Планирование работы с родителями в средней группе детского сада. Перспективное планирование работы с родителями. Традиционные формы взаимодействия

Коренева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Сказка"
Населённый пункт: х.Гапкин, Ростовская область
Наименование материала: план
Тема: Перспективный план работы с родителями в средней группе
Дата публикации: 06.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ №12 «Сказка» Утверждаю Заведующий МБДОУ №12 «Сказка» _______________С.А.Михайлова Перспективный план работы с родителями средней разновозрастной группы на 2016 – 2017 год

Воспитатели: Коренева Л.В.

Донецкова О.А.

Пояснительная записка

Семья – это та самая среда,

в которой человек учится

и сам творит добро

В.А. Сухомлинский
В настоящее время одна из актуальных проблем человечества – воспитание детей - обсуждается родителями, педагогами, психологами и социологами. Исследования отечественных социологов показывают, что родители детей дошкольного возраста среди важных жизненных ценностей отмечают воспитание ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе.Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Прямой функцией семьи как социального института является обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Материальные ценности часто преобладают над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представления о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка – все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Ведущие цели
.  Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.  Повышение компетентности родителей в области воспитания.  Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского учреждения.
Основные задачи
 Использование разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.  Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.  Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей:
встречи – знакомства, посещение семей, анкетирование семей. 
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте. 
Образование

родителей:
проведение лекций, семинаров, семинаров – практикумов, мастер – классов, тренингов. 
Совместная

деятельность:
привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Месяц

Мероприятия (тематика, цель)

Форма работы

Ответственные

Сентябр

ь
1. «Как семья провела лето?». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом и детьми Беседа Воспитатели, родители 2. «Наше веселое лето». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми Фотовыставка Воспитатели 3. «День знаний». Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, д е т ь м и; улучшение детско – родительских отношений Совместный досуг Музыкальный руководитель, воспитатели, родители 4. «Средний дошкольный возраст –какой он? Начало учебного года». Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей
Родительское

собрание
Воспитатель, родители психолог
Октябрь
1. «Подвижные игры с ребёнком». Цель: повышение родительской компетентности по вопросам проведения досуга с ребенком Консультация Воспитатель, родители 2. «Как не заболеть простудой?». Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья детей Рекомендации (оформление уголка для родителей) Воспитатель, медсестра 3. «Осень золотая…». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ь м и, улучшение детско – родительских отношений Выставка поделок на осеннюю тему Воспитатель родители 4. «Осень золотая!». Цель: установление эмоционального контакта Совместный досуг Музыкальный руководитель,
между педагогами, родителями, д е т ь м и; улучшение детско – родительских отношений воспитатели, родители
Ноябрь
1. «Компьютер: «за» и «против». Цель: повышение родительской компетентности по вопросам подготовки ребенка к работе за компьютером Консультация Родители, воспитатель 2. «Подарок для мамы». Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, д е т ь м и; улучшение детско – родительских отношений Выставка работ Воспитатели, родители 3. «День матери». Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, д е т ь м и; улучшение детско – родительских отношений Совместный досуг Музыкальный руководитель, воспитатели, родители 4. «Как подружить братьев и сестёр?». Цель: повышение родительской компетентности по вопросам воспитания детей Консультация Воспитатель, п е д а г о г - психолог
Декабрь
1. «Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой» (Индивидуальный подход в детском саду и в семье). Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей Тематический тренинг, анкетирование Родители, педагог - психолог 2. «Зимушка – зима». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ьм и; улучшение детско – родительских отношений Выставка работ на тему «Зима снежная» Родители, воспитатели 3. «Семейные традиции» Цель: воспитание и сохранение семейных Круглый стол, фотовыставка Воспитатели, родители
традиций 4. «В гостях у Деда Мороза». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ьм и; улучшение детско – родительских отношений Развлечение Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Январь
1. «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка». Цель: пропаганда знаний по психологии семьи В еч е р в о п р о с о в и ответов (консультация) Воспитатель, п е д а г о г – психолог, родители 2. «Спорт, игра, дружба». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ьм и; улучшение детско – родительских отношений Спортивные соревнования между детьми, родителями и педагогами Инструктор по физическому развитию, воспитатели 3. «Выполнение трудовых поручений дома и в детском саду». Цель: формирование позитивного отношения к труду Памятка Воспитатель 4. «Безопасность детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья детей
Родительское

собрание
Воспитатели
Февраль
1. «Бумажные игрушки». Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ьм и; улучшение детско – родительских отношений Творческая мастерская (изготовление игрушек из бумаги руками детей и родителей) Воспитатели, родители 2. «Подарок папе, дедушке» Цель: установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и д е т ьм и; Выставка работ Воспитатели, родители
улучшение детско – родительских отношений 3. «День защитников Отечества» Цель: нравственно – патриотическое воспитание, установление контакта между педагогами, родителями и детьми; улучшение детско – родительских отношений Совместный досуг Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Март
1. «Мы ждем весну» Цель: установление контакта между педагогами, родителями и детьми; улучшение детско – родительских отношений Развлечение Музыкальный руководитель, воспитатели, родители 2. «Улица и дети». Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД Оформление стенда Воспитатель 3. «Расти здоровым, малыш!» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах физического развития детей Ко н с ул ьт а ц и я д л я родителей, памятки Инструктор по физическому развитию, воспитатели, родители 4. «Все о прививках». Цель: повышение родительской компетентности в профилактике заболеваний Памятка Медсестра 5. «Играют дети - играем вместе» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах психологического и физического развития детей
Родительское

собрание
Воспитатели
Апрель
1. Посещение мероприятий. Цель: повышение интереса к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении День открытых дверей Воспитатель, родители
2. «Играем пальчиками» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах формирования представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей Семинар - практикум Воспитатель, п е д а г о г - психолог 3. «Как научить ребёнка здороваться?» Цель: повышение родительской компетентности вопросах воспитания ребёнка Консультация (Родительская копилка) Воспитатель 4. «Семь правил для родителей» Цель: пропаганда знаний по вопросам психологии семьи Памятка Воспитатель
Май
1. «Люби, меня, пожалуйста!» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей Памятка Воспитатель, п е д а г о г - психолог 2. «Успехи нашей группы». Цель: педагогическое просвещение родителей о успехах группы за год
Родительское

собрание
Воспитатель, родители 3. «Как с пользой провести лето?» Цель: сохранение семейных традиций Рекомендации Воспитатель 4. Участие в мероприятии «До свиданья, детский сад!» Цель:установление контакта между педагогами, родителями и детьми; улучшение детско – родительских отношений Совместный досуг Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Наталья Головина
Перспективный план работы с родителями (средняя группа)

Перспективный план работы с родителями в средней группе

СЕНТЯБРЬ

1. Совместная подготовка к учебному году.

Анкетирование «Что Вам нравиться в детском саду» . Цель :Приобщить родителей к активной ,совместной работе в новом учебном году.

Выявить интерес родителей , в участии мероприятий в детском саду.

2. Консультация «Здоровые зубы» . «Как правильно чистить зубы» .Цель :Познакомить родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов, выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболевания кариесом.

3. Родительское собрание «Средний возраст- возраст почемучек» Особенности психического развития детей. Цели и задачи на новый учебный год. Результаты диагностики. Цель :Раскрыть возрастные особенности детей пяти лет. Познакомить родителей с работой группы на учебный год . Рассказать о поставленных целях и задачах.

4. Папка-передвижка «Осень в гости к нам пришла» . Цель :Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени.

1. Обще родительское собрание .

«Основные направления работы на новый учебный год» .

Цель :Ознакомление родителей с планом детского сада на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях детского сада и группы .

2. Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» . Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

3. Выставка детских работ , посвященная Дню пожилых людей. Цель :Порадовать своими работами близких людей . Передать в рисунке свою любовь к бабушкам и дедушкам.

4. Консультация «Истерики» Цель :Дать родителям новую информацию , как предотвратить проблему, как справиться с проблемой, если она уже есть.

1. Конкурс : «Удивительное рядом!» .Организация совместной работы родителей и детей в изготовлении поделок из природного материала. Цель :Развивать воображение и интерес, желание сделать поделку красивой.

2. Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…» . Цель :Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

3. Фоторамка : «Портрет моей мамочки» ко Дню матери.

4. День добрых дел

«Наши меньшие друзья!» (изготовление кормушки для птиц.) Цель :Привлечь родителей к совместному труду ; сплочение детского и взрослого коллектива.

1. Фотовыставка «Наши игры в детском саду» Цель :Показать родителям как чем занимаются дети в течение дня в детском саду.

2. Конкурс : «Подарок для Деда Мороза» . Организация совместной работы родителей и детей в изготовлении новогодних игрушек из разнообразного материала.

3. Консультация «Жевательная резинка польза или вред» .Цель :Познакомить родителей с новой информацией .

4. Совместный праздник «Здравствуй,новый год!".Папка-передвижка

«Как встретить Новый год!» , «Поздравление для всех!» .Цель :Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.

1. Круглый стол «Воспитываем добротой» .

Родительский форум «Поговорим о нравственности» .

Памятка для родителей : «По защите прав и достоинств ребёнка в семье» Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

2. Родительское собрание «Развитие правильной речи ребёнка в семье» Цель :Познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами её развития в данный период жизни. Предложить памятки – скороговорок.

1. Масленица.

«Проводы зимы!» , «Вкусные блины!» Консультация «Весёлая масленица» .

Цель :Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника.

2. Выставка : «Валентинка с сюрпризом» (для родных руками ребёнка) . Цель :Развивать желание порадовать пап и мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

3. Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества, «Наши замечательные папы» . Цель :Развивать желание к совместной деятельности мамы и ребенка, порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

4. Консультация «Тревога и здоровье» Познакомить родителей с новой консультацией. Предложить понаблюдать за своим ребёнком.

1. Тематическая выставка рисунков : «Самые обаятельные и привлекательные!» Оформление газеты, посвященных Дню 8 Марта, «Наши замечательные мамы» .Цель :Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

2. Конкурс на лучшего чтеца. Цель :Выявление талантливых детей.

3. Родительское собрание : Викторина-знатоки здоровьесбережения. Цель :Привлечь родителей к викторине . Выявить знания о зож.

4. День открытых дверей для родителей .

Статья «Как предупредить весенний авитаминоз» .

Цель :Познакомить родителей с ходом дел в группе , занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно-образовательному процессу.

1. День смеха.

Наглядная информация : от детей «Смешная газета!» , «Смешинки от детей!» (подбор смешинок, случаев, фото и т. д.) Цель :Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

2. Участие родителей «Маленькие огородники» ;

3. Марафон «Добрых дел мастера!» .

Цель :Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

4. Дружеская встреча «Спорт, игра, дружба» (совместный спортивный досуг) .

Украшение группы пословицами о здоровье и спорте, подарки папам. Цель :Продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично; воспитывать желание порадовать пап своими умениями.

1. Озеленение и благоустройство участка группы совместно с родителями .

Цель :Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы . Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Цель :Сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить положительные эмоции от встречи.

3. Консультация : «Как организовать летний отдых детей»

Цель :Познакомить родителей с летним отдыхом детей. Игры, купание, поездки и т. д.

4. Итоговое родительское собрание : «Воспитываем добротой»

Папка-передвижка : «Что должен знать и уметь выпускник средней группы » Результаты диагностики.

Цель : Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

Родители - самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного развития своего сына или дочери мамы и папы должны активно участвовать в жизни ДОУ. В средней группе ребята становятся более самостоятельными, любознательными, быстрыми темпами развивается их речь, но в то же время дети ещё слишком увлечены играми и имеют неустойчивое внимание. Задача воспитателя - помочь родителям преодолеть эту двойственность, лучше понять своё чадо, а также консультировать их по самым разным аспектам детского воспитания.

Теоретические аспекты работы с родительским коллективом в детском саду

В целом работа с родителями в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач:

  • Помочь мамам и папам разобраться в различных аспектах дошкольной педагогики и психологии.
  • Предотвращать неверные действия по отношению к малышу. Ведь в зависимости от типа характера и темперамента ребёнка к нему требуется определённый подход.
  • Привлечь семью к сотрудничеству - совместному решению задач воспитательного и образовательного характера (изготовление дидактических материалов, атрибутов для игр, оказание детям помощи в освоении образовательных областей, участие в проведении досуговых и открытых мероприятий).
  • Способствовать сближению родительского коллектива.

В настоящее время педагогами разработано множество эффективных форм взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Среди них можно выделить привычные и нетрадиционные.

Это разделение весьма условно, поскольку в последнее время многие новаторские идеи укореняются и часто практикуются у педагогов.

Традиционные формы взаимодействия

  1. Беседы (как групповые, так и индивидуальные) - наиболее доступная форма налаживания контакта с семьёй. В ходе них воспитатель доносит до родителей определённую информацию, выслушивает их точку зрения, отвечает на вопросы. Индивидуальный подход здесь особенно важен, поскольку все взрослые, как и дети, разные, имеют свои характеры, установки, личные и профессиональные предубеждения. Начинать беседу следует с нейтральных вопросов, плавно переходя к главной теме. Даже если педагог хочет указать на недостатки в поведении конкретного ребёнка, то начать разговор нужно с его личностных достоинств. Примеры тем для бесед: «Воспитание трудолюбия у дошкольника», «Как помочь малышу стать более самостоятельным», «Почему важно закаливание».
  2. Тематические консультации. В отличие от беседы, они нацелены на то, чтобы дать родителям конкретный квалифицированный совет. Консультации также бывают групповыми и индивидуальными, плановыми и внеплановыми. Примеры: «Тестопластика для малышей 4–5 лет», «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни», «Как развивать дома математические способности».
  3. Родительское собрание - самая привычная форма работы. Как правило, собрания проводятся 1 раз в квартал (при желании педагога это можно делать чаще) и представляют собой обсуждение накопившихся вопросов. Однако, чтобы родители положительно относились к этому мероприятию, оно должно быть интересным, творческим, а не просто сводиться к монотонному перебиранию текущих проблем.
  4. Участие семьи в проектной и экспериментальной деятельности группы. Мамы и папы собирают необходимую информацию, создают собственные презентации, красочные коллажи, стенгазеты, делают вместе с детьми поделки, рисуют картины. Примеры такой работы - создание семейной рукотворной книги (например, на тему здорового образа жизни), стенгазеты о том, как семья проводит досуг, поделки из природного материала на тему «Дары осени».
  5. Трудовая деятельность родителей. Это работа по озеленению детского сада, нарядному оформлению участков, участие в экологических акциях («Кормушка для птиц», «Дары золотой осени» - сбор природного материала для детских поделок).
  6. Мини-отчёты. Это регулярное (например, еженедельное) информирование родителей о жизни их детей в детском саду: что нового узнали, за какими явлениями наблюдали, какую песню выучили и т. д. Воспитателю лучше это делать в письменной форме и размещать информацию для ознакомления в раздевалке.
  7. Спортивные досуги - очень полезные мероприятия для укрепления семейных отношений, пропаганды здорового образа жизни. Малыши всегда получают яркие позитивные эмоции от соревнований, в которых принимают участие его мама и папа. Такие мероприятия непременно несут в себе атмосферу праздника. Но нужно помнить, что любые соревнования повышают вероятность детских переживаний, поэтому ведущий-педагог должен умело расставлять нужные акценты.
  8. Мастер-классы для родителей. Их может проводить воспитатель (например, обучение какой-нибудь нетрадиционной изобразительной технике для занятий с детьми дома), логопед (артикуляционная гимнастика для становления правильного произношения), медсестра (массаж ушных раковин для стимуляции биологически активных точек, закаливающий массаж стоп, упражнения для кистей рук, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия зрительного утомления).
  9. Открытые просмотры для родителей. В ходе таких занятий мамы и папы получают представление об образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Педагог же может предоставить родителям роль стороннего наблюдателя либо задействовать их в ходе занятия (ответы на вопросы, которые вызывают затруднение у детей, помощь в изготовлении поделки и пр.).
  10. Анкетирование. Эта форма работы позволяет выявить мнение родителей по конкретной проблеме: воспитатель предлагает письменно ответить на ряд вопросов. Особенно эффективно анонимное анкетирование, позволяющее получить порой негативные, но честные ответы.
  11. Посещение семьи. Цель такой деятельности - ознакомиться с условиями, в которых воспитывается конкретный ребёнок (в случае необходимости организуются повторные посещения). Разновидностью является обследование семьи для оказания материальной помощи, воздействия на родителей, защиты детских прав.
  12. Сайт ДОУ. Каждый детский сад обязательно имеет в интернете свой официальный сайт, на котором должна быть рубрика «Ответы на вопросы» либо «Форум», где родители могут выйти на контакт с администрацией, чтобы задать вопрос, внести предложения и пр.

Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй

Индивидуальная беседа - самая доступная форма установления контакта и доверительных отношений Участие родителей в проектной деятельности группы позволяет им лучше узнать своих детей В ходе мастер-классов родители могут научиться рисовать в определённой технике Физкультурный досуг с участием пап можно приурочить ко Дню Матери Родительское собрание - наиболее традиционная форма взаимодействия родителей и ДОУ Открытые занятия дают родителям представление об образовательном процессе в ДОУ

Наглядные средства взаимодействия с семьёй

При работе с родительским коллективом важную роль играет наглядность. Так, в раздевалке каждой возрастной группы должен располагаться тематический стенд с различной полезной информацией (которая периодически меняется), уголок здоровья, а также папки-передвижки на актуальные в данный момент темы.

Интересная идея - поставить для родителей «Ящик предложений» или «Шкатулку для вопросов», куда они могут опускать записки со своими предложениями, идеями, пожеланиями, делиться мыслями и переживаниями с педагогом.

Фотогалерея: наглядные средства в работе с родителями

Родители оставляют воспитателю в импровизированном почтовом ящике свои пожелания и рекомендации Популярная форма наглядности - тематический стенд, куда воспитатель регулярно помещает актуальную информацию Воспитатель обязательно оформляет для родителей уголок здоровья, где даёт им полезные рекомендации Сегодня воспитатель может приобрести или оформить самостоятельно папки-передвижки практически на любую тему

Нетрадиционные формы работы

Чтобы разнообразить работу с родителями, сделать её более интересной, воспитатель прибегает к нетрадиционным формам взаимодействия.

  1. День открытых дверей в средней группе. Для взрослых это уникальная возможность почувствовать себя дошкольниками, прожить один день их жизнью. Родители могут при этом выполняют роль сторонних наблюдателей либо занимают более активную позицию: делают зарядку, помогают няне накрыть на стол, идут на прогулку, участвуют в занятии.
  2. Презентация детского сада. Родители знакомятся с дошкольным учреждением, уставом, программой, получают информацию по платным услугам, смотрят группы, фрагменты занятий по различным образовательным отраслям. В средней группе вполне можно провести такое мероприятие (тем более что есть дети, которые начинают посещать детский сад именно с этого возраста).
  3. Дежурства. По желанию родителей воспитатель привлекает их к участию в прогулках с дошкольниками, экскурсиях. В ходе такой деятельности мамам и папам не следует вмешиваться в педагогический процесс, свои пожелания или замечания они могут позднее озвучить воспитателю или заведующему.
  4. Экскурсии или маршруты выходного дня. Воспитатель организует совместные с родителями посещения памятных мест родного края, походы на природу (с малышами пятого года жизни уже можно устраивать прогулки в близлежащие скверы, парки и пр.). Такие мероприятия способствуют сближению детей и взрослых, патриотическому воспитанию.
  5. Семейные спектакли. Родители наравне со своими детьми разыгрывают спектакли для остальных воспитанников группы, педагогов (по сюжетам знакомых детям сказок, в средней группе это «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.). Для взрослых такая деятельность - источник эмоциональных переживаний, неожиданных открытий.

Фотогалерея: нетрадиционные формы работы с родителями

Совместные экскурсии способствуют ещё большему сближению детей и взрослых На Дне открытых дверей родители имеют возможность понаблюдать за режимными моментами, занятиями, прогулкой и пр Семейные спектакли для родителей - это уникальная возможность раскрыть себя с неожиданной стороны

Работа логопеда с родителями малышей пятого года жизни

В средней группе к работе с родителями воспитатель может подключить логопеда. Это обусловлено тем, что у ребёнка пятого года жизни быстрыми темпами развивается речь, её фонетический, грамматический строй, обогащается словарный запас. И именно в этом возрасте появляются определённые проблемы - неправильное произношение отдельных звуков. По достижении ребёнком 5 лет самое время начинать коррекционную работу, ведь в этом возрасте учитель-логопед и проводит диагностику.

Специалист может выступить перед родителями на одном из собраний и дать им ценные советы и рекомендации (темы выступлений: «Роль семьи в коррекции речевых нарушений у малыша», «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольника», «Как развивать речь ребёнка по пути из детского сада домой», «Возрастные нормы общения дошкольников в коллективе»), в случае необходимости проводит индивидуальные консультации («Как заниматься с малышом дома», «Практические приёмы автоматизации конкретных звуков»).

На родительском собрании логопед может устроить мини-выставку «Логопедические игры и развивающие пособия».

Логопед активно использует и наглядность, например, может подготовить для родителей папку-передвижку «Способы развития связной речи ребёнка и включение его в диалог» или «Этот непослушный грамматический строй» (дать представление об основных грамматических ошибках и способах их преодоления). В средней группе желательно выделить в раздевалке специальный уголок логопеда, где учитель будет давать родителям ценные рекомендации по речевому развитию дошкольников.

В уголке логопеда родители могут найти важную информацию и советы по развитию речи ребёнка

Фотогалерея: мини-выставка логопедических игр и развивающих пособий

На родительском собрании логопед может провести небольшой обзор игр, помогающих корректировать речевые нарушения В логопедическое лото можно играть дома всей семьёй Всевозможные пособия, тренирующие мелкую моторику малыша, оказывают положительное влияние на его речевое развитие Игра «Звуковые ходунки» закрепляет навыки правильного произношения звуков

Специфика организации родительского собрания

Родительское собрание - довольно ответственное мероприятие для воспитателя, требующее тщательной подготовки. Нюансы подготовки заключаются в следующем:

  • Примерно за неделю до мероприятия можно раздать родителям анкеты по актуальной теме для заполнения дома. Результаты будут использоваться непосредственно на собрании. Например, если будет обсуждаться тема здорового образа жизни в семье, то анкетирование поможет выяснить, какой процент семей в группе делают по утрам зарядку, как семья проводит выходные дни - отдыхая активно или пассивно. Исходя из этого, воспитатель делает выводы и даёт рекомендации.
  • Удачная идея - сделать для каждой семьи приглашения, к примеру, в виде тематической аппликации. Дети должны обязательно принимать участие в их изготовлении.
  • Воспитатель может напечатать оригинальные памятки по теме собрания. Они должны быть краткими по содержанию, а текст набран крупным шрифтом.
  • Заинтересовать родителей предстоящим мероприятием помогут выставки по теме собрания (например, выставка логопедических игр и пособий).
  • Оригинальный способ заинтересовать родителей - записать на магнитофон детские ответы по теме собрания (например, какие трудовые поручения они выполняют дома).
  • Можно изготовить самодельный плакат, где символически будут обозначены ключевые моменты обсуждаемой темы.
  • Непосредственно перед собранием педагог должен позаботиться об уютном освещении, удобном размещении родителей. Так, столы и стулья можно расставить по кругу и поставить на них карточки с Ф.И.О. родителей, позаботиться о ручках и бумаге для заметок. Если мероприятие предполагает элементы мастер-класса, то заранее готовятся краски, карандаши, пластилин и прочие принадлежности.

Благодаря оформленным пригласительным на собрание родители более ответственно отнесутся к предстоящему мероприятию

Структура родительского собрания

Традиционно родительское собрание включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. По продолжительности мероприятие продолжается не более 1 часа, ведь родители собрались после рабочего дня, когда концентрация внимания снижается.

  1. Вводная часть нужна для того, чтобы организовать гостей, сконцентрировать их внимание и привнести атмосферу взаимного доверия. Один из приёмов - создание соответствующего музыкального фона (спокойная классическая музыка). Понятно, что родители уже давно знакомы с воспитателем, однако если это первое собрание в новом учебном году, то педагогу стоит сказать несколько слов о себе (например, о своих последних достижениях, выигранных конкурсах, собственных методических разработках, приоритетных принципах воспитания и пр.). Это особенно актуально, если группа пополнилась новыми воспитанниками и, соответственно, новыми родителями. Затем педагог озвучивает тему собрания. Даже если оно затрагивает много вопросов, тема должна быть конкретной: воспитательная, образовательная проблема, подготовка к празднику и т. д.
  2. Основную часть стоит разделить на 2–3 этапа. Воспитатель освещает теоретические аспекты темы, приводит практические примеры воспитания малышей в семье и детском саду, разбирает конкретные педагогические ситуации. При этом родители должны выступать не пассивными слушателями, а задавать вопросы, участвовать в дискуссии. В основной части также обсуждаются организационные моменты по поводу предстоящих досуговых мероприятий, экскурсий и пр. (этот раздел ещё называют «Разное»). Часть из этих вопросов можно вынести в отдельное обсуждение с родительским комитетом в другое время.
  3. На заключительном этапе собрания воспитатель подводит итоги встречи, озвучивает принятые решения по всем обсуждаемым вопросам (они должны быть чёткими, конкретными и обязательно фиксироваться в протоколе). Закончить мероприятие следует на позитивной ноте: мини-конкурсом рисунков (например, на тему «Моя семья»), устроить чаепитие, дегустацию витаминных травяных напитков, канапе из фруктов и пр.

Закончить родительское собрание можно душевным чаепитием

Рассказывая о неправильных поступках детей, педагог не должен упоминать их фамилий (это делается в индивидуальной беседе). Тем более недопустимы поучения и упрёки в адрес родителей.

Приёмы повышения интереса родителей на собрании

  • Вовлечение гостей в дискуссию (воспитатель добивается, чтобы было высказано несколько точек зрения).
  • Совместное решение педагогических ситуаций из семейного опыта (например, ребёнок отказывается выполнять трудовые поручения, не желает слушать сказки, предпочитая им просмотр мультфильмов, не хочет быть вежливым).
  • Обращение к прошлому опыту взрослых. Воспитатель просит мам и пап вспомнить, какими они сами были в детском возрасте, как вели себя в той или иной ситуации.
  • Примеры из художественной литературы (например, рассказ В. Осеевой «Печенье», где затронута проблема жадности и неуважительного отношения к старшим, Л.Н. Толстого «Косточка», в котором ребёнок не говорит правду).
  • Чтобы проиллюстрировать свои идеи, педагог использует аудио- и видеозаписи, фото и интервью воспитанников, графики, схемы.
  • Элементы арт-терапии (родителям схематически предлагается изобразить совместный с детьми отдых, то, что наиболее важно в жизни их семьи и т. п.).
  • Разыгрывание педагогических ситуаций (взрослый выполняет роль ребёнка). Например, требуется установить контакт с плачущим ребёнком, объяснить малышу, что не нужно стесняться выступить на утреннике.
  • Различные игровые моменты. Например, родители встают в круг, а воспитатель передаёт мячик. Каждый должен сказать пожелание детям и педагогу на предстоящий учебный год. Другой пример - упражнение «Как хорошо было летом!»: педагог просит встать тех, кто летом купался с детьми в море, читал им книги, ходил с ними в лес или на рыбалку, купил своему ребёнку игрушку для развития двигательной активности и т. д.
  • Поощрение - средство побуждения родителей к деятельности и стимулирования к дальнейшему сотрудничеству. Обычно имеет место на итоговых собраниях. Это могут быть грамоты вместе с символическими подарками, сладостями.

Фотогалерея: игровые моменты на собраниях

Если на собрании затрагивается тема дыхательной гимнастики, то родителям можно предложить игровое упражнение «Кто надует самый большой шарик» Лепестки с пожеланиями внесут в собрание радостную душевную нотку Выполняя физкультминутку, родители смогут почувствовать себя дошкольниками

Нетрадиционные формы родительских собраний

  1. «Конференция». Примерно за 2 недели до мероприятия воспитатель даёт родителям задание - поразмышлять над рядом вопросов. Например, с какого возраста нужно прибегать к помощи логопеда, как корректировать речь ребёнка в домашних условиях и т. п. Непосредственно на собрании мамы и папы высказывают свою точку зрения, приводят факты, примеры из жизни. Воспитатель же координирует обсуждение, направляет его с помощью вопросов.
  2. «Аукцион». Это импровизированная «продажа» полезных советов, например, на тему того, как приучить ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию, как развивать у него математические способности. Собрание проходит в форме игры, где за каждую ценную рекомендацию выдаются фишки. Советы, которые набрали максимальное число фишек, затем оказываются на стенде «Копилка семейного опыта».
  3. «Душевный разговор». В таком необычном собрании задействуются те родители, чьи дети имеют какую-то общую проблему (например, излишне застенчивые, испытывающие трудности в общении с одногруппниками или же, наоборот, агрессивные). Этот вопрос всесторонне обсуждается, рекомендуется пригласить специалиста (в приведённых примерах - психолога).
  4. Тренинги. Родители при помощи воспитателя (или детского психолога) оценивают разные способы воздействия на малыша. Например, подбирают наиболее подходящие формы обращения, смягчают грубоватые выражения. Например, вместо того чтобы заявить сыну или дочери «Почему ты снова не прибрал свои игрушки?» лучше сказать «Я уверен, что эти игрушки послушаются своего хозяина и отправятся на своё место». Такие мероприятия дают родителям возможность лучше понять своего ребёнка, убедиться, почему недопустимо говорить: «Мне за тебя стыдно!» или «Мне всё равно, что ты хочешь!».

В ходе психолого-педагогического тренинга родители оценивают разные способы воздействия на ребёнка

Образец протокола родительского собрания

Протокол N. родительского собрания группы ___
от « »____________20__года.
Тема:___________________________
Присутствовало:. _____человек.
Отсутствовало:. _____человек.
Приглашённые: (Ф.И.О., должность).
Повестка родительского собрания:
1…
2…
1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего).
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать своё мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путём голосования.
За - _____человек, против - ______человек (конкретно Ф.И.О. родителя).
Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2. По второму вопросу слушали:.____(аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания:
1. ___Ответственный___ (Ф.И.О.).
Срок исполнения___
2___Ответственный___ (Ф.И.О.).
Срок исполнения___
3___Ответственный___(Ф.И.О.).
Срок исполнения___
Председатель:__________(подпись)______________(расшифровка).
Секретарь:___________(подпись) ________________(расшифровка).

Тематика родительских собраний в средней группе

Приведём перечень тем, по которым можно провести родительское собрание в средней группе:

  • «Возрастные особенности ребёнка пятого года жизни».
  • «Каким должен быть компетентный родитель».
  • «Счастливый ребёнок бывает лишь в счастливой семье».
  • «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
  • «Роль режима дня в жизни дошкольника».
  • «Здоровый образ жизни зарождается в семье» (к собранию можно привлечь медсестру ДОУ).
  • «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у малышей пятого года жизни».
  • «Движение - Жизнь».
  • «Успехи нашей группы».
  • «Осторожность на дороге».
  • «Как помочь ребёнку в освоении математических знаний».
  • «Воспитываем маленького патриота».
  • «Знакомим детей с природой родного края».

Темы родительских собраний, которые можно провести в нетрадиционной форме:

  • «Мужское плечо»: собрание отцов (круглый стол).
  • «Дорога к здоровью, силе и бодрости» (мастер-класс).
  • «Пока не поздно»: воспитание у воспитанников средней группы любви к природе (тренинг, семинар-практикум).

Таблица: пример конспекта родительского собрания в средней группе

Автор Гаврилина Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида», ЗАТО Шиханы, Саратовская область
Название «Счастливый ребёнок - в счастливой семье»
Ход собрания
  1. Вступление (на фоне звучит лирическая музыка).
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример тому.
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит,
    Что с лихвой получит
    От них все то, чему их учит!
    В.: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего родительского клуба. И наша встреча посвящена семье. Думаю, все мы согласимся с названием «Счастливый ребёнок - в счастливой семье!». Мы с вами тоже большая и дружная семья. Чтобы наша встреча прошла в атмосфере дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, предлагаю немного поиграть.
  2. Психологическое упражнение «Связующая нить» (с клубком, представление себя и своей семьи). Родители, распутывая клубок, вкратце рассказывают о своей семье, привычках и традициях.
  3. «Ценности современной семьи для личности ребёнка» (выступление воспитателя).
    Многие философы считают, что появление ребёнка в семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей, как личностей.В процессе воспитания у родителей проходит процесс внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и самосовершенствуемся.
    Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья теряет свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но между ними уже утрачивается связь, которая выполняет воспитательную функцию. <…>
    Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы в теперешней семье: недостаток общения, психологические травмы отдельных членов семьи, а также особенности их поведения, отсутствие знаний о динамике развития семейных отношений, социально-экономические факторы, которые негативно влияют на формирование и становление семьи в целом, некорректные подходы к воспитанию детей.
    Под влиянием негативных факторов происходит внутреннее разрушение социальных связей в семье. Взаимосвязь между взглядами на жизнь и отношениями членов семьи влияет на формирование представлений о современной семье. <…>
    Воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой и психоэмоциональной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае социально-психологическая или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации. <…>
    Каждому осознанному родителю необходимо проанализировать свой стиль воспитания, найти его слабые стороны, при необходимости восстановить диалог с ребёнком, сформировать доверчивые и правдивые отношения.
    Кроме похвалы в воспитании должно присутствовать и наказание. Но пользуясь им, нужно соблюдать определённые правила. Наказывая ребёнка, не наносите вред его здоровью - ни физическому, ни психическому. Ещё несформировавшуюся личность легко ранить. Нельзя также наказывать для профилактики. Из-за таких поступков может появиться недоверие. Ребёнок должен знать, что его могут наказать только справедливо. Тогда не будет и панического страха перед гневом родителей. <…>
    Если недостаточно проявляется любовь, то ребёнок может начать искать наказание, как единственную возможность получить, хоть какие-то тёплые чувства. Заставлять работать, тем самым наказывая детей, вы формируете отвращение к труду. А если вы это делаете очень часто, тогда для ребёнка невыносимой становиться сама жизнь.
    Психическое состояние ребёнка легко ранимо при болезнях и плохом самочувствии, при физических и душевных травмах. Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Лучше переждите. Процесс игры или работы нельзя прерывать воспитательными моментами. <…>
    Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь если не скажете вы, как правильно сделать, то расскажет улица…
  4. «Секреты семейного счастья» (выступления родителей).
  5. Подведение итогов анкетирования « Взаимоотношения в семье» (Психолог).
    Цель: Изучить уровень образования родителей в их отношении к развитию ребёнка.
    Задачи:
    • Выявить «проблемных» родителей, которым нужно оказать помощь в воспитании ребёнка в семье.
    • Искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
    • Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку. Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.
      Анкета для родителей «Определение взаимоотношений в семье».
      Здравствуйте, уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для родителей. Ответы могут быть разными, постарайтесь ответить честно, выразить свою точку зрения, чтобы определить взаимоотношения в семье. Спасибо!
      Считаете ли Вы, что в Вашей семье существует взаимопонимание с детьми?___________________
      Говорят ли с Вами дети по душам, советуются по личным делам?____________________________
      Знаете ли Вы друзей ваших детей?______________________________________________________
      Участвуют ли Ваши дети в решении хозяйственных дел?____________________________________
      Есть ли у Вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?_______________________________
      Участвуете ли Вы с детьми в походах, прогулках?_________________________________________
      Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? _________________________________________
      Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?_________________________________
      Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи____________________________
      Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?_____________________________________________________________
      Кто, как Вы считаете, ответственен за воспитание ребёнка? ________________________________
      Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих встреч?______________________________
  6. Творческая мастерская: изготовление родителями «Ласковых ромашек». Родители красочно оформляют «ромашки»: в середине - фотография ребёнка, на лепестках написаны семейные прозвища или ласковые производные имени ребёнка. Божья коровка сидит на том лепестке, где написана та форма имени, которая больше всего нравится ребёнку. В дальнейшем эти ромашки будут размещены в семейном уголке.
  7. Памятки родителям «Советы на каждый день», «Благоприятная семейная атмосфера».
  8. Рефлексия «Чаша».
    В.: Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша - душа ребёнка. У каждого из вас есть бумага, вырежьте сердечки и напишите на них черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (Родители кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребёнка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.
  9. Подведение итогов.
    В.: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Как провести открытое занятие для родителей в средней группе

Необычная и эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении - это их приглашение на открытые занятия. Таким образом мамы и папы могут своими глазами увидеть, как их малыши получают знания. В средней группе уже можно практиковать такие мероприятия, поскольку ребята стали более взрослыми, самостоятельными, и присутствие папы и мамы на занятии не вызовет у них слёз (как это бывает в более раннем возрасте).

В среднем дошкольном возрасте уже можно устраивать открытые просмотры для родителей

За несколько дней до открытого просмотра педагог сообщает родителям тему занятия, его программные задачи, предлагает обратить внимание на то, какие приёмы будут использоваться, как будет стимулироваться интерес дошкольников. Очень важный момент - заранее предупредить мам и пап, чтобы они не отвлекали ребят, не делали им замечаний, не задавали вопросов. Также важно заранее продумать, как разместить гостей в группе: если им предоставлена просто роль сторонних наблюдателей, то сидеть родители должны позади детей. В некоторых случаях воспитатель включает родителей в образовательный процесс: они отвечают на вопросы, вызывающие затруднение у малышей, помогают им изготовить поделку. При выполнении продуктивной деятельности мама или папа сидит рядом со своим ребёнком.

В ходе продуктивной деятельности каждая мама помогает своему ребёнку

Открытый просмотр с участием мам и пап отличается от обычного открытого занятия тем, что педагог даёт гостям разъяснения в начале и в конце мероприятия. Это вступительная беседа и заключение в доступной для родителей форме: в начале мероприятия воспитатель рассказывает, чем ребята будут заниматься, а в конце подводит итоги, оценивает детские старания, проявление их активности, самостоятельности. Если какие-то дети испытывали трудности, то объясняются их причины (например, у ребёнка ещё недостаточно развита диалогическая речь или у него не совсем получается работать с ножницами).

В финале мероприятия нужно предоставить слово гостям, чтобы они поделились своими впечатлениями, отметили положительные стороны, возможно, выделили недостатки. Воспитатель же, в свою очередь, даёт ценные советы и рекомендации: какие увиденные педагогические приёмы можно использовать дома.

Очень важно донести до родителей, что домашние занятия с малышом (рисование, создание поделок, физические упражнения) бесценны для его развития и достижения максимальных результатов.

Таблица: конспект открытого занятия для родителей в средней группе

Автор Елизарова С.Ю.
Название «Моя семья»
Ход занятия Воспитатель и дети заходят в группу, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель проговаривает стихотворение:
Вот и мы, и ты и я.
Мы - одна семья!
Улыбнись тому, кто слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Мы - одна семья!
В.: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, как вас можно назвать одним словом?
Дети: Семья.
В. (обращая внимание на фотографии): Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике. Как вы понимаете, что такое семья?
Дети отвечают.
В.: Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ребята, я вас познакомила со всеми членами своей семьи, а кто расскажет о своей семье? (Дети знакомят со своими родителями).
В.: Спасибо, ребята.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я,
Вот и вся моя семья!
В.: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у русского народа так много пословиц и поговорок о семье. Кто из родителей знает пословицы о семье?
Родители называют пословицы:
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В семье дружат - живут не тужат.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Семья ладом полна.

В.: Пословиц вы знаете много. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Какая моя семья»? (игра с мячом в кругу).
Ответы детей и родителей: большая семья, дружная семья, хорошая семья, здоровая семья, крепкая семья, спортивная семья, весёлая, заботливая, строгая, добрая и т. д.
В.: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. Ребята, есть даже праздник, который так и называется - день семьи, любви и верности. В России его празднуют летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. Я предлагаю вам изготовить вот такой цветок вместе с вашими родителями.
Совместная работа детей и родителей.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

В начале учебного года воспитатель составляет перспективный план работы с родителями на год, где прописывает цели и задачи, а также все запланированные мероприятия с указанием времени проведения.

Таблица: пример перспективного плана в средней группе

Автор Светлана Гудкова, воспитатель, г. Воронеж
Цель работы с родителями Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Месяц Мероприятия
Сентябрь 1. Родительское собрание: «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания».
2. Беседа с родителями: «Организация самообслуживания в детском саду и дома».
3. Папка-передвижка: «Чтобы дети не болели».
Октябрь 1. Консультация: «Детские вопросы и как на них отвечать».
2. Беседа с родителями: «Такие разные дети».
3. Выставка осенних поделок: «Осенний калейдоскоп».
Ноябрь 1. Семинар-практикум: «Трудовое воспитание детей в ДОУ».
2. Развлечение: «Осень золотая».
3. Папка-передвижка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей».
4. Развлечение: «День матери».
Декабрь 1. Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
2. Мастерская Деда Мороза: «Зимние фантазии».
3. Информационный стенд: «Безопасный Новый год».
4. Утренник: «Здравствуй, Новый год!»
Январь 1. Консультация: «Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома».
2. Развлечение: «Колядки».
3. Папка-передвижка: «Воронеж - город воинской славы!»
4. Информационный стенд: «Профилактика зрения».
Февраль 1. Круглый стол: «Что такое ЗОЖ».
2. Фотовыставка: «Мой папа - защитник!»
3. Помощь родителей в расчистке снега на участках.
4. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества.
5. Развлечение: «Масленица».
Март 1. Консультация: «Воспитание у детей внимания и усидчивости».
2. Стенгазета: «Моя любимая мама».
3. Информационный стенд: «Добрые советы родителям».
4. Утренник: «8 Марта - праздник мам».
Апрель 1. Беседа с родителями: «Осторожно, улица!».
2. Выставка: «Навстречу весне».
3. Посадка деревьев на участке.
Май 1. Родительское собрание: «Наши достижения».
2. Папка-передвижка: «День Победы».
3. Озеленение участка, посадка цветов на клумбах.
Июнь 1. Консультация: «Лето красное - пора прекрасная».
2. Развлечение ко Дню защиты детей.
3. Папка-передвижка: «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах пчёл».
Июль 1. Практикум для родителей по летнему отдыху детей: «Мы любим отдыхать».
2. Папка-передвижка: «Первая помощь при солнечном ударе».
Август 1. Беседа: «Закаливание в летний период».
2. Папка-передвижка: «Съедобные грибы».
3. Праздник Нептуна.

Видеоматериалы по теме

Работа с родителями - одно из важных направлений работы ДОУ. Всегда полезно и интересно ознакомиться с опытом коллег в этом направлении.

Беседа-практикум для родителей средней группы на тему «Общение с детьми» - видео

Детско-родительское занятие по изобразительному творчеству в средней группе - видео

«Тётя Весельчак»: совместный танец малышей и мам на утреннике в средней группе - видео

Фотоотчёт о проделанной работе с родителями в средней группе - видео

Дошкольная педагогика сегодня уделяет всё больше внимания взаимосвязи ДОУ и семьи. Участие родителей в жизни детского сада помогает им лучше понять своих детей, преобразовать теоретические знания в радость общения со своим малышом. Это особенно актуально для среднего дошкольного возраста, который считается сложным в плане психического развития ребёнка. Задача педагога - не только регулярно проводить родительские собрания, но и привлекать мам и пап к участию в спортивных праздниках, совместной творческой деятельности, семейных спектаклях, изготовлению поделок - любому продуктивному взаимодействию с детьми.

Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс:

Консультации, беседы

Родительские собрания

Выпуск совместных стенгазет, фотогазет

Возможность присутствия родителей на занятиях

Участие родителей в мероприятиях группы, д/сада

Повышение психолого-педагогических знаний:

Индивидуальные, тематические консультации

Беседы с родителями

Открытые занятия

Дни открытых дверей

Анкетирование родителей

Планирование работы с родителями в средней группе №7 «Весёлые осьминожки» на 2011 - 2012 уч. год

Задачи на год:

  • Информировать родителей об особенностях развития детей 5 года жизни.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Привлекать родителей активно участвовать в жизни группы и детского с ада.
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Повышать педагогический уровень родителей.

СЕНТЯБРЬ

1. Оформить материал в родительском уголке на тему «Осень», «Дорога без опасности», «Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года».

2. Поздравить сентябрьских именинников.

3. Оформить стенд «Режим дня», «Мы занимаемся – очень стараемся».

4. Организовать родительское собрание «Давайте познакомимся».

5.Пригласить родителей для утепления окон спальни и группы.

6. Организовать субботник по благоустройству участка.

7. Предложить родителям помочь в изготовлении пособий для занятий(пеналы, блоки Дьенеша).

8. Предложить родителям принять участие в семейном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения.

9. Разместить информацию об антропометрических данных детей.

10. Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал о ПДД, для создания альбома в группе «Мы учим правила движения».

11. Оформить стенд « Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».

12. Познакомить родителей с необходимым пакетом документов на оформление социального места в д/с.

13. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Маленькая модница».

ОКТЯБРЬ

1. Поздравить октябрьских именинников.

2. Поблагодарить родителей принявших участие в субботнике 24.09.11г, и родителей, оказавших помощь в утеплении окон (14.09, 19.09, 28.09).

3. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами».

4. Провести консультацию для родителей «Осторожно, грипп!».

5. Опросить родителей о проведении профилактической прививки против гриппа детям.

6. Оформить стенд «Советы Доктора Айболита».

7. Обновить материал в родительском уголке «Советы логопеда», «Красный, жёлтый, зелёный», « Где мой папа?».

8. Поблагодарить всех участников конкурса семейного рисунка по ПДД.

9. Провести конкурс семейного рисунка «Что нам осень принесла?».

10. Предложить родителям помочь в подборе материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (коробки, картинки и т.д.).

11. Поблагодарить за участие в конкурсе «Модница», поздравить с победой в конкурсе Арину Жидких.

НОЯБРЬ

1. Поздравить ноябрьских именинников.

2. через родительский уголок с победой в конкурсе семейного рисунка семьи Даши Бодровой, Лизы Курганской.

3. Оформить стенд «Мы занимаемся» (ноябрь).

4. Предложить родителям пополнить материал в уголке природы (принести открытки, картинки с комнатными растениями для создания альбома «Комнатные растения»).

5. Пополнить материал стенда «Советы Доктора Айболита» - « Это нужно знать о ветрянке».

6. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок «Символ года 2012».

7.Оформить материал «Секреты любви и взаимопонимания», «Леворукий ребёнок – это нормально?

8. Консультация логопеда Н.Ю. Кузьменко «Почему ребёнок так говорит?»

9. Оформить материал «Развитие звуковой культуры речи детей 5 года жизни».

9. Создать фотогазету «Наши четвероногие друзья».

10. Пригласить родителей на общее родительское собрание.

11. Объявить о фотографировании детей.

ДЕКАБРЬ

1. Поздравить декабрьских именинников.

3. Обновить материал в родительском уголке «Атмосфера педагогической безопасности ребёнка», «Мой застенчивый ребёнок».

4. Организовать конкурс «Новогодняя игрушка».

5. Поблагодарить родителей Ромы Д., Даши Б., Лизы К., Даны Р., Карины Ш., Игоря Ч., Даши З., Сони В., Саши Г. за помощь в создании альбомов «Мы учим правила движения», «Комнатные растения».

6. Обновить материал стенда «Советы Доктора Айболита» - «Растим здорового ребёнка», «Берегите уши детей».

7. Провести родительское собрание «Истоки доброты».

8. Консультация для родителей «Наши руки не для скуки».

9. Предложить родителям помочь в изготовлении новогодних костюмов.

10. Организовать родительский комитет (по поводу новогодних подарков).

ЯНВАРЬ

1. Поздравить январских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).

3. Выразить благодарность родителям за творчество и выдумку в изготовлении новогодних костюмов. Поблагодарить Бодрову Ирину Николаевну, Большакову Ольгу Сергеевну, Лужкову Татьяну Сергеевну за организацию и доставку новогодних подарков.

4. Поздравить с победой в конкурсе «Символ года2012» семьи Даши Б., Лизы К., Алёши Ш. Карины Ш..

5. Поздравить победителей конкурса « Новогодняя игрушка» - семьи Даши Б., Лизы К, Карины Ш..

6. Оформить материал: «Родительские заблуждения о холодной погоде», «Архангельск – город воинской славы», «Устройте детям праздник».

7. В уголке здоровья поместить статью «Памятка безопасного поведения».

8. Анкетирование родителей «Что мы знаем о правах?».

9. Консультация для родителей «Конвенция о правах детей»- соц. педагог Зубарева В.А..

10. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать».

11. Предложить родителям посетить занятия в группе.

ФЕВРАЛЬ

1. Поздравить февральских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (февраль).

3. Консультации: «Чем занять ребёнка дома?», « Почему он капризничает?».

4. Пополнить материал « Если у ребёнка нет друзей», .

6. Объявить творческий конкурс «Лучший цветок».

7. Выпуск фотогазеты «Мой папа самый лучший!».

9. Поздравить пап и дедушек с праздником – Днём Защитника Отечества.

МАРТ

1. Поздравить мартовских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (март).

4. Пригласить мам и бабушек на весенний концерт.

6. Консультация «Не предлагайте телевизор вместо друга».

7. Предложить принять участие в конкурсе «Пасхальное яйцо».

8. Оформить стенд по ПДД «Внимание, СВЕТОФОР».

10. Провести анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребёнок?».

11. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребёнка».

12. Поблагодарить родителей за подборку материала к дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

13. Провести групповое родительское собрание.

14. Предложить родителям принести смешные и забавные фото детей (для создания фотогазеты).

15. Поблагодарить всех родителей,принявших участие в конкурсе «Лучший цветок».

АПРЕЛЬ

1. Поздравить апрельских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (апрель).

3. Оформить фотогазету «Улыбнитесь вместе с нами».

3. Консультация логопеда «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»

4. Обновить материал в родительском уголке «Как провести выходной с ребёнком?

5. Оформить материал «Внимание-дорога!».

6. Предложить родителям принести лук для посадки в группе.

7. Поздравить победителей конкурса «Пасхальное яйцо» - семьи Даши Б., Алёши Ш., Карины Ш., Сони В., Лизы К., Вероники Р..

8. Оформить выставку лучших детских работ «Мир творчества».

МАЙ

1. Поздравить майских именинников.

2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (май).

3. Консультация «Скоро лето».

4. Оформить материал «Спасибо маме, папе за то, что я в Анапе».

5. Пригласить родителей на субботник по благоустройству участка.

6. Предложить принести цветы, рассаду для посадки на участке.

7. Разместить материал для родителей: « Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков», « Развитие речи в умственном развитии ребёнка», «Улыбайтесь на здоровье».

8. Разместить информацию об антропометрических данных детей группы.

9. Привлечь родителей к оформлению и помощи в организации праздника «Здравствуй, лето!».

Ирина Загребина
Перспективное планирование работа с родителями в средней группе по ФГОС

Месяц № недели Название мероприятия форма проведения Цели, задачи Индивидуальная

работа

Сентябрь 1 неделя Оформление родительского уголка на осеннюю тему.

(Режим дня, Н. О. Д., поздравление, О. Б. Ж., уголок здоровья именинники., что должно быть в шкафчике).

Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы на новый учебный год. Проведение анкетирования, с целью получения новых сведений о родителях .

Беседа «Драчуны. Как исправить ситуацию» . Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Совместный поиск путей решения проблем воспитания.

Консультация : «Как лучше оформить портфолио»

2 неделя Родительское собрание : "К новым знаниям в новый учебный год! "

Расширение контакта между педагогами и родителями ; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей .

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы , задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей через сюжетно-ролевые игры.

3 неделя Фотовыставка «Вот оно какое наше лето…»

4 неделя Буклет «Портфолио дошкольника» Предложить родителям новую полезную для детей и родителей информацию – изготовление дошкольного портфолио. Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада.

Октябрь 1 неделя Папка - передвижка : «Цвет, форма и величина в развивающих играх» » Дать углубленные знания о математических развивающих играх для родителей Консультация : «Какие лучше купить настольные игры по математике» .

Совет «Из каких материалов лучше сделать поделку в группу » .

Индивидуальные беседы по образовательному процессу.

2 неделя Наглядный материал для родителей «Возрастные особенности дошкольников 4-5 лет»

Привлечь родителей к информации об возрастных особенностях детей в среднем возрасте .

3 неделя Осенний праздник

Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Способствовать созданию положительных эмоций.

4 неделя Конкурс поделок из овощей, фруктов, семян «Дары осени» .

Привлечь родителей к совместному творчеству, развивать желание участвовать в жизни группы .

1 неделя Папка – передвижка «Ноябрь» Информировать родителей в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок. Индивидуальные беседы с родителями «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома».

Дать родителям знания о воспитании у ребёнка культуры поведения.

2 неделя Оформление стенда «Уголок здоровья» .

Информация «Профилактика ОРВИ» Привлечь родителей к данной информации .

Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенний период

3 неделя Папка - передвижка «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.

4 неделя Подготовка к празднику «День матери» .

Папка – передвижка «День матери» .

Поздравление мам.

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Декабрь 1 неделя Выставка поделок : «Новогодняя фантазия» .

Папка - передвижка «Зима»

Приобщить родителей к совместной групповой деятельности , дать возможность всем семьям проявить творчество.

Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок. Памятка «Встречаем Новый год безопасно» .

Сбор документов на частичную компенсацию родительской платы .

Консультация «Чем занять ребенка в зимние каникулы?»

Беседа «Важные номера»

Беседа «Ребенок в автомобиле»

2 неделя Буклет «Воспитание культурно – гигиенических навыков» . Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.

3 неделя Конкурс «Лучшее украшение для группы » .

Родительское собрание «Безопасность ребенка на улице» Продолжать формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности. Привлечь родителей к украшению группы к предстоящему празднику.

Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

4 неделя Новогодний утренник Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.

1 неделя Папка – передвижка «Учимся кататься на лыжах»

Наглядный материал для родителей «Рождество»

«Семь родительских заблуждений о морозной погоде» Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях

Беседа «Осторожно, гололед

Консультация «Где найти витамины зимой»

Консультация «Желание быть первым»

Консультация «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка»

Беседа «Детское любопытство»

2 неделя Праздник «Старый Новый год» . Прощание с елкой. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

3 неделя Буклет «Играем дома всей семьей» Предложить родителям дома с детьми поиграть в развивающие игры. Советы по играм.

4 неделя Фотогазета «Снежные постройки около дома» . Воспитывать сплоченность группы , желание поделится своей радостью, впечатлениями.

1 неделя Папка – передвижка «Февраль» Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок. Консультация «Признаки и причины аллергии»

Беседа «Как научить ребенка любить природу»

Консультация «Гимнастика для глаз»

Консультация : «Как провести выходной день с детьми»

Сбор фотографий для стенгазеты

Индивидуальные беседы по образовательному процессу.

2 неделя Фотогазета «Как мы всей семьей катались на лыжах, коньках, санках» . Зимние виды спорта.

Познакомить детей с зимними видами спорта.

Развивать у детей и взрослых положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

3 неделя «Поздравление дедушек, пап, мальчиков с днем Защитника Отечества» .

Развлечение «Масленица»

Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии.

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу.

Формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;

Познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры) .

4 неделя Праздник «День защитника Отечества» Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность.

Март 1 неделя Выставка детских работ «Моя

мама самая красивая!»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству;

формирование уважительного отношения к детским работам . Беседа «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»

Консультация «Почему ребенок врет : ложь и фантазия»

Консультация «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка»

Беседа «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной»

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка» .

2 неделя Праздник «8 марта» Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

3 неделя Папка – передвижка «Книга – лучший друг детей» Привлекать родителей и детей к совместным семейным чтениям детской дошкольной литературы, воспитывать любовь к книге.

4 неделя Оформление родительского уголка на весеннюю тему

«Прилёт птиц»

«Осторожно, гололед!»

«Внимание, сосульки!»

Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей

Родительское собрание «Развитие речи детей средней группы »

познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

1 неделя Наглядный материал для родителей «День смеха»

«День космонавтики» Привлечь внимание родителей к информации

Консультация «Пальчиковые игры»

Беседа «Проблемы ребенка в общении»

Консультация «Во что играть с детьми»

Беседа «Компьютер и телевизор : за и против»

Консультация «Безопасная детская площадка»

2 неделя Материалы для оформления «Апрель» Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок

3 неделя О. Б. Ж. Буклет «Пожарная безопасность» Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

4 неделя Стендовая информация «Как приучить ребенка ходить в библиотеку» Привлечь родителей к воспитанию детей ; совместное посещения библиотеки, дать новые знания для детей.

Май 1 неделя Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Май» Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок Консультация «Организация совместного семейного отдыха на природе»

Беседа «Режим дня в детском саду на летний период»

Консультация «Как избежать неприятностей на природе» .

2 неделя Конкурс поделок на участке из бросового материала. Проконсультировать родителей по данному вопросу

3 неделя Папка - передвижка «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов» . Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

4 неделя Родительское собрание «Чему мы научились за год»

Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей .

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВО СРЕДНЕЙ ГРУППЕ



 

Возможно, будет полезно почитать: