Ребенок не играет с другими детьми. Что делать если ребенок не хочет общаться со сверстниками Почему ребенок не общается с детьми

Ваш ребенок прекрасно чувствует себя в кругу семьи и ближайших родственников, а вот с детьми своего возраста общаться совершенно не хочет или не может? Родители должны совершенно четко понять – что для нормального психического развития маленькому человеку совершенно необходимо общаться со своими сверстниками, а не только с мамой и папой. С возрастом ребенок начнет замыкаться еще больше и тогда наладить отношения со сверстниками будет еще тяжелей. Решать эту проблему совершенно необходимо в раннем возрасте пока ребенок не сформировал четкое представление о правилах коммуникации в обществе.

Начните с главного

Прежде чем начать паниковать, постарайтесь понять, почему ваш ребенок не общается с другими детьми. Их может быть масса:

  • Возможно, ваш ребенок слишком мало времени проводит на улице с детьми и просто ему не представляется такого случая
  • Дети, с которыми он может общаться, ему не подходят по возрасту, поэтому ему просто не интересно и скучно
  • Нехватка родительского внимания огромная проблема для ребенка, он просто не умеет находить контакт с другими детками
  • Если ребенка часто обижают его сверстники – задирают, бьют, обзывают, не хотят с ним играть, – ребенок просто закроется от общества
  • Обратите внимание на общение ребенка с его родными братьями и сестрами – если его унижают и постоянно обижают, — ваше чадо сформирует отношение к другим детям благодаря модели отношения к нему в семье
  • Ваш малыш очень развит и превосходит сверстников в развитии – тогда ему просто с ними скучно и он не хочет такого общения
  • Не наказывайте своего дитя в присутствии других деток – ребенок стесняется, что он плохой и не послушный и замыкается в себе

Мудрые родители должны учитывать, что способность к коммуникации напрямую зависит и от склада темперамента чада. Если он экстраверт ему будет просто найти друзей и стать лидером, но если он интроверт ему понадобиться ваша помощь и участие. Родители должны приложить усилия, что бы помочь ребенку найти себя в социуме.

Первый шаг

В первую очередь вы должны проследить ход событий, которые привели к нежеланию малыша общаться со сверстниками. К сожалению, психологи отмечают, что основной причиной замкнутости ребенка является нехватка общения с родителями. Постоянное отсутствие времени или просто нежелания разговаривать со своим чадом формирует в нем отчужденность и обиду на мир и окружающих, ребенок погружается в свой маленький мир, где ему так комфортно. Ситуация с выдуманным другом, это способ найти поддержку и понимания которого не дают родители.

Как себя вести

Будьте ближе к своим детям, и они отплатят вам любовью и благодарностью!

Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой: «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья

Ответ психолога theSolution:

Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.

Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.

Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны - это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.

Источники невротических реакций

Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?

Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом - это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.

Множество писем от родителей приходит такого содержания: ребенок не играет со сверстниками, не хочет идти к детям. Это касается детей двух - трех лет примерно, хотя отдельные родители начинают уже с года волноваться. Родители объясняют, подталкивают, сами подают пример (некоторые даже играют в песочнице, чтобы показать, как это здорово). И ничего не помогает, ребенок плачет, идти к детям не хочет. Родители в отчаянии, им кажется, что ребенку грозит одиночество в детском коллективе, а затем и в жизни. Так ли это?

Особый возраст

Дети, приблизительно до трех лет играют не вместе с другими детьми, а скорее РЯДОМ с ними. Они очень мало интересуются взаимодействием с другими малышами. Обычно их интерес к ним сводится к идее: «у него в руках нечто интересное, надо пойти и забрать» . Совместную игру малыши организовать не могут, так как для такой игры нет достаточных социальных умений. Со старшими детьми или взрослыми они играют охотно, а с ровесниками нет. Старший берет на себе ведение игры, организует ее, направляет. А малыши еще слишком малы для организованной игры.

Большинство детей в возрасте до трех лет не интересуются другими детьми - ровесниками. Интерес к другому ребенку, как к партнеру по игре отсутствует.

Бывают, правда, дети, которые тянутся к общению с самого раннего возраста. Но они исключение из правил. Однако, родителям «некоммуникабельных» детей кажется, что все кругом играют вместе, только один их ребенок в стороне. Обычно это не так, дети играют не вместе, а РЯДОМ друг с другом.

Давление взрослых

Чем больше родители волнуются, что у ребенка не получается дружить в песочнице, тем больше активности они проявляют в этом отношении. Они буквально выталкивают ребенка в контакт, к которому он совершенно не готов. Они насильно подводят его к детям, пытаются с кем – то знакомить, преувеличенно эмоционально восхищаются: «а, как детишки весело играют, пошли к ним»! (ребенок, кстати, при этом фальшь и волнение родителей чувствует прекрасно, его не обманешь в том, что касается ваших реальных чувств). Эффект всегда обратный: чем вы больше настаиваете, тем меньше ребенку хочется общаться с другими детьми на площадке. Он об этом общении не просил, оно ему пока не нужно, оно нужно маме!

Надень кофточку, маме холодно! Анекдот

И ребенок занят не естественным освоением мира людей, а сопротивлением родителю, который почему - то пытается осчастливить его игрой с другими малышами. А он боится, не хочет и не понимает, почему его заставляют быть там, где не комфортно!

Судите сами: у ребенка пока не сформировалась потребность в этих чужих и не понятных для него существах - других детях. Они непредсказуемы (в отличие от близких взрослых), они заняты не им а собой, и ребенку неясно вообще, есть ли какая – то от них польза.

Представьте себя в такой ситуации. Вы попадаете в чужое общество, где люди общаются по совершенно неясным для вас правилам. Неизвестно, агрессивны ли они, что от них ждать, захотят ли они общаться с вами… Что вы будете делать? Броситесь сразу общаться? Для некоторых людей это так, они сразу идут на контакт. Но для подавляющего большинства комфортнее осмотреться, понаблюдать, освоиться в тени, не привлекая к себе излишнего внимания.

Это же касается ребенка. В то время, когда вы настойчиво толкаете его к общению, его естественная потребность – наблюдать (желательно на расстоянии). И заниматься тем, что в данный момент интересно ему, а не тем, что интересно вам. Он еще толком не знает, кто такой он сам, что такое мир вокруг него, что такое другие люди. И он познает все это, а для этого познания нужно время.

Истоки проблемы

Как правило, в возрасте до трех лет у детей особенных нарушений в общении не наблюдается (если нет врожденных патологий характера). Есть более или менее общительные дети, кто – то созревает для общения раньше, кто-то чуть позже. Если ребенку не мешать, он сам естественным путем дойдет до потребности в общении со сверстниками.

Проблема обычно заключена в родителях, большинство тех, кто повышенно тревожен в отношении детской коммуникабельности сами имеют или имели проблемы в общении. Как правило, им тяжеловато с людьми, часто они застенчивы. И для них видеть, как не общается их ребенок очень тяжело. Это как бы воплощение их собственной неловкости в контактах. И они стремятся «спасти» ребенка от того, что причиняет боль лично им.

Если вас сильно волнует общительность вашего ребенка, подумайте, не проецируете ли вы на него собственные трудности. Буквально волнуетесь ЗА НЕГО (то есть ВМЕСТО него: он в порядке, а вам за него одиноко).

Как быть

Лучшее, что можно сделать в ситуации, когда ребенок не хочет общаться – оставить его в покое и позволить ему наблюдать за другими детьми с комфортного для него расстояния. Не ведите его к детям, если он этого не хочет, останьтесь на том расстоянии от детской площадки, на котором ребенок спокойно играет. Это касается только детей до 3 лет, в другом возрасте тактика должна быть уже другая!

Вы должны обеспечить ребенку легкий доступ к другим детям, но не тащить его в контакт с ними насильно. Не стоит гулять с ним в отдаленных уголках парка, наилучшим решением была бы прогулка поблизости от детской площадки. Даже если ребенок занят своим делом, он все равно видит других детей, составляет свое представление о том, кто они. Сегодня он наблюдает, завтра он захочет к детям присоединиться.

Постарайтесь не давить на ребенка, даже «незаметно». На давление ребенок отреагирует сопротивлением.

Также полезной тактикой было бы ходить в гости и другие интересные места вместе с ребенком, не ограничивая его опыт привычной обстановкой.

Ребенка, который не играет с другими можно также спокойно вводить в детский коллектив (после трех лет). Именно там (а не дома с мамой) у него образуется понятие, что дружить и общаться весело. Невозможно на пальцах пояснить, что быть с другими детьми хорошо, ребенка самого должно потянуть к этому общению. И это произойдет обязательно, если не мешать естественному ходу дела!

© Елизавета Филоненко

Всех заботливых и любящих родителей будет волновать замкнутость их малыша. И не зря. Тот факт, что ребенок не хочет общаться с детьми, может стать признаком серьезной проблемы, которая в будущем повлияет на становлении его личности и характера. Однако существует и другая версия замкнутого поведения. Причина необщительности может быть в особенностях Далеко не каждый родитель способен определить, в каком именно случае малышу нужна поддержка. Поэтому необходимо разобраться в причинах, которые принуждают ребенка отвергать общение со сверстниками.

Проблема детской замкнутости

Технический прогресс повлиял на то, что многие люди стали уделять все больше внимания своим гаджетам вместо общения с друзьями и родственниками. Именно поэтому современные дети намного стеснительней предыдущего поколения. Еще пару десятков лет тому назад малыши резвились во дворах, играли в куклы, догонялки и многие другие игры. Сейчас же дети видят, что родителям достаточно одного разговора за завтраком, а в остальное время их занимают ноутбуки и телефоны.

Сначала взрослые пытаются отвлечь свое дитя мультфильмами, включая их в любое время дня, а затем задаются вопросом: "С ребенком не дружат, что делать и как это изменить?" Необходимо больше общаться с малышом, играя с ним в игры, которые улучшат его коммуникативные навыки.

Определение замкнутости

Замкнутость - это не проявление психического заболевания. Это всего лишь срабатывание защитного механизма, который проявляется в тех ситуациях, когда ребенку хочется оградить свой маленький мир от внешних проблем. Замкнутость довольно редко передается по наследству. Эта черта характера является приобретенной. Чаще всего ребенок не хочет общаться с детьми из-за стрессовых ситуаций, которые сильно повлияли на его восприятие.

Они могли случиться в детском саду, дома или же на улице, в момент игр со сверстниками. Многие родители отмечают, что малыш может стать стеснительным и замкнутым довольно резко. Еще вчера он был активным и общительным, а сегодня ребенок не хочет общаться с другими детьми и отвергает их попытки подружиться. Это еще раз подтверждает тот факт, что замкнутость - сигнал родителям о том, что малыша что-то тревожит.

Что приводит к зажатости и нежеланию общаться

Вручая ребенку в руки планшет, чтобы отвлечь его очередным просмотром мультфильма, взрослые, сами того не понимая, развивают в нем замкнутость и нежелание общаться со сверстниками. Такой образ жизни дает понять малышу то, что общаться с кем-то - это лишняя трата времени. Гораздо лучше сидеть в сторонке и заниматься своими делами. Тем более когда на телефоне есть такие интересные игры, а в планшете веселые мультфильмы, которые отлично отвлекают от реальной жизни. Из-за доступности гаджетов ребенок не хочет общаться с детьми и предпочитает уединение. Поэтому родителям следует ограничить использование им планшета или смартфона.

Симптомы застенчивости

Распознать замкнутого ребенка довольно просто. Излишняя застенчивость и закрытость проявляются в следующем:

  • разговаривать. Он становится тихоней и практически ни с кем не контактирует. Если ему и приходится к кому-то обращаться, он делает это очень тихо или шепотом.
  • Ребенок не хочет общаться со сверстниками. Это может проявиться при переходе в новый детский сад, подготовительную группу или школу. Ему тяжело дается общение с детьми на новой игровой площадке, он все чаще предпочитает коллективным играм самостоятельное копание в песочнице.
  • Он никогда не выражает собственное мнение, всегда и во всем слушается родителей и никогда не бунтует. Тихий и спокойный ребенок может казаться для многих взрослых идеальным, из-за этого мало кто замечает, что его зажатость и замкнутость переходят допустимые границы.
  • Ребенок не умеет дружить. Это должно насторожить родителей, ведь именно в детском возрасте человеку свойственно быть максимально дружелюбным и расположенным к общению.
  • Его привлекают странные хобби. К примеру, вместо того чтобы, как все дети, просить котенка или щенка, ребенок мечтает о пауке или змее.
  • Повышенная эмоциональность. Любая неудача заставляет его лить слезы.

Все эти симптомы должны рассказать родителям о том, что малышу нужны их помощь и поддержка. Определив их, не стоит нападать на ребенка с вопросами о том, почему он так себя ведет. Нужно постараться деликатно войти к нему в доверие, поговорив на отвлеченные темы.

Нежелание общаться и темперамент ребенка

Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.

Существуют следующие типы темперамента:

  • Сангвиники.
  • Холерики.
  • Флегматики.
  • Меланхолики.

Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты - это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.

Многие родители полагают, что замкнутость ребенка - это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.

Как определить настоящего интроверта

Дети, которые являются интровертами с самого рождения, не имеют проблем с самооценкой. Они достаточно легко общаются со сверстниками, но вместо этого общения всегда предпочтут уединение. Ребенок-интроверт всегда уверен в себе, легко находит с другими детьми, но вместе с этим не ищет новых друзей и знакомств. Лишь встретив наиболее достойный объект для дружбы, он пойдет ему навстречу и соизволит познакомиться. Только заинтересовав интроверта, можно найти к нему подход и попасть в число приближенных людей. Родителям такого малыша не придется задаваться вопросом: "Как научить ребенка дружить?" Поэтому не стоит оправдывать стеснение и замкнутость темпераментом.

Застенчивый и замкнутый интроверт

Другие малыши могут иметь признаки интроверсии в своем темпераменте, но при этом еще и обладать повышенной застенчивостью и замкнутостью. Такие дети боятся больших скоплений людей, переживают, когда к ним обращаются, а также начинают теряться в общественных местах. Несмотря на то, что интроверсия - это врожденная предрасположенность, которая не поддается корректировке, замкнутость можно преодолеть. Нельзя оставлять все как есть. Если не помочь ребенку в его проблемах с общением, это может навредить его будущему. Взрослея, человеку становится все труднее перебороть свои страхи и комплексы. Поэтому родители должны помочь малышу справиться с этим в детстве. Кроме них, сделать это будет некому.

Детская замкнутость - норма или отклонение?

Когда ребенок не хочет общаться с детьми, многие родители считают это обычной стеснительностью, которую малыш перерастет самостоятельно. Тем не менее детские психологи считают излишнюю замкнутость серьезным недостатком, который может негативно повлиять на ребенка в будущем.

Каждый человек склонен к проявлению стеснительности. Однако существует разница между ее проявлением в отдельных случаях (в кабинете врача, на свидании, во время выступления на публике) или же в ситуации, когда человек страдает от нее постоянно. Например, если ребенок боится лишний раз подойти к сверстникам, чтобы поиграть или поговорить, необходимо помочь малышу преодолеть дискомфорт и страх общения.

Последствия стеснительности и нежелания общаться

Замкнутость ребенка может стать причиной следующих проблем:

  • Малыш будет подвергаться критике других детей. Слишком стеснительные всегда становятся предметом нападок и насмешек сверстников.
  • Оттого что ребенок постоянно будет ощущать тревогу и волнение, может развиться хроническая нервозность и депрессия.
  • Замкнутому малышу будет намного труднее реализовать свой потенциал и проявить таланты. По мере взросления стеснительность станет еще более тяжелой и ярко выраженной. Это не даст человеку достичь успеха в какой-либо отрасли.
  • Могут возникнуть проблемы личного характера. Замкнутые люди чаще всего остаются одинокими на протяжении всей жизни, они не вступают в брак и не заводят детей.

Именно из-за этих причин необходимо сделать все, чтобы помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт, связанный с нежеланием общаться с другими детьми.

Влияние характера на замкнутость

Типы характера также влияют на уровень стеснительности ребенка. Если он с раннего детства предпочитает тихие игры шумным, скорей всего, это лишь проявление его личных предпочтений. В таком случае нельзя заставлять ребенка общаться со сверстниками через силу, это нарушит его психологический комфорт. Нужно постараться максимально заинтересовать его в этих играх, чтобы ему самому захотелось в них участвовать. Можно пригласить пару-тройку его друзей домой, чтобы в комфортной обстановке ему было легче проявить свои социальные навыки. Также это поможет родителям определить, почему дети не дружат с их ребенком.

Совсем иначе нужно действовать, если по типу характера малыш бойкий, энергичный и активный, но в силу каких-то обстоятельств поменялся в поведении. В таком случае каждый ответственный и любящий родитель должен узнать причину того, почему ребенок не хочет играть с другими детьми. Нужно мягко и деликатно с ним пообщаться. Быть может, он сам расскажет о том, что его расстроило. Скорей всего, малыш поругался с кем-то из друзей и находится в обиде на них. Не желая с ними общаться, он лишь проявляет свой характер, давая понять обидчикам, что они поступили с ним неправильно.

Большинство специалистов советуют родителям замкнутых детей придерживаться следующей линии поведения:

  • Не говорить ребенку о том, что у него проблемы. Иначе это приведет к развитию комплексов.
  • Необходимо оценить обстановку в семье, чтобы убедиться в том, что причина замкнутости не в ней.
  • Хвалить ребенка за выражение собственного мнения. Нужно спрашивать его совета, делиться важными семейными темами. Он должен почувствовать себя полноценным членом общества, мнение которого учитывают и ценят.
  • Нужно без навязывания стараться улучшить коммуникативные навыки малыша. Приглашать его сверстников домой, помогать ребенку вливаться в новый коллектив.
  • Присмотреться внимательно к поведению и одежде малыша. Задаваясь вопросом о том, почему дети не хотят играть с ребенком, нужно убедиться в том, что он не имеет сильных отличий, которые слишком его выделяют. Это может быть необычный стиль в одежде или его речь. В таком случае необходимо устранить причину, которая вызывает у малыша трудности в общении и отталкивает других детей.

Алеся Сергеевна Чернявская,
ведущий специалист по профилактике
социального сиротства общественной организации
«Белорусский фонд SOS-Детская деревня»


Быть родителем - тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. Ведь детсадовская или школьная компания - это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба - это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2-3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Становясь старше, дети 3-6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3-5-м году жизни . Дружба для 3-6-летнего ребенка - это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро - за добро, зло - за зло».

В 6(7)-9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа - сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам. Несмотря на то, что 80-90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны.

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе (8-10 лет) у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя. Правда, до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам, могущим удовлетворить их потребности. В этот период, по мнению исследователей, наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

Заметим, что реальная дружба подростков - очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое - суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг - это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Типичным проявлением дружеской психотерапии является общение «с глазу на глаз» и по телефону. Занимает подобное общение около 3-4 часов по будням и до 9 часов в выходные дни. Несмотря на то, что, по мнению многих родителей, это разговор как бы «ни о чем», психологически он важнее любой содержательной беседы в данном возрасте. Однако безграничная открытость, откровенность и доверительность этих отношений нередко приносят и отрицательные последствия. В момент ссоры, чтобы сильнее уязвить другого, бывшие товарищи могут сообщать окружающим самые заветные секреты своего приятеля.

В юношеской дружбе отчетливо проявляются и гендерные различия. Девушки более эмоциональны и интимны в своих взаимоотношениях. У них меньше близких подруг, по сравнению с юношами, и они предпочитают встречаться с каждой из них по отдельности, а не со всеми сразу. Кроме того, если основным другом для юноши является сверстник одного с ним пола, то для девушки идеальный друг - это юноша старше ее по возрасту. То есть для старшеклассниц слово «дружба», употребляемое для описания отношений, часто является лишь завуалированным названием возникающей любви.

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3-4 лет , для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

. жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

С неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

Ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

Не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

Целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания - довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, - нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Зачастую каждый родитель делает при этом то, что может, ибо идеального решения нет ни у кого. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Сыну или дочери любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме оказания поддержки ребенку, попавшему в непростую ситуацию, надо пристальное внимание уделить системе взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также практикуемым способам воспитания. Большинство родителей живут сегодня слишком напряженной жизнью, и у них просто не остается сил для нормального общения с ребенком. От них требуется хорошо справляться со всеми своими многочисленными обязанностями: сюда входят и семья, и карьера, и многое другое. Поэтому у многих родителей нет энергии, терпения и желания, делать все, что требуется. И когда что-то упускается, то этим «чем-то» почти всегда оказывается жизнь семьи.

Вместе с тем главное - это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить - это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

С дошкольниками уместно вспоминать и ситуации из любимых мультипликационных фильмов. Так, Крошке-еноту помогла подружиться с «тем, кто сидел в пруду» его улыбка (мультфильм «Крошка енот» по мотивам сказки Лилиан Мур), а самым лучшим другом оказался не тот, кто больше всех, а тот, кто пришел на помощь в беде (мультфильм «Самый большой друг» по сказке Софьи Прокофьевой). Поучительными могут стать и истории В. Сутеева, например «Мешок яблок», рассказы про Крокодила Гену, Буратино и т.д.

Помочь ребенку 3-6 лет, даже не умеющему общаться, войти в компанию детей может и авторитетный взрослый. Дошкольники автоматически определяют даже завуалированную неприязнь или симпатию воспитателя к тому или иному ребенку. Поэтому, оказывая определенное расположение и благосклонность отвергаемому малышу, можно ввести его в игровой коллектив. Задача взрослых в этот период научить ребенка: а) уважать интересы других, например, просить разрешения у владельца игрушки перед тем, как ее взять; б) отказывать тому, с кем не хочется дружить; в) добиваться дружбы без «подкупа» желаемого товарища.

Каждому родителю важно знать, что негативное восприятие их сына или дочери сверстниками пытаться изменить никогда не поздно. Взрослые члены семьи могут помочь младшим школьникам и подросткам поднять свой статус в глазах сверстников , если будут:

. предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);

Выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для школьных друзей;

Делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);

Стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.

Особое мастерство требуется мамам и папам, когда проблемы с дружескими контактами возникают у их детей в юношеском возрасте. Зачастую в этой ситуации переплетаются дружеские и любовные взаимоотношения, а родители находятся «между молотом и наковальней», выполняя противоречивую роль. С одной стороны, они должны занимать позицию стороннего спокойного наблюдателя, а с другой - открытого для контакта, готового активно их слушать в любое время суток.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное - начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом.



 

Возможно, будет полезно почитать: