Полезные игры для детей от 1 года. Игры, которые помогут годовалому малышу познакомиться с миром

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !

Вот и пролетел первый год жизни. Оглядываясь назад, мамы не устают удивляться тому, как быстро из «кричащего кулечка» ребенок превратился в маленького исследователя. Он уже вполне уверенно ходит по квартире, заглядывает в шкафы и тумбочки, изучает их содержимое. Малыш не скрывает своего восторга: оказывается, дома столько много любопытных вещей, которые можно трогать, доставать, разбрасывать! А сколько их во дворе и в парке!

Каждый новый предмет представляет для него огромный интерес. Не случайно специалисты говорят о том, что именно предметная деятельность становится в это время главным видом деятельности детей.

Отметим еще две важные особенности данного этапа.

Во-первых, малышам в этом возрасте свойственна особая восприимчивость. Они впервые открывают для себя те явления и свойства окружающего мира, к которым мы давным-давно привыкли. Поэтому каждый день их жизни наполнен особой эмоциональностью, что в свою очередь, помогает прочному закреплению новых знаний и впечатлений, навыков и умений. Ни в каком другом возрасте ребенок не будет с такой легкостью впитывать в себя все новое, как в раннем детстве.

Во-вторых, дети на этом этапе обладают прекрасной способностью к подражанию. И подражают они взрослым с большой охотой. Вот почему специалисты считают, что данный возраст просто идеален для проведения развивающих игр, призванных помочь ребенку составить представление о мире, в котором он живет и научить его использовать собственные возможности.

Прежде, чем мы перейдем к примерам конкретных развивающих игр для детей 1 года, внимательно познакомьтесь с общими принципами и спецификой их проведения.

На первый план выходят повышенные требования к безопасности! Конечно, вы и раньше думали о том, чтобы оградить ребенка от любой беды. Еще бы: малыш – ваша главная драгоценность. И все же именно сейчас маме следует держать ухо востро. Ребенок стремится максимально использовать свою новую возможность – возможность ходить. Его жизнь изменилась коренным образом. Больше не нужно ждать, пока мама даст ему понравившуюся вещь или отнесет его на руках туда, куда хочется. Он может перемещаться сам! И он это делает. Мама не успела и глазом моргнуть – а малыш уже оказался в другой комнате.

Вместе с тем движения ребенка еще очень несовершенны, ведь мышцы развиты достаточно слабо, да и координация движений оставляет желать лучшего. Поэтому побеспокойтесь о том, чтобы пространство для игр было оборудовано соответствующим образом. Никаких проводов на полу. Никаких углов, способных поранить ребенка. Никаких стеклянных дверей или столешниц. Одним словом, ничего такого, что могло бы причинить вред ребенку.

Кроме того, кроха еще не понимает, насколько опасными могут быть некоторые из интересующих его предметов. Поэтому, готовя пособия и игрушки, которые потребуются вам в проведении развивающих игр для детей 1 года, всегда задавайте себе вопрос: «Не представляют ли они потенциальной угрозы для малыша?» Подумайте, сможете ли вы оставить ребенка один на один с тем или иным предметом, если вам, например, придется на минуту отвернуться? Даже если ребенок проявляет повышенный интерес к вещам, содержащим мелкие детали, имеющим острые углы или способным разбиться – ни в коем случае не оставляйте их в руках крохи!

Лучше всего приобрести специальные наборы дидактических игрушек в магазине. Вам пригодятся крупные яркие кубики разных цветов, шарики, пирамидки, доски с отверстиями и вкладышами, стаканчики-вкладыши, деревянные молоточки с набором колышков и тому подобные вещи. А еще маленькие игрушки (можно «пальчиковые») для сюжетных игр.

Важный момент: речь взрослого уже способна влиять на поведение ребенка, но пока далеко не во всех ситуациях. Учитывайте эту особенность при проведении развивающих игр для детей 1 года. Не ждите, что ребенок, как в школе, будет четко выполнять ваши требования. Как правило, годовалые дети очень легко и быстро вступают в игру по команде взрослого — ведь это им любопытно. Вы просите ребенка катить тележку, собрать пирамидку или принести игрушку – и в нем моментально вспыхивает интерес к игровой деятельности. Но вот так же просто закончить игру малышу пока не под силу.

Например, вы можете попросить ребенка собрать после занятия кубики в коробку, и он это охотно сделает. А затем тут же начнет их снова доставать. Для него игра продолжается! Ни в коем случае не ругайте малыша. Будьте терпеливы. Это – всего лишь особенность психики годовалого ребенка. Когда настанет время завершать очередное игровое занятие, постарайтесь переключить внимание на что-то более интересное. Например, вместо того, чтобы отбирать куклу, потому, что настало время обеда, скажите малышу: «А давай ляля будет кушать с нами!» Разумеется, вам придется «покормить» вместе с малышом и куклу.

Помните о том, что годовалые малыши действуют импульсивно. Ими руководят не сформированные годами ценности, а возникшие в данный момент желания . Возможно, вы глубоко уверены в том, что ребенку сейчас нужна развивающая игра с матрешкой или с кубиками. Но едва ли ваши попытки привлечь внимание крохи игрушками будут успешны, если в этот момент в его поле зрения попадет нечто более интересное: например, оставленный папой мобильный телефон.

Поэтому задача родителей при проведении развивающих игр для детей 1 года — оградить ребенка от всего, что будет его отвлекать. Работающие радио и телевизор, голоса в соседней комнате или яркая реклама на экране компьютера – все это способно притягивать внимание малыша. И, конечно, мама должна очень эмоционально, с убедительными интонациями в голосе, побуждать ребенка к игре.

Наконец, не забывайте о том, что малыш еще не в состоянии длительное время концентрироваться на том или ином занятии . Не требуйте от него невозможного. Конечно, вам хочется развивать ребенка всесторонне. Но этого можно достичь не только тем, что вы будете предлагать ему все больше и больше развивающих игр для детей 1 года. Лучше сделать так, чтобы игры носили комплексный характер. Так, например, игры на движения могут способствовать и развитию речи, а сюжетные игры можно совмещать с музыкальными занятиями.

Сюжетные игры

Сюжетные игры должны стать неотъемлемой частью развивающих игр для детей 1 года. Для их проведения необходимо иметь в достаточном количестве соответствующие игрушки: кукол и мишек, лошадок и собачек. Они должны располагаться на виду у ребенка. А лучше всего таким образом, чтобы малыш мог их при желании взять в руки.

Но не ждите, что годовалый ребенок сам начнет в них играть. Ему нужно показать пример. Возьмите несколько игрушек и разыграйте небольшое представление. Например, с зайчиком и лисичкой. Комментируйте свои действия. «Зайка прыгает! Прыг! Прыг! Хороший зайка! Лисичка прибежала. Хочет зайку поймать. Ай-яй-яй! Зайка испугался лисички. Убегай, зайка! Зайка убежал». В следующий раз можно поменять действующих лиц (например, взять кошку и собаку).

Игры для мальчиков и для девочек

При проведении развивающих игр для детей 1 года нужно делать акцент на традиционных игрушках, соответствующих полу ребенка.

Так, в играх с мальчиками в этом возрасте уже можно использовать машинки, кораблики или самолеты. Правда, просто катать машинку по столу или играть в
ванной с одним и тем же корабликом ребенку скоро надоест. Поэтому старайтесь сделать игры разнообразными. Например, кораблик может перевозить пассажиров. А машинка – скатываться с горки вниз (обратите при этом внимание малыша на то, что вниз машинка едет сама, а вверх сама не катится, ее нужно катить).

Девочкам тоже необходимо показывать, как именно играть с куклами. Например, мама может взять куклу, причесать ее или «покормить». При этом необходимо сопровождать свои действия комментариями, например: «Мы причешем лялю. Вот так. Причешем. Все, причесали. Ляля стала красивая!»

Такие игры будут прекрасно способствовать развитию предметной деятельности.

Игры для развития движений

Одна из самых распространенных родительских ошибок заключается в том, что они полагают: «Развивать нужно интеллект ребенка, а бегать и прыгать он научится и без помощи взрослых, сам». Но это не так. Малышу необходимо целенаправленно создавать возможности для совершенствования движений. Это крайне важно на втором году жизни.

Обязательно включайте в комплекс развивающих игр для детей 1 года упражнения, которые способствуют совершенствованию ходьбы, ползания, приседания и т.п.

Самые простые игры для развития движения в этом возрасте – бросание и отталкивание мячиков и шариков, умение залезать (на диван или под стол – например, чтобы «догнать убежавшую игрушку») и перелезать (например, через диванную подушку, за которой ребенка «ждет плюшевая собака, которая хочет с ним поиграть»). Возможно, вашему малышу доставит удовольствие и возможность проползти под препятствием за игрушкой (для этого вы можете специально натянуть ленточку).

Полезно ходить по наклонной плоскости вниз и вверх. Такие занятия хорошо сочетать с простыми рифмовками, подчеркивающими каждый шаг, например: «Я иду, я иду! Никуда не упаду!» Можно также учить малыша двигаться «как мишка» (раскачиваясь из стороны в сторону) и «как зайка» (прыгая). А после полутора лет ребенок уже в состоянии перешагивать через предметы (например, через кубики, рассыпанные на полу).

Помните про прекрасную способность малыша к подражанию. Обязательно включайте в комплекс занятий игры типа «делай как я».

Музыкальные игры

Наверняка вы уже неоднократно включали ребенку записи колыбельных, детских песен и отрывков из классических произведений. Почему бы не совместить прослушивание любимых мелодий с сюжетными играми или с играми на развитие движений? Ведь музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной. Под веселую музыку плюшевые зайчики могут «прыгать и веселиться на полянке». А под грустную вы можете вместе с ребенком плавно покачать руками, поднятыми над головой.

Можно учить ребенка хлопать в такт музыке. Или отбивать ритм с помощью молоточков-пищалок. Конечно, пока попадать в такт кроха еще не сможет. Пройдет еще некоторое время прежде, чем ему это удастся. И все пробовать можно начинать уже сейчас.

И, конечно, давайте малышу возможность двигаться под музыку. Покажите ему пример, потанцуйте в медленном и в быстром темпе – и пригласите потанцевать вместе с вами. Разумеется, речи о том, чтобы выучить какие-то танцевальные движения, пока быть не может.

Игры для знакомства с окружающим миром и развития речи

Эти упражнения советуем регулярно включать в комплекс развивающих игр для детей 1 года. Малыши хотят узнавать все больше новых слов. Им интересно, как называются интересующие их предметы. Но, конечно, на втором году жизни они еще не могут спросить об этом, используя речь. Поэтому показывают на интересующий предмет пальчиком. Обязательно поощряйте любознательность крохи! Покажите, как вы рады его вопросу: «Какой малыш молодец! Малыш показал на зайку! Это зайка!» Если вы регулярно будете демонстрировать свое одобрение, ребенок будет чаще и чаще интересоваться названиями предметов.

Знакомьте ребенка с такими понятиями, как «холодный – теплый», «гладкий — пушистый», темно — светло и т.п. Например, дайте потрогать чашку с теплым чаем и скажите: «Чашка теплая». А затем – с холодной водой: «А эта – холодная. Холодная чашка». Закрепите этот материал на следующий день, подставив ручку малыша под струю воды и комментируя соответствующим образом происходящее: «Водичка теплая, теплая. Ой! Холодная! И снова теплая!»

На прогулке не стоит требовать от ребенка, чтобы он ни к чему не прикасался и «выкинул бяку». Пусть он потрогает траву, листья, кору дерева (просто следите за тем, чтобы грязные руки не оказались после этого во рту, носите с собой запас влажных салфеток). Проговаривайте названия всех предметов, заинтересовавших малыша: «Это трава. Это листочек. Это дерево».

Говорите с малышом. Называйте, комментируйте, объясняйте. И помните: малыш переживает уникальный период. И у вас есть уникальная возможность повлиять на его развитие.

С уважением, Светлана Иванова.

Подробности

В этой статье я хочу вам рассказать об играх и занятиях, которые не потребуют больших финансовых затрат и наверняка займут вашего малыша на некоторое время.

1. Рисование

Начните рисовать с ребенком как можно раньше. Да, порой рисование с малышами - это довольно "грязное " занятие, но часто оно способно надолго увлечь ребенка и к томуже отлично развивает творческие способности, мелкую моторику, память, воображение. Для рисования с детьми я использую пальчиковые краски:

Также я готовлю дочкам и сладкие краски.

Мой рецепт:

Крахмал - 1 столовая ложка.

Вода - 0,5 стакана.

Сахарный песок - 1 столовая ложка.

Воду доводим до кипения, добавляем песок и крахмал, перемешиваем и выключаем. Даем массе остыть и подкрашиваем ее пищевыми красителями. Получается вот что:

Рисовать можно чем угодно, подойдут: шоколад, варенье, мелки обычные и восковые...

Используйте для рисования:

Разные поверхности - бумага разной текстуры, фольга, пленка, доска, картон...

Разные материалы - штампы из картофеля и моркови, макароны, ватные диски и палочки, ершик для бутылочек, губки, листья....

Рисуем на листе цветные полоски и кладем его на поднос.

Засыпаем слоем манки и предлагаем детям порисовать:

2. Лепка

Лепить с детьми можно из:

- Пластилина (для первых занятий берите пластилин с пометкой «мягкий»).

- Массы для лепки (ее также называют "тесто").

Сделать такое тесто можно самостоятельно. Понадобятся:

Мука - 1 стакан.

Соль мелкая 0.5 стакана.

Вода - на глаз - чтобы получилось тесто, как на пирожки.

Цветной песок:

Массу для лепки, напоминающую по своим свойствам такой песок легко сделать самим. Для этого необходимо смешать бальзам для волос и крахмал – получается очень нежное тесто, которое можно подкрасить пищевыми красителями.

3.Сенсорные коробки

Маленькие дети обажают возиться с сенсорными коробками с различными наполнителями, а также играть с коробками посвященными отдельным темам.

Вот примеры моих коробочек:

Тематическая коробка «Осень».

Можно создать сказочную коробку. Однажды, мы разыграли сказку про добрую Бабу - ягу и перо Жар-птицы.

А вот наш «пляж».

Кроме того, дети очень любят играть с цветными крупами. Вот наша коробочка с цветным рисом.

4. Игры с наклейками.

Игры с наклейками очень полезны для детей, они развивают мелкую моторику и воображение. В магазине вы найдете огромный выбор наклеек на любой вкус. А начать знакомство с наклейками можно вот с таких листочков - закладок, стоят они недорого.

5. Песочница в домашних условиях.

С песком можно играть не только на улице, но и дома.

Однажды мы попробовали сделать кинетический песок. Возможно, получилось не совсем то, на что мы рассчитывали…но чем не вариант для домашних игр?

Мой рецепт:

Песок мелкий, просеянный - 1 килограмм (можно купить в зоомагазине).

Крахмал - 1 пачка.

6. Игры из подручных материалов.

Не секрет, что иногда ребенку намного интереснее возиться с кастрюлями, чем с некоторыми игрушками. Вот и приходится изобретать…

Подеюсь с вами своими находками простых игр, которые очень нравятся моим детям:

Камушки для аквариума - перебираем, складываем в емкости.

Счетные палочки. Используем аналогично.

Грядка: "земля" - гречка, цветы и овощи из цветной бумаги.

Застежки .

На плотную салфетку я наклеила с помощью супер - клея молнии. Ребенок не теряет интереса к такой игрушке уже 2 месяца.

7. Изучаем животных.

Для изучения животных используйте любые материалы, которые есть дома. Карточки, плакаты, фигурки животных, книги. Я распечатала изображение животных в виде фото 10*15. Для большей надежности их можно заламинировать или обклеить скотчем.

8. Сюжетно - ролевые игры.

Я убеждена, что даже мальчикам необходимо иметь хотя бы одну куклу в его арсенале игрушек. Ведь с помощью обычного пупса можно научить малыша чистить зубки пользоваться ложкой и другим бытовым делам. Кроме того такая кукла поможет ребенку выучить названия частей тела: глазки - нос - рот и т.п.

9. Игры со льдом.

Для таких игр я приобрела множество формочек для льда. Мы регулярно замораживаем различные фигурки,пересыпаем льдинки, трогаем и рисуем на них.

Как видите, стоит проявить немного фантазии и ваши будни с ребенком станут еще интереснее!

Важно : Копирование материалов сайта возможно только при условии указания активной ссылки на сайт. В случае нарушения наших авторских прав мы будем их защищать.


3.6666666666667

Приблизительное время чтения: 7 минут

Игры – дело серьезное. На первый взгляд звучит парадоксально, но на самом деле объем информации получаемый маленькими детьми в виде игры превышает всё то, чему учат в школе и институте в придачу, а необходимость этой информации невозможно оценить.

Проведенные на детенышах приматов эксперименты убедительно доказали – малыши, лишенные игр, никогда не станут полноценными членами стаи. Выводы делайте сами. Можно прожить жизнь полноценно и счастливо без высшего образования. И даже без среднего. Но без тех бесценных навыков, что дают ребенку игры влиться в «человеческую стаю» на правах своего просто невозможно. Поэтому предлагаю поговорить об играх со всей возможной серьезностью.

Во что поиграть окологовым детям

Только что состоявшимся родителям кажется, будто их чадо нуждается в активном «развивании» буквально с первого дня жизни. В реальности, почти до 8 месяцев младенец способен сам себя развлекать, трогая, рассматривая, пробуя, гремя, стуча и царапая все и всем, что его окружает. Таким образом он изучает физические свойства предметов и перестает их пугаться. В этот период можно ограничиться мобиле, погремушками и иными яркими игрушками, которые можно захватывать пальчиками и сжимать ладонями.

Это вовсе не означает, что малыш не нуждается в общении. Общение уму необходимо буквально как воздух, но об играх, как отдельном виде деятельности говорить рано. Время игр наступает примерно с 9 месяцев.

Игры для развития моторики

Если вам кажется, что с 9-тимесячным малышом, кроме как, в погремушки и сыграть-то не во что, вы глубоко ошибаетесь. Скорее всего, он уже уверенно сидит, крепко держит предметы, старается их куда-то закинуть, затолкнуть и засунуть. Всю эту неистощимую энергию следует направить в нужное русло, в чем вам помогут несложные игры на развитие мелкой моторики. К примеру, вы можете поиграть в:

  • Пирамидки, состоящие из 3-5 кругов разного размера и цвета. Сначала малыш будет пытаться одеть «бублики» на положенное место, не уделяя внимания их принципиальному отличию в размерах. Спустя некоторое время он поймет, что средний кружок не может одеваться первым, как и самый маленький, тогда как большой несуразно смотрится на пустом стержне пирамидки. Помогайте чаду, четко комментируйте действия и их результаты. Таким образом, вы будете вместе тренировать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику.
  • Строительные кубики (желательно мягкие набивные или полые пластиковые, обязательно с закругленными гранями) тоже хороши для развития пальчиков и мышления, связанного с их обязанностями и возможностями. Покажите ребенку, как построить, а потом разрушить небольшую башенку.
  • Сортеры, а проще говоря, логические кубы тоже помогут чаду совладеть с непослушными пальчиками. Вместе с ребенком втискивайте квадратные, круглые и разномастные элементы в отверстия с такими же абрисами. Следите за тем, чтоб детали не были слишком мелкими, и малыш их просто не проглотил.
  • Пальчиковые игры – это самый доступный и распространенный способ развития мелкой моторики «окологодовалых» ребят. Выучив несложную прибаутку или забавный стишок, вы можете разминать, сгибать и разгибать пальцы и ладошки чада, делая их гибкими и податливыми.

Игры для развития интеллекта

Малыша, которому еще не исполнилось и года, можно развить в плане интеллекта следующими способами:

  • Порадовать его заводными игрушками, демонстрируя, что они едут только после того, как покрутишь ключик. Следите, чтоб слишком громкая музыка или активные действия игрушки не испугали младенца.
  • Можете побаловать годовасика пальчиковым театром, двух или даже одного героя которого вполне реально сделать самому, например, из квадратного лоскута материи, скрученного наподобие тряпичной куклы, с нарисованной фломастером мордочкой.
  • Обучающие картинки – отличный материал для развития интеллекта. Главное, чтоб изображение на них было четким и легким для восприятия. Один рисунок можно показывать сек. 30, словесно оглашая его значение.
  • Крупная детская мозаика из пластика, отдельные разноцветные элементы которой накладываются на поле, образуя хаотичные рисунки. Немного позже чадо научится складывать из нее примитивные узоры, сортировать по цветам и формировать изображения из своих фантазий.
  • Конструктор, состоящий из разноцветных деталей, легко и плотно насаживающихся друг на друга, будет не только развивать моторику и делать пальчики сильными, но и даст понять, что из него получаются разные фигуры, целые конструкции и даже «дома».

Примеры игр для развития речи

Самое лучшее, что могут сделать родители для речевого развития своего ребенка – это общаться с ним как можно больше. Пусть вы не знаете детских песенок или стихов, просто разговаривайте с чадом, рассказывайте ему обо всем, что происходит, читайте вслух и делитесь своими мыслями. Вместе с этим можете пополнять арсенал игр, развивающих речь годовалого чада, и внести в него такие забавы:

  • «Разговор» по игрушечному телефону. Обязательно проговаривайте слова алло, да, слушаю, кто это, рада вас слышать и все в таком духе. Обязательно скажите малышу, кто и зачем позвонил, попрощайтесь с невидимым собеседником.
  • Почаще просите ребенка принести с другого конца комнаты конкретный предмет. Причем просьба должна звучать полноценно, к примеру: «Даша, принеси мне, пожалуйста, синий блокнот с журнального столика». В процессе того, как ребенок будет соображать и прокладывать маршрут, помогайте ему словесно, направляйте и обязательно хвалите за выполненную задачу.
  • «Болтающие пальчики». В эту игру можно играть в транспорте и даже в очереди. Просто нарисуйте физиономии на двух своих пальцах, и разыграйте между ними оживленную беседу.
  • Заучите несколько стишков-игр, мотивирующих выполнять определенное действие. К примеру, что на слово «стук-стук» малыш стучал кулачком о пол, «топ-топ» - топал, а «хлюп-хлюп» - бил ладошкой по воде, если действие происходит в ванной.

Что уже умеет малыш к полутора годам

На самом деле, повода для обоюдного огорчения попросту нет, особенно если принять во внимание все, то, что уже умеет делать малыш. Присмотритесь, и вы поймете, что чадо способно:

  • примитивно танцевать;
  • лазить по лесенкам;
  • худо-бедно умываться и елозить щеткой по зубам;
  • орудовать ложкой;
  • снять носки или стянуть шапку;
  • рисовать каракули;
  • включать кнопки на аппаратуре;
  • собирать игрушки;
  • узнавать/называть предметы и людей;
  • приносить с улицы заинтересовавшие его предметы;
  • соотносить действия с их итогом;
  • проявлять осторожность;
  • хорошо ходить и долго стоять, прыгать, в конце концов;
  • менять положение тела по вашей просьбе;
  • выражать эмоции;
  • различать величину предметов и многое иное.

Как видите, список того, что умеет ребенок в полтора года, достаточно велик, и это при всем том, что каждый малыш обладает своими личными темпами развития, и может демонстрировать более солидные и «взрослые» навыки. Но речь сейчас вовсе не об этом, а о том, как можно использовать и развить уже имеющиеся способности, направить их в нужное русло, увлечь чадо и приучить его играть самостоятельно, причем в «правильные» и полезные забавы.

Оказывается, что это не так сложно. Главное, чтоб наследник пребывал в хорошем расположении духа, игра не длилась дольше 20 минут и не была ему навязана. Родителям стоит заранее приготовить все расходные материалы и инвентарь, если таковой требуется, и с воодушевлением погрузиться в детство.

Что нужно делать родителям – это не ограничивать свободу деток, давать возможность оттачивать координацию движений и развивать ловкость в целом. Отмечено, что именно в этом возрасте обостряется взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой, а потому последней необходимо уделять максимальное внимание.

Игры для детей 1,5 - 2 года

Игры для развития моторики

Думаете, что соответствующие игры для деток от полтора до двух лет потребуют от вас приобретения нового инвентаря? Совершенно нет, и вы можете убедиться в этом на таких примерах:

На обычном противне для запекания расстелите цветную или простую бумагу, которую посыпьте тонким слоем манной крупы или сахара. Предложите чаду провести по крупинкам пальчикам, отмечая, что за ним остается след. Постепенно показывайте, что можно не просто рисовать хаотичные линии, но и изображать овалы, спиральки и волны.

Предложите ребенку поиграть с грецким орехом. Пусть он его попрячет от вас в кулачке, покатает по столу, спустит с горки, образованной другой рукой, а под конец спрячет в емкость с гречкой, к примеру. Потом его там же нужно будет и отыскать, для чего придется изрядно потрудиться пальчиками.

Выставьте перед малышом несколько баночек, кастрюлек и судочков разной окружности и формы. Рядом разложите их крышки, и пусть он старается правильно совместить пары. Потом можно снова все раскрыть и перемешать, вот только теперь это будете делать не вы, а ваше чадо. Аналогичный вариант возможен с разноцветными крышками от пластиковых бутылок, но с ними нужно быть осторожными, ведь малышу может вполне захотеться попробовать их на вкус.

Пусть наследник попытается воткнуть ушные палочки в отверстия дуршлага или в заранее скатанный шар из пластилина.
В пятилитровой бутыли для воды сделайте отверстия, в которые можно будет проталкивать контейнеры из-под «киндеров», большие пуговицы и иные запчасти.

Разрежьте трубку из-под туалетной бумаги на кольца, и предложите ребенку нанизать их на толстый обувной шнур.
Не забывайте о существовании восковых карандашей. Для их рисования нужно прилагать минимум усилий, тогда как пальчики будут тренироваться удерживать довольно толстый карандаш и направлять его по нужной траектории.

Игры для развития интеллекта

Всестороннее развитие ребенка становится все важней, а повышение уровня его интеллекта – в частности. Что могут предпринять в этом отношении сами родители? В домашних условиях предложите чаду:

  • Собрать пазл, состоящий их 2-3 крупных элементов. Его можно заменить на самодельные бумажные квадратики, треугольники и прямоугольники, из которых складываются (наклеиваются) примитивные домики и башенки.
  • Не игнорируйте возможность пользоваться играми-вкладышами. Это такие дощечки с вынимающимися фигурами зверушек или предметов, которые потом нужно вернуть на их места.
  • Из цветной бумаги можно вырезать геометрические фигуры разных размеров и цветов. Потом они перемешиваются, и малышу предлагается отыскать «самый большой красный квадрат», к примеру.
  • Разложите перед ребенком парные предметы: свечки, носки и т.д. Попросите его отыскать каждой вещи его пару.
  • Читая книгу или просматривая мультфильм, акцентируйте внимание малыша на поступках положительных и отрицательных героев, их мимике, поступках и их результатах.

Игры для развития речи

Существует мнение, будто мальчики начинают говорить несколько позже, чем девочки. Педиатры настаивают на том, что подобное убеждение не имеет научного основания, и рекомендуют одинаково заниматься речевым развитием с детьми обоего пола. Как это делать в домашних условиях? Предлагаем такие варианты игровых занятий:

  • Осваивайте звуки, которые произносят животные, пусть ребенок пробует подражать мычанию коровы, лаю собаки, гудению парохода и т.д.
  • Научите чадо выдувать шарики, тренируя его артикуляцию.
  • Продолжайте заниматься пальчиковой гимнастикой, как можно больше общайтесь с малышом, комментируйте все свои действия, пока его одеваете или кормите.
  • Читайте малышу короткие рассказы, делайте это четко и не спеша.
  • Разучите небольшие стишки, и мотивируйте чадо за вас произносить последнее слово каждой строчки.
  • Разыгрывайте сценки с участием мягких игрушек, кукол и роботов. Пусть машинка произносит положенные ей звуки, «просит» поднять шлагбаум или пропустить ее вперед.
  • Научите чадо прощаться и здороваться с родными и близкими.

Развитие ребенка в полтора года и старше – это увлекательный процесс, в который вы сами захотите окунуться с головой. Его можно оставить спонтанным и хаотичным, просто не забывая делать игры и занятия более «взрослыми». А можно подобрать специальную развивающую методику, к примеру, Никитина или Железновы, но это уже тема для другой статьи.

Ребёнок в возрасте от 1 года до трёх лет относится к категории детей раннего возраста. В этот период происходит активное формирование всех органов и систем. Но наряду с быстрыми темпами физического созревания интенсивно совершенствуется психоэмоциональное развитие малышей. Для того чтобы маленький человек успешно овладел речью, предметной и игровой деятельностью, ловкостью движений, азами творчества и креативного мышления недостаточно просто соблюдать правильный и обеспечивать полноценное питание. Для детей являются необходимыми дополнительные развивающие занятия.

Для детей 1-го года самой главное - игра

Конечно же, можно подыскать наиболее подходящую студию, осуществляющую специализированные с ребёнком раннего возраста. А можно самостоятельно составить комплекс упражнений и проводить тренировки в домашних условиях.


Направления развития детей от года до 3 лет

Основные виды упражнений для проведения занятий с маленьким ребёнком

Занятия с ребёнком 1 год направлены на возможность передачи информации в игровой форме. Очень важно заинтересовать детей на вовлечение в процесс познавательной деятельности. Если малышу предлагаемые игры покажутся не интересными, то никакой концентрации внимания мама не дождётся. В качестве реквизитов можно использовать любые подручные материалы: яркие варежки, цветные картинки, мягкие игрушки, пластиковую посуду.


Развивающие игрушки Монтессори

    1. Уроки лепки можно начинать с 1,5 года
  1. Развивающие занятия с детьми на улице . Не стоит забывать об оптимальном совмещении приятного с полезным. Во время прогулки на свежем воздухе можно проводить множество упражнений по совершенствованию различных навыков и умений. На улице легко найти объекты для наблюдения, подражания и рассматривания вместе с детьми. А заодно обучит ребёнка бережному отношению к природе вдвойне полезно.

Ролевые игры дети играют с 2 лет

Родителям следует знать, что все игры проводятся с обязательным комментированием процесса. Мама должна рассказывать малышу что сейчас происходит и зачем это делается.

Важно не просто обеспечить сенсорное восприятие, но и провести речевую ассоциацию. Например, если ребёнок держит в руках мягкий предмет, то целесообразно сообщить об этом. Таким образом, пройдут с максимальной пользой для детей.

Меры предосторожности по организации игровой деятельности

Нельзя забывать о правилах безопасности. Все используемые для игр предметы не должны иметь острых углов, мелких деталей, токсических веществ в составе. Лучше, если это будут специализированные игрушки для детей.


Рисование развивает воображение и моторику

Также место для игр должно отвечать основным требованиям:

  • удалённость от проводов и источника электропитания;
  • отсутствие стеклянных дверей, угловых столешниц, колющих и режущих предметов;
  • ровная поверхность для передвижения.

Если мама может утвердительно ответить на ряд вопросов, то значит организация игровой деятельности прошла максимально безопасно. Представляет ли вещь угрозу для ребёнка? Могу ли я спокойно оставить малыша с данной вещью один на один? Существует ли возможность покинуть комнату на непродолжительный период времени без опасений за состояние здоровья ребёнка?


Тесты для детей 2-3 лет

То, каким будет будущее детей, во многом зависит от родителей.

И начинать строить путь в светлую жизнь для своего ребёнка следует здесь и сейчас. Мама – это не просто обретение женского счастья, ещё это – долгий и утомительный труд, огромный запас терпения и море вложенных сил. Но в тот момент, когда придёт время пожинать плоды своих стараний, радуясь значимым успехам своего чада, ни одна мама не вспомнит о потраченном времени и бессонных ночах.



 

Возможно, будет полезно почитать: