спасительных для нас шага, которые никто, кроме Него не мог сделать:

1) Сам понёс на Себе наказание, которое было предназначено для нас
2) дал нам Свою праведностью, без которой никто не сможет войти в Вечность.

Оба эти шага – это то самое действие Любви, которая "всё покрывает".

Нас надо наказать? Да. Но наказание-то – смерть. Тогда Бог покрывает это наказание Собой (Сам платит по нашим счетам). Но этого недостаточно! Ведь для того, чтобы мы смогли устоять в присутствии Его святости, нам необходима такая же святость, но у нас-то её нет! Поэтому Он покрывает и этот недостаток. Образно говоря Иисус, подойдя к вам, желающей спасения от смерти, забирает у вас ваши грязные одежды и даёт вам Свои одежды света. А эти одежды света заполняют в вашем сознании и подсознании все ямки и неровности, делая вас совершенной, как Сам Иисус. Он скрывает вас в Себе Самом.

Поэтому Павел говорит: любовь... всё покрывает. Как это будет отражаться на взаимоотношениях людей? Так же, как Иисус делает это для нас. Если я обладаю Христовой любовью, то глядя на вас, общаясь с вами, я буду делать всё возможное, чтобы восполнить ваши духовные, физические, нравственные нужды. Я буду прощать ваше несовершенство, но не стану гладить вас по голове и говорить, что теперь всё в порядке и вы можете успокоиться. Ведь Любовь всё покрывает , а это включает в себя попытки Любви заполнить собою пустоты, которые образовались в вас вследствие вашей греховной жизни.

Любовь... всему верит. Давайте сразу отсечём одну из ветвей неправильного понимания этой мысли. Немного выше Павел говорит: «не радуется неправде, а сорадуется истине» . Если мы понимаем, что любое ложное учение о Боге и пути спасения – это ложь, а всё, исходящее от Бога, – это истина, то мы не станем думать, что настоящая любовь будет верить лжи в этом аспекте нашей жизни. Поэтому если к вам приходит кто-то, кто желает проповедовать лжеучение, последуйте совету апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» () .

Значит, мысль «всему верит» имеет отношение к чему-то другому. Я полагаю, что Павел говорит о такой сфере нашей жизни, как взаимоотношения .

Во-первых, речь, конечно, идёт об отношении Бога к нам. Он тоже верит всему, о чём мы говорим Ему. Только помните, что речь идёт о личных взаимоотношениях, когда я, например, говорю Богу «спаси меня», Он верит тому, что я хочу быть спасённой, и начинает действовать. Когда я говорю Ему «Ты выдай меня замуж», Он верит этому и начинает действовать. Проблема только в том, что, как правило, люди, сказавшие нечто такое Богу, сразу же закрываются от Него, предлагая Ему действовать так, как они того хотели бы, а не по Его идеальным меркам и путям. Но это уже другая тема.

Во-вторых, речь идёт о том, как мы видим Бога. Всему ли мы верим из того, что Он говорит нам в Писании? Если мы любим Бога, то верим всему, что он сказал (опять же надо быть осторожными, чтобы не поверить чужой интерпретации того, что сказал Бог, но именно Его словам!)

Итак, с одной стороны, любящий нас Бог верит всем молитвам нашего сердца, когда мы не просто какие-то слова произносим, а через молитву пытаемся установить с Ним личные взаимоотношения. С другой стороны, мы, если имеем настоящую любовь к Богу, верим каждому Его слову, поэтому когда чего-то не понимаем или что-то кажется нам противоречивым, мы обвиняем не Бога и Библию, а себя, своё извращённое грехом мышление.

Но есть и ещё один аспект. Верит ли настоящая любовь челвоеку, который клянётся вам, что больше никогда не будет вам лгать, но через некоторе время опять лжёт? Верит ли любовь человеку, который однажды предав вас, кается и говорит, что больше не предаст? Верит ли любовь человеку, который, например, жалая занять у вас денег, явно не собирается их отдавать?

Думаю, что этот аспект наилучшим образом отражён в Нагорной проповеди и является самым сложным для понимания и тем более исполнения.

«Просящему (*прощения, денег, доверия, твоего внимания и пр.) у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ().

Мне трудно говорить об этом, потому что я сама всё ещё никак не могу принять эти слова Спасителя во всей их полноте. Умом понимаю, что именно так надо жить, а сердце всё ещё закрыто, потому что плоть всё ещё шипит: «Вот отдашь всё, разоришись, нищенствовать будешь, кому это надо?» Неприяно в этом признаваться, но правда есть правда. Небесная любовь, действительно, верит всему, что говорит любой просящий, и поэтому даёт просимое. Просто и без упрёка.

Не потому ли все апостолы и по-настоящему верующие люди всегда нищие с точки зрения мира? Они, может, и хотели бы поддержать просящего материально, но не могут. Зато у них всегда есть бесконечно ценное богатство благости Христовой!

«был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни . Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь . Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе : во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ().

Люди, ради Христа потерявшие блага земли, обладают бесконечно бо льшим богатством: Вечной Жизнью и возможностью помогать другим войти в любовь Божию, в Вечную Жизнь. Только вот далеко не все ищут этого богатства.

Любовь... всему верит ... и поэтому всегда отдаёт, не рассчитывая ничего получить назад... и потому получает все драгоценности Царствия Божия. Но это только если любовь настоящая, небесная. «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви (*Божией) не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

24 июл

Посвящен апостолам и их проповеди. Ученики Христовы оставили нам богатейшее наследие — послания, являющиеся неисчерпаемым источником духовного назидания. Самым плодовитым писателем был, пожалуй, святой апостол Павел. Он написал 14 посланий к Церквям и отдельным людям. Вершиной его творчества можно считать знаменитый гимн любви, который находится в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Я думаю, что если не весь текст гимна, то, по крайней мере, его последние слова знакомы многим из нас.

То, что апостол Павел пишет о любви, перекликается с тем, что говорил о ней другой апостол — Иоанн, которого принято называть апостолом любви. «Бог есть любовь, — говорил Иоанн, — и пребывающий в любви пребывает в Боге». Возлюбленный ученик Христов говорит о Божественной природе любви, а апостол Павел в своем гимне разъясняет нам ее нравственную природу.

Начинается гимн с трех стихов, в которых Павел называет себя ничтожеством.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий»

Апостол Павел имел дар языков, но он признавал, что любовь намного важнее этого дара. По его мнению, для спасения нужна любовь, а не чрезвычайные харизматические дары. Апостол как бы говорит, что простой верующий, имеющий любовь, выше его, имеющего только дар языков.

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»

Вера, с помощью которой можно двигать горы — именно о такой вере говорил Господь Иисус Христос апостолам, не сумевшим изгнать беса из юноши (Мф. 17:20). Неужели Павел спорит здесь с Самим Христом? Между Спасителем и Павлом здесь полное согласие, ведь Он Сам указал, что любовь и есть главная заповедь. Вера, двигающая горы, — гипербола. Что толку от перемещения каменных глыб, если это не приносит пользу душе?

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в том никакой пользы»

Мы не можем даже представить, насколько сложно отказаться от имущества и стать мучеником. Но, оказывается, и такие поступки могут быть основаны не на любви. «О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Например, об одном пресвитере „Жития святых“ сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе „любви“ и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот» (Библия Лопухина).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает»

Каждому «не» в этом гимне можно противопоставить положительное качество. Два положительных качества любви переходят в восемь отрицаний, а затем опять возвращаются к положительным качествам в четырех «все». Павел начертывает путь любви от простых и вполне понятных терпения и милосердия, переходит к воздержанию, описывая его в отрицаниях «не», так как именно через воздержание от указанных страстей видит апостол путь любви. Ее путь заканчивается в непонятных «все покрывает, всему верит, всего надеется». Как это все покрывать? Нужно терпеть недостатки ближнего? И как всему верить, когда вокруг столько лжи?

Апостол говорит нам о любви Христовой — ведь это Он все покрывает Своей любовью, это Он верит нашим обещаниям исправиться, Он переносит наше непослушание… Совершенная любовь — это любовь Христа к нам; тот, кто достиг совершенства в любви христианской, имеет любовь Христову в себе. Только такому человеку понятно, как можно «все покрывать, всему надеется, во все верить и все переносить».

Восемь отрицаний в этом гимне — это как бы десять заповедей любви, ведь заповеди Моисея были такими же отрицаниями (не убей, не прелюбодействуй и т. д.). Только здесь заповеди обращают внимание более на внутренний мир человека.

Не завидует. Завистью диавола, как известно, грех вошел в мир. Конечно, истинная любовь чужда зависти.

Не превозносится . Как мы знаем из притчи о мытаре и фарисее, Господь осуждает превозношение в мыслях над ближним. О какой любви может идти речь, если другой человек, по твоему мнению, хуже тебя?

Не гордится . Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Не бесчинствует . «Все должно быть благообразно и по чину», — говорит Павел в другом месте. Может быть, он имеет в виду поведение на богослужении? Тот, кто имеет любовь Христову в себе, никогда не нарушит ход богослужения своим поведением.

Не ищет своего . Павел никогда не говорит о любви к самому себе. Потому что невозможно основывать любовь к Богу и ближнему на самолюбии. Если ты любишь себя, то будешь искать полезное для себя в первую очередь, а потом, может быть, для ближнего. Какая же тут любовь?

Не раздражается . Умиротворение и душевный покой можно назвать исполнением этой заповеди. Тот, кто постоянно кричит и брызжет слюной, не имеет христианской любви.

Не мыслит зла . Обрати внимание на свои мысли. «Рой пчел шумит в моей голове», — скажешь ты. Мы должны найти среди своих мыслей злые и изгнать их из своей головы.

Не радуется неправде, а сорадуется истине . Где же находится источник радости? Он находится в истине, поэтому апостол и пишет «сорадуется». True уже и есть радость. «Вы познаете Истину, и True сделает вас свободными», — сказал Господь. Человек, получивший свободу, просто радуется уже самому этому факту. Так и мы, имея Истину — Христа, будем сорадоваться с Ним на Тайной Вечери.

В светских песнях часто можно слышать о том, что «любовь скоротечна». Но что говорит нам апостол в конце своего гимна? «Любовь никогда не перестает» — настоящая любовь не проходит со временем, потому что она от Бога, Который вечен. «Видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре? Что именно значит: „никогда не перестает“? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Теги: Апостол Павел любовь Священное Писание

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (13:4-5).

Предыдущий отрывок (стихи 1-3) описывает ту пустоту, к которой приводит отсутствие любви; а в стихах 4-5 мы находим наиболее исчерпывающее библейское описание полноты любви. Павел пропускает свет любви сквозь призму, и мы видим пятнадцать из ее цветов и оттенков, всю гамму красок любви. Каждый из лучей представляет собой одну из граней, одно из свойств любви агапе. В отличие от большинства английских переводов, содержащих несколько прилагательных, в греческом оригинале перечисляемые здесь качества любви описываются при помощи глаголов. Таким образом, исходный текст сосредотачивается не на том, чем любовь является, а на том, что она делает или не делает. Любовь агапе — активная, а не абстрактная или пассивная. Она не просто чувствует долготерпение, она его осуществляет. Она не просто имеет добрые чувства, она делает добрые дела. Она не только признает истину, она радуется истине. Любовь является полноценной только тогда, когда она действует (ср. 1 Иоан. 3:18).

Павел пропускает любовь сквозь призму не для того, чтобы дать ее научный анализ, но чтобы нам было легче понять и применить на деле всю полноту и все богатство ее значения. Мы не можем по-настоящему начать понимать, что такое любовь, пока мы не начнем осуществлять ее в своей жизни, впрочем, это же относится и ко всему, содержащемуся в Божьем Слове. Главная цель Павла состоит не просто в том, чтобы научить коринфян, дать им указания на этот счет, а в том, чтобы изменить их жизненные привычки. Он хотел, чтобы коринфяне тщательно и честно измерили свою жизнь, сравнивая ее с этими качествами любви.

Изменяя сравнение, можно сказать, что Павел рисует портрет любви, а позирует ему для портрета Иисус Христос, ведь именно Он в совершенстве воплотил в Своей жизни все эти добродетели любви. Итак, эта прекрасная картина любви — Его портрет.

Любовь долготерпит

Любовь отличается терпением или долготерпением, -буквально употребленное здесь слово макротумео можно было бы перевести как «самообладание». Это слово в Новом Завете встречается часто и используется почти исключительно в смысле того терпения, которое необходимо иметь в отношениях с людьми, а не в смысле терпеливости по отношению к обстоятельствам или событиям жизни. Терпение любви — это способность не огорчаться и не сердиться, когда кто-нибудь причиняет тебе неудобства или обманывает тебя, снова и снова. Христом, один из отцов ранней церкви, сказал: «Терпение — слово, применяемое по отношению к человеку, которому причинили зло и который мог бы с легкостью отомстить за себя, но который никогда этого не сделает. Терпение никогда не отвечает злом на зло».

Как и сама любовь агапе, то терпение, о котором говорится в Новом Завете, было добродетелью, распространенной только среди христиан. В мире древней Греции жертвенная любовь и терпение, не мстящие за себя обидчику, рассматривались как слабость, недостойная благородного человека, мужчины или женщины. К примеру, по учению Аристотеля, великая добродетель греков состояла в том, что они отказывались терпеть оскорбления или несправедливости и давали сдачи в ответ на малейшую обиду. Мстительность считалась добродетелью. Мир всегда был склонен делать героев из тех, кто отвечает ударом на удар, кто отстаивает свое благополучие и свои права, ставя их превыше всего остального.

Но любовь — Божья любовь — занимает прямо противоположную позицию. Прежде всего, она заботится о благополучии других, а не о себе, и гораздо охотнее согласится быть обманутой, чем обманывать самой, не говоря уже о мести. Любовь не платит злом за зло. Христианин, который следует примеру Христа, никогда не мстит тому, кто его обидел, оскорбил или причинил ему боль. Он отказывается воздавать «злом за зло» (Рим. 12:17) и, если его ударили в правую щеку, он подставляет и левую (Матф. 5:39).

Павел говорил, что терпение было свойством собственного сердца (2 Кор. 6:4) и что оно должно быть отличительной чертой каждого христианина (Еф. 4:2). Последние слова Стефана, которые он промолвил перед смертью, были словами великодушного прощения: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Коленопреклонный, погибая под сокрушительными ударами камней, мучаясь от боли и умирая, он заботился не о самом себе, а о своих убийцах. Он был долготерпеливым — терпеливым до самой последней крайности.

Наивысший пример долготерпения — это, конечно, Сам Бог. Именно терпеливая любовь Бога сохраняет мир, не давая ему рухнуть. Это Его терпение позволяет сохраняться до времени, необходимому для жизни людей (2 Пет. 3:9). Умирая на кресте, отверженный теми, кого Он пришел спасти, Иисус молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 22:34).

Роберт Ингерсолл, хорошо известный атеист прошлого столетия, зачастую посреди своих выступлений, направленных против Бога, останавливался и говорил: «Даю Богу пять минут на то, чтобы поразить меня насмерть за эти слова». И затем тот факт, что никто не поразил его насмерть, он использовал как доказательство того, что Бога не существует. Теодор Паркер об этих заявлениях Ингерсолла сказал: «И этот джентльмен думал, что он за пять минут мог истощить терпение вечного Бога?»

С тех пор, как Адам и Ева впервые ослушались Бога, Его постоянно обижали и отвергали те, кого Он создал по Своему образу и подобию. Даже Его избранный народ, через который Он дал откровение, которому было «вверено слово Божие» (Рим. 3:2), отвергал и презирал Его. И все же в течение тысяч лет вечный Бог был долготерпимым. Если святой Создатель так бесконечно терпелив со Своими мятежными созданиями, насколько же Его несвятым созданиям следует быть терпеливыми друг с другом?

Одним из первых политических противников Авраама Линкольна был Эдвин М. Стэнтон. Он называл Линкольна «низким хитрым клоуном» и «оригинальным гориллой». «С какой стати ездить в Африку, чтобы посмотреть на горилл? -говорил, он. — Совсем недалеко, в Спринфильде штата Иллинойс, так легко найти гориллу!» Линкольн никогда не отвечал на злословие, но, когда он стал президентом и ему понадобился военный секретарь, он выбрал Стэнтона. Когда его друзья недоумевали по этому поводу, не понимая, почему он это сделал, Линкольн отвечал: «потому что Стэнтон лучше всего подходит для этой должности». Годами позже, когда тело убитого президента было выставлено для прощания, Стэнтон, взглянул в гроб, сказал сквозь слезы: «Вот лежит лучший из всех, когда-либо правивших людьми, -лучший, которого когда-либо видел мир». Его враждебность была, наконец, сломана, ее преодолело долготерпение Линкольна, отказывающегося мстить за оскорбления. Терпеливая любовь побеждает.

Любовь милосердствует

Если терпение согласно принять от людей все, что угодно, то милосердие готово им все, что угодно отдать. Милосердие — двойник терпения. Быть милосердным (хрестеуомаи) означает быть добрым, полезным и великодушным. Милосердие — это активная добрая воля. Оно не только чувствует великодушие — оно великодушно. Оно не только желает благополучия другим — оно работает для того, чтобы достигнуть этой цели. Когда Христос заповедал Своим ученикам, — и нам в том числе, — любить своих врагов, Он имел в виду, что мы должны не просто испытывать по отношению к ним добрые чувства, но и быть добрыми: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф. 5:40-41). Окружающий нас мир настолько жесток, что он дает любви почти неограниченные возможности проявлять доброту такого рода.

И снова наивысшим образцом в этом отношении может служить Сам Бог. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, — напоминает нам Павел, -не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Титу Павел писал: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:4-6). Петр говорит, что мы должны «возлюбить чистое словесное молоко», чтобы «от него возрасти… во спасение», поскольку мы «вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:2-3). Своим ученикам Иисус говорит: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:30). Слово, которое здесь переводится как «легко», — это то же самое слово, которое в 1 Кор. 13:4 переводится как милосердствует. Любя тех, кто принадлежит Ему, Иисус делает Свое иго «милосердным» или добрым. Он заверяет нас, что то, что мы призваны нести ради Него, нести возможно (ср. 1 Кор. 10:13).

Первое испытание христианской доброты, как и каждого аспекта любви, происходит дома. Муж — христианин, который ведет себя по-христиански, добр к своей жене и к детям. Братья и сестры, ведущие себя по-христиански, добры друг к другу и к своим родителям. Они не просто испытывают добрые чувства по отношению друг к другу; они делают друг для друга добрые, полезные дела, до самопожертвования из любви, если необходимо.

Для коринфян стать милосердными означало отказаться от своих завистливых и злорадных чувств, сойти с позиций эгоизма и гордости и вместить в себя дух любящего милосердия и доброты. Кроме всего прочего, это должно было позволить им служить истинно и эффективно своими духовными дарами в Духе, вместо того, чтобы поверхностно и непродуктивно подделывать эти дары по плоти.

Любовь не завидует

Перед нами первое из негативных описаний любви. Любовь не завидует. Любовь и зависть взаимно исключают друг друга. Где есть одна из них, другой уже быть не может. Шекспир назвал зависть «зеленой болезнью». Ее называли также «врагом чести» и «печалью глупых». Иисус говорил о зависти, как о «завистливом глазе» или, как переведено в Версии Короля Джеймса, о «злом глазе» (Матф. 20:15).

Зависть (или ревность) имеет две формы. Первая форма говорит: «и я хочу того, что есть у кого-то другого». Если у других автомобиль лучше, чем у нас, и мы хотим такой автомобиль. Если их хвалят за что-нибудь, что они делают, и мы хотим, чтобы нас похвалили, так же или еще больше. Уже зависть этого рода достаточна плоха. Но есть и вторая форма зависти, еще хуже. Она говорит: «я не хочу, чтобы у них было то, что у них есть» (см. Матф. 20:1-16). Зависть второго рода более, чем эгоистична: она желает зла другим людям. Она завистлива на глубочайшем, самом испорченном и самом разрушительном уровне. Это та зависть, которую Соломон раскрыл однажды в женщине, выдававшей себя за мать новорожденного младенца. Когда ее собственный сын, только родившись, умер, она тайком подложила его подруге, спящей рядом с нею, а себе взяла ее младенца. Подлинная мать обнаружила подмену и, когда спор этих двух женщин дошел до царя, царь предложил такой способ разрешения спора: он приказал разрубить младенца пополам и одну половину отдать одной женщине, а вторую — другой.

Подлинная мать стала умолять царя пощадить ребенка, даже если для нее самой это означало потерять его. А та женщина, которая на самом деле матерью не была, скорее готова была отдать ребенка на смерть, чем уступить его подлинной матери (3 Цар. 3:16-27).

Одна из тяжелейших битв, которые приходится вести христианину, это битва против зависти. Всегда найдется кто-нибудь, кто немного лучше вас, или имеет возможность стать немного лучше, чем вы. Все мы сталкиваемся с искушением завидовать, когда кто-нибудь другой делает что-нибудь лучше, чем мы. Первая реакция по плоти — пожелать этому человеку зла.

Значение корня слова «зелоо», которое переведено здесь как завидовать, это — «иметь сильное желание». От этого же корня мы производим слово «zeal» (рвение, усердие). В Писании это слово употребляется и в положительном, и в отрицательном смысле. В 1 Послании к Коринфянам, 13:4, значение этого слова явно отрицательное, вот почему и в 12:31 его следует рассматривать как утверждение факта («а вы теперь ‘ревнуете о больших, или более ярких дарах»), а не как заповедь, повелевающую искать «больших даров», ведь оба эти слова, находясь в непосредственной близости друг от друга, составляют часть одного и того же контекста. Греческое слово, переведенное как «ревнуйте», это то же самое слово, что здесь переводится как не завидует. Один из основных принципов герменевтики состоит в том, что идентичные термины, появляющиеся в одном и том же контексте, и переводить следует идентично.

Когда любовь видит людей популярных, имеющих успех, красивых или талантливых, она радуется за них, никогда не завидуя им и не ревнуя. В то время, как Павел был в заточении, по-видимому, в Риме, некоторые из более молодых проповедников, работавших там, где он когда-то служил, старались превзойти апостола из зависти. Они до того завидовали известности Павла и его достижениям, что своей критикой думали «увеличить тяжесть уз» апостола, страдавшего тогда в заточении. Но Павел не обижался на то, что эти люди были на свободе, что они имели успех, и, даже, на то, что они ему завидовали. Хотя он и не преуменьшал их грех, он не платил завистью за их зависть, но просто был рад тому, что кто-то проповедовал Евангелие, какими бы мотивами он при этом ни руководился (Фил. 1:15-17). Он знал, что весть сильнее вестника и что она может превзойти ограниченность слабых и завистливых проповедников, чтобы достичь Божьей цели.

Зависть — это немалый грех. Его нельзя считать грехом умеренным или безвредным. Именно к этому чувству зависти к Богу, вспыхнувшему в груди Евы от гордости, и взывал с успехом сатана. Еве захотелось стать такой, как Бог, иметь то, что Он имел, и знать то, что Он знает. Зависть была составной частью первородного греха, от которого и произошли все остальные грехи. Следующий грех, отмеченный в Библии, это — убийство, к которому Каина привела его зависть к Авелю. И братья Иосифа продали его в рабство тоже потому, что позавидовали ему. Даниил был брошен в львиный ров из-за зависти своих товарищей-чиновников. Зависть побудила старшего брата возмутиться из-за того, что отец оказал такое внимание блудному сыну. Можно было бы привести намного больше примеров подобного рода в Библии.

«Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Пр. 27:4). Доходящая до крайности зависть (или ревность) обладает такой порочностью, в которой ни один другой грех не мог бы с ней потягаться. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, -говорит Иаков, — то не хвалитесь и не лгите на истину: Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3:14-16). Эгоистическая «сварливость» масло в огонь которой подливает зависть, зачастую бывает умна и имеет успех. Но «мудрость» ее — бесовская, и ее успех — разрушителен.

Полным контрастом многим рассказам о зависти, содержащимся в Писании, звучит рассказ о любви Ионафана к Давиду. Давид был не только более великим и популярным воином, чем Ионафан, но и представлял собой угрозу для трона, который, если бы не случилось ничего непредвиденного, должен был достаться Ионафану. И все же мы узнаем из Писания только о безграничном уважении Ионафана к Давиду, о его любви к своему другу, для которого он был готов пожертвовать не только престолом, но и жизнью, «ибо любил его (Давида), как свою душу» (1 Цар. 20:17). Отец Ионафана, Саул, потерял свое благословение и свой престол из-за зависти, в первую очередь, к Давиду. Ионафан с готовностью отказался от своего трона и получил большее благословение, потому что он не хотел ничего иметь из зависти.

Елиазар из Дамаска должен был наследовать состояние Авраама, потому что у Авраама не было сына (Быт. 15:2). Однако, когда родился Исаак, и Елиазар потерял право на наследство, он не перестал быть верным слугой и Аврааму, и Исааку, и любовь его к ним ни разу не поколебалась» (см. Быт. 24). Любящий человек никогда не завидует. Он рад успехам других, даже если их успехи для него самого невыгодны.

Любовь не превозносится

А когда любящий человек сам имеет успех, он не хвалится этим успехом. Любящий человек не превозносится. Слово «перпереуомаи» («превозноситься») нигде больше в Новом Завете не употребляется; оно означает -говорить самодовольно, тщеславно. Любовь не выставляет напоказ своих успехов. Хвастовство — это одна из сторон зависти. Зависть хочет того, что есть у кого-то другого. А тот, кто хвастается, пытается вызвать зависть у других, пытается заставить их позавидовать тому, что есть у него. Если зависть стремится подавить других, то хвастовство пытается превознести нас самих. Ирония состоит в том, насколько же нас тянет хвастаться самим.

Коринфские верующие были специалистами пускать пыль в глаза в духовном отношении; они постоянно соперничали друг с. другом в борьбе за внимание публики. Они требовали самых престижных должностей и самых эффектных духовных даров. Они хотели все говорить разом, особенно в состоянии экстаза. По большей части их говорение на языках было поддельным, но их хвастовство этим поддельным даром было подлинным. Они ничуть не заботились о гармонии, порядке, товариществе, назидании или о чем-нибудь другом, имевшем ценность. Они заботились только о том, чтобы пощеголять, выставить себя напоказ. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование» (1 Кор. 14:26). Каждый из них делал свое дело и старался делать его как можно громче, совершенно не обращая внимания на то, что при этом делали другие.

Чарльз Трамбалл дал однажды обет; «Боже, если Ты дашь мне силу, каждый раз, когда у меня появится возможность самому ввести новую тему для разговора, я буду говорить о Иисусе Христе». Для него был только один предмет, действительно достойный разговора. Если на первом месте в наших мыслях Иисус Христос, мы не можем превозносить самих себя.

К.С. Льюис называл хвастовство «величайшим злом». Хвастовство — это изображение в миниатюре гордости, лежащей в корне всех грехов. Хвастовство ставит на первое место нас самих. Любой другой, в том числе и Бог, должен для нас поэтому отступить на второй план. Невозможно широко расхваливать себя, не подавляя тем самым других. Когда мы хвастаемся, мы можем быть «наверху» только в том случае, если другие — «внизу».

Иисус был воплощенным Богом, и все же Он никогда, никаким образом, не превозносился. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, и… по виду став как человек; смирил Себя» (Фил. 2:6-8). Иисус, у Которого были все основания превозноситься, никогда этого не делал. И, наоборот, мы, не имеющие причин превозноситься, склонны к хвастовству. Только любовь, приходящая от Иисуса Христа, может спасти нас от того, чтобы выставлять напоказ свои знания, способности, дары или достижения, реальные или мнимые.

Любовь не гордится

Коринфские верующие думали, что они достигли совершенства. Павел уже предостерегал их «не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, — продолжает он саркастично, -вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1 Кор. 4:6-8). С еще большим сарказмом он говорит: «Мы (апостолы) безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии (ст. 10). Несколькими стихами ниже апостол пишет уже более прямо: «Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились» (ст. 18).

Все то доброе, что имели коринфяне, пришло от Господа, и поэтому у них не было причин хвалиться или гордиться. И все же они были полны сомнения и самодовольства, чванились своими знаниями христианского учения, своими духовными дарами и знаменитыми учителями, которых они имели. В своей гордости они дошли до того, что даже стали хвалиться тем, что они были такими плотскими, мирскими, что они поклонялись идолам и были безнравственными аж до инцеста, чего не было даже среди язычников (5:1). Они гордились вместо того, чтобы покаяться; они хвалились вместо того, чтобы плакать (ст. 2). А любовь, как раз, наоборот, не гордится.

Уильям Карей, которого называют отцом современной миссионерской работы, был блестящим лингвистом; он взял на себя ответственность перевести отрывки из Библии не менее, чем на 34 различных языка и диалекта. Вырос он в Англии в простой семье, и в молодости ему пришлось работать сапожником. Позже, в Индии, над ним часто издевались из-за его «низкого» происхождения и из-за его прежней должности. Однажды на званом обеде один сноб, обращаясь к нему, спросил: «Мистер Карей, насколько я понимаю, когда-то вы занимались изготовлением обуви?» -«О, что вы, ваша светлость, — отозвался Карей, — я не изготовлял обувь, я ее только чинил».

Когда Иисус начал проповедовать, Он вскоре затмил служение Иоанна Крестителя. И все же Иоанн Креститель говорил о нем: «Он-то Идущий за Мною, но Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоан. 1:27). И когда ученики Иоанна стали завидовать популярности Иисуса, Иоанн упрекнул их, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:30).

Подобно мудрости, любовь говорит: «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Пр. 8:13) Другие притчи напоминают нам, что «придет гордость, придет и посрамление» (11:2), что «от высокомерия происходит раздор» (13:10), и что «погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (16518; ср. 29:23)

Гордость и высокомерие рождают споры, которые не утихали в коринфской церкви. К таким делам любовь не причастна. Высокомерие задирает нос; любовь — возвышает сердце.

Любовь не бесчинствует

Любовь не бесчинствует. Эти слова имеют отношение к плотским манерам, к грубому поведению. Это — не такая серьезная вина, как похвала или высокомерие, но происходит она от того же самого источника — от отсутствия любви. Этот грех не заботится об окружающих достаточно, для того чтобы вести себя любезно или вежливо. Их чувства, их обидчивость для него ничего не значат. Нелюбящий человек небрежен, неосторожен с окружающими, подавляет их и часто бывает грубым.

Коринфские христиане были образцами бесчинного поведения. Можно даже сказать, что вести себя неподобающим образом — это было их отличительным признаком, «фабричной маркой». Почти все их поведение было грубым и безлюбовным. Даже когда они собирались, чтобы отметить Господнюю Вечерю, каждый из них думал только о себе и обижал других: «всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:21). Во время богослужений каждый из них старался превзойти другого в том, что касалось говорения на языках. Все говорили разом, и каждый старался быть лучше всех, перещеголять своих товарищей. Церковь делала все неправильно и не по порядку, обратное тому, чему учил их Павел и что он им советовал теперь снова (14:40).

Однажды Христос обедал в доме фарисея по имени Симон. Во время еды в дом вошла блудница; она вымыла ноги Иисуса своими слезами, вытерла их своими волосами, а затем помазала их драгоценным мирром. Симон, потрясенный и оскорбленный, сказал про себя: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Тогда Иисус рассказал притчу о некоем человеке, который простил долги двум своим должникам: одному простил 500 динариев, а другому — 50. Он спросил Симона, который из двух должников будет более благодарить заимодавцу, — на что фарисей ответил: «думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она мирром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук. 7:36-47).

Главный образец любви в этой истории — это не любовь женщины, какой бы искренней и прекрасной эта любовь не была. Особенно примечательна любовь Христа, находящаяся в контрасте с отсутствием любви у Симона. И тем, что Он с такой любовью принял поступок женщины, проникнутый любовью, и той притчей, которую Он рассказал, Он показал Симону, что ни ее поступок, ни Его реакция на этот поступок не были неуместными, а что было действительно неуместным — так это отношение ко всему этому самого Симона. И то, что сделала женщина, и то, как отозвался на это Иисус, было вызвано любовью. А то, что подумал при этом Симон, к любви не имело никакого отношения.

Уильям Беркли переводит это место так: «Любовь не ведет себя бесстыдно ил» некрасиво». Любовь любезна. Любезность должна начинаться с товарищей по вере, но не должна на них кончаться. Многие христиане упустили возможность свидетельствовать о вере из-за того, что грубостью ответили неверующему, который сделал что-либо, что они считают неуместным. Иногда то, как мы ведем себя во имя праведности, более неуместно, чем кое-что из того, что мы критикуем, как это было с Симоном.

Любовь гораздо больше, чем просто любезность, внимательность и тактичность в отношениях с людьми, но никогда — не меньше этого. До той степени, до которой наш образ жизни нелюбезен и невнимателен к людям, он лишен любви и не является христианским. Самодовольная, ханжеская грубость со стороны христиан может оттолкнуть людей от Христа прежде, чем у них появится шанс услышать о благой вести. Вестник может оказаться преградой на пути вести. Когда люди не видят «кротости и снисхождения Христовых» (2 Кор. 10:1), отраженных в нас, уменьшается возможность того, что они смогут увидеть ясно Его Самого в Евангелие, которое мы им проповедуем.

Любовь не ищет своего

Однажды я разобрал надпись на надгробии в одной маленькой английской деревушке. Она гласит: «Вот скряга лежит: он богатству служил, весь век для себя одного он прожил; и как там, за гробом пришлось ему, до этого дела нет никому».

Надпись на простом гробовом камне во дворе собора святого Павла в Лондоне противоположна: «Посвящается памяти генерала Чарльза Джорджа Гордона, который во все времена и повсюду отдавал свои силы слабым, свое состояние бедным, свою доброту — страдающим, свое сердце — Богу».

Любовь не ищет своего. В этих словах, возможно, ключ ко всему. Зло, лежащее в корне падшей человеческой природы — в желании поступать по-своему. Р.К.Х. Ленски, хорошо известный толкователь Библии, сказал: «Исцели эгоизм — и ты вновь насадил сад Едема». Адам и Ева отвергли путь Бога, чтобы иметь возможность жить по-своему. «Я» заменило Бога. Это — противоположно праведности и противоположно любви. Любовь занята не своими собственными делами, а интересами других (Фил. 2:4).

И, снова, коринфские верующие могут послужить образцом того, какими любящим христианам быть не следует Они были эгоистичны до крайности. Они не делились своей едой на вечерях любви, они отстаивали свои права до того, что, по их мнению, было «лучшим даром», для самих себя Вместо того, чтобы использовать духовные дары на пользу другим, они старались использовать их для своей собственной выгоды. Поэтому Павел говорит им: «так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (14:12). А они использовали свои дары не для того, чтобы возвысить церковь, а для того, чтобы попытаться возвыситься самим.

Рассказывают такую историю. Как-то раз к кладбищу подъехала машина. Шофер, который вел эту машину, попросил служащего, работающего смотрителем, подойти к машине, потому что его хозяин был слишком болен, чтобы ходить. В машине смотрителя ждала старая женщина, хилая, с запавшими глазами, в которых отражались годы страдания и страха. Она представилась и сказала, что в течение последних нескольких лет посылала на кладбище по пять долларов, с просьбой покупать на них цветы на могилу ее мужа. «Сегодня я явилась сюда собственной персоной, -сказала она, — потому что врачи дают мне всего несколько недель жизни, и я хотела увидеть могилу в последний раз». Служитель ответил: «Знаете ли, мне очень жаль, что вы посылали деньги на эти цветы». Она была захвачена врасплох: «Что вы этим хотите сказать?» — «Знаете ли, я — член общества, посещающего больных, находящихся в больницах и психиатрических заведениях. Они от души любят цветы. Они могут видеть их и вдыхать их запах. Цветы для них — лечение, потому что они — живые люди». Не сказав ни слова, женщина велела шоферу уехать прочь. Через несколько месяцев этот служитель с удивлением увидел, как к кладбищу подъехала та же самая машина, но за рулем на этот раз сидела сама женщина. Она обратилась к нему с такими словами: «Сначала меня обидело то, что вы мне сказали в последний раз, когда я здесь была. Но, поразмыслив, я поняла, что вы правы. Теперь я сама отвожу цветы в больницы. Это действительно приносит больным большую радость — да и мне тоже. Врачи не могут сказать, что меня вылечило, но я-то знаю. Теперь у меня есть кто-то, ради кого стоит жить».

Как всегда и в этом для нас совершенным примером является Христос. Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Матф. 20:28). Сын Божий прожил Свою жизнь для других. Бог воплощенный был воплощенной любовью. Он был совершенным воплощением любви, отдающей себя другим. Он никогда не искал собственного благополучия, но всегда искал благополучия других. .

Любовь не раздражается

Греческое слово «пароксуно», здесь переведенное как раздражается, означает вспылить, воспылать гневом. От этого же корня произошло английское слово «пароксизм», — судорога или внезапный взрыв чувств, ведущий к неожиданным действиям. Любовь охраняет себя от Того, чтобы раздражаться, сердиться или огорчаться из-за причиняемых ей обид. Она не раздражается.

Апостол при этом не исключает праведного возмущения. Любовь не может радоваться «неправде» (13:6). Если мы возмущаемся, когда плохо обращаются с несчастными или когда противоречат Божьему Слову, то это — праведное, негодование. Но поистине праведный гнев никогда не будет раздражаться из-за того, что обижает нас лично.

Когда Христос очищал храм от торговцев, Он гневался из-за того, что был осквернен дом Его Отца — дом богослужения (Матф. 21:11-12). Но в тех случаях, когда Его Самого чернили или оскорбляли, — а таких случаев было немало, -Он ни разу не впал в гнев и не занял оборонительную позицию.

Как и его Господь, Павел был недоволен только на то, что могло разгневать Бога. Он сурово упрекал за такие грехи, как ересь, безнравственность и неправильное использование духовных даров. Но он не сердился на тех, кто его бил, заточал в темницу, на тех, кто распускал о нем ложные слухи (см. Деян. 23:1-5).

Раздражительность, о которой говорит здесь Павел, имеет отношение к тем поступкам, которые направлены против нас самих или лично обидны. Любовь не сердится на других, когда они говорят или делают что-нибудь такое, что нам не нравится, или когда они не дают нам жить так, как нам хочется (ср. 1 Пет. 2:21-24). Любовь никогда не реагирует на поступки других, защищая себя или стараясь отомстить злом за зло. Раздражаться — это обратная сторона стремления жить по-своему. Человек, который настаивает на том, чтобы жить по-своему, легко раздражается, легко впадает в гнев.

У большого колониального проповедника и теолога Джонатана Эдвардса была дочь, обладавшая несдержанным нравом. Когда в нее влюбился один молодой человек и попросил у отца ее руки, доктор Эдварде ответил: «Нет», -«Но я ее люблю, и она меня любит», — запротестовал юноша. «Это неважно, — упорствовал отец. На вопрос о причине своего решения он ответил: «Она вас недостойна». -«Как же так? Она ведь христианка, не правда ли?» — «Да, она христианка, — сказал Эдварде, — но Божья благодать уживается и с такими людьми, с которыми никто другой не уживется».

Несомненно, главная причина и душевных, и физических болезней в нашем обществе состоит в том, что мы до такой степени поглощены своими правами и вытекающей отсюда безлюбовностью. Когда каждый дерется за свои собственные права, по-настоящему преуспеть не может ни один — и ни один не может быть счастливым. Когда каждый тянет к себе и никто не отдает, то каждый теряет, даже если получает то, чего хочет. Безлюбовность никогда не может выиграть по-настоящему и надолго, — она не может выиграть ничего действительно значимого. Она всегда тратит больше, чем приобретает.

Мы сердимся, когда другому достаются привилегии или признание, которых мы добиваемся для себя, потому что это наше «право». Но то, что мы ставим свои права выше своих обязанностей и любовной заботы о других, происходит от сосредоточенности на себе и от безлюбовности. Любящий человек больше заботится о том, чтобы делать то, что следует, и помогать, где только возможно, чем о том, чтобы иметь то, на что он, по его мнению, имеет право, что он заслужил. Любовь ничего не считает своим правом, а все -своей обязанностью.

Слова о том, что вы любите своего мужа или свою жену, неубедительны, если вы то и дело на них сердитесь или огорчаетесь из-за того, что они говорят или делают. Слова о том, что мы любим своих детей, неубедительны, если мы часто орем на них за то, что они раздражают нас или мешают нашим планам. И что толку в возражениях: «Да, я здорово вышел из себя, но ведь все это длилось всего несколько минут?» То же самое могла бы сказать и ядерная бомба: и ей не требуется больше времени, чтобы взорваться. За пару минут можно совершить огромные разрушения. Вспыльчивость всегда разрушительна, и даже маленькие «бомбы» вспыльчивости могут оставлять после себя глубокие и болезненные раны, особенно, когда они взрываются постоянно. Причина раздражительности — в безлюбовности, и единственное лечение от нее — любовь.

Любовь, которая выводит человека наружу, освобождает его от замкнутости на самом себе и обращает все его внимание на благополучие, других, — вот единственное исцеление от эгоцентризма.

Любовь не мыслит зла

Логизомаи (мыслит) — это бухгалтерский термин, который означает вычислять или подсчитывать; его используют, например, когда говорят о занесении поступлений в бухгалтерскую книгу. Цель этого занесения — сделать запись, к которой можно будет обратиться в случае надобности. В том, что касается бизнеса, такой обычай необходим, но в личных делах нет не только необходимости поступать подобным образом, — это вредно. Следить за тем, что сделано против нас, подсчитывать обиды — это верный путь к несчастью, и к нашему собственному, и к несчастью того, записи о ком мы копим.

То же самое греческое слово часто используется в Новом Завете для описания Божьего прощения тех, кто доверяется Иисусу Христу. «Блажен человек, которому Бог не вменит греха» (Рим. 4:8). «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19). С тех пор, как Христос Своею кровью смыл грех, о нем больше нет записей. Грехи вычеркнуты, стерты, — они «загладились» (Деян. 3:19). Единственное, что занесено в Божьей небесной записи после имен искупленных, это слово «праведные», потому что мы считаемся праведными во Христе. Праведность Христа записана на наш счет, помещена нам в «приход». Никаких других записей там нет.



 

Возможно, будет полезно почитать: