Творчество дошкольников в разных видах деятельности. "развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности ". Продуктивные виды деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями .

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,

коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус .

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца .

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобра-зительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении .

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка .

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма .

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Изобразительная продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось . На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей . Работу по развитию творческих способностей можно проводить, ориентируясь на запросы родителей и интересы воспитанников, создавать в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению творчества и фантазии, можно использовать лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» .

Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений, обереги. У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе и из теста. У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить покойному проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают фигурки. Но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркал и тд.

Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто. В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для Вертепа – небольшого макета изображающего сцены Рождества в Вифлееме. Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.

В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.

В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Но от того не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер - классы для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста, так и принимают их в подарок .

Остановимся на вопросах организации занятий тестопластикой в детском саду в материалах следующего параграфа.

Список использованной литературы

1. Антипова М.А., Рубцова Е.С., Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.

2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструир./Под редакцией Т.С.Комаровой - М.: Просвещение, 1991.- 251с

4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: 2006.

5. Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательство: Академия, 2006. – 224с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 336 с.

7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2004. - 229 с.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: 2003.- 160 с.


Добавить статью Все темы Статьи на тему: Кружковая работа Статьи на тему: Мероприятия по ОБЖ Статьи на тему: Методические разработки Статьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитание Статьи на тему: Открытое занятие Статьи на тему: Предметно-развивающая среда Статьи на тему: Работа с родителями Статьи на тему: Развивающие игры для детей Статьи на тему: Сценарии мероприятий Статьи на тему: Физическое развитие Статьи на тему: Экспериментально-образовательная работа

Статья: "«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 172 "Львёнок" города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Воспитатель: Петрова

Марина Геннадьевна

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально - личностном становлении ребенка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности:

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно - образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз - рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
  2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
  3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
  4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
  5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
  6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

  1. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
  2. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом - 3 лет, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап - аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап - рабочий (внедренческий):

1 блок - работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок - работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап- коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап - обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Старшая группа

Подготовительная группа

2016-2017 гг

сентябрь

сентябрь

Количество детей:

2016-2017 уч. год (старшая группа) - 25 человек

2017 уч. год (подготовительная группа) - 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

  1. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «ТЕРЕМОК» Лямбирского Муниципального района Республика Мордовия.

Педагогический проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Батяева О. П. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Атемар – 2012г

«Творчество – это качество. которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно – образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз – рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом – 3 лет, осуществляется в четыре этапа ).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Домик»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Лодка»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Рыбка»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Цветы»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

IV этап – обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

сентябрь

май

сентябрь

Количество детей:

2012-2013 уч. год (средняя группа) – 25 человек

2013 уч. год (старшая группа) – 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г


Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе.
Становление ребенка как личности — ответственная работа педагогов и психологов, работающих с детьми. Основная задача в этой области — использование различных форм, методов и стилей, включая продуктивную деятельность.

Немалые ресурсы заключены в деятельности изобразительного характера. Рисунок ребенка — продукт серьезной работы малыша, в которой показан полет фантазии. Здесь дети раскрывают уникальные способности и становятся самостоятельными.

Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.

Типы развлечений

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:

  • различные способы составления конструкций;
  • изготовление изделий из глины или пластилина;
  • мозаика, аппликация;
  • поделки;
  • изготовление макетов.

Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.

Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.

Задачи продуктивной деятельности

Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:

  • вызвать у ребенка эмоции на предметы;
  • познакомить с окружающим пространством;
  • сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.

У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.

Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.

Классификация

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.

Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.

Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.

Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.

При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Заключение

Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество.

  1. Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
  2. Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.

Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.

Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.

Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.

Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.

Лариса Писанова
Консультация «развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте . Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей .

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество » , содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд ) .

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст - это тот период , когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей , т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности .

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника , является художественно-творческая деятельность , в том числе – продуктивная .

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью» В процессе продуктивной творческой деятельности , присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности , коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности . Развитие способов «вслушивания» , «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей .

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно– дидактических игр . Я предлагаю, такие игры как : «На что похожа?» , «Волшебные кляксы» , «Найди половинку» , «Дорисуй» , «Познай себя» и д. р. Творческие задания : «Смотри внимательно» , «Живой натюрморт, портрет» , «Портрет художника » , «Краски букетов» , «Интервью с акварелью» , «Цветные сценки» , «Кто самый белый» и д. р.

Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей .

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе . Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда : кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности , при желании не только воспроизводить, продолжать то , что они делали на занятиях, в совместной деятельности , но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?

Изобразительное творчество развивается с 1 ,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. Опираясь на программу «Детство» первые встречи с изобразительным искусством начинаются в младшем дошкольном возрасте .

На третьем году жизни формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира : основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий,выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность,величин (большой /маленький длинный /короткий,поверхности (пушистый, гладкий,шершавый) .Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства : глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская) ; деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда) ; образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Развиваются любознательность ,интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им. Возникает умение соотносить образы-узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма в разнообразных линиях образы падающих листьев, снега,дождя, следы зайчика и медведя. Умения использовать средства выразительности (двигательный и цветовой ритм, создавать образы из пятен и линейным контуром,формообразующими движениями. Формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза. Навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски. Также представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании . На четвертом году жизни ребенок выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивает представление о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах , иллюстрациях,скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно- прикладного искусства : глиняным игрушкам, игрушкам из дерева, из соломы. Испытывать радость от их яркости, нарядности. Уметь внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт –цветы, фрукты, овощи,анималистическую живопись. Чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе в центре на линии земли) .Понимать настроение,ярко переданное в произведениях искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость,удивление,используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

Как развивать творческие способности ?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей :

1) Развитие воображения . Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры , когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать , не используя специального оборудования : «Посмотри на облака. На что они похожи?» , «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.» , нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников .

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей . Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей .

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка . Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность . Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности . Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников . Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение “погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога,во-первых,сформировать способность Смотреть и Видеть ,Чувствовать-Познавать-Творить,вооружить детей умениями (что можно сделать,из чего,с помощью каких материалов и оборудования) во-вторых,вовлечь родителей в активную совместную деятельность .

Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности .



 

Возможно, будет полезно почитать: