Что нужно как сделать портфолио дошкольного возраста. Из опыта работы «Портфолио дошкольника. Взаимодействие с родителями

Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители снимают его на видеокамеру, фотографируют, т.е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения.

Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир, интересы, удивительные открытия, творческие работы детей и смешные высказывания и остаются "за кадром"

Решением этой проблемы может стать детское портфолио.

Что такое Портфолио дошкольника?

Портфолио дошкольника - это: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, которые демонстрируют его усилия, прогресс или достижения в определенной области;

Портфолио дошкольника - это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка.

В отличие от домашнего альбома, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели.

Итак, цель портфолио дошкольника – систематизирование и фиксирование результатов развития ребёнка, его достижений в различных областях, демонстрирование его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи портфолио дошкольников

    создать для ребенка ситуацию переживания успеха;

    поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

    поощрять его активность и самостоятельность;

    формировать навыки учебной деятельности;

    содействовать индивидуализации образования дошкольника;

    закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

    укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка.

Собирая специальную папку - портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития.

Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок.

При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях.

Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

    Одно из главных условий – это добровольность . Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

    Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений , которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т.д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное» и т. д

    Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

    структуру и содержание портфолио определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

    Систематичность в сборе информации . Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Жестких требований не существует. И это радует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, придумать что то своё, оригинальное.

Единственное чего стоит опасаться, так это того, что бы в портфолио дошкольника не выводился на передний план раздел «Мои достижения», документально подтверждающий их.

В создании портфолио участвуют: ребенок, родитель и педагог.

Каким же будет предполагаемый результат?

Для ребенка:

Развитие познавательной активности и творческих способностей.

Расширение кругозора.

Формирование самооценки.

Развитие связной речи, умение составлять связный рассказ.

формирование информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.

Для родителей:

Участие родителей в жизни ДОУ

Установление положительного взаимодействия с детьми и педагогами группы на основе совместной деятельности.

Специалисты группы:

Создание продукта инновационной деятельности

Развитие у воспитанника связной речи, умения составлять связный рассказ.

Развитие познавательного интереса, расширение кругозора и творческих способностей.

формирование у воспитанника информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.

Выделяют два этапа в создании портфолио.

1 этап создания подготовительный (отбор детских фотографий и рисунков. коллекций. Придумывание рассказов о питомцах и любимом растении, членах семьи. Составление генеалогического древа и герба семьи).

2 этап – непосредственно создание портфолио (отбор понравившихся картинок из интернета, послуживших фоном для презентации, сканирование рисунков и фотографий. А затем вставление их в работу).

Структура нашего портфолио.

Работа начинается с титульного листа в котором содержится основная информация: ФИО ребенка и его фотография, дата рождение и ДОУ).

Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио).

В портфолио дошкольника могут быть включены следующие разделы:

- «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, толкование имени.

- «Я расту». Эту рубрику можно включить: мои первые шаги и рисунки, любимые игрушки, мои эмоции и успехи.

- «Мои друзья».

- «Мои хобби» или «Что я люблю…».

- «Мои мечты»

- «Моя коллекция»

- «Моё любимое растение»

- «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, генеалогическое древо и герб семьи. Каждое изображение дополняется рассказом.

- «Мои домашние питомцы».

- «Мир вокруг нас» или «Наши путешествия»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

- «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд, воспитателя детского сада, друга и т. д.

- «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

- «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Приводимые разделы портфолио примерны . Главное наиболее полное отражение особенностей роста и развития детей. Можно придерживаться предлагаемой компоновки, а можно её изменить, полагаясь на собственное видение конечного результата.

Таким образом, портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок – родители-педагоги".

Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Портфолио э то своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над его созданием– это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Структура портфолио дошкольника 4-7 лет в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендации по составлению.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 4-7 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное - самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио?

Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Титульный лист для детского портфолио - это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. – Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) – Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) – Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры»

Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) – Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.) – Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

4-ый День рождения - 5-ый День рождения - 6-ой День рождения

Раздел 4 – «Я расту» Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

1. Показатели физического развития

4 года

5 лет

6 лет

Рост, см

Вес, кг

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша) – Я знаю буквы – Я читаю в 4, 5 лет – Я умею считать в 4, 5 лет – Моя любимая песенка – Мое любимое стихотворение – Я играю на музыкальных инструментах – Я танцую – Мир вокруг меня – Мир внутри меня

«Творческое развитие»

(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) - лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) - аппликация
- конструирование - фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) - театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды»

Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. - Мои путешествия - Мои открытия

Мои экскурсии - Впечатления о посещении театров, выставок

Раздел 5– «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме) – Воспитателей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем, как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Не секрет, что многие родители хотят запечатлеть развитие и достижения своего ребенка чуть ли не с первых минут его жизни, а, возможно, еще и до рождения. Особенно интересен ребенок становится после двух-трех лет, когда он уже может самостоятельно двигаться, исследовать и изучать все вокруг, поддерживать разговор, и дальше - отправляется в детский сад. Его ждет еще столько открытий! И чтобы запечатлеть их на память, можно заказать или сделать самим портфолио для детского сада. Оно станет своеобразным отчетом о том, как рос и развивался малыш, к чему у него проявлялся интерес и способности, что удавалось, что радовало. А, возможно, родные смогут гордиться в будущем тем, что именно они поспособствовали появлению интереса к какому-либо занятию, что на их глазах рос и развивался будущий гений! Поскольку не всем родителям известно, как сделать портфолио для детского сада, и что это вообще такое, давайте в этой статье мы разберем эти вопросы подробнее.

Что такое портфолио для детского сада, и кому оно нужно?

Портфолио для детского сада представляет собой, по сути, папку, в которой собрана информация о ребенке. Цель создания портфолио - сохранить самые значительные моменты жизни малыша, его победы и успехи, какие-то положительные впечатления, вызвавшие бурю эмоций, записи о каких-то «словарных изысканиях», столь свойственных дошкольникам, возможно, фотографии поделок, лучшие рисунки и многое другое.

Кроме того, идея создать детское портфолио – отличный способ проводить больше времени с ребенком, наблюдать и фиксировать каждое «событие» в его еще столь недолгой жизни.

Внимание! В конце статьи вы сможете скачать архив с шаблонами портфолио для дошкольников.

Условно можно распределить весь материал для портфолио на 4 логические группы:

1. Физическое развитие (успехи в спорт. секции, соревнованиях и т. д.)

2. Становление личности (например, у ребенка определены ежедневные обязанности по дому - убрать игрушки, выгулять собаку и т. д. - и он их выполняет; защитил маленького или слабого в детском саду, все подтверждается фотографиями!)

3. Речь и расширение сознания (уникальные «перлы» и «находки»; а, может, ваш малыш сам рифмует четверостишья?)

4. Эстетическое и художественное развитие. Какие успехи на этой стезе? Возможно, были в музее или на выставке, что понравилось? А, может, стоит организовать выставку его собственных работ для родных?

Важно: Портфолио для ребенка станет своеобразным инструментом самопознания «Какой Я» . И именно мы, родители, будем помогать своему малышу самоопределяться с целями и путями, ведущими к их достижению. Кроме того, портфолио, как своеобразное «досье достижений», будет полезно также педагогам, гувернерам, ну и, конечно, – самому малышу!

Принцип воспитания, скрытый в портфолио, очень прост: хочешь стать спортсменом и стоять на пьедестале с золотой медалью – надо заниматься спортом, не лениться, переступать через «не хочу…», «потом…» и «а Миша смотрим мультики, почему я должен?…» и т. д. Можно проработать с ребенком то самое «победное» ощущение, на что ради этой минуты был готов сам ребенок?

Всем нам, даже взрослым, необходима ежедневная порция похвалы. И начать собирать с ребенком материалы в его детское портфолио – прекрасная возможность учить кроху замечать все свои достижения, даже самые незначительные на первый взгляд.

Но с чего же начать создавать портфолио для садика, и что в него включить? Дорогие мамы, не существует никаких правил составления портфолио дошкольника! Все что вам нужно - это подключить фантазию.

Как создать портфолио для ребенка? Наполнение и оформление

Портфолио дошкольника должно непременно быть ярким, красочным и содержать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Основная часть

3. Любимые книги, игры и праздники

4. Творческие работы

5. Спортивные достижения и успехи

Совет: Количество разделов портфолио для детского сада и собственно наполнение каждого раздела зависит только от вашего желания и пожеланий самого ребенка. Включите фантазию! Скажите малышу, что вы вместе будете собирать для него книжку. Не бойтесь того, что ребенку будет трудно вас понять. Все малыши без исключения любят яркие книжки, а книжка о себе будет для него самой интересной!

Титульный лист портфолио

Титульный лист можно сравнить с красивым костюмом на праздник. Он будет создавать у воспитателей или ваших друзей впечатление не только о самом ребенке, но и обо всех членах семьи, которые принимали участие в оформлении этого документа.

Это не значит, что титульный лист нужно перегружать информацией - для этого будут другие страницы. Но даже при беглом взгляде на титульный лист должно быть понятно, кто владелец столь впечатляющей папки.

Красочно впишите фамилию, имя и отчество вашего малыша, город проживания и название дошкольного учреждения. Эти данные раположите таким образом, чтобы они выделились на общем фоне и не потерялись в массе деталей второстепенного характера. Можете отметить и дату создания портфолио. Тщательно продумайте, какими цветами будете оформлять обложку, так как она несет представительскую функцию.

Найдите совместно с ребенком общую тему оформления, которая будет ближе всего для него. Можно выбрать полюбившегося героя сказки или мультфильма в качестве кумира и образца для подражания. Его изображение, рисунки или песенки можно распределить по внутренним страничкам портфолио.

Совет: Первый лист можно оформить на компьютере, но желательно, чтобы ребенок сам мог внести что-то свое в создание портфолио. Украшение, например, в виде солнышка, сделанное с большой любовью и старанием ручонками самого малыша, только обогатит внешний вид титульной страницы. Приняв участие в творческом процессе, ребенок ощутит гордость. Ведь он, как и мама, участвовал в оформлении своего портфолио для детского сада!

Итак, какие же основные принципы мы выделили при создании портфолио для детского сада?

1. Оформление и отбор материала должно проводиться с личным участием ребенка с учетом его предпочтений;

2. Нет никаких ограничений в оформлении, главное, чтобы ребенку все понравилось;

3. Работа по сбору материала для портфолио проводится систематически;

4. Цель создания портфолио - подчеркивать уникальность ребенка, фиксировать то, чем он может гордиться, что поможет ему вырастить уверенным в себе и целеустремленным.

Напоминание! В самом конце статьи вы сможете скачать архив с шаблонами портфолио для дошкольников.

Примерное содержание детского портфолио

Итак, что же будет внутри? Напомним, «примерное» - это значит, что наполнение во многом будет зависеть от вашей собственной фантазии и предпочтений ребенка.

1. «Знакомство»

На первой страничке портфолио для детского сада обязательно укажите имя, фамилию, отчество ребенка, дату и место рождения. Тут же поместите фотографию малыша, желательно крупную, цветную. Пусть малыш на ней будет запечатлен в «лучшем варианте», с отличным настроением. Нарядите ребенка привлекательно и аккуратно, специально для фотографии портфолио. Помните, очень важно, чтобы фото нравилось самому ребенку.

Замечание: Последующие страницы посвятите разным интересам и сферам деятельности вашего дошкольника. Одновременно с оформляемой информацией (которую лучше помещать небольшими абзацами) уделите внимание фотографиям, которые проиллюстрируют данные события из жизни малыша. Если вы будете работать над портфолио совместно со своим малышом, то получится увлекательная работа для вас обоих и пользы будет больше.

2. «Я расту»

В этом разделе отобразите физический рост малыша в сантиметрах. Поместите нарисованный график роста своего ребенка, а также динамику набора веса, контуры ладони и ступни. Ярко обозначьте самые знаковые события физического развития дошкольника. Все это украсьте аппликациями, веселыми рисунками или фотографиями. Не забудьте про комментарии!

Замечание: Хочется отметить, что, к сожалению, среди детей последнее время очень распространенное явление – избыточный вес. Если вы замечаете, что у вашего сына или дочери есть такая расположенность, то уже сейчас приучайте ребенка следить за своим весом. Портфолио ребенка младшего возрастапрекрасный помощник в том, чтобы достигать поставленных целей, в том числе, и следить за весом.

3. «Мир, в котором я живу» или «Моя семья»

Детям также очень нравится придумывать рассказы о своей семье. Такой раздел портфолио можно назвать, например, «Мир, в котором я живу» или «Моя семья» , включающий в себя семейный фотоальбом. Как правило, этот раздел бывает самым объемным в портфолио дошкольника. В нем должна находиться информация о каждом члене семьи: папе, маме, сестренке или братике. Кроме того, укажите, что связывает их между собой. Что они любят, чем они вместе занимаются, какой у них характер, дружат ли между собой.

4. «Мои достижения»

Основное место в портфолио должно быть отведено рассказам о практических навыках и умениях ребенка. Лучше сразу определить, какое количество места будет занимать этот раздел, так как портфолио невозможно создать за один присест. Скорее всего, портфолио вы будете заполнять в течение нескольких лет посещения детского сада. Естественно, что за это время навыки и умения ребенка значительно увеличатся, и всю эту информацию вам придется как-то уместить в детском дошкольном портфолио.

Также в этот раздел можно поместить информацию о навыках ребенка по самообслуживанию и обязанностей по дому, например, уход за домашним питомцем – собачкой, котенком, птичкой. Помещая все это в раздел, не забудьте снабдить рассказ забавными фотоснимками с вашим малышом, где он занимается всеми этими делами. Включите сюда красочные фотографии, где ребенок помогает вам или бабушке на кухне, дедушке и что-то еще, в чем проявил инициативу ваш малыш.

5. «Таланты»

Не забудьте оформить в портфолио раздел, посвященный увлечениям и полезным занятиям вашего малютки. У каждого малыша в раннем возрасте проявляются творческие таланты и предпочтения. Неважно, дома или в детском саду, все дети 2-5 лет любят петь и танцевать. Покажите эту сторону жизни вашего сына или дочери красочно и ярко. Если вы записали ребенка на занятия в дополнительные кружки или детскую музыкальную школу, то сюда же поместите фотографии с репетиций и концертов, фото любимого преподавателя. Вполне подойдет и текст любимой песенки.

Не забудьте о здоровом образе жизни, спорте, физической культуре. Как правило, дети очень любят спортивные занятия, не упустите это важный момент. Отобразите график выносливости и физических достижений. Это могут быть: количество отжиманий, приседаний или что-то еще.

Шаблоны портфолио для детского сада

Дорогие родители, постарайтесь учесть и отобразить любой, самый крохотный успех ребенка в его портфолио. Это может быть его участие в утренниках в детском саду, концертах, костюмированных постановках, пусть даже и домашних, спортивные достижения. Заглядывая в портфолио для детского сада своего подросшего ребенка, вы будете вспоминать самые приятные моменты, проведенные вместе, думать о том, каким милым и очаровательным был ваш малыш еще совсем недавно.

Скачайте 21 шаблон
портфолио для дошкольников


Хвалите ребенка за любое достижение! Так он будет чувствовать, что даже самый маленький его успех много значит для близких. Не забывайте, это огромный стимул в развитии способностей и талантов вашего сына или дочери.

Организация: ГБОУ СОШ №556 СП ДО2

Населенный пункт: г. Москва

Вступление.

Портфолио происходит от англ. portfolio – В общем смысле слова – это некое досье, перечень образцов работ, снимков или достижений, визитная карточка соискателя, которая представляет его умения и навыки.

Портфолио дошкольника –это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. Возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника - это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Участники проекта: воспитатели, дошкольники и родители.

Долгосрочный проект

Цель проекта:

Создание портфолио дошкольника.

Задачи:

Определить форму и содержание портфолио;

Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по оформлению портфолио;

Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель»;

Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Проект реализовывался в три этапа.

1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.

2 этап: реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями, специалистами.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей и их родителей;

Создание портфолио дошкольника;

Выставка – презентация;

Дальнейшее развитие проекта: ведение портфолио в школе.

Актуальность

На сегодняшний день умение работать с потрфолио, как с технологией, очень актуально. Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений. Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и внеучебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Консультирование

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

  • Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
  • Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.
  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.
  • Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам пред профильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
  • Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду и дома. Введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже с 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у дошкольника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

Примерная структура портфолио дошкольника:

«Моя семья» (информация о родителях; совместные занятия; встречи в родительском клубе; отзывы о совместных прогулках и экскурсиях; консультации для родителей; отзывы и предложения о работе).

«Мир, в котором я живу» (сведения об окружении ребенка, его семье, друзьях, родственниках и близких людей; генеалогическое древо семьи; картинки и фотографии друзей; семейный фотоальбом;).

«Я хожу в детский сад» (информация о воспитателях, расписание непосредственно организованной деятельности, режим дня)

«Мое творчество» (рисунки ребенка; фотографии поделок, аппликаций, оригами и т. д.).

«Мои увлечения» (перечень любимых книг ребенка, успехи ребенка в различных областях, особые склонности и особенности ребенка)

«Я учусь общаться» (придуманные ребенком игры, рассказы, слова, рисунки и творческие работы).

«Мои впечатления» (фотографии, рисунки, поделки с мест отдыха и поездок)

«Мои награды» (отметки о наградах, грамоты, сертификаты).

«Скоро в школу» (фотография или рисунок школы; рисунки по данной тематике; буквы и цифры, которые знает ребенок; рекомендации для родителей; критерии готовности к школе).

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать, по возможности, самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.

3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Алгоритм работы над портфолио

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Система работы

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлена следующим образом:

Работа с педагогами

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка структуры портфолио.

3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами

4. Презентация образца портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Презентация собственного портфолио в ДОУ.

1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

Примерный план мероприятий реализации проекта

Вид деятельности

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016г):

  • информирование о проекте – подготовка материалов на компьютере, распечатывание, копирование;
  • определение графика работы, степени вовлеченности в проект;
  • определение структуры портфолио: количества, названия рубрик.

2 этап – основной (ноябрь- апрель 2017г):

разработка комплексных мероприятий.

  • создание диагностических карт и диагностика по определению уровня развития дошкольника;
  • анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи;
  • проведение обучающих семинаров и «круглых столов» для родителей по курсу «Работаем над портфолио дошкольника»;
  • открытых занятий для родителей;
  • экскурсий в ДОУ;
  • тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества;

Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем:

  • адаптация ребенка к детскому саду;
  • семейные традиции;
  • роль семьи в воспитании и развитии ребёнка и др.

Организация и проведение совместных праздников и развлечений:

  • Осеннее развлечение
  • Конкурс: «Наши таланты!»
  • Праздник «День мамы».
  • Новогодний праздник.
  • Развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества «Лучше папы друга нет».
  • « 8 марта - праздник мам».
  • Вечер встреч «Сказка ложь – да в ней намёк».
  • Неделя открытых дверей.
  • 12 апреля – день космонавтики.

3 этап – заключительный (май 2017г):

  • обобщение опыта;
  • оформление отчетной документации;
  • анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта.
  • выставка портфолио дошкольников.

Таким образом, портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка. Это способ взаимодействия педагогов между собой; педагогов и родителей. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Пример заполнения для детского сада:

1 страница - Титульный лист
Фото - выбрать вместе с ребенком
Фамилия-
Имя-
Отчество-
Дата рождения-

2 страница -Давайте знакомиться - это я
фото ребенка.

3 страница - Моё имя

Может быть он назван в честь родственника, это можно указать.
В интернете можно найти значение имени.
Например:
Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Вот, что означает моё имя:
Марк произошло от греческого имени Маркос, которое в свою очередь произошло от латинского слова «маркус» - молот. Также есть вторая версия происхождения данного имени, что оно происходит от бога войны Марса. Сокращенные варианты: Маркуша, Марик, Маркуся, Мася.

Отчество на Руси появилось не сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца.
Моё отчество Андреевич

Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была «недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.
Моя фамилия----

4 страница - Моя семья
Здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку
Здесь можно рассказать о членах семьи (как зовут маму, папу и т.д.), либо составить рассказ о своей семье
Для заполнения шаблона пишем состав семьи, можно сделать одну общую фотографию + общий рассказ о семье
или фото каждого на отдельной странице + небольшой рассказ о каждом члене семьи (пишем вместе с ребенком - например папа со мной ходит на рыбалку, мама вкусно готовит и делает со мной уроки, сестра - играет)

5 страница - Мои друзья
фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
Фотография общая с друзьями или каждого отдельно с рассказом.

Примеры:
Это Коля. Я с ним подружился когда ходил в бассейн.

Это Алеша. Он живёт на соседней улице. Мы с ним очень хорошо дружим.

Это Миша. Я с ним дружу с детства. Он приходит к своей бабушке и мы там играем.

Это Андрей. Я с ним дружу очень давно. Мы любим играть в футбол.

6 страница - Мой город (или моя маленькая родина- для частного дома)
Фотография города и несколько строк напишите вместе с ребенком, чем примечателен ваш город

7 страница - Мои любимые книги
Перечислить 1-2 названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку + фото- иллюстрация (можно найти в интернете)

8 страница - Я умею (Мои увлечения)
Например: фото - ребенок рисует, играет в компьютер, занимается спортом, собирает лего и т.п.
Фото + подпись (я умею рисовать, играть, заниматься спортом)

9 страница - Мои воспитатели
Фото + ФИО воспитателей

10 страница - "Мои впечатления" или "Мир вокруг нас"
Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.
Фото + небольшое описание

11 страница - "Мой детский сад" или "Моя группа"
Фото садика или группы (подпись - № садика или название группы)

12 страница - Когда я вырасту
Написать вместе с ребенком: когда я вырасту, я стану ___________, потому что__________
+ подобрать картинку (фото) профессии (из интернета)



 

Возможно, будет полезно почитать: