Игорь Зимин. Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. История России. Библиотека. Николай II и его семья

Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». И действительно Царь Николай и Царица Александра на протяжении всей их земной жизни на собственном примере учили детей милосердию, состраданию, братолюбию.


О «Духовно-нравственных аспектах воспитания детей в Царской Семье» в 2013 году участникам VIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии рассказал клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, кандидат педагогических наук иеромонах Иероним (Миронов). Его работа вошла в Сборник докладов, который был опубликован по итогам Съезда по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Вашему вниманию мы предлагаем текст доклада, в котором автор на примере Царской Семьи показывает принципы воспитания детей в современной семье.

Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской Семье

Самодержавные монархи редко имеют время излагать свои воззрения в пространных концептуальных документах. Монархи действуют на основе своего мировоззрения; они проповедуют действием, предоставляя другим теоретическое обоснование этих действий.

В допетровские времена образование и воспитание в России находились в ведении Церкви и духовенства, что определяло их национальный и религиозно-нравственный характер.

С Петра I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церкви и духовенству поручалось следить за делом религиозного и нравственного просвещения. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и других европейских стран. Но, несмотря на это, обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению Православной веры, своей Верховной власти и законному Правительству.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II либеральные реформы в образовании продолжились, и только Александр III ясно и определенно повёл русскую национальную политику в области просвещения. Его преемник государь-страстотерпец Николай Александрович видел себя продолжателем политики своего отца в этой области.


Не будет далеким от истины утверждение, что основные мысли «Московского сборника» К.П. Победоносцева, изданного в самом начале царствования (в 1896 г.), были тождественны с исходными взглядами царя. Так, во всяком случае, полагали современники этого издания.

«Московский сборник», касаясь вопроса о народном образовании, замечает: «Понятие о народной школе есть истинное понятие, но к несчастью его перемудрили повсюду новой школой. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать; но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей».

И самым ярким примером воспитания в этом духе детей может служить семья императора-страстотерпца Николая II.

Видеть в каждом человека... В Царской Семье это было не просто принципом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего царя и царицу осуждали именно за эти качества. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.

Взгляды государя и его семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. Государь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.

Николай Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский вспоминал: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать» - и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять мои вещи».

Подумаем, а не упускаем ли мы наших детей именно в таких, незначительных на первый взгляд, мелочах, не позволяем ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?

Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову августейшим родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только сама государыня, но и ее юные дочери работали в госпиталях и посещали раненых.

Также воспитывали и сына. Чтобы показать мальчику, наследнику, реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению.

«Что касается детей, то долг родителей - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог», - писала императрица Александра Федоровна.

Но при этом царская чета оберегала детей от всего непотребного. Да, царевич и царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но они не знали мерзостей порока. Старшие царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран они могли ощутить - смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда похабники-караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.

В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Федоровна, не перешла в превозношение детей.

Чему же учила детей святая императрица Александра Федоровна? Из письма к дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей - быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей - это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...»

«Дети должны учиться самоотречению, - рассуждала императрица. - Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».


Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...

Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь... Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения... Всегда любить - это долг» (царица-мученица Александра Федоровна).

Зачем нужно послушание в детях?

Государыня Александра Федоровна не затруднилась бы ответить на этот вопрос. «Послушай, дорогая, - пишет она самой «трудной» своей дочери, Ольге, - ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Послушание нужно детям не для того, чтобы потешить родительскую гордыню, а чтобы научиться слушаться Бога; приобрести разумное послушание, т.е. христианскую добродетель, - одно из условий спасения. И если разумные родители проецируют детское послушание на высшее - на Бога, естественно, они будут стараться и сами вести себя по-христиански.

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: «Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, - стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным, и ты не понимаешь его причины, но я-то её знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и папу и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил, был строг со мной». Совершенно верно: есть родительские требования, которые детьми должны, безусловно, выполняться. Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но четкими: раз нельзя - так нельзя. Однако почему в письме Александры Федоровны не ощущается духа приказа? Только материнские любовь и теплота. Потому что любовь определяла в жизни императрицы все, а менторство вообще было ей чуждо как христианке.

Царская Семья - это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию.

Весь внешний и духовный уклад быта Царской Семьи представлял собою типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи. Все дети были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, приучались не любить роскоши. Император и императрица были верны принципам их собственного воспитания: походные кровати без подушек, холодные купания, простая еда (говядина, свинина, борщ и гречневая каша, вареная рыба, фрукты).

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей. Царевич Алексей в парке Александрия, возле Петергофа, сам посеял, вырастил и убрал пшеницу.

Находясь в заточении, царские дети с отцом по своему желанию сами заготавливали дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега и т.д., причем делали это, как свидетельствуют их письма, с большим удовольствием.

Эти дети не жили в монастыре. Они вращались в миру полном роскоши и разврата, но оставались скромными и чистыми, как будто ничто грязное и жестокое не затронуло их души. Весь быт этой семьи оставался таким, дети росли в обстановке любви и чистоты.

Таким образом, детей в Царской Семье воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина. Пример воспитания в этой семье - не единичное явление, а целый пласт в нашей отечественной духовной культуре.

Список источников :

  1. Кравцова М.В. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников / М.В. Кравцова. М.: Благо, 2003. – 288 с.
  2. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Т. I / С.С. Ольденбург. Белград: Издание Общества Распространения Русской Национальной и Патриотической Литературы, 1939. – 384 с.
  3. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2005. – 448 с.

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Император Павел I Петрович

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» - так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Великая Княжна Татьяна, дочь царя, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

Конный портрет великого князя Александра Николаевича

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» - так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра - швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь - «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Великие князья Александр, Владимир и Николай Александровичи детьми

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» - писал родным Карл Карлович Мердер. В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Общение со сверстниками

Царевич Алексей Николаевич со сверстниками, детьми охраны и прислуги

В составленном Я.К.Гротом в 1858 году «Проекте особого учебного решения для великих князей» отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх. Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных «ботанических и мореходных» прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

Грибкова Дарья

В связи с 400-летием дома Романовых и 85-летием кончины царской семьи я решила написать работу, посвящённую воспитанию детей в семье Романовых.

Цели и задачи моей работы - проанализировав литературу, посвящённую теме, определить, каковы были принципы воспитания в семье Романовых, в чём различие воспитания девочек и наследника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОУ «Переславская православная гимназия» имени святого благоверного великого князя Александра Невского

Тема работы:

«О воспитании детей в семье последнего русского царя Николая II»

Руководитель работы : Киселева Марина Игоревна,

учитель истории и обществознания

Переславль-Залесский, 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3-4

  1. «СОЕДИНЕНЫ НА ВЕЧНОСТЬ…»…………………………………5-6
  2. ИСТИННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ - В ЧИСТОТЕ………………….7-10
  3. «КОГДА Я БУДУ ЦАРЁМ, НЕ БУДЕТ БЕДНЫХ И НЕСЧАСТНЫХ»………………………………………………………11-13
  4. «УХАЖИВАТЬ ЗА РАНЕНЫМИ - МОЁ УТЕШЕНИЕ»………….14-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ...17

ВВЕДЕНИЕ

17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто-то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все - Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица - образцом любящей супруги и заботливой матери.

История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России.

Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.

В 2013 году исполняется 400 лет со дня вступления на престол первого представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

В связи с 400-летием дома Романовых и 85-летием кончины царской семьи я решила написать работу, посвящённую воспитанию детей в семье Романовых.

Цели и задачи моей работы - проанализировав литературу, посвящённую теме, определить, каковы были принципы воспитания в семье Романовых, в чём различие воспитания девочек и наследника.

Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Еще есть люди, которые общались с ними лично. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Я предлагаю всем нам подумать, как нам в наше время могут помочь знания о Святой Царской Семье, потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.

  1. «СОЕДИНЕНЫ НА ВЕЧНОСТЬ…»

Николай Александрович впервые увидел свою будущую жену в 16 лет на балу в день свадьбы её сестры. После смерти Александра I 14 ноября 1894 года состоялась очень скромная церемония бракосочетания. Школа любви начинается с семьи. Николай и Александра любили друг друга трепетно и нежно с юных лет и до конца. Всю жизнь для Николая жена была «Солнышком». Что же писала Александра Фёдоровна о таинстве брака? «Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого». И они в полной мере исполнили закон Христов. Для детей они были самым лучшим образцом для подражания. В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Из дневника Царицы Александры Федоровны: «Всегда любить – это долг». Вся жизнь Семьи – подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.

Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

Анна Вырубова, близкий человек Царской Семьи, написала в своих воспоминаниях: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна – всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично.

Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или, прежде всего, думают о благоустройстве дома, а не о детях.

  1. ИСТИННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ - В ЧИСТОТЕ.

Дочерей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) воспитывали не как великих княжон, а как простых русских женщин. Девочки не знали, что такое роскошь, спали на жёстких кроватях, сами чинили свои платья. У них были самые простые развлечения. С самого раннего возраста великие княжны занимались рукоделием, чтением священных книг. Они были талантливы, и поэтому учение давалось им легко. Несмотря на то, что сёстры были очень похожи, каждая обладала своим характером, у каждой были свои индивидуальные особенности.

У детей были замечательные учителя, они много общались с другими людьми. У Царской семьи было много друзей и знакомых. В своих воспоминаниях эти люди отмечали, что мало где можно найти таких простых, милых и образованных детей. Что нигде не найти семьи, где бы так терпимо относились друг к другу, так нежно и преданно любили друг друга.

Приведу здесь несколько цитат из записок приближённых Царской семьи.

«Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек. Она проявляла свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их. Если они шалили и смеялись. Ей также нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий…» (из воспоминаний Софи Буксгевден).

«В общем, трудноопределимая прелесть этих четырёх сестёр состояла в их большой простоте, естественности, прелести и врождённой доброте» (Пьер Жильяр)

«У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении» (А. Мосолов)

Особое внимание императрица уделяла устройству дома, ведь это сильно влияет на воспитание детей: «Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие».

Жизнь княжон не была ни веселой, ни разнообразной. Воспитывались они в строгом патриархальном духе в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Государыня не позволяла княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в деле. Они умели находит счастье и радость в малом. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стеснённо, их простота делала всех такими же простыми и непринуждёнными, какими они были сами».

Девочки никогда ни перед кем не подчёркивали своего царского происхождения. Наоборот. Они страшно стеснялись и краснели, когда их называли по титулу или оказывали и особые знаки внимания. «Вы с ума сошли! Зачем вы меня так называете?!» - эти слова были обращены к старой баронессе Буксгевден, которой однажды пришлось назвать княжну Ольгу полным титулом.

Как уже говорились выше, сёстры обладали совершенно разными характерами. Несмотря на то, что Ольга была старшей, несомненным авторитетом обладала Татьяна. Именно она, обладая практическим умом, больше остальных помогала матери. Ухаживала за младшими сёстрами и братом, принимала большое участие организации дворцовых праздников и кроме того была очень хозяйственна. Ольга более была склонна к философским размышлениям, поражая окружающих глубиной своих мыслей. «Всё это только красивые фразы, - однажды сказала дочери
Императрица Александра Фёдоровна, - А дела нет никакого!» « Красивые слова поддерживают людей, как костыли», - заметила мудрая Ольга.

Александра Фёдоровна также писала детям нежные, полные любви письма, которые, несомненно, укрепляли и поддерживали их нравственно.

«Моя милая, маленькая Ольга. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди». (Из переписки)

«Моя дорогая Машенька, твоё письмо меня очень опечалило, милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою голову пришла такая необычная мысль? Быстро прогони её оттуда. Мы все очень нежно любим тебя, и только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят; но бранить - не значит не любить. Наоборот, это делают для того, чтобы ты могла исправить свои недостатки и стать лучше».

И никакого раздражения, криков и упрёков. Царица сама была кроткая, как ягнёнок и этому учила и дочерей. И не только на словах, но и собственным примером прекрасно показывая это так сказать на «практике».

Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна, да и Государя Николая в детстве не баловал отец - Император Александр III.
Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр.

Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на роскошных нарядах, шёл на благотворительность.

Может быть, Александра Федоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась Первая Мировая Война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду. Получилось точь-в-точь по апостолу Павлу: не плетением волос украшались царские дочери, но добрым и смиренным нравом.

  1. «КОГДА Я БУДУ ЦАРЁМ, НЕ БУДЕТ БЕДНЫХ И НЕСЧАСТНЫХ»

Воспитание и обучение Алексея замедлялось тем, что он был болен наследственной болезнью - гемофилией. Он был любимцем семьи, всеобщим баловнем. Но за ним нужен был постоянный уход, так как даже самое маленькое падение могло привести к смертельному исходу. Но это развивало в Царевиче доброе и отзывчивое к чужому горю сердце, так как он сам испытывал горе. А мать, которая дни и ночи сидела у его постели, жертвуя собственным здоровьем. Какой самоотверженный пример она ему показывала!

Из-за своей болезни цесаревич не мог регулярно посещать уроки. У него был учитель, наставник и его верный друг - Пьер Жильяр. «Императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, как мать, всецело преданная своему долгу». Императорская чета скрывала от народа серьёзность болезни цесаревича, и даже Пьер Жильяр толком не знал о ней до того, как царевич стал его воспитанником. «Я чувствовал, однако, что не имею права уклониться от тяжёлой задачи, которая мне предстояла, раз обстоятельства дозволяли мне, быть может, оказать непосредственное влияние, как бы оно ни было мало, на духовное развитие того, кому придётся в своё время быть монархом одного из величайших государств Европы».

Отношения наставника и воспитанника поначалу были натянуты. Но проходил день за днём, и авторитет учителя укреплялся. У Алексея Николаевича всё чаще стали проявляться порывы доверчивости. В это время Жильяр лучше узнавал воспитанника и убеждался, что при богатой натуре и таком количестве счастливых дарований было бы несправедливо терять надежду. Пьер Жильяр отмечал, что постоянное присутствие людей рядом с царевичем, например матросов Деревенко и Нагорного, вредно последнему. «Это не укрепляет его внимания и мешает нормальному развитию воли ребёнка. Тем более, что невозможно было предусмотреть все несчастные случаи, и чем надзор становился строже, тем более он казался стеснительным и унизительным ребёнку и рисковал развить в нём чувство его избегать, скрытность и лукавство».

Жильяр сказал об этом государю и государыне, и самоотверженные родители, которые хотели видеть царевича мужественным и стойким нравственно, решили сделать этот рискованный шаг.

Цесаревич был в восторге. Но Жильяр опасался, что эта свобода может повлечь за собой новую болезнь. Вначале всё шло хорошо, но то, чего так боялись, всё-таки случилось. Болезнь была тяжёлая, но родители наследника переносили всё с кротостью и смирением, полагаясь на помощь божию. «Выздоровление бывало всякий раз очень медленно. После двух месяцев Государь и Государыня выказали решимость, несмотря на риск, держаться уже избранного ими пути».

Чтобы укрепить сына Николай Александрович возил его в Ставку, где они жили настоящей солдатской жизнью. Дух войска поднимался обаянием личности царственного отрока, появлявшегося на различных участках фронта. Почти весь 1914 год наследник, несмотря на то, что ему исполнилось лишь двенадцать лет, провёл в Ставке и в разъездах с отцом.

Но продолжалась обычная жизнь и, естественно, уроки. Жильяр с радостью отмечал успехи своего воспитанника. Он убеждался, что данная ему свобода пошла на пользу.

Однако воспитатель цесаревича осознавал, какая тяжёлая обязанность на него наложена. Ведь от него «должно было зависеть направление всего дальнейшего воспитания Алексея Николаевича». Но природные данные цесаревича устраняли недостатки его воспитания. Многие окружающие замечали это и отзывались очень положительно о его качествах.

«Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был умный, наблюдательный, ласковый, жизнерадостный. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него отпечаток и выработала эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своём дневнике чисто народные русские выражения… Дети говорили с отцом по-русски, с матерью по-английски и по-французски. Они все были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, что стало уже их привычкой».

В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

  1. «УХАЖИВАТЬ ЗА РАНЕНЫМИ - МОЁ УТЕШЕНИЕ».

Дети царской семьи воспитывались не в роскоши и не в безделье. Даже ужасов войны от них не скрывали. Когда началась война, государыня вместе с девочками организовала собственный госпиталь. Стали чаще организовываться благотворительные акции в пользу армии. В основном на этих акциях были изделия, сделанные самой императрицей и великими княжнами. Ольга и Татьяна каждый день посещали госпиталь.

«Ухаживать за ранеными - моё утешение, вот почему даже в прошлое утро я ходила в госпиталь, пока у тебя был приём, чтобы окончательно не упасть духом и не расстроить тебя».

Когда началась война, жизнь царской семьи стала ещё строже. Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат. Перевязывали им раны и делали самую неприятную работу. Они как могли утешали раненых, но для солдат большим утешением было просто видеть рядом с собой добрых, заботливых и ласковых сестёр милосердия.

В это время императрица и девочки отдавали себя этому милосердному делу - помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявляется и их патриотизм, желание помочь дорогой родине в эту трудную годину.

Царская Семья дает нам величайшие примеры патриотизма, верности Отечеству до смерти. В мире нет другого примера, чтобы Государыня и старшие Царевны (19 и 17 лет) работали сёстрами милосердия. Поступок матери стал примером для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татьяну родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Главный врач лазарета Гедройц (эсерка) говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».

Царевны даже не допускали мысли о замужестве вне России, они говорили, что они Русские девушки и хотят жить только в России. Из Тобольска в декабре 1917 года Царица пишет: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно - они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и кротости, которую подавала им Александра Фёдоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.

Неисчерпаемый кладезь добротолюбия для подражания дан нам в жизненных примерах: целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, благочестие без выставления напоказ, правдивость, «Чти Отца и Мать». Это достойный пример и вдохновение на счастливую семейную жизнь. У детей была постоянная мысль облегчить заботы и тревоги своих родителей. В ужасные дни испытаний всепрощение и любовь к Божиему миру не меркли, что внушало уважение даже тюремщикам. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем, и никогда в обращении не показывать своего положения. Такими должны быть и мои дети» (Царь Николай II). «Дети должны учиться самоограничению. Они должны отказываться от собственных желаний ради других людей» - (Царица Александра Фёдоровна). Пример воспитания царских детей навсегда останется в наших сердцах, как образец воспитания настоящих русских людей.

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Император Павел I Петрович

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» - так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Труд

Великая Княжна Татьяна, дочь царя, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

Конный портрет великого князя Александра Николаевича

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» - так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра - швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь - «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Великие князья Александр, Владимир и Николай Александровичи детьми

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» - писал родным Карл Карлович Мердер. В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».


Кто в детстве не мечтал оказаться на месте царевны или царевича? По общему мнению, царские дети спят на мягких перинах, едят одни пирожные и вообще делают что хотят. Но если бы такой мечтатель хотя бы на один день поменялся местами с кем-нибудь отпрысков царской династии Романовых, он был бы жестоко разочарован.

Благополучное детство Алексея Михайловича Романова

Кому с детством повезло, так это Алексею Михайловичу. В младенческом возрасте за ним с лаской и любовью ухаживала матушка Е.Л.Стрешнева, которая прекрасно помнила, каково быть сиротой. В возрасте пяти лет к воспитанию мальчика в духе православия подключились его дед и патриарх Филарет, а позднее – боярин Борис Морозов, ярый «западник». Приставленный к царевичу дьяк учил его по персональному древнерусскому букварю, с титлами и заповедями. К десяти годам любознательный Алексей освоил Часовник, Деяния апостолов, Охтой (нотная грамота для богослужений), умел бойко читать, писать и петь стихиры и каноны по крюковым нотам.


От Б.И. Морозова царевичу досталась «потеха»: детские латы, изготовленные немецким мастером П. Шальтом, игрушечный конь и картинки по три алтына в Овощном ряду. Детская библиотека Алексея содержала 13 томов, там были не только богослужебные книги, но и изданные в Литве Космографии, Грамматики и Лексикона. Морозов первым облачил царевича в немецкую одежду. Разностороннее воспитание благоприятно сказалось в зрелые годы разумного правления Алексея Михайловича (Тишайшего).


«Золотой мальчик» Петр II

В противоположность Алексею Михайловичу детство его правнука Петра II прошло в невежестве и забавах. Мать Петра, София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, умерла через несколько дней после его рождения. Отец, царевич Алексей Петрович, сыном не занимался, по большей части пребывал за границей, а спустя два года был насильственно привезен в Россию и умерщвлен в Петропавловской крепости.


В младенчестве за цесаревичем Петром надзирала няня, гофмейстерша Роо, заранее выбранная матерью, и две малограмотных протеже отца из Немецкой слободы – вдова портного и вдова трактирщика. «Мамки» поили младенца вином, чтобы не хныкал. После гибели сына Петр I прогнал вдов, а Меньшиков по его поручению приставил к внуку императора пажа Екатерины С.А. Маврина и танцмейстера Нормана, бывшего моряка. В семь лет за юного Петра взялся И.А. Зейкин, карпатский русин. Учили царевича морскому делу, истории, географии, математике и латыни.


Однако, мальчику наука шла не впрок. Обладая умом «живым и проницательным», по словам Х.Г. Манштейна, он отличался полным неприятием серьезных занятий. Втянутый в 9-ти летнем возрасте в круг недетских забав Иваном Долгоруковым, царевич Петр увлекся охотой и застольями с обильным возлияниями. "Часы, свободные от верховой езды, охоты, развлечений, проходят в слушании пустых россказней", - писал в донесении резидент английской разведки. Петру II не дано было повзрослеть и остепениться. Он умер от оспы в возрасте 14 лет.

Трудное детство в императорской семье

Но подобной свободы царским детям больше не выпадало. Так, при Павле I режим воспитания в императорской семье был весьма жесткий. В 1800 году Император назначил 55-летнего генерала М.И. Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: «Не сделайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». И Ламсдорф постарался. Будущего императора Николая I и его брата пороли розгами, щипали, лупили линейкой, били головой об стену. «Граф Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство – страх, - писал Николай I спустя годы. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное».


Памятуя о несчастливом детстве, император Николай I запретил физические наказания. Средством воспитания стали: ограничение в еде и запрет на встречу с родителями. Маленьких могли поставить в угол. Так, будущий Александр II из-за невыученного стихотворения обедал одним супом, а за «необыкновенную апатию» на уроке истории царственный отец запретил мальчику подходить к нему перед сном.

Но самое суровое детство выпало на долю детей Александра III. «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети», - объявил он, принимая английские обычаи, близкие к аскетизму. Царственные мальчики и девочки спали на волосяных матрасах, кушали на завтрак овсянку и принимали холодные ванны. За воспитанием будущего Николая II, его братьев и сестер следила типичная английская няня Элизабет Франклин.


Детям были привиты строгие правила этикета, послужившие причиной голодных страданий, а цесаревича Николая заставившие пойти на святотатство. Так, на семейных обедах, где было много приглашенных, еду по регламенту подавали сначала Александру III с Императрицей, потом гостям, в последнюю очередь детям. Когда императорская чета заканчивала кушать, тарелки тут же уносили. Великая княгиня Ольга вспоминала, что они с братьями едва успевали проглотить один или два куска. «Мы не могли зайти украдкой в буфет и попросить бутерброд или булку, - вспоминала Ольга. - Такие вещи просто не делались». А Николай, вконец изголодавшись, однажды проглотил начинку крестильного крестика – кусочек пчелиного воска с частицей Животворящего креста.

Щадящий режим цесаревича Алексея

По воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича (Сандро), с 7 до 15 лет жизнь мальчиков в императорской семье превращалась в прохождение службы. Каждому юноше присваивалось звание офицера полка и выдавался соответствующий мундир.
В 6 утра – подъем, чтение молитв на коленях и холодная ванна. На завтрак чашка чая и хлеб с маслом. С 8-ми утра уроки фехтования, гимнастики, артиллерии, - в каждом дворце имелась пушка для учебной стрельбы. Далее, до 6-ти вечера с перерывом на обед они изучали Закон Божий, историю, географию, математику, иностранные языки – словом, полный гимназический курс на дому. Кроме этого, мальчиков учили верховой езде и штыковой атаке.


Цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, избежал участи дядьев и кузенов, но счастлив оттого не был. Врачи диагностировали гемофилию на второй день жизни младенца, увидев, что пупок продолжает кровоточить. Любой синяк для мальчика превращался в проблему, любой толчок мог привести к внутреннему кровотечению.

Алексей получал классическое образование, но вместо скачек и фехтования он занимался танцами и музыкой. Вместе с тем он был атаманом всех казачьих войск по праву рождения, а в 11 лет получил звание ефрейтора.

Цесаревич был подвижным мальчиком, мечтал ездить на велосипеде, играть в теннис с сестрами, что было категорически запрещено. Учитель французского языка Пьер Жильяр писал в мемуарах, как не уследил за Алексеем, тот упал и стукнулся коленом об угол скамейки. На следующий день цесаревич уже не смог встать. Вся нога опухла и причиняла сильную боль.

Придворный врач давал мальчику 16 лет жизни, но в 13 лет цесаревича настигла смерть от пули красноармейца.

Когда речь заходит о семье Романовых, у многих возникает вопрос,
.



 

Возможно, будет полезно почитать: