Как делают ювелирные изделия вручную. Как делают ювелирные изделия: большой репортаж. Добавьте кристаллы к кольцам

Ювелирная красота, которую мы видим на полках магазинов, рождается в голове дизайнеров. Крупные выставки украшений проходят в России четыре-пять раз в год, и к каждой компания должна подготовить хотя бы две-три новые коллекции.

«Конкуренция большая, – признаёт технолог модельного участка Дмитрий Павлов . – Представьте, что две тысячи фирм параллельно рисуют и нужно придумать что‑то новое, чего ни у кого не было».

Секретов вдохновения мастер не выдаёт, зато показывает, как модели украшений создаются в компьютерной программе и послойно вырастают из полимеров в 3D-принтере.

Модель заливают формовочной смесью и ставят в печь. Гипс принимает нужную форму, полимер вытапливается, и мастер заливает в освободившееся пространство металл. Прототип изделия ювелир доводит до совершенства. Теперь эту мастер-модель помещают в резиновую массу – под действием высоких температур она твердеет, и из неё вырезают аккуратные прямоугольные формочки.

Резиновые формы отправляются в следующий цех, где мастера накачивают их воском. Я из‑за плеча наблюдаю за действиями работницы: девушка быстро заполняет резину и выдавливает то ли будущие серёжки, то ли подвески. Восковые изделия смотрятся не очень впечатляюще. А вот рядом мужчина вставляет в восковые кольца блестящие камешки – не алмазы (остужают мой пыл), а фианиты . Зато их у него целая баночка!

«В воск вставляется только диоксид циркония, фианит, – объясняет начальник производства Михаил Чмиль . – Натуральные камни и бриллианты крепят сразу в золото или серебро. Из‑за перепадов температур металл расширяется и сужается вместе с камнем. У фианитов с металлом эти коэффициенты схожи. А у натуральных камней и бриллиантов есть внутренние дефекты, они не держат температуру и могут расколоться».

Мастерица собирает восковые украшения на специальную подставку. Будущие драгоценности крепятся на столбик так, что напоминают ёлку. Но, в отличие от новогоднего символа, этой ёлочке в таком виде к покупателю не попасть.

Лабиринтами коридоров приходим к литейщикам. В цеху стоит ровный гул техники: ёлочки залили формовочной смесью, и теперь большие аппараты вытапливают воск. Завтра утром, когда смесь окончательно затвердеет, эту партию зальют металлом.

Литейщик по выплавляемым моделям из золота и серебра Юрий Запара достаёт из чана с лимонной кислотой золотую ёлочку и поясняет:

«После литья металл окисляется, мы его в лимонку кладём минут на 20–30, там он осветляется».

Мастер обмывает украшения в зеленоватой от лимонной кислоты воде, потом споласкивает под большим напором и протягивает мне. Вижу будущие серёжки-гвоздики, но золото не блестит ни таинственно, ни заманчиво, так что желания подёргать кого‑нибудь за рукав с воплями «Хочу-хочу! Купи-купи!» пока не возникает.

Металлическую ёлку несут специалисту, который инструментом откусывает изделия от столба. Ручной труд заменить машиной сложно, подчёркивает Запара:

«Есть аппарат с двумя режущими элементами, наподобие ножниц. Но они толстенькие, к маленьким деталям тяжело подлезть. Тем аппаратом удобнее отливать крупные изделия, которые реже стоят на ёлочке».

Детали для украшений изготавливают отдельно. В небольшой комнатке пресс выдавливает на металлических пластинках рисунок. Формообразующими штампами уставлен шкаф во всю стену, рядом с каждой формой приклеен образец. Присматриваюсь к узорам. О, такие волны на браслете у подруги, а похожие листочки – на бабушкином кольце.

Я интересуюсь толщиной драгоценных пластинок у Михаила Чмиля, чтобы не отвлекать мастера, опускающего пресс.

«Чем меньше изделие – тем толще прокат, чтобы в большом изделии не страдал вес, а в маленьком – прочность. Например, толщина 0,15 мм – это минимум того, что мы можем позволить без ущерба для прочности. А 0,4 мм – это маленькие изделия, у которых прочности хватает», – говорит начальник производства.

Готовые детали отправляются на сборку в монтировочный цех . Тут задорно поёт радио, тихо гудят шлифовальные машинки и маленькие горелки, которыми мастера спаивают детали. Руки многих прячутся в стеклянных ящиках – это средство защиты, чтобы золотая и серебряная пыль не разлеталась по комнате.

Ювелирный монтировщик Олег описывает свою работу (сегодня он делает крестики):

«Тут подложка из двух деталей, верхней и нижней, Иисус – третья деталь, четвёртая – ушко. Спаял это всё и обрабатываю: здесь бока неровные были, после литья немного шершавенькие».

Он смахивает пыль с крестика и достаёт его из стеклянного аквариума, чтобы показать мне. Я провожу пальцами: обработанные части гладкие и блестящие, а ушко ещё кажется матовым, но особой шершавости пальцы с непривычки не чувствуют.

Непростое украшенье

Собранные украшения отправляют на галтовку и полировку .

«Изделия проходят трёхэтапный процесс: шлифовка, грубая и тонкая полировка», – Чмиль показывает три барабана, в которых кольца и серьги вращаются в разных материалах: в маленьких треугольниках из керамики и в орехах разного помола.

Михаил предлагает засунуть туда руку и поймать что‑нибудь. Я выбираю мелкодроблёные орехи. Ладонь погружается в тёплые мягкие волны. Драгоценности проходят сквозь пальцы, но вот – удача! Разжимаю руку. Обручальное кольцо. Хм. Замявшись на секунду, бросаю колечко обратно в ореховый водоворот.

Но раз уж сама судьба посылает мне в пальцы обручальные кольца, то идём смотреть, как их делают. Большой аппарат вытягивает золотые трубочки нужного диаметра и толщины и нарезает кружочки. Считанные секунды – и ещё один человек говорит «да» работникам загса.

- Так просто! – вырывается у меня.

Простота тут условная, – качает головой Михаил. – Да, количество операций небольшое, и процесс изготовления быстрый, но это один из самых сложных участков. Эти станки стоят в совокупности больше 210 тыс. евро.

Техникой хвастается и Александр , оператор станков с числовым программным управлением:

«Это немецкое оборудование высшего класса. Задаются параметры кольца, и аппарат на заготовку крепит камни, делает узор, – мастер протягивает мне результат и исходник: принцесса и нищенка (если такое сравнение применимо к ювелирным сокровищам). – Самое простое кольцо делается за 40 секунд, а сложное – за полтора часа».

Золотая пыль

Натуральные камни и бриллианты крепят на украшения вручную, а после отправляют все изделия к химикам на золочение, чернение или родирование.

«Изделия покрываются слоем родия, чтобы блеск был металлическим. У серебра механические свойства улучшаются, вещь становится более твёрдой, меньше царапается и не темнеет», – объясняет Михаил.

В этой же лаборатории находятся самые точные весы на заводе – определяют с точностью до пятого знака после запятой. С их помощью проверяют сплавы на соответствие стандартам.

«Для анализа берётся 1 г металла с каждой плавки, он растворяется в кислоте, и по остаткам золота определяется проба: если в этом грамме 0,585 мг чистого золота, то это проба 585. Если случается погрешность, то всю партию отправляют на переплавку», – рассказывает Чмиль.

А я‑то уж понадеялась, что бракованное золотишко складируется возле завода. Но здесь к каждому грамму относятся трепетно: металлические столбы ёлочек, стружку и даже пыль очищают и переплавляют заново.

«Вот мешок золота, – смеётся начальник производства. Над ведром чёрной воды на каркасе висит тёмный тканевый мешок, драгметалл в нём не углядел бы даже самый опытный вор. – Это пыль с полов, которую собирают на всех участках. Потом отстаивают и отжигают до порошкообразного состояния. По итогу трёх месяцев с полов мы собираем до 70 г золота».

Золотые (во всех смыслах) руки местные мастера тоже моют в специальных мойках – добро и тут не пропадает. Потери только технологические, предусмотренные нормами производства.

«Золоту присуща молекулярная летучесть, если его разогреть до температуры больше 1 300 °C. Но эта цифра не пугающая», – успокоил Михаил.

Километры цепей

Параллельно с производством штучных украшений делают цепи . Первым делом золото или серебро вытягивают в проволоку и сматывают на катушки.

- А сколько максимально может поместиться на катушку золота – по весу и по длине? – любопытствую я.

По весу 6 кг, а по длине… – Артур Ташлиев, заготовщик деталей и материалов для художественных и ювелирных изделий, высчитывает на калькуляторе: – 6,5 км! Чем проволока тоньше, тем она длиннее получается.

Последнюю фразу я едва расслышала, потому что в голове заметался маленький, но жадный гном. Почему‑то мысль об измерении золота километрами ему очень понравилась.

Катушки с проволокой отправляют в цепевязальный цех , где машины ловко связывают драгоценные ниточки. Станки настроены под определённый вид плетения, но при необходимости задачу им можно поменять.

Оператор цепевязальных станков Виталий Блажко подзывает меня к аппарату, на котором установлено подобие микроскопа. Склоняюсь к окулярам. Маленькие лапки быстро скручивают проволоку в ровные звенья со звуком «сип-сип-сип».

В другом цеху цепи обрабатывают в тальке и масле , звенья запаивают при температуре 900 °C. Важно, чтобы по всей длине цепочка имела одинаковую ширину. Ювелирный монтировщик Роман Вакуленко под светом лампы просматривает тонкую цепь, замечает брак и инструментом выщипывает неровное звено. Разрывы мастер спаивает сам.

Следующий этап – алмазный цех . Да, я ожидала увидеть горы драгоценных камней под «Лучшие друзья девушек – это бриллианты!» в качестве саундтрека. Однако из алмазного здесь оказались только резцы, которыми снимается верхний слой цепи. Украшение намораживается холодной водой на специальный барабан, и мастер спиливает доли миллиметров, чтобы поверхность стала зеркальной.

Андрей Ковтун , наладчик цепевязального участка, показывает цепь, обработанную только с одной стороны. Поверхность без блеска действительно смотрится не так привлекательно, а золото после алмазной обработки сияет призывно и ласково.

Потом цепь режут на нужную длину, ставят замочки и отправляют вместе с остальными украшениями на клеймение, проверку и упаковку.

Знания – золото

- А где можно всему этому научиться?

В Костроме есть специализированное училище, курсы при ереванском, московском, киевском, одесском заводах. В Белгороде думали на базе университета сделать кафедру, но это пока в проекте. Тут либо люди с опытом работают, либо мы под себя их обучаем. Учебные заведения общего профиля дают информацию обо всех направлениях ювелирной деятельности, но поверхностно. А нам нужна не база, а конкретные знания монтировки, полировки, – отвечает Михаил Чмиль.

Лифт с золотыми стенами везёт нас к выходу. Нам не показали только сейф с золотом и бриллиантами. Наверное, там огромный дракон и прячется.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала ювелирный завод «Карат»

Елизавета Куравина

Можно ли создать ювелирные украшения своими руками в домашних условиях? Да так, чтобы получилось классно, неординарно и просто красиво? Ответ – да, вполне даже можно! Ведь, как говорится, не боги горшки обжигают. Но для того, чтобы получилось действительно ювелирное украшение в прямом смысле этого слова, необходимо учесть некоторые моменты.

Какие именно, поговорим чуть ниже. А вначале вспомним, что представляют из себя ювелирные украшения.

«Ювелирный» в переводе с иностранного языка значит драгоценный. То есть изначально предполагается, что материалы для будущего украшения будут достаточно дорогостоящими: серебро, платина, золото, их сплавы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Впрочем, нередко используют и менее дорогостоящие сплавы металлов (мельхиор, нейзильбер, пьютер, бронзу, латунь) с последующим покрытием из золота или серебра, а также инкрустацией стразами и синтетическими камнями (цирконием, фианитом). Можно использовать . Такие изделия называются бижутерией.

К ювелирным украшениям относятся браслеты, серьги, броши, кулоны, подвески, колье, перстни, кольца, бусы, цепочки.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое ювелирные украшения, поговорим о способах самостоятельного их изготовления.

Создание украшения: с чего начать?

Во-первых, необходимо определиться, что именно вам нужно. Будет ли это кольцо, браслет или бусы? Или вы хотите изготовить колье либо головное украшение? Для каждого изделия существуют свои тонкости и технология изготовления.

Во-вторых, нужно подобрать необходимые материалы и вооружиться инструментарием, без которого не обойтись. Материалы – это обработанные, ограненные камни или бусины, проволока разного диаметра и жесткости (как многожильная нержавеющая с полимерным покрытием, так и однородная из цветных металлов, в том числе благородных), золотые и серебряные пластины. Эти материалы продаются в специализированных магазинах.

Инструменты могут быть как самыми простыми, так и специализированными.

Первые – это плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, кусачки, молоток с наковальней, тиски, ручная дрель.

Второй тип инструментов встречается реже и используется в основном профессиональными ювелирами. Помимо перечисленных инструментов, включает в себя анки и пунзели – высокоточные инструменты для изготовления пустотелых шаров и других элементов ювелирных украшений. Также к специальным инструментам относятся прессы, вальцы, намотчики, полировальные машинки, конические стержни (ригели) с разметкой и без, специализированные кусачки и пассатижи с самой различной формой рабочих поверхностей, шаберы, выколотки, пуансоны, расколотки кастов различных конфигураций и т. д.

Как видим, чтобы создать ювелирное украшение своими руками, может потребоваться много чего. Но вполне возможно обойтись и необходимым минимумом.

Создаем ювелирные шедевры подручными средствами

Первая группа ручных инструментов, несмотря на относительную малочисленность и доступность, все же должна быть высокого качества. Лучше сразу отказаться от инструментов с выщербленными рабочими поверхностями и сделанных из непрочных материалов. Хорошо бы приобрести инструменты фабричного отечественного, немецкого, американского, корейского производства или сделанные по лицензии известных брендов в других странах. Такие изделия могут стоить значительно дороже «базарных», но они себя окупят. К тому же ими гораздо легче работать.

Теперь перейдем к технологии изготовления некоторых украшений.

Простые кольца из проволоки

а) проволоку (любую цветную средней жесткости или мягкую) отрезают от бобины куском длиной около 15-20 см;

б) накручивают на подходящий по диаметру цилиндрический стержень три витка проволоки, оставляют оба ее конца длинными;

в) сняв проволоку со стержня, нанизывают на нее требуемое количество бусин или камней с отверстиями так, чтобы украшения были со стороны, перпендикулярной концам проволоки, которые на следующем этапе загнут;

г) концы загибают и плотно закручивают вокруг полученного кольца несколькими витками с помощью круглогубцев и отрезают излишки ножницами либо бокорезами. Концы проволоки должны быть расположены снаружи кольца, чтобы не доставлять дискомфорта при носке кольца.

Полученное кольцо смотрится очень красиво и стильно, а сделать его весьма просто и быстро.

Создание бус, браслетов, ожерелий и колье

а) отрезают многострунную проволоку с полимерной оболочкой на требуемую длину;

б) нанизывают на нее бусины, камни, кулончики и т. п. элементы в желаемой последовательности;

в) к концам проволоки прикрепляют подходящий замок-застежку – карабинного либо другого типа.

Вместо проволоки либо наряду с ней можно использовать различные цепи, также допустимо вплетать в композицию разноцветные нити мулине. В случае ожерелий используют несколько рядов проволоки с нанизанными по заданному эскизу или в соответствии с фантазией декоративными элементами. Кроме того, приобретя камни с колечками и цепочками, можно дополнить полученное нашейное или запястное украшение подвесками. Как говорится, разгуляться творческому воображению и фантазии есть где.

В случае изготовления головного украшения типа короны, диадемы или венца сначала готовят основу из жесткой или полужесткой одножильной цветной проволоки. Затем на нее с помощью пайки или другим методом прикрепляют проволочный каркас с бусами и/или камнями.

Всех способов создания ювелирных украшений своими руками в домашних условиях не перечесть, так как их существует большое множество. Но отметим, что это – великолепная возможность собственными руками сделать настоящий шедевр красоты! Данное рукоделие может быть в свободное время.

Роскошные, элегантные, влюбляющие в себя с первого взгляда - все это можно сказать о ювелирных изделиях. Кажется, что драгоценные камни и изящные линии благородных металлов соединяются легко, словно по взмаху волшебной палочки. Но что стоит за видимой легкостью?

Сложный, кропотливый труд, требующий большого мастерства. Процесс изготовления любого украшения начинается с идеи: сначала разрабатывают дизайн, рисуют и корректируют эскиз, создают 3D-модель будущего изделия. Когда утверждены все детали, начинается производство.

На ювелирных предприятиях художники работают в тесном контакте с технологами, ведь далеко не всегда есть реальная возможность создать то, что красиво выглядит на эскизе. К сожалению, технологические возможности ювелирного дела не безграничны.

Как изготавливают ювелирные изделия

В наше время ювелиры-универсалы, которые в одиночку делают украшения, встречаются все реже - основной ассортимент на рынке производится совсем иначе. На ювелирных предприятиях каждый мастер занимается исключительно своим делом: одни специалисты работают с заготовками, другие отвечают за закрепку драгоценных камней, третьи занимаются полировкой. И если каждый делает свою работу не просто хорошо, а безупречно, то качество готовых ювелирных изделий будет очень высоким.

Основные технологии изготовления ювелирных изделий

  • Литье. Эта технология чаще всего используется для украшений, которые состоят из нескольких деталей.

Принцип ювелирного литья достаточно прост: восковые модели собирают в «елку», припаивая их на один стержень. Эту «елку» заливают формомассой и запекают, и если все сделано правильно, то воск вытапливается и вытекает, а форма с пустотами остается. Теперь в эту форму заливают сплав, остужают, убирают формомассу - остается металлическая «елка», с которой буквально обрезают изделия из металла. Остается скрепить части украшения (это делают ювелирные монтировщики) и придать ему товарный вид - отшлифовать, отполировать, закрепить камни.

  • Штамповка. Эту технологию обычно применяют для создания плоских форм - медальонов, крестиков и т.д. Изделия выдавливают прессом по форме из пластины драгметалла, после чего придают им товарный вид и выпускают в продажу.

Как делают ювелирные изделия из золота и серебра на заказ


Чтобы изготовить украшение по или заказу или другое изделие из драгоценных металлов заказу, необходимо продумать мельчайшие детали, особенно если клиент хочет заказать эксклюзивную вещь. Простого наброска для начала производства недостаточно, хотя заказчик может даже просто описать словами, какое украшение ему хотелось бы получить.

Сначала на основе пожеланий клиента дизайнеры делают эскиз, а после на основе эскиза модельеры создают 3D-модель. Если заказчика все устраивает, то после утверждения эту модель распечатывают на 3D-принтере. Также заранее обсуждается, из чего могут быть сделаны желаемые украшения (учитываются особенности дизайна и материалов).

На основе полученной модели создают форму для литья драгоценного металла. Уже отлитые части украшения переходят в руки мастерам для шлифовки, покрытия эмалью или закрепки камней. Поверхность изделия должна быть идеальной, камни не должны треснуть или выпасть, ведь украшение низкого качества никто не захочет купить. Поэтому на этапе доведения украшений до совершенства без ручного труда не обойтись - даже при наличии высокотехнологичного оборудования некоторые этапы доверяются только опытным, квалифицированным мастерам.

Владимир Маркин занимается ювелирным делом с 1997 года. Он работал в разных компаниях, а четыре года назад основал свою марку и открыл мастерскую на «Красном Октябре». Сейчас его команда из восьми человек делает вещи на заказ и выпускает по две коллекции в год. Марка известна украшениями необычного дизайна: в форме мостов, из дерева с камнями, в виде канцелярских товаров и механических (например, есть кольцо, бриллианты в котором можно скрыть одним нажатием кнопки). Цена на изделия из коллекций начинается от 15 тысяч рублей, драгоценности на заказ стоят от 100 тысяч рублей до нескольких десятков тысяч долларов. Вот как их делают.

Если идеи для коллекций приходят спонтанно, то процесс создания украшения на заказ начинается с общения с клиентом. По словам Владимира Маркина, заказчики часто не знают, какую именно вещь они хотят, - приходится выяснять, для кого она предназначается, что нравится человеку. «Мы стараемся узнать у клиента как можно больше информации, которая даст почву для творчества, чтобы и ему было интересно, и нам приятно», - говорит Маркин.


Например, эти запонки заказал человек, который раньше занимался нефтяным бизнесом, а теперь работает над интернет-проектами - за похожими на микросхемы пластинами скрываются чёрные бриллианты.





Эскиз каждого украшения художник рисует вручную. После утверждения эскиза заказчиком начинается производство.

По эскизу строится 3D-модель. С её помощью на принтере печатают прототип украшения, который нужен для изготовления формы будущего изделия.










В мастерской нет литейного цеха - литьём занимается подрядчик. Золотые заготовки приходят в мастерскую уже готовыми.



Сотрудница мастерской подбирает камни, которые нужно будет закрепить на изделии. Здесь используются разные по цвету и размеру бриллианты, сапфиры и другие драгоценные камни. Камни закупают по всему миру - иногда их подбирают под конкретное украшение, иногда изделие придумывают под имеющийся материал. Мастерская работает с разными камнями, но чаще всего используются бриллианты.



Закрепка камней на кулоне в форме улитки. На ней должно быть около 400 сапфиров. С помощью разных навёрток сотрудница закрепляет камни - на это она потратит примерно день.


Бижутерия своими руками, с чего начать?

Наверное, не найдется женщины, которая не мечтает быть особенной и неповторимой. Создать свой индивидуальный стиль и внести изюминку в любой стандартный гардероб возможно с помощью бижутерии ручной работы . Хенд-мейд украшения ценились всегда, а последние несколько лет являются модным трендом и не без основания, ведь они несут в себе авторский дизайн и тепло рук.

Научиться создавать украшения совсем несложно, этот увлекательный процесс дает огромный простор для самовыражения и творчества. Освоив технику изготовления бижутерии , вам будет под силу создать авторский аксессуар, будь то колье, серьги или браслет к любому наряду, не только себе, но и своим близким. Не стоит забывать и о выгоде такого хобби: готовые наборы украшений из натуральных камней достаточно дороги в цене, намного выгоднее сделать их самим, выбрав материалы и дизайн по своему вкусу.

Украшения могут создаваться в самых разнообразных техниках: лепка (полимерные глины, керамика), лэмпворк (выплавление стеклянных бусин), Wire work (работа с проволокой и металлом), они могут быть сделаны из текстиля, кожи, бисера, эпоксидной смолы и других материалов. Но все эти техники требуют определенных знаний и опыта. Самый простой способ - создать украшение из готовых элементов, это доступно каждому, даже если вы никогда не держали в руках круглогубцев.

Что же нужно чтобы начать делать бижутерию? Кроме капельки терпения и чуть больше времени потребуются еще материалы. Они должны быть качественными и специализированными.

В настоящее время присутствует огромный выбор современных и интересных материалов для воплощения любой бижутерной фантазии.

Конечно, можно взять и завалявшиеся дома старые бусинки и нанизать их на леску, скрепив всю эту конструкцию узелком, но вряд ли такое «украшение» прослужит вам долго и скорее будет напоминать поделку, а не авторскую работу.

К выбору элементов следует отнестись тщательно, чтобы не растеряться при их внушительном ассортименте воспользуйтесь этими простыми советами

При выборе бусин учитывайте их цветовые сочетания между собой, а также подсчитайте нужное их количество исходя из длины изделия.

Для начала нужно определиться с самым главным составляющим будущего украшения - бусинами. Они могут быть абсолютно разных форм, размеров, из натуральных камней, стеклянными, акриловыми, граненными, гладкими и т.д. При выборе бусин учитывайте их цветовые сочетания между собой, а также подсчитайте нужное их количество исходя из длины изделия.

Определитесь с основой украшения. В основном при создании бижу используется два вида сборки: профессиональный ювелирный трос (он тонкий, но очень прочный и гибкий) (ф.6), либо сборка на пинах и штифтах (более трудоемкий способ).

Если используются слишком тяжелые бусины можно использовать проволоку.

После того как выбраны бусины, можно переходить к отбору металлической фурнитуры. Она бывает серебряного, бронзового и медного оттенков. Фурнитура под серебро подходит для классических украшений, бронзового и медного оттенков прекрасно подойдет для создания украшений в стиле этно и винтаж. С помощью различных металлических элементов бижутерия выглядит более интересно и насыщенно. К таким элементам относятся шапочки для бусин, рондели , бусины-разделители, коннекторы (с их помощью можно сделать многорядные бусы и браслеты), рамочки для бусин .

На колье всегда интересно смотрится центральный элемент - подвеска, она может быть одна, или сразу несколько, для крепления подвесок будут необходимы бейлы и держатели .

Замочки бывают различных вариантов: тогл, замок карабин, крючок, магнитный замочек и др. Наиболее удобен замочек-тогл , но следует иметь ввиду, что у изделия с таким замочком будет фиксированная длина, а с помощью замочка-карабина и удлиняющей цепочки длину можно немного менять. Магнитные замочки стильно и аккуратно выглядят, но подходят только для легкой бижутерии, при тяжелой могут расстегиваться, а это совсем некомфортно.



 

Возможно, будет полезно почитать: