Кризис 3 4 лет у детей. Кризис трех лет у ребенка: как «лечить» малыша, педагогические советы родителям

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство . Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм . Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности . Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание . Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность . Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Читайте также:

Детская ложь или почему дети врут

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года . Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.


Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым - малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: «я хочу», «я сам».
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали - будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность - еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: ).
  8. Малышу требуется много внимания - даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес - вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку - за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.


Кризис 3 лет - понятие условное, поскольку ребенок может «царствовать» и до 4-хлетнего возраста

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный , излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке - небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

В период кризиса для ребенка очень важна его самостоятельность - стоит позволять малышу приобщаться к взрослым занятиям, давать ему делать самостоятельный выбор
  • Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку - узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
  • Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
  • Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
  • Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
  • Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
  • Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
  • Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.

Не стоит бояться обращаться с чадом к психологу - специалист просто поможет спокойно пережить период кризиса и подскажет родителям, как им поступать в конкретных ситуациях
  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче - вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит - может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

  • Добрый вечер! Наталья, у нас такая ситуация. Когда моему ребёнку было 1,8 мес его забрала бабушка, т. к. я была беременная вторым, и были сложности, и занималась ремонтом в новой квартире. Ребёнок прожил у бабушки 6 месяцев, вернулся когда малышу было 2 месяца. И сразу началось, стал писать в штаны, перестал какать, ток с клизмами. Меня и мужа не слушается, истерики, крики, на все отрицание, с едой стали проблемы. Малыша обижает, всегда пытается ущипнуть, поцарапать или ударить. Хотя, когда жил у бабушки был идеальный ребёнок все понимал, играл с другими детками, так же с малышами делился игрушками. Сейчас старшему 2,6 мес, а младшему 6 месяцев, ситуация не меняется. Малыша обижает, игрушки не даёт, все отбирает. Даже отбирает игрушки которые подарили брату, он кричит мое не дам. Мы стали дарить обоим игрушки, пытаемся объяснить что надо делиться и меняться, но результата ноль. Так игрушками не делится и с другими детками. Понимаю, мы совершили ошибку, что так долго был у бабушки. Как нам быть? Боюсь что и вырастит, будет обижать и не любить брата.

  • Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.

    В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

    Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

    Особенности раннего детства

    Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

    В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

    Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

    Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

    • усваивает свой пол и особенности ;
    • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
    • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

    Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

    Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

    • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
    • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

    Признаки кризиса

    Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

    • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
    • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
    • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
    • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
    • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
    • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
    • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

    Риски

    Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

    Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

    Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

    Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

    Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

    Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

    Послесловие

    Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .

    Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

    Наступает такой момент, когда вы просто не узнаете своего ребенка. Из уравновешенного крохи он становится упертой, противоречивой противоположностью, старающейся все сделать наоборот.

    Некоторые родители слышали, что такое кризис 3 лет у ребенка от других, но, когда дело касается собственного малыша - это совсем другое.

    Что становится причиной кризиса: характер, воспитание или есть что-то еще?

    Что такое кризис 3 лет?

    Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.

    Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.

    У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.

    Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:

    Хотя он - все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.

    Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.

    • Воспитание.

    Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.

    Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше - в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.

    «Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» - встает логичный вопрос. Тут все зависит от:

    1. родителей, согласованности их действий;
    2. от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик >>>);
    3. выбранной методики воспитания;
    4. какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.

    Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».

    При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.

    Меня очень расстраивает, что некоторые психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.

    Как проявляется кризис 3 лет?

    • Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
    • Проявление негативизма;

    Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.

    • Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
    • Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
    • Желает чувствовать себя взрослым.

    Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова.

    • Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

    Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.

    • Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;

    О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием >>>.

    • Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;
    • Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.

    Как пережить родителям

    Когда наступает кризис 3 лет у ребенка, «что делать и как вести себя?» - задаются вопросами мамы и папы.

    Помните! Именно в это время, как никогда, дитя нуждается в родительском внимании и любви. Наказание, упреки, нравоучения мало подействуют.

    Это не значит, что наказывать и воспитывать не надо! Еще как надо! Но мудрым родителям, прежде всего, необходимо понять ребенка.

    Посмотреть на его проблему не с высоты взрослого, а опуститься на детский уровень. Важно чувствовать: когда его действительно надо наказать, а когда проявить понимание, перевести внимание и отвлечь.

    Кризис 3 лет у детей: как пережить малышу и близким людям:

    1. Не применять авторитарное воспитание;

    Чрезмерная требовательность, не приправленная любовью, только усугубит ситуацию: ребенок отдалится, а ведь это - начало формирования тесной доверительной связи, которая ляжет в основу взаимопонимания в дальнейшем.

    Не стоит сильно давить, нужно дать ему остыть, чтобы ситуация не переросла в конфликт.

    1. Не проявлять чрезмерной опеки, позвольте малышу, в пределах своего развития, почувствовать свободу, свою значимость;
    2. Советуйтесь с ним, пусть он проявляет инициативу, а мудрые родители мягко ведут его к правильному решению. Это очень важно!

    Например:

    • Можно заставить ребенка собрать игрушки и вызвать бурю протеста, а можно заинтересовать процессом, при этом советоваться с малышом: как правильно поставить игрушку, можно ли эти машинки или куколки ставить рядом?
    • Можно заставить принимать пищу, а можно это сделать приятной интересной трапезой: узнайте, что он хочет, в какой тарелочке ему подать, в какую чашку налить чай или компот и т.д.;
    • Если собираетесь на прогулку, предоставьте ему право выбора: что надеть. Приготовьте несколько вариантов одежды, пусть он выберет самостоятельно (кстати, читайте статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно ?>>>);
    • Если малыш хочет взять игрушку на прогулку, у него должен быть выбор из тех, которые можно выносить на улицу;
    • Не стоит командовать малышом, пусть он рассуждает и делает выбор, при этом он думает, что решение принимает самостоятельно.
    1. В каждой сложившейся проблеме важно почувствовать настроение ребенка и, исходя из этого, принимать решение. Не доводите ситуацию до кризиса;
    2. Не поддавайтесь на шантаж;

    Дети - отличные психологи, даже такие маленькие.

    Ваш ребенок должен понять, что криками, истерикой, топаньем ногами и шантажом он ничего не добьется.

    Вот тут необходимо проявить твердость характера, несколько поблажек и родители получают «шантажиста». Он поймет, что получит все, что захочет. Стоит подчинить себе близких людей, манипулируя ими, и все в его руках.

    Необходимо, чтобы малыш усвоил, что с помощью криков и истерик он ничего не получит.

    Кстати! В случае возникшей истерики, учить ребенка бесполезно, необходимо выждать, когда он успокоится.

    1. Важно проявлять спокойствие, хотя это крайне сложно, и не кричать;

    Разбитая посуда, грязная одежда не стоят того, чтобы портить отношения с крохой.

    И тут есть один важный аспект: если ребенок сделал это (разбил, замарал или что-то еще) нечаянно, ругать нельзя! Все ошибаются и, особенно, дети.

    Но если он сделал это специально, за таким поступком должны последовать естественные последствия.

    Методы управления своим психологическим состоянием и советы, как сдержаться, если ребенок доводит вас до белого каления, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи !>>>

    1. Превращайте домашнюю работу в игру, пусть малыш почувствует себя значимым, важным. Пусть знает, что в нем нуждаются;
    2. Обнимайте, целуйте, ободряйте, если что-то не получается. Он должен быть уверен в любви родителей несмотря ни на что;

    Особенно нуждаются в видимом проявлении любви детки, у которых есть младшие братик или сестричка. Они ревнуют, думая, что вся любовь направлена на младшего.

    1. Хвалите ребенка за малейшие достижения;

    Если у малыша что-то не получается, можно предложить помощь. Если он не согласен, пусть делает, как может, важно не доводить ситуацию до агрессии. Переделать сможете и без него.

    1. Не стоит сравнивать малыша с другими детьми и, особенно, с братом или сестрой, если таковые есть. У ребенка разовьется чувство неполноценности, зависти, соперничества;
    2. Нельзя оскорблять, говорить, что он растяпа, глупый, нехороший и т.д., оскорбления занижают самооценку.

    В процессе роста дети проходят определенные этапы своего развития, порой спокойные, а иногда взрывные и трудно контролируемые. Сохраняйте спокойствие и помните, что все дети вырастают!

    О кризисе 3 лет наслышаны многие родители, но при столкновении с данной ситуацией в семье не все осведомлены, как себя правильно вести. Согласно утверждениям психологов и педиатров, каждый ребенок по мере взросления переживает несколько переломных моментов в своей жизни. По этой причине родителям не стоит пытаться противостоять естественным процессам формирования личности, а научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

    Кризис 3 лет у ребенка

    Что такое кризис трехлетнего возраста?

    Кризис трех лет возникает в момент психологической перестройки организма при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту. Ребенок начинает понимать, что он способен выполнять многие задачи без помощи близких, т.е. в этот период происходит формирование автономной личности. Но, т.к. не все намеченные задачи имеют удовлетворительный финал, возникает необходимость обращения за помощью к взрослому человеку. Недостаток компетентности в выполнении поставленной цели формирует противоречие внутри сознания ребенка, что проявляется в изменении его поведения.

    Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, кризис трехлетнего возраста формирует независимость и волевые качества человека.

    7 основных признаков кризиса

    Первые признаки кризиса 3 лет у ребенка ощущают на себе его близкие люди, т.е. человек, который берет на себя ответственность за воспитание и все время находится в тесном контакте (чаще всего — мама). С остальными окружающими дети могут вести себя без изменений в поведении.

    Чтобы отличить избалованность от кризиса трехлетнего возраста, психологи выделяют 7 признаков данного состояния:

    1. Негативизм — характеризуется поведением, которое противоречит просьбам, исходящих со стороны окружающих. Негативизм от непослушания отличается тем, что требования родителей, даже если они совпадают с собственными желаниями, не выполняются. Например, когда ребенок устал играть во дворе с друзьями и проголодался, но не хочет идти домой обедать и отдыхать только по той причине, что его позвала мама. В большинстве случаев не выполняются просьбы одного человека. Ребенок прислушивается к словам другого взрослого, например, папы.
    2. Строптивость. Отличительный признак строптивости от негативизма заключается в том, что ребенок протестует против всех установленных порядков. Все просьбы он отрицает, независимо от того, от кого они исходят. Чаще всего симптомы строптивости ярко проявляются у тех детей, в семьях которых родители имеют разные взгляды на способы воспитания.
    3. Упрямство — ребенок отстаивает свое желание всеми возможными способами. Он игнорирует мнение окружающих. Упрямство не следует путать с настойчивостью. Например, если ребенок отказывается идти обедать до тех пор, пока не закончит разукрашивать картинку, — это желание достичь поставленной цели, т.е. настойчивость. В момент упрямства индивид не желает выполнять требования других.
    4. Деспотизм — возникает необходимость управлять другими. Если родители не выполняют желания ребенка, он начинает кричать, драться, плакать, забирать игрушки у других детей (братьев или сестер) и пр.
    5. Обесценивание — равнодушие возникает к предметам и людям. Ранее любимые игрушки или книжки могут быть разорваны. Детский словарный запас расширяется, поэтому в момент кризиса трех лет родители часто слышат в свою сторону грубости и оскорбления.
    6. Своеволие — ребенок отказывается от родительской помощи. Такое поведение развивает умственные способности (завязывание шнурков), но и может быть опасным для жизни. Например, отказ от помощи родителей перейти через дорогу за руку или самостоятельное использование электрического прибора.
    7. Несогласие или протест — постоянное давление со стороны родителей по отношению к выполнению установленных норм (не ломать, не кричать, не бить и пр.) вызывает ответную протестующую реакцию у ребенка. В большинстве случаев поставленные запреты ранее были разрешенными действиями, например, родители ранее не обращали внимание на сломанную игрушку, а сейчас — ругают.

    Признаки кризиса трехлетнего возраста

    Когда у ребенка наступает кризис трехлетнего возраста, родителям необходимо запастись терпением и относиться ко всему происходящему с пониманием. Избежать конфликтов не получится, но следует научиться с ними справляться.

    Ребенку необходимо давать возможность принимать решения, делать выбор и выполнять некоторые задачи самостоятельно. Нельзя отказываться от помощи. Если ребенок хочет вымыть пол или посуду, рекомендуется доверить ему эту работу. Правила поведения не должны выходить за рамки социальных норм, но и устанавливать большое количество запретов тоже нельзя.

    Чтобы пережить кризис трех лет без ущерба для психики, нельзя реагировать на изменения в поведении ребенка с агрессией. Повышение голоса или другие дисциплинарные взыскания со стороны родителей могут усугубить ситуацию. Рекомендуется искать компромиссы. Если ребенок не хочет идти на прогулку, следует предложить ему посетить новую детскую площадку.

    Право самостоятельного выбора — это важный этап формирования личности. Нужно предоставлять возможность самому решить, в каком платье или костюме пойти в детский сад.

    Кризис 3 лет у детей, проживающих в семье, в которой более 1 ребенка, часто сопровождается выраженной агрессией по отношению к братьям и сестрам. Чтобы избавиться от такого поведения, родителям следует одинаково распределять свое внимание между детьми.

    Желание самостоятельно выполнить какую-либо работу должно поощряться. Похвала не обязательно выражается в форме покупки игрушки или сладостей. Достаточно похвалить словесно. В случае неудачи следует поддержать дочку или сына и попытаться объяснить, что он только учится и в следующий раз все получится.

    Ребенка не рекомендуется сравнивать с другими детьми и важно придерживаться одной системы воспитания. Бабушкам и дедушкам, которые часто балуют внуков, следует объяснить, что существуют рамки дозволенного. Если родители не дают детям конфеты до обеда, то и другие родственники должны придерживаться таких правил.

    Как вести себя родителям при кризисе детей

    Мнение доктора Комаровского

    Кризис 3 лет психология объясняет, как движущую силу детского развития, которая свидетельствует о начале нового этапа формирования личности. По мнению доктора Комаровского, в этот период жизни родители должны соблюдать 3 правила педагогики:

    1. Все запреты должны быть обоснованными и не подлежать обсуждению. Например, брать иголки нельзя, т.к. это может стать причиной проблем со здоровьем.
    2. Решение родителей, которое принимает и выполняет ребенок, должно быть одинаковым. Если мама запретила идти гулять, то ее должны поддержать все члены семьи.
    3. Игнорирование капризов. Если ребенок пытается добиться своей цели с помощью криков, плача и прочего, родителям не рекомендуется идти на уступки. Необходимо находить компромисс.

    Кризис 3 лет

    Все дети индивидуальны, поэтому кризис трех лет у каждого ребенка может проявляться с различной интенсивностью. Если родители не могут самостоятельно найти правильный выход из ситуации, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу.



     

    Возможно, будет полезно почитать: