Высушенные головы человека. Все наоборот: как на самом деле следует сушить волосы (не поверите). Секреты сушки длинных волос прямыми

Одними из наиболее востребованных коллекционных диковинок конца 19 – начала 20 века были тсантса — традиционные амулеты индейцев хиваро из Южной Америки, которые изготавливались из человеческих голов. Эти жуткие предметы можно было найти в музеях, аукционных домах и частных коллекциях, выставленные будто для демонстрации варварских обычаев злобных дикарей, сотнями убивающих своих собратьев ради инфернального трофея.

Индейцы хиваро живут на территории Эквадора и Перу. Они - стереотипный пример племени, живущего около Амазонки, то есть охотники из джунглей с духовыми трубками, отравленными стрелами и жутковатыми обычаями. При этом, до недавнего времени хиваро были невероятно воинственными. Возможно, самым воинственным народом в мире. У мужчины было крайне мало шансов умереть своей смертью: 60% погибали в битвах, остальные - на охоте. Фактически до середины двадцатого века, а в отдаленных районах и позже, хиваро жили в условиях постоянного вялотекущего военного конфликта. А их дома были закрыты стенами из расщепленных стволов пальмы уви: так делают, когда ожидают нападения. Это было обусловлено во многом племенными традициями — прежде за каждое убийство отвечали убийством. Кровная месть процветала. Так что любой воин, убивший неприятеля, точно знал, что родственники последнего будут мстить ему.

Однако кровная месть процветала у всех племен, проживающих в этом регионе, хиваро же прославились именно за счет изготовления тсантса - сушеных голов побежденных врагов. Источник такого странного обычая лежит в довольно странных представления хиваро о душе, которую они называют «арутам». Считается, что душа способна летать по своей воле и менять хозяина раз в 4-5 лет. А если она ведет себя как птица, значит, ее можно и даже нужно поймать. Сушеная голова - это и есть буквально клетка для души, которую удалось схватить.

Тсантса делалась из свежеубитого противника. На отрезанной голове врага с обратной стороны делается длинный надрез, идущий от темени до шеи вниз, после чего кожа аккуратно стягивается с черепа вместе с волосами. Это похоже на то, как обдирают шкуры с животных, чтобы впоследствии выделать их или набить чучело. Самое ответственное и трудное на данном этапе – осторожно снять кожу с лица, так как здесь она крепко соединяется с мышцами, которые воин подрезает хорошо наточенным ножом. После этого череп с остатками мышц выбрасывается как можно дальше – он не представляет никакой ценности, – а индеец приступает к дальнейшей обработке и изготовлению тсантса.

Для этого связанную лианой человеческую кожу на некоторое время опускают в горшок с кипящей водой. Кипяток убивает микробов и бактерий, а сама кожа немного усаживается и сжимается. Затем ее вытаскивают и насаживают на острие воткнутого в землю кола для того, чтобы она остыла. Из лианы капи делается кольцо того же диаметра, что и будущая, готовая тсантса и привязывается к шее. При помощи иголки и нити из волокна пальмы матау, воин зашивает разрез на голове, который он сделал, когда сдирал кожу.

Индейцы хиваро начинают уменьшать голову в тот же день, не откладывая. На берегу реки воин находит три округлых камешка и накаляет их в костре. После этого один из камней он засовывает через отверстие в шее внутрь будущей тсантса и катает его внутри так, чтобы тот сжигал приставшие волокна плоти и прижигал кожу изнутри. Затем камень извлекается и снова кладется в костер, а вместо него в голову засовывают следующий. Непосредственное же уменьшение головы воин производит раскаленным песком. Его берут с берега реки, насыпают в разбитый глиняный горшок и греют на огне. А затем высыпают внутрь «головы», наполнив ее чуть более чем на половину. Наполненную песком тсантса постоянно переворачивают для того, чтобы песок, перемещаясь внутри нее, словно наждачная бумага стер приставшие кусочки мяса и сухожилий, а также истончил кожу: ее потом легче уменьшить. Действие это повторяется много раз подряд, прежде чем результат окажется удовлетворительным.

Остывший песок высыпается, вновь раскаляется на огне и снова насыпается внутрь головы. В перерывах воин начисто выскребает внутреннюю поверхность тсантса ножом. Пока кожа с головы убитого противника сушится подобным образом, она непрерывно усаживается и вскоре начинает напоминать голову карлика. Все это время воин руками подправляет искаженные черты лица: важно, чтобы тсантса сохраняла облик поверженного врага. Этот процесс может продолжаться несколько дней и даже недель. В конце кожа головы усаживается до одной четвертой своей нормальной величины, делается абсолютно сухой и жесткой на ощупь.

Перед тем, как стать полноценной клеткой для души, сушеная голова подвергалась обряду шнуровывания: веки зашивались веревками, а ноздри и уши затыкались пробками.В губы вставляются три пятисантиметровые палочки из прочной древесины пальмы уви, одна параллельно другой, которые выкрашены в красный цвет краской из семян кустарника ипьяк. Вокруг обвязывается хлопковая полоска, также выкрашенная в красный цвет. После чего вся тсантса, включая лицо, чернится углем. Получалась своеобразная бутылка для магической силы, которую всегда можно носить с собой.

Естественно, в процессе сушки кожа с головы ужимается. Но длина-то волос остается неизменной! Вот почему шевелюры на тсантса кажутся непропорционально длинными по отношению к размерам головы. Бывает, что их длина достигает одного метра, однако это не означает, что тсантса была сделана из головы женщины: среди хиваро до сих пор многие мужчины носят более длинные волосы, нежели женщины. Впрочем, хоть и не так часто, попадаются и уменьшенные женские головы.

Обычно отличительной чертой человека, специализирующегося на изготовлении тсантса, были руки, испещренные уродливыми ожогами от постоянной работы с раскаленными камнями и песком. Одна из причин такой неаккуратности с раскаленным материалом довольно банальна — мастер делал сушеные головы в полубессознательном состоянии. Индейцы хиваро использовали в своих ритуалах довольно мощный психоделик аяхуаску, который вызывал видения с фрактальными змееподобными образами. Изготовление тсантса являлось ритуалом, требовавшим погружения в состояние измененной реальности.

Как нетрудно догадаться, с приходом европейцев такие обычаи, как массовая резня, похищение женщин и создание сушеных голов, оказались под запретом. Сейчас создание тсантса поставлено на поток в индустрии сувениров. Само собой, используются не настоящие головы. Настоящие сушеные головы остались только в музеях и больше их по оригинальной технологии никто не делает.

В конце 19 и начале 20 веков, тсантса были в моде в Европе и Северной Америке. Их можно найти в музеях, аукционных домов и частных коллекциях, выставленных будто для демонстрации варварских обычаев злобных дикарей, сотнями убивающих своих собратьев ради инфернального трофея.

Действительность же, как водится, еще более неприглядна: большую часть спроса на высушенные человеческие головы создали как раз белые люди, активно лоббировавшие этот рынок на посвященном Западе.

В живописной местности на берегах Пастасы, вдоль гор Кордильеры-де-Кутуку, недалеко от границы с Перу, издревле проживает немногочисленное племя, получившее название шуар. Близки к ним по традициям и по национальным признакам ачуары и шивиары. Эти этнические группы и сегодня свято хранят традиции предков. Одна из них – изготовление амулетов из человеческих голов.

Область, известную как Транскутука, некогда населяли племена, родственные по культуре хиваро. Сегодня народности, облюбовавшие эти земли, самые многочисленные. Шуар изначально селились в провинции Самора-Чинчипе. Но постепенно они расширяли свои территории. Во многом это объяснялось тем, что с запада шуар начали теснить инки и испанцы-конкистадоры.

Несмотря на то, что по своей натуре жители Амазонии всегда были дики и безжалостны, территория четко распределяется между разными племенами. Вплоть до середины двадцатого века шуар были воинственным народом. Колонисты называли их «хиваро», что означало «дикари». Нередко они отрезали головы своим врагам и высушивали их.

«Головы они режут до сих пор, хотя и скрывают это. Далеко в джунглях. И сушат, уменьшают до размера кулака. А проделывают все это настолько искусно, что голова сохраняет черты лица своего некогда живого хозяина. И вот такую “куклу” называют тсантса. Изготовить ее – целое искусство, которое некогда практиковали индейцы шуар, слывшие самыми известными охотниками за головами в Эквадоре и Перу. Сегодня же, когда шуар сделались «цивилизованными», древние традиции сохраняют близкие им по языку и обычаям ачуар и шивиар – их заклятые враги. И – не менее заклятые враги между собой. В наши дни былая вражда никуда не исчезла. Просто она завуалирована…», - таковы свидетельства очевидцев.

В давние времена европейцы испытывали патологический страх перед безжалостными племенами Амазонии. Сегодня белые свободно разгуливают по территориям грозных шуар, те же только с подозрением поглядывают на бледнолицых.

Известно, что головы, продающиеся в лавках Эквадора – подделки. Настоящие тсантса стоят довольно дорого и пользуются невероятным спросом у истинных коллекционеров. Поэтому нередко европейцы специально приезжают в сельву, дабы приобрести настоящую человеческую голову размером с кулак. На этом ведь можно довольно неплохо заработать.

Прежде за каждое убийство отвечали убийством. Кровная месть процветала. Так что любой воин, убивший неприятеля, точно знал, что родственники последнего будут мстить ему.

Фактически до середины двадцатого века, а в отдаленных районах и позже, хибаро жили в условиях постоянного вялотекущего военного конфликта. А их дома были закрыты стенами из расщепленных стволов пальмы уви: так делают, когда ожидают нападения. Однако в наши дни человек, добывший голову, часто может откупиться, не рискуя потерять собственную.

Откупаются скотом. Коровами, которых завезли в джунгли миссионеры и колонисты-метисы. Цена варьирует от восьми до десяти коров, при цене каждой восемь сотен долларов. О существовании подобной практики знают все в лесах, где живут ачуар, однако афишировать ее не принято. Таким образом, заказчик-белый, заплатив воину откупные, плюс деньги за работу, может получить вожделенную тсантса, которую либо оставит себе, либо перепродаст на черном рынке с огромной выгодой для себя. Это нелегальный, рискованный, очень специфичный бизнес, и кому-то он может показаться грязным. Однако он существует на протяжении, по меньшей мере, последних полутора сотен лет. Только цена голов в разные времена была различной. И, по крайней мере, в его основе – древние военные традиции.

Каким же образом голова уменьшается? Безусловно, что череп изменить свой размер не может. По крайней мере, сегодня мастера племени ачуар на это не способны, однако, людская молва утверждает, что некогда их мастерство было так велико, что возможно было сотворить и такое. Вообще же процесс изготовления тсантса довольно сложен и трудоемок.

На отрезанной голове поверженного противника с обратной стороны делается длинный надрез, идущий от темени до шеи вниз, после чего кожа аккуратно стягивается с черепа вместе с волосами. Это похоже на то, как обдирают шкуры с животных, чтобы впоследствии выделать их или набить чучело. Самое ответственное и трудное на данном этапе – осторожно снять кожу с лица, так как здесь она крепко соединяется с мышцами, которые воин подрезает хорошо наточенным ножом. После этого череп с остатками мышц выбрасывается как можно дальше – он не представляет никакой ценности, – а индеец приступает к дальнейшей обработке и изготовлению тсантса.

Для этого связанную лианой человеческую кожу на некоторое время опускают в горшок с кипящей водой. Кипяток убивает микробов и бактерий, а сама кожа немного усаживается и сжимается. Затем ее вытаскивают и насаживают на острие воткнутого в землю кола для того, чтобы она остыла. Из лианы капи делается кольцо того же диаметра, что и будущая, готовая тсантса и привязывается к шее. При помощи иголки и нити из волокна пальмы матау, воин зашивает разрез на голове, который он сделал, когда сдирал кожу.

Индейцы ачуар начинают уменьшать голову в тот же день, не откладывая. На берегу реки воин находит три округлых камешка и накаляет их в костре. После этого один из камней он засовывает через отверстие в шее внутрь будущей тсантса и катает его внутри так, чтобы тот сжигал приставшие волокна плоти и прижигал кожу изнутри. Затем камень извлекается и снова кладется в костер, а вместо него в голову засовывают следующий.

Непосредственное же уменьшение головы воин производит раскаленным песком. Его берут с берега реки, насыпают в разбитый глиняный горшок и греют на огне. А затем высыпают внутрь «головы», наполнив ее чуть более чем на половину. Наполненную песком тсантса постоянно переворачивают для того, чтобы песок, перемещаясь внутри нее, словно наждачная бумага стер приставшие кусочки мяса и сухожилий, а также истончил кожу: ее потом легче уменьшить. Действие это повторяется много раз подряд, прежде чем результат окажется удовлетворительным.

Остывший песок высыпается, вновь раскаляется на огне и снова насыпается внутрь головы. В перерывах воин начисто выскребает внутреннюю поверхность тсантса ножом. Пока кожа с головы убитого противника сушится подобным образом, она непрерывно усаживается и вскоре начинает напоминать голову карлика. Все это время воин руками подправляет искаженные черты лица: важно, чтобы тсантса сохраняла облик поверженного врага. Этот процесс может продолжаться несколько дней и даже недель. В конце кожа головы усаживается до одной четвертой своей нормальной величины, делается абсолютно сухой и жесткой на ощупь.

В губы вставляются три пятисантиметровые палочки из прочной древесины пальмы уви, одна параллельно другой, которые выкрашены в красный цвет краской из семян кустарника ипьяк. Вокруг обвязывается хлопковая полоска, также выкрашенная в красный цвет. После чего вся тсантса, включая лицо, чернится углем.

Естественно, в процессе сушки кожа с головы ужимается. Но длина-то волос остается неизменной! Вот почему шевелюры на тсантса кажутся непропорционально длинными по отношению к размерам головы. Бывает, что их длина достигает одного метра, однако это не означает, что тсантса была сделана из головы женщины: среди ачуар до сих пор многие мужчины носят более длинные волосы, нежели женщины. Впрочем, хоть и не так часто, попадаются и уменьшенные женские головы.

Мало кому известен тот факт, что шуары в прежние времена на «охоту за головами» отправляли и женщин. Это было своеобразное равноправие полов. Кроме того, женщины могли участвовать и в многочисленных набегах.

В конце 19-го века охотники за головами пережили свой ренессанс: тсантса пользовались огромным спросом и в Европе, и в Америке. Простейшим способом добыть сушеные головы были рейды по туземным деревням - и с каждым месяцем их проводилось все больше.

Европейские поселенцы в то время как раз начинали двигаться к низинам Амазонки. Люди приезжали в эту дикую местность за быстрыми деньгами: здесь добывали каучук и кору хинного дерева. Кора оставалась основным ингредиентом хинина - препарата, столетиями использующимся для лечения малярии. Миссионеры вступили в контакт с племенами, населяющими джунгли, и наладили минимальные торговые отношения.

По началу европейцы практически не обменивали свое огнестрельное оружие, справедливо опасаясь вооружать полуголых дикарей, у которых есть обычай отрубать вражеские головы. Но тсантса поселенцев и рабочих околдовали: предприимчивые европейские торговцы стали предлагать индейцам современное вооружение в обмен на диковинный сувенир. Тут же в округе вспыхнули межплеменные войны, которые, впрочем, тоже были европейцам на руку.

Для того, чтобы удовлетворить постоянно растущие аппетиты рынка, а заодно и заработать легких денег, отдельные хитрецы шли на производство дешевых подделок. Из моргов выкупались головы трупов, в ход шли даже части тела ленивцев. Бизнес подделок оказался настолько прост и приносил такие доходы, что заниматься им начинали толпы людей. Европу наводнили фальшивки - собственно, специалисты утверждают: 80% тсанса существующих в мире являются подделкой.

В Европе и Северной Америке головы ценились очень высоко. Богатеи собирали на стенах своих гостиных целые частные коллекции тсанса, музеи же соревновались между собой за самую одиозную покупку. Никто и не принимал во внимание, что речь идет о коллекционировании сушеных человеческих голов - все как-то не до того было.

Хотя тсанса и остаются уникальной культурной особенностью индейских племен Амазонки, другие народности также имели свои собственные вариации приготовления сушеной головы. У маори они назывались тои моко - приступ интереса к этим черепам европеец испытал еще в 1800 годах. Особенной популярностью пользовались у торговцев татуированные головы вождей; маори же, прознав о том, принялись массово татуировать и убивать рабов, выдавая их за своих правителей. Предприимчивые маори попробовали даже расширить ассортимент: пристукнув десяток-другой миссионеров и наделав из их голов тои моко, индейцы явились на очередное торжище. Говорят, европейцы с удовольствием раскупили головы своих собратьев.

В Новой Зеландии случилось то же самое, что и на Амазонке. Племена, располагавшие современным оружием, кинулись резать друг друга - все для удовлетворения спроса на сушеные головы. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса, Ральф Дарлинг, наложил вето на торговлю тои моко. С начала века двадцатого большинство стран признали охоту за сушеными головами вне закона.

Хиваро тщательно оберегают технологию изготовления цанцы, однако утечка информации все-таки произошла. Об этом говорит тот факт, что в одно время на черных рынках начали продаваться негроидные «сушеные головы», изготовленные в Африке. Причем налажен канал, по которому из Африки эти талисманы поступают в Лондон, а оттуда - во все страны Европы. Коллекционеры разных стран соперничают друг с другом за право обладать очередной страшной тсантсу.

Причем тсантсы делают не в африканских племенах, а на крупных охраняемых виллах. В конце прошлого века в столице Центральной Африканской Республики были пойманы члены группировки, которые поставили процесс варки тсантсы на конвейер. На виллу, находящуюся на окраине города, со всех уголков страны поставлялись тысячи трупов, причем не только негров, но и европейцев; очень ценились женские головы. Однако, все же члены группировки знали лишь приблизительный рецепт изготовления тсантсы, так как проданные ими головы через некоторое время стали гнить и пропали (лишь несколько сохранилось).

Интерес Запада к экзотичным сушеным головам спадал на протяжение десятилетий, но никогда не исчезал полностью. К примеру, объявления о продаже тсантса были нормальным явлением в лондонской газете 1950 года.

Между тем сегодня эти племена Амазонии подвергаются массовым уничтожениям. В 60-х годах путем сейсморазведки ученые обнаружили на этих территориях богатые залежи нефти. Леса начали массово вырубаться, прокладывались нефтепроводы для транспортировки нефти, исчезали многие виды животных. Беспощадно убивали и тех, кто пытался сопротивляться могущественным бледнолицым. Однако ачуары, шуары, шивиары продолжают постоянную борьбу с нефтегазовыми компаниями. Нередко, представители племен повторяют: «Если вы пришли сюда, чтобы помогать нам, то не стоит тратить время. Если же вас привела вера в то, что ваша свобода и наша свобода взаимосвязаны, то давайте работать вместе». Однако мало кто изъявляет желание помочь туземцам.

Собираясь выйти из дома, девушка планирует свое время, которое тратит на сборы и своевременную помывку головы. Но случаются ситуации, когда мыть голову приходится не запланировано, в таком случае возникает проблема, как быстро высушить волосы. Конечно, если под рукой имеется фен, то проблема решаема, но при его отсутствии необходимо искать другие способы.

Как быстро высушить волосы феном

Несмотря на то, что фен является самым простым и быстрым способом высушить голову, делать это нужно правильно, так как он может сделать шевелюру сухой, а концы секущимися.

Как быстро высушить волосы феном, не навредив им:

  • не стоит включать прибор на полную мощность, лучше направлять более слабый поток воздуха во время сушки, а если температура подаваемого воздуха регулируется, то использовать самый прохладный;
  • не нужно подносить его близко к голове, расстояние должно быть не меньше 15 см;
  • необходимо выдерживать паузы и в промежутках между сушкой расчесывать пряди массажной расческой;
  • просушивать шевелюру рекомендуется по росту волос, это позволяет избежать появление ломкости;
  • не стоит сушить пряди до конца, лучше оставить их немного влажными, особенно это касается кончиков;
  • при желании иметь объем на корнях, и для создания укладки и локонов, можно применять специально предназначенную для этого насадку диффузор.

Как быстро высушить волосы без фена

Не всегда специальные приборы находятся под рукой, и не все девушки пользуются их помощью. Поэтому, необходимо искать другие способы как быстро высушить голову без фена.

Классические способы сушки:

  1. Использование после помывки головы бальзамов, способно ускорить процесс высыхания, за счет того, что образовавшаяся на прядях пленка будет отталкивать лишнюю влагу.
  2. Голову необходимо обернуть полотенцем, оно может быть из микрофибры, бумажное или хлопковое. По истечении 10 минут, можно взять сухое полотенце и промакивать каждую прядь пока они не станут суше. Работать полотенцем нужно аккуратно, нельзя тереть локоны, так как это может повредить их.
  3. Во время расчесывания, можно периодически наклонять голову вниз, расчесывая пряди мягкой расческой от корней, разделять их на зоны и периодически встряхивать. Совершать такие действия можно каждый 5 минут, пока прическа окончательно не подсушится.

Альтернативный способ сушки

В теплое летнее время года, если локоны не досохли до конца, можно выйти на улицу и дать им высохнуть естественным путем под влиянием теплого ветерка и солнечных лучей.

Как быстро высушить волосы в бигуди

Для создания красивой прически, женщина использует бигуди, которые позволяют создать красивые кудри. Для того чтобы быстро посушить локоны, закрученные в бигуди, также есть несколько советов:

  • не стоит использовать бигуди из металлических материалов, так как они отталкивают влагу, задерживая ее в прядях, а сушить их феном категорически запрещено;
  • накручивать локоны следует после того, как они были предварительно подсушены, особенно у корней;
  • чем длиннее шевелюра, тем бигуди должны быть больше по размеру, это увеличит площадь высыхания и ускорит процесс;
  • периодически нужно промакивать накрученные пряди полотенцем, делать это можно опустив голову вниз;
  • если есть возможность и теплая погода, можно выйти на балкон или на улицу, чтобы естественный ветерок посушил пряди.

Как сушить волосы после кератинового выпрямления

Современная процедура выпрямления кератином стала довольно распространенной, так как она благоприятно влияет на состояние волос, делает пряди прямыми и не дает им пушиться. После кератинового выпрямления следует соблюдать некоторые правила по уходу за волосами, это относится и к их сушке. Не рекомендуется прибегать к использованию фенов, диффузоров и выпрямителей, так как они могут повредить кератиновую оболочку. Сушить пряди нужно естественным путем, аккуратно расчесывая их специальной щеткой и промакивая полотенцем.

Как быстро сушить волосы без фена необычными способами

Случаются ситуации, когда иметь сухую голову нужно очень срочно, но фена под рукой не оказывается. В таких случаях, самые находчивые девушки прибегают к различным экстремальным способам как быстро высушить волосы без фена в домашних условиях. Использовать их нужно крайне осторожно:

  1. Сушка пылесосом — включив его на режим обратного выдува, можно получить хорошую теплую струю воздуха. Минусом данного способа является то, что вместе со спасительным воздухом из пылесоса может выдуваться пыль и оседать прямо на прическе.
  2. Подсушивание при помощи вентилятора — подойдя к включенному вентилятору, можно подсушить голову. Главное не приближаться слишком близко к нему, так как пряди могут просто намотаться на лопасти. Также этот метод опасен тем, что от нахождения на холодном воздухе, можно простудиться. В таком случае лучше всего подойдет тепловентилятор или кондиционер, так как воздух там теплый и чистый.
  3. Газовая плита — один из самых рисковых способов сушки головы. Включив несколько конфорок, можно постоять спиной к ним. Но нужно быть очень аккуратным, так как если пряди загорятся, спасти их уже не удастся.

Процесс высыхания можно ускорить благодаря этим нюансам:

  • полотенце перед использованием можно подержать на батарее или погладить утюгом, это создаст приятную для волос температуру и ускорит их высыхание;
  • вафельное полотенце эффективней помогает сделать пряди суше, но если такового нет, можно обмотать волосы футболкой, она быстро впитает в себя всю влагу;
  • для создания небольшого объема можно мотать головой как на рок-концерте, но делать это нужно осторожно, чтобы не удариться головой о стоящие рядом предметы и не повредить шею;
  • во время принятия душа, голову лучше мыть в первую очередь, после чего ее можно обмотать полотенцем и продолжить мытье, в таком случае время значительно сэкономиться, так как выйдя их душа, локоны будут влажными, а не сырыми;
  • также можно прибегнуть к специальным средствам, которые направлены на ускорение процесса высыхания, это могут быть специальные кондиционеры или сыворотки;
  • существует такое хорошее средство как сухой шампунь, оно позволяет создать эффект чистых волос, убрать жирность с кожи головы и является отличным помощником в экстренных ситуациях, конечно, заменить настоящее мытье головы сухой шампунь не способен, но лучше иметь его в своем шкафу.

В любых ситуациях, даже в тех, когда нужно очень срочно высушить волосы, всегда следует помнить о мерах безопасности и уходе за ними. Повредить их можно в один миг, но восстанавливать шевелюру придется долгое время, потратив на это силы и денежные средства.

Как-то раз американскому ученому-исследователю Пирсу Джиббону попалась кинопленка, отснятая в 1960-х гг. На ней был полностью запечатлен процесс изготовления тсантса. Автор фильма – польский путешественник Эдмунд Белявский. Исследователь племен Южной Америки, он в свое время обратил внимание на то, что существует огромный спрос на зловещие «сувениры» – европейцы охотно скупают человеческие головы и даже собирают целые коллекции.
Экспедиция Белявского в джунгли была рассчитана на 6 месяцев, но затянулась на 3 года. Путешественники заблудились в бассейне Амазонки, и им пришлось бросить часть съемочного оборудования и отснятого материала, но эта, как выяснилось, самая важная запись сохранилась.
Пирс задался целью выяснить, действительно ли это подлинный ритуал и настоящая ли человеческая голова на пленке. С этой мыслью он отправляется в Эквадор, называемый «родиной» тсантса, потому что наибольшее количество упоминаний об этой технике отсылает исследователя к индейским племенам, обитающим на северо-западе Южной Америки, в джунглях Амазонки. Свое путешествие ученый начал с музея Гольди (Бразилия), целиком посвященного Амазонке, где надеялся выяснить хотя бы примерное направление поисков. Работники музея рассказали, что в настоящее время техника изготовления тсантса забыта, но еще 40-50 лет назад «сушеные головы» пользовались огромным спросом у туристов, а основными поставщиками такого товара были индейцы племени шуар. Сейчас изготовление тсантса запрещено по всей Южной Америке, но известно, что еще множество «охотников за головами» зарабатывают подобным образом.

Путешествие в прошлое

Команда Пирса Джиббона отправилась в самое сердце джунглей Амазонки. В одной из шуарских деревень Пирс остановился и показал вождю и местным жителям запись Белявского.
Зрелище не шокировало никого, вождь спокойно просмотрел пленку и подтвердил, что запечатленный на ней ритуал изготовления тсантса – подлинный. А местный житель, вызвавшийся быть проводником экспедиции, узнал одного из людей на экране. Он рассказал, что этого человека зовут Кампурин, и он живет в соседней деревне Тукупи. Это была необыкновенная удача. Прежде чем отправиться на поиски Кампурина, Пирс попытался узнать о тсантса у вождя. Однако вождь заявил, что у шуар почти не осталось людей, умеющих делать маленькие головы. «Нас обижает клеймо „охотников за головами“», – сказал он, но добавил, что если белые люди будут и дальше так бесцеремонно обращаться с землями индейцев, то он лично обратится к памяти предков и сделает тсантса из голов европейцев. (Речь шла о разгоревшемся в это время конфликте между племенем и шахтерами, добывавшими золото неподалеку от деревни.)


Попасть в Тукупи оказалось не так просто: до многих шуарских деревень можно добраться только на лодке. Выяснилось, что Кампурин действительно жил в этой деревне, но уже год как умер. Однако индейцы рассказали, что рядом живет родной брат Кампурина – Цанит, и, возможно, он сможет помочь «белым людям».
Брат изготовителя тсантса Цанит был очень растроган, увидев своего брата на пленке живым, молодым и сильным. Цанит рассказал, что Кампурин действительно владел техникой изготовления тсантса, и запись сделана именно в этих краях, в окрестностях Тукупи.

Оружие или сувенир?

С какой целью индейцы изготавливали тсантса? До середины ХХ в. племена в сельве Амазонки находились в состоянии вялотекущей войны. Кровная месть процветала, и за убийство одного следовало ответное кровопролитие. Врагу отрезали голову, а чтобы его дух не смог отомстить, из нее изготавливали такую «куклу» и хранили в доме. Тсантса были изначально символом мощи племени, они служили для запугивания врагов, будто говоря своим видом: «Вот что произойдет с тем, кто придет сюда с недобрыми намерениями».
Когда-то «бледнолицые» боялись вторгаться в джунгли, но затем роли поменялись: при появлении европейцев сами индейцы начинали проявлять беспокойство из страха… лишиться собственной головы. Тсантса стали ходовым товаром, за который белые платили неплохие деньги. Они подкупали индейцев, и те, раздобыв голову врага или просто соседа, изготавливали из нее жуткий сувенир.


Страшный древний ритуал превратился в прибыльный бизнес.
До сих пор в Кито, столице Эквадора, можно найти настоящую человеческую голову тсантса. Стоимость таких экспонатов в среднем составляет около тридцати тысяч долларов. Прекратить процесс торговли головами властям пока не удалось – то там, то тут появляются сообщения о находках обезглавленных тел. Получается, что древний ритуал никуда не исчез.

Древний ритуал

У ученых и туристов изготовление тсантса всегда вызывало живой интерес. Каким образом индейцы уменьшают человеческую голову до размера кулака, при этом сохраняя все черты лица умершего человека? На найденной пленке видно, что это очень долгий и трудный процесс. С отрубленной головы аккуратно снимают кожу и вынимают череп. Основная сложность – сохранить лицо, так как мышцы там очень плотно прилегают к коже. Потом снятый скальп варят в кипящей воде, но недолго, чтобы не повредить волосы. Следующий этап – сушка, голову набивают раскаленным песком и камнями, вычищая остатки тканей. Затем снова держат некоторое время в кипятке и опять сушат. Таких повторений может быть около десятка. В процессе кожа сжимается, голова становится маленькой, а вот волосы остаются практически в первозданном виде, поэтому так непропорционально смотрятся объемные шевелюры на тсантса.
Когда мастер заканчивает работу по сушке головы, он сшивает иглой веки, чтобы дух убитого не мог увидеть своего обидчика, губы тоже сшиваются, не давая возможности попросить о помощи.
Весь процесс сопровождается ритуальными песнями и танцами для усмирения злых духов. Окончательно готовой голова считается через неделю.

Миролюбивые шуар

Шуар долгое время были известны как кровожадные «охотники за головами», и Пирс Джиббон постарался выяснить, так ли это на самом деле. Оказалось, что в настоящее время это довольно миролюбивый народ, заработавший себе репутацию отличных воинов и защитников своей земли. Однако то, что их предки изготавливали тсантса из голов своих врагов, никак не тревожит их память – племена шуар с уважением относятся к своей истории, к знаниям и ритуалам древних. Тем не менее, до сих пор в языке шуар и близкородственных к нему существует поговорка-напутствие, аналогичная нашему «Счастливого пути!»: «Береги голову!»

Не всегда под рукой есть фен, который значительно упрощает жизнь современному человеку. Девушки и женщины прибегают к различным уловкам, желая высушить волосы без использования прибора. Это вполне возможно, понадобится лишь пара полотенец, расчёска и простейшие косметические средства. Длинные волосы высохнут за 20-25 минут, короткие - за 5-7 минут. Разберём действия поэтапно.

Как высушить длинные волосы без использования фена

  1. Вымойте голову шампунем, но не используйте ополаскиватель или кондиционер. Подобные косметические средства образуют плёнку на волосах, задерживая влагу.
  2. Соберите мокрые пряди в хвост одной рукой, другой проведите от кожи головы по всей длине, убирая лишнюю воду. Скрутите хвост в жгут, чтобы лучше отжать локоны.
  3. Нагрейте махровое или хлопчатобумажное полотенце утюгом. Можно использовать отопительные приборы. После этого оберните голову и выждите 5 минут.
  4. Снимите полотенце, разделите волосы на мелкие пряди и протрите каждую из них. Больше внимания уделяйте корням.
  5. Расчешите локоны гребнем с плоскими широкими зубцами или воспользуйтесь массажной щёткой (не металлической). Разделите волосы прямым пробором на 2 части. Соберите первую секцию в руку, схватившись на середине длины. Расчешите хорошо кончики, постепенно продвигайтесь вверх. Повторите действия со второй стороной.
  6. Плоским гребнем или руками разделите волосы на много тонких прядей. Возьмите бумажные полотенца и тщательно протрите каждый локон, собирая влагу.
  7. Вновь расчешите волосы, опустите голову вниз и хорошо ей потрясите. Воздух будет циркулировать, за счёт чего пряди высохнут быстрее. Приподнимайте локоны у корней, чтобы после сушки причёска получилась объёмной. Чаще проводите пальцами по коже головы, пока на них не перестанет скапливаться влага.
  8. После этого опять потрясите головой, имитируя рокера. Хорошо, если у вас хватит сил выполнять действия около 5 минут, за это время волосы окончательно подсохнут. Альтернативой послужит «встряхивание кончиков». Схватите локоны за концы и трясите ими в разные стороны, чтобы обеспечить приток воздуха.

  1. После мытья головы шампунем не используйте кондиционер. Он задерживает влагу в стержне волоса, вследствие чего они сохнут на 30% дольше.
  2. По окончании процедуры проведите рукой по волосам несколько раз, чтобы стекла лишняя вода. Оберните их махровым полотенцем, подождите 5 минут.
  3. Начинайте растирать шевелюру интенсивными движениями, можно потрясти головой для большего эффекта.
  4. Нанесите на пряди мусс для укладки, наклоните голову вниз. Возьмите массажную щётку с натуральной щетиной или деревянный гребень, несколько раз пройдитесь от корней к кончикам.
  5. Тщательно прорабатывайте прикорневую зону, приподнимайте волосы руками, чтобы придать объём. Хорошо расчешите пряди на макушке и затылке, в этих местах они сохнут дольше всего.
  6. Вновь протрите волосы полотенцем. Теперь расчешите гребнем с редкими зубьями от кончиков к корням, чтобы распутать пряди. Выполняйте действия до тех пор, пока волосы не станут сухими.
  7. Можно использовать брашинг, чтобы сформировать естественные локоны. Накрутите волосы на расчёску у корней, подождите 30 секунд, перейдите к следующей пряди.
  8. После процедуры зафиксируйте причёску лаком, чтобы волосы не пушились.

  1. Естественную сушку длинных волос можно совместить с укладкой. Вам потребуются парикмахерские зажимы или крабики среднего размера. Разделите волосы на тонкие локоны, скрутите их в жгут или заплетите косички. Сверните пряди в круг и зафиксируйте. Нехитрые действия сделают волосы волнистыми без каких-либо усилий.
  2. Если под рукой не оказалось гребня, замените его собственными пальцами. Расчёсывайте волосы до тех пор, пока не создадите нужную форму причёски. Пряди получатся небрежными, рекомендуется расчесать их массажной щёткой, сделать хвост или заплести не тугую косу.
  3. Хорошо впитывают влагу махровые, льняные, бамбуковые и хлопчатобумажные ткани. Они состоят из натуральных волокон, поэтому не повреждают волосы. Для длинных локонов потребуется 2-3 полотенца, для коротких достаточно одного.
  4. Волосы лучше сушить вниз головой, периодически принимая горизонтальное положение. Такие действия подобны работе фена, они создают естественную циркуляцию воздуха.
  5. В тёплое время года сушите волосы на свежем воздухе, выйдите на балкон или на лоджию. Воздух не должен быть влажным.
  6. Многие девушки используют вместо фена пылесос, газовую или электрическую плиту, а также вентилятор. После первого прибора локоны станут грязными, их вновь придётся мыть. Плита может лишить вас шевелюры или большей её части. Вентилятор дует холодным воздухов, вы запросто заболеете или простудите уши.
  7. При сушке волос полотенцем нужно его менять через каждые 5 минут. Используйте только сухие и тёплые ткани.
  8. После мытья головы нанесите на волосы сыворотку или гель для лёгкого расчёсывания. Косметика не задерживает влагу, не утяжеляет пряди и придаёт шевелюру блеск.
  9. Длинные волосы быстрее высохнут, если их обрабатывать локально. Разделите шевелюру прямым пробором на 3-4 части, обрабатывайте каждую секцию отдельно.
  10. Если мытьё волос происходит вечером перед сном, просто протрите их полотенцем и ложитесь отдыхать. Не нужно лишний раз скручивать пряди в жгут или травмировать их иными способами.

Под рукой не оказалось фена, а волосы нужно срочно высушить? Проблема решаема. Короткие пряди интенсивно обрабатывайте деревянным гребнем и полотенцем, придайте им нужную форму с помощью круглой расчёски. Длинные сушите вниз головой, расчёсывая их руками. Никогда не прибегайте к использованию бытовых приборов (пылесос, плита, вентилятор).

Видео: как быстро высушить волосы без фена



 

Возможно, будет полезно почитать: