Организация и анализ режимных процессов в группах раннего возраста. Примерная схема анализа режимных процессов

Группа раннего возраста
РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ
Прием детей
Общение воспитателя с детьми:
индивидуальные беседы;
игры для общения и создания настроения у детей.
Организация самостоятельной деятельности детей:
разные виды игр;
труд в уголке природы;
изобразительная деятельность.
использование носового платка;
контроль за внешним видом;
аккуратностью прически.

приветствие;
вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика
Гигиенические процедуры
игры-соревнования;
самоконтроль детей;

Завтрак
Сервировка стола:
беседа с дежурными;
привлечение детей в посильной помощи в сервировке стола (раскладывание салфеток, столовой посуды и приборов);

правила этикета;
оценка деятельности.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
уборка игрушек;
переключение внимания детей на другой вид деятельности;
оценка деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность
Подготовка к прогулке


Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
Наблюдение на прогулке.
Подвижные игры:

игры на выбор детей.
Труд на участке:
мотивация деятельности детей;
определение объема работы;
распределение обязанностей;
подготовка оборудования;
выполнение трудовых операций;
уборка оборудования;
оценка деятельности.
Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
Самостоятельная игровая деятельность:
в теплое время года:
другие виды деятельности;
театрализация.
Возвращение с прогулки: игры;
самоконтроль детей;
контроль и оценка их деятельности;
последовательность раздевания;
свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
закрепление правил мытья рук;
игры-соревнования;
беседы воспитателя о чистоте;
самоконтроль детей;
положительная оценка деятельности детей.

Обед
Сервировка стола:
определение дежурных;
ознакомление с меню;
выбор столовых принадлежностей;
привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
Привлечение внимания детей к пище:
индивидуальная работа по воспитанию культуры еды;
правила этикета;
оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
гигиенические процедуры;
создание условий для организации сна;
укладывание спать.

Дневной сон

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Подъем детей
Постепенный подъем:
гимнастика пробуждения с элементами самомассажа;
дыхательными упражнениями;
стопотерапия;
закаливающие мероприятия;
общение воспитателя с детьми.
Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
Закаливающие мероприятия:
закаливание;
массаж.
Формирование культурно-гигиенических навыков:
привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам;
гигиенические процедуры;
закрепление правил обширного умывания;
рассказ воспитателя о закаливании;
приемы самоконтроля;
оценка деятельности детей;
последовательность одевания;
контроль за внешним видом;
аккуратность прически.
Формирование культуры поведения:
доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.
Общение с детьми:
индивидуальная работа;
игры.

Гигиенические процедуры
закрепление правил мытья рук;
игры-соревнования;
беседы воспитателя о чистоте;
самоконтроль детей;
положительная оценка деятельности детей.

Полдник
Подготовка к полднику:
сервировка стола;
беседа с дежурными;

Привлечение внимания детей к пище:
правила этикета;
оценка деятельности детей;
уборка столов.

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность с педагогом дополнительного образования.

Ужин
Подготовка к ужину:
сервировка стола;
беседа с дежурными;
ознакомление с меню, объявление его детям;
привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
Привлечение внимания детей к пище:
индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды;
правила этикета;
оценка деятельности детей;
уборка столов.

Подготовка к прогулке
Создание интереса к прогулке:
индивидуальные беседы с детьми;
отбор игрового материала для прогулки;
мотивация деятельности детей на прогулке.
Одевание:
последовательность;
выход на прогулку.

Прогулка
Подвижные игры:
2-3 игры большой подвижности;
2-3 игры малой и средней подвижности;
на выбор детей.

Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств:
самостоятельная игровая деятельность;
создание условий для развития сюжетно-ролевых игр;
игры с природным материалом;
в теплое время года:
индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи;
театрализация.

  • 1. Должен ли режим дня в детском саду и семье быть единым?
  • 2. Каким образом при организации режимных процессов учитываются особенности ВНД детей раннего возраста?
  • 3. Какие методы используются при формировании предметного действия у ребенка раннего возраста?

Н.М. Щелованов рассматривал режим дня как правильное распределение во времени и рациональную последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка.

Установив пределы работоспособности нервной системы детей разного возраста и продолжительность сна, необходимую для ее полного восстановления, определив оптимальные интервалы между кормлениями и т.п., ученый составил режимы дня для каждого микропериода раннего детства. Его последователи (Н.М. Аксари- на, М.Ю. Кистяковская и др.) разработали методику проведения режимных процессов в условиях дошкольного учреждения. Данные материалы находят применение и в современной практике. В частности, не потеряли актуальности выдвигаемые авторами принципы постепенного (малыми подгруппами) включения детей в режимный процесс, привлечения их к посильному участию, а затем и самостоятельному выполнению отдельных действий и т.д.

При одновозрастном комплектовании групп уход за малышами занимает существенную часть времени взрослых. Поэтому особую значимость приобретает насыщение режимных моментов оздоровительными и образовательными задачами.

Реализуя режим дня, сотрудники детского сада обеспечивают полное и своевременное удовлетворение органических потребностей воспитанников, тщательный гигиенический уход, поддержание чистоты тела и одежды, воспитание потребности в опрятном внешнем виде; формируют у малышей положительное, а к концу раннего детства и осознанное отношение к каждому из процессов и доступные культурно-гигиенические навыки, закладывая основы гигиенической культуры и здорового образа жизни.

Кроме того, при проведении режимных процессов педагог уделяет внимание развитию речи детей и их ориентировки в окружающем: малыши усваивают название, назначение предметов и их частей (шапку надеваем на голову, а шарф - на шею, у шапки есть помпончик, завязки...), учатся различать словесные обозначения близких по ситуации действий, составляющих их операций (вымыть - вытереть руки; застегнуть - завязать...), узнают различные свойства используемых предметов (мыло твердое, пахнет, образует пену...), учатся устанавливать причинно-следственные связи (идет дождь, поэтому нужно надеть сапоги и капюшон...), а также вежливо просить о помощи и благодарить за содействие.

Эффективность реализации поставленных задач зависит, прежде всего, от правомерности и уместности применения педагогом тех или иных методов и приемов.

Взаимодействуя с ребенком второго года жизни, взрослый стремится поддерживать его положительное эмоциональное состояние. Для этого он одевает, умывает, кормит малыша не спеша, не причиняя неприятных ощущений, сопровождая свои действия ласковыми обращениями, выразительным чтением стихотворений и прибауток соответствующей тематики. С этой же целью взрослый красиво сервирует стол, использует посуду и полотенца с привлекательными рисунками, мыло в форме игрушки, включает теплую воду и т.п. Чтобы не вынуждать детей к пассивному ожиданию, их приглашают в умывальную поочередно, помогают садиться за уже накрытый стол, организуют одевание на прогулку и возвращение с нее небольшими подгруппами.

Не следует усаживать за стол или вести в спальню плачущего или возбужденного ребенка, организовывать непосредственно перед едой или сном шумные игры. Если малыш увлеченно играет, то педагог не прерывает его действия, а побуждает к их логическому завершению («Оленька, ты кашу сварила мишке? Вкусная, наверное, каша! Ой, посмотри, твои ручки-то кашей измазались. Пусть мишка пока кушает, а мы пойдем, вымоем руки и посмотрим, какая каша в твоей тарелочке лежит»).

Дети третьего года жизни охотно откликаются на предложения воспитателя показать мишке, зайке и т.п., как они умеют мыть руки, кушать, одеваться. Привлекая малышей к режимному процессу, педагог использует подходящие четверостишия («В кране булькает водица: приглашает нас умыться...», «Это - ложка, это - чашка, в чашке гречневая кашка...»), рассказывает краткие истории, к примеру, о зайчиках, которые принесли капусту для щей. Периодически взрослый обращает внимание воспитанников на здоровьесберегающий аспект режимных процессов («Надо, надо умываться...», «Тот, кто пьет молоко...»), подчеркивает результативность действий (руки вымыли: они стали чистые, но мокрые; руки вытерли: они стали сухие, а полотенце влажное). Иногда педагог создает проблемные ситуации, связанные с исчезновением какого-либо предмета (мыла, полотенца, ложки и т.п.), что позволяет актуализировать представления детей о его функциях и свойствах (без мыла грязь не смывается и на полотенце остаются темные следы; палочками суп есть невозможно...).

В дошкольном учреждении благодаря четко установленному порядку следования режимных процессов, наличию в окружении позитивных примеров для подражания, удобному расположению раковины, зеркал, столов и т.д. воспитанники не только проявляют позитивное отношение к режимным процессам, но и стремятся к самостоятельному выполнению соответствующих действий.

Уже годовалый малыш проявляет выраженный интерес к освоению действия с ложкой. Применение специальных насадок помогает ему научиться правильно ее удерживать. Первоначально педагог использует метод пассивных движений, обхватывая кисть ребенка своей рукой и совершая действие целиком. В дальнейшем взрослый выполняет вместе с ним лишь наиболее сложную операцию - зачерпывания, предоставляя малышу возможность продолжить действие самостоятельно. Поскольку ребенка утомляет однообразие действий, педагог при необходимости докармливает его.

Обучая пить из чашки, взрослый подбирает предмет с удобными ручками, вначале наливает немного жидкости, контролирует угол наклона. Формируя умение применять салфетку, педагог от метода пассивных движений переходит к показу действия, а затем и словесному напоминанию о необходимости его выполнения. Кроме того, взрослый как можно чаще хвалит малыша за проявления самостоятельности, аккуратности, не заостряя его внимание на неправильных действиях. К примеру, если ребенок берет пищу рукой, то педагог говорит: «Возьми ложку, вот так. Как хорошо у тебя получается, молодец».

Значительно сложнее происходит формирование навыков умывания и одевания, что связано с многооперациональностью их состава. Так, чтобы вымыть руки, ребенку нужно суметь включить кран, взять мыло, смочить его, намылить ладони и поместить мыло обратно в мыльницу, потереть ладони, намылить тыл кисти и т.д., то есть совершить достаточно большое количество операций в строго определенной последовательности. Поскольку эти операции предъявляют различные по степени сложности требования к зрительно-моторной координации движений, то и доступными для освоения они становятся в разное время. В связи с этим педагог учит детей выполнению отдельных операций в порядке их усложнения, одновременно формируя представления об их месте в целостной цепочке.

На начальном этапе обучения ребенка выполнению той или иной операции воспитатель обычно использует сопряженный или отраженный показ, предусматривающий воспроизведение малышом движения по подражанию в процессе демонстрации («Вот так потрем ладошки») или сразу после нее («Сейчас я смываю мыльную пену, а теперь ты»). При этом не следует одновременно показывать более трех операций. Показ сочетается со словесным обозначением разучиваемой операции, которое может иметь образный характер («Ручки обнимают друг друга», «Перекатываются, как саночки по горке», «Наденем белые перчатки на каждый пальчик и манжетки сделаем»).

Если ребенок затрудняется в технически точном совершении операции по подражанию, то взрослый обращается к приему пассивных движений (оказания непосредственной двигательной помощи). И наоборот, успешное выполнение малышом разучиваемой операции по показу дает возможность переходить к использованию словесных приемов.

Последовательные прямые указания педагога помогают ребенку представить порядок совершения операций, но их запоминанию в большей степени способствуют такие приемы, как: напоминание, опережающее указание, комментирование, констатация, использование рифмовок («С двух сторон мы ручки мыли, про манжетки не забыли», «Ручки в кулачок сожмем и водичку отожмем»). По мере того как малыши осваивают большинство операций, выполнение действия начинает предваряться вопросами педагога, способствующими осознанию ими алгоритма, причинно- следственных связей (Что сначала сделаем? Кран откроем, а потом что будем делать? Как узнаем, что уже можно смывать водой? Что будем делать, чтобы пол остался сухим?).

На любом этапе обучения необходимо замечать старания ребенка, непременно одобрять их, хвалить его за то, что он делает правильно, за малейшие продвижения на пути к самостоятельности.

Процесс обучения детей одеванию-раздеванию строится аналогичным образом, но требует предварительного определения способа действия с тем или иным предметом одежды или обуви, который будет доступным для малышей и рациональным для условий дошкольного учреждения. Так, чтобы воспитанникам не приходилось подолгу разбираться с тем, на какую ногу нужно надеть сандалик, педагог приучает их, сев на стульчик, ставить ноги вместе, а затем, поочередно вынимая их из расстегнутой обуви, размещать так, чтобы сандалии оказались между ступнями. После этого, наклонившись, ребенок задвигает сразу пару сандалий под стул. Аналогично действуя в обратном порядке: одновременно выдвинув пару обуви из-под стула и поставив между ступней, малыш уже не путает правую и левую сандалии.

При организации как одевания, так и умывания взрослые должны стремиться каждый раз предоставлять детям возможность самостоятельно выполнять те операции, которыми они уже овладели, помогать им осваивать новые. Для того чтобы четко представлять уровень достижений того или иного воспитанника, целесообразно вести специальные диагностические карты, отражающие динамику освоения операционального состава каждого действия. Такие карты помогают педагогам не только согласовывать свои требования к ребенку, но и вовлекать в педагогический процесс его родителей.

Таким образом, деятельность педагогов по организации режима дня в группах раннего возраста не сводится исключительно к уходу за детьми, удовлетворению их физиологических потребностей, предусматривая целенаправленное формирование у них основ гигиенической культуры, развитие речевого общения. При проведении режимных процессов сотрудники дошкольного учреждения соблюдают основные педагогические принципы и правила, применяют адекватные ситуации методы и приемы обучения, что позволяет поддерживать позитивное эмоциональное состояние детей и эффективно решать поставленные образовательные задачи.

Контрольные задания:

  • 1. Составьте блок-схему, отражающую образовательную деятельность, осуществляемую педагогами в процессе ухода за детьми.
  • 2. Составьте таблицу, характеризующую приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни и включающую примеры их использования в педагогической практике.
  • 3. Составьте диагностическую таблицу, позволяющую определить степень овладения ребенком действиями умывания и одевания.

Изучение сформированности у детей культурно-гигиенических навыков

Цель: изучить и проанализировать особенности организации режимных процессов в ясельных группах, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

1. Изучила материал по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, представленный в приложении.

2. Провела наблюдение за 3 детьми раннего возраста в различных режимных процессах.

Имя, возраст ребенка Умывание Прием пищи Одевание, раздевание
Полина, 2 г., 10 мес. Самостоятельно открывает воду, берет мыло и моет руки. Действия выполняет последовательно, не замечает нарушений у других детей, осознает необходимость умывания, мотивированно собственной инициативой. Ложку держит в правой руке. Ест аккуратно, иногда проливает. Сохраняет за столом правильную осанку. Всегда за собой задвигает стул. При одевании и раздевании соблюдает правильную последовательность действий. Нуждается в помощи взрослого при одевании колготок, застегивании курток, шнуровании обуви. Аккуратно одевается. Небрежно складывает одежду. Сформировано бережное отношение к одежде, не прислоняет грязные игрушки к одежде.
Максим., 2 г. 8 мес. Ждет пока ему откроют воду, затем берет мыло и только после этого моет руки. Сохраняет правильную последовательность действий. Не замечает нарушения другими детьми последовательности действий и не реагирует на это. Осознает необходимость умывания, действует лишь по указанию взрослого. Пользуется правильно столовыми приборами, ложку держит в правой руке. Ест самостоятельно, хорошо, аккуратно, проливает пищу. Всегда сохраняет правильную осанку. Соблюдает правильную последовательность действий при одевании и раздевании. Нуждается в помощи взрослого только при застегивании куртки. Аккуратно одевается. Складывает одежду аккуратно.
Ксюша., 3 г. 1 мес. Самостоятельно открывает воду, берет мыло и моет руки. Действия выполняет последовательно, осознает необходимость умывания, мотивированно собственной инициативой. При приеме пищи ложку держит в правой руке. Ест аккуратно, крошит хлеб на стол. За столом держит правильно осанку. Соблюдает последовательность действий при одевании и раздевании. Необходима помощь взрослого при застегивании куртки и завязывании шапки. Одевается аккуратно и одежду складывает аккуратно. Бережное отношение к предметам своей одежды не сформировано, на прогулке пачкается мелом.

3. Анализ особенностей режимных процессов в группе:

В группе всегда соблюдается принцип постепенности при организации режимных процессов. Дети практически самостоятельно выполняют режимные моменты: умываются, ходят в туалет, моют руки, одеваются и раздеваются, принимают пищу (но многих еще нужно докармливать);

Воспитатель выполняет основную работу в группе: проводит занятия, организовывает детей к приему пищи, к умыванию, к одеванию и раздеванию, объясняет детям, что и как нужно делать. Помощник воспитателя (няня): накрывает на стол, убирает за детьми, умывает их по необходимости, помогает одеваться детям на прогулку и раздеваться после неё;

У детей средний уровень сформированности навыков и умений, проявляемые в различных режимных моментах. Ещё не все полностью самостоятельно могут есть, одеваться и раздеваться. Трудности у детей вызывает шнуровка обуви, молнии и застежки на куртках. При приеме пищи ложку не всегда держат правильно. При умывании у многих намокают рукава;

Воспитатель при проведении режимных моментов объясняет детям необходимость и полезность их выполнения.

4. Я самостоятельно организовывала и проводила режимные моменты в группе. Наиболее сложным для меня оказалось одевать всех детей на прогулку, так как у всех разная верхняя одежда со множеством замочков, молний, пуговиц, кнопочек, которые дети сами не могут застегнуть. А при раздевании после прогулки было легче, потому что они сами уже все расстегивали. Также их трудно организовать для приема пищи: не все дети едят то, что им предлагают; некоторых нужно докармливать; объяснять, что это вкусно, полезно и необходимо есть. В процессе умывания было легче, потому что дети могут сами хорошо помыть руки, лицо и вытереться об полотенце. Мне помогали в проведении режимных моментов нянечка и моя однокурсница-практикантка, так как одной уследить за всеми детьми достаточно сложно.

Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков осуществляются в течение всего дня: при умывании, приёме пищи (завтрак, обед, полдник и ужин). Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, нужно руководствоваться программой воспитания своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Заранее следует определить в плане те или иные методические приёмы: объяснение и показ отдельных действий умывани, напоминания, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), отгадывание загадок, контроль над действием детей . Организация умывания проводится постепенно, небольшими подгруппами детей. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить детям (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на своё место. С малышами можно уточнить название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина и т. д.), цвет, форма, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода тёплая, холодная). Приём пищи – это завтрак, обед, полдник и ужин. Подготовка к приёму пищи включает следующее: сервировка стола дежурными, умывание. Обязательно нужно дать оценку дежурным, уточнить названия блюд, отметить заботу взрослых, создать положительное настроение. В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (не набирать полную ложку еды, не брать пищу руками, не крошить хлеб, есть, не торопясь, не разговаривать во время еды и т. д.).

Примерные конспекты проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать)

Утренний прием
Цель : создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
Проведение :
За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки, материал для самостоятельной деятельности детей.
Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Как дела? Будешь сегодня с нами играть? Чем ты сейчас хочешь заниматься?»
Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).



Умывание
Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
Проведение:
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, мы сейчас будем кушать, а кушать надо всегда чистыми руками. Хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
Веду детей в умывальную комнату и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
- Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки – ладошки.

«Маша, мой лицо и шейку, мылься мылом хорошенько, воду ты не разливай, сухо руки вытирай!».

В процессе умывания спрашиваю детей: «Какая водичка?»
- Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к своему полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места.

Вот и стали чистыми наши руки! Молодцы, детки!

Кормление
Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.
Проведение :
- Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-
Хороший Аппетит!
Всем приятного аппетита
Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
Ребенку, который поел, напоминаю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Подготовка к прогулке (одевание)
Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
Проведение:

Предлагаю детям закончить игры и собираться на прогулку, говорю, что на улице нас ждет много интересного. Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей, и мы вместе выходим в раздевалку.
Спрашиваю детей о последовательности одевания, при необходимости обращаю внимание на наглядную модель одевания на прогулку. Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей:
- Данила, а какого цвета у тебя штаны?
- Ваня, а что мы одеваем на голову?
Если дети не могут ответить, помогаю им.
Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
- Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Воспитываю культуру взаимопомощи друг другу.

Возвращение с прогулки (раздевание).
Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
Проведение:
Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
- Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
Снимаю со всех детей шарфы и развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
- Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Предлагаю сразу пройти в умывальную комнату и вымыть руки и лицо после улицы.

Подготовка ко сну.
Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
- Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стульчики?
Помогаю детям раздеваться. Первых в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
Положим под спинку мягкую перинку
Сверху на перинку чистую простынку
Положим под ушки белые подушки.
И накроем одеялом,
Чтобы дети крепко спали.
- Ребята, кто разделся, ложитесь в кроватки и укрывайтесь одеялом.
Когда все дети лежат в кроватках, спокойным, тихим голосом говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят –поспят, всему миру спать велят.
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
Приятных снов!
Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

Подъем и закаливание

Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
Проведение.

В 15-00 говорю спокойным голосом:
- Дети, вот вы и поспали, и уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
- Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кроватки.
Провожу закаливающие процедуры:
- Дети, покажите свои ручки – «вот они», а теперь спрячем руки за спину – «где ручки»? «Вот они!» (Показываем ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нет там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим опять в первое окно - ничего нет, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие, уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

Одевание
Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проведение:
Дети садятся на свои стульчики, я помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей
- Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
- Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
- Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?
Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется пе­риод новорожденности - первые 3-4 недели);

1У этап - от 9-Ю мес. до I года

В соответствии с этапами развития на 1-ом году жизни устанав­ливаются четыре возрастных режима. Установить своевременную сме­ну сна и бодрствования на I мес жизни еще нельзя, тая как эти процессы у новорожденного аритмичны, они возникают многократно в сутки и продолжительность их разная. В этом возрасте необхо­димо наладить только правильный ритм кормления, т.е. кормить ребенка всегда в одно и то же время, через одинаковые интервалы. К концу I мес. устанавливается суточный режим: ребенок начинает бодрствовать преимущественно днем, а спать ночью. Именно с этого возраста важно установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Для этого необходимо класть спать ребенка в одно и то же время и создавать условия для быстрого засыпания и глубокого сна (спокойная обстановка, сок на воздухе), во время бодрствования создавать условия для активного деятельного состоя­ния ребенка. В 1-ые месяцы жизни малыша кормление, бодрствование и сон должны чередоваться через одинаковые промежутки времени, так как это облетает привыкание к режиму. Режим должен быть та­ким, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а потом спал до следующего кормления. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, его нужно будить. Последовательность чередования режимных моментов меняется у детей 1У -го етапа - от 9-Ю мес до I года. Последовательность теперь такая: бодрствование - кормление - сон. Осуществляется переход детей на двухразовый сон, который сохраняется до 1,5 лет.

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положи­тельное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и на­иболее правильной едой для младенца является грудное молоко мате­ри. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. Перед едой детям делают туалет. Когда вводит­ся докармливание, то малыш получает еду из бутылочки с соской, которая по форме напоминает сосок женской груди. В 4,5-5 мес, когда вводится полугустая еда (овощное пюре, творог), необходимо приучивать детей есть с ложки. В это время ребенок должен нахо­диться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно органи­зовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок толь­ко в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует дол­го держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

.30. Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности :

­ более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

­ тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

­ проявление сенсомоторной потребности,

­ ярко выраженная эмоциональность,

­ большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

­ потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

С целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощр ение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития:

Формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

Развитие ползания.

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.


Похожая информация.




 

Возможно, будет полезно почитать: