Художественное вырезание из бумаги. История. "цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в китае Древнее искусство вырезания из бумаги в китае

Фигурное вырезание из бумаги - традиционное китайское искусство, первые упоминания о котором датированы VI веком нашей эры. Но и сейчас этот вид арта пользуется популярностью во всем мире. Мы собрали работы лучших мастеров резьбы по бумаге. Эти люди - настоящие волшебники, способные превратить обычный лист бумаги в произведение искусства. Они часами могут вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.

Кири Кен (Kiri Ken)


Японский художник Кири Кен, чей псевдоним переводится как «Режущий меч», создает невероятно изящные произведения искусства из бумаги.

Некоторые его работы вырезаны настолько мелко и кропотливо, что кажется, это парящие живые существа. Талантливый японец предпочитает вырезать из бумаги морских жителей или же выразительные портреты. Несомненно, его работы вдохновлены миниатюрами, нарисованными тушью, а в тонких линиях угадывается графичная техника. Для создания своих изысканных работ японец использует специальный нож X-ACTO и особую бумагу Ehime Paper.



Роган Брауна (Rogan Brown)



Известный благодаря своим филигранным работам в виде бумажных микроорганизмов, ирландский художник Роган Браун использует «призму воображения» для создания поразительных произведений искусства. Творения Рогана Брауна отличает то, что это не просто причудливые узоры, а своеобразная интерпретация окружающего мира. Создает свои сложные «кружева» автор, по большей части, руками, вырезая виток за витком. И лишь изредка применяет лазерную резку бумаги. Вдохновение художник черпает во всем: от очертаний клеток под микроскопом до крупномасштабных геологических структур.

Сюзи Тейлор (Suzy Taylor)


Талантливая английская художница Сьюзи Тейлор из Хартфордшира создаёт потрясающие детализированные произведения искусства из бумаги, черпая вдохновения в своей любви к фолк-арту и цветочным мотивам. Причем вырезает девушка исключительно вручную. Сюзи настолько увлекает ее работа, что она может часами сосредоточено вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.



Патрик Кабрал (Patrick Cabral)


Филиппинский мастер Патрик Кабрал создаёт минималистические 3D-портреты редких животных. При этом бумажные скульптуры это просто его хобби, Патрик работает программистом и веб-аниматором. А в свободное время создаёт трёхмерные бумажные портреты животных, украшенные изысканными кружевными абстрактными узорами. По словам самого Патрика, таким образом он хочет обратить внимание людей на то, как хрупок этот мир.



Пиппа Дирлага (Pippa Dyrlaga)


Художница из Йоркшира Пиппа Дирлага с ювелирной точностью превращает лист бумаги в произведение искусства. Ее творения вдохновлены природой, животными, архитектурой, поп-культурой и местностью, где художница живёт. По словам Дирлаги, она работает в традиционной технике, используя скальпель и карандаш. На один трафарет обычно уходит один лист бумаги.



Хина Аояма (Hina Aoyama)


Японская художница Хина Аояма родилась в Йокогаме, но сейчас живет во Франции. «Ультратонкими кружевными бумажными вырезками» она увлеклась еще в 2000 году. Хина использует для работы исключительно ножницы, с ювелирной точностью и безупречной аккуратностью вырезая кружевные изящные цветы, тексты и бабочки. Из-за их хрупкости резные работы наносятся на ткань или помещаются между стеклами, что бы сохранить узоры. На создание своих чудных творений у Хины Аояма уходит от пары дней до долгих недель кропотливой работы, в зависимости от сложности задуманного эскиза.




Индийский художник из Ахмадабада, Парт Котекар творит бумажные чудеса. Идея начать вырезать из бумаги пришла ему во время экспериментов с трафаретами для граффити, и то, что начиналось как хобби, превратилось в профессию. Работы художника являются отражением аспектов повседневной жизни. Самое захватывающее в этой работе, как говорит Парт, то, что он до последнего момента не знает, как его очередной шедевр будет выглядеть. И это любопытство является одной из главных причин, почему он продолжает творить.



Йо Хун (Yoo Hyun)


Корейский художник Йо Хун вырезает из листов бумаги портреты известных личностей: Пабло Пикассо, Одри Хепберн, Майкла Джексона и других. Все работы Йо Хун вырезает вручную, используя лишь специальный резак для бумаги. Особенность его работы заключается в том, что он вырезает портреты «ёлочкой», от которой даже рябит в глазах. Ни один из этих портретов не был бы виден на белом, поэтому каждый из них представлен на тёмном фоне.



Риу (Riu)


Художник из Японии, действующий под псевдонимом Риу в совершенстве освоил мастерство вырезания из бумаги. Свои работы японец создает с помощью канцелярского ножа. При этом он работает в технике зентангл, то есть не имеет никакого предварительного эскиза работы, а «рисует ножом» по бумаге просто так, как подсказывает ему полет фантазии. Секретом своего успеха мастер называет особое чувство ритма, которое помогает создавать новые шедевры.

Художница Бови Ли родилась в Гонконге, а теперь живет и работает в Питтсбурге, США. Она создает удивительно детальные иллюстрации из китайской рисовой бумаги и шелка, почти невесомые работы, полные фантастических сюжетов. Создавая свои работы, художница сначала переводит выполненные вручную изображения в электронный вид, затем распечатывает их и только потом приступает к долгой и кропотливой работе с помощью ножа и острых лезвий.



Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.


В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.


В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.


В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.
по материалам

Вырезание узоров из бумаги – цзяньчжи – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.

То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.

Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!

Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).

К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.

Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.

Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.

Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.

Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.

Современные мастера цзяньчжи создают в этой технике даже пейзажи. Автор: Ma Zhiyuan,

Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.

Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.

Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.

И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.

Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.


Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера. В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.
по материалам Китайского информационного интернет-центра

Такая картина вырезается за 5 лет.

Вырезание из бумаги – «цзяньчжи» - это один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Из инструментов используется только нож или ножницы и бумага. Вырезанием в основном занимаются женщины-крестьянки. В древнем Китае каждая женщина должна была владеть этим искусством. Раньше вырезанные из бумаги фигурки использовали для различных ритуалов, а в наши дни они в основном служат предметом украшения интерьера.



 

Возможно, будет полезно почитать: