Искусственная вентиляция легких у детей. Восстановление проходимости дыхательных путей. Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий

Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) - это устройства обеспечивающие периодическое поступление дыхательных газов в легкие больного для обеспечения или поддержания вентиляции легких. Принципы работы респираторов могут быть различными, но в практической медицине преимущественно используются аппараты искусственной вентиляции легких действующие по принципу вдувания. Источниками энергии для них могут быть сжатый газ, электричество или мышечная сила.

Аппараты для ручной вентиляции легких

Вентиляция легких мешком Амбу

Для ручной вентиляции легких в интенсивной терапии обычно используют саморасправляющиеся дыхательные мешки Наиболее известными производителями этих устройств являются фирмы "Ambu" (Дания), "Penlon" (Великобритания), "Laerdal" (Норвегия). Мешок имеет клапанную систему, регулирующую направление газового потока, стандартный коннектор для присоединения к лицевой маске или интубационной трубке и штуцер для подключения к источнику кислорода. При сжатии мешка рукой газовая смесь поступает в дыхательные пути больного, выдох происходит в атмосферу. Параметры вентиляции зависят от частоты и интенсивности сжатий мешка. Для того, чтобы предотвратить возможность развития баротравмы, большинство саморасправляющихся мешков имеют "клапан безопасности", обеспечивающий сброс в атмосферу избыточного давления, возникающего при чрезмерно энергичном сжатии.

Самораспрвляющиеся дыхательные мешки обычно используются для непродолжительной искусственной вентиляции легких при проведении реанимационных мероприятий и при транспортировке больного.

При проведении анестезии ручная вентиляция легких обычно осуществляется с помощью дыхательного мешка или меха наркозного аппарата.

Аппараты для автоматической вентиляции легких

Автоматические респираторы применяются главным образом для продолжительной вентиляции легких в отделениях интенсивной терапии и при проведении анестезии. В настоящее время в мире производится большое количество различных аппаратов для искусственной вентиляции легких, которые по своим техническим и функциональным характеристикам подразделяются на несколько групп. Тем не менее, можно попытаться сформулировать общие требования, предъявляемые к современным респираторам.

Аппарат предоставлять возможность проводить вентиляцию легких в контролируемом и одном или нескольких вспомогательных режимах, позволять в широком диапазоне регулировать частоту вентиляции, дыхательный объем, соотношение фаз дыхательного цикла, давление и скорость газового потока на вдохе и положительное давление в конце выдоха, концентрацию кислорода, температуру и влажность дыхательной смеси. Кроме того, аппарат должен иметь встроенный мониторный блок контролирующий, как минимум, возникновение критических ситуаций (разгерметизацию дыхательного контура, падение дыхательного объема, снижение концентрации кислорода). Некоторые современные аппараты искусственной вентиляции легких имеют столь разветвленную мониторную систему (включающую газоанализаторы и регистраторы механики дыхания), что позволяют четко контролировать вентиляцию и газообмен практически не прибегая к помощи лабораторных служб.

Поскольку многие показатели вентиляции жестко взаимосвязаны, то принципиально невозможно создать респиратор с абсолютно независимой регулировкой всех установочных параметров. Поэтому на практике традиционно принято классифицировать аппараты искусственной вентиляции легких по принципу смены фаз дыхательного цикла или вернее точнее по тому, какой из установленных параметров является гарантированным и не может изменяться ни при каких условиях. В соответствии с этим респираторы могут быть контролируемыми по объему (гарантируется дыхательный объем), по давлению (гарантируется установленное давление вдоха) и по времени (гарантируется неизменность продолжительности фаз дыхательного цикла).

В педиатрической практике для традиционной (конвенционной) вентиляции чаще всего используют такие аппараты, как тайм-циклические респираторы ("Sechrist", США; "Bear", США; "Babylog", Германия) и объемные респираторы ("Evita", Германия; "Puritan-Bennet", США).

При вентиляции легких у новорожденных и детей младшего возраста предпочтение отдается тайм-циклическим респираторам с постоянной циркуляцией газа в дыхательном контуре. Преимущества и недостатки аппаратов этого типа представлены в таблице.

Аппарат искусственной вентиляции легких у детей

В таблицах представлены аппараты, которыми проводится искусственная вентиляция легких у маленьких детей:

Таблица. Респираторы тайм-циклические

У детей с массой тела более 10-15 кг дыхательный объем в гораздо меньшей степени, по сравнению с новорожденными, зависит от изменения аэродинамического сопротивления дыхательных путей и растяжимости легких. Поэтому при вентиляции детей старше 2-3 лет предпочтение обычно отдается объемным респираторам (таблица).

Таблица. Объемные респираторы

В последнее время определенное распространение получил один из методов нетрадиционной искусственной вентиляции легких - высокочастотная осциллаторная вентиляция. При такой вентиляции легких аппаратом генерируются колебания от 6 до 15 Гц (360-900 дыханий в 1 мин.). При осциллаторной вентиляции дыхательный объем меньше объема анатомического мертвого пространства и газообмен в легких осуществляется преимущественно за счет диффузии.

Аппараты для осциллаторной ИВЛ подразделяются на "истинные" осциллаторы ("Sensormedics", США) и прерыватели потока, ("SLE", Великобритания). Кроме того, есть так называемые гибридные осциллаторы, сочетающие в себе особенности прерывателей потока и осциллаторных вентиляторов ("Infrasonic Infant Star", США). Последний аппарат позволяет также сочетать традиционную конвективную вентиляцию с осциллаторной. Некоторые особенности, отмеченные при проведении осциллаторной вентиляции отмечены в таблице.

Таблица. Осциллаторные вентиляторы

Проведение искусственной вентиляции легких

Для вентиляции легких используют экспираторные (т.е. воздухом, выдыхаемым оживляющим) методы искусственной вентиляции легких – изо рта в рот или изо рта в нос.

У детей младшего возраста искусственная вентиляция легких делается следующим образом: объем воздуха должен быть достаточным для обеспечения у малыша адекватной экскурсии грудной клетки. При этом продолжительность вдоха сокращается до 1 – 1,4 с. С целью ИВЛ у ребенка в возрасте до 1 года одновременно охватывают нос и рот, а у детей более старшего возраста выполняют искусственную вентиляцию легких методом изо рта в рот.

Искусственная вентиляция легких рот в рот

Проведение искусственной вентиляции легких у детей изо рта в нос необходимо, если:

  • судорожное сжатие челюстей у пациента;
  • возникновение затруднения в обеспечении герметизации при проведении ИВЛ изо рта в рот;
  • ранение губ, языка, нижней челюсти.

Вначале оживляющий выполняет 1 – 2 пробных вдоха. Если экскурсия грудной клетки отсутствует, надлежит повторно выполнить мероприятие по восстановлению проходимости дыхательных путей. Если и после этого экскурсия грудной клетки во время пробных вдохов отсутствует, следовательно, имеет место обтурация дыхательных путей инородным телом. В таких случаях необходимо прибегнуть к методам его удаления.

Если при правильно выполненных пробных вдохах у ребенка наблюдается экскурсия грудной клетки, то дыхательные пути проходимы. В таких случаях следующим шагом должно стать определение сохранности деятельности сердца. Такую оценку выполняют регистрацией пульса на крупных магистральных сосудах: сонной или плечевой артериях.

Прощупывание пульса у детей

Пульс на плечевой артерии обычно определяют у детей младше 1 года, поскольку у них короткая округлая шея создает затруднения для регистрации пульса на сонной артерии. Плечевую артерию пальпируют по внутренней поверхности верхней части плеча между локтевым и плечевым суставами.

Пульс на бедренной артерии можно определять у детей любой возрастной группы. Чаще всего это выполняет подготовленный персонал. Бедренную артерию пальпируют в паховой области ниже паховой связки, приблизительно на середине расстояния между лобковым сочленением и передней остью подвздошной кости.

Пульс на сонной артерии обычно исследуют у ребенка старше 1 года. Для этого запрокидывают голову ребенка, пальпаторно определяют щитовидный хрящ, а затем пальцы опускают в пространство между трахеей и грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Артерию пальпируют аккуратно, стараясь не пережать ее полностью.

Если деятельность сердца сохранена, то помощь ограничивается выполнением мероприятий А и Б: поддерживается проходимость дыхательных путей и проводится искусственная вентиляция легких. При этом ИВЛ выполняют с частотой надавливания на грудину 20 раз в 1 мин (длительность всего дыхательного цикла составляет 3 с). Особое внимание уделяется поддержанию проходимости дыхательных путей во время выдоха.

Искусственная вентиляция легких осложнения

Это осложнения, возникающие при разрыве альвеол и накоплении воздуха в окружающих пространствах и тканях. Эти осложнения могут развиться у новорожденных спонтанно (вне связи с терапевтическими процедурами), но чаще возникают при искусственной или вспомогательной вентиляции легких, а также при использовании методики ППД.

Синдром утечки воздуха - осложнение после искусственной вентиляции легких

Патогенез этих осложнений искусственной вентиляции легких достаточно хорошо изучен. Введение или задержка в легких избыточных объемов воздуха приводит к повышению внутриальвеолярного давления и разрыву основания альвеол. Воздух просачивается через ячейки капиллярной сети и распространяется по периваскулярным пространствам по направлению к корню легкого. И хотя периваскулярные пространства могут в значительной степени растягиваться, накапливающийся воздух неизбежно сдавливает окружающие сосуды, создавая предпосылки для гипоперфузии легких.

Далее воздух может проникнуть в средостение (пневмомедиастинум), плевральную полость (пневмоторакс), а иногда и в перикардиальное пространство (пневмоперикардиум). В редких случаях воздух из средостения распространяется вниз через отверстия в диафрагме и скапливается в ретроперитонеальном пространстве, а оттуда прорывается в брюшную полость (пневмоперитонеум).

Интерстициальная эмфизема легких - осложнение после искусственной вентиляции легких

Скопление воздуха в интерстициальном пространстве может не иметь никаких клинических проявлений. Однако, если выраженная интерстициальная эмфизема развивается у детей, находящихся на ИВЛ, то как правило, отмечается увеличение потребности в кислороде, а также тенденция к повышению PaCO2. Таким образом, на первый план выступают вентиляционные расстройства, в то время как критических нарушений, связанных со сдавлением сосудов обычно не наблюдается. Прогрессирование интерстициальной эмфиземы примерно в 50% случаев приводит к развитию пневмоторакса.

Интерстициальная эмфизема может быть диагностирована только при рентгенологическом исследовании. Типичными признаками при этом являются кистообразные и линейные просветления. Линейные просветления значительно варьируют по ширине, выглядят достаточно грубыми и не разветвляются. Они хорошо просматриваются как в центре, так и по периферии легочных полей, поэтому их легко отличить от воздушных бронхограмм, которые имеют более ровные очертания, ветвящуюся структуру и не просматриваются на периферии легких. Скопления мелких кистообразных просветвлений придает легкому характерный губчатый вид. Процесс, как правило, захватывает оба легких, хотя в редких случаях может быть поражено одно легкое, или даже одна доля.

К сожалению, радикальных способов лечения интерстициальной эмфиземы не существует. Терапевтические мероприятия должны быть направлены на то, чтобы максимально снизить пиковое давление вдоха, уменьшить время вдоха и положительное давление в конце выдоха. В тяжелых случаях хороший эффект может быть получен при использовании высокочастотной искусственной вентиляции легких.

Пневматоракс у детей - осложнение после искусственной вентиляции легких

Спонтанный асимптоматический пневмоторакс наблюдается у 1-2% новорожденных. Наиболее вероятной причиной его развития считаюся высокие отрицательные значения внутриплеврального давления, возникающие при первых вдохах ребенка. Предрасполагающими факторами являются ранний гестационный возраст и респираторный дистресс-синдром. Известно, что у недоношенных детей с РДС пневмоторакс наблюдается в 3,5-4 раза чаще, чем при любой другой патологии.

Только в 10-20% случаев спонтанный пневмоторакс имеет клинические проявления в виде тахипноэ и цианоза. При этом абсолютное большинство детей требует лишь повышения концентрации кислорода в дыхательной смеси и не нуждается в пункции или дренировании плевральной полости.

Гораздо чаще тяжелый пневмоторакс возникает у новорожденных, получающих респираторную поддержку. По данным различных исследователей, у новорожденных с РДС, находящихся на ИВЛ, пневмоторакс наблюдается в 35-50% случаев. Как правило, это тяжелый напряженный пневмоторакс, требующий немедленной диагностики и неотложной терапии.

Диагностика напряженного пневмоторакса обычно не представляет больших трудностей. Состояние ребенка внезапно резко ухудшается, появляется генерализованный цианоз. Нередко можно отметить явное выпячивание пораженной половины грудной клетки, вздутие живота. Ценным диагностическим признаком является смещение верхушечного толчка в противоположную сторону. При аускультации отмечается резкое ослабление дыхательных шумов, глухость тонов сердца, тахикардия. Ранним диагностическим признаком является уменьшение на кардиомониторе вольтажа комплекса QRS примерно в 2 раза. Определенную помощь в диагностике может оказать просвечивание грудной клетки волоконно-оптическим световодом (метод трансиллюминации). Отмечается яркое свечение пораженной области. Диагноз подтверждается при рентгенологическом исследовании. На снимке видно скопление воздуха в плевральной полости, спавшееся легкое и смещение средостения в здоровую сторону.

Практика показывает, что при напряженном пневмотораксе всегда требуется дренирование плевральной полости, поэтому пункция допустима только в абсолютно неотложных ситуациях.

Кожа в области постановки дренажа (4-5 межреберье по передне- или среднеподмышечной, или 3 межреберье по среднеключичной линии) обрабатывается дезинфицирующим раствором и проводится местная анестезия 0,5-1,0% раствором новокаина. По верхнему краю ребра производится разрез кожи длиной 1 см, затем тупо разделяются межреберные мышцы. Дренажная трубка диаметром 2,5-3,5 мм с помощью троакара вводится в плевральную полость по направлению вверх и вперед на глубину 2-3 см. После фиксации дренаж подключается к системе постоянного отсасывания с разрежением - 10 см вод. ст. Затем выполняют контрольное рентгенологическое исследование. Если дренаж проходим, а легкое полностью не расправляется, то может быть введена еще одна дренажная трубка.

Пневмоперикард у детей - осложнение после искусственной вентиляции легких

Пневмоперикард является гораздо более редким осложнением, чем пневмоторакс или интерстициальная эмфизема. Он часто сочетается с интерстициальной эмфиземой правого легкого, но может также встречаться при пневмомедиастинуме и/или пневмотораксе. Тяжесть клинических проявлений пневмоперикарда широко варьирует. Нередко он диагносцируется случайно при контрольной рентгенографии по характерному темному ободку воздуха, скопившегося в перикардиальном пространстве и окружающем сердце. Однако напряженный пневмоперикард приводит к тампонаде сердца и поэтому требует неотложного лечения. Развитие этого осложнения можно заподозрить при внезапном резком ухудшении состояния больного, усилении цианоза. Сердечные тоны при аускультации резко приглушены или совсем не выслушиваются.

Для эвакуации воздуха необходимо выполнить пункцию перикарда. Канюля на игле размером G21 присоединяется через 3-х ходовой кран к 10 мл шприцу. Пункция проводится под реберной дугой слева от мечевидного отростка. Игла направляется вверх под углом 45о к горизонтальной плоскости и 45о к средней линии. При введении иглы потягивают поршень шприца, создавая небольшое разряжение. На глубине примерно в 1 см игла достигает перикардиального пространства и воздух начинает поступать в шприц. После пункции примерно в 50% случаев отмечается повторное накопление воздуха. В этом случае канюлю оставляют в перикардиальном пространстве, подключив ее к водному клапану.

Спонтанный пневмомедиастинум наблюдается примерно у 0,25% всех новорожденных. Его генез такой же, как и у спонтанного пневмоторакса. Несколько чаще это осложнение встречается после вентиляции мешком "Амбу" в родильном зале, а также у детей с РДС и синдромом аспирации мекония. Клинически пневмомедиастинум после искусственной вентиляции легких обычно проявляется тахипноэ, глухостью сердечных тонов, а иногда и цианозом. Диагноз ставится при рентгенологическом исследовании. Наиболее информативна боковая проекция, на которой отчетливо видна зона просветления, располагающаяся за грудиной или в верхней части средостения, если ребенок находится в вертикальном положении. На прямой рентгенограмме иногда скопившийся в средостении воздух отделяет тень сердца от вилочковой железы. Этот рентгенологический признак носит название "крыла бабочки" или "паруса".

Воздух из средостения обычно рассасывается спонтанно и никаких дополнительных терапевтических мероприятий не требуется.

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир

Mishnah Sanhedrin

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца - это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу «предостановки», что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.

Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2).

Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.

Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1).

Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.

Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца.

У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание.

Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.

Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях.

У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)

Т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии.

У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).


Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст

Показатель

Частота пульса, в минуту

АД (систолическое), мм рт. ст.

Частота дыхательных движений, в минуту

Новорожденный

3-5 месяцев

6-11 месяцев

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1-2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен - действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет. Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное - поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл). Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых .

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% - 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор- 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор - 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор - 20 мл/кг.

Статья прочитана 15 180 раз(a).

Дыхательная недостаточность - неспособность системы дыхательная обеспечить нормальный газовый состав артериальной крови.

У детей дыхательная недостаточность развивается достаточно быстро и является основной причиной остановки сердечной деятельности. Задачей первостепенной важности при оказания неотложной и реанимационной помощи у детей является поддержание проходимости дыхательных путей и проведение адекватной вентиляции.

Нарушение проходимости дыхательных путей на уровне ротоглотки, требующее немедленного вмешательства у детей с декомпенсацией витальных функций, наиболее часто вызывают следующие причины:

Скопление слизи и рвотных масс в ротовой полости,

Обтурация входа в гортань «запавшим» языком у больных с нарушением сознанием,

Регургитация и аспирация желудочного содержимого,

Острый отек слизистой оболочки глотки и гортани аллергического, инфекционного или травматического происхождения.

Срочная первая помощь ребенка необходима, если у него выявлены такие симптомы, как резкое затруднение вдоха, стридорозное дыхание и инспираторная одышка с участием вспомогательной дыхательной мускулатуры в сочетании с цианозом. Для восстановления и поддержания свободной проходимости дыхательных путей ребенку следует провести туалет полости рта, предупредить «западение» корня языка и обтурацию входа в гортань, при необходимости ввести воздуховод, санировать трахеобранхиальное дерево.

Туалет полости рта показан как первичные мероприятия при любом остро развившимся расстройстве дыхания во время реанимации, для профилактики дыхательных нарушений у больных в коме при утрате глотательного и рефлекса кашлевого. Методика туалета затруднено, если у больного судорожно сжаты челюсти. В этих случаях ему первоначально раскрывают рот: вставляет в углу рта коренными зубами плоской поверхностью шпатель, обернутый влажным бинтом, продвигают его под моляры и разворачивают на ребро. В приоткрывшуюся щель между зубами водят роторасширитель, который позволяет полностью раздвигать челюсть и удержать рот ребенка раскрытым. Полости рта, заполненную рвотными массами или кусками пищи, очищают механический пальцем с влажной салфеткой. Скопившуюся слюну или слизь удаляют с помощью вакуум-отсоса. Приветствие сознания у пострадавшего его мышечный тонус снижен, язык может вызвать обструкцию гортани. Для предупреждения западения корня языка и обтурации входа в гортань нужно применить тройной прием Питера Сафара. Реанимирующий кладет руку на лоб ребенка и мягким давлением назад приводит его голову в положение Джексона. Не следует чрезмерно переразгибать голову, особенно у детей до одного года, так как это может вызвать закупорку дыхательных путей за счет перегиба трахеи. Затем выдвигает нижнюю челюсть вперед. После освобождения дыхательных путей оказывающий помощь должен снова проверить, дышит ли пациент эффективно. Ухо прикладывают ко рту и носу пациента и наблюдает за движением его грудной клетки и живота.

Воздуховод используют у детей в коме второй степени любой этиологии, при условии адекватного самостоятельного дыхания ребенка. Воздуховод удерживает корень языка от западения кзади, его применяют для кратковременной ИВЛ маской и для длительного поддержания свободной проходимости дыхательных путей.

Воздуховод подбирают соответственно возрасту ребенка и вводят в ротовую полость изогнутая стороной к языку.

Когда он достигает задней стенке глотки, его разворачивает на 180 градусов, тем самым прижимаю корень языка и надгортанник, и создавая свободно проходимость дыхательных путей.

Необходимо следить за положением воздуховода, так как его смещение может привести к асфиксии, а при восстановлении глоточных рефлексов тире ларингоспазму, рвоте и аспирации.

Искусственная вентиляция легких способами "изо рта в рот" и "изо рта в рот и нос" показано как мероприятия первой помощи при всех терминальных состояниях. После предварительной очистки полости рта и глотки больному выдвигают нижнюю челюсть, запрокидывают голову кзади, устранение западения языка. Затем, у детей до 1 года оказывающий помощь своим ртом плотные герметично захватывает рот и нос ребенка. У старших детей двумя пальцами он зажимает нос и своим ртом покрывает рот пациента. Когда тем или иным способом обеспечены герметичность вдоха, оказывающий помощь выполняет 2 медленных дыхательных движений по 1-1,5 секунды каждый, с паузой между ними так, чтобы иметь возможность самому тоже дышать. Реанимирующий выдыхает в ребёнка начальную часть своего дыхательного объема, которая должна быть тем меньше чем младший ребёнок.

Показателем адекватности выбранного объема является движение грудной клетки больного, соответствующее глубокому в духу. После этого следует отвести народ от лица больного, Чтобы дать ему пассивно выдохнуть. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха должно быть 1:2. Зрительная определяется, что грудная клетка сократилась, то есть легкие пострадавшего освободились от вздутого воздуха. Процедуру повторяют с частотой, соответствующей возрастной частоте дыхания реанимируемого. Обувь фиктивности искусственного дыхания свидетельствует уменьшение проявления гипоксии.

У новорожденных детей массаж проводится в нижней трети грудины, одним указательным пальцем на уровне сосков. Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам, но объемом защечного пространства (25-30мл воздуха).

У детей до 1 года – обхватить грудную клетку двумя руками, большими пальцами надавливают спереди на грудину на 1 см ниже сосков. Глубина компрессии должна быть равна 1\3 высоты грудной клетки (1,5-2см.). Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.

У детей до 8 лет массаж проводится на твердой поверхности одной рукой в нижней половине грудины на глубину до 1\3 высоты грудной клетки (2-3см) с частотой 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.

Цикл СЛР во всех случаях составляет чередование 30 компрессий с проведением 2-ух вдохов.

  1. Особенности слр при различных ситуациях

Особенности СЛР при утоплении.

Утопление - один из видов механической асфиксии в результате попадания воды в дыхательные пути.

Необходимо:

    соблюдая меры собственной безопасности, извлечь пострадавшего из-под воды;

    очистить ротовую полость от инородных тел (водоросли, слизь, рвотные массы);

    во время эвакуации до берега, удерживая голову пострадавшего над водой, проводить искусственное дыхание по общим правилам сердечно-легочной реанимации методом «рот в рот» или «рот в нос» (в зависимости от опыта спасателя);

    на берегу вызвать СМП для предотвращения осложнений, которые возникают после утопления в результате попадания в легкие воды, песка, ила, рвотных масс и т.д.;

    согреть пострадавшего и наблюдать за ним до приезда СМП;

    при клинической смерти - проведение сердечно-легочной реанимации.

Особенности СЛР при поражении электрическим током.

При подозрении на воздействие электрического тока на человека обязательно:

    соблюдение мер собственной безопасности;

    прекращение воздействия тока на человека;

    вызов СМП и наблюдение за пострадавшим;

    при отсутствии сознания уложить в устойчивое боковое положение;

    при клинической смерти - проводить сердечно-легочную реанимацию.

  1. Инородные тела дыхательных путей

Попадание инородных тел в верхние дыхательные пути вызывает нарушение их проходимости для поступления кислорода в легкие – острую дыхательную недостаточность. В зависимости от размера инородного тела нарушение проходимости может быть частичным или полным.

Частичное нарушение проходимости дыхательных путей – больной дышит с трудом, голос хриплый, кашель.

вызывать СМП;

выполнить первый прием Геймлиха (при неэффективности кашля): сложив ладонь правой кисти «лодочкой» нанести несколько интенсивных ударов между лопаток.

Полное нарушение проходимости дыхательных путей – пострадавший не может говорить, дышать, кашлять, кожные покровы быстро приобретают синюшный оттенок. Без помощи оказания помощи потеряет сознание и наступает остановка сердца.

Первая помощь:

    если пострадавший в сознании, выполнить второй прием Геймлиха – стоя сзади обхватить пострадавшего, сцепить руки в замок в подложечной области живота и выполнить 5 резких сдавливаний (толчков) торцами кулаков снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;

    если пострадавший без сознания или нет эффекта от предыдущих действий, выполнить третий прием Геймлиха - пострадавшего уложить на спину, нанести 2-3 резких толчка (не удара!) ладонной поверхностью кисти в подложечной области живота снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;

У беременных и тучных людей приемы второй и третий приемы Геймлиха выполняются в области нижней 1/3 грудины (в том же месте где проводятся непрямой массаж сердца).



 

Возможно, будет полезно почитать: