Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Ранняя половая жизнь подростков: факты и статистика Ли быть отношения 15 лет

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Первый и последний опыт отношений — в 15 лет. Как с таким багажом завести серьезный роман и объяснить своему мужчине, почему до 25 у тебя не было ничего, кроме подростковой влюбленности? Психолог помогает читательнице разобраться во внутреннем конфликте.

Потерять близкого человека просто, а вот вернуть эмоциональную связь или найти такую же прочную новую — задача не самая простая. Возможно, не стоит геройствовать и пробовать самостоятельно разобраться с проблемой, которая кажется вам нерешаемой. Мы предлагаем вам профессиональную помощь от психологов из «Центра успешных отношений».

Вы присылаете нам свою историю, а мы публикуем ее с комментариями специалистов. Чтобы мы лучше понимали суть проблемы, пожалуйста, высылайте максимально подробные (разумеется, насколько это уместно лично для вас) рассказы. А мы сделаем все возможное, чтобы хорошее настроение, гармония и покой вернулись в ваш дом. Анонимность писем гарантирована.

Мы ждем ваших писем по адресу [email protected] Чтобы ваше письмо не потерялось, пожалуйста, укажите в теме письма «Моя история».

Фото: liveinternet.ru

Раньше меня это не смущало, а теперь я боюсь быть странной. Да и как теперь с такими эмоциями вообще заводить отношения? А я уже начинаю подумывать о семье, но мой опыт в плане отношений так и остался на уровне 17-летней девушки. Просто спать с парнями без обязательств я не могу, для меня важны чувства. Как мне помочь себе преодолеть эти проблемы?

Комментарий психолога:

Сергей Жадько

телесный терапевт, ведущий тренингов

— То, что вы хотите, чтобы близость сопровождалась чувствами, — здоровая позиция. Именно так и нужно строить отношения с противоположным полом.

Вы переживаете за то, что в 25 лет у вас мало сексуального опыта во взаимоотношениях. Но если с вами будет человек, который будет вас любить и принимать, то для него вы не будете странной. Ведь в отношениях важен не сексуальный опыт, а ваша внутренняя способность к доверию, заботе и нежности друг к другу.

И многие мужчины, наоборот, будут вас уважать за то, что вы не распылялись на множество связей, а ждали своего человека.

Скорее всего, на данном этапе вы просто не уверены в себе. Вы пытаетесь заниматься самобичеванием и ищете в себе недостатки, тем самым принижая свою самооценку.

Вы говорите, что, кроме пары свиданий, за эти пять лет ничего не возникло. И не возникнет, если вы будете сидеть и ждать. Для начала вам нужно понять, какого мужчину вы хотите и с какими качествами. А еще: есть ли эти качества у вас самой. Если нет — их нужно прежде всего развивать в себе.

Каждый человек индивидуален, и у вас свой жизненный опыт. Если вам трудно знакомиться с мужчинами, доверять им, понимать себя и других — то эти навыки и способности в себе нужно развивать, взаимодействуя с психологом.

Учитесь коммуникации с мужчинами. Если вы боитесь делать первый шаг, то сделайте так, чтобы мужчина обратил на вас внимание и понял, что вы заинтересованы в знакомстве с ним. Трудитесь над собой, развивайтесь, верьте в себя и сами творите свою жизнь.

Любви, как говорится, все возрасты покорны. И что же поделаешь, если влюбилась именного в того человека, который намного взрослее и опытнее. И что таким отношениям – табу?

В 15 лет любовь ли это?

Если говорить о девушке-подростке, которая влюбилась в мужчину – учителя, друга семьи или просто знакомого, то такая любовь не что иное, как проявление того, что девочка уже повзрослела, выросла и мечтает о романтических отношениях.

С мальчиками – подростками пока не завязываются отношения в виду того, что девочки развиваются намного быстрее, чем мальчики. Мальчишки ещё пока дурачатся, ведутся себя странно, глупо, и они пока не интересны. А вот мужчины постарше – уже опытны, всегда держатся уверенно и на высоте.

Особенность любви в данном возрасте – это недосягаемость объекта любви. Возраст 14 -15 лет – это возраст для любви к известным людям, актёрам, певцам, спортсменам. На самом деле, в душе, девушка понимает, что её объект любви недостижим, что любви как таковой с ним и не может получиться. Но чувства, которые уже зародились в душе, самые настоящие.

В возрасте 14-15 лет Вы можете наслаждаться новыми чувствами, первой влюблённостью, писать по данному случаю стихи, мечтать, радоваться тому, что Вы умеете по-настоящему, по – взрослому чувствовать, но общаться лучше со своими сверстниками.

На самом деле у Вас ещё вся жизнь впереди. И поверьте, та настоящая любовь ходит сейчас рядом, просто Вы этого ещё не понимаете. И просто ещё не пришло то время, когда эта любовь расцветёт в полную силу.

В 20-30 лет – навсегда ли это?

Любовь, возникшая у женщин 20-30 летнего возраста к взрослому мужчине, может принести много радости и счастья. Ведь мужчина постарше опытнее, повидавший жизнь, и, как правило, крепко стоящий на ногах.

Такой мужчина интересен в общении, потому что знает намного больше, наверняка побывал во многих жизненных ситуациях, и поэтому всегда поможет, подскажет и направит в правильное русло.

Кроме того, взрослый мужчина, опытнее в сексе, поэтому способен доставить намного больше удовольствия в физическом плане, ведь он понимает и знает, как доставить женщине удовольствие. Сексуальный опыт у каждой женщины наступает по-разному. И это в первую очередь зависит от партнёра: для молодых людей одного возраста секс является чем-то обыденным, а вот для партнёра постарше (в силу прожитых лет) секс - это уже какая-то маленькая история, которая не повторяется, а с каждым последующим разом меняется.

Но знайте, что рано или поздно в подобных отношениях могут возникнуть такие риски, как разница в возрасте. Вам захочется весело, шумно проводить своё время, а вот мужчине в его возрасте будет непонятно, зачем в пустую тратить своё время.

Но если всё-таки отношения перерастают в длительные серьёзные отношения, то мужчина обязательно на Вас жениться. Он не будет водить за нос, раздумывая над тем: нужно мне жениться, готов ли, смогу ли? Эти сомнения для молодых невостребованных ровесников.

Девушка в 15 лет любит мужчину за 20-ть, женщина в 20-ть лет любит мужчину за 30-ть, в 30- ть лет - любит своих сверстников, а вот женщина в 40 – к лет уже засматривается на мужчин 20-ти лет.

Ищите любовь там, где она есть.

Любовь мужчины в 40-к - 50-т лет.

Любовь к младшей женщине у мужчин может возникнуть только в определённом периоде (возрасте) их жизни. Будучи уже состоявшимся мужчиной, как в собственной семье, так и в бизнесе, наступает момент, когда годы уже вроде бы прошли, а порох-то в пороховницах ещё остался. Здесь и появляется какая-нибудь такая женщина или девушка: по-детски непосредственная, ещё не взрослая, но уже повидавшая жизнь.

Мужчин двойственные ситуации «заводят». Такой ситуацией, когда чувствуешь себя одновременно и папой, и дарящим свою страсть, пыл, любовь самцом, мужчина наслаждается.

Конечно же, мужчина польщён вниманием и интересом женщины намного младше его.

Разговоры с ней, её мировоззрение и отношение к жизни пробуждают в нём дремлющие воспоминания о давно ушедших годах. Его воспоминания о детстве, юности и молодости приобретают совсем другую окраску в её словах и восхищениях.

Мужчина в годах, полюбивший женщину младше себя, может быть и жениться на ней, но если только:

У него нет своей семьи,

Он действительно готов разрушить свою семью ради, может быть, последней любви,

Он уверен, что женщина его по-настоящему любит, ценит, а не хочет воспользоваться состоянием.

А что женщина? А женщина любит и как минимум двойственно относится к мужчине: как к отцу, и как к зрелому сексуальному мужчине. Мысли и чувства её переплетаются и затягиваются в хитросплетённую паутину. Конечно же, она его уважает за его зрелый возраст и жизненный опыт и ценит за то, что он обратил на неё своё внимание и выбрал из толпы.

Такая история любви очень запутанная, но тем она ярче и краше, и не забывается.

Какого бы возраста партнёр у Вас не был, помните, что всё зависит только от Вас: отношения, любовь, семья. Если Вы будете искренней и настоящей, то счастье обязательно будет независимо от возраста!!

Д.Б. Эльконин писал про этот период онтогегеза человека так:

В последние годы в исследованиях, проведенных под руководством Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина , было установлено, что в подростковом возрасте возникает и развивается "особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. Ее отличие от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, заключается в том, что основным ее содержанием является другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному «кодексу товарищества». В личном же общении отношения могут строиться и строятся не только на основе взаимного уважения, но и на основе полного доверия и общности внутренней жизни. Эта сфера общей жизни с товарищем занимает в подростковом периоде особо важное место. Формирование отношений в группе подростков н а основе «кодекса товарищества» и особенно тех личных отношений, в которых этот «кодекс» дан в наиболее выраженной форме, имеет важное значение для формирования личности подростка. «Кодекс товарищества» по своему объективному содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений, существующих между взрослыми людьми в данном обществе.

Деятельность общения является здесь своеобразной формой воспроизведения в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение.

Таким образом, есть основания полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков.

В этом тексте говорится об общении между подростками в целом, но по этому принципу можно ответить и на вопрос:" почему многим кажется, что подростки в своих "встречаемся" похожи на взрослых." А также можно предположить, что эту влюбленность можно считать частью одной из ведущих деятельности подросткового периода. Нельзя осуждать такое поведение, но и нельзя забывать о существующих законах о половых контактах и т.д. Все равно надо иметь какие-то границы дозволенного, потому что в нашем обществе есть свои устоявшиеся нормы поведения в каждом возрасте. Когда происходит несоответствие действительности и каких-то внутренних стереотипов человека, он и начинает возмущаться:"Да как так можно","В вашем возрасте я играл в машинки", "А мне сейчас 78, а я пью молоко и смотрю мультики" и т.д.

Можно сказать, что деятельность интимно-личностных отношений и учебная деятельность необходимы подростку так, как необходима игровая деятельность для дошкольного возраста. Но все равно надо следить за тем, чтобы эти безобидные отношения не перешли в уголовную статью.

Романтические отношения среди подростков - явление нередкое. Часто эти отношения происходят из дружбы, поскольку ведущей деятельностью в 14-15 лет становится интимно-личностное общение. Потребность в близком друге настолько велика, что если подросток не находит такого, если ему некому рассказывать свои тайны, поведать о своих переживаниях, он чувствует себя глубоко несчастным.

Многих родителей, у которых в семьях подрастают дети, волнуют вопросы о том, во сколько лет можно встречаться сыну или дочери. Как разговаривать с ребенком в этом возрасте? Нужно ли переубеждать его, доказывать, что великие чувства к соседу по парте недолговечны? Прежде всего, нужно попытаться понять своих детей, позволить им прожить все этапы взросления постепенно. Родителям следует быть деликатными, но не навязчивыми. Дети, которые вступили в часто не понимают своих родителей, считая, что те во всем стремятся ограничить их свободу.

Трудности, с которыми сталкивается влюбленный подросток

Подросток 15 лет - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он хочет казаться взрослым, и поэтому во всем будет стремиться доказывать свою самостоятельность, независимость. В том числе и от родителей. Поэтому не стоит удивляться тому, что ребенок вам не все рассказывает, что с ним происходит, перестает делиться своими переживаниями. Ему и так очень непросто разобраться со своими противоречивыми чувствами.

Ваш пятнадцатилетний сын на самом деле мучается вопросами о том, как подойти к понравившейся девочке, чем заслужить ее внимание, как вызвать расположение к себе. Возможно, вам кажется все это глупостью, потому что вы - взрослый человек и давно оставили позади юношеские мечтания и порывы. Подростки очень уязвимы и неуверенны в себе, даже если внешне кажутся гордыми и неприступными. Если в момент, когда его одолевают тысячи тревожных дум, начать приставать с расспросами, можно надолго испортить настроение и себе, и ребенку.

у подростков

Первая любовь - настоящее испытание как для самого ребенка, так и для родителей. Поскольку для подростка само чувство является новым, волнующим, он часто не в состоянии его контролировать. Он любит в первый раз, и ему кажется, что это навсегда. Первые отношения подростковвсегда становятся неожиданностью для их родителей. Тут уж поневоле растеряешься: как себя вести и как реагировать? А если любовь заставляет ребенка страдать, изматывает, он становится нервным и тревожным, значит, ему нужна ваша родительская поддержка.

Попробуйте поговорить с ним по душам: расскажите о своей первой любви, дайте понять, что понимаете его переживания и не считаете ерундой. Если ребенок долгое время страдает от то ему обязательно нужна консультация психолога. Специалист поработает с ним, поможет преодолеть чувство кажущейся безысходности и одиночества. Кроме того, психолог поможет направить его чувства и мысли в нужное русло: нередко, переживая первую влюбленность, подростки забрасывают учебу, каждодневные домашние обязанности, ссорятся с окружающими.

Со скольких лет можно встречаться?

Этот вопрос задают себе как дети, так и их родители. Он является поистине мучительным и противоречивым, поскольку не существует четких возрастных рамок, когда ребенку можно позволить с кем-то встречаться. Как правило, все происходит очень неожиданно и родителей просто ставят перед фактом. Очень многое зависит также от того, в каких отношениях находится подросток со своей избранницей или избранником. Если это просто дружба, приятельские отношения, то их не нужно запрещать. Дети могут дружить хоть с детского сада, что в этом плохого?

Другое дело, если вам стало известно, что ваш сын или дочка в первый раз влюбились. Это совсем другие чувства, и здесь возраст важен. Если ребенку только 13 - 14 лет, безусловно, нужно очень внимательно относиться к тому, что с ним происходит. Дружба подростков может плавно перейти во что-то большее, а поддавшись чувствам, подросток может начать Важно учитывать, что в столь юном возрасте дети легко могут наделать глупостей. Пускать все на самотек не стоит. Но и просто запрещать видеться - тоже не вариант. Даже если вам кажется, что ребенку еще рано встречаться с противоположным полом, не говорите ему этого. Вы только подорвете его уверенность в себе и в том, что по-настоящему понимаете его. Важен не возраст как факт, подтверждающий, что ребенок достаточно взрослый, а то, насколько он готов к близким отношениям.

Психологическая готовность

Отвечая на вопрос о том, во сколько лет можно встречаться, следует учитывать степень готовности подростка к отношениям: насколько он может отвечать за свои поступки, способен ли признавать собственные ошибки, обладает ли достаточной осведомленностью в вопросах полового созревания и интимных отношений. Способен ли подросток думать не только о себе, но и о партнере?

Безусловно, в 13-14 лет об этом не может идти и речи. Становясь старше, примерно к 16-17 годам молодой человек или девушка уже ясно представляют себе, каким должен быть их избранник, понимают, какие именно отношения они хотят, чтобы у них были.

Ответственность

Подросток должен знать, что с четырнадцати лет наступает уголовная ответственность за правонарушения. Отношения подростков - сложная вещь, в них нередко возникают конфликтные ситуации, могущие сопровождаться различными неприятностями. Большинство ребят, выросших в благополучных семьях, к шестнадцати годам могут взять на себя ответственность за те отношения, которые у них имеются на данный момент времени.

Как помочь ребенку стать увереннее в себе?

В так сложно решиться подойти познакомиться с понравившимся сверстником. Подросток, даже самый смелый, иногда испытывает трудности, вдруг делается нескладным и стеснительным.

Застенчивость в этом возрасте совершенно нормальна при условии, что над ней работают, что молодой человек или девушка искренне хотят преодолеть в себе это качество. В особо затруднительных случаях, когда подросток катастрофически боится отказа или просто не может построить с ровесником, поможет консультация психолога. Специалист направит его на решение проблемы, подскажет, как преодолеть свои мнимые недостатки и научиться себя любить и ценить.

Недолговечность отношений

К сожалению, большинство подростковых романов не имеет продолжения и заканчивается, едва успев начаться. Это происходит потому, что молодые люди еще только учатся выстраивать друг с другом полноценные доверительные отношения. Столь юным партнерам может помешать любая мелочь, которая взрослому человеку покажется несущественной: непонимание мотивов поступков друга или подруги, разность характеров, какая-нибудь мелкая проблема, которая вызовет у подростка чувство беспомощности и уныния. Поэтому действительно имеет значение вопрос о том, во сколько лет можно встречаться. По вполне понятным причинам юноши и девушки, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, вряд ли по-настоящему готовы к долговременным отношениям.

Нужно ли говорить с подростками о сексе?

Тема интимных отношений весьма волнует подростков и их родителей. Подросткам свойственны переживания по поводу возможной физической близости, они рассказывают друзьям о своих «подвигах» (часто мнимых), фантазируют. При всей доступности информации молодые люди часто не могут представить себе серьезность всех последствий, к которым может привести ранняя половая жизнь. Поэтому о сексе с подростками говорить не только можно, но и нужно. Если вы знаете, что ваш сын или дочь нашли себе пару, встречаются, гуляют, то вопрос об интимных отношениях нельзя исключать. Дети растут очень быстро, даже если родителям не хочется в это верить. Лучше вовремя провести предупредительную беседу, чем после оказаться неготовыми к сюрпризу.

Как реагировать, если подросток приводит домой свою половинку?

Серьезные отношения в подростковый период редки, но не являются исключением. Когда чувства молодых людей большие и сильные, у ребят возникает желание познакомить свою избранницу или избранника с родителями. Это похвально, и такой шаг нужно только приветствовать. Подумайте сами: если ребенок считает необходимым представить вам свою половинку, значит, доверяет вам, и ваше мнение для него важно. Такое доверие нужно стараться всячески оправдывать и поддерживать в дальнейшем: тогда вы всегда будете знать, что происходит с вашим ребенком.

Таким образом, вопрос о том, во сколько лет можно встречаться,имеет первостепенное значение тогда, когда подросток еще недостаточно готов для выстраивания личных отношений. Когда молодой человек научился брать на себя ответственность за собственные поступки и действия, опасаться не нужно.



 

Возможно, будет полезно почитать: