Сценарий масленицы в школе помещении. Сценарий проведение праздника "масленица" в школе. Все действующие лица

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Учитель начальных классов высшей категории

Хлопянова Татьяна Витальевна

Сценарий Масленицы для 3 класса «Провожаем зиму»

ЦЕЛЬ:

Дать детям представление о народном празднике – Масленица.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • заучить с детьми заклички, обряды, посвящённые Масленице;

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа

Предварительная подготовка: заранее необходимо напечь блинов

Ход мероприятия

Учитель:

Праздник общий, мирской

И все-таки самый важный!

Праздник семейный, домашний

Ведется порядком строгим давно.

Не нами, а умными заведено!

Масленица - обряд древний! (слайд 1)

Февраль и март в России - месяцы переломные. На улице еще зима, да все знают, что к концу она подходит. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что световой день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны - звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а пригреет солнце - зазвенят капели, потекут ручьи. Еще о наступлении весны рассказывает нам птичье пение. Даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее - тепло чуют. А еще в конце зимы люди празднуют Масленицу. Масленица - самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя.

Первый день – «встреча Масленицы». Малые ребятишки, такие, как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали нет, били того лаптями.

В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится с горы – у того лён вырастет длиннее.

Наряжали чучело масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни:

Масленица – обмануха,

Масленица – обируха,

Обманула, провела,

До Поста довела.

Или:

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом.

Второй день – «заигрыши».

В этот день строили дети снежные крепости, катались с гор и играли в различные игры.

Ведущий проводит игру «Гори, гори ясно!». Дети стоят в кругу. Один с бубном в руках - за кругом. Дети произносят слова, одновременно выполняя движения: поднимают руки вверх и покачивают ими сначала влево - вправо, а потом вперед - назад. Затем хлопают в ладоши.

Дети.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птицы летят, колокольчики звенят.

Ученик с бубном подскоками движется по кругу, ритмично ударяя в бубен. Ведущий говорит: «Раз, два, три - беги!» На последнее слово ребенок с бубном останавливается и вытягивает руку с бубном вперед, между двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу; первый, кто ударит в бубен, становится водящим.

Конкурс «Перетягивание каната». Участвуют две команды, которые берут канат с двух концов, каждая команда тянет Канат на себя.

Если дружно взять канат,

Протянуть вперед-назад

И сказать при этом «эх!»,

Победит, наверно, смех!

Конкурс «Толкание» (кулачный бой, «кулачки»). Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Третий день – «лакомка». В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с мёдом, маслом, сметаной вволю. А вы, с чем блины любите?

Четвёртый день – «широкий четверг» или «широкая Масленица».

В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, общее катание с горок. Веселились, пели, плясали до вечера.

Масленица – блиноеда,

Масленица – жироеда,

Масленица – обмануха.

Обманула, провела,

До Поста довела!

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели –

Животы заболели.

Частушки звенели с утра до вечера.

Пятница и суббота – были днями посещения родни.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – прощённый день. Почему он так назывался?

Ответы детей.

Ведущий. Встречают Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем лучше Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

Просим всех к столу отведать блинов.

Ведущий.

Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Провожая масленицу, исполняли такие песни:

Масленица догорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожили,

До Поста довели.

После этих слов сжигали Масленицу. Пока горит огнь, пели:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.


Зима стремится продлить свое время царствования в природе. Чтобы этого не случилось, ребята пускаются в долгий путь и с достоинством обходят все преграды.

Растопить ледяную гору детям помогает Масленица.

Для этого она проводит забавные конкурсы и угощает блинами. Праздник она покидает вместе тетушкой-Зимой.

Цель: знакомство с некоторыми традициями праздника, воспитание уважения к фольклору, создание теплой и дружественной атмосферы.

Оформление зала

В зимне-весенних расцветках: цветы, снежинки в пределах досягаемости (они нужны будут для конкурса), яркое солнышко.

Реквизит:

  • Веревка,
  • Снежинки и две тучки,
  • Изображение ледяных гор,
  • Мешки,
  • Шапки,
    Бумажные снежки и корзина,
  • Канат,
  • Ватман и желтая краска для рисования солнца,
  • Блины в качестве угощения.

Костюмы:

  • Ведущий
  • – русский народный костюм

Ход мероприятия

Дети сидят в зале. На сцене ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем провожать надоевшую зиму и встречать долгожданную весну. Кто знает, какой сегодня праздник? Что вы знаете о нем? (Рассказывают о Масленице).

Входит Зима под звуки метели.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима!

Решила встретиться сегодня с вами. Ребята, вам нравится зима? На лыжах, санках и коньках катаетесь? В снежки играете? Снеговиков лепите? А с горки нравится скатываться? Какие молодцы! Вижу, любите зимнее время.

Ведущий: А как его не любить? Ведь можно зимой и воздухом свежим подышать, и картинами морозными на окнах полюбоваться.

Пришла я сегодня к вам с радостной вестью: решилась я подольше побыть с вами – не хочется никуда уходить. Думаю, вы будете только рады – мы еще столько всего сможем сделать: ледяные замки построить, на лыжах покататься, в снежки поиграть, снежных баб вылепить!

Ведущий: А как же Весна? Как мы без нее будем?

Ну, подумаешь, попозже придет! Она и так постоянно опаздывает. Да и что от нее вы видите? Много грязи, да воды – больше ничего! То ли дело у меня – белоснежная чистота вокруг!

Ведущий: А еще жуткий холод и сильные ветры! Они нас заставляют дома у печки греться. В такую погоду носа на улицу нельзя высунуть, не то что погулять!

Потерпите, ничего страшного! Я так решила! И никуда вы от меня не денетесь! Я своих слуг расставила на всех постах до границы, поэтому даже не стоит и пытаться самостоятельно за Весной идти! Что-то вы меня уморили, пойду отдохну (уходит, позевывая).

Ведущий: Как нам быть, ребята? Еще Зиму терпеть? Может все-таки попробуем вырваться из ее цепких объятий? Пока она отдыхает, сбежим от нее? Ну, что ж, тогда в путь! Только тихонечко, на цыпочках, чтобы нас не услышала Зима.

Звучит музыка, дети имитируют движение на цыпочках, сидя на стульях.

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая сильная метель поднялась. Как бы нам не затеряться. Что делают в таком случае путешественники? (Обматываются одной веревкой). Давайте тоже обмотаемся, чтобы не затеряться.

Формируется две команды по 10-15 человек. В каждой выбирается капитан, который под музыку должен «обмотать» всех членов команды одной веревкой. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ведущий: Молодцы! Теперь мы точно не потеряемся. Не страшны нам метели зимние! Ребята, посмотрите, какой снегопад начался! Что же делать? Ничего вокруг не видно. Так и заблудиться можно. Давайте все снежинки в тучу соберем, чтобы они не мешали.

Проводится игра «Собери снежинки». Каждой команде нужно собрать как можно больше снежинок и приклеить их к тучке. Игра длится до того момента, когда будет приклеена последняя снежинка. Побеждает команда, у которой на тучке больше снежинок.

Поют песню. Появляются «горы».

Ведущий: Ребята, это что такое? Горы очень высокие, очень широкие. Что же делать, как же быть? Как нам горы обходить?

Под звуки бубенцов выходит Масленица.


Добрый день, ребята! Откуда путь держите, куда?

Ведущий: Здравствуйте! Мы убежали от Зимы, которая хочет дольше царствовать на земле. Ищем Весну, которая поможет прогнать ее.

Опять зима-проказница решила пошутить! Опять она грозится весну не пропустить! Не бойтесь, помогу я вам в нелегком вашем деле. Мне шуточки тети-Зимы порядком надоели!

Ведущий: Спасибо! Мы были бы очень благодарны за любую помощь! Как зовут тебя, красавица?

Простите, забыла представиться: Масленица – дочь Зимней Зари и Весеннего Солнца. От мамы у меня румянец, а от папы в награду я получила жизнерадостность – стараюсь помочь каждому человеку, попавшему в беду.

Ведущий: Масленица, помоги нам, пожалуйста, отыскать Весну, ведь без нее и Зима не уйдет!

Хорошо. Помогу вам, только не думайте, что тетушка злая. Ей просто веселья не хватает, вот и старается как можно дольше побыть с вами: нравится ей ваш смех!

Ведущий: На нашем пути встретились высокие горы, которые не обойти! Как справиться нам с этой преградой?

Да, справиться с ними сложно, но можно. Они сделаны изо льда, и чтобы их растопить, понадобится много смеха и тепла.

Ведущий: Мы так долго ждали Весну, что нам просто не терпится ее увидеть! А смеяться и веселиться мы любим, поэтому сможем справиться со всеми заданиями!

Замечательно! Можно и праздник тогда начинать, и гостей приглашать! Проверим ваши силовые способности и мыслительные особенности! А чтобы было интересней и завлекательнее, предлагаю разбиться на две команды – Смельчаки и Ловкачи.

Чтобы сильным быть и ловким, нужно… нет, не есть морковку, а очень быстро бегать! И первое испытание – бег в мешках!

Проводится эстафета «Бег в мешках».

Один из законов дружбы гласит: «Не бросай товарища в беде». А вы настоящие товарищи? Вот сейчас это и проверим: представьте, что вам нужно перейти ручей, а ваш друг подвернул ногу. Чтобы перебраться через препятствие, придется его нести на своей спине.

Проводится эстафета «Помоги товарищу».

Приглашаем всех гостей петушиный бой смотреть!

Два участника разных команд встают внутрь очерченного круга, на голове – шапка. Задача: снять с противника шапку, сохранив при этом свою.

Чтобы не замерзнуть нам сильнее, в снежки мы поиграем поскорее. Проверим меткость мы твою, дружок: закинешь ли в корзину ты снежок?

Проводится эстафета «Снежки в корзине».

Умение соображать нам также важно, чтобы шагать по жизни смело и отважно!

Проводится викторина:

Седая старушка, хранит метель в избушке, снегом землю укрывает, мусор часто выметает.
Нет рук, а рисует. Нет зубов, а кусает. (Мороз).
Веселая девица, землю красить мастерица: сначала красит черным по белому, потом зеленым по черному.
Светлое, яркое всем путь освещает, в холод согревает. (Солнце).
Белоснежная морковка растет вниз головою. (Сосулька).
Мы Весну-Красну встречаем, Зимушку мы провожаем, блинов объедаемся, как праздник называется?
Маленькие солнышки, вкусные, румяные, вкусом разные. Их на сковороде выпекают, а затем сгибают. (Блины).

А теперь исконно русское соревнование на силу, выносливость и старание!

Какие вы все смелые и ловкие, сообразительные, а главное – веселые! Однако вашего смеха не хватило совсем немножко, чтобы совсем растопить ледяные горы, отделяющие нас от Весны.

Ведущий: Что же делать? Неужели все наши усилия пропадут даром, и нам придется ждать, когда Зима смилостивится и разрешит Весне явиться?

Конечно, нет! Ведь не только смех способен растопить лед, здесь можно попросить о помощи солнышко. Но зимнее солнце не такое яркое и горячее, чтобы справиться с этим заданием. Придется вам, ребята, помочь ему – нужно дорисовать как можно больше лучиков, чтобы солнышко стало сильнее и ярче!

Дети рисуют солнышко под музыку. Для этого по очереди подходят к ватману с нарисованным кругом, окунают ладонь в емкость с краской и оставляют след на ватмане в виде луча. В итоге получается пышное ярко-желтое солнце.

Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь горы окончательно растаяли, и Весна сможет пройти. Давайте, вместе позовем Весну!

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
С радостью великою, с милостью богатою.
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!

Появляется Весна.

Здравствуй, Масленица! Здравствуйте, ребята! А я уж совсем отчаялась – думала, что придется прийти позже. Моя сестра не первый раз пытается остановить меня. Но всегда у меня появляются веселые и жизнерадостные помощники. Спасибо вам, что и в этот раз расстроили коварные планы Зимы.

Здравствуй, славная Весна! Мы так рады встретиться с тобой. Но тетушка-Зима может явиться и заморозить все вокруг. Чтобы этого не случилось, нам нужно много солнышек. А что похоже на солнце? Правильно, блины! Будем их печь!

Поют песню «Ой, блины, блины, блины», имитируя выпекание блинов. На последнем запеве Масленица выносит блины, угощает всех присутствующих.

Ведущий: Давно мы ждали весеннего солнышка, мечтали услышать звук капели и радостное пение птиц. А тут Зима придумала такое, что нам и не снилось!

Да не со зла она! Просто скучно ей будет в темной и холодной избушке ждать, пока вновь наступит ее пора. Захотелось подольше радоваться детским забавам, блестящей красоте зимней природы, наслаждаться чистотой и порядком.

Входит Зима.

(печально): Удалось вам обойти все препятствия и открыть путь Весне. Придется уступить ей место. Ну, что ж, пойду в свою избушку, буду грустить и ждать новой встречи с вами. До свидания, ребята! (Уходит) .

Ребята, а ведь ей и правда будет одиноко и тоскливо. Я, пожалуй, составлю ей компанию, чтобы в следующий раз она не пыталась продлить свой срок! А солнышко ваше мы возьмем на память, чтобы греться в морозные деньки (догоняет Зиму).

Мне тоже пора, ведь еще столько дел нужно сделать – разбудить веселые ручейки, настроить сосульки, чтобы не фальшивили, разбудить весь лес. До свидания, ребята! (Уходит).

Ведущий: В народе масленичные гулянья длятся целую неделю – с понедельника по воскресенье люди веселятся и объедаются блинами. Завершается празднование сжиганием чучела Масленицы, олицетворяющего все плохое, что происходило в течение года. Мы не будем сжигать чучело, но обязательно проводим Масленицу веселыми играми.

Проводится народная игра «Горелки».

Ведущий: Вот и встретили Весну, проводили Зиму! Отгуляли Масленицу! Пора и честь знать. До свидания, ребята!

Внеклассное мероприятие проходит в форме конкурсной программы.

Цели : познакомить учащихся с историей празднования Масленицы; воспитывать любовь к культурным традициям своего народа.

Подготовительная работа: учащиеся заранее готовят доклады из истории проведения Масленицы; учитель просматривает их, и несколько наиболее интересных докладов обсуждаются на классном часе. Перед его проведением пекут блины, наряжаются в русские народные костюмы.

Ход представления

I. Сообщение об истории праздника.

Ведущий. Русский народ свою Масленицу величает так: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. В ранних церковных книгах Масленица называется сырною неделей. Все дни Масленицы имеют свои, особенные названия: встреча - понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, широкий четверг, четверток - четверг, тещины вечерки - пятница, золовкины посиделки - суббота, прощеный день - воскресенье.

На первый день Масленицы дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Строят и причитывают...

Учитель заранее раздает ребятам слова, а затем на классном часе учащиеся разыгрывают встречу Масленицы.

Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!

Уж ты ль, Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, ясочка, ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне в тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Выезжала честная Масленица, широкая баярыня, на семидесяти семи санях козырных во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленице выезжал честной семик на сапазоч- ках в одних портяночках без лапоток.

Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем за дубовой стол к зелену вина.

Выходила честная Масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садись за дубовой стол к зелену вина.

Как и она ль, честная Масленица, душой потешапась, умом повеселялась, речью наслаждалася.

После встречи Масленицы дети кричат: «Масленица приехала!»

В старину москвичи Масленицу справляли у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами. Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. В 17-м столетии государи хаживали на прощеный день к патриарху с боярами и думными людьми. Патриарх угощал дорогих гостей медами и романеею. О русской Масленице между народом сохранились поговорки: «Не житье, а масленица»; «Не все коту масленица». «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом». «Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не знала, что Масленица только молодых ставит на показ». «Пируй и гуляй, баба, на масленице, а про пост вспоминай».

Традиционно на Масленицу проводились народные гулянья с конкурсами, забавами, финалом которых становилось сожжение чучела, символизировавшего Зиму. Нас тоже ждет несколько конкурсов.

II. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Петушиные бои.

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают руки за спиной. Задача играющего («петушка»): прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Конкурс 2. Перетягивание каната.

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом черту. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Ведущий. Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Конкурс 3. Снежный городок.

Команды встают напротив друг друга. Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки «лепят снежки». Теннисный мячик будет у нас снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Конкурс 4. Воевода.

Катилось яблоко вокруг хоровода.

Кто его поднял - тот воевода.

Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время, как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них. На словах последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становится «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Конкурс 5. Шепоток.

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего - палочка. Он идет по кругу и, касаясь кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного-двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями. Если же ошибся - все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

III. Заключительная часть.

Ведущий.

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают -

Они весну кликают.

Есть и еще одна - наверное, главная - традиция Масленицы: блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши девочки и мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный

С маслом, медом иль сметаной,

Прямо с печки, с пылу с жару -

Заходи, отведай пару!

Звучит песня «Блины».

Мы давно блины не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Моя родная сестрица -

Печь блины-то мастерица!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

На поднос блины кладет,

И сама на стол несет.

Гости, будьте же здоровы!

Вот блины уже готовы.

Праздник заканчивается чаепитием с блинами.

Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов
Терехова Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Беляевской ООШ, г. Велиж.

Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы). Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям. Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».

Задачи:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;

Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

Развитие творческих способностей учащихся.

Ход мероприятия:

Ведущий: Да будут здравы, гости наши! Мы сегодня собрались, чтобы весело встретить праздник, проводить зиму и встретить весну, и традиции вспомнить старорусские. Вспомнить, как предки наши Масленицу праздновали. Все ждут ее с нетерпением. Запасы сметаны и сыра у нас заготовлены были уж за неделю, да и про масло не забыли. Каждый день Масленой недели издавна имеет свое название и значение. Неделя вся именовалась Широкая и честная Масленица,.

Я предлагаю вам путешествие по всей неделе Масленицы. Начнем с первого дня, который называется «Встреча».

Понедельник первый вечно

и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

(Дети вносят чучело)

2 девочки выходят ее встречать:

Катя: Ой да Масленица, во двор приезжает,

Наша щедрая во двор приезжает!

А мы, девочки, ее же встретим,

А мы, красные, ее же встретим!

Вместе (напевая):

Валя: (кланяясь чучелу) Масленица же ты кривошейка,

Встречаем мы тебя хорошенько

Блинами да караваями и вареничками вкусными!

Вместе (напевая):

Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,

Ах, да Масленица, отгости-ка здесь другую!

(Танец в честь Масленицы в форме хоровода. Масленица находится в центре круга)

Ведущий: Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. Тем временем наступает день второй – «заигрыш».

Не пора ли нам размяться

Да с зимою поквитаться?

Вспомним русские забавы,

Чтоб блины вкуснее стали!

Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?

Конкурс 1 «Кулачки или же толкание»

Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг напротив друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает противника назад, за определенную линию.

Конкурс 2 «Кто перетянет канат»

Конкурс 3 «Самый сильный»

Участвуют два человека. Каждому дается по половинке лимона и стакану (прозрачному). Кто больше выдавит сока, тот и победил. Проигравший выпивает надавленный сок.

Ведущий: Наигрались, нарезвились

И домой заторопились.

Третий день сейчас настал

«Лакомкой» его народ назвал.

Традиционным Масленичным блюдом являются блины. Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу: "Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев ". Блины на Масленицу пекут каждый день.

Песня «Ой, блины, мои блины»

Ведущий: Кто блинов уже наелся,

На угощенья насмотрелся,

Просим милости сюда –

«Разгуляй» уж у двора!

Наступает день четвертый - «разгуляй». В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Конкурс 4. «Ряженые».

Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс 5. «Петушки».

На площадке чертят круг.

В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.

Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Конкурс 6. «Снежки».

Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков ( или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.

Ведущий: Завтра будет день попроще,

Если кто имеет тёщу,

Пусть для проводов зимы

К тёще едет на блины!

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины». Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Наступает пятый день – тёщины вечерки!

Танец «Барыня»

Ведущий: На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой. Наступает день шестой - «золовкины посиделки». А что принято делать на посиделках? Себя развлекать да людей веселить!

Конкурс 7. «Достать приз».

Участники - два человека. По команде участники начинают ползти по полу. Кто первый доползет да приза, тот и победил.

Конкурс 8. «Горячий блин»

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Конкурс частушек.

Каждому участнику раздается карточка с частушкой. Выбирается самое задорное исполнение.

Ведущий: У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,

Прощенное зовется воскресенье,

И просят все друг у друга прощения!

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. (Дети построились в 2 шеренги)

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Разжигают костёр, сжигают Масленицу)

Песня «Эх, масленица, да ты красавица»

Литература:

Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии», М.: Рольф, 2000.

Если домашнее задание на тему: » Сценарий школьного мероприятия «Масленица» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

 

Возможно, будет полезно почитать: