Возрастные особенности женщин 30 39 лет статьи. Особенности возрастной адаптации женщин второго периода зрелости. Внешность и проблемы с ней, спровоцированные старением

Существуют предрассудки, что после достижения определенного возраста, не принято одеваться или вести себя так, как раньше. Возрастные стереотипы в основном направлены на девушек после 30 и 40 лет. Существуют тысячи табу для женщины определённого возраста: короткие шорты, тату, пирсинг, вызывающий макияж… Но что, если внешние данные позволяют выглядеть молодо и соответственно себя вести и одеваться?

Стереотипы для девушек после 30 лет

  1. Можно ли надевать молодежные вещи? Конечно, девушке в 30 лет не следует ходить в мини-юбке и коротких шортиках. Нежелательно носить короткие кофточки, открывающие область живота. Такую одежду можно надеть на природу. Бутафорные украшения тоже попали под запрет. В 30 лет девушке подойдет элегантный стиль, а не рваные джинсы с футболкой с ярким принтом.
  2. В 30 лет личная жизнь не под запретом. Но прилично ли быть незамужней в этом возрасте? В селах принято считать, что девушка к 30 годам уже обязательно должна познать семейный быт. И неважно, развелась ли она или все еще замужем. Хотя для городских девушек ничего подобного не придумано, они могут жить в своё удовольствие хоть до самой пенсии. То же касается и утверждений, на подобие » до 30 лет девушка обязательно должна родить». В 20 лет можно создать семью и разочароваться в своем выборе, сделанном по «глупой» молодости. Свою судьбу можно встретить и в 35 лет, быть счастливой и любимой женщиной, и только потом родить ребенка.
  3. Можно ли девушке после 30 лет надевать купальник с трусиками стринги? Скорее всего, в этом возрасте у женщины есть муж и ребенок. А попа является интимной частью. Да и фигура девушки уже не та, как в 20 лет – тело приобретает округлую форму, заметны признаки целлюлита, оно вам надо?
  4. Нельзя задерживаться на деловые встречи. Это портит репутацию в глазах деловых партнеров. Успешная женщина должна правильно распределять свое время. Отговорки, которые были уместны в 20 лет уже не подходят.

С девушками в 30 лет все понятно. А как дела обстоят с 40-летними женщинами? В этом возрастном периоде женщина уже должна знать как стать успешной и счастливой. И знания эти она должна получить не из книжек, а из жизненного опыта. Женщина в 40 лет способна сама решить свои проблемы. Она понимает психологию мужчины, находит логическое объяснение его поступкам. Они больше не «закрытая книга» для нее. Низкая самооценка нехарактерна сорокалетней женщине, она знает себе цену.

Стереотипы для женщин после 40 лет

  1. Длинные волосы неуместны, ведь короткая стрижка делает женщину моложе. Но выбор прически должен быть индивидуальным! Можно попросить совета у опытного парикмахера. А седина и вовсе делает вид женщины неухоженным, поэтому рекомендуется использовать краску для волос. Светлые оттенки делают женщину моложе, но главное подобрать подходящий для вас тон волос.
  2. Интимная жизнь после 40 лет невозможна. Зрелые женщины тоже имеют право на интимную жизнь, и нуждаются в ней ничуть не меньше «молодых». И в этом нет ничего постыдного.

Важно всегда понимать, что женщину характеризует не цифра в паспорте, а ее состояние души. Если вы жизнерадостны и в хорошей физической форме — никакие стереотипы не важны! Живите в своё удовольствие!

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью?

По мнению И.С. Кона, "никто не может реализовать себя полностью", и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И:С. Кона, отмечает, что у человека "на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит,

как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено "напрасно", насколько мало он реализовал свои способности и возможности... Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности".

Согласно А.В. Толстых, "при этом человек видит, что "отпущенные ему возможности", их реальное поле постепенно суживается - он уже не может "сделать все", не волен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит "переоценка ценностей" и "пересмотр собственной личности", то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле "отпущенных человеку возможностей". Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность "к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям" не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которой иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости - даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении священы исследования В. Франкла, Он пишет:

"Сегодняшний пациент уже не столько страдает от неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

Я бы хотел просто процитировать здесь пару фраз из письма, которое написал мне один американский студент: "Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось..." Что касается поколения сегодняшних взрослых, я офаничусь лишь ссылкой на результат исследования, проведенного... на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла".

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу, "смысл- это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа". Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл.как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Напомним, что операция - это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу, имеет в виду достижение мотива. Подчеркнем, что имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь "имеет в виду" в данном случае означает фактопосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то. что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив как это обычно бывает, не совпадают).

Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах от частных до глобальнрго - смысла жизни -возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

В действительности, следовательно, мы имеем проблему не смысла как такового, а проблему депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых по замыслу должно было реализовать мотив. Но что же это за мотив, депривация которого вызывает проблему смысла жизни?

Приведем еще одну цитату из книги В. Франкла "Человек в поисках смысла":

"В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла... И все же дело доходит до экзистенциального вакуума. И это - в сердце общества изобилия, которое ни одну из базовых, по Маслоу, потребностей не оставляет неудовлетворенной... "Мне 22 года, - писал мне один американский студент, - у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл".

Легко видеть, что все предметы потребностей, перечисленные в письме, представляют собой эгоистические мотивы и мотивы удовольствий и развлечений. Ни одной сущностной связи с миром в нем не указано. Но, как было показано нами выше, ни принцип удовольствия, ни принцип реальности, контролирующие названные в письме мотивы, не отвечают уровню развития психики человека.

Человек обретает способность быть самим собой, согласие с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Во всех других случаях - при эгоистической направленности личности, промежуточной между нею и гедонистической, духовно-нравственной, а также промежуточной между духовно-нравственной и эгоистической - человек, имея сложный и трудный или сложный и "как бы легкий" жизненный мир, стремится к своей личностной целостности, вследствие чего появляется жизненный замысел. Жизненный замысел представляет собой совокупность целей, направленных на оптимальный (с точки зрения субъекта) вариант жизни, на преодоление сложности внутреннего мира и (если она есть) трудности внешнего, т.е. на максимально возможную гармонизацию жизни. По существу, речь идет о целях, направленных на обретение согласия с миром и способности быть самим собой, хотя и в субъективном их понимании, далеко не всегда адекватном развитию сущности человека.

Согласие с миром, способность быть самим собой (напомним, что это один и тот же феномен, выражающий единство внешнего и внутреннего в сущностной форме жизни) - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни ("экзистенциальный вакуум") возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, как и мотивы удовольствий, неадекватны согласию с миром, ведь они входят в структуру сложного и обычно трудного жизненного мира, для которого характерны внутренние противоречия и внешние трудности. Кроме того, они также подвержены привыканию и пресыщению, примером чего может служить ситуация, представленная в цитированном выше письме американского студента В. Франклу.

Исключение составляют случаи, когда тот или иной эгоистический мотив приобретает гипертрофированную, несопоставимую с другими побуждениями значимость. Это случаи патологического "опрощения" жизненного мира - он превращается в простой и трудный, без внутренних ограничений. Сложность (внутренние препятствия) исчезает, но возрастает значимость трудности, с которой связан страх потери предмета потребности. Вспомним последние годы, да и всю жизнь обладавшего огромной властью диктатора Сталина.

Обсуждая проблемы смысла жизни, B. Франкл подчеркивает, что именно его потеря влечет за собой алкоголизацию и наркоманию: "."Гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника -- фрустрации другого, более фундаментального мотива",

Вместе с тем субъективное переживание наслаждения при данных патологиях он отождествляет с переживанием счастья, т.е. с переживанием реализации того самого "фундаментального мотива" - сущностных сторон жизни, дающих радость бытия и наполняющих жизнь смыслом. Приводя в пример алкоголика, он пишет: "...Счастье было результатом того, что обходным биохимическим путем, с помощью алкоголя он получал удовольствие".

Здесь в плане субъективного переживания, "ощущения" принцип удовольствия распространен не только на первичный, низший уровень мотивации, но и на высший, собственно человеческий, подконтрольный принципу ценности и принципу сущностности. Аналогична и позиция Е. Радова (см. предыдущую главу).

Правда, В. Франкл тем не менее противопоставляет духовность собственно человеческой мотивации этому первичному уровню: "...Если духовные основания подменяются химическими причинами, то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком". Но все же говорить здесь о "прямом" пути представляется нам неправомерным.

Это, конечно же, не прямой путь, это путь не к счастью, а путь в никуда. Как психологический феномен алкоголизация и наркомания, по существу, идентичны гипертрофированным биологическим потребностям. Они имеют ту же природу, что и обострившиеся на грани потери жизни витальные биологические потребности: жажда, голод, нехватка кислорода и т.п. Отличие лишь в том, что вопрос жизни или смерти поставлен здесь в результате прямой физиологической (биохимической) зависимости. В условиях данной патологии и возникает полный уход от всего остального - важно лишь то, что ведет к "спасению". Отсюда и "провалиться всему этому миру..." (Е. Радов).

В молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. Очень многое было предопределено в юности, когда окончательно решались вопросы самоопределения. Однако роль молодости для всей последующей жизни трудно переоценить. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, дают начало будущему поколению. В молодости практикой самой жизни проверяется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути; приобретается профессиональное мастерство. Молодость - это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Об этом возрасте известно очень много и очень мало одновременно… Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания.

Переходный возраст - это очень короткий период жизни,
когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели....

Физическое развитие. Характеризуемый как период «акме», возраст 30 лет является пиковым в физической деятельности. Достигнув вершины развития к 30 годам, физические возможности постепенно идут на убыль после этого возраста. Но этот спад (в промежутке от 30 до 40) не так резок. «До 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким» .

Большую роль в этом возрастном периоде играет тот образ жизни, который велся человеком до достижения 35-40 лет. При ведении здорового образа жизни, регулярных занятий физическими упражнениями, физические навыки поддерживаются на функциональном уровне.

Несмотря на низкий уровень смертности в этой возрастной категории, именно в период ранней взрослости начинают развиваться многие наследственные (диабет, сердечные заболевания) или связанные со стрессами болезни (гипертония, язва, депрессии), хотя мы можем и не чувствовать их симптомов.

Что касаемо здоровья репродуктивного у женщин, то процесс дегенерации неоплодотворенных яйцеклеток между 28 и 35 годами стабилизируется, а после 38 лет овуляция идет на убыль, что влияет на способность женщины зачать ребенка. Репродуктивная функция у мужчин сохраняется на оптимальном уровне, хотя после 40-45 лет может пойти на убыль, что выражается в появлении импотенции.



Таким образом, возраст от 30 до 40 лет характеризуется максимальными физическими возможностями, т.е. примерно в 33-35 лет достигается пик физического развития взрослого человека.

Когнитивное развитие. Во взрослости очень трудно выделить определенные стадии когнитивного развития, но необходимо отметить, что в возрасте от 20 до 40 лет наблюдается пик познавательной деятельности взрослого.

Необходимо отметить, что в период взрослости на когнитивное развитие влияют образование и жизненный опыт. Какие именно навыки в когнитивной сфере развиваются во взрослости сказать трудно, и до сих пор нет полного согласия по этому вопросу. Но можно предполагать, что те навыки, которые используются чаще всего, сохраняются лучше (например, у архитекторов развитым остается пространственно-визуальное мышление).

При изучении вопроса о когнитивном развитии во взрослости теоретиками разрабатываются теории, в которых делаются попытки выделить стадии этого развития. Так, продолжая логику Пиаже относительно стадий когнитивного развития, Клаус Ригель, выделяет еще 5 стадию когнитивного развития. Это стадия диалектического мышления, «на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует и интегрирует их» . Происходит интеграция идеального и реального, когда формально-операциональное мышление дилектически корректируется реальностью мира.

По мнению теоретика Лейбоуви-Виф, критерием когнитивной зрелости взрослых является «обязательность и ответственность», основанные на развитие саморегуляции при переходе к зрелости. Согласно ее взглядам, взрослый человек должен обладать навыками самостоятельного принятия решений.

Некоторые исследователи полагают, что все когнитивные навыки, необходимые человеку во взрослости, формируются в предыдущих возрастных периодах. А взрослый лишь использует то, что приобрел, чтобы развиваться дальше в карьере, жизни. Этот период, согласно Шайи, называется периодом достижения, главной особенностью которого является умение принимать личные решения касательно своей жизни.

Кеган же считает, что человек развивается на протяжении всей взрослой жизни, путем изменения и выработки смысловых систем, которые становятся уникальными, но имеют сходства «со смысловыми установками других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития» .

Таким образом, при трудности выделения стадий когнитивного развития, если таковые имеются, можно утверждать, что главным в развитии когнитивной сферы является умение находить для себя смыслы и принимать личные решения, способствующие укреплению позиций в профессии и семье.

Задачи развития.

Левинсоном были проведены исследования группы мужчин и женщин (возраст от 35 до 45 лет) на основе интервью.

Хотя первоначально Левинсона интересовал период от 35 до 45 лет, он обнаружил, что полноценное развитие и адаптация на этой стадии зависят в значительной степени от роста индивидуума в период начинаний (от 17до 33лет), поделенный на 3 подпериода.

Для мужчин в их жизни являются важными такие задачи, как определение мечты, обретение наставника, построение карьеры, установление близких отношений. Существенно обрести свою мечту, которая бы вдохновляла мужчину в деятельности. Для осуществления мечты необходима помощь наставника, вселяющего уверенность. Важно построить карьеру для того, чтобы самоопределиться во взрослости, заключить брак и построить крепкие семейные отношения. Необходимо отметить, что только лишь после 30 лет мужчина развивает способность к серьезным отношениям партнерства с женщиной.

Перед женщинами стоят те же задачи развития, но имеются существенные различия в том, как эти задачи выполняются.

Личность, семья и работа. Именно в этих трех взаимосвязанных сферах происходит развитие взрослого человека. Создание семьи (установление отношений близости с женой/ мужем и передача своего жизненного опыта детям посредством их воспитания) или же попытка продуктивно реализовать себя в профессии являются путями достижения генеративности, которая в теории Эриксона является главной задачей развития взрослых.

Семья – важный контекст развития взрослых. В 30 летнем «бальзаковском» возрасте женщина требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него. Усложняются отношения с детьми, которые, как правило, вступают в подростковый возраст. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери. Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Это делает его не только более широким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами - проблемами защиты социальных прав своих близких от воздействия чужих людей . Необходимо научиться принимать новые роли и строить свое поведение в соответствии с этим, что требует терпения и мудрости. Для мужчин также важно при освоении родительской роли найти свое место в семейных отношениях и принимать на себя ответственность за разные проявления жизни семьи.

Помимо семьи, важным является профессиональное совершенствование. Считается, что в профессиональном пути, возрастной промежуток от 25-30 до 40-44 лет является этапом, когда совершенствуется профессиональное мастерство и происходит продвижение по служебной лестнице. Ближе к 40 годам человек стремится показать все, на что он способен в избранной профессии. Занимается прочное положение в профессиональной сфере деятельности, что приводит к стабильности.

По достижении задач развития, поставленных в возрастном промежутке от 30 до 40 лет, человек переходит на новый этап в своем жизненном пути, связанный с переходом в срединный путь жизни. Открывается этот промежуток кризисом 40 лет.

Таким образом, то, что было нажито и пройдено человеком до 40 лет, определяет течение его дальнейшей жизни и переживание последующих кризисов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002 – 992 с.

3. Порхачева Л.В. , Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.

В период ранней взрослости - от 20 до 40 лет наблюдается физический расцвет человека, самый пик ее активности, силы и выносливости

У большинства мужчин и женщин функционирования органов, скорость реакций, двигательные навыки достигают своего максимума в промежутке между 20 и 30 годами

Г. Крайг описывает изменение основных показателей физического развития начиная с ранней взрослости и заканчивая 80 - летним возрастом

К таким показателям. Г. Крайг относит: скорость прохождения нервного импульса, функцию почек, функцию сердечно-сосудистой системы, силу мышц, полезный объем и жизненную емкость легких

В 20-летнем возрасте эти важные показатели достигают максимума и равны 100 процентам. С 30 лет начинается постепенное снижение уровня функционирования физиологических систем организма

Стоит отметить, что снижение работоспособности каждой из функций организма происходит неодинаково. Так, жизненная емкость легких ощутимо уменьшается с возрастом (20 лет - 100%, 40 лет - 74%, 60 лет - 50 0%, 80 лет - 25%). А скорость прохождения нервного импульса в 20 лет составляет 100%, до 40 лет практически не снижается, в 60 лет составляет 85 процентов, а в 80 лет составляет 78 процентовів.

Снижению функционирования физиологических систем организма можно предотвратить, ведя здоровый образ жизни, занимаясь спортом, избегая вредных для здоровья привычек

Физическое развитие в ранней взрослости влечет за собой более зрелые формы сексуального поведения и сексуальных отношений, чем в юности

Период ранней взрослости является благоприятным для рождения детей. Беременность у женщины 20-25 лет приводит к меньшей затраты энергетических резервов организма, чем у женщины, возраст которой около 40 лет. Молодая женщина быстрее восстанавливается после пологиеів.

В среднем возрасте (40-60 лет) изменяются сенсорные функции человека. Около 50 лет начинает снижаться острота зрения, изменяется структура сенсорных полей (особенно поля зрения). Слух ухудшается. Спост теригаеться определенная последовательность в ограничении и снижении слуховой чувствительности: сначала возникают трудности ощущении высоких частот, затем средних и только в более поздние годы - низкиеизьких.

вкусовых, обонятельных и болевая чувствительность снижается более плавно и не так заметно, как зрение и слух не меняется чувствительность к температурным колебаниям

Психомоторные реакции и сенсорные навыки также изменяются. В период взрослости увеличение времени реакции практически не происходит, а ускоряется уже в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться ь, но благодаря постоянным тренировкам и опыта они могут оставаться неизменными. В среднем возрасте становится труднее усваивать новые навыкички.

В период средней взрослости происходят изменения структуры и функций внутренних органов и систем организма. После 50 лет замедляется функционирование нервной системы. Скелет теряет свою гибкость и и несколько сжимается. Кожа и мышцы постепенно теряют эластичность, в некоторых частях тела начинает накапливаться подкожный жир. Коронарные сосуды сужаются на одну треть по сравнению с молодым возрастом, количество крови, которую перекачивает сердце, снижается на 8 процентов каждые 10 лет периода взрослости. Объем легких также уменьшается. У женщин в возрасте от 48 до 51 года, как правило, наступает менопауза. Это мож е быть для женщины наиболее драматичной морфо-функциональной изменением, может повести за собой различные физические и психологические последствия. Менопауза сопровождается физическими симптомами и интенсивного эмоционального мы реакциями. У женщин после 50 лет интенсивно уменьшается костная масса - это обусловлено недостаточностью в организме эстрогена, поэтому переломы костей встречаются в 6-10 раз чаще, чем у мужчин. К наступления менопаузы женщины в меньшей степени, чем мужчины подвержены сердечно-сосудистых заболеваний, а после наступления менопаузы риск болезни сердца возрастаетця зростає.

В среднем возрасте у мужчин также происходит определенные изменения в здоровье, вызванные физиологическими факторами, такими как постепенное уменьшение уровня андрогенов. Часто мужчины не чувствуют изменений в здоровье й, но жалуются на нервозность, неуверенность, подавленность, утомляемость. Эти явления могут в определенной степени быть обусловлены изменением уровня гормонов, но по своему происхождению они более психологического спря мирования (недовольство, трудности на работе, загруженность семейными обязанностями и проблемами, проблемы в отношениях с женой и другоее).

Поздняя взрослость (начиная с 60 лет) характеризуется процессом старения. Но не все органы и системы организма стареют одновременно. Этот процесс для большинства из них начинается в ранний и средний взр слости. А так как системы организма человека имеют значительные резервы, то процессы старения могут проявлять себя только в поздней взрослости, т.е. когда человеку более 70 рокиків.

В поздней взрослости снижается работоспособность всего организма человека, ослабляется сенсорика. На этот процесс влияет образ жизни человека, болезни, жизненные неурядицы. Но старики, которые ведут активный образ жизни, поддерживают физическую форму, не имеют ярко выраженных признаков старения. Старики не является однородной группой, а разделяются на несколько подгрупп: от тех активных, кто продолжает. Работал ать после выхода на пенсию, до тех, кто возможно больна и нуждается уходляду.

В поздней взрослости происходят изменения во внешности человека. Кожа лица становится сухой и тонкой, на ней появляются морщины, потому что теряется подкожная жировая ткань, в тканях организма уменьшается ся содержание жидкости. Волосы становятся совсем седым. Меняются осанка, появляются сутулость, в результате обезвоживания организма суставы затвердевают, могут часто трескаться мелкие кровеносные сосуды, образуя кр ововилививи.

Органы чувств человека - слух, зрение, вкус, обоняние - постепенно ослабевают, но характер и степень их ослабления могут значительно различаться. С возрастом, как мы уже указывали, ухудшается слуховая чувствительность к высо оких тонов (4 000 - 16 000. Гц), причем спады чередуются с моментами подъема. В диапазоне средних частот ухудшение чувствительности происходит незначительно, поэтому в период от 20 до 60 лет языковые звук и воспринимаются достаточно четко. А вот низкочастотные звуки (32 - 200. Гц) - шумы (шорохи) в позднем онтогенезе сохраняют свое сигнальное значение. Недочування изменяет поведение старого человека, некоторые из них зд аються невнимательными, плохо мыслящими, но на самом деле они плохо слышат, поэтому и не реагирует адекватноватно.

Снижение цветовой чувствительности с 28 до 80 лет происходит неодинаково. По данным. АСмита, чувствительность к желтому цвету после 50 лет не меняется, а к зеленому снижается постепенно. С возрастом значительно ослабляется сенсорная реакция на красный и синий цвета. Сохраняется (до 70 лет) глазомерные функция и сенсорное поле зрения. В старых людей снижается острота зрения, что затрудняет способность различать д рибни детали. Постепенно теряется эластичность хрусталика, меняется его структура, что ведет к помутнению хрусталика и к катарактаракти.

Вкусовые ощущения в старости почти не меняются. Люди хорошо чувствуют сладкое, но чувствительность к горькому несколько снижается. Старики испытывают некоторые трудности в определении отдельных компонентов в пище. Это е вызвано тем, что у них в большей степени ослаблен обоняние. Обоняние ухудшается довольно заметноітно.

В процессе старения уменьшается мышечная масса человеческого организма, поэтому уменьшается сила и выносливость, старики не выдерживают длительного физического или нервной нагрузки

В старости люди ниже на 3-5 см, чем были в молодые годы, потому мижхребтови диски сжимаются, меняется осанка, происходит деминерализация костей, потому что они теряют кальций. Кости становятся поло теми, хрупкими, непрочными, их пористость приводит к тому, что они легко ломаются и долго срастаются (это состояние называется остеопорозом). Старые женщины больше страдают остеопорозом, потому что у них п осле менопаузы в крови снижается уровень эстрогенаів.

Мышцы функционируют хуже, потому что они не получают через кровь достаточное количество питательных веществ, из них недостаточно выводятся продукты распада. Кровеносные сосуды менее эластичны, им свойственно закупорки

Сердце - это тоже мышца и в старости оно имеет те же недостатки, что и мышцы вообще. Работа сердца зависит от работы сердечно-сосудистой системы, которая со временем тоже стареет. В результате снижается максимальный крово оток к сердцу и от него, сердце после каждого сокращения дольше восстанавливается, таким образом нагрузку на сердечную мышцу увеличивается в старости способность легких к газообмена снижаетсяься.

В поздней взрослости выработку антител иммунной системой начинает спадать, поэтому старые люди менее защищены от инфекционных болезней и микроорганизмов

В результате специализированной действия закона гетерохронности долго хранится и улучшается работа одних систем организма и параллельно разными темпами происходит инволюция других систем

Так, изменения в стволе мозга более значимые и существенные, чем в мозжечка в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем больше у нее возможности для сохранения

В период поздней взрослости происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. У старых людей всего сохраняется оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевымм.

В период поздней взрослости происходит приспособление организма человека к новым условиям жизнедеятельности, различными способами повышается биологическая активность структур организма, мобилизуются его резерв рвни возможности. Наряду с ослаблением интенсивности окислительных процессов, активизируется резервный путь генерации энергии - гликолиз (процесс расщепления углеводов), растет активность многих ферментовв.

Наряду с откладыванием жиров, солей происходит накопление пигмента липофусцина, который имеет высокую скорость потребления кислорода. Также увеличивается количество ядер в клетках печени, почек, сердца, скелетной их мышц нервной системы - это приводит к улучшению обменных процессов. Только в старости появляются крупные митохондрии, которые являются основными механизмами аккумуляции энергииії.

Итак, в период старения происходит преодоление деструктивных явлений в организме человека за счет повышения активности различных структур организма путем резервирования, интенсификации, компенсации, а так ож формирования качественных образований, которые сохраняют работоспособность человека. Немалый вклад в личную активность человек вносит сама. Изучение гиподинамии показало многогранные связи двигательного аппарата с различными системами организма. Если вести малоподвижный образ жизни, то нарушается кровоснабжение мозга и сердца, в органах наблюдаются локальные деструкции, кислородное голодание, снижается. Интенс тивность окислительных процессов в сердце и скелетных мышцах. Явление гиподинамии может привести к возникновению многих болезней: сколиоз, остеопороз, сжатия дисков и т ит. ін.

Если человек перестает выполнять определенные физические действия, то она постепенно теряет способность действовать, а мозг будто приспосабливается к потере определенной активности и"вычеркивает"ее, осознание человеком т того, как происходит данное действие, будто теряется, исчезает. Явление, связанное с неурядицами в чувственно-двигательной системе называется сенсорно-моторной амнезии. Только с помощью специальных упражнений, постоянно й физической активности человека можно предотвратить появление сенсорно-моторной амнезийії.

Важную роль в этом возрасте играет личностный фактор, сознательная регуляция поведения человеком, соблюдение здорового образа жизни

Нам помогали:

Виктория Прилепская,
Эндокринолог, главный врач ЛД-клиники
Ульяна Курчевнева,
Врач-терапевт, остеопат
Виктория Чал-Борю,
Психолог, гештальттерапевт, научный сотрудник ЦППО АСОУ, преподаватель
Наталья Романова,
Основатель компании Pelvic Health, производящей оборудование для укрепления мышц малого таза
Анна Владимирова,
Врач, основательница Школы оздоравливающих практик WuMingDao, преподаватель женских даосских практик

Мы поговорили с прекрасными экспертами – и узнали много вдохновляющего о женской физиологии и психологии. На каждом возрастном отрезке, который мы рассматриваем, у тебя есть хорошие опоры. И очень важно их не игнорировать, а всячески ценить. Заметила, что не все идет гладко? Надеемся, этот текст поможет тебе нащупать ориентиры. Взрослеть не страшно, а круто, мы теперь точно знаем.

Плюсы и минусы возраста в 20+

Твои слова: БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РИСК, ЭЙФОРИЯ.
Физиология: ты пышешь здоровьем.
Сексуальность: только зарождается, но фертильность на пике.

Это очень ресурсный, полный энергии период. Ты чувствуешь себя свободной и взрослой. И пусть на самом деле это не совсем так, какая, к черту, разница?! Тебе многое удается просто на силе и кураже. Ты бодра (даже если спишь по четыре часа), весела, азартна, любопытна. Скорее всего, еще не знакома с таким понятием, как «осознанность», не слишком интересуешься вопросами здоровья и ведешь бесшабашный образ жизни. И в этом нет ничего плохого, организм пока все компенсирует. А ты вольна заниматься другими вещами: получать образование, строить карьеру, развлекаться, путешествовать, выходить замуж, рожать детей (хоть трех подряд). И получаешь настоящий кайф от всего, что делаешь. Цени это время, оно не повторится.

«До достижения девушкой 25–27 лет число молодых клеток превышает количество погибающих, поэтому все органы и системы, при отсутствии генетических заболеваний или негативных внешних факторов, работают на полную мощность, – рассказывает эндокринолог Виктория Прилепская. – Кожа и мышцы эластичны и прекрасно восстанавливаются после повреждений благодаря работе фибробластов – клеток, вырабатывающих эластин и коллаген. Отлично регенерируются кости и другие ткани». Что еще важно: ты наконец отдыхаешь после подростковых гормональных бурь. Обычно после двадцати гормональный фон более-менее стабилизируется. «Молодая женщина избавляется от проблем, связанных с подростковой импульсивностью и эгоистичностью (обусловленных нейрофизиологически), но сохраняет живость сознания», – резюмирует Виктория.

ЧТО С СЕКСОМ? «У многих девушек в этом возрасте близость вызывает набор эмоциональных (а значит, и физических) напряжений. Поэтому далеко не все могут в полном объеме насладиться сильными оргазмическими ощущениями , – рассказывает Анна Владимирова. – У мужчин же, наоборот, тестостерон в юности зашкаливает, и секс для них захватывающий. Поэтому в этот период роль партнера в постели ведущая: его задача – позаботиться, проявить нежность, помочь девушке расслабиться и довериться процессу».

Обрати внимание! «Двадцать лет и все дальнейшее десятилетие – крайне важный период для развития когнитивных способностей, – говорит Виктория Прилепская. – Мозг еще не сформировался окончательно, поэтому значительное позитивное или негативное влияние внешней среды может существенно повлиять на его функцию. Это лучшее время для обучения ». А теперь немного занудства. Уже сейчас неплохо бы начать заниматься спортом и подумать о том, что ты ешь. «Ученые отмечают, что правильное питание и упражнения закладывают основу для здоровья через 20–30 лет, – продолжает Виктория. – Есть свидетельства, что высокое качество работы мозга в 40–50-летнем возрасте связано с низким холестерином и регулярными занятиями спортом в 20». «Если о фигуре все уже заботятся, то никто пока не задумывается, что надо тренировать и другие мышцы – малого таза , – добавляет Наталья Романова. – Последние играют огромную роль в женском теле. Их прокачка стабилизирует гормональный фон , нормализует поток энергии в организме. Этими мышцами, как и всеми остальными, надо заниматься всю жизнь, но начать стоит уже в 20».


Плюсы и минусы возраста в 30+

Твои слова: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЦЕННОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, ОСОЗНАННОСТЬ.
Физиология: ты в расцвете сил.
Сексуальность: на максимуме.

Это возраст, когда женщина начинает по-настоящему интересоваться собой, взрослеет и окончательно отделяется от родителей. «У тебя есть опыт и знания, на которые ты можешь опереться, формируется ответственное отношение к себе, – рассказывает психолог Виктория Чал-Борю. – Ты следишь за своим здоровьем, анализируешь, в каких ресурсах сейчас дефицит, где достаточно опыта, а где не хватает».

«С точки зрения самочувствия это самый стабильный, предсказуемый возраст, – утверждает терапевт и остеопат Ульяна Курчевнева. – Если ты живешь осознанно, ухаживаешь за собой, спишь по ночам, хорошо питаешься, в твоем графике присутствуют физические нагрузки, то жизнь в 30 – одни сплошные плюсы. Обменные процессы в организме по-прежнему на очень высоком уровне, так что справляться с любыми задачами легко, главное их вовремя себе поставить. Нужно худеть – худей, хочешь родить ребенка – сейчас самое время. В 40 для таких достижений придется приложить чуть больше усилий». Кстати, есть интересные данные, что женщины, родившие ребенка после 30 лет, живут дольше . Ученые обнаружили, что теломеры – защитные окончания хромосом, связанные с долголетием, у этих дам длиннее, и их шансы дожить до старшего возраста существенно выше.

«К тридцати обычно личность по большей части стабилизируется. Это связано и с завершающимся развитием мозга: происходит полная миелинизация лобной доли – то есть нейроны префронтальной коры, ответственной за планирование и логику, обретают покров специального вещества, ускоряющего передачу нейронных сигналов, – делится научными данными Виктория Прилепская. – С этого времени наши действия становятся эффективнее и логичнее. И несмотря на то что многие слышат первые звоночки кризиса среднего возраста, исследования показывают: 34–38 лет – это пик удовольствия, получаемого от жизни ». Вряд ли сегодня кто-то не согласится с утверждением, что 30 – новые 20.

ЧТО С СЕКСОМ? «В 30 лет сексуальность женщины нарастает, мы учимся управлять своими ощущениями, – комментирует Анна Владимирова. – Многие только к тридцати начинают в полной мере понимать, что такое оргазм , как «договориться» с телом, чтобы его достигнуть. Это новый виток жизни – стремление к удовольствию, развитие навыка получать от секса максимум, зажигать и наслаждаться». «Существует достаточное количество исследований, которые подтверждают бытовую мудрость, что 30 – пик сексуальной активности женщин, когда они испытывают повышенный сексуальный «драйв» , – вторит Виктория Прилепская. – Эволюционные биологи связывают это с заложенным в генах стремлением получить максимум от возраста фертильности».

Обрати внимание! 30+ – лучшее время для профилактики различных заболеваний. Каждый предпринятый тобой шаг – будь то ежегодное обследование у гинеколога, наблюдение у кардиолога или флеболога при наследственной склонности к сердечно-сосудистым заболеваниям, регулярная маммография при генетической предрасположенности к раку молочной железы и просто плановые обследования и полноценные тренировки – может сохранить здоровье на следующие десятилетия.

Плюсы и минусы возраста в 40+

Твои слова: УВЕРЕННОСТЬ, ЗАМЕДЛЕННОСТЬ, РАЗБОРЧИВОСТЬ.
Физиология: замедление биологических процессов.
Сексуальность: продолжает развиваться.

«Ты начинаешь заботиться о своих ресурсах и не готова взваливать на себя все, как раньше, делегируешь ответственность, – говорит Виктория Чал-Борю. – Сил становится меньше, но в том и ценность возраста: ты не бросаешься помогать всем подряд. Но уж если делишься своим ресурсом, люди получают от тебя более качественную и ценную поддержку». «Это прекрасный жизненный период! Если женщина пришла к нему подготовленной, она переходит на новую ступень развития, у нее появляется внутреннее ощущение статусности – к этому невозможно прийти ни в 20, ни в 30 лет, – отмечает Наталья Романова. – Важный аспект – взаимоотношения с мужчинами. В этом возрасте женщина самодостаточна (в хорошем смысле этого слова), уверена в своей женственности и исключительности – это константы, на которые никто не может повлиять».

ЧТО С СЕКСОМ? «У ощущений в постели появляется понятная и интересная градация: оргазм «легкий», оргазм «глубокий», оргазм «высокий» – головокружительный и наполненный, – настраивает на приятное Анна Владимирова. – Сексуальная активность у мужчин-ровесников в среднем снижается. Поэтому теперь очередь партнерши взять на себя ведущую роль : возбуждать и вести за собой, разжигать страсть и увлекать в нее партнера. Именно такие женщины становятся самыми желанными для взрослых мужчин».

Обрати внимание! Чтобы избежать неприятных последствий замедления биологических процессов и поддержать гормональный фон, уделяй особое внимание микрофлоре кишечника (здесь важны клетчатка и квашеные продукты) и ешь поменьше жирного и сладкого . Ульяна Курчевнева дает самый приятный совет: отправляйся в путешествие. «В поездках можно учить языки, осваивать местные танцы, заводить новые знакомства, пробовать экзотическую пищу. Ты активна и полна сил – надо этим пользоваться. Тем более в этом возрасте есть тенденция к тому, чтобы «осесть», а этого как раз делать не надо. Разнообразие – вот к чему стоит стремиться: так тренируется память, активизируется работа иммунной системы, пребывают в тонусе обменные процессы ».

А параллельно держи руку на пульсе в том, что касается здоровья. Сейчас, например, еще есть возможность предотвратить негативные последствия наступления менопаузы для костей: если употреблять достаточное количество кальция, получать витамин D и регулярно заниматься спортом, можно избежать остеопороза в будущем .


Плюсы и минусы возраста в 50+

Твои слова: РАССЛАБЛЕННОСТЬ, ОПЫТ, МУДРОСТЬ.
Физиология: все в твоих руках.
Сексуальность: продолжает развиваться.

Как выразилась Вика Чал-Борю, ты продолжаешь «скидывать ответственность». Не мечешься, не суетишься, в твоей жизни прибавилось спокойствия и расслабленности. Если у тебя есть дети, ты их уже вырастила и достаточно повоспитывала; нет – ты закрыла тему и не рефлексируешь. «При условии, что ты берегла себя в предыдущие годы, этот период может стать самым счастливым и полноценным. Женщины отлично знают жизнь, мужчин, находятся на пике самоуважения и общественных достижений. Все приоритеты расставлены, все границы очерчены. Можно просто наслаждаться, тем более что современная медицина и косметология позволяют, при желании, выглядеть на тридцать пять», – рассуждает Виктория Прилепская. Но предупреждает: сейчас критически важно сохранять психологический настрой на активную полноценную жизнь и ни в коем случае не позволять себе мысль: «Я слишком стара для этого» . Ведь она и толкает на путь к старению, а в наше время для этого в 50 нет ни малейшего основания.

ЧТО С СЕКСОМ? «В отличие от мужчин, у которых постепенно угасает половая функция, дамы по-прежнему на гребне волны! – озвучивает радостные новости Анна Владимирова (но парням мы, конечно, сочувствуем). – Раньше считалось, что после менопаузы у женщин секса нет. Но, как показывают исследования, ничто не мешает нам совершенствовать навыки достижения удовольствия и наслаждаться близостью. Естественной смазки становится меньше, но, благо, есть различные средства для восполнения дефицита». Кстати, некоторым женщинам сексуальная активность после менопаузы нравится даже больше.

Обрати внимание! Тебе придется столкнуться с менопаузой – это проблемный, но проходящий период . Если женщина к нему готовится – проходит обследования, поддерживает себя в форме, правильно питается, нормализует гормональный баланс (с помощью женских практик и упражнений, например), – этот рубеж можно преодолеть с комфортом и уверенностью. Если вышеперечисленное не сработает, можно проконсультироваться с гинекологом-эндокринологом по поводу дополнительной гормональной терапии. «В XXI веке нет нужды мучительно и мужественно терпеть. Комплексный подход позволяет купировать и эмоциональные перепады, и физические симптомы, из которых приливы, вероятно, наиболее раздражающие », – говорит Виктория Прилепская. Наградой тебе будет постменопауза. Только представь, что больше не придется справляться с буйством гормонов! Ты счастлива и спокойна, взращиваешь мудрость – с перерывами на яркие развлечения вроде секса, конечно.

С возрастом:

  • тебе плевать, что о тебе подумают;
  • ты не боишься попасть в неловкую ситуацию;
  • твои стиль и вкус все безупречнее;
  • оттачивается чувство юмора и развивается самоирония;
  • ты можешь позволить себе бриллианты и меха.


 

Возможно, будет полезно почитать: