Сказка про волшебный фонарь. Старый уличный фонарь — Ганс Христиан Андерсен. Петсон и Финдус: Именинный пирог — Нурдквист С

Марина Матвеева

Цель :

Создание условий для развития творческих способностей, посредством театрализованной деятельности.

Задачи :

Развивать артистичность, эмоциональную выразительность.

Воспитывать нравственные качества детей .

Дети в костюмах под музыку входят и садятся на стульчики. (Аудиозапись спокойной музыки)

Ведущий : Сказка , сказка – прибаутка

Рассказать её не шутка

Что бы сказочка сначала ,

Словно реченька звучала

Чтоб в серёдке весь народ -

От неё разинул рот,

Чтоб к концу и стар и мал

От неё не задремал.

А чтоб нам не задремать

Будем весело играть.

Птица 1 : Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу

Он играет во трубу!

(Птицы гудят в дудки)

Птица 2 : – Слушайте жители славного леса! Новость такая для вас интересна! Праздник сегодня! Праздник большой, Солнечный праздник, веселый, большой!

Звери : Где ж праздник будет?

Птицы вместе : Под дубом под старым. Всех приглашаем, и взрослых, и малых. Так торопитесь, спешите туда. Мы улетаем. Привет господа! (Улетают на стульчики)

Сказка начинается , Гномик появляется,

Он вечерком в лесу ходил и красным фонариком ярко светил .

(Под музыку выходит Гномик.)

Гномик очень маленький, но зато удаленький!

Улыбается игриво, умный, добрый и красивый !

Фонарик красный , с огоньком.

Он светит ночью, светит днём!

Гном :

Не страшен вечер поздний, совсем мне не темно

В лесу на небе звёзды, с фонариком светло .

Вышел гном на полянку, а навстречу ему звери.

Гном : Здравствуйте, кто же вы такие?

Солнышко, солнышко,

Выгляни скорей!

Солнышко, солнышко

Соберем друзей!

Заяц 1 : Я –Зайчишка, зверь лесной,

В серой шубке я весной.

Заяц 2 : Белый я зимой бываю.

Овощи я с гряд таскаю,

Заяц 3 : И бояться нас не надо…

Мы, гостям зайчата, рады…

Зайцы : Без друзей прожить нельзя

Все об этом знают.

Только верные друзья

В жизни помогают!

(Зайцы берут бубны.)

Посмотрите - ка на нас.

Музыканты мы сейчас.

Бубен в руки взяли.

Громко заиграли. (играют под музыку на бубнах)

Гном : Спасибо зайчики за вашу музыку.

Лягушка 1 : А мы – Лягушки-квакушки.

Баловницы, хохотушки.

Лягушка 2 : Живем мы на болоте.

Нашу кочку там найдете .

Лягушки вместе : Будем мы с тобой дружить!

Будем дружбой дорожить!

Гном : Кто вы, рыжие красавицы ?

Мне ваши хвосты пушистые нравятся!

Белки : Прыткий я лесной зверек.

Хвост мой, словно, кренделек!

По деревьям я скачу.

Орехи, шишки я ищу.

Гном : Кто ты, серенький дружок?

Длинный…у тебя хвосток…

Мышка : Я серый маленький зверек.

Тащу я с поля колосок.

В норке есть моей кладовка.

Там уложено все ловко.

Все мне нужно про запас!

(Гномик подходит к ежу, пытается дотронуться)

Еж : Осторожнее малыш!

Я ведь ежик, А не мышь!

Зверь колючий я лесной,

Не гоняйся ты за мной.

Гном : Кто ты, рыжая красавица ?

Мне твоя улыбка нравится!

Лиса : Я – лисица-хвост мой рыжий!

Подойди ко мне поближе…

Я хитра, я умна!

Я такая вот - одна! (танцует под музыку)

Волк : Волк я хищный, зверь лесной.

На пути моем не стой!

Гном : Буду с вами я дружить…

Буду дружбой дорожить.

(К медведю) Ой, какой ты зверь большой!

Скажи скорей, ты кто такой?

Медведь : А я медведь - лежебока!

Я Мишка очень славный,

В лесу я самый главный.

По лесу я не зря хожу -

За порядком я слежу.

Заяц 1 : А я всего в лесу боюсь и от страха я трясусь!

Заяц 2 : Но здесь, за деревом, наш дом, от лисы я прячусь в нём. (Показывает)

Гном : Эй, зверята, кто шумел, разглядеть я не успел!

Звери :

Нам плохо в темноте играть,

Повесь фонарик на берёзку ,

Пожалел их добрый Гном. Повесил на ветку берёзы красный фонарик , а сам ушёл в свой домик в чаще леса. (Гном вешает фонарик на дерево и уходит )

А тут Ойка – капризуля по дорожке идёт.

Однажды Ойка - капризуля пошла гулять в лес.

(Выходит под музыку Ойка)

Ойка :

Ой, какой фонарик красный , светит ярко, ой, как классно!

Пригодится мне такой, унесу его домой.

Взяла Ойка красный фонарик , завернула в платок и унесла.

На полянку вышли звери и глазам своим не верят.

Звери :

Где фонарик красный наш ,

Кто забрал его у нас (плачут)

Прилетели мудрые Лесные Птицы и стали их уговаривать.

Птицы вместе :

Вы, зверюшки, не грустите,

Слёзки лапками утрите

Я фонарик ваш найду ,

Обещаю, помогу.

(Зверюшки рассаживаются по пенёчкам)

Птицы вместе :

Маша, здравствуй!

В лесу расстроены зверята, фонарик их пропал куда-то .

Маша :

Я не видела фонарик ,

Спроси Ойку , она знает.

Полетела мудрая Лесная Птица к Ойке – капризуле. Видит, у Ойки на столе красный фонарик стоит , светится.

Птица 1 :

Ойка, здравствуй! Как дела?

Где фонарик ты взяла ?

Ойка : Ой! Ой! Ой! Фонарик мой !

Птица 2 :

Добрый гномик приходил, и красный фонарик зверятам подарил .

Ойка : Нет, это мой фонарик ! Это фонарик другой !

Птица 1 :

Ойка, правду говори,я считаю : раз, два, три!

Гном сказал тому кто врёт , фонарик ручки обожжёт !

(Ойка имитирует испуг)

Ойка :

Ой, простите! Ой, простите! Вот фонарик ваш , возьмите! (Отдает фонарик )

Теперь и Ойка будет знать, нельзя чужие вещи брать!

Отнесла Лесная Птица красный фонарик в лес и снова повесила на берёзу.

(Птица вешает фонарик на дерево )

(Выбегают звери.)

Звери :

Как греет этот огонёк, он близок нам, он недалёк.

И как светло в лесу у нас, начинай весёлый пляс!

ВСЕ ТАНЦУЮТ

Ведущий :

Сказке наступил конец !

А кто слушал молодец!

Дружба сказке помогла ,

С дружбой спорятся дела.

Вы, ребята, все дружите!

Своей дружбой дорожите!

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей средней группы «Волшебный фонарик» Воспитатель в группе неожиданно находит на шкафу необыкновенный фонарик, который светится разными огоньками. Спрашивает у детей, может кто-то.

Музыкальная сказка для детей по мотивам "Васи-Василька" Действующие лица сказки: Вася-Василечек Бабочка Пчелка Ёжик Лягушонок Заяц Лиса.

Музыкальная сказка «Дюймовочка» для учащихся начальных классов по мотивам сказки Г. Х. Андерсена Играют дети (9-10 лет) Ведущие: мальчик и две девочки Тётушка Дюймовочка Жаба Сын Жабы Ласточка Жук Рок- группа из жуков (3-4 чел.) Мышь.

Новогодняя сказка. Праздник новогодней ёлки по мотивам сказки С. Я. Маршака «12 месяцев» Новогодняя сказка. Праздник новогодней ёлки по мотивам сказки С. Я. Маршака «12 месяцев» Герои-дети: Мачеха, Марфуша, Настенька, Принцесса,.

В одном городе, жил-был мальчик, который любил гулять по ночам и смотреть на фонари.
Они завораживали его своим тусклым мерцанием или ярким желтым светом.
Фонари были совершенно разные- на длинных столбах или прикрепленные к зданиям по типу настенных бра; круглые или четырехгранные, овальные или каплевидные, свисающие вниз на изящно склоненной ножке или венчающие верхушку столба. Некоторые были как ажурная чаша, держащая шар, некоторые прятали свой огонек в стеклянные коробочки, некоторые были волшебно изящны, окруженные кружевом чугуна, некоторые были строгие. Без всяких излишеств, завитушек и прочего.
Вокруг них мягко ложился ореол льющегося янтарного света, и, казалось ему, тепла. Они были как живые, и он не уставал смотреть на них.
Был у него любимец.
Одинокий фонарь.
На совсем маленькой улочке. Такой маленькой, что ее можно было пройти менее чем за минуту, состоящей всего из трех домов.
Точнее это был переулочек, ошибочно носящий название улица, почему-то Светлая.
Через верхушку фонарного столба шла наклоненная перекладина, на ней металлический башмачок,(ему казалось так), из которого кокетливо выглядывала лампочка, похожая на краешек изящной женской стопы.
Он преклонялся перед красотой дам, и видел ее во всем.
Любимый фонарь очерчивал не резкий круг света, рассеивая темноту, царившую вокруг. Он загорался позже остальных, и мальчик с волнением ждал этой чудесной минуты, когда он мигнет разок.
Пауза.
Мигнет еще.
И еще раз.
Снова пауза.
Фонарь словно раздумывал, стоит ли утруждать себя в эту ночь, даря свет своей души окружающим, но доброта и желание помогать всегда брало верх, и он, мягко, понемногу наращивая мощность, становился светлее и светлее, пока не доходил до максимума.
Если уж он брался за дело, то делал его со всей широтой души.
И если другие фонари позволяли себе внезапно потухнуть, мерцать, становиться то ярче, то тусклее, то этот плавно и беспрерывно лил на землю тихий, но очень яркий свет. Зарево от него хватало на все три дома, хотя освещенный пятачок был только напротив одного.
Они были большие друзья, мальчик и этот фонарь.
Совсем близко от столба, наполовину попадая в сияние, стояла скамеечка, на которой любил посидеть Алекс.
Мальчика звали Александр, но он отбрасывал последние 4 буквы.
Он приходил почти каждый вечер принося с собой томик стихов. Иногда читал их вслух. Редкие, (откуда ж здесь частые) прохожие бросали на него недоуменные взгляды.
Он странный, думали они, разговаривает сам с собой.

Откуда им было знать, что он читает их фонарю?

Два неисправимых романтика находили огромное удовольствие в словах, по- особенному сложенными в поленницы, на краях которых были рифмы. Они звучали как музыка.
Алекс произносил их смакуя каждое слово, пробуя его на вкус, насладившись им вдоволь и наконец, проглатывая всю строчку.
Он почти пел их, а иногда слова хотели танцевать. Тогда друзья наслаждались тем, как слова порхают в ритме танго, или кружат вальс.
Иногда слова падали как опавшие листья, тихо, с шелестом опускаясь на землю, а иногда стучали молоточками, отбивая ритм.
Это было так увлекательно читать стихи! Им обоим это доставляло истинное удовольствие.
Мальчик читал разные стихи, о морях, о горах, о реках и озерах, о дальних странах, о путешествиях, о томлениях души, о ее смуте. Фонарь после прочтения просил рассказать о том, что услышал.
"Море? Что это такое?"- удивленно спрашивал он. И Алекс рассказывал о бескрайних просторах, состоящих из изумрудной соленой воды, о волнах, штормах, кораблях и чайках. Фонарь представлял то, что ему никогда было не суждено увидеть. Так проходили их вечера.
Однажды мальчик прочел стихотворение "Послушайте!"
"Звезды? Что это такое?"- прозвучал обычный вопрос.
"Звезды! Ты разве не видел звезд? Они же мерцают прямо над тобой! Подними голову! Они прекрасны! Мне они напоминают такие же фонари, но очень далекие, настолько далекие, что круг их света - маленькая сверкающая точечка."- с жаром сказал мальчик.
Фонарь незамедлительно поднял голову.
"Где они? Я вижу только темноту"- ответил он.
"Тебя, наверное, слепит твой свет! Тебе нужно на минуту погасить его, что б увидеть звезды!"- взволнованно произнес Алекс.
"Я не могу погасить свой свет. А вдруг пойдет какой-нибудь прохожий?"- ответил он.
"У тебя такая маленькая улочка, что прохожие здесь так редки! И все они уже вернулись с работы!"- сказал мальчик.
"И все-таки я не могу этого сделать! Вдруг к ним придет кто-нибудь в гости? Или кому-нибудь нужно будет сходить в магазин? Нет! Я положительно не могу погасить свой свет!"- отказался Фонарь.
Вскоре мальчик ушел спать, а он вспоминал стихотворение, и думал о своих далеких собратьях.
Когда наступило утро, и свет потух, фонарь вскинул голову, в надежде увидеть эти загадочные звезды. Но, увы! И вечером долго всматривался в далекое небо. И тут его ждало разочарование. Далекие собратья зажигали огни одновременно, и гасили тоже одновременно с ним.
Именно поэтому он и мигал, сомневаясь, не пропустить ли эту ночь, удержав в себе свет души своей, и не посмотреть ли на звезды.
Он грустил. Его уже не так как раньше радовали стихи.
А однажды Алекс уехал в путешествие. Он не приходил уже третью ночь.
Было скучно и тоскливо.
На седьмую ночь тоска стала просто невыносимой! Она охватило все существо фонарной души. И впервые свет его стал неровный, как будто нервный.
И в следующий вечер он, терзаясь сомнениями, мигнул раз, потом еще, и еще трижды. Но не зажегся после этого, как обычно.

Нaтaлия Литвиновa
Сценарий сказки «Кудряшка и волшебные фонарики»

«Кудряшка и волшебные фонарики »

Сказочница :

Сказку для вас сейчас мы расскажем,

Шутки и смех будут снова звучать.

Наши герои появятся в зале,

И в волшебство ты поверишь опять .

Мы представленье свое начинаем,

И мастерство показать каждый рад!

Здесь мы для вас и споем, и сыграем

Сказку старинную на новый лад.

Давным-давно в одной маленькой деревеньке рядом с лесом жила была девочка со своей бабушкой. Звали девочку Кудряшка , а знаете почему? Потому что волосы были у нее светлые и кудрявые . Каждое утро она выбегала из дома и радовалась новому дню, теплому солнышку, кружилась она и пела.

Звучит музыка, Кудряшка танцует .

Но в этот день все было по-другому, все утро и весь день, не появилось ни одного солнечного лучика на небе, и Кудряшка расстроенная прибежала к бабушке и спросила.

Кудряшка :

Бабушка, скажи, куда подевалось солнышко?

Бабушка :

Сегодня всю ночь дул осенний, холодный ветер и когда солнышко хотело выйти на небо, то его сдуло далеко-далеко за дремучий лес. Чтобы оно опять вернулось, нужно найти волшебные фонарики , которые разбудят солнышко, я знаю, они есть у лесных жителей.

Кудряшка :

Можно мне пойти в лес? Я найду волшебные фонарики , и снова всем станет тепло и светло.

Сказочница :

Бабушка сначала не хотела отпускать свою внучку, но девочка так ее упрашивала, что та согласилась. Дала она Кудряшке в дорогу пирожков и бутылочку молока и благословила в дорогу.

Зашла девочка в лес, ходила, бродила и заблудилась.

Кудряшка :

Я дорогу потеряла

И в лесу я заплутала!

Ох, устали мои ножки,

Пойду скорее по дорожке.

Сказочница :

Долго ли коротко ли ходила девочка и вскоре пришла до большого дерева, где и жила лесная фея.

Кудряшка :

Здравствуй добрая лесная фея.

Лесная фея :

Здравствуй девочка, куда направляешься?

Кудряшка :

Я ищу солнышко?

Лесная фея :

Вижу, ты заблудилась, но к солнышку нельзя идти в таком старом платье.

Кудряшка :

Что же мне делать?

Лесная фея :

Так уж и быть, за то, что ты такая добрая и вежливая, я подарю тебе новый наряд.

Сказочница :

Дотронулась фея своей волшебной палочкой до старого платья девочки, и оно превратилось в роскошный наряд.

Поблагодарила Кудряшка фею и отправилась в путь.

Вскоре увидела избушку,

Маленькую, как игрушку!

Кудряшка :

Может здесь я посижу,

И немного отдохну.

Кто-то в дом идет сюда.

Сказочница :

Заходят два гномика.

Гномик 1 :

Ой, братец смотри, девочка, какая хорошенькая.

Как ты сюда попала?

Кудряшка :

Я Кудряшка , а вы кто?

Гномик 1 :

Мы гномы, гномы, гномики,

Мы в разных колпачках,

Сушим летом на зиму,

Грибочки на сучках!

Гномик 2 :

Клады мы откапываем,

Нацепив очки,

Служат нам фонариками

Жучки и светлячки.

Вместе :

Всем, кто заблудился,

Мы покажем путь :

Где нужно идти прямо,

А где нужно свернуть.

Кудряшка :

Солнышко ищу друзья,

Ох, не справлюсь я одна.

Огонек мне нужен ваш.

Гномик 1 :

Мы дадим тебе то, что ты просишь,но сначала отгадай загадку :

Зайчик скачет по стене…

Зайчик прыгает во тьме…

Белый, кругленький как шарик.

А в руках моих…. (фонарик )

Сказочница :

Кудряшка так обрадовалась фонарику , что поблагодарив гномиков, стала петь «Песенку про фонарик » .Ребята, давайте мы все вместе споем песенку про фонарик .

Кудряшка :

Здравствуйте милые крошки, помогите мне найти солнышко, но для этого мне нужен ваш фонарик .

Зайчик 1 :

Мы конечно рады помочь, но нам так грустно без света и тепла, можешь нас развеселись. И мы дадим тебе наш фонарик .

Кудряшка :

Листочки мои осенние закружитесь в хороводе, порадуйте зайчиков.

Музыка. Танец листочков.

Зайчик 2 :

Какой красивый танец, спасибо Кудряшка , держи наш фонарик , пусть тебе он поможет вернуть солнышко на небо.

Сказочница :

Поблагодарила девочка зайчиков и отправилась дальше. Устала и присела на пенек отдохнуть.

И вдруг из – за дерева выбежали два лисенка, они громко кричали и о чем-то спорили.

Кудряшка :

Ой, ой, ой! Вы кто?

Лисенок 1 :

Мы из сказочной страны .

Мы задорны и смешны,

Ворчуны и шалуны

Рыжие лисята мы.

Лисенок 2 :

За тобой давно идем,

Огонек с собой несем,

Спорим уже долго,

Возьмешь ты нас в дорогу?

Кудряшка :

Конечно возьму, вместе веселее.

Сказочница :

Звучит музыка.

Проснулось солнышко, всколыхнулось и поднялось высоко – высоко в небо.

Обрадовались жители леса, ведь произошло настоящее чудо.

Тьма отступила, сон ушел.

Теперь все будет хорошо!

Теперь мы можем веселиться

И в танце весело кружиться.

Стали хоровод водить, дружно, дружно стали жить.

Звучит музыка, все герои сказки водят хоровод .

Публикации по теме:

Цель: - развивать знания детей о садовых и полевых цветах, учить различать их между собой; - формировать навыки слогового анализа и синтеза;.

Пояснительная записка Авторская дидактическая игра «Волшебные часы» предназначена для детей 5 – 7 лет. Может быть использована в работе.

Добрый день,дорогие коллеги! Наконец-то зима закончилась! Предлагаю вам свою авторскую песню для детей младшего дошкольного возраста "К.

Авторская сказка «Как заяц друзей нашёл» Цель: Формирование первоначального представления о диких животных (заяц, ёж, белка, лиса). Ознакомление детей с понятием – дружба, друзья.

Авторская сказка «Как ёжики от лисы спаслись» Жила- была мама ежиха со своими маленькими ежатами. Как-то раз,ежата заигрались,и убежали далеко от своего дома в лес. По дороге встретили.

МКДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 281

г.о. Самара

Сказка

«Волшебный фонарик»

(сказкотерапия)

Выполнила: Липатова Галина Евгеньевна,

воспитатель 1 категории

Самара, 2012 г

Введение

«Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью»

(А. Спиваковская)

Различают возрастные и невротические страхи. Невротические страхи – это результат длительных и неразрешимых переживаний, обычно это страхи темноты, одиночества. У детей после трёх лет бурно развивается фантазия, воображение, мышление; при этом они легко внушаемы и наивны. Поэтому страхи сопровождают детей в течение нескольких лет. И даже если взрослому кажется, что ребёнок пережил благополучно какую- то пугающую ситуацию, можно ожидать, что спустя несколько дней или недель у него снова появятся страхи. Поэтому задачей взрослых является выявление наличия страха и снятие этих страхов с помощью различных методов:

    прорисовывание страхов,

    просмотр мультфильмов,

    проигрывание ситуаций,

    сказкотерапия и др.

Сказка «Волшебный фонарик» направлена на осознанное обесценивание страха темноты и бессознательное устранение его. Способствует приобретению опыта, формированию умения использовать этот опыт в реальной жизни. «Волшебный фонарик» помогает главному герою превратить чудовища в обыкновенные вещи, не боятся их в темноте. Использовать данную сказку можно педагогам в индивидуальной работе с детьми, в коллективной работе на занятиях, а так же родителям дома.

Сказка « Волшебный фонарик»

В одном городе, на обычной улице, в большом многоэтажном доме жил-был мальчик Вася. У Васи была большая семья – папа, мама, бабушка, дедушка. А ещё в их доме жил пушистый кот, звали его Тимофей. Жили они дружно и весело. Пока мама и папа были на работе, Вася вместе с дедушкой и бабушкой весело играли, придумывали разные интересные дела. Вася был хорошим мальчиком, добрым и весёлым, а ещё ласковым. Для всех своих родных он к праздникам готовил подарки и никогда не забывал про друга Тимофея.

Каждый день было весело и интересно. Всё было хорошо, пока не наступал вечер, а вместе с ним приходило время сна. Всё менялось. Вася капризничал, придумывал разные отговорки, чтобы не идти спать. То кушать хочет, то водички попить, то в туалет сходить. Но время проходило, и надо было ложиться спать. Мама провожала его в кроватку. Целовала, говорила добрые ласковые слова. Укутывала в одеяло и уходила в свою комнату. Вот тут то и начиналось самое страшное, чего так боялся Вася. С наступлением темноты появлялись страшные чудища! Они были повсюду, выглядывали из-под кровати, прятались за занавеской. Было очень страшно. И малыш начинал плакать, звать маму и бабушку. Конечно, родные приходили по первому зову. И так продолжалось каждый вечер.

Но вот однажды вечером, папа и дедушка подозвали к себе Васю.

Вася, – сказал папа, мы принесли тебе фонарик!

Да это не простой фонарик, он волшебный – сказал дедушка.

А что в нём волшебного? – спросил Вася.

Стоит тебе навести его на страшные чудища, все они превратятся в предметы, – сказал папа.

Возьми, попробуй, может он тебе поможет?! – сказал дедушка.

Хорошо я попробую, – ответил Вася.

Наступило время сна, мама как всегда проводила Васю в кроватку. Поцеловала, обняла и положила рядом фонарик. Вот выключили свет. Наступила темнота и как всегда чудища стали появляться. Вася хотел уже заплакать и закричать, но вспомнил о том, что у него есть волшебный фонарик.

Может он действительно мне поможет, – подумал Вася. Включил фонарик и направил его на чудище, которое выглядывало из-за занавески. И случилось чудо, просто волшебство! Чудище превратилось в цветок, который рос у них на подоконнике.

Ага, испугалось!!! – закричал Вася. - Вот получай!!! И луч фонаря метнулся под кровать. И вот другое чудище превратилось в домашние тапочки. Битва с чудовищами продолжалась недолго, все они пропали. Фонарик действительно оказался волшебным. Вася уснул спокойным сном.

Когда наступило утро, Вася подбежал к папе и дедушке и сказал им:

Большое спасибо за волшебный фонарик. Он действительно помог мне Мальчик был рад, он победил свой страх. Так у Васи появились новые друзья: уверенность и смелость. И навсегда пропал его враг – страх темноты.

Работа с детьми по сказке:

1.Расскажите коротко, о чём это сказка?

2.Как зовут главного героя?

3.Где и с кем живёт мальчик?

4.Чего боялся мальчик?

5.Кто помог Васе?

6.Как победил своего врага Вася?

7.Какие друзья появились у мальчика?

8.Случалось ли с вами такое?

9. Кто помог вам и как?

10. Что хотели бы вы взять для себя из этой сказки?

Памяти Григория Борисовича Ягдфельда.

С благодарностью О. Буйковой за иллюстрацию
***
Тридцатое декабря начиналось как-то не по-праздничному: тусклым пасмурным рассветом. И елка еще не стояла на обычном месте в углу у окна - мама пообещала купить ее по пути с работы. Уходя, у двери она привычно обернулась: «И расчешись, Леля!» - все как всегда. Покрутившись немного у зеркала – курносый носик, черные глазищи и спутанные волосы (попробуй, расчеши!) – Леля. зевая, включила телек и ничего не увидела, изображение снова зависло. Из кухни донеслось глухое урчание, и мелко задрожал пол… все-таки Кто-то живет там, в холодильнике! Когда мама дома, Он прячется, а вот сейчас, стоит холодильник открыть… нет!! Не надо открывать! Да и есть не хочется. Почти.

Сумерки по углам, и темнота под скатертью. Если долго присматриваться, то начинает казаться, что оттуда смотрят… и шевелятся! Стараясь не поворачиваться к столу спиною, Леля бочком уселась у окна. Положив локти на подоконник, а подбородок на кулачки, стала рассматривать зимний двор. Ничего там не происходило: падал снег, машины уже спрятались под снежными шапками, и детскую площадку замело. Из-под крайней машины показалась бабманина кошка Алиса и пошла к подъезду, брезгливо отряхивая от снега черные лапки. Хоть бы мама разрешила кошку завести! « Какая кошка при твоей аллергии!» – одна у нее отговорка.

У других детей елки стоят уже! – почему-то с обидой подумалось Леле. На елках гирлянды мигают, и так здорово мечтать о подарках, которые найдутся новогодним утром под увешанными шарами ветками. За окном тем временем подул ветер, завьюжило, а со стороны детской площадки появился прохожий. Леля присмотрелась: забавная шапка, красная куртка… и походка такая знакомая… В этот момент, словно почувствовав Лелин взгляд, тот поднял голову и помахал рукой.

Дед Светозарий! Деда! – вскочила Леля и бросилась в коридор, набросив куртку на ходу и роняя тапочки. Щелкнул замок, темнота на площадке, и в другое время Лелю это остановило бы… но теперь, не замечая ничего, ссыпалась по лестнице, чуть не сбив с ног сгорбленного незнакомца в низко надвинутом капюшоне. Извинилась на бегу и побежала дальше.

Ну вот как можно жить в этой стране! – злобно посмотрел незнакомец вослед Леле.- Никакой цивилизации, никакого страха нет…

Так бормоча, подошел он к распределительному щиту на лестничной клетке и, оглядевшись, негромко свистнул. Тут же тьма у щита сгустилась, и, просочившись через щель, соткался призрачный силуэт.

Ты, Страшила Коридорная, что ли? – у незнакомца был морозный скрипучий голос.

Кто ж еще… Пан Морок, вы задолженность за ноябрь принесли?

Какую?! – рявкнул Морок, но «тс-с!» - прижала палец к губам Страшила – и он продолжил уже свистящим шепотом. – Какую задолженность?! Ничего не делаете – почему свет не горит только на площадке пятого этажа?

Хорошее дело: датчики отрубить! – сварливо отозвалась Страшила. – А ежели датчики на нас, на нежить, и не реагируют вовсе, как узнать - работают ли? А вообще, нам давно уже молоко надо…

В этот момент зажглась лампочка этажом ниже, и послышались оживленные голоса. Страшила Коридорная тут же просочилась обратно в распределительный щит, а Морок на цыпочках бесшумно поднялся на этаж выше и остановился, прислушиваясь.

А отчего это свет не горит у вас на этаже? – это подошли к двери дед с внучкой. – Наверное, датчик не работает, надо бы посмотреть… у вас дома отвертка есть?

Да у нас с лампочками в доме вообще беда, - радостно отпирала дверь Леля. – Все перегорают сразу, мама говорит китайские потому что…

А я тут гирлянду принес вам на елку.

Мама только вечером…

В дери щелкнул замок, и пока Леля в прихожей вываливала на деда все последние новости, Морок собрал на площадке безлюдного в это время девятого этаже всех Квартирных Страшил подъезда. Были все они на одно лицо, словно из дыма сотканные: в серых пуховых платках, в серых же пуховиках и в мышиных платьях в пол.

И условия работы у нас вредные, - гундосила Страшила из Лелиной квартиры. – Работаем в пыли и сырости. Нам молоко за вредность полагается!

Да, да… молоко, - зашумели остальные Страшилы. – И потом – задолженность…

При этих словах Морок вдруг расправил плечи и сдвинул очки на лоб. Тут же случилось удивительное – стал он вдвое выше, а, встретившись с ним взглядом, Страшилы тут же умолкли.

Светозарий здесь. В тринадцатой квартире. А вы мне тут о молоке!

И что теперь нам делать? – прошелестели Страшилы.

Работать, девочки. Работать! – обвел взглядом собравшихся. – Светозарий пришел и уйдет. А у нас с вами какие задачи здесь? Учтите: стоит детям страх потерять, собраться вместе – и прости-прощай тьма! Прощай мрак. Новый год на носу – зажгут гирлянды, огни и хлопушки. А потом и вовсе весна наступит, лето – жди солнца непрерывного… почти (Страшилы вздрогнули). Вы подумали, что нам останется? Только мы, и только сейчас сможем это остановить!

Да мы что? Мы понимаем, - отозвались Страшилы. – Делаем, что можем…

***
Они сидели в кухне за столом на табуретах и болтали ногами – дед и внучка. Рядом с дедом Леле всегда было легко и радостно: низкорослый, румяный, с седой бородкой, он словно светился изнутри, и невозможно было сдержать улыбку, глядя на него. При нем вот даже холодильник молчал, словно воды в морозилку набрал.

Значит, ты дома одна…

Так мама на работе. А в школе карантин, - Леля доверительно наклонилась к деду. - И одной страшно, деда!

Почему же «одной»? Я видел в окне на третьем этаже девочку. А на втором – мальчика.

Девочка – это Катя, в параллельном классе учится. А мальчик – Антон. Мама говорит инвалид он. Не ходит.

Ну? И почему же вы порознь?

Так… - растерялась Леля. Сидела, склонив голову набок, и рисовала на скатерти замысловатые узоры. – Никто же не гуляет… и в гости ходить страшно, вечно на лестнице света нет.

Да! О свете! Пойдем-ка на площадку, посмотрим, что там у вас.

На площадке дед поставил табурет к щиту, а Леля не закрыла входную дверь, чтобы было светлее. Поднявшись, дед открыл дверцу, достал из кармана фонарик, сильно встряхнул его и посветил. От резкого голубоватого света тьму словно разорвало в клочья, разлетевшиеся по углам. Дед хмыкнул и покосился на внучку.

Говоришь, перегорают осветительные приборы?

Умгу, - зачмокала Леля, у которой за щекою была дедина конфета. – Китай потому что.

Может быть, может быть… - стал орудовать отверткой дед и вскоре площадка осветилась.

Перегорит, - скептически скривилась Леля.

Посмотрим, - дед был настроен оптимистично.

Вернувшись в квартиру, дед засобирался, а Леля повисла у него на рукаве: «не уходи, деда!»

Я скоро еще приду, внучка. А сейчас вот что: понимаю, тебе страшно. Но я тебе помогу, - дед достал из кармана фонарик. – Возьми. Он не перегорит никогда. Надо только верить, что загорится, да встряхнуть его хорошенько. С ним никаких страхов можешь не опасаться – точно тебе говорю. И подружись с Антоном и Катей, тогда у вас каждый день будет праздником. Да! И причешись, Леля!

***
«Снова одна!» - вздохнула Леля, помахав деду из окна. Заложив руки за спину, отправилась на кухню, напевая под нос любимую мамину песню «Детство босоногое мое помнит…», когда в углу вдруг подпрыгнул холодильник. Взвизгнув, бросилась в прихожку, схватила дедов фонарик и направила его на агрессивно рычащее чудище. Но сколько ни нажимала она на кнопку, фонарик не зажигался.

Хлюпая носом, уселась на диван и покрутила дедов подарок в руках. Был он тяжелым, старым и покрытым серебристой краской, что облупилась местами. Открыв крышку, не обнаружила в фонаре батарейку… мало того – похоже, даже лампочки не было! Что ж это дед Светозарий – посмеялся так? И тут же будто что-то мигнуло под столом, и словно хихикнул кто. «Ах вы ж!...» - вскочила Леля и, яростно тряся фонариком, закричала – «гори!» Тотчас вспыхнул голубой свет, рассеяв темноту под столом.

Окно между четвертым и пятым этажом было разбито и временно закрыто фанерой. Как только Леля сбежала по ступенькам пролет, свет за ее спиной погас. В наступившей темноте она вдруг осознала, что забыла взять фонарик. Первое же желание – вернуться… но темнота за спиной дохнула холодом, и ясно представилось, что, обернувшись, увидишь такое! У Лели перехватило дыхание, она осторожно сделала еще несколько шагов вниз… когда пролетом ниже привиделась ей сутулая фигура давешнего незнакомца в капюшоне. Замерла, подумав: а вдруг он разозлился на нее за то, что толкнула. Страшный такой! И тогда Леля, все так же не дыша и втянув голову в плечи, начала пятится обратно. За ее спиной кто-то вздыхал и мягко топал, каждый следующий шаг давался все труднее… да тут на площадке сзади вспыхнул свет, и тут же стихли все звуки. «Спасибо деду!» - оборотилась Леля и бросилась к своей двери.

Конечно, прежде она плотно бы закрыла дверь, и до прихода мамы ни ногой! Но теперь, имея такую подмогу, и справившись с домашними страхами, Леля так просто сдаваться не хотела. Крепко сжимая светящийся фонарик в руке, освещая все темные углы, спустилась она на третий этаж и, став на цыпочки, решительно нажала звонок. Дверь осторожно приоткрылась: «Леля?!» - удивилась визиту Лели Катя, но еще больше, похоже, обрадовалась. Елка у нее стояла уже, и гирлянда на ней мигала; мало того – даже холодильник был новый и не рычал вовсе… а все ж по всему было видно, что одной страшно и Кате.

Леля по-хозяйски прошла в зал, увидела стол без скатерти и спросила доверительным шепотом: «Где страх прячется-то?» Оказалось – в кладовке. «Кто-то там шевелится все время» - сделала круглые глаза Катя. «А у меня волшебный фонарик! С ним никаких страхов можно не бояться! » - похвасталась Леля. Но Катя была отличницей с голубыми глазами за толстыми стеклами очков. Потому, осмотрев фонарик, она авторитетно заявила, что этот «металлолом» светить не может! Леля улыбнулась и скомандовала открыть дверь кладовки. «Гори!» - встряхнула фонарик Леля, и голубой свет, разорвав тьму, осветил ряды банок под крышками на полках. «Видишь, нет никого! А с фонариком и бояться некого!» Глаза у Кати за очками стали еще больше, и она попросила дать ей тоже посветить… да только у нее фонарик не зажигался отчего-то. «Веры у тебя маловато!» - авторитетно поставила отличницу на место Леля.

Настроение у девочек становилось все более праздничным. Возле елки захотелось помечтать о новогодних подарках, и девочки поделились содержание писем Деду Морозу: Леля просила большую говорящую куклу, а Катя – розовый зАмок с музыкальными воротами. Между тем в квартире стало светлее, и снег перестал валить за окном. «Слушай, Катя… давай пойдем снеговика слепим, а?» - замирая от собственной смелости предложила Леля. Было видно, что Кате того же захотелось, но – «так мама же не разрешает одной гулять?» «И мне не разрешает… но нас же теперь двое. Даже трое!» - кивнула на фонарик Леля, и девочки рассмеялись.

На улице было светло и морозно, и казалось, что в воздухе пахло мандаринами – ничего удивительного, впереди был Новый год. Снеговика слепить не удалось, сухой снег рассыпался в руках. И снежки, которыми они бросались друг в друга, тоже рассыпались, и так было даже веселее. Разрумянившись и насмеявшись, девочки упали спиною в снег, изображая снежных ангелов… когда увидели в окне второго этажа улыбающегося мальчика. «Антон!» - переглянулись, вскочили и стали махать руками у него под окном. Затем «мы – к тебе?» показала жестами Леля, и Антон закивал так истово, что у него чуть голова не отвалилась.

В его квартире было вовсе не грустно, как можно было предположить. Был Антон худеньким, веснушчатым и очень смешливым. Когда у девочек загорелись глаза при виде его инвалидной коляски, он скомандовал помочь ему перебраться в кресло, и разрешил девочкам покататься. Ничего у них не получалось вначале, коляска то и дело натыкалась на стол и стены, вызывая взрывы смеха. Потом Леля вспомнила о фонарике и предложила Антону разобраться с его страхами, но тот лишь рукою махнул «какие страхи теперь!»

Елка у Антона стояла уже возле окна, и девочки залюбовались: до чего же красивая! Только гирлянды не было. Тогда Леля хлопнула себя по лбу - «подождите-ка!» - и, прихватив фонарик, взлетела к себе на пятый и вернулась с подаренной дедом гирляндой. Когда гирлянду повесили на елку и подключили, сразу захотелось потанцевать, но пробили старинные часы на стене: уже пять! Сейчас придут родители, пора по домам.

Антона усадили в коляску и обещали прийти к нему завтра – их будет ждать мамин торт «наполеон».

К вечеру тучи ушли, и с неба на предновогоднюю землю глянули яркие звезды. Им было видно, как по глубокому снегу мимо детской площадки тащились неясные тени. Впереди, надвинув капюшон, шел Морок, за ним, увязая, Страшилы, осыпая его упреками.

Что же, что ушел Светозарий – а его фонарь?..

Как она им махала! Я вся в синяках!

А у меня и вовсе куриная слепота развилась: вот, не вижу ничего…

И вообще, пан Морок, вы даете нереальные задания. Это… как его… волюнтаризм!

Тихо! – вдруг скомандовал Морок, и процессия остановилась. – Посмотрите на тот дом!

Перед ними за белыми деревьями перемигивалась гирляндами в окнах девятиэтажка… и вдруг свет погас во всех ее окнах.

Пришлось повозиться с электриком, зато результат налицо! У нас еще есть время: в доме двенадцать девочек и восемь мальчиков – вперед!

С мамой телевизор работал почему-то. Елка была принесена, как обещалось, мама установила ее и начала украшать, Леля подавала шары, и обе подпевали лысому дядьке в телевизоре «Детство босоногое мое…» Вдруг у мамы упала хлопушка – она стояла и смотрела на подоконник. Леля оглянулась: на подоконнике лежал фонарик.

Откуда он у тебя? – у мамы был странный голос. – Я этот фонарик в детстве еще потеряла…

Деда Светозарий принес! Он, знаешь…

Елизарий, Леля. Так звали деда…

Но ведь деда на Световом заводе работает, мам, потому Светозарий…

На заводе осветительных приборов. Работал. Леля! Ты уже большая девочка и должна понимать: деда нет с нами. Его не стало, когда ты еще маленькой была.

За окном на искрящемся снегу были видны отблески веселой гирлянды со второго этажа, и Леля улыбнулась «как же – нет! Обещал прийти скоро, значит – придет!»

Рецензии

Здравствуйте, Александр!
Великое читательское спасибо за чудесную сказку!
Вы так тонко чувствуете детей!
Вспомнились сразу свои детские страхи. Когда маленький человечек остаётся один на один с миром, пусть даже и привычным, домашним, защитный круг как будто размыкается. Во всех углах мерещится пугающе-неизведанное, от каждого незнакомого шороха и стука сердечко беспокойно бьётся. И стрелки часов медленно плетутся по циферблату.
Очень колоритные героини Страшилы Коридорные.
«Были все они на одно лицо, словно из дыма сотканные: в серых пуховых платках, в серых же пуховиках и в мышиных платьях в пол.» . Запах застарелой чердачной пыли сразу завитал в воздухе.
И дед Светозарий выше похвал!
ЗдОрово!!!

С уважением и пожеланием творческого вдохновения!



 

Возможно, будет полезно почитать: