Деятельность и духовно-практическая деятельность. Духовное производство и духовное потребление (Духовно теоретическая и духовно практическая деятельность) Духовная и практическая
Духовный мир человека.
Самопознание.
Вопросы: 3, 4,6
Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:
- Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений)
- Духовно-практическая - сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат – изменение сознания людей.
Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство – это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.
Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.
Важной особенностью духовного производства состоит в том что – его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.
Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия – рост духовной культуры людей.
После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).
При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.
Духовные потребности – в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.
Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.
В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.
Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.
Вторая особенность : процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.
Таким образом, духовное потребление – особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.
а) соблюдение заповедей
б) сфера деятельности человека
в) жизнь в любви и мире
К национальным религиям относится:
а) буддизм в) конфуцианство
б) христианство г) ислам
Какие функции выполняет культура?
а) целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
б) выражение сущности и значение в обществе
в) формирование потенциала и деятельности в обществе
Выберите верное суждение
А. Коммуникативная функция взаимодействует между людьми и общностями
Б. Функция социализации дает возможность человеку усваивать систему знаний и норм
В связи с чем появилась массовая культура?
а) с развитием компьютерной культуры
б) с объединением людей в группы
в) с развитием средств коммуникации, способных оказывать влияние на людей
Дайте определение слова «искусство»
Заполните пропуски
а)__________-это культура, преобладающая в широких слоях населения. Появилась она в б) ____ веке. Культура имеет в)____________ направленность.
Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации, возникшие в ХХв. Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) кинематограф г) газета
б) интернет д) радио
в) телевидение
Опишите проявления народной культуры.
Что такое наука, каковы ее задачи и цели?
Ответы:
это форма человеческой деятельности
а- массовая культура
б-ХХ
в-коммерческая
б, в, д
Народная культура проявляется в жизни, воззрении и ценностях народа
Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Главная задача науки – это производство новых истинных знаний, методов их сознания и оценки
Вариант 2
Что такое мораль?
а) Совокупность норм, определяющих поведение человека
б) высшая деятельность человека
в) внутренняя убежденность в том, что является добром и злом
К духовно-теоретической деятельности относится:
а) знания, вера и стремления людей
б) воспроизведение и сохранение созданных духовных ценностей
в) производство духовных благ и ценностей
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите буквы, под которыми они указаны.
б) носит преимущественно коммерческий характер
в) не требует специальной подготовки для своего восприятия
Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много столетий назад
Б. В обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Наука отражает мир в:
а) Понятиях и терминах
б) Художественных образах
в) символах веры
Дайте определение слова «образование».
Заполните пропуски
а) _________- это сфера человеческой деятельности, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Она имеет 2 функции: б)____________и в)____________.
Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов
а) Управления общественными процессами
б) Совершенствования производства
в) возникновения и сущности жизни
Какова роль СМИ в современном обществе?
Что такое искусство, какое место оно занимает в культуре?
Ответы:
а, в
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека
а)наука, б)познавательная, в)практически-действенная
Социального катализатора
Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах
Искусство занимает неотъемлемую часть в культуре
Вариант 3
Что такое религия?
а) Форма общественного сознания
б) Мировоззрение, мироощущение
в) Несовершенное сознание или познание
К мировым религиям относится:
а) Христианство в) Индуизм
б) Синтоизм г) Конфуцианство
Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?
а) Литературоведение в) Этика
б) Лингвистика г) Эстетика
Верны ли следующие суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная и другие
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Каковы функции образования?
а) Социализация индивида
б) Формирование потенциала общества и государства
в) Обеспечение физического и эмоционального развития человека
Дайте определение слова «культура»
Заполните пропуски
Изучением культуры занимается наука а)__________. Развитие культуры требует создания б)____________- это в)_________________________________________.
Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Что такое элитарная культура?
10.Что такое мораль?
Ответы:
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества
а) культурология, б) традиции, в) стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности
элитарная культура-это культура, рассчитанная на узкий круг потребителей
10.Мораль-это особый вид регуляции поведения людей и отношений между ними
Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.
Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.
Виды и формы духовной деятельности человека
Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.
В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.
Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.
Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.
Духовные потребности человека
Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.
Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.
Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.
Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.
Виды деят.-игра, общение, учение, труд., практическая деят : материально-производств.(преобраз.природы)., соц.-преобраз.(преобраз.общ-ва),духовная деят .:познават., прогностич.(планир., или предвидение возм.измен.)., ценностно-ориентир.(формиров.чел).
9.Познание как деятельность по производству знаний. Основные уровни познания.
Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Чувственное-осуществл. Органами чувств и рациональное познание-осуществл.посредством мысления. Формы чувственного познания Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.Формы рационального познания
Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
10.Истина как цель познания. Практика как важнейший критерий целеполагания и результативности деятельности.
Истина - это :
Соответствие знаний действительности;
То, что подтверждено опытом;
Некое соглашение, конвенция;
Свойство самосогласованности знаний;
Полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
Практика (от гр. praktikos - активный, деятельный) - это целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
Функции практики в процессе познания Практика - это источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.Практика - это основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.Практика - это цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.Практика - это критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».
Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).
Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.
Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?
Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.
Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.
О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)
Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.
Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».
Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).
Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».
Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.
Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.
Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.
Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?
Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.
Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:
В схеме обозначены связи, требующие пояснения:
1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.
3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.
4, 5. Производство и распространение духовных ценностей
рождает новые духовные потребности.
6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.
А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).
Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.
Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».
Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).
Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.
1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.
2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.
3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.
Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.
Возможно, будет полезно почитать:
- Смешные стишки про наташку Прикольные посты про наташу ;
- Красивые статусы про сестер со смыслом Цитаты про двух сестер родных ;
- Нежные статусы любимому парню Нежность статусы и высказывания ;
- Квест "Заговор изгоев" в "Скайриме": прохождение Что делать с изгоями скайрим ;
- Жены и мужья Где найти жену в skyrim ;
- Заговор изгоев прохождение скайрим Заговор изгоев баг со стражниками ;
- Торговцы в "Скайриме": взаимодействие, советы, моды Мод торговец ;
- Полный разбор масок драконьих жрецов ;