Занятие снег и его свойства подготовительная группа. Опыты со льдом для дошкольников. Свойства снега и льда. Нужны ли опыты для дошкольников

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе на тему «Лед и его свойства»

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: снежинки с загадками, льдинки, светящийся шар, аудиозапись звуков природы, ноутбук, картинки с изображением зверей, ватман, картинки с изображением свойств льда, мяч, соль, фольга, перчатки, варежки, платок, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Игра с детьми «Давайте познакомимся»

Встанем в круг, возьмемся за руки. Воспитатель называет детям свое имя, игра продолжается по кругу.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Ледниковый период»

Введение в ситуацию.

Вы знаете, как называется этот мультфильм? (Ледниковый период)

А как называется это животное? (саблезубая белка)

Какая проблема у белки? (не может добраться до ореха)

Что произошло? (лед на шее застрял)

Давайте мы ей поможем освободиться ото льда.

Чтобы ей помочь, нам надо оказаться в этом ледниковом периоде и узнать, какими же свойствами обладает лед.

Игровое упражнение.

Садимся удобно, закрываем глаза и представляем, что вокруг нас только лед. Он красиво переливается на солнце разными цветами радуги, становится холодно, дует ветер.

(звучит музыка, работает светящийся шар, на столах появляются фигурки животных).

Ребята, откройте глаза. Смотрите, мы оказались в мире наших героев. Здесь красиво.

И они ждут нас с интересными заданиями.

- Пойдемте к мамонту, его зовут Мэни. Он предлагает нам, познакомится со свойствами льда.

Наблюдение за свойствами льда.

Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Потрогайте его, опишите какой он (гладкий, шершавый, холодный, мокрый, скользкий, прозрачный, бесцветный, хрупкий)

Через лед можно что-то увидеть?

Что происходит со льдом у вас в руках? (он начинает таять, потому что руки теплые)

Из чего же получается лед? (из воды). Лед - это замерзшая вода.

Вывод: лед-это замерзшая вода, лед гладкий, холодный, блестящий, хрупкий, бесцветный-прозрачный, прочный)

Давайте с помощью рисунков, покажем, какие свойства у льда (интеллект-карта)

Опыт «Тонет ли лед в воде»

Ребята, следующий персонаж - это тигр, которого зовут Диего.

У него возникли трудности. Ему надо перепрыгнуть с одной льдинки на другую. Но он не знает, тонет лед в воде или нет. Тем более что тигры не любят купаться в воде.

Давайте это проверим. Возьмите по льдинке и опустите в воду.

Что мы видим (лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность)

Вывод: лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность. Прикрепить картинку на карту.

Физкультминутка игра «Вода - не вода»

Ленивец по имени Сид предлагает нам поиграть, на то он и ленивец, не хочет он придумывать никакие задания!

Если слово связано с водой - мы поднимаем обе руки вверх, если нет - садимся на корточки.

Слова: лужа, камень, компот, снег, стол, чай, бумага, лед, часы, суп, карандаш, ухо.

Молодцы! Вы были внимательными!

Опыт «Как быстрее растаять лед»

А сейчас давайте подойдем к нашей саблезубой белке, которую зовут Скрэт.

Он уже очень долго пытается заполучить этот орех. Но ничего не выходит.

Давайте поможем ему опытным путем.

Перед вами лежат разные предметы, посмотрите на них. Давайте вслух проговорим их (варежки, перчатки, бумага, фольга, соль, платок, стаканы с холодной и теплой водой)

Возьмите по льдинке. Посмотрите внимательно на нее. Ничего странного не замечаете, она с секретом.

Да, внутри нее лежит орех.

Нам нужно найти способ, который быстрее растопит лед.

Выбирайте сами, что вам нравится.

Пока льдинки у нас таят, давайте подойдем к снежной стене.

Отгадывание загадок «Снежная стена». Снежинки висят на стене, на каждой снежинке указана цифра, ребенок называет цифру, воспитатель читает загадку.

Картинки, связанные со льдом, клеем на карту.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Туча в небе, дождь идет,

Падать стал вдруг с неба лед,

Крупный, словно виноград

Называется он …..(град)

С крыши медленно стекала

Маленькая струйка,

Видно, холодно ей стало,

Выросла ……

(сосулька)

Мороз на лужу опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло.

(Лед на луже)

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмем коньки, нас ждет …

(Каток)

Белой глыбой ледяной,

В океане встал стеной,

Знает каждый капитан,

Как опасен великан

(айсберг)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - толстое стекло?

(лед на реке)

Ой, болит, болит нога,

Дайте холодка сюда,

Положите лед на ранку,

Чтобы я встал спозаранку

(лед на рану)

Не конфета, не печенье

В рот положишь-наслаждение,

Тает замороженное

Вкусное ……(мороженое)

Ответы-картинки на загадки мы крепим на карту.

Молодцы, ребята!

Теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Что изменилось? Где растаял лед?

Можно положить нерасстаявшие льдинки в теплую воду или посыпать солью.

Если орешки полностью оттают, положить их в тарелочку для белки. Вот мы и помогли белочки найти способ, как растопить лед.

Вывод: лед тает быстро в теплой воде и с помощью соли, соль его разъедает.

Прикрепляем на интеллект-карту: картинка с солью, стакан с теплой водой.

Заморозка ягод

- Ребята. Белочке мы помогли.

Давайте мы сделаем нашим героям подарки.

Смотрите, у нас есть ягода. Как она называется? (земляника)

Что с ней надо сделать, чтобы она сохраняла свои свойства надолго и оставалась свежей?

(заморозить)

Берите по одной ягодке и опускайте на дно формочки и заливаем водой.

А что нужно сделать, чтобы вода замерзла? (убрать в холод)

У вас в группе есть холодильник? (нет)

Мы пока поставим его на подоконник, а потом вы вместе с воспитателем уберете в морозилку на кухню. К вечеру они замерзнут, и вы их подарите нашим героям.

Работа с интеллект-картой.

Давайте подойдем к нашей интеллект-карте и посмотрим, все ли мы правильно приклеили.

Посмотрите на нашу схему. Давайте расскажем о свойствах льда с помощью ее.

С помощи этой карты, можно легко понять, какими свойствами обладает лед.

Ребята, дома спросите у родителей, где еще встречается и применяется лед, а завтра расскажете и приклеите картинку на схему.

РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» филиал №3 “Звёздочка”

«Тайны снега и льда»

ООД с элементами экспериментирования

подготовительная группа

Воспитатель: Шлыкова Г.В.

2015-2016 уч. г.

Цель:

ознакомление с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;

Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный;

Повторить правила поведения на прогулке, на льду;

Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);

Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику;

Способствовать развитию осторожности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Оборудование и материалы: снег, лёд, ёмкости с водой, бумажные салфетки, формочки со льдом, вода, гуашь, формочки, тарелочки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; чтение стихотворений о зиме; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман,

Дождь, Снег, Лед; дочери - Роса, Снежинки. У всех разные характеры, все

любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).

Хочу загадать вам загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки)

Мы сегодня узнаем, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником. (Прикрепить значок - бейджик.)

– О чем говорилось в начале загадки?

(Внесение снега, его исследование.)

– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?

– Что вы знаете о снеге? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)

– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)

– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)

(Внесение льда, его исследование.)

– Что такое лёд? Как он получается?

– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)

– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.

(Деление детей на три подгруппы.)

– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.

Опыт «Что быстрее растает?»

(Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лёд.)

У каждой группы на столе - рыхлый снег, комок снега, лёд.

– Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате, где падают лучи солнца.)

Опыт «Определение тяжести»

(Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.)

– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

(Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.)

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

(Проверка времени, затраченного на первый опыт.)

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод : Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Игра «Хорошо – плохо»

– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Если увидишь лед - ступай по нему осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть).

Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду).

Как определить прочность льда?

(Лёд можно считать прочным, если его толщина не менее 7 сантиметров – это лёд зеленоватого оттенка. А матово-белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен. Тонкий лёд бывает вблизи кустов, камыша, где в него вмёрзли водоросли, около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи. Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше. Очень осторожным следует быть в местах, где лёд примыкает к берегу – возможны трещины, подо льдом может находиться воздух. Особенно опасен лёд во время оттепели.)

Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?

(Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.)

Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?

(Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.)

Физкультминутка «Пушистый снег»

Снег над нами кружится –

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?

– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

– Как вы думаете, почему она цветная?

– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки.

(Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки

– Куда поместить необходимо наши формочки, чтобы получился лед?

(Воспитатель подводит итог.)

– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

Холодные на ощупь;

Сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

Не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

Снег белый и рыхлый:

Лед прозрачный и хрупкий.

Назовите правила безопасности на льду. Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!

рита Александрова
ООД в старшей группе тема «Снег и его свойства»

«Снег и его свойства »

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель : развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи :

1. Формировать представление о снеге и его свойствах .

2. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега ; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

5. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Материалы и оборудование :

одноразовые стаканы для снега и воды по количеству детей, ложка одноразовая, две емкости воды, мелкие игрушки на каждого ребенка, снег , наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега , салфетки, пластилин, стеки, диски,аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев) . конверт с загадками

Предварительная работа : наблюдение за снегом на прогулке , чтение стихотворений о зиме, вырезание снежинок из бумажных салфеток.

Организационный момент.

Ребята,у меня конверт с загадками, отгадайте, кто его принёс?

В голове – снег , В животе – снег , И в ногах снег , И в руках – снег . - Что за чудо человек? (Снеговик ) . Появляется модель снеговика . - В конверте он принёс нам загадки. Если вы их отгадаете, то сможете узнать, о чём мы будем говорить сегодня.

Он пушистый,серебристый, но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,как поймаешь на ладонь. (Снег ) .

А что такое снег ? Снежинки

Как образуются снежинки? Из морей и океанов водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Из этой тучи снежинки падают на землю. Мы вчера с вами занесли снег в группу , а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в нашу лабораторию и изучить свойства снега (прикрепляют бейджики, садятся за столы) Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые, будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства .

1. Ребята, а что же стало со снегом ? (растаял) Почему?Возьмите в ладошку немного снега . Что с ним происходит? Тает т. к. ладони теплые. (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства , на снежинке нарисована капелька воды : снег тает в тепле ). Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег . Что вы видите (вода грязная) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег . Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь ? Потрогайте (холодный) . Можно ли есть снег ? (нет, снег холодный и может быть грязным)

2. Проведем эксперимент. У вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег , а другой опустите в воду. Где игрушку видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка : снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

3. Сравним : какого цвета вода и снег (снег белый , вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка : снег белый - в центре снежинки вата).

4. Ребята, а как узнать, снег пахнет ? (надо понюхать) У снега нет запаха (крепится 4 снежинка : снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос) Динамическая пауза.

А теперь давайте поиграем с пальчиками.

(Пальчиковая гимнастика) .

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись .

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли .

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите : у меня две баночки. В одной -холодная вода (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная) . Во второй - теплая. В обе баночки я буду опускать снег одновременно . Где снег растаял быстрее , а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег , быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег ? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега ). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги .

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся.)

Ребята, а что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь? Растает.

Вот сегодня, мы слепим в технике «пластилинография» , «волшебные» снежинки, которые никогда не растают.

Практическая часть.

Лепить будем не на картоне, а на дисках.

Так как наша снежинка «волшебная» , то её цвет может быть не только белый. Как вы, думаете, какие цвета ещё можно использовать? (голубой, сиреневый, синий, фиолетовый) .

Показ педагога.

У меня диск сиреневого цвета, значит, возьму белый пластилин, чтобы моя снежинка не слилась с основой.

Катаем три длинные колбаски, прикладываем к основе вертикально, друг на друга, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние. Приплющиваем. Украсим концы снежинки короткими колбасками. Серединку можно украсить голубой лепешечкой с шестью лучиками.

Снежинку придумайте сами, но не забывайте, она – шестиконечная.

Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись «Песенки о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев)

Рефлексия.

Какие сказочные снежинки у вас получились?

Ребята, так из чего же состоит настоящая снежинка?

Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?

Каждая из них по-своему красива и неповторима, молодцы!

Давайте украсим группу вашими «волшебными» снежинками!

Как много мы сегодня узнали о снеге , пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе. Художественная деятельность (рисование) «Снег, снег кружится» Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2мл группе Образовательная область Художественно эстетическое развитие. Рисование.

Конспект НОД в старшей группе «Свойства воды» Тема: «Свойства воды». Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, -развитие речи, -социально-коммуникативное развитие.

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности по области «Познание» тема: «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель: Фурманова.

Цель:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  • Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе – горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Какого цвета лед? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).

Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.

С горки я

На лыжах мчусь

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом –

Умелым!

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.


Цель : формировать навык наблюдательности.

Задачи: знакомить детей с физическими свойствами снега – белый, холодный; развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух; воспитывать познавательный интерес к неживой природе.

Оборудование: вата, снег в ведёрке, совок, кусочек чёрного картона.

Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой «Зима» карточка № 2.

II. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Маша пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Машину варежку (Показываю детям кусочек ваты). Маша подула на неё (дую на кусочек ваты ), и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку? (даю каждому ребёнку кусочек ваты и показываю, как надо дуть. Игра повторяется 2 – 3 раза ).

III. Экспериментирование со снегом.

Заношу с улицы ведёрко со снегом. Приглашаю детей к столу.

Это снег. Я принесла его с улицы. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, рукам холодно. Хотите потрогать снег? (дети трогают ) Какой снег? (холодный ) Давайте погреем ручки (растираем их друг о друга, дуем на них ). А теперь рукам холодно? (тепло) Возьмём совком немного снега из ведёрка и положим на кусочек чёрного картона, посмотрим какого цвета снег? (белый ) Повторим все вместе: снег белый. Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный ).

Кладу каждому ребёнку на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит .

Куда же пропал снег из ваших ладошек? (снег растаял ). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный ) Вывод: в тепле снег тает.

Снег растаял, превратился в воду. Ваши ручки стали мокрыми. Вывод: снег – это вода.

IV. Физкультминутка.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем немножко.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

V. Итог занятия.

Обращаю внимание детей на ведёрко, в котором был снег.

Посмотрите, что стало со снегом? (растаял) . Почему снег растаял? (потому что тепло). Что же осталось от снега? (вода ). Правильно, снег в тепле растаял и превратился в воду. Снег – это замёрзшая вода.

НОД по лепке с использованием словесно-дидактической игры

Тема: «Снеговик»

Цель: учить делить ком пластилина на две части; раскатывать каждую часть круговыми движениями между ладонями, придавая ему округлую форму; соединять два шара между собой, дополнять готовый предмет деталями, называть готовое изделие. Продолжать развивать умение в проговаривании текста с выполнением соответствующих движений.

Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, салфетки, шапочки для снеговиков, бусинки для глаз и носа, ширма с изображением зимнего пейзажа, машина, игрушка-снеговик.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой

Я подарю вам улыбку свою.

Вы подарите в ответ мне свою.

Вы улыбнулись и это прекрасно.

Значит, гостей будем ждать ненапрасно .

II. Организационный момент

За веревочку завожу в группу машину. В кузове машины игрушка – снеговик. Обращаюсь к детям: «Кто это к нам приехал? Да, действительно снеговик. Посмотрите, какой он веселый. Он приехал, чтобы поиграть с нами, погостить у нас». Рассматриваем снеговика, из чего состоит . Два шара, сверху на голове ведро, в руках метла. Есть глазки, ротик. Снеговик улыбается? (спрашиваю у детей). Уголки рта у снеговика опущены, снеговик грустит.

Наш снеговик, наверное, скучает по своим друзьям, а давайте мы ему слепим друзей. Дети приглашаются за приготовленные заранее столы.

III. Основная часть. Лепка шаров для снеговиков.

Спрашиваю: из чего будем лепить снеговиков? Да, из пластилина. Объясняю порядок выполнения работы и показываю : «Снеговик сложен из шаров. Разделю пластилин на две части. Вот так. Из одной части раската: что ребята? (шар, шарик – ответы детей). Ладони смотрят друг на друга, руки полочкой. Покатился комочек по ладошкам, вот и получился шарик. Теперь нам Карина раскатает другой шарик (вызываю ребенка с хорошими умениями). Спасибо Карина, вот какой хороший шарик получился у тебя. Теперь соединим шарики. Вот так прижали. На что похоже (ответы детей). Чего не хватает снеговику? (ответы детей). Ну, где же нам взять для него ведро? Наш гость-снеговик говорит, что, у него есть шапочки для наших снеговиков? Вот здорово, спасибо тебе снеговичок. Одеваю одну из шапочек на голову снеговику. Вот какой снеговик получился!

Давайте расскажем, как мы будем лепить снеговика.

IV. Физкультминутка «Снеговик»

Дети проговаривают текст вместе со мной и выполняют соответствующие движения.

Давай, дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа…нос…метла

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Спрашиваю у детей, что мы сделали, чтобы получился снеговик, в самом начале (ответы детей). Уточняю: «Сделали ком, катали ком».

Прошу детей повторить хором и 2-их детей индивидуально. А теперь ребята, скатайте комочки из пластилина и слепите друзей нашему снеговику. Дети начинают работать. Слежу за ходом работы. Хвалю детей за старания, умение доводить дело до конца: «Вот какие ребятки, молодцы, хорошо раскатывают комочки, стараются». По мере окончания работы предлагаю малышам брать «шапочки» для снеговиков, дополнять ими образ.

V . Итог занятия.

Когда все малыши справятся с заданием расставить снеговиков вокруг гостя, рассмотреть их, похвалить ребят. Незаметно исправить лицо снеговика, улыбается. Снеговик говорит спасибо, радуется новым друзьям, снимает «ведерко», а там конфетки для малышей. Занятие заканчивается.

НОД Аппликация – игра «Друзья для снеговика»

Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик – целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Материал : игрушка снеговик, половина листа голубого цвета, клей, кисти, детали для оформления снеговика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель показывает игрушечного снеговика.

Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос – морковкой,

И ведро на голове.

В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.

II. Основная часть.

ü Из каких частей состоит снеговик? (из кругов, ведра)

ü Сколько белых кругов нам понадобиться? (Три).

ü Какого размера самый нижний круг? (большой).

ü А на нём? (поменьше, это туловище).

ü А самый верхний круг, какого размера? (маленький, это голова.).

ü Что у снеговика на голове? (ведро).

Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.

Рассмотрев из чего же состоит снеговик (из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет, как нужно намазывать детали и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.

Дети включаются в работу.

III. Физкультминутка.

.Пальчиковая игра «Что мы делали»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись.(положить ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).

(Н.Нищева)

IV. Логопедическая игра «Погреем ручки»

Педагог: « Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.

Педагог:чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки.(надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки: «Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.

V. Итог занятия.

Педагог: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями-снеговичками.»

Приложение № 2.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель : Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Ход игры

Взрослый поёт, а дети подражают словам песни.

Выпал беленький снежок, (Дети, стоя кружком, подни-

Соберёмся мы в кружок. мают руки вверх и медленно

Снег, снег, белый снег опускают их, подражая падаю

Засыпает всех. щему снегу)

Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и

И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, руки позади)

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех .

Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу

Друг за другом побежали. руки согнуты в локтях и

Снег, снег, белый снег - сжаты в кулачки, как будто

Кружит, падает на всех. держат палки от лыж.)

Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и пока-

Снеговика мы мастерили. зывают, как лепят снего-

Снег, снег, белый снег - вика)

Снеговик наш лучше всех!

Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,

И в кроватках задремали. ручки под щёчку, «спят»)

Снег, снег, белый снег

Спят ребята крепче всех!

Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.

Воспитатель предлагает детям покружится, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»

Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» (В-в-в-в –произносят дети).

Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Приложение № 3.

Опыт № 1. «Снег и его свойства»

Цель : Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материал: снег в тазике.

Ход, содержание опыта : принести в группу снег.Предложить потрогать рукой- снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут,снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.

Опыт № 2. «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материал : снег, тазик, морковка, камешки.

Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

Опыт №3 «Лёд и его свойства»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).

Материал: замёрзшая вода в ёмкости(осталась от растаявшего снеговика).

Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза- камешки.(Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.

Приложение № 4.

(дидактические игры)

Дидактическая игра «Сложи снеговика ».

Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Показать готового снеговика. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, потом – поменьше, наверху – маленький, на голове – ведро, два маленьких круга – это руки.

Предложить сложить такого снеговика из кругов.

Дидактическая игра «Собери снеговика».

Цель:

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снеговика. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Дидактическая игра «Снежинки».

Цель: учить собирать целое изображение из частей, развивать мышление, зрительное восприятие.

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снежинки. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Приложение № 5 (дыхательная гимнастика).

«Снежинки»

На столе лежат комочки ваты.

Воспитатель: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе. А вы хотите подуть на снежинки?

Педагог раздаёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Вату можно положить на ладошку, на стол - и сдувать лёгкие, нежные комочки, сначала глубоко вдохнув воздух, а потом выдохнув: «Фу-у, фу-у!»

Упражнение выполняется 2-3 раза.



 

Возможно, будет полезно почитать: