Японская техника поделок из бумаги. Японское рукоделие (краткий познавательный обзор некоторых традиционных видов прикладного искусства). Мидзухики - японское искусство завязывания шнуров


Япония - удивительная страна , которая очень тщательно чтит и сохраняет свои обычаи и традиции. Японское рукоделие столь же многообразно и удивительно. В этой статье основные рукодельные искусства, чьей родиной является Япония - амигуруми, канзаси, темари, мидзухики, осиэ, кинусайга, теримэн, фурошики, кумихимо, сашико . О некоторых видах Вы наверняка слышали, может быть сами стали творить в этой технике, некоторые не столь популярны за пределами самой Японии. Отличительной чертой японского рукоделия является аккуратность, терпение и усидчивость, хотя… скорее всего эти черты можно отнести к рукоделию мировому).

Амигуруми — японские вязаные игрушки

Японские канзаши — цветы из ткани

Темари — древнее японское искусство по вышивке шаров

На фото шары темари (Автор вышивки: Кондакова Лариса Александровна)

- древнее японское искусство по вышивке шаров, завоевавшее много поклонников во всем мире. Правда Родиной Темари является Китай, в Японию это рукоделие было завезено примерно 600 лет назад. Изначально темари изготавливали для детей используя остатки старых , с изобретением резины оплетение шаров стало считаться декоративно-прикладным искусством. Темари в качестве подарка символизирует дружбу и преданность, также существует поверье, что они приносят удачу и счастье. Профессионалом по темари считается в Японии тот человек, который прошел 4 уровня мастерства, для этого нужно сплести 150 шаров темари и проучиться порядка 6 лет!


еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак, что же такое мидзухики - это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна - открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождения или поступление в университет.


- японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.

Использование японских материалов - ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют . Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались , дети в национальных костюмах, сцены из сказок.

Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.


соединила в себе сразу несколько техник: резьбу по дереву, пэчворк, аппликацию, мозаику. Для создания картины кинусайга нужно сначала сделать эскиз на бумаге, перенести затем его на деревянную досточку. На досточке по контуру рисунка делаются углубления, своего рода канавки. После чего из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие лоскутки, которые затем заполняют прорезанные канавки на дощечке. В результате полученная картина кинусайга поражает своей красотой и реалистичностью.


- японское искусство складывания ткани , историю появления и основные способы упаковки в этой технике можно почитать . Использовать эту технику для упаковки, красиво, выгодно, удобно. А на японском рынке компьютерной техники новый тренд - ноутбуки упакованные в стиле Фурошики . Согласитесь, очень оригинально!


(Chirimen craft) - старинное японское рукоделие , зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства - создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.


- один из самых древних видов плетения шнурков, первые упоминания относятся к 50 году. В переводе с японского kumi - складывание, himo - нити (складывание нитей). Шнурки использовались как в функциональных - крепление самурайского оружия, завязывание доспех на лошадях, связка тяжелых предметов, так и в декоративных целях - завязывание пояса кимоно (оби), упаковка подарков. Плетут шнурки кумихимо преимущественно на станках, различают их два вида, такадай и марудай , при использовании первого получаются плоские шнуры, на втором - круглые.


- простое и изысканное японское рукоделие , чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная ручная вышивка. В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Буквальный перевод с японского слова «сашико» означает «большая удача, счастье». Своим появлением эта старинная техника вышивания обязана… бедности сельских жителей Японии. Не имея возможности заменить старую поношенную одежду новой (ткань в те времена стоила очень дорого), они придумали способ «реставрировать» её с помощью вышивки. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка. В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях. Традиционно узоры вышивались на ткани тёмных, в основном - синих, тонов белой нитью. Считалось, что расшитая символическими рисунками одежда охраняет от злых духов.

Основные принципы сашико:
Контраст ткани и нити - традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток - белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.


Для данного вида вышивки используют специальную иголку (по типу иглы для швейной машинки). На ткань наносят желаемый рисунок и затем вводят иголку с вдетой ниткой, с изнанки должна остаться маленькая петелька. Данная вышивка отличается быстротой работы, сложность заключается только в умении наносить штрихи и смешивать цвета. Таким способом вышивают целые картины, главное - подобрать нитки, чтобы получился реалистичный рисунок. Нитки используют для работы не совсем обычные - это специальный «шнур», который во время работы распускается и за счёт этого получается очень красивый и необычный стежок.


— в переводе с японского кусури (лекарство) и тама (шар), буквально «лекарственный шар». Искусство кусудамы происходит от древних японских традиций, когда кусудамы использовались для благовоний и смеси сухих лепестков. Вообще кусудама представляет собой бумажный шар, состоящий из большого количества модулей, сложенных из квадратного листа бумаги (символизирующих цветы).


http://web-japan.org/trends01/article/011005sci_r.html
http://www.discovery.com/tv-shows/mythbusters/videos/polishing-a-turd-minimyth/

Да… японцы, они такие, за что не возьмутся, все превращают в абсолютное совершенство с привкусом непостижимости. Все эти их штучки - самураи, кимоно, сакуры, суши и роллы, аниме, хайку и прочие сады камней просто завораживают так же как и отточенное до состояния искусства мастерство нахождения гармонии во всем.

Давайте попробуем разгадать загадку непостижимой японской души. Начнем с традиционной детской забавы японских детишек - создания блестящих шаров из земли и воды, так называемых дороданго.



Теоретически процесс создания дороданго безумно прост, земля и вода смешивается до состояния пластичной грязи из которой формируется гладкий шар. Далее его сушат и натирают до зеркального блеска, так называемого состояния «хикару» («сияющего»). Но это просто лишь на словах, на деле это весьма трудоемкий процесс, который требует концентрации, невероятного усердия и терпеливости. Получение идеальной формы шара и последующий процесс полирования занимает довольно много времени, от нескольких дней, до нескольких месяцев, в зависимости от трудолюбия и желаемого результата. А результат того стоит!

Являясь неплохим антистрессовым средством, искусство дороданго преследует и другие позитивные цели: можно представить, насколько способен воодушевить человека сам факт того, что он своими руками создает нечто прекрасное из таких бесхитростных компонентов, как земля и вода. Многие востоковеды, изучая дороданго в контексте культурных особенностей, находят философское и даже религиозное зерно в самой идее изготовления блестящих земляных шаров.

Хотите попробовать повторить? Тогда вот вам:

Краткий курс изготовления японских шаров дороданго.

Для изготовления дороданго потребуется просеянная земля (песок исключается, шары из него просто рассыпаются при сушке), немного воды и очень много терпения.

Итак, запомните, грунт может быть любым кроме песка! От цвета грунта зависит цвет будущего шара.

Добавляем немного воды до влажного состояния грунта и формируем форму шара с идеально гладкой поверхностью. Многократно присыпаем шар сухим грунтом и втираем его в поверхность.

… посыпаем и втираем…

После того как результат нас устроил начнем сушку. Это самый ответственный этап изготовления дороданго. Для ускорения сушки используем вот такой хитрый метод - завернем шар в полиэтиленовый пакет и оставим в холодильнике на полчасика. Выкладывать шар нужно на мягкое основание, чтобы не повредить идеальную форму шара.

За это время влага, выделившаяся из шара, осядет конденсатом на стенках пакета. Аккуратно достаем шар, присыпаем сухим грунтом и растираем его.

В процессе сушки…

Действие придется повторять многократно, ведь если не выпарить всю воду, то получится вот такой результат.

После полной просушки приступаем к полировке шара мягкой тряпочкой. От степени затраченного времени и прилагаемых усилий зависит степень получаемого блеска, это может быть легкий глянец или поистине великолепное сияние!

полируем

красота…

И еще полюбоваться на результат. Дороданго от настоящих мастеров.

Чем не искусство?

Похож на огромный жемчуг…

Занимаясь изучением историко-культурного развития нашей цивилизации, ученые обнаруживали, на всех ступенях развития человеческого общества, наличие одного единственного, общего для всех предмета - . Игрушки существовали в первобытном обществе, есть они и сейчас - в развитом двадцать первом веке. В разные эпохи и у разных народов были свои игрушки - они отличались по своему внешнему виду и предназначению (например, существовали специальные - их использовали в серьезных целях, а так же были обычные игрушки - для детей). Общим было лишь то, что всегда эти предметы создавались с любовью и наделялись особым смыслом.

С развитием промышленного производства игрушки стали выпускаться в больших количествах, и утратили свою индивидуальность. Однако, по-прежнему люди во всем мире с большим удовольствием создают своими руками игрушечные шедевры, продолжая, тем самым, традиции своих предков. Особенно популярен такой вид рукоделия в Японии. Мы уже рассказывали о японских - разновидности игрушки и предмета декора. Сегодня речь пойдет о не менее интересных объектах - японских игрушках теримэн .



Назвать теримэн только игрушками нельзя. Эти предметы выполняют сразу несколько функций. Первая - это, конечно же, объект для игры - с подобными миниатюрными куколками дети очень любят возиться. Вторая функция теримэна - быть - являясь предметом ручной работы, крошки теримэны способны привнести нотки уюта в дом. Для этого, достаточно рассадить их на подоконнике, комоде или - и вот ваш дом уже преобразился и наполнился домашним теплом, который могут создать только умелые руки хозяйки. К тому же теримэн совсем не стыдно преподнести в качестве подарка, или в дополнение к нему - это придаст оригинальность и теплоту вашему презенту. И, естественно, теримэн - это искусство, в Японии его еще называют тканевой скульптурой , и с подобным определением нельзя не согласиться…



Но нельзя забывать и еще об одной, не менее важной роли теримэна, которая связана с историческим прошлым этого предмета. Изначально тэримены представляли собой просто мешочки, которые наполнялись различными ароматными травами, и выступали таким образом, чем-то вроде современного . Подобные мешочки носили как под одеждой, так и развешивали в разных уголках дома, для создания приятной атмосферы в жилище. С развитием парфюмерной промышленности, необходимость подобным образом «ароматизировать себя» отпала. А вот такой натуральный способ придать воздуху в помещении приятный запах, сохранился до сих пор. Поэтому, нынешние хозяйки с удовольствием используют теримэны как в , так и для ароматизации шкафов и комодов с бельем.



К сожалению, ничего более конкретного об истории появления теримэна сказать нельзя. Известно лишь, что возникло данное искусство условно в семнадцатом веке и заниматься им могли только женщины. Впрочем, последний факт не вызывает удивления - поскольку такой мелкой и кропотливой работой могут заниматься только дамы - у мужчин, для подобного занятия, точно не хватит терпения.



Мы уже столько сказали о теримэне, но до сих пор не раскрыли сути создания подобных предметов, которая абсолютно проста. Но ведь и все гениальное - просто. Чтобы создать теримэн, понадобится минимум материалов : , нитки, иголка, ножницы, немножко фурнитуры, наполнитель (синтепон или душистые травы - по желанию) ну и, конечно же, должна быть идея создания будущей игрушки. Необходимо заметить, что шьется теримэн исключительно вручную - никаких машинных швов !




Как мы помним, теримэн изначально был мешочком, поэтому и сейчас основа игрушки - мешочек, сшитый из лоскутков (лоскутки подбираются и сшиваются согласно задумке автора - в зависимости от того, что в итоге должно получиться). Конечно, это вовсе не означает, что сшитая заготовка должна обязательно напоминать квадратный или прямоугольный мешок - можно сделать вытачки в нужных местах, оставить тканевые «хвостики» и т.д.



После того, как лоскутки сшиты, игрушка выворачивается на лицевую сторону, набивается, отверстие стягивается специальными петельками или ленточкой (для этого, при шитье делаются соответствующие приспособления для стягивания ткани - этот прием, своего рода напоминание о «мешочном» прошлом теримэна). И вот теперь уже начинается доработка игрушки - пришиваются глазки, вышивается ротик и т.д. - все зависит от того, какую именно вы делаете. Чаще всего, авторы подобных предметов создают теримэны в виде фигурок животных (реже человечков) и цветов . Впрочем, полет фантазии мастериц никто не ограничивает, и сделать можно и что-то другое.


Несмотря на то, что изготовление теримэн сугубо японский вид , сейчас его популярность распространяется и на западные страны, где многие мастерицы с удовольствием посещают занятия по созданию подобных игрушек. Да, да! Именно занятия, поскольку, как и любому виду искусства, работе над изготовлением теримэн нужно учиться у специалистов - ведь в каждой технике есть свои секретные приемы. Многие японские мастера утверждают, что, несмотря на то, что они сами шьют игрушки уже на протяжении многих лет, им всегда есть чему поучиться у своих коллег, что они с удовольствием и делают, обмениваясь, таким образом, секретами работы.

Безусловно, западные мастера, в том числе и рукодельницы из нашей страны, привносят в подобные игрушки свои собственные идеи - добавляя вязаные мотивы, незначительно отходят от классических приемов изготовления «мешочка-основы» и т.д. Но это нисколько не портит теримэн - напротив, привносит в него оригинальные нотки .

Япония - удивительная страна, которая очень тщательно чтит и сохраняет свои обычаи и традиции. Японское рукоделие столь же многообразно и удивительно. В этом посте я сделаю обзор основных рукодельных искусств, чьей родиной является Япония - амигуруми, канзаси, темари, мидзухики, осиэ, кинусайга, теримэн, фурошики, кумихимо, сашико. О некоторых видах Вы наверняка слышали, может быть сами стали творить в этой технике, некоторые не столь популярны за пределами самой Японии. Отличительной чертой японского рукоделия является аккуратность, терпение и усидчивость, хотя… скорее всего эти черты можно отнести к рукоделию мировому).

АМИГУРУМИ - японские вязаные игрушки

Амигуруми - в переводе с японского - вязанное-завернутое - японское рукоделие, которое стало популярным и в нашей стране. Суть его состоит в вязании крючком или спицами маленьких зверят и человекоподобных существ. Обычно амигуруми вяжут по спирали, крючок или спицы выбирают меньшего размера, чем того требует пряжа, для того чтобы вязка была без зазоров и дыр, через которые может выглянуть набивочный материал. А раз игрушка амигуруми требует от нас плотности вязания, то и начинать вязание по кругу нужно так, чтобы не оставалось отверстий, для этого был придуман способ названный « » (подробный фото мастер класс по ссылке). Более подробно об мы писали в статье ранее на сайте.

Японские канзаши - цветы из ткани

Канзаши - с этим видом японского рукодельного творчества мы также знакомились . Добавлю лишь, что хендмейдом по созданию канзаши стало заниматься все большее количество человек, и неудивительно, насколько потрясающей красоты цветы получаются из обычных атласных лент. Конечно тут стоит оговориться, что настоящие канзаши делают из шелковой ткани и скрепляют рисовым клеем. А атласные ленты и сшивание их это уже адаптация под наши реалии. Канзаши сродни по своей технологии оригами.

Темари - древнее японское искусство по вышивке шаров

Темари - древнее японское искусство по вышивке шаров, завоевавшее много поклонников во всем мире. Правда Родиной Темари является Китай, в Японию это рукоделие было завезено примерно 600 лет назад. Изначально темари изготавливали для детей используя остатки старых кимоно, с изобретением резины оплетение шаров стало считаться декоративно-прикладным искусством. в качестве подарка символизирует дружбу и преданность, также существует поверье, что они приносят удачу и счастье. Профессионалом по темари считается в Японии тот человек, который прошел 4 уровня мастерства, для этого нужно сплести 150 шаров темари и проучиться порядка 6 лет!

Мидзухики - японское искусство завязывания шнуров

Мидзухики еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак, что же такое мидзухики - это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна - открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождение или поступление в университет.

Осиэ - японское искусство создания объемных картин из ткани и картона


Осиэ
- японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.

Использование японских материалов - ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.

Если Вы решитесь постигать основы этого искусства могу предложить Вам , правда он на японском, но с фотографиями можно будет разобраться.

Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.

Японское рукоделие кинусайга - картины из шелка

Кинусайга соединила в себе сразу несколько техник: резьбу по дереву, пэчворк, аппликацию, мозаику. Для создания картины кинусайга нужно сначала сделать эскиз на бумаге, перенести затем его на деревянную досточку. На досточке по контуру рисунка делаются углубления, своего рода канавки. После чего из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие лоскутки, которые затем заполняют прорезанные канавки на дощечке. В результате полученная картина кинусайга поражает своей красотой и реалистичностью.

Фурошики - японское искусство упаковки

Фурошики - японское искусство складывания ткани, историю появления и основные способы упаковки в этой технике мы рассматривали в статье . Использовать эту технику для упаковки, красиво, выгодно, удобно. А на японском рынке компьютерной техники новый тренд - ноутбуки упакованные в стиле Фурошики. Согласитесь, очень оригинально!

Тэримен - тканевая скульптура в миниатюре

Теримэн (Chirimen craft) - старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства - создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Кумихимо - плетение шнурков

Кумихимо - один из самых древних видов плетения шнурков, первые упоминания относятся к 50 году. В переводе с японского kumi - складывание, himo - нити (складывание нитей). Шнурки использовались как в функциональных - крепление самурайского оружия, завязывание доспех на лошадях, связка тяжелых предметов, так и в декоративных целях - завязывание пояса кимоно (оби), упаковка подарков. Плетут шнурки кумихимо преимущественно на станках, различают их два вида, такадай и марудай, при использовании первого получаются плоские шнуры, на втором - круглые.

Сашико - японское искусство вышивки

Сашико - простое и изысканное японское рукоделие, чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная ручная вышивка. В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка. В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях.

Основные принципы сашико:

  • Контраст ткани и нити - традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток - белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
  • Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
  • Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.

Кусудама - искусство создания шаров

Кусудама - в переводе с японского кусури (лекарство) и тама (шар), буквально «лекарственный шар». Искусство кусудамы происходит от древних японских традиций, когда кусудамы использовались для благовоний и смеси сухих лепестков. Вообще кусудама представляет собой бумажный шар, состоящий из большого количества модулей, сложенных из квадратного листа бумаги (символизирующих цветы).

Отдельные модули могут быть соединены между собой по средствам клея или ниток. Иногда к нижней части кусудамы прикрепляют кисточку. В итоге получается очень оригинальный букет цветов, который можно подарить или украсить интерьер.Шары-кусудама считают предшественниками модульного оригами. Кусудаму бывает путают с модульным оригами, так как элементы ее не вложены друг в друга, а сшиты или склеены.

Существует много способов создания традиционных японских кусудама (шаров из бумажных цветов).

Это очень красивое украшение интерьера, новогодней елки и прекрасный подарок друзьям и близким. Бумаги сейчас много продают очень красивой, бусинки тоже можно подобрать хорошие.

Что понадобится?

Кусудама (японское, буквально - «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

В переводе c японского означает "лечебная трава". Само слово представляет собой комбинацию двух японских слов: кусури (лекарство) и тама (шар). Набор определенных лечебных трав помещали в специальный шар, сделанный методом оригами, который подвешивали над постелью больного. Такой шар с травами тоже называли кусудамой. Кстати, такой способ лечения сохранился в Японии до сих пор.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания. В то же время, другие признают, что в раннем традиционном японском оригами часто использовалось разрезание бумаги (см тысяча бумажных журавликов) и склеивание и отдают должное кусудаме, как важному объекту складывания среди других моделей оригами.

Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).

Вариантов кусудами очень и очень много, многие опубликованы и в русскоязычном интернете, можно поискать мастер-классы и сделать такие шары себе к празднику и просто для настроения. Некоторые из схем ниже в галерее есть.

По кусудаме есть книги, в том числе и на русском языке.



 

Возможно, будет полезно почитать: