Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям. Консультация для родителей «Народные игрушки в жизни дошкольников Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

МБДОУ " Детский сад № 147 "

г.Нижний Новгород

Барышникова Г.А., воспитатель

Какие игрушки необходимы детям

Р азвитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Материалы для родительского собрания «Роль игрушек в жизни ребенка дошкольного возраста»

Кривошеина Ольга Александровна воспитатель МБДОУ №130 "Центр развития ребенка - детский сад", г. Кемерово
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
- дать представление родителям о том, что такое игрушка;
- показать значимость игрушки в жизни ребенка;
- познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним требованиями;
- дать рекомендации о подборе игрушек.
Предварительная работа: анкетирование родителей; беседа с детьми, с целью выявления их игровых предпочтений; подготовка консультаций.
Оборудование: ноутбук, проектор, аудиопроигрыватель, набор игрушек.

Основная часть.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на родительском собрании «Роль игрушек в жизни ребенка».
В ходе собрания мы с вами выявим значимость игрушек в жизни ребенка, познакомимся с видами игрушек и антиигрушек, рассмотрим требования к выбору игрушек.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Виды игрушек.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е. А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструкторские способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры – способствуют развитию сообразительности, внимания, знакомству с формой, цветом, величиной, усвоению грамоты, счета, а также организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом и др. – воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки – поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.
Ведущий.
- Каково на ваш взгляд значение детской игрушки?

Значение детской игрушки.

Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»).
Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды.
Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

Функции игрушек.

1. Познавательная.
Игрушка позволяет исследовать мир.
2. Креативная.
Игрушка способствует формированию творческих способностей.
3. Психо-терапевтическая.
Игрушка позволяет выражать и проживать свои чувства.
4. Коммуникативная.
Общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира. Учит общению с другими людьми.
5. Становление образа Я.

Игрушка способствует осознанию своих возможностей. Расширение сферы автономности и компетентности ребёнка.
6. Релаксационная.

Для того, чтобы игрушка выполняла перечисленные выше функции необходимо очень внимательно относиться к ее выбору.

Современные игрушки и антиигрушки для детей.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки».
Антиигрушка – игрушка, которая не отвечает критерию духовно-нравственной безопасности.

Некоторые примеры антиигрушек.

Игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными половыми органами мальчиков), крайне разрушительных для детской психики, внедрявших в сознание детей сексуальные перверсии и иные психофизические деструкции.
Игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается «интерактивная игрушка» под названием «Бешеная курица», в описании которой производителем заявлено следующее: «Курица машет крылышками и двигает ножками. Она отлично танцует под музыку! Но если вы возьмете ее за шейку, она начнет издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из ваших рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит вам отпустить «Бешеную курицу», как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая крылышками под зажигательную музыку».
На рынке игрушек появились «игрушки» в форме микробов и вирусов, в том числе ВИЧ, сифилиса, гонореи, дизентерии, коровьего бешенства, «игрушки», имитирующие человеческие гениталии.
Предлагаются «игрушки», имитирующие человеческие фекалии.
Широко распространены «игрушки», вовлекающие ребенка в осуществление окультно - религиозных магических ритуалов, мистифицирующие их сознание.
Предлагаются игрушки - «приколы», имитирующие человеческие травмы, представляющие собой ампутированные конечности и иные части человеческого тела, например: « рука детская кровавая», «нога детская», «голова вампира», «нога в машину», «сопли подкидные», «рука с когтями», «череп с глазом»
Увеличение количества фактов поставки в Россию и распространение в России антиигрушек, явно наносящих ущерб психике российских детей должно активизировать родителей внимательно, вдумчиво выбирать игрушки для своих детей.

Виды антиигрушек и их вред для ребенка.

1. Страшные игрушки. Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.
Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.
Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.
Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.
2. Чрезмерно детализированные игрушки. Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.
Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.
3. Игрушки приводящие к смещению общепринятых ценностей. Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.
Еще раз о кукле Барби
Казалось бы, что может быть вредного в куклах Барби? Среди массы современных игрушек они выглядят вполне безобидно. Барби не уродливы, не призывают к жестокости, не противоречат нормам общепринятой морали. И все-таки многие психологи предостерегают родителей от покупки своим детям этой все еще модной игрушки.
Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.
Кроме того, эти куклы очень реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. Так как современное общество признает подобный тип внешности чуть ли не эталоном, к которому нужно стремиться, у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.
Конечно, не все современные игрушки плохи. Но современная идеология «продай все, что покупается» способствует наводнению рынка детских игрушек огромным количеством самого настоящего мусора. И, если Вы не считаете подобные товары полезными для своего ребенка, лучший вариант – смастерить для него игрушки самостоятельно. И пусть у деревянной машинки не будет лобового стекла и даже колес, а ниточные волосы у куклы не слишком похожи на настоящую шевелюру. Такие игрушки развивают фантазию малыша и дают ему понять: даже в современном мире не все ценное покупается за деньги.
Перед родительским собранием нами была проведено анкетирование, результаты которого вы видите на экране.
Наиболее интересно для нас, на что же современные родители обращают внимание при выборе игрушек.
Какие правила на Ваш взгляд необходимо соблюдать при выборе игрушек?

Требования и принципы экспертизы игрушки

Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки для детей, исходя из критериев.
А. Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка, есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали и т.д.
Б. Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьет умения и навыки, творческие способности?
В. Психологические требования: что несет в себе игрушка? Какие чувства пробудит она у ребенка?
Г. Эстетические требования: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии?
Д. Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?
Наиболее подробно рассмотрим педагогические критерии выбора игрушек.

Игрушки для детей: педагогические критерии выбора.

Приобретая игрушки, заботливым родителям стоит ориентироваться в первую очередь на выбор самого ребенка: он должен игрушку хотеть, она должна быть ему интересной. А задача взрослых – из всех детских «хочу» выбрать самое правильное и полезное. Существует несколько критериев отбора игрушек.
Простота. Конструкция, объединяющая в себе слишком много свойств и функций, дезориентирует малыша. Например, пластмассовая белочка на колесиках со встроенным телефоном не будет считаться развивающей игрушкой. Лучше и полезнее предложить ребенку игрушки, имеющие понятное назначение.
Качество. Низкое качество игрушки просто не позволит ребенку производить те действия, ради которых она была куплена. Отвалившийся хвост зайчика или плохо крутящиеся колеса машины никак не способствуют развитию навыков малыша.
Стимуляция активности. Зачастую дети просят купить им в подарок игрушку, увиденную у друзей, или куклу – точную копию какого-нибудь мультипликационного персонажа. Особый интерес ребенка вызывают предметы, с которыми можно что-либо делать: разбирать и собирать, извлекать звуки или трансформировать. Детей привлекают элементы новизны, а такие игрушки поддерживают любознательность и активность.
Самостоятельность действий ребенка. Игрушки должны способствовать формированию у ребенка желания действовать самостоятельно и смело решать наиболее сложные задачи. Если для игры с предметом требуется посторонняя помощь, например, необходимость что-либо придерживать, найти рычажок или нажать кнопочку – малыш быстро потеряет интерес к такой «игре».
Этика и эстетика. Игрушка является значимым участником процесса воспитания. Она должна вызывать добрые чувства и развивать гуманные качества характера. Недопустимы игрушки, способствующие формированию деструктивных качеств: жестокости, агрессии, злости. Кровавые маски, различные монстры и чудища – не лучшие варианты детских игрушек.
История и культура. Отдавая предпочтение покупке той или иной игрушки, подобные аспекты тоже стоит учитывать. Авторские игрушки (куклы, деревянные поделки, различные милые зверюшки) развивают хороший вкус. Ретро-игрушки позволяют прикоснуться к истории своего народа.

Типичные ошибки при выборе детских игрушек

Взрослые довольно часто выбирают для детей игрушки, ориентируясь на свой собственный вкус и личные пристрастия, поэтому совершают ряд типичных ошибок, среди них:
1) Приобретение гигантских плюшевых изделий. Те предметы, которые ребенок не может взять в руки не являются игрушками. Это скорее часть интерьера или же подарок для взрослого;
2) Покупка множества однотипных игрушек. Комнаты современных детей похожи на магазины «Детский мир». А ребенок, тем временем, играет двумя-тремя самыми любимыми;
3) Высокая стоимость и популярность у других детей или их родителей – не лучшие ориентиры для покупки игрушки своему ребенку. Отправляясь за покупками в «Детский мир», стоит обстоятельно обсудить с детьми их предпочтения;
4) Игрушки для детей ни в коем случае нельзя покупать в случайных киосках. Токсичные материалы, плохо закрепленные мелкие части и детали – далеко не полный перечень опасностей, которые могут обернуться серьезными проблемами. Лучше зайти в специализированный магазин, где продавцы могут предоставить сертификаты качества, огромный выбор игрушек мальчикам, игры для девочек, подарки и просто полезные и важные товары для детей.
Итак, «правильная» игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Как выбирать безопасные детские игрушки?

Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.

Правила выбора детских игрушек, по мнению специалистов Роспотребнадзора

Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:
Материал. Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.
Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.
Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.
Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.
Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша.
Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.
Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.
Звук - он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.
Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей - они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.
Возраст ребёнка. При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена.:
Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.
Ведущий.
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в небольшом эксперименте.

Консультация для родителей

Составила воспитатель Чернова Т.В .

«Народные игрушки в жизни дошкольников»

«Кто не знает своего прошлого - тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
- патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
- уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
- уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки.

Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство - писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

Ребенок рос, менялись и игрушки , окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина.

Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки .

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.


Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Матрешки, русские народные куклы -Пеленашки, Мартинички, Столбушки и др., свистульки, глиняные игрушки , деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира.

Игрушки были забавой , они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием которое подходило по сюжету игры.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию.

Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО. Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка.

Задача перед игрушкой и тогда , и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Советская дошкольная педагогика, отмечая большие познавательные возможности игрушки, рассматривает ее как одно из важных средств коммунистического воспитания ребенка. Игрушка прежде всего удивляет малыша, а это чувство, по словам А. М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию.

Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина - в шофера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу» или «летчику» - машина или самолет. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры. «...В ней много воображаемого, условного, «понарошку» , как говорят дети, но переживания играющих всегда искренние, настоящие, и действия их реальны» (1) .

Игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа. Например, игрушечный волк из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» не производит на детей впечатление злого и хитрого зверя. Серая рубашка, яркие красные шаровары, желтые тапочки вызывают улыбку, а сам персонаж - даже чувство симпатии. Поэтому в играх большинство детей изображали волка добрым: он хочет дружить с Красной Шапочкой, читает книжки бабушке, приносит ей в подарок елку, приглашает ее в детский сад на праздник. «Ты не бойся, Красная Шапочка, я тебя не съем,- говорит малыш.- И бабушку твою есть не буду. У меня и зубов-то нет, посмотри!»

По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том случае, если ребенок правильно воспринимает ее образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть. Н. К. Крупская говорила: «Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно... Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые его самостоятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло» (2) . «Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом конкретные задачи воспитания дошкольников, определяет примерный круг необходимых представлений, умений и навыков.

Ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама» , быть «похожим на папу» . Это определяет и тематику игр. Поэтому так велик у малышей интерес к куклами игрушкам, изображающим предметы домашнего обихода.

Постепенно внимание детей начинают привлекать и другие стороны окружающей жизни. С большим интересом малыши присматриваются к труду людей различных профессий: шофера, милиционера, врача; с увлечением смотрят парады войск Советской Армии и физкультурные праздники, проявляют интерес к животным, к различным видам транспорта и т. д. Эти представления отражаются и закрепляются в играх, для развития которых

детям нужны соответствующие образные куклы. Произведения художественной литературы вызывают потребность в игрушках, изображающих персонажей любимых сказок.

Задачи воспитания младших дошкольников, в частности развитие их творческих игр (дети идут от изображения близких, хорошо знакомых им явлений, к более далеким, связанным с расширением впечатлений) , позволяют определить примерную тематику ассортимента образных игрушек и их количество для вторых младших групп детского сада. Повышенная эмоциональная восприимчивость и неустойчивость внимания в младшем дошкольном возрасте требуют особой красочности игрушки, простоты и выразительности ее формы. Большая активность ребенка, постоянная потребность в движении, в действии определяют основное требование к игрушке: она должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, разыгрывая свою роль. Особенно важны для малышей игрушки с отдельными подвижными деталями (куклы с головой, руками и ногами на шарнирах; автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются дверцы, багажник, откидывается кузов) или игрушки, которые можно собирать и разбирать. Следует обратить внимание на величину и количество игрушек разного вида. Наиболее удобны для малышей крупные машины, мишки, куклы и т. д. Вместе с тем для различных построек из настольного строительного материала необходимы предметы небольших размеров.

Важным условием для создания у детей интереса к образным игрушкам является объединение последних в единый комплекс по теме, обеспечивающий отражение определенных жизненных или сказочных событий. В этом случае воображение ребенка получает материальную основу для комбинирования представлений, выполнения разнообразных игровых действий, обогащающих сюжет игры. Комплексность игрушек стимулирует развитие игр детей, позволяет решать важные педагогические задачи формирования игрового творчества. Комплекс игрушек должен иметь единое стилевое оформление.

Для успешного развития игры не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе. В младших группах детского сада стало традиционным располагать игрушки в разных местах групповой комнаты, создавая так называемые игровые уголки: в одном месте устраивается гараж для машин, в другом - домик для животных; выделяется также особый уголок, в котором постепенно накапливаются игрушки для игр в «семью» и «детский сад» . Однако, как правило, создает эти уголки в начале учебного года сам воспитатель без участия детей. Детям разрешается играть с игрушками только в уголке, соблюдая порядок. Но при такой организации «жизни» игрушек не исключается тенденция навязывания темы игры, ограничения творческого подхода к ее сюжету. Поэтому надо тщательно продумать, какие игрушки внести сразу и как их расположить, где хранить остальные и в какой последовательности их вносить позже.

Для успешного развития игры, не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе. Первая встреча с игрушкой должна вызывать у ребенка радостное удивление, желание играть. Поэтому надо тщательно продумать, какие приемы использовать при ее внесении, где и как лучше расположить. Сразу все игрушки предлагать детям неразумно. Создается большое количество раздражителей, отвлекающих и без того неустойчивое внимание ребят, теряется элемент новизны, неожиданности.

В младших группах детского сада целесообразно расположить игрушки в разных местах групповой комнаты: в одном месте устроить гараж для машин, в другом - домик для животных, для кукол выделить особый уголок, в котором постепенно будут накапливаться предметы для игр в детский сад и дочки-матери.

Игровые уголки очень помогают воспитанию организованности и дисциплинированности детей. А. С. Макаренко писал: «Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо» (1) .

Используя разные приемы внесения, можно углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного примения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками; организовать «жизнь» игрушек.

В различных игровых ситуациях одни игрушки несут определенную эмоциональную и смысловую нагрузку (посуда, телефон, стиральная машина, холодильник, телевизор, фотоаппарат и др.) , имеют строго определенное назначение; другие (куклы, животные, машины) наделяются содержанием в зависимости от их роли. Та.к, самосвал обычно служит для перевозки грузов, но по мере необходимости может превратиться в «скорую помощь» , на которой заболевшего мишку везут в больницу. Кукла Машенька может быть просто дочкой, но может быть и школьницей, и главной героиней сказки.

Разная роль игрушек определяет и различные способы их внесения. Если воспитатель знакомит детей с предметами, которые используются в играх по своему прямому назначению, то его задача заключается в том, чтобы закрепить это назначение, напомнить ситуации, в которых эти предметы можно применять. Если же воспитатель вводит игрушки, роль которых широка и разнообразна, то необходимо помочь детям правильно воспринять передаваемый образ, показать варианты различного применения одной и той же игрушки, возможности ее обыгрывания.

Однако развитию игр способствует не только введение новых предметов, но и получение детьми соответствующих знаний об этих предметах и явлениях. Поэтому внесение игрушек нужно осуществлять в тесной связи со всей воспитательно-образовательной работой в группе.

В качестве основных приемов знакомства с игрушками рекомендуются дидактические игры с участием куклы, которую можно назвать любым именем, близким детям; загадывание загадок этой куклой; инсценировки театра игрушек и создание игровых ситуаций.

Главным персонажем при внесении игрушек может служить кукла Андрюша. Этот улыбающийся, обаятельный «мальчик» любит играть, шутить, хочет многое узнать. Детям очень близок Андрюша, так как своими действиями и стремлениями он напоминает их самих (1) .

Первый приход Андрюши в группу должен быть для детей неожиданным. Громко поздоровавшись со всеми, он знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Затем, выйдя на минутку за дверь, Андрюша возвращается с большим, красиво перевязанным пакетом и просит отгадать, что он принес. Так начинается интересная дидактическая игра

«Андрюшины подарки» (из серии игр типа «Чудесный мешочек» ) . Дети пытаются отгадать, что находится в пакете. Когда пакет развернут, малыши видят набор красивой кукольной мебели. Андрюша спрашивает, как каждый предмет называется, для чего он нужен. Дети с удовольствием рассказывают обо всем, что знают. Когда вся мебель рассмотрена, Андрюша спрашивает, где она будет стоять, будет ли у кукол своя комната. И, попрощавшись, уходит, пообещав прийти через несколько дней.

Так в игровой форме, ненавязчиво мысль детей направляется на создание кукольного уголка. «Мы сделаем куклам комнату, чтобы они там жили. У них теперь будет и кроватка, и шкаф, и столик красивый» ,- говорят дети.

Чтобы закрепить вызванный интерес и показать малышам различные варианты оформления кукольных комнат, можно провести экскурсию в другие группы. Во время экскурсии дети замечают, что в кукольных уголках, кроме мебели, имеется пианино, телевизор, холодильник, газовая плита и т. д. Это вызывает у них стремление сделать куклам не только комнату, но и кухню: «А то где же будет газовая плита стоять?» Дети задают воспитателю вопросы («А у нас будет телефон, холодильник? А стиральная машина будет?» ) , которые подготавливают почву для внесения новых игрушек.

В одном из детских садов Москвы, куда Андрюша принес подарки - кукольную мебель, в течение нескольких дней под руководством педагога дошкольники занимались оборудованием комнаты для кукол. Они расставляли мебель, развешивали на окнах занавески, на стенах - картинки; определяли, какие куклы будут жить в этой комнате, где будет спать каждая. С гордостью сообщали родителям, что делают куклам красивую комнату.

Рассказы малышей про Андрюшу, их ярко выраженная радость заинтересовали родителей. Некоторые стали сами предлагать свою помощь. Силами родителей были сделаны различные полочки, вешалки, плечики для кукольных платьев. В оборудованной комнате каждая игрушка имела определенное место. «Как хорошо теперь стало куклам. Красивая у нас комната получилась» ,- радовались дети. Они стали по-иному относиться к игрушкам, старались каждую положить на свое место. По мере накопления детьми знаний и представлений усложнялось и оформление игровых уголков («больницы» , «парикмахерской» , «жилой кукольной комнаты» ) . Велась работа и по развитию навыков культурного обращения с игрушками..

Эстетическое оформление уголков вызывало у детей желание поддерживать порядок. Этому же способствовала оценка воспитателя, высказанная от имени Андрюши. Одобрение Андрюши вызывало у детей чувство удовлетворения, радости. Постепенно они сами научились поддерживать порядок в игровых уголках, стали проявлять нетерпимость к небрежности некоторых ребят, требовали от них аккуратности.

Дидактические игры с участием Андрюши давали хороший воспитательный эффект: они помогали вносить различные игрушки, оборудовать игровые уголки. Кроме того, обогатилось содержание игр, так как представления детей стали более четкими и разнообразными, малыши научились свободнее комбинировать в своей игре различные предметы. Кроме дидактических игр типа «Чудесный мешочек» , могут быть использованы и другие: «Магазин игрушек» , «Дружные ребята» , «Рукавичка» . Первые две игры помогают уточнить представления детей о назначении игрушек. Игра «Рукавичка» (по мотивам русской народной сказки) дает детям возможность усвоить способы действий с новыми игрушками, знакомит с повадками животных: зайчик прыгает, быстро бегает, лисичка хитрит, помахивает хвостом из стороны в сторону, медведь переваливается с боку на бок.

Вызвать интерес к игрушкам, показать одних и тех же персонажей в различных ситуациях помогают инсценировки театра игрушек (например, по сказке С. Преображенского «Мишка болен» , русским народным сказкам «Кот, петух и лиса» , «Три медведя» , «Машенька и медведь» и сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» ) .

При знакомстве детей с новыми сказочными персонажами необходимо учитывать уровень их представлений, от которых зависит выдумка и фантазия, развитие игрового замысла, объединение играющих, комбинирование игрушек при реализации игровой цели. Поэтому показ инсценировок следует проводить после работы по обогащению представлений. Например, ребятам в процессе занятий по развитию речи стали знакомы многие сказки. Воспитатель, желая систематизировать представления детей, сделать их более отчетливыми, яркими, запоминающимися, подбирает игрушки к этим сказкам, показывает инсценировку, после которой дошкольники самостоятельно организуют игру с внесенными атрибутами. Знакомые сказочные образы не оставляют детей равнодушными, побуждают в игре выразить свое отношение к ним.

Систематический показ театра помогает детям установить определенную зависимость между способами действий с игрушками и характером персонажей (мишка ходит неторопливо, вперевалочку, доверчив, медлителен; зайка всего боится, дрожит от каждого шороха, бежит вприпрыжку) , соединить реальные представления со сказочными, вымышленными. Дети при этом не копируют показанные инсценировки, а вносят свои изменения, проявляют выдумку и фантазию, обогащая тем самым сюжет. Следующий прием внесения игрушек - создание игровых ситуаций предполагает активное руководство воспитателя. Игровые ситуации ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, подбирать игрушки для реализации задуманного. Например, кукла Андрюша сообщает в письме, что через два дня в гости к детям приедет его хорошая подружка Аленка. Если ей понравится у ребят, то она останется жить у них. Андрюшино письмо заставляет детей подумать о том, как встретить Аленку, как сделать, чтобы ей понравилось в детском саду. Задача воспитателя - поддержать вызванный у детей интерес к игрушке, к действиям с ней, нацелить их выдумку и фантазию на осуществление задуманного.

Можно оформить и уголок сказки, в котором время от времени будут появляться главные герои сказок; можно создать только игровой фон, подсказывающий сюжет хорошо знакомой сказки. Интересен и такой прием внесения игрушек, как Андрюшины загадки. Цель их - показать детям, как можно использовать одни и те же игрушки в разных игровых ситуациях; формировать нравственные представления детей; учить их правильно оценивать поступки своих товарищей; воспитывать желание поступать хорошо и осуждать дурное.

Например, в группу к детям приходит Андрюша и предлагает отгадать его загадки.

  1. загадка. Андрюша рассказывает: заболела дочка, надо вызвать врача, но папы нет дома, а мама боится оставить ее одну. «Как же можно вызвать врача?» - обращается Андрюша к детям. Он дает возможность им подумать, а затем показывает телефон и спрашивает, сколько нужно аппаратов, чтобы можно было позвонить в больницу. «Правильно, два. Один должен стоять дома, другой - в больнице» . Показывает, как нужно набирать номер и что при этом говорить.
  2. загадка. Андрюша рассказывает детям, как однажды увидел пожар, но не растерялся и быстро сообщил о нем пожарникам. Как он это сделал, ведь пожарная команда была далеко? Дети догадываются, что он позвонил по телефону.

Андрюша спрашивает, какой номер нужно набирать, чтобы сообщить о пожаре. Если дети не знают, отвечает сам. Затем предлагает подумать, в каких случаях еще можно использовать телефон (сообщить, например, о своем приезде, пригласить в гости друзей) .

Внесение новой игрушки значительно обогащает игры детей: по телефону они вызывают врача на дом, сообщают о пожаре, приглашают гостей. Хорошую услугу оказывает эта игрушка при вовлечении в совместные игры робких, застенчивых детей. Игра-загадка «Что такое хорошо и что такое плохо» помогает воспитателю формировать в детском сознании определенные нравственные нормы и представления.

Все дети садятся около стола. Приходит Андрюша, здоровается и говорит: «Сегодня я буду вам загадывать загадки. Я покажу хороших и плохих детей. Если вы увидите хороших, хлопайте в ладоши, а если плохих, то не хлопайте, говорите: «Плохо» . Затем Андрюша садится на стульчик, а рядом, на столе, воспитатель разыгрывает сценки с помощью кукол.

  1. Сидит девочка Таня с игрушкой. Подбегает драчун, выхватывает у нее игрушку и убегает. Таня плачет. Дети кричат: «Плохо!» Если они не сразу реагируют, Андрюша спрашивает, хороший или плохой этот мальчик. Затем к плачущей Тане подходит Саша: «Не плачь, Таня! Вот тебе игрушки, давай вместе играть!» Все дети хлопают.
  2. Сидит растрепанная девочка, к ней подходит Галя: «Почему ты такая растрепанная? Заплети косички, застегни правильно платье и иди гулять» . Девочка-ревушка: «Никуда я не пойду, мне не нравится в саду. У-у-у!» Галя: «Возьми, Таня, молока» .- «Кружка слишком велика! В этой не могу я, дайте мне другую! В этой не желаю, дайте лучше чаю» . Дети кричат: «Плохо!» Андрюша говорит: «Какая капризная девочка-ревушка» .
  3. Саша: «Как мне хочется погулять. Сейчас все уберу и пойду» . Собирает книжки, игрушки, ставит все на место. Дети хлопают. Андрюша: «Правильно, Саша молодец, все убрал, а потом пошел гулять. Ребята, я к вам буду еще приходить, а сейчас давайте все вместе скажем: «Будем делать хорошо и не будем плохо» .

Приемы внесения игрушек, можно чередовать. Если после проведения дидактической игры игрушка используется детьми все же не по назначению, неправильно или редко, то применяется другой прием, например показывается инсценировка или Андрюша загадывает сценку-загадку про эту игрушку.

Целенаправленное использование приемов внесения игрушек помогает комплексно решить целый ряд задач: театр игрушек вызывает у детей положительные эмоции, влияет на их воображение, придает игре нужное направление без навязывания сюжета, показывает разные варианты употребления одних и тех же игрушек; создание игровых ситуаций развивает способность намечать цель игры, подбирать игрушки для реализации задуманного, побуждает проявлять творчество; загадывание сценок, загадок активизирует мыслительную деятельность детей, пробуждает желание искать ситуации, где бы еще можно было использовать игрушку; дидактические игры закрепляют умение использовать игрушку по назначению, а также способы действий с ними.

Таким образом, в играх проявляются те знания и представления, которые были даны детям, те чувства, которые у них воспитаны, а игрушка, в свою очередь, помогает закрепить эти знания, развить и углубить чувства.

Различные приемы внесения игрушек оказывают влияние на развитие игрового замысла, обогащают содержание игр. И если эти приемы сочетаются со всей воспитательно-образовательной работой, то игрушка приобретает важное значение в жизни ребенка, дает широкий простор его воображению, развивает организаторские способности, самостоятельность, возбуждает активность, способствует проявлению коллективистских отношений.

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.

Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть настолько удобной для ребенка, чтобы он мог ей активно манипулировать, разыгрывая свою роль. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку – куклу, о которой можно заботиться: кормить, одевать, укладывать спать. Хорошая игрушка - не обязательно самая красивая. Главное, она должна помогать осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек – ответственное дело.

В наше время мир игрушек многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

1. Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Особое место отводится куклам и фигуркам людей (сказочные человечки, солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.

2. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.

3. Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.

4. Игрушки – забавы. Это могут быть смешные фигурки человечков, животных, персонажей мультфильмов. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

5. Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки. В старшем возрасте дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными играми (хоккей, футбол, бирюльки, бильбоке), овладевают спортивными играми (бадминтоном, кеглями, городками).

6. Театральные игрушки. Относятся к образным игрушкам и служат высоким целям: развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы бибабо), марионетки, тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в своей работе психотерапевты, логопеды, учителя.

7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.

«Антиигрушки»: что это такое и как с ними бороться?

Часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической пользе игрушек. Взрослые помните, если покупать или дарить ребенку часто и много игрушек, то они его не будет так радовать. Ребенок может с легкостью сломать или выбросить игрушку, зная, что ему купят новую.

Часто дети просят родителей купить игрушки, изображающие чудовищ или монстров. Не надо, уважаемые мамы и папы, путать их с персонажами русских сказок! Там встречаются, конечно, драконы и чудовища, но они всегда на стороне зла. А положительные герои – богатыри, например, никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины – скелеты, чудовища и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и на стороне злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших».

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. «Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.

Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.

Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Учите детей играть, использовать предметы – заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.



 

Возможно, будет полезно почитать: