Мастер-класс по изготовлению кукол из соломы. Изготовление куклы из соломы Игрушки из соломы

Работа заняла

1 место

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

"Конь златогривый"

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы Назарова Валентина Ивановна

Игрушки, фигурки и картинки из соломы

Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают фигурки людей, птиц и животных, создают из этих фигурок жанровые сценки, плетут коврики и циновки. Яркий золотистый цвет соломки придает любому изделию необыкновенную нарядность.

Изделия из соломки имеют поверхность, составленную из продольных полосок. Положенные под разными углами полосы дают грани, по-разному отражающими свет, а все изделие переливается, как бы светится изнутри солнечными бликами.

Для изготовления изделий используются все виды соломки – ржаная, пшеничная, овсяная и рисовая. Кроме самой соломки используется и так называемая рубашка – тонкая шелковистая трубочка, в которую одет каждый стебелек. Рубашка держится на стебле свободно, легко снимается, имеет многообразные оттенки, от зеленого до коричневого, продольный рисунок и блеск.

Как заготавливать и обрабатывать соломку для будущих работ? Лучше всего собирать стебельки во время уборки хлеба. Годится для работы и стерня – нижняя часть стебля хлебного злака. Эта часть соломы самая толстая и порой бывает окрашена в розоватые тона. Соломку, обработанную комбайном, использовать в работах нельзя, она вся помята и поломана. Срезать соломку нужно большими ножницами, аккуратно, не ломая и складывать в целлофановый мешочек.

Затем соломку сортируют по сортам и толщине, острыми ножницами удаляют суставчики (междоузлия). Тонкие и длинные соломинки лучше оставить для изготовления игрушек, более толстые – для картинок.

Далее соломку запаривают горячей водой. Когда соломка остынет, на мокрой соломенной трубочке с одной стороны по всей длине делают надрез и осторожно разворачивают, чтобы она стала плоской и тут же проглаживают горячим утюгом.

Цветовая гамма натуральной соломки богата, но дополнительные оттенки можно придать с помощью горячего утюга. Чем горячее утюг и чем дольше им проглаживают, тем темнее становится ее цвет. Таким образом, можно добиться оттенков от светло-коричневого до черного.

На заметку

При помощи отбеливателя для белья можно получить совсем белую соломку. После обработки отбеливателем ее нужно хорошо промыть водой и разгладить теплым утюгом. При отбеливании соломка не теряет блеска. Стебельки, оставленные на зиму на балконе, приобретают очень красивый серебристо-серый цвет.

Картинки из соломки. Прежде всего необходимо подготовить рисунок (либо нарисовать самому, либо скопировать). Вначале лучше взять картинку простую, без мелких деталей. Для работы понадобятся: бумага для рисования, калька, копировальная бумага, бумага для фона, на которую будет наклеиваться соломка; лучше всего бархатная бумага темных тонов (можно картон или ткань); клей ПВА, тонкие кисточки, маленькие острые ножницы, куски стекла и картона по формату будущей картинки.

Рис. 35. Картинка из соломки: 1–7 – номера деталей рисунка

На подготовленном рисунке нумеруются все детали (рис. 35) и на каждой детали стрелочками указываются направления расположения соломки. Затем на кальку перерисовываются, нумеруются и показываются стрелки на все детали рисунка (копировать нужно без искажений, оставляя между деталями свободные промежутки). Эти детали на кальке и нужно заполнить соломкой на клею.

Пластинки соломки, подобранные по цвету, наклеивают вплотную друг к другу, после чего все детали кладутся под пресс, пусть сохнут. Некоторые наклеенные кусочки соломки будут выступать за контуры рисунка. Это естественно. После того как детали высохнут, эти неровности легко подровнять острыми ножницами по контурам с изнанки. После этого необходимо прогладить заготовки не очень горячим утюгом.

Когда все детали готовы, необходимо проверить все ли правильно, все ли сходится с основным рисунком. Пока детали не наклеены на основу, ошибку можно исправить. Потом будет поздно: приклеенную деталь отрывать нельзя, картинка будет испорчена. Только после этого можно приступать к самой ответственной операции – наклеиванию деталей на основу. Наклеивание ведется на тонкий слой клея. Лишний клей выступит на основу, и работа будет выглядеть неаккуратно. Готовую картинку положить под пресс, а затем прогладить через тонкий лист бумаги утюгом.

Теперь дело за оформлением – остается положить стекло и окантовать работу. Для этого сначала кладется картон соответствующего картинке размера с приклеенной петелькой из тесьмы, на него картинку, а сверху стекло. Предварительно уголки картинки нужно смазать клеем, чтобы она плотнее прижалась к стеклу. Затем нужно взять клейкую бумагу, ленту, тесьму или просто бумажную ленту, смазанную клеем, и окантовать края работы так, чтобы были захвачены и стекло и картон.

Фигурки-игрушки из соломы. Так как рисовую соломку не всегда можно достать, будем пользоваться для наших игрушек соломкой овсяной или пшеничной, беря верхние тонкие части. Коленца, конечно, надо удалить.

Для этой работы понадобятся: крепкие суровые нитки для перевязывания пучков, катушка толстых желтых ниток для сшивания, игла с большим ушком, ножницы и клей ПВА, а также яркие лоскутки с мелким рисунком, цветная тесьма, узкие ленточки, яркие шерстяные нитки. Для изготовления фигурок соломка используется целиком, без расщепления. При подготовке к работе соломка запаривается горячей водой, после чего укладывается на старые газеты, чтобы вода стекла. Вот и вся подготовка, материал готов.

Начиная делать фигурку человека, следует помнить, что чем толще пучок соломы, чем он длиннее, тем больше будет фигурка. Расчет прост – высота фигурки равна длине пучка соломки, сложенного пополам, минус 3–4 сантиметра на перевязки. Все перевязки на соломенных пучках необходимо делать как можно туже, так как при высыхании соломка будет становиться тоньше и фигурка может рассыпаться. Итак, согнув пополам пучок соломы и отступив на два сантиметра от сгиба, делается первая его перевязка. Это будет каркас головки. Затем весь пучок соломинок необходимо откинуть назад, равномерно прикрывая соломкой первую перевязку, как показано на рис. 36 а.

Рис. 36 а. Фигурка игрушки из соломы – девочка

Вторая перевязка делается на месте шеи. Но прежде чем делать вторую перевязку, по бокам головки с двух сторон оставляется по три соломинки, из которых, перевязав их ленточками или яркими шерстяными нитками можно сплести косички девочке. Но можно на голову надеть косыночку или сзади, между соломинками на затылке продеть еще несколько стебельков и из них сплести косичку.

Далее пучок соломы, отходящий вниз от шеи (рис. 36, а ), делится пополам (на спину и грудь), а между этими половинками пучка вкладывается еще пучок, из которого будут делаться руки. Теперь нужно решить, какие будут рукава – свободными или заплетенными косичкой, как это показано на рисунке. В обоих случаях рукава нужно туго перевязать на месте запястья, а лишнее обрезать. Перед тем как перевязывать пучок в талии, нужно решить (если выполняется фигурка девочки), достаточно ли пышная у нее юбочка. Внутрь юбочки можно заложить еще немного соломки и после этого делать перевязку в талии. Затем соломку-юбочку нужно равномерно расправить и ровно подрезать низ, чтобы фигурка была устойчивой.

Если фигурка – мальчик, пучок перевязывается на месте пояска, оставшиеся соломинки делятся пополам и из них формируются ножки. На рис. 36 б показаны два вида одежды для мальчика – свободные шаровары и брюки, заплетенные косичкой.

Рис. 36 б. Фигурки игрушек из соломы – девочки и мальчика

В обоих случаях делаются тугие повязки на месте щиколотки. Края шаровар ровно обрезаются, чтобы обеспечить устойчивость изделия.

Теперь можно попробовать изготовить фигурки животных и птиц, что значительно сложнее. Схемы изготовления фигурок-игрушек из соломы даны на рис. 37 а, б, в. Так для изготовления фигурок животных берется длинный пучок соломы и, отступая от его середины на 3–5 см в обе стороны, эти места туго перевязываются. Это будет туловище. Спереди оставляется пучок для шеи и головы, а сзади для хвоста. Оставшуюся соломку следует разделить пополам, опустить вниз и перевязать, как это показано на рис. 37 а затем обрезать лишнее. У лошадки получились ноги.

Возвращаемся к передней части туловища. Шея делается такой длины, которая соответствует туловищу лошадки. Пучок перевязывается там, где намечен переход к голове. По 2–3 соломинки оставляется для ушек. Коню нужна челка. Если соломинок для нее недостаточно, прежде чем делать перевязку, можно вложить в шею еще немного стебельков.

Если делается фигурка козы, то из оставленных трех соломинок плетутся рожки. Хвост животного делается из свободно падающего остатка соломки. Для собачки и кошечки хвостик плетется в виде тугой косички из 6–9 соломинок. Чтобы хвостик становился тоньше, на середине косички выстригается половина соломинок и плетение ведется до конца.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы

Гриву у коня можно делать либо так, как плетется венок, либо так, как показано на рис. 37 а и 37 в. Нарезаются одинаковые кусочки соломки, каждым кусочком шея лошадки оборачивается снизу вверх и каждая пара соломинок прошивается желтой ниткой.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы (продолжение)

На рис. 37 б показан еще один способ формирования отдельных частей фигурки животного. Туловище складывается пополам, внутрь перегиба вставляется другой пучок, из которого сделана шея, голова и передние ноги. Расположение перевязок у такой фигурки показано на рисунке. Из другого конца пучка-туловища формируются задние ноги и хвост. На рис. 37 б показано, как изготовить декоративных петухов. Попробуйте свои силы и сделайте их сами.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы (окончание)

На заметку

Любую работу из соломки можно украсить косичками, сплетенными из трех и более соломинок. Ими отделывают юбочки, используют как поясок, уздечку, ошейник и другие мелкие детали отделки. Из соломенных фигурок можно составлять целые жанровые сценки, ими можно украшать и новогоднюю елку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии автора Павлович Сергей Андронникович

КАРТИНКИ ПРИРОДЫ До сих пор вы знакомились с тем, как приготовить учебные пособия из отдельных животных.Но еще мы хотим показать, как можно для этих законсервированных в сухом виде животных сделать тот фон, на котором вы нашли их. Так можно создавать целые картинки

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Из книги Самоделкин для мальчиков автора Бебнева Юлия Владимировна

Женские фигурки Кукла МашаВозьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

Мужские фигурки Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на

Из книги Бисерная вышивка: Практическое руководство автора Капитонова Галина Николаевна

Фигурки животных ОсликЧтобы сделать ослика, сначала надо подготовить каркас из проволоки. Теперь возьмите два толстых пучка размоченной соломы, один из них должен быть в два раза длиннее другого. Соломины в каждом пучке должны быть одинаковой длины. Возьмите короткий

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Игрушки из дерева Смастерить игрушки из дерева несложно, особенно если у тебя уже имеются некоторые навыки. Для этого тебе понадобится тот же набор инструментов, что и для изготовления мебели, а также стандартные заготовки из

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним

Из книги Плетение из газет автора Егорова Ирина Владимировна

Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно

Из книги Плетение из бумажных лент автора Плотникова Татьяна Федоровна

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Из книги автора

Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.

Из книги автора

Елочные игрушки Попробуйте выполнить небольшую работу, а именно – какую-нибудь елочную игрушку, используя ниточную и бисерную вышивки. Выберите небольшой рисунок вышивки крестом, например «Дед Мороз», «Снеговик», «Домик», «Звездочка», «Свечка» и другие (см. вклейку,

Из книги автора

Игрушки и сувениры Снеговички Возьмите белые шарики сизаля, и пусть они превратятся в забавных снеговичков. Такие фигурки, украшенные веточками, – смешной подарок-игрушка для детей. А если снеговичка закрепить на фоне картин «Серебряный лес» или «Волшебные деревья»,

Из книги автора

Фигурки из природных материалов. талисманы счастья Черепашка Черепаха символизирует выносливость, силу, богатство. Она считается также олицетворением небесной поддержки и защиты, мудрости и долголетия.Необходимые материалы:Большая круглая сосновая шишка, овальная

У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

Занимательные факты:
Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.
Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы - привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» - две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Занимательный факт:
Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

Славянские куклы из дерева

Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы

Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори

Кукла-шестиручка из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

Создание куклы-оберега из ниток

Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью» . Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка

Процесс создания куклы Зерновушки

Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори

Она имеет несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка - и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом - на силу, перловкой - на сытость, рисом - на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори

Готовая кукла-оберег «на счастье»

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса - тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов

Кукла-оберег Путешественница.

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

В саду детей приучают к творчеству. Это помогает вырабатывать в них усидчивость и развивает мелкую моторику. Наиболее доступным материалом для детского творчества является солома. Из этого сырья изготавливают множество поделок. Их разнообразие можно найти на фотографиях на сайтах, где представлены поделки из соломы.

Так же существуют различные кружки, где проводят мастер-классы соломенным поделкам для начинающих. Такие поделки можно отнести к давней традиции нашей культуры. Соломенный материал имеет все необходимые свойства для использования его при изготовлении разных поделок.

Везде, где выращивают злаковые растения, можно обнаружить поделки из соломы. Фураж остается после уборки зерновых и является самым дешевым сырьем для творчества. Его использовали при изготовлении соломенных картин, фигурок животных и сооружений.

Такие работы могут быть объемными или плоскими, большого или маленького размера. Работа с таким сырьем подходит для детей любого возраста. Ведь так интересно наблюдать, как из сушеных стеблей получаются необычные герои, да еще и с помощью своих умелых ручек. И хотя сегодня прогресс не стоит на месте, детей все равно увлекает творчество из соломы.

Отличительные свойства соломы

Солома как сырьё, обладает важными характеристиками:

  • экологическая безопасность;
  • дешевизна;
  • широкая распространенность;
  • пластичность;
  • отлично держит форму;
  • основательность;
  • простота в подготовке к работе.

Нужно учитывать, что солома разных зерновых культур имеет отличие. У ячменя стебелек желтого цвета, поэтому соломинки тоже ярко желтые, глянцевые. Она хорошо подходит для детских поделок из соломы, так как выделяется своей пластичностью и простотой обработки. Поделки из ячменной соломы носят насыщенный желтый цвет.


Ржаная солома намного темнее. Стебли ржаных культур более прочные, поэтому их солому чаще используют при выполнении объемных сооружений. Так же, ржаной фураж нужен при изготовлении фигурок людей и животных, потому что отлично держит форму.

Фураж после пшеницы небольшой длины и толстостенный. Имеет золотистый цвет. Она так же подходит для создания объемных композиций.


Солома из овса относится к универсальному сырью. Стебли имеют желтый цвет и выраженную пористость. Такая солома весьма гибкая, из-за этого, имеет широкий спектр использования.

При создании интересных картин или объектов, можно сочетать несколько видов соломы. Благодаря этому, возможно подчеркнуть некоторые моменты и получить композицию необычной красоты. Почерпнуть интересные идеи поделок из соломы возможно в специальной литературе или на просторах интернета.


Инструкция как сделать поделку из соломы

Перед началом работы по изготовлению поделки, нужно весь процесс основательно распланировать. Если вы начинающий творец, то выбирать композицию для первой работы, стоит самую простую. Это поможет освоить навыки работы с соломенным материалом.

После составления плана, нужно подготовить место для творчества. Удобнее творить на большой и ровной поверхности стола. Расположить его нужно поближе к окошку, а так же обеспечить дополнительный источник света. Поверхность стола необходимо застелить клеенкой, чтобы защитить от попадания клея или царапин.


Приготовьте и разложите весь нужный инвентарь. Это могут быть: разные ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило, утюг, карандаши, клей, нитки с иголкой. Перечень может быть видоизменен, все зависит от сложности выбранной композиции.

Следующим шагом идет подготовка основания, к которому будем прикреплять солому. Если поделка плоская, то в качестве основания может служить ткань, фанера, картон. А если планируется объемная фигура, то сначала нужно сделать каркас. Его можно сооружать из проволоки или дерева.

Приступаем к обработке соломы. Чтобы она была мягче, ее нужно залить кипятком. Оставляем на время и стебельки размякнут. После вытаскиваем материал в мокрую ткань и по мере того, как нужны соломинки для поделки, просушиваем их утюгом.

Как выполнены все эти пункты, можно приступать непосредственно, к практическому изготовлению поделки.


Чтобы понять, как правильно делать поделки из соломы своими руками, тщательно разберем один из примеров такой поделки.


Соломенная кукла

Берем немного соломки и складываем пополам. Чтобы края были ровны, обрезаем их при помощи ножниц. Основание обматываем ниткой. В итоге получаем тело и головку куклы.

В стороне делаем ручки по аналогии, обозначая на них локтевые сгибы. Используя проволоку или зубочистки, соединяем детали с телом. Изготовление куклы завершено. В дополнение можно изготовить шляпку и тканевую косынку, а так же нарисовать лицо.


Фото поделок из соломы


- Листья, шишки, солома, камни…

Таких кукол делаю не только в России. Немцы очень любят оформлять свои кантри интерьеры при помощи соломенных кукол, и даже считают из своим немецким народным творчеством. Не удивительно, ведь там, где издревле выращивали зерно - всегда оставалась солома, которую местные мастерицы пускали в дело.

Материалы:
Для изготовления игрушек используется высушенная чистая солома. Соломка должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило. Также пригодятся разноцветные лоскутки для одежды и бечевка. Шпажка или палочка.

Для детских поделок можно использовать обычную мочальную кисть для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах.

Способ изготовления соломенной куклы:

  • Соломку нарезают одинаковой длины, и сгибают их пополам.
  • Ниткой или бечевкой перевязывают голову, не забыв просунуть в узел шпажку или палочку.
  • Соломенные руки вставляют в тело, разделив его пополам и также перевязывают бечевкой. Ручки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
  • Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными, как на фото.

Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпу. На фотографиях головы сшиты из материала, и надеты вместе с наполнителем поверх соломенной. Лицо нарисовано.

Такая кукла не только украсит цветочный горшок, но и прослужит вам оберегом долгое время. Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками.
Можно много найти материала в интернете и на сайтах для родителей , как мастерить с детьми из соломы и какие обереги сделать. Самый распространенный славянский соломенный оберег - декоративный веник, который тоже не сложно сделать, и о которым мы обязательно напишем в следующих статьях.



 

Возможно, будет полезно почитать: