Описание предметно развивающей среды в доу. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды. Центр книги «Книжкин дом»

Лилия Сейвач
Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе

«Предметно – развивающая среда » - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна , во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –

Рабочая зона,

Активная зона,

Спокойная зона.

Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули) .При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :

Принцип открытости и доступности;

Гибкого зонирования;

Стабильности;

Динамичности развивающей среды ;

Полифункциональности.

Все групповое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства) .

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков , то мы оборудуем группу конструкторами , кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы .

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Центр «Будь здоров» .

Задачи : Продолжать работу по укреплению здоровья : закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к различным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. В центре находятся

картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта, картотеки игр : подвижных, малой подвижности, на развитиедыхания;спортивный инвентарь.

Центр конструирования «Я строитель» .

Задачи : развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез) .

Содержит : модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц;наборы;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний ; мозаики крупные, средние , мелкие; пазлы; строительный материал : кубики, призмы, кирпичики, пластины;нетрадиционный материал : картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;

Центр сюжетной игры «Давай поиграем» .

Задачи : развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила ; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр содержит : дидактические игры : социально-нравственного характера ; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа » , «Моя семья» , «Правила поведения в группе » атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов , помогающие отобразить социальный быт : мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей) ;предметы-заместители .

Центр книги «Читаем вместе» . Задачи : Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

В центре находятся :

Детские книги по программе,

Любимые книги детей (книги по интересам) ;

Сезонная литература;

Тематические альбомы;

Портреты детских писателей;

Книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

Открытая витрина для книг, стол, стульчик;

Магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр природы.

Задачи : стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к объектам природы; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Центр содержит :

Дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

Модели строения растений;

Альбомы, фотографии,

Иллюстрации, картины;

Календари погоды и природы;

Гербарии;

Подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

Рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

живые объекты : комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;

«огород на окне» .

Центр творчества «Умелые руки» .

Задачи : Развить у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширять представление о цвете , свойствах и качествахразличных материалов; развивать моторику пальцев рук, творческое воображение, творческую фантазию.

Центр содержит :

Схемы последовательного рисования предмета ;

Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

Книжки-раскраски с образцами;

Картотека тематических книжек-раскрасок;

Альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка» , «Хохломская роспись» и др. ;

Дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

Акварельные краски,восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши,графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

Пластилин, наборы для детского творчества;

инструменты : кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

Магнитная доска;

Клеенчатые салфетки, банки, подставки;

Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Задачи : развитие первичных естественнонаучных представлений , наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;- формирование умений комплексно обследовать предмет .

Центр содержит :

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера , атласы;

Тематические альбомы;

Коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)

Материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

природный материал : камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;

утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя) ;

разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

Красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы : зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки

Половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;

Клеенчатые фартуки, тряпки;

Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

Развивающие игры.

Центр «Занимательная математика»

Задачи : развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

Центр содержит :

Блоки Дьенеша с приложениями;

Палочки Кюизенера с приложениями;

Наборы счетных палочек;

Сложи квадрат(3 степень)

«ларчик Воскобовича»

«Колумбово яйцо»

«Числа и цифры»

«Монгольская игра»

«Листик»

«Рамки Монтессори»

«Геометрическое лото»

Центр «Мир театра» . Задачи : развитие связной и выразительной речи,развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам,стихотворениям,песням, совершенствование исполнительских умений,формирование художественно- речевых исполнительских умений и развитие способности к творческому перевоплощению.

Центр содержит :

Настольный театр;

Пальчиковый театр;

Театр кукол бибабо;

Теневой театр;

Маски, шапочки животных,

Элементы костюмов;

Тактильный театр;

Театр на дисках;

Театр на ложках;

Театр варежки;

Театр мягкой игрушки;

Ширма настольная и напольная;

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе , я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Разработала игры : «Геометрическая мозаика» для развития внимания, логического мышления, смекалки. Игра «Умей действовать при пожаре» помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в сложной ситуации. Игра «Цветные капельки» расширяет представление о цвете ,развивает творческое воображение и моторику пальцев рук.

Изготовила несколько видов театра : театр на ложках, театр на дисках, театр варежки, нарисовала шапочки животных, оформила ширмы, пошила элементы костюмов.

характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

    многофункциональность помещений;

    рациональность использования пространства;

    взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

    целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

В начальной школе создают в богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.

Обучение в начальной школе проходит в отдельном здании, уроки проводятся в одном помещении, такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя.

Таким образом, важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.

Список литературы

    Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] /Е. В. Баталыгина //Начальная школа плюс До и после, 2012, № 7. – С. 57-60.

    Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] /И. Н. Ефимова //Начальная школа: плюс минус, 2000, № 1. – С. 26-33.

    Заика, Ю. Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности [Текст] /Ю. Р. Заика //Начальная школа плюс До и После, 2012, № 2. – С. 3-10.

наташа панчилова

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка . в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь на современные представления о предметном характере деятельности , ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка . создавая в своей группе развивающую среду , я ориентируюсь на возрастные особенности детей. Восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве, поэтому я забочусь о том. Чтобы ребенок мог накопить нужные ему знания и представления. Свою работу строю так, чтобы дети накапливали знания при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, мини-походы, беседы) . Большую помощь в работе оказывает имеющаяся наглядность : разнообразные картинки, коллекции, иллюстрации, плакаты, диски, фотографии, трафареты и шаблоны. Верный помощник педагогу и детям в накоплении конкретных знаний – фланелеграф с набором разнообразных фигур. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. В нашей группе подобраны наборы различных предметов. Например, изображения стволов деревьев (различные по толщине и высоте, листья, кроны, облака, цветы и т. д. Развивающая среда в уголке по изодеятельности размещается в удобном хорошо освещенном месте. В нем имеются : фломастеры, ручки, карандаши, мелки, маркеры, линейки, ватные палочки, кисточки, различные краски, разного формата и цвета бумага, пластилин, цветное тесто для лепки, образцы работ в нетрадиционной технике. Для аппликации имеются коробочки с различными материалами : крупа, пух, перья, вата, листья, семена и т. д.

В своей группе создаю условия для эстетического восприятия и бережного отношения к окружающему миру. Во время прогулок и экскурсий обращаю внимание на окружающую действительность, использую подобранные по временам года литературные произведения детских авторов, учу видеть красоту природы в деталях, замечать природные явления, настроения.

Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной детской деятельности в группе имеются :

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

Атрибуты для театрализованной деятельности;

Настольные игры;

Детская литература и журналы;

Коллекции открыток, различных видов тканей, природного материала;

Музыкальные инструменты;

Кубанский уголок





























Публикации по теме:

Вот такие частички Солнца- есть в моей группе. Я работаю в старшей группе, и стараюсь создать все условия для развития детей. Группа разделена.

Предметно – развивающая среда для детей одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Поэтому очень важно правильно.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.

Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности.

Характеристика компонентов предметно-разви вающей среды

МБДОУ МО г. Краснодара « Д етский сад № 36 »

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно – развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно – личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в каждом групповом помещении. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе и в целом в детском саду мною, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 36» Пироговой Е.С, было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.

Создавая предметно-развивающую среду в детском саду, я учитывала принципы ее построения:

Принцип дистанции;

Принцип активности, самостоятельности и творчества;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);

Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;

Принцип вариативности;

Принцип стабильности- динамичности (предметно – развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;

Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальным эскизам, разработанным мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет каждому воспитателю менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон, ксерокс; при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.

Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом «Давайте познакомимся: это – мы!». Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные, дергунчики, куклы – петрушки), настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

При входе в детский сад создан уголок для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей. В раздевальных комнатах групп имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальных комнатах оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», « Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня». В раздевальной комнате группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

В раздевальной комнатах коррекционных групп имеются уголки специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

Елена Дракина
Характеристика компонентов предметно - развивающей среды

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды .

Групповое помещение условно подразделено на зоны, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.

В учебной зоне размещены центры и уголки, в соответствии с возрастом детей : центр творчества, познавательно - речевой, книжный уголок, уголок природы и

экспериментирования, уголок сенсомоторного развития , музыкальный, физкультурный уголок. Учебная зона оснащена традиционными материалами и материалами нового поколения. Весь материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

В центре творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников : карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей – карандаш. В уголке собраны образцы декоративно – прикладного творчества.

В познавательно – речевом уголке имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии» , «Времена года» , «Спорт» , «Наши папы, наши мамы» и т. д., наборы предметных и сюжетных картинок , дидактические игры на звукопроизношение.

В книжном уголке размещены книги в соответствии с программой, которые обновляются 1 раз в месяц.

В уголке ОБЖ расположен макет – улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт» , настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких» )

В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства для ухода за ними : лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, деревянные палочки, тряпки.

В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Земля и её жители» , «Чей домик» , «Мир растений» , «Поймай рыбку» , лото «Животные» , домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т. д.);

материалы для экспериментирования : природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни, разные виды бумаги.

В уголке сенсомоторного развития имеются большое количество логико - математических игр : игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай» , «Геометрические формы» , «Ассоциации» )

В музыкальном уголке есть театр : настольный, пальчиковый, би - ба – бо; музыкальные инструменты; фонотеки с записями детских песен, звуками природы; музыкальные инструменты.

В физкультурном уголке имеются мячи, кегли, дорожки здоровья, кольцеброс, прыгалки, султанчики, косички.

Игровая зона оснащена уголками (парикмахерская) и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы; для мальчиков – наборы инструментов, техники.

В раздевалке группы помещен родительский уголок, уголок именинника, уголок «здравствуйте» , уголок «Наше творчество» , на шкафчиках кармашки «Настроение»

Стены в групповом помещении выкрашены в тёплые цвета, мебель подобрана в той же цветовой гамме (желтый, бежевый, охра) . Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Предметно – развивающая среда группы построена в соответствии со следующими принципами :

Принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны , т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

Принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции России);

Принцип стабильности – динамичности (предметно- развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года)

Принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а также убирать уже ненужные);

Принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);

Принцип, сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учёта половых различий детей

Предметно - развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка . Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной мной группы предметно - развивающей среды (со сверстниками и индивидуально) .

Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности



 

Возможно, будет полезно почитать: